Научная статья на тему 'Актуальные подходы в процессе обучения иностранным языкам в учебных заведениях пожарно-технического профиля'

Актуальные подходы в процессе обучения иностранным языкам в учебных заведениях пожарно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные подходы в процессе обучения иностранным языкам в учебных заведениях пожарно-технического профиля»

5. Узун О. Л. Система профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Актуальные подходы в процессе обучения иностранным языкам

в учебных заведениях пожарно-технического профиля

Саввина А. А.,

Воронежский институт ГПС МЧС РФ, г. Воронеж

Современные социально-экономические изменения в обществе выдвигают новые требования к профессиональной иноязычной подготовке специалистов, поэтому в настоящее время наблюдается рост потребности в изучении иностранных языков в высших учебных заведениях пожарно-технического профиля. Роль иностранного языка как учебной дисциплины особенно повысилась в связи с необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, знающих не только свою специальность, но умеющих работать с литературой на иностранном языке, вести научное исследование, самостоятельно добывать знания и творчески применять их в своей практической деятельности.

Так как коммуникативные потребности специалиста в процессе использования иностранного языка носят прагматический характер, весь процесс обучения должен быть профессионально ориентирован. Это, в свою очередь, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить курсантов использовать новые формы и методы обучения, способные обеспечить формирование необходимых профессиональных качеств будущего специалиста МЧС России. Необходимо отметить, что одним из основных требований современной программы по иностранным языкам для неязыковых вузов является реализация коммуникативного метода обучения. Современная концепция обучения иностранному языку в вузе заключается в создании полноценного базового стандарта и является коммуникативной по цели и технологии обучения, познавательно-развивающей, личностно-мотивированной и дифференцированной по содержанию и методам обучения

Владение иностранным языком занимает важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов в области пожарной безопасности. Иностранный язык является средством расширения профессиональных знаний через изучение иноязычных оригинальных текстов по специальности. Важной задачей при изучении иностранного языка является также совершенствование профессионального опыта курсантов путем изучения деятельности пожарной охраны стран изучаемого языка, что актуализирует, наряду с образовательными целями, воспитательный и культурологический потенциал в процессе обучения. Программа по дисциплине «Иностранный язык» профессионально ориентирована, составлена с учетом специфики работы Государственной противопожарной службы МЧС России. Курс иностранного языка является самостоятельной учебной дисциплиной, изучению которой отводится значительная роль в реше-

нии общеобразовательных задач, повышении интеллектуального и культурного уровня будущего сотрудника ГПС МЧС.

Курс иностранного языка носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Назначение курса «Иностранный язык» в высших учебных заведениях пожарно-технического профиля - продолжить овладение иностранным языком, начатое в средней образовательной школе и заложить основы владения иностранным языком по специальности, реализующиеся в умении работать с общенаучной и профессионально ориентированной литературой, а также участвовать в устном общении, ориентируясь на потребности учебного заведения. В процессе обучения курсантов устному профессиональному общению в учебных заведениях неязыкового профиля возникают следующие проблемы: разный уровень подготовки учащихся высших учебных заведений по иностранному языку, что предполагает наличие дифференцированного подхода к обучаемым; малое количество часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык»; недостаточное количество учебно-методической литературы, отвечающей современным требованиям и содержащая тексты профессиональной направленности.

Владение языком по специальности, обеспечивающим учебно-научное и профессиональное общение, чаще всего рассматривается как вторичное, базирующееся на общем владении иностранным языком. Однако в связи с тем, что в настоящее время отмечается повышенный интерес к изучению языка специальности, издано большое количество учебников и пособий, ориентированных на профессиональное общение. Изучаются такие подсистемы иностранного языка как научный стиль, устная научная речь, лексико-грамматические особенности языка конкретной специальности. Цель изучения языка по специальности -обеспечить необходимый уровень коммуникативной компетенции. Начиная изучать язык специальности, учащиеся сталкиваются с текстами непривычно больших объемов, содержащими большое количество единиц незнакомой профессиональной лексики и сложные грамматические структуры.

Преподавание иностранного языка является действенным средством формирования личности обучаемого: иностранный язык непосредственно влияет на умственное развитие, значительно расширяет кругозор, способствует повышению общего культурного уровня. Изучение дисциплины «Иностранный язык» в учебных заведениях пожарно-технического профиля служит для формирования у обучаемых качеств, определенных квалификационными характеристиками специалистов. Основной целью его изучения становится обучение иностранному языку как реальному средству общения между специалистами разных стран. Иностранный язык обладает богатым набором методических средств, которые способствуют формированию общих умений и навыков, необходимых обучаемым в их будущей профессиональной деятельности. Развитие всех языковых навыков (чтение, говорение, письмо и аудирование) приобретает профессионально ориентированный характер. Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения способствует расширению кругозора и повышению профессиональной компетенции будущих специалистов.

Таким образом, обучение иностранному языку в пожарно-технических учебных заведениях следует рассматривать как средство передачи курсантам социально и профессионально значимой информации, обработки навыков использования иноязычных источников в своей профессиональной деятельности, а также как средство подготовки будущего специалиста к непрерывному образованию. В этой связи возникает необходимость увязывать обучение иностранным языкам с будущей профессией курсантов. Рекомендуется, как можно раньше начинать учитывать специализацию в процессе обучения иностранным языкам (по окончании вводно-коррективного курса) и проводить ее систематически в течение всего курса обучения. Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе двух видов деятельности: чтении и устной речи. При этом важно, чтобы курсанты овладели, прежде всего, профессиональной лексикой. В целях успешного решения этой проблемы преподавателю необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации. Отобранная лексика по специальности должна быть усвоена как для устной, так и для письменной коммуникации.

Наличие лингвистических знаний дает возможность будущему специалисту МЧС России быть в курсе всего нового, что издается в профессиональной области, вооружает его достижениями мировой науки, способствует использованию их в своей практике.

Библиографический список

1. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1990.

2. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам в неязыковых учебных заведениях. - М.: Русский язык, 2008.

3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — Москва, 2004.

Государственные механизмы подготовки офицерских кадров

в системе гражданской защиты Украины

Садковой В. П., Домбровская С. Н.,

Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Основой любого общественного прогресса в мире является образование. Этот вывод согласуется с общемировыми и европейскими тенденциями развития современного общества, в котором образование становится одной из приоритетных отраслей экономики. В соответствии с растущими потребностями развития общества, особенно в обеспечении национальной безопасности и устойчивого экономического развития, страны стали больше уделять внимания эффективности и качества подготовки профессиональных кадров в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.