УДК 81'276.6 З. Б. Долгих
ст. преподаватель кафедры португальского языка переводческого факультета МГЛУ; e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
В статье предпринимается попытка осветить актуальные подходы исследования градуальных значений, рассматриваем градуальность как комплексный и всеобъемлющий феномен.
Современные ученые уделяют значительное внимание коммуникативной, или прагматической, функции исследуемых категорий, включая воздействующую и регулятивную. В рамках когнитивной лингвистики весьма плодотворными представляются исследования как универсальных, так и специфических категорий и механизмов, существенных для конструирования национально-культурной реальности и осуществления межкультурной коммуникации. Градуальность как универсальная языковая категория давно находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Предпосылками ее изучения в лингвистике можно считать исследование компаративности, базирующейся на механизмах сравнения.
Ключевые слова: градуирование; градация; градуальная операция; лексико-грамматический класс; градуальность; показатель градуальности; семема; интенсивность признака; мера; степень; градуаторы.
Dolguikh Z. B.
Senior Lecturer, Portuguese Language Department, MSLU; e-mail: [email protected]
CURRENT APPROACHES TO THE STUDY OF GRADUAL MEANINGS
In this article we describe and analyse some actual approaches to the graduality studies, since this category happens to be a comprehensive and a complex phenomenon.
Modern scientists have paid much attention to the communicative or pragmatic function of the studied categories, including impact and regulatory functions. Within the framework of cognitive linguistics the studies of both, universal and specific categories and mechanisms, are happen to be very fruitful and essential for the construction of national and cultural reality of the cross-cultural communication. The category of graduality as a universal language category has been the focus of both domestic and foreign linguists for a long time. A study of comparison, based on the mechanisms of comparison can be seen as one of the preconditions for the graduality study.
Key words: graduality; gradation; graduality/gradual operation; lexico-grammatical class; index of graduality; sememe; intensity of sign; measure; degree; graduators.
При описании факта языка и речи исследователи неизбежно апеллируют к его лингвистической природе. Только самым четким образом очерченный языковой статус явления позволяет нам судить как о его структуре, так и соотношении с другими языковыми фактами, а также его функциях. В случае с градуальностью можно говорить о том, что процесс определения данного явления во многом осложняется тем, что оно представляет собой комплексный феномен, имеющий в основе когнитивный базис и отражающий фундаментальные свойства человеческого мышления. Существование постоянно меняющегося материального мира, объекты которого находятся в непрерывном движении, создает предпосылки языкового градуирования. В основе данного явления лежит способность человеческого мышления вычленять из объективной действительности какие-либо относительно равные и пропорциональные части и анализировать как количественные, так и качественные изменения, происходящие с объектом [10].
Интерес к градуированию как к лингвистическому явлению связан в основном с тем, что оно дает возможность языку отражать реальность в постоянном изменении и развитии, а также в динамике. Это явление совершенно справедливо считается воплощением таких философских категорий, как количество, качество, мера, степень.
Хотя первенство в исследовании данной проблемы принадлежит американскому лингвисту Э. Сэпиру [21], рассмотревшему вопрос градуирования и определившему группы слов, которые относятся к тому или иному типу градуирования, - предпосылки этого явления зародились в Античности.
В труде Аристотеля «Категории», помимо категории количества, было выделено так называемое соотнесенное - категория, позволяющая сравнивать объекты друг с другом [1, VII]. Таким образом, Аристотель не только затронул вопрос о механизме градуирования, но также вычленил категории слов, которые могут быть подвергнуты градуированию, т. е. определил собственно объект градуирования. В первую очередь к подобным категориям была причислена категория качества. Аристотель утверждал, что качества допускают большую или меньшую степень, а также обнаружил, что такие категории, как действие и претерпевание (состояние) также «способны допускать себе противоположность и употребляться в большей или меньшей степени» [там же, VIII].
Предпосылками к изучению категории градуальности в лингвистике можно считать исследование категории компаративности,
включающей механизмы сравнения и степени сравнения как отражение процесса сравнения. На материале русского языка подобные исследования проводились такими учеными, как Н. И. Греч, А. Х. Вос-токов, Г. П. Павский, К. С. Аксаков, А. М. Пешковский и другими. В XIX в. были достигнуты существенные успехи не только в описании степеней сравнения, критериев их выделения в рамках различных частей речи, но и в установлении так называемого эталона сравнения, т. е. понятия нормы. К XX в. категория компаративности была достаточно хорошо изучена, были сформулированы параметры степеней сравнения у различных частей речи, а также подробно рассмотрено понятие нормы сравнения. Можно сказать, что был сделан важный шаг, приближающий науку к постижению феномена градуальности.
Понятие «градуальность» впервые было введено Н. С. Трубецким при установлении оппозиционных отношений в фонологии. При этом акцент делался на разную степень проявления одного и того же признака.
Важным шагом в сфере рассмотрения феномена градуальности стало появление в 1944 г. знаменитого труда Э. Сэпира «Градуирование. Семантическое исследование», в котором была предпринята попытка не только рассмотреть градуальные отношения с различных сторон, но и выделить такие ключевые понятия, как точка отсчета (или норма) при градуировании, градуальная шкала, полюса градуальной шкалы. Прежде всего, и с этим нельзя не согласиться, Сепир утверждал, что «...градуирование как психологический процесс предшествует измерению и счету...» [21]. Следовательно, если какое-то свойство, качество, мера, степень имеет количественную характеристику, оно может быть градуируемо. Э. Сэпир выделил логический, психологический и лингвистический типы градуирования, в пределах каждого из которых различал несколько подтипов. Безусловной заслугой ученого можно считать и привлечение к изучению градации эмоционального компонента. «...Даже простые градуаторы "больше чем" и "меньше чем" связаны обычно в конкретном контексте с выражением определенных эмоций... » [там же, с. 60]. Исследователь справедливо заметил, что языковые явления находятся в очень тесной связи с эмоциями: «...реальные языковые формы никогда не выражают просто статичные, эмоционально нейтральные понятия и суждения, а выражают классы понятий и суждений, в которых ядерные элементы, допускающие логическое
определение, окрашены непризнанными динамическими и эмоциональными определениями...» [21, с. 71].
Вслед за публикацией труда Э. Сэпира стали появляться работы, посвященные исследованию градуальных характеристик прилагательных, существительных, глаголов, «градуальных» и «неградуальных» слов, а также других частных вопросов, непосредственно связанных с процессом градуирования.
Изучением градуальности как семантической категории занимались такие ученые, как Н. Д. Арутюнова, Е. М. Вольф, Ю. Л. Воротников, Е. А. Поцелуевский, А. А. Ховалкина и другие. При этом категорию градуальности трактовали и как логико-семантическую, и как лексико-семантическую, и как лексико-синтаксическую, а также включали ее в состав коммуникативно-прагматической категории усиления. Кроме того, в русистике и германистике к градуальности обращались в связи с изучением сочинительных союзов [2; 4; 8; 16; 20; 22; 23].
В ряде работ (например таких лингвистов, как М. В. Бондарен-ко, С. М. Колесникова, Н. В. Халина и др.), посвященных категории градуальности, исследовался достаточно большой пласт лексики, закрепленной за различными частями речи. Необходимо отметить, что частные вопросы, касающиеся градуирования, так или иначе рассматривались лингвистами, в то время как попытки изучения данного явления в комплексе делались лишь немногими.
Достаточно подробно структура ситуации градуирования была разработана Н. Д. Федяевой. Согласно точке зрения автора, в ситуации градуирования должны быть выделены субъект градуирования, объект градуирования, градуальный признак, шкала градации [24]. Приписывая градуальности статус лексико-семантической категории, Н. Д. Федяева считает, что данная категория характеризуется структурой «поля», ядром которого выступают степени сравнения и наречия меры и степени [там же, с. 18].
В этой связи исследователем А. Б. Ивановой было замечено, что категория градуальности имеет несколько полей, одно из которых (макрополе градуирования) представляет собой систему разноуровневых языковых средств, использующихся для выражения высокой или же низкой степени проявления признака предмета [9].
Весьма детальные исследования категории градуальности на материале русского языка проводились в работах С. М. Колесниковой.
В них была предпринята попытка выявления классов слов, допускающих градуирование, установления закономерностей построения градуальной шкалы в композиционном плане (положение нормы и полюсов). Градация рассматривалась автором как включенное в объем синонимии и антонимии явление с определенной структурой, где ядро представлено нормой, а на периферию выходят количественные модификации признака; чем больше модификации отклонены от нормы, тем дальше от ядра они располагаются. Каждая из частей речи представляет, по мнению С. М. Колесниковой, микрополе в пределах поля категории градуальности. Несмотря на то, что категория гра-дуальности не рассматривалась С. М. Колесниковой как особый тип парадигматических отношений в лексике, в ее работах были установлены средства и способы выражения данной категории у различных частей речи, что, несомненно, является определенным достижением в изучении данного феномена [11; 15].
Работой, заслуживающей особого внимания, можно назвать диссертационное исследование М. В. Мезениной «Градуальность в парадигматике лексики немецкого языка» [17]. В этом труде были рассмотрены механизмы градуирования, вычленены компоненты семного состава, позволяющие градуировать лексические единицы (качественная и количественная семы), были установлены типы градуальных шкал в зависимости от влияния на них субъекта и объекта градуирования. Исследователи градуальности единодушны в том, что большинство слов языка могут выражать значение градуирования, которое «заключается в передаче меры степени, меры действия, меры качества в сопоставлении с нормой (точкой отсчета)» [10; 25].
В рамках изучения градуальности весьма примечательным является исследование Е. И. Шейгал [26]. Автор считает, что «прилагательное как сугубо признаковая часть речи имеет специально предназначенную для обозначения степеней признака грамматическую категорию степеней сравнения, у него легче выявить градуальность. Считается, что градуальными являются качественные прилагательные, а относительные - нет. Однако в силу подвижности грани между качественными и относительными прилагательными относительные также обладают оттенком качественности» [26]. Градуальность глагола, по мнению Е. И. Шейгал, обусловлена тем, что «в его семантике наличествует качественный, квалификативный компонент, который в дефиниции глагола может быть представлен качественным
прилагательным; именем качества, т. е. существительным, коррелирующим с качественным прилагательным или причастием; наречием образа действия [26]. Важным моментом в этих рассуждениях является мысль о том, что одним из формирующих смысл «градуальность» является семантический фактор.
Аналогичной точки зрения придерживается М. В. Бондаренко. Автор, анализируя материал французского языка, говорит о том, что градуированию могут быть подвержены «лексические единицы, обозначающие объекты, признаки, состояния, которым изначально присуща изменяемость» [5]. Таким образом, в лексическом значении единицы присутствует некоторый квалитативный компонент, который создает предпосылки для градуирования. Актуализация градуального смысла осуществляется в том числе за счет связывания различных лексических единиц с теми или иными градуаторами, показателями градуальности, которые модифицируют лексическое значение опорного компонента.
Интересным исследованием явилась работа А. В. Щербакова, который подробно осветил логическую основу градуирования и использовал термин «градуальность» для обозначения семантико-грамматических и логико-грамматических явлений, а термин «градация» - для описания стилистической или риторической реалии [27]. Несмотря на то, что в своем исследовании автор представил градацию прежде всего в качестве стилистического приема, который строится на отклонении от речевой нормы и взаимодействует с другими стилистическими средствами, - в его работе была также сделана попытка комплексного описания категории градуальности с точки зрения его структурных разновидностей и стилистических функций. Кроме того, ценным результатом исследования А. В. Щербакова явились рассмотренные вопросы соотношения градации с явлениями синонимии и антонимии, а также взаимодействия градации с другими категориями, такими как экспрессивность, интенсивность, оценочность, образность и эмоциональность [там же].
В последние годы центр лингвистических исследований смещается от изучения отдельных единиц к изучению дискурса -интегрального образования, мыслекоммуникативной деятельности, выступающей как совокупность процесса и результата и влияющей на выбор языковых средств в результате порождения высказывания [18]. Ученые отходят от общих принципов устройства абстрактного
языка, уделяя пристальное внимание тому, как и для чего оперирует языком его конкретный носитель в процессе порождения и восприятия текста, какие коммуникативные стратегии реализуются за счет использования тех или иных операциональных средств. В связи с этим многие исследователи все чаще стали признавать, что за градуированием стоит сложная структура знания, которая выявляется посредством анализа его когнитивных основ.
Когнитивная обработка информации, поступающей к человеку, происходит как в процессе понимания, так и во время дискурса порождения высказывания. По сути, операция градуирования является одним из механизмов переработки информации, заложенной в высказывании. В этом ключе необходимо отметить работы И. В. Назаровой, которая выявила модусный (оценочный или интерпретирующий) характер категории градуальности и ее многоаспектность в содержательном плане, по-новому переосмыслив категорию градуальности и вплотную подойдя к освещению градуирования именно как к когнитивной операции. «Градуальные отношения не могут возникать произвольно. Они являются результатом оценочно-интерпретирующей деятельности человека. При этом семантика различных частей речи создает предпосылки для процессов градуирования и модификации лексического значения единиц» [19]. Градуирование при таком рассмотрении обеспечивает «возможности различной интерпретации говорящим того или иного концептуального содержания и формирования на основе этого отдельных смыслов» [3, с. 313].
Когнитивный контекст градуальности создается за счет взаимодействия различных концептуальных областей. Концепт «градуаль-ность» лежит в основе анализируемого нами явления. Обращение к категории градуальности под таким углом зрения нам кажется весьма перспективным и продуктивным, так как позволяет представить и рассмотреть процесс градуирования как когнитивную операцию, структурирующую знания и базирующуюся на определенных когнитивных принципах и механизмах. В качестве когнитивных механизмов, обеспечивающих градуирование проявляемых объектом свойств, служат профилирование и шкалирование. Под профилированием понимается выделение определенной характеристики оцениваемого явления или предмета, которая впоследствии отмечается как доминирующая на фоне других [28]. Шкалирование предполагает выявление
информации о выраженности у объекта тех или иных качеств и соотнесение любого изменения в объекте с определенной точкой
на шкале [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Категории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/kategorii.txt.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Болдырев Н. Н. О диалектном концепте в когнитивной системе языка / Н. Н. Болдырев, В. Г. Куликов // Известия РАН. - Т. 65. - 2006. - № 3. (Литература и язык). - С. 3-13.
4. Болинджер Д. Истина - проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М. : Наука, 1977. - С. 23-43.
5. Бондаренко М. В. Градуальность как свойство лексики и основание для построения лексической парадигмы (на материале французского языка): дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2001. - 138 с.
6. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
7. ГоршковаН. Н. Градуальная семантика фразеологических единиц со значением страха. Текст // Русское слово: диахронический и синхронический аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Орехово-Зуево. -2003. - С. 146-148.
8. Земский A. M. Русский язык: в 2 ч. - Ч. 2: Синтаксис / A. M. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев ; под ред. В. В. Виноградова. - 13-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 224 с.
9. Иванова А. Б. Функционально-семантическое макрополе градуирования качества в современном английском языке: дис. ... канд. филол.наук. -Нижний Новгород, 2002. - 196 с.
10. Кирьян А. Д. Градация как способ организации лексико-семантической группы (качественные прилагательные со значением характеристики человека в современном русском языке): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - M., 1981. - 22 с.
11. Колесникова С. М. Способы выражения категории градуальности в современном русском языке. - Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсентьева, 1994. - 90 с.
12. Колесникова С. М. Роль частицы в выражении категории градуально-сти // Русский язык: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. -М. : МПУ, 1995. - С. 112-117.
13. Колесникова С. М. Категория градуальности в современном русском языке. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1996. - 140 с.
14. Колесникова С. М. Понятие градуирования в языкознании. - Саранск: Морд. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсентьева, 1994. - 40 с.
15. Колесникова С. М. Градуальная оппозиция в области антонимии и синонимии // Русский язык: синхрония и диахрония. - М., 1993. -С. 93-101.
16. Ляпон М. В. Грамматика самооценки // Русский язык: проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке: Виноградовские чтения, XIX XX ; отв. ред. М. В. Ляпон. - М. : Наука, 1992.- С. 75-89.
17. Мезенина М. В. Градуальность в парадигматике лексики немецкого языка: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1991. - 260 с.
18. Минка А. Н. Прилагательные со значением степени и дискурсивное варьирование их градуальных признаков (на материале текстов русского и английского языков) : дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2005. - 149 с.
19. Назарова И. В. Наречия как средства репрезентации категории градуальности в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. -Тамбов, 2009. - 182 с.
20. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 544 с.
21. Сэпир Э. Градуирование // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 16. Лингвистическая прагматика.- М. : Прогресс, 1985. - С. 43-78.
22. Сущинский И. И. Система средств выражения высокой степени признака (на материале современного немецкого языка): дис. ... канд. филол. наук. -М., 1977. - 237 с.
23. Федорова И. Р. Модальность возможности в современном русском языке: учеб. пособие. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. - 85 с.
24. Федяева Н. Д. Языковой образ среднего человека в аспекте когнитивный категорий градуальности, дуальности, оценки, нормы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - 2003. - 24 с.
25. ХалинаН. В. Категория градуальности в словоформе, слове, тексте: авто-реф. дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 1997. - 58 с.
26. Шейгал Е. И. Градация в лексической семантике. - Куйбышев : КГПИ им. В.В. Куйбышева, 1990. - 95 с.
27. Щербаков А. В. Градация как стилистическое явление современного русского литературного языка : дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2004. -229 с.
28. Langacker R. W. Foundations of Cognitive Grammar. - Vol. 1 [Text]. -Stanford, Calif. : Stanford University Press, 1987. - 516 p.