Научная статья на тему 'Актуальные направления совершенствования математических знаний студентов в системе непрерывной профессиональной подготовки'

Актуальные направления совершенствования математических знаний студентов в системе непрерывной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / FUNDAMENTAL MATHEMATICAL EDUCATION / SYSTEM OF STUDENT ADAPTATION / TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL DIRECTIONALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абанина Татьяна Ивановна

Проводится анализ причин недостаточно качественных математических знаний студентов. Рассматриваются пути совершенствования фундаментальной математической подготовки в технических вузах на основе системы адаптации первокурсников, технологии профессиональной направленности обучения и привлечения студентов младших курсов к науно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абанина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual directions of improvement of mathematical knowledge of students in the system of permanent professional education

The analysis of causes of insufficient quality mathematical knowledge of students of technical colleges. There are formulated some problems which must be solved for the improvement of the quality of fundamental mathematical education in a technical university. It is introduced a notion of the system of adaptation of the first year students for studying high mathematical course. Elements of the realization of the adaptation system are described and main goals of this system are formulated. It is defined a technology of professional directionality of education in the fundamental mathematical preparation in colleges. It is described a content of the technology of the professional directionality of teaching mathematics which consists of regular demonstration of tasks, examples and models connected with the future professional work of students. It is given some results of the experiment of using in some colleges the technology of the professional directionality in mathematical education. It is analized the results of surveys on different steps of using the system of the professional directionality of education which are devoted to the level of students motivation to study high mathematics. It is supposed to involve undergraduate student into research projects in mathematics as one of the directions to improve fundamental mathematical education.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления совершенствования математических знаний студентов в системе непрерывной профессиональной подготовки»

Актуальные направления совершенствования математических знаний студентов в системе непрерывной профессиональной подготовки

Т. И. Абанина

Непрерывная профессиональная подготовка специалиста начинается с самых первых дней обучения в высшем учебном заведении, для студентов технических вузов - непосредственно с изучения базовых дисциплин: высшей математики и физики. Без прочных математических знаний, как известно, невозможно стать компетентным, высококвалифицированным и конкурентно способным специалистом.

Но статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время уровень математических знаний студентов не слишком высок. Значительная часть неудовлетворительных экзаменационных оценок первокурсников приходится именно на математические дисциплины. Поэтому исследование причин такого положения дел и определение направлений эффективного повышения качества фундаментальной математической подготовки (ФМП) в вузе - актуальные задачи современной высшей школы, и не только российской [1], [2]. Автором проводились исследования, посвященные решению сформулированных задач, в ряде высших учебных заведений РФ [3], [4]. Было установлено, что среди причин недостаточно успешного изучения высшей математики главными являются следующие пять:

- состояние фрустрации (сложное психологическое состояние), которое испытывает 93% первокурсников;

- слабая школьная подготовка;

- высокая степень абстрактности самой математики;

- отсутствие интереса к учебе вообще;

- неподготовленность к обучению в высшей школе и, в частности, отсутствие умений организовывать свою самостоятельную работу.

Без сомнения, велика роль куратора учебной группы [5]. Именно он, в первую очередь, призван помочь студентам преодолеть то временное сложное психолого-эмоциональное состояние, которое они испытывают в первые месяцы обучения. Но одному куратору справиться невозможно, необходима помощь всех преподавателей, работающих с учебной группой. Была разработана и реализована в учебном процессе система адаптации первокурсников, включающая ряд мероприятий: 1) проведение (в сентябре-октябре) серии бесед-семинаров по организации самостоятельной работы студентов, по отработке навыков работы с учебной литературой, со своими же конспектами и т.д., 2) выявление слабо подготовленных по школьной математике студентов и организация для них дополнительных консультаций, 3) тренинг по повышению эмоциональной устойчивости во время сессии и некоторые другие.

Основными целями системы адаптации являются: психологическая помощь и поддержка в трудной ситуации, формирование ответственности, повышение уверенности в себе и мотивации к учебе. На необходимость проведения адаптационных мероприятий со студентами - первокурсниками указывает и автор статьи [6].

Часто студенты спрашивают: «Зачем изучать математику?», «Зачем инженеру-строителю математика?» и т.д. Такие вопросы подтверждают отсутствие интереса к изучению математики. Возникают они из-за того, что студенты младших курсов еще не могут осознать важность и полезность математических знаний для решения самых разнообразных профессиональных задач, для проведения расчетов и исследований, хотя действующие стандарты высшего профессионального образования разрабатывались с привлечением специалистов-практиков с целью максимально приблизить подготовку специалистов к нуждам жизни и производства [7]. Но на первоначальном этапе обучения студентам невозможно заметить, что, например, будущим архитекторам и будущим экономистам преподают разную в некотором смысле высшую математику,

причем делают это тоже по-разному. Поэтому возникло предположение о том, что технология профессиональной направленности ФМП может повлиять на качество математических знаний обучаемых на основе повышения мотивации к изучению математики. Реализуется профессиональная направленность обучения в системе ФМП посредством достаточно регулярного рассмотрения на занятиях по математике специальных прикладных задач и моделей, связанных со специальностью обучаемых.

Для проведения исследования влияния профессиональной направленности ФМП на качество математических знаний студентов был проведен следующий эксперимент. Два приблизительно равных по сложности и объему учебного материала блока дисциплины «Математика» были проведены по-разному. Первый без технологии использования профессиональной направленности обучения, второй - на основе этой методики. При этом все другие технологии обучения (наглядность, регулярность контроля учебной работы студентов и т.д.) применялись в одинаковых объемах.

После изучения обоих блоков проводились тестирования всех экспериментальных групп студентов по тестам, содержащим одинаковое количество как теоретических, так и практических заданий приблизительно равной сложности. Полученные результаты были обработаны с помощью критерия Вилкоксона. Оказалось, что использование профессиональной направленности при изучении математики улучшает качество знаний приблизительно на 12-15%.

Кроме того, анкетирования студентов, проведенные трижды, подтвердили предположение о том, что профессиональная направленность ФМП способствует повышению интереса к изучению математики. Трижды студентам был предложен один и тот же вопрос: «Считаете ли Вы, что изучение курса высшей математики необходимо для Вашей качественной

профессиональной подготовки?» и каждый раз предлагалось выбрать один из следующих вариантов ответа: 1. Да; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить.

Первое тестирование проводилось до использования профессиональной направленности ФМП, второе - в ходе ее применения, третье - после реализации этой системы по всей теме. При первом опросе первый вариант ответа выбрали лишь 40% всех студентов, при втором -около 67%. При третьем тестировании 96% студентов выразили уверенность в том, что математические знания им необходимы для дальнейшей подготовки по выбранной специальности.

Эффективным, на наш взгляд, направлением повышения качества математической подготовки студентов является их привлечение к исследовательской работе с самого начала обучения. Сделать это можно в рамках, например, кружка углубленного изучения математики. Автором в качестве эксперимента предлагалось нескольким студентам вторых курсов изучить понятия, введенные в работах [8], [9], получить самостоятельно некоторые несложные свойства рассмотренных понятий, затем выступить с докладом на семинаре. Такая работа вызвала огромный интерес у успешно обучающихся студентов, которые в будущем смогут стать аспирантами вуза.

Оценки качества компетенций и знаний студентов, выработанные в результате изучения какой-то дисциплины или даже какой-то отдельной темы, можно оценивать по-разному, например так, как предложено в работе [10]. Автором также была разработана специальная система оценки качества математических знаний студентов, которая подтвердила значительное положительное влияние всех рассмотренных направлений повышения качества ФМП в вузах.

Литература:

1. F. Quinn. A revolution in Mathematics? What really happened a century ago and why it matter today // Notices Amer. Math. Soc. 2012. Vol. 59, Issue 1. - P. 31-37.

2. P. Kent, R. Noss. Mathematics in the university education of engineers. Lon-

don: The Ove Arup Foundation, 2003. - 44 p.

3. Абанина Т.И. Моделирование фундаментальной математической подго товки в высших военных учебных заведениях [Текст] // XVI международная конференция «Математика. Экономика. Образование», г. Новороссийск. 27.05 - 03.06.2008г .-Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. - С.124.

4. Абанина Т.И. О моделировании фундаментальной математической подготовки в вузе [Текст] // Сборник трудов VI Международной научной конференции «Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий» (ПМТУККТ-2013), г. Воронеж, 1016 сентября 2013г. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. - С. 3-5.

5. Л.Н. Зайнуллина. Основные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы.[Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона». 2013 №1.- Режим доступа: http:www.ivdon.ru/magazine/ archive/n1y2013/1514 (доступ свободный) - Заглав. с экрана. - Яз. Рус.

6. Е.С. Дорохина, А. А. Хорошко. Реализация программы академической и социальной адаптации студентов 1 курса в техническом ВУЗе. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона». 2013. №1. - Режим доступа: http:www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1572 (доступ свободный) -Заглав. с экрана. - Яз. Рус.

7. Н.В. Посупонько. Конкретика в профессиональной подготовке инженера. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона». 2013 №1. - Режим доступа: http:www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1582 (доступ свободный) - Заглав. с экрана. - Яз. Рус.

8. Абанина Т.И., Драгилев М. М. О двукратных абсолютных базисах [Текст] // Математические заметки, 1985. Т. 38, №1.- С.120-131.

9. Т.И. Абанина. Свойства f-выпуклых множеств [Текст] // Научное обозрение. 2012. Вып. 6. - С.84-86.

10. Т.Н. Ларина, И.Н. Елисеева. Оценка уровня компетенций студента на

основе модели Раша. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона». 2012. №4 (часть 1). - Режим доступа: http:www.ivdon.ru/magazine/archive/ п4(1)у2012/1093 (доступ свободный) - Заглав. с экрана. - Яз. Рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.