ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.14(045)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ БАКАЛАВРА МАТЕМАТИКИ КАК ОСНОВА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Н. И. ЛЕОНОВ*, Н. А. БАРАНОВА**, Т. М. БАННИКОВА**
*Удмуртский государственный университет, кафедра социальной психологии и конфликтологии **Удмуртский государственный университет, кафедра алгебры и топологии e-mail: [email protected]
Леонов Н. И., Баранова Н. А., Банникова Т. М. - Индивидуальная образовательная траектория бакалавра математики как основа самообразовательной деятельности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 692-694. - На примере математического факультета Удмуртского госуниверситета рассматривается возможность формирования у студентов бакалавриата готовности к самообразовательной деятельности в процессе реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, индивидуальная образовательная траектория.
Leonov N. I., Baranova N. A., Bannikova T. M. - Individual educational path of a bachelor in mathematics as basis for self-educational activities // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 692-694. -
Using the example of math faculty of the Udmurt State University the paper touches possibilities and willingness of bachelor’s programme students for self-educational activities while realizing their specific educational paths.
Key words: self-educational activities, individual educational path.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед высшей школой задачу подготовки выпуск-ников,способныхбыстро ориентироваться визменяю-щихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике длярешенияразнообразныхпрофессиональныхзадач, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. Проблемам организации самообразовательной деятельности студентов посвящены работы А. Я. Айзенберга, О. Л. Карповой, Г. Н. Серикова, П. И. Пидкасистого,
О. И. Яныгиной и др.
В этих исследованиях раскрываются сущность, структура самообразовательной деятельности, рассматриваются педагогические условия и способы раз-витияустудентовспособностиксамообразованию [2].
Проведенные нами опросы студентов и преподавателей свидетельствуют о том, что способность выпускника вуза к самообразованию понимается ими как один из результатов любого высшего образования и фундаментального математического образования в частности.
Математическое образование имеет свои особенности и специфику. В процессе математического образования у студента бакалавриата формируются основные методы исследований - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогия и аксиоматический метод. Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей могут быть реальным результатом математического образования при условии его эффективной организации [3].
Процедура поиска оптимального пути обучения математике вступает в противоречие с психофизиологическими возможностями восприятия человека. В связи с этим возникает проблема адекватной структуризации логического поля в соответствии с закономерностями восприятия, памяти и мышления, что приводит к необходимости индивидуализации ма-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
тематического образования, которая будет являться основойсамообразовательнойдеятельностибакалавра математики.
Более того, мы констатируем новый этап в развитии системы образования, означающий тотальный выходобразовательногопроцессазарамкиконкретно-го учебного заведения. Становятся общедоступными лучшие мировые образцы преподавания тех или иных дисциплин, готовые курсы, программы ициклы, позволяющие компоновать учебные планы индивидуально и независимо от реальной мобильности учителя и ученика. Надежность систем дублирования и сохранности информации становится абсолютной, практически такой же, как возможность удаленного доступа к по-истине неисчерпаемым ресурсам мировых библиотечных фондов, информационным базам данных, экспериментальному оборудованию и научным результатам лидирующих лабораторий и институтов. Образование в этом контексте представляется, в первую очередь,какпространствовсевозможныхресурсовдля собственного образовательного движения. Главной целью образования в этом случае является научение человека максимальному использованию различных ресурсов для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. При этом персональный путь реализации личностного потенциала обучаемого в образовательном процессе будет пониматься нами как индивидуальная образовательная траектория [1].
При этом индивидуальная образовательная траектория понимается нами как результат реализации личностного потенциала студента в образовании через осуществлениесоответствующихвидовдеятельности, в процессе которых студенты бакалавриата имеют целью реализовать следующие права и возможности:
• право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, занятии;
• право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий;
• право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым дисциплинам на семестр или курс;
• право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;
• превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам.
Процесс построения индивидуальной образовательной траектории бакалавра математики на математическом факультете ГОУВПО «Удмуртский го-суниверситет» начинается на первом курсе. В течение сентябрявместоосновныхматематическихдисциплин студенты первокурсники изучают курс элементарной
математики, основной целью которого является ликвидация пробелов школьного математического образования.
В процессе такой интенсивной подготовки сту-денты-первокурсникиполучаютвозможность:опреде-лить индивидуальный смысл изучения математики; ставить собственные цели в изучении конкретных тем или разделов математики; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те навыки учебной деятельности, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осо-знаватьполученныерезультаты;осуществлятьоценку и корректировку своей деятельности.
В рамках курса «Основы самообразовательной деятельности» куратором группы проводится диагностика личностного потенциала студента, формируются основные учебные умения и навыки, вырабатывается индивидуальный стиль учебной деятельности.
К концу первого семестра первокурсники обладают информацией о своих математических способностях, осознают необходимость самообразовательной деятельности для успешности дальнейшего обучения, что положительно сказывается на результатах первой сессии.
На основе анализа своих потребностей и возможностей студентам-первокурсникам в течение первого года обучения необходимо выполнить курсовые проекты по основным математическим дисциплинам: «Алгебра», «Математическийанализ».Впроцессевы-полнения этих проектов первокурсник знакомится с преподавательским составом выпускающих кафедр, с основными научными направлениями кафедр. Курсовые работы бакалавров отличаются не только выбранными темами курса, но и характером исследования. Одни студенты выбирают пройденные темы для более углубленного изучения дисциплины, другие рассматривают возможность использования информационных технологий для визуализации математических понятий,третьипроводятсамостоятельноеисследова-ние, пытаясь решить ту или иную новую для них математическую задачу и т. д.
Основной акцент индивидуальной образовательной траектории делается на организацию индивидуализированной самостоятельной работы. В процессе организованной под руководством преподавателя такой индивидуализированной самостоятельной работы, появляются основания для разработки индивидуальной образовательной траектории изучения дисциплины или всей образовательной программы, устанавливается индивидуальный план учебной деятельности и график выполнения заданий и самостоя-тельнойработы.Наданномэтапефиксируетсяобразо-вательное содержание, с целью обозначения предмета дальнейшего познания, индивидуальное для каждого студента, но учитывающее общие для всех образовательные стандарты. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться спомощьюфиксированногообъемафундаментальных образовательных объектов и связанных с ними про-блем,которыеобеспечатдостижениестудентамибака-лавриата нормативного образовательного уровня.
24 2011
Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов и т. п.). В данном случае, продуктами образовательной деятельности выступают курсовые проекты второго курса по дисциплинам « Дифференциальная геометрия и топология», «Дифференциальные уравнения», в процессе работы над которыми студенты на основе предшествующего опыта демонстрируют новый уровень готовности к самообразовательной деятельности.
Важно отметить, что на втором курсе обучения необходим систематический контроль и анализ достигаемых промежуточных результатов, и сопоставление с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. Для успешной реализации этого этапа преподавателями проводятся консультации по изучаемым темам и разделам, по выбору способов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, форм предоставления продуктов своей самостоятельной деятельности.
Благодаряорганизованномутакимобразом процессу обучения студент получает возможность индивидуального общения практически со всеми преподавателями выпускающих кафедр, что позволяет ему более осознано выбрать направление специализации и научного руководителя, под руководствомкоторогоон будет осуществлять дальнейшую исследовательскую деятельность.
На третьем и четвертом курсах у студентов проходят научно-исследовательские практики. Вводится индивидуальный образовательный маршрут студента по практике. Индивидуальный образовательный маршрут студента по практике - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа практики, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора. В зависимости от профессиональных компетенций студент совместно с преподавателем (руководителем подгруппы практикантов) разрабатывает систему заданий, из которых складывается индивидуальный образовательный маршрут студента по практике. Система включает компоненты:
• целевой, который учитывает требования федерального и регионального образовательного стандарта иобеспечиваетопределенныйуровеньобразованности;
• содержательный, определяющийся образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями студента, содержанием образования;
• диагностический, включающий совокупность методик определяющих результат образования;
• организационно-педагогический, характеризующийся условиями реализации, формами контроля и аттестации достижений студентов.
Продукт, получаемый студентом на практике, как правило, является составляющей частью курсового проекта.
Рабочий план 3-4 курсов бакалавриата математики включает систему спецкурсов, которые дают разнообразные возможности для профессионального и личностного роста: курсы, связанные с информационными технологиями, в том числе с графическими редакторами, педагогической и психологической направленности, курсы экономического направления и др.
На этом этапе важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемойспециальности.Самообразовательнаяде-ятельность студента на этом этапе способствует формированию у субъекта психологической готовности к выстраиванию индивидуальной траектории своего профессионального становления.
Впроцессетакой деятельности студенты овладевают исследовательскими компетенциями и развивают готовность к самостоятельной исследовательской деятельности,способностьксамостоятельномуусвое-нию научных знаний и их творческому применению на практике.Исследовательскаядеятельностьипостоян-ноесамосовершенствованиевпроцессетакойинтегри-рованной системы становятся личной потребностью каждого студента.
Диагностика профессиональных способностей в конце обучения помогает выпускнику в дальнейшем профессиональном самоопределении, позволяет выпускнику осознать себя как субъекта профессиональной деятельности, способного быть автором своего профессионального и жизненного пути.
Процесс развития самообразовательной деятельности студентов имеет стадиально-уровневый характер, определяющий в конечном итоге уровень готовности обучающихся к самообразованию. В соответствии с этим положением необходимо исследовать критериально-диагностическую базу, позволяющую выявитьуровеньсамообразования,качественнопрове-сти диагностику, разработать содержание личностно-развивающихситуаций,имитирующихсамообразова-тельную деятельность студентов, что и будет являться предметом нашего дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Дис. ... докт. пед. наук. Тюмень: ТюмГУ, 2006. 375 с.
2. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитиюсамообразовательнойдеятельностистуден-тов вуза. Челябинск: УралГУФК, 2009. 310 с.
3. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. 383 с.