Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕРРИТОРИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ / РОСТ / СТАГНАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СПРОС / ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕТЕРМИНАНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барциц А.Л., Калабекова К.А., Рахаев Х.М.

Исследуется состояние конкурентоспособности территорий. Выявлены конкретные причины низкой конкурентоспособности региональных экономик. Предложены новые оригинальные подходы для формирования конкурентных преимуществ территорий, исследованы конкретные направления формирования конкурентных преимуществ территорий в контексте развития спроса и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS SHAPING THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE TERRITORIES

Examines the State of competitiveness of territories. Identify the specific causes of low competitiveness of regional economies. New original approaches to generate competitive advantages. Examines specific areas of competitive advantage in the context of the development of demand and innovation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК: 338.24.01

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ТЕРРИТОРИЙ

Барциц А. Л., кандидат экономических наук, доцент

Абхазский государственный университет, Абхазия, Сухум (Сухуми) Калабекова К. А., кандидат экономических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова» Рахаев Х. М., доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

CURRENT TRENDS SHAPING THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE TERRITORIES

Barchich A. L., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Abkhazian State University, Abkhazia, Sukhum Kalabekova K. A., Candidate of Economic Sciences, Senior Feacher Rakhaev Kh. M., Doctor of Economy, Professor

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Исследуется состояние конкурентоспособности территорий. Выявлены конкретные причины низкой конкурентоспособности региональных экономик. Предложены новые оригинальные подходы для формирования конкурентных преимуществ территорий, исследованы конкретные направления формирования конкурентных преимуществ территорий в контексте развития спроса и инноваций.

Ключевые слова: территории, рост, стагнация, конкурентные преимущества, длительность конкурентоспособности территории, факторы и условия конкурентоспособности, спрос, технологии построения детерминантов.

Очевидно, что каждый исследователь хотя бы раз задавался мыслью о том, почему экономика одной территории эффективна и динамична, а другой неэффективна и стагнирует. Результаты бесхозяйственности, а то и вовсе явного разгильдяйства достаточно распространенное явление нашей хозяйственной жизни, порой создающее устойчивое впечатление о так называемом национальном характере. Но при этом, мало кто задается вопросом - а что является первичным: национальный характер или же способ хозяйствования, среда, формирующая способ хозяйствования? Что же касается национального характера, то, по-видимому, это производное от среды обитания людей. Но, если выходит, что национальные особенности хозяйствования формируются средой обитания людей, ведущих хозяйственную деятельность, тогда начинается поиск того, а что, собственно,

Examines the State of competitiveness of territories. Identify the specific causes of low competitiveness of regional economies. New original approaches to generate competitive advantages. Examines specific areas of competitive advantage in the context of the development of demand and innovation.

Key words: growth, stagnant, competitive benefits, duration, competitiveness factors and conditions of competitiveness, demand, technology build determinants.

является здесь определяющим? Оглядываясь на среду обитания, прежде всего обращают внимание на наличие или же отсутствие необходимых для ведения хозяйственной деятельности ресурсов: природно-климатических условий, сырья, материалов, естественных коммуникаций, трудовых, финансовых, технических, технологических и институциональных факторов. Обилие материально-сырьевых и коммуникационно-институциональных факторов до некоторого времени в сознании экономистов связывалось с наличием преимуществ, их дефицит, напротив, становился причиной экономической отсталости и бедности [29, 25]. (Достаточно даже беглого знакомства с существующей литературой от Аристотеля и Конфуция до наших дней, чтобы не сформировалось устойчивое мнение - богатство там, где имеет место обилие или, по крайней мере, достаток хозяйственных факторов, бедность - следствие отсутствия или дефицит-

ности этих факторов). На основании этих наблюдений в экономической теории еще в XVII-XVIII вв. были сформулированы важные концепции экономических преимуществ. Одной из них является теория сравнительного преимущества Д. Рикардо [28].

Но, оказывается, что преимущество, основанное на материальных факторах (какими их понимают экономисты до ХХ века), никогда не бывает устойчивым. Экономические кризисы, которые сопровождают хозяйственную историю, начиная еще со времен «Египта фараонов» или «Борющихся царств», СССР 80-х годов [4] и по настоящее время, косвенное тому подтверждение. Подробнее же, почему это так происходит, излагается в ряде работ [2, 15, 19].

Устойчивость, а равно и само получение конкурентного преимущества на основе факторов для экономической системы зависит от того, насколько рационально они используются. В этом смысле наличие факторов есть необходимое, как говорят математики, но отнюдь еще не достаточное условие успеха в конкуренции. Совершенствование же транспортных средств, коммуникаций и инфраструктуры, начало которому положит европейское завоевание Америки, и которое продолжится промышленной революцией [3], элиминирует значимость материально-сырьевых факторов в природной системе хозяйственной деятельности. Развитие транспортной инфраструктуры сделает возможность доставки материально-сырьевых факторов вопросом времени, а стало быть, и саму обеспеченность материально-сырьевыми факторами менее существенной. Такой поворот в обеспеченности материально-сырьевыми факторами изменяет традиционную идеологию (и психологию) хозяйствования, внося в традиционную схему важное нововведение. Теперь для достижения конкурентного преимущества важно не наличие материально-сырьевых факторов, а способность продуктивно их использовать. Побеждает не тот, кто имеет сырье и материалы на своей территории, а тот, кто умеет их рационально использовать. Конкурентное преимущество достигается, если в распоряжении имеются дешевые или уникальные факторы тех типов, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли [24]. Наличие же материально-сырьевых факторов в стране перестает быть преимуществом, если эти факторы уже не являются более уникальными.

Историки экономики давно подметили наличие у факторов свойства взаимозаменяемости, -дрова и уголь, уголь и нефть и т.д., - и сформулируют принципы взаимосвязи,[19] в ряду которых важнейшим следует признать принципы

замещения и комплементарности. Некоторые связи не столь заметны, другие, напротив, сильны и поддаются явной формализации, структурированию и квантификации. В этой связи возникает соблазн провести деление факторов и построить на этой основе некоторую иерархию факторов.

Естественным видится деление всех факторов на два класса: естественные и искусственные. К первому классу относятся: природно-климатические условия, природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и т. п. Ко второму классу факторов относятся: высококвалифицированные кадры, инфраструктура создания и обмена информацией, система образования (школы, колледжи, техникумы, университеты и т. п.) и научного исследования (лаборатории, обсерватории, академии и т. п.), институты и т. д.

Естественные факторы (такие как географическая территория, природные и климатические условия, наличие природного сырья и неквалифицированной рабочей силы) были важны тогда, когда у общества была слабо развита система коммуникаций и инфраструктура. Транспорт, связь, институты и т.п. Как только создается последнее с этого момента приходит в упадок преимущество, основанное на данном фундаменте. Правда, еще некоторое время значимость данных факторов остается. В частности, они сохраняют свою значимость в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством, а также в отраслях, где требования к технологии и навыкам рабочих невелики, а применяемая технология широко распространена. Отсюда их низкая прибыльность.

С другой стороны, преимущества, полученные только на естественных факторах, никогда не бывают прочными и тем более продолжительными. Этот тип конкурентного преимущества правильнее было бы назвать вслед за М. Портером «преимуществом низкого порядка» [24, с.100], отличающимся низкой прибыльностью и высокой неустойчивостью.

Для достижения и удержания высокого конкурентного преимущества наибольшее значение имеют искусственные факторы, т.е. такие факторы, которые «трудно приобрести» [24, с.99] и столь же трудно создать. В этом смысле следует повторить вслед за М. Портером, что факторы, которые имеют решающую роль в формировании конкурентного преимущества, не достаются по наследству. Они создаются в пределах страны с помощью процессов, которые в разных странах и отраслях очень разные [24, с.95].

Итак, следует резюмировать, что обладания преимуществом на основе факторов в любой момент времени совершенно не достаточно для объяснения и тем более для поддержания долговременного преимущества страны (региона, территории). Стало быть, важное значение имеет разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ территории на основе, с одной стороны, конструирования (проектирования) оригинального соотношения уже существующих факторов, а, с другой, на основе создания новых оригинальных факторов, которые сами формируют новую композицию и тем самым создают новую модель конкурентного преимущества территории. Рассмотрим подробнее оба указанных направления.

Создание факторов, как базисное условие формирования конкурентного преимущества

Конкурентное преимущество основанное, как уже отмечалось, на так называемых естественных факторах, не бывает устойчивым и продолжительным. Это обязывает территории уделять повышенное внимание созданию (выращиванию) новых факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества и устойчивые, и протяженные.

Для получения более высокого конкурентного преимущества и удержания его как можно долго требуется углубление развития искусственных факторов и перевод их в разряд специфических редких и уникальных факторов. Среди специалистов есть мнение, что специфические факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие искусственные факторы [16, 22, 30, 26]. Что же необходимо для получения таких факторов? В целом для этого необходимо развитие и совершенствование общих или естественных факторов

Наиболее значительное и стойкое конкурентное преимущество образуется тогда, когда территория обладает факторами, которые одновременно являются и искусственными, и специализированными. Помимо этого требуется, чтобы была возможность их постоянного совершенствования, т. е. наличие так называемой «возможности усиления». В этом смысле возможность совершенствования считается важнейшим ресурсом повышения значимости фактора в деле формирования конкурентного преимущества деятельности, базирующейся на нем. Сегодня считается, что особенно быстро обесцениваются

квалифицированные кадры, знания и вообще вся инфраструктура создания и обмена информацией.

Понятное дело, что все это указывает на то, что факторы можно создавать, точно так же как создавать можно и нужно конкурентное преимущество. Разберем технологию создания факторов конкурентного преимущества.

Во-первых, факторы, которые наиболее важны для достижения превосходящего конкурентного преимущества всегда искусственны. Естественные факторы имеют место для поддержания преимуществ лишь в ограниченных отраслях деятельности: сельское хозяйство, добывающие отрасли. Но даже в них уже с последних десятилетий прошлого столетия наблюдается утрата стабильности [14].

Во-вторых, поддержание устойчивого конкурентного преимущества нуждается в совершенствовании факторов, с одной стороны, и совершенствовании их комбинации. Отсутствие совершенствования факторов - явный признак деградации конкурентного преимущества. В некотором смысле это указывает на то, что способность к совершенствованию есть основной признак механизма конкурентного преимущества.

Выбор направлений и самого механизма связаны с тем, что искусственные и специализированные факторы требуют более значительных долговременных и непрерывных капиталовложений. Причем в тех формах, в которых их труднее всего подделать. Сам механизм формирования (создания и поддержания) искусственных факторов для достижения конкурентного преимущества имеет непреходящее значение. Территории получают конкурентоспособную экономику, если располагают высококачественными механизмами для создания специализированных факторов [24, 21, 20]. В этой связи неплохо было бы поразмышлять над этими механизмами.

Механизмы для создания специализированных факторов

Характер преобладающих в стране механизмов создания факторов, отчасти отражает историю страны, ее социальные, политические, культурные ценности, ментальность людей (народа), сложившимся стереотипом поведения людей в области хозяйствования. И стало быть, совершенствование факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество не нуждается в больших затратах. Так происходило всегда или же преимущественно всегда. Но в настоящее

время, когда само время имеет уже иную метрику, - по замечанию отдельных исследователей за последние полстолетия наблюдается своеобразное ускорение времени и эта особенность вносит существенные изменения как в механизмы, так и в сам процесс создания специализированных факторов развития. Иными словами, требуется иное ремесло. Но главное, так называемая генетическая передача опыта достаточно консервативна и столь же медлительна. А результаты нужно иметь намного раньше. (Отсюда скорость формирования факторов имеет важнейшее значение для получения конкурентного преимущества, т. е. она даже выше, чем само наличие или объем фактора). Но генетическая память как склонность к чему-то чрезвычайно важна. Отсюда следует важная задача - исследовать (понять) нашу генетическую наклонность к чему-то.

В качестве механизмов формирования искусственных факторов называют обучение, образование и в целом новый ускоренный способ формирования знаний [18].

Правда, мы должны понять одно правило -создавать и совершенствовать сразу все типы и разновидности факторов ни одной стране не под силу. В этой связи возникает вопрос о том, какие факторы следует создавать и совершенствовать, а какими можно будет пренебречь, т.е. даже избавиться как от балласта? Ответ на данный вопрос лежит не в плоскости хороших - плохих теорий, моделей и политик, а в плоскости хозяйственного «ромба», а точнее «детерминантов экономического развития» [24, с.103]. По-видимому, ни политика, а детерминанты экономического развития должны определять выбор факторов и самого экономического развития страны (государства и любого региона) и поэтому «жесткий каркас» детерминантов социально-экономического развития становится «непреодолимым» препятствием и ресурсом экономического роста и развития. Отсюда важнейшее значение имеет возможность построения эффективного самоналаживающегося хозяйственного «ромба» и детерминантов экономического развития.

Однако формирование этих конструкций -дело весьма сложное, требующее знания своеобразных «анатомии и физиологии» факторов и механики построения хозяйственного «ромба». В этой связи следует вначале решить эти частные вопросы, а затем уже приступить к формированию детерминантов и «ромба» конкурентного преимущества национальной экономики.

Формирование «преимущества второго порядка»

Прочность конкурентного преимущества у экономических систем связана с исключительностью факторов, на которых оно базируется и на специфичности связей, которые создаются факторами и их комбинаторностью. И здесь важно иметь и развивать такие факторы, которые невозможно или же трудно копировать. При отсутствии преимуществ по факторам, в особенности если страна, республика, регион, территория их не имеет либо имеет в явно ничтожном объеме, или же их введение в хозяйственный оборот обложено жесткими мерами ограничения, возникает проблема использования и формирования конкурентного преимущества на так называемых преимуществах второго порядка, т. е. преимуществах, являющихся производными от искусственных факторов. Например, высокая стоимость факторов по сравнению с зарубежными конкурентами, дефицитность, полная недоступность или же жесткие ограничения на использование конкретных факторов на данной территории и в данном регионе по каким- то внешним причинам. Эти преимущества формируют различного рода нововведения, но отнюдь не административные запреты, каковые активно начинают использовать в российской экономике в последнее время, тем самым закрывая дорогу к развитию. Причем, использование нововведений формирует специфический принцип, который М. Портер формулирует так: «Новации с целью преодоления слабостей более вероятны, чем новации с целью использования сильных сторон» [24, с.104]. Государства, региональные власти и разного рода элиты охотно идут на формирование преимуществ второго порядка, если имеют:

А) Невыгодное положение по основным факторам. В частности, когда высокая стоимость контекстуального ресурса обязывает сильнее и активнее заниматься поиском условий, создающих преимущества второго порядка. Примером может служить высокая цена на нефть, которая побудила США искать газ и нефть в сланце и создала так называемую сланцевую революцию. По-видимому, аналогичные процессы наблюдаются в Европе, (в частности, Германии) которая отказалась от атомной энергетики, в силу высокой стоимости от рисков. И поэтому активно развивает так называемую альтернативную энергетику. В России ситуация обратная -большие запасы нефти, газа и др. углеводородов не стимулируют поиск альтернативных источников энергии. Но это может обернуться отри-

цательной стороной для российской экономики и общества в целом.

Б) Неблагоприятное положение по основному фактору. В частности, речь идет о высокой степени его исчерпаемости, т. е., когда фактор буквально тает на глазах. (Эту особенность можно наблюдать на тех же жидких углеводородах. Создается впечатление, что страны (в т. ч. Россия) вступили в какую-то гонку по сбыту своих запасов углеводородного сырья. К тому же Россия стала активно включать в текущие затраты запасы углеводородных ресурсов в Арктике. Напротив, «разумные» страны придерживаются обратной стратегии - они законсервировали собственные запасы). И если к тому же его объемы высоки у конкурентов, тогда активность поиска заменителей его повышается кратно.

С) Когда регион проигрывает по абсолютному большинству факторов (условий), формирующих конкурентное преимущество, т. е. имеет место условие полного паралича. Речь идет о таком состоянии, когда регион имеет ресурсы, но стоимость их добычи и включения в производство оказывается высокой. Например, та же нефть Венесуэлы, которая по своим качественным признакам значительно уступает ближневосточной или североамериканской. В России в аналогичном положении оказывается Поволжье.

Рассмотрим более подробно эти условия, которые формируют появление преимуществ так называемого второго (или вторичного) порядка.

Условия спроса, как затравка при формировании конкурентного преимущества

Первым условием является состояние спроса. Спрос на товары, услуги на внутреннем рынке представляет один из основных активных детерминантов национального конкурентного преимущества. Он оказывает решающее влияние на формирование статуса территории, через «эффект масштаба», характер и скорость внедрения новаций. В свою очередь, основные параметры внутреннего спроса формируют следующие элементы: население, климат, традиции, социальные нормы и нормы поведения, структура экономики, институты и т. п. Практика (и теория) показывает, что положительное воздействие спроса на развитие отраслей определяется в первую очередь тремя факторами: своевременностью возникновения, глубиной дифференцированности и притязательностью. Количественный параметр спроса (объем) оказывает не столь значительное влияние на динамику развития. Последнее связано с тем, что

роль спроса - роль сигнала. В этом его несомненная и непревзойденная ценность, которую нельзя заменить любой другой составляющей. Значительный или своеобразный внутренний спрос является первейшим стимулом для возникновения нового бизнеса, поскольку бизнесмен в первую очередь реагирует на возможность продажи своего товара, а уже потом на возможности его производства. (Эту особенность прочувствовали на себе даже такие отрасли как атомная энергетика, космос, компьютеризация, биотехнологии) [6, 10]. Бизнес, основанный на значительном специфическом спросе, имеет шанс на успех больший, чем бизнес, который апеллирует пусть даже к значительному, но не специфичному спросу. В этой связи, три важных параметра следует учитывать: 1) структуру внутреннего спроса; 2) объем и характер роста внутреннего спроса; 3) механизм транзитивности предпочтений с местного на внешний рынки.

Для конкурентного преимущества в бизнесе приоритет имеет не столько количественная, сколько качественная сторона спроса, т. е. ни объем, а структура спроса на внутреннем рынке. «Структура спроса на внутреннем рынке важнее, чем его величина», - замечает М. Портер. [24, ^118] Если спрос на внутреннем рынке опережает характер спроса на мировом рынке (или за границами данной территории), тогда он обретает статус фактора стимулирующего формирование новых производств. Если же внутренний спрос отстает в своей структуре относительно тенденций за его пределами, то это будет означать, что новые технологии получат свое распространение прежде всего за пределами данной территории, а на внутреннем рынке придется довольствоваться форваторной политикой. (Эту особенность следует учитывать особенно в настоящее время, когда, по-видимому, с благой целью федеральная власть пытается переносить во многие регионы автомобилестроительные и т.п. производства. Опыт таких областей как Ленинградская и Калужская, в которых в 90-е и нулевые велось активное создание автомобильных производств, указывает на наличие слабых мест в данной стратегии). Иначе говоря, влияние национального (внутреннего) спроса на формирование новых отраслей и т. п. есть вопрос степени опережения внутренним внешнего, национальным международного.

Спрос формирует институциональная структура потребления в обществе, т. е. объем и структура доходов, меры ограничения и меры стимулирования в потреблении (в частности нормы потребления, стандартизации и сертифи-

кации продукции и т. п.). Высокая заработная плата и доходы, как правило, ведут к повышенному спросу на высококачественные блага. Низкая заработная плата и низкие доходы - определяют низкие требования к качеству производимой и потребляемой продукции.

Но спрос - величина достаточно широкая. Предприятиям, и тем более небольшим по масштабам, достаточно сложно бывает адекватно отреагировать на все превращения спроса. Отсюда важно выбрать правильную стратегию.

А) Структура спроса и ее стимулирующее значение в формировании матрицы конкурентного преимущества.

Динамику развития отечественных отраслей, территорий, а через них и динамику национальной экономики, формирует характер платежеспособных потребностей отечественных потребителей. В тех сегментах и на тех рынках, где эти потребности позволяют отечественным предприятиям иметь представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам, там национальная экономика добивается конкурентного преимущества в первую очередь. Основу этих преимуществ формирует различие в спросе на внутреннем национальном и внешнем интернациональном рынках, т. е. опережение национальным спросом внешнего.

Во-первых, для получения конкурентного преимущества по спросу необходимо не просто иметь разнообразную структуру спроса, но именно передовую структуру, т. е. чтобы структура национального спроса была бы прогрессивнее структуры внешнего или мирового спроса. Во-вторых, в структуре должны быть четко прослежены эти опережения по времени. Причем здесь не важно - достигается ли последнее за счет углубленной дифференциации спроса, вызванного доходами или же ее формирует так называемый исторический, культурный и т. п. фактор (в форме традиций и т. п.). Это положение не столь важно на этапе получения преимуществ. Оно более важно на поздней стадии развития спроса и производства. Для формирования конкурентных преимуществ важно иметь опережение структуры спроса в трех направлениях (или трех плоскостях): сегментной структуре, претенциозности покупателя, предполагаемых потребностях покупателей.

Сегментная структура внутреннего спроса представляет собой дифференциацию (и выделение в самостоятельный фактор) спроса по так называемым разновидностям. Очевидно, полезным представляется следующая дифференциация спроса: авангардный или ранний, устойчи-

вый или стационарный и забытый или реликтовый. Ранний спрос не всегда бывает устойчивым. Его формируют случайные явления в структуре потребностей и потребления населения. Опираться на него в своей стратегии предприятиям, очевидно, не стоит. По крайней мере, рискованно. Но он может дать сигнал к тому, что в рынке появились и могут происходить структурные изменения. Правда, строить на этом долгосрочную стратегию, очевидно, не следует. Ранний спрос, как правило, переходит в два состояния: он либо исчезает так же как возникает, либо переходит в фазу устойчивости, т. е. формирующего фактора. И то и другое зависит от того, как он используется субъектами хозяйствования, а точнее насколько основательно он осваивается населением, т. е. как основательно он въедается в технологический процесс создания продукта, востребованность. Завершающая стадия в спросе - стадия забвения. В соответствии с концепцией жизненного цикла продукта (товара) эту фазу не следует оценивать только лишь негативно. Позитив или негатив в ее отношении зависит от того, насколько убедительно данный статус спроса влияет на формирование преимуществ. Поэтому другой статус данному виду спроса нами определен как реликтовый.

Важность получения (располагания) преимуществами во внутренней структуре спроса по сравнению с объемами состоит в том, что территории могут быть конкурентоспособными в тех сегментах, на которые приходится большая доля внутреннего спроса, но малая - за их пределы, даже если в абсолютном выражении за пределами территории эти сегменты больше по своим размерам.

В практике деятельности предприятий известны случае, когда последние применяли различные варианты маркетинга - от массового до специализированного или фокусированного. Теория поддерживает данные разновидности и рекомендует в том или ином случае использовать различные разновидности данной стратегии [1, 7, 8, 13, 36]. Очевидно, что небольшим фирмам лучше использовать стратегию «глобального фокусирования», поскольку она позволит сконцентрировать имеющие ресурсы на узких специфических секторах рынка. И уже получив преимущество в этих секторах можно будет расширять свое присутствие так же и в других сегментах и секторах рынка [17, 9]. Но главное за счет чего такие фирмы получают выигрыш и формируют национальные конкурентные преимущества - эффект масштаба. В этом смысле наиболее ценно, если в территории базирова-

ния имеются большие сегменты, за счет которых фирмы могут пополнять свои потребительские ресурсы.

Претенциозность или требования покупателя. Среди маркетологов и специалистов по проблеме стратегии существует мнение, что характер (требовательность, привередливость и т. п.) отечественных покупателей важнее, чем структура внутреннего рынка как таковая [12, 13, 17]. Почему? Очевидно, потому, что первая величина динамическая, тогда как вторая статическая; одна формируемая и формирующаяся, другая оформившаяся. Требовательные и разборчивые покупатели, роль которых могут выполнять не только конечные пользователи, но и каналы сбыта (посредники), предъявляют повышенные требования к товарам и услугам, а значит стандарты качества изготовления, обслуживания и потребительских качеств и т. д. товара и услуг выше. Все это в конечном счете стимулирует развитие конкурентных преимуществ на рынке. Причем, важно не просто иметь какое-то локальное преимущество или преимущество на каком-то локальном рынке, а желательно иметь абсолютное, так сказать, преимущество в каком то секторе или сегменте рынка.

Но эти требования не даются от бога, как иногда считают. Их формируют, шлифуют годами, если не веками. Отсюда стереотипы нашего сознания - немцы педантичны, японцы дисциплинированы, русские загадочны, испанцы расточительны и т. д. уже внутри нашего отечества, от характеристики отдельных этносов воздержимся по известным причинам. Но никто не задается вопросом о том: почему это так, т. е. то, что это вовсе не так, а так это только потому, что так стало, об этом прекрасно писал Л. Н. Гумилев [5]. Иначе говоря, все это есть продукт времени и событий, т. е. формируется. И в качестве формирующих факторов спроса выступают условия жизнедеятельности людей. Потребитель разборчив, привередлив к покупке, когда местные условия (будь то природно-климатические, национально-культурные и т. п.) ставят особо жесткие требования для продукции, которая выходит на внутренний рынок. Налоги, жесткие технические условия, медицинские требования, стандарты общественные, национальные пристрастия, географические и проч. особенности - выступают теми условиями, которые создают покупателя и формируют его спрос.

Резюмируя сказанное, следует принять следующее правило: если спрос на внутреннем рынке территории предвосхищает спрос на внешнем (и желательно мировом), то нацио-

нальный «ромб» отличается высокой конкурентностью по спросу. А поскольку спрос есть специфическое отражение (выражение) условий функционирования национального ромба, то верным будет и такое определение: если ценности, воплощенные в культуре территории, получают признание за ее пределами, то производимая на территории продукция будет отличаться высокой конкурентоспособностью и будет привлекательной со стороны внешних потребителей. Верно и обратное, т. е. если национальные составляющие производства отличаются слабым признанием за пределами территории базирования, то строить на них свое производство не следует, т. к. это первый признак того, что продукция не пойдет, а производство прогорит.

В) Величина и скорость изменения спроса.

Оценка влияния величины внутреннего спроса (рынка) на конкурентное преимущество территории

Размер внутреннего спроса, в контексте проблемы формирования конкурентоспособного национального «ромба», вещь отнюдь не простая и не однозначная. Одни исследователи считают, что большой внутренний спрос (синоним рынка) представляет для формирования конкурентного национального хозяйства - это позитив. (Основной аргумент в их рассуждениях связан с преимуществом, которое дает в этом случае эффект масштаба) [1, 7, 23]. Другие, напротив, считают такое положение недостатком. (В качестве аргумента утверждается, что масштабный внутренний спрос не стимулирует (т. е. не выталкивает) отечественные предприятия на освоение внешних рынков, не стимулирует рост инноваций в них, а значит не стимулирует кон-куренции).[31, 32]

Преимущества, как известно, важны всегда и во всем. В завоевании рынка они столь же необходимы, как и в любом другом деле. Что же касается параметра спроса, то для формирования конкурентного преимущества важно получить упреждающее возникновение спроса на внутреннем рынке, а затем уже, используя практику «набитой руки», расширять свое присутствие. Но при этом не следует забывать, что «раннее насыщение рынка, как и ранний выход на него, является преимуществом лишь тогда, когда структура спроса на внутреннем рынке заставляет фирмы разрабатывать такие товары и их потребительские свойства, на которые будет спрос и за рубежом» [24, ^119].

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб., 1999.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с анг., 4-е изд. - М.: "Дело Лтд", 1994.

3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. В 3-х т.

- М.: Прогресс, 1987-92

4. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. - 3-е изд. - М.: Дело, 2005.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.

- М., Л., 1992.

6. Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. От абака до компьютеров. - М., 1981

7. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - СПб., 1999.

8. Друкер П. Управление фирмой. - СПб., 1997.

9. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса. - СПб., 1999.

10. Кастро Диас-Баларт Ф. Ядерная энергия: Угроза окружающей среде или решение энергетической проблемы XXI века? - М., 2008.

11. Клейнер Г.Б., Тамбовцева В.И., Нача-лов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: рынки, стратегия, безопасность. -М.: Экономика, 1997.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1994.

13. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб., 1990.

14. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992.

15. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.

16. Маккмилан Д. Японская промышленная система. - М.: Прогресс, 1989.

17. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. - СПб., 1999.

18. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М., 2001.

19. Негиши Т. История экономической теории. - М.: АО «АспектПресс», 1995.

20. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Иноземцева. - М.: Академия, 1999.

21. Норт Д.К. Институты и экономический рост. Историческое введение // THESIS. - Т. 1. -Вып. 2. 1993.

22. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

23. Питерс Т. и Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1989.

24. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1996.

25. Посошков И.Т. Жизнь и деятельность. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

26. Рахаев Б. Экономика перманентной рентабельности. (Опыт хозяйственной деятельности наших дней). - Нальчик, КБГСХА, 1998.

27. Рахаев Б. К вопросу о методологии маркетинговых исследований /В сб. "К актуальным вопросам современной экономики (макро- и микроанализ)». - Нальчик, КБАМИ, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения. /Под ред. А. Смита. -Т.1. - М.: Госполитиздат, 1942.

29. Смит А. Исследования о причинах богатства народов. - М.: Изд. ин. литер, 1957.

30. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. -М.: Прогресс, 1989.

31. Томсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1998.

32. Чандлер А. Технология построения стратегий на предприятиях. - СПб., 1997.

33. Шеер Г. Восход солнца в мировой экономике. Стратегия экологической модернизации. M., 2002.

34. Шонеси О. Принципы организации управления фирмой. - М.: Прогресс, 1979.

35. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. - СПб., 2001.

36. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. А.П. Градова. - СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.