Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования и развития конкурентных преимуществ дестинации'

Концептуальные основы формирования и развития конкурентных преимуществ дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1969
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ РОМБ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудецкий Дмитрий Юрьевич

В статье автор исследует вопросы формирования и развития конкурентных преимуществ территорий, исходя концепции конкурентных преимуществ наций, выдвинутой М. Портером, рассматривает характеристики стран и регионов в качестве дестинаций как субъектов конкурентных отношений применительно к туризму. Представив детерминанты конкурентных преимуществ туристического рынка, он анализирует выдвинутые положения с различных точек зрения экономической теории, подробнее останавливаясь на его факторных условиях конкурентных преимуществ и выявляя ряд признаков, определяющих их, отмечая, что большое значение приобретают скорость и эффективность их создания и обновления. При этом он убеждается в том, что современные представления о роли туризма в развитии общества и национальной экономики вносят определенные коррективы в основные положения концепции М. Портера о конкуренции. Особое внимание он уделяет необходимости оценки вклада конкурентных преимуществ в конкурентоспособность субъекта и предварительной дифференциации их по уровням: мега-, макро-, мезои микроуровню. Автор отмечает, что конкурентоспособность субъекта экономической деятельности, функционирующего в рамках определенного уровня, может быть обеспечена только при наличии конкурентоспособности субъекта экономической деятельности на более высоком уровне. Далее он предлагает рассматривать формирование и развитие конкурентных преимуществ дестинации в аспекте отнесения к одной из двух основных концепций устойчивого конкурентного преимущества, уделяя большее внимание вопросам формирования стратегических конкурентных преимуществ, дифференцируя их по ряду признаков и опираясь на виды конкурентоспособности. Утверждается, что конкурентоспособность дестинации необходимо рассматривать во взаимосвязи с жизненным циклом дестинации, придерживаясь кластерной концепции конкурентоспособности территории. При этом утверждается, что конкуренция является важным условием эффективного функционирования и развития дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования и развития конкурентных преимуществ дестинации»

Концептуальные основы формирования и развития конкурентных преимуществ дестинации

Дмитрий Юрьевич Дудецкий, аспирант, МФПУ «Синергия», г. Москва, Россия

Аннотация. В статье автор исследует вопросы формирования и развития конкурентных преимуществ территорий, исходя концепции конкурентных преимуществ наций, выдвинутой М. Портером, рассматривает характеристики стран и регионов в качестве дестинаций как субъектов конкурентных отношений применительно к туризму. Представив детерминанты конкурентных преимуществ туристического рынка, он анализирует выдвинутые положения с различных точек зрения экономической теории, подробнее останавливаясь на его факторных условиях конкурентных преимуществ и выявляя ряд признаков, определяющих их, отмечая, что большое значение приобретают скорость и эффективность их создания и обновления. При этом он убеждается в том, что современные представления о роли туризма в развитии общества и национальной экономики вносят определенные коррективы в основные положения концепции М. Портера о конкуренции. Особое внимание он уделяет необходимости оценки вклада конкурентных преимуществ в конкурентоспособность субъекта и предварительной дифференциации их по уровням: мега-, макро-, мезо- и микроуровню. Автор отмечает, что конкурентоспособность субъекта экономической деятельности, функционирующего в рамках определенного уровня, может быть обеспечена только при наличии конкурентоспособности субъекта экономической деятельности на более высоком уровне. Далее он предлагает рассматривать формирование и развитие конкурентных преимуществ дестинации в аспекте отнесения к одной из двух основных концепций устойчивого конкурентного преимущества, уделяя большее внимание вопросам формирования стратегических конкурентных преимуществ, дифференцируя их по ряду признаков и опираясь на виды конкурентоспособности. Утверждается, что конкурентоспособность дестинации необходимо рассматривать во взаимосвязи с жизненным циклом дестинации, придерживаясь кластерной концепции конкурентоспособности территории. При этом утверждается, что конкуренция является важным условием эффективного функционирования и развития дестинации.

Ключевые слова: туристическая дестинация, конкурентоспособность, конкурентный ромб, туристский продукт, туристская индустрия.

Конкуренция понимается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке [34], в частности на туристическом рынке. Дестинация как субъект конкуренции характеризуется конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью.

В качестве конкурентов дестинации рассматриваются две группы участников туристического рынка:

- другие дестинации, конкурирующие за рынки сбыта и инвестиции;

- местные хозяйственно-географические системы, конкурирующие за преференции и ресурсы (трудовые и естественные) [48; 49].

Рассмотрение стран и регионов в качестве дестинаций [14; 23, с. 2] позволяет применить концепцию конкурентных преимуществ наций, выдвинутую М. Портером [17; 61] и основанную на применении системы четырех показателей, составляющих так называемый конкурентный ромб, - детерминант конкурентных преимуществ. Согласно данной концепции, показатели, входящие в состав конкурентного ромба, носят общий характер и формируют конкурентную среду. Применительно к туризму конкурентный ромб включает в себя следующие системы показателей в виде детерминант:

- факторные условия;

- спрос на туристические услуги в дестинации;

- отрасли, поддерживающие туристскую индустрию;

- структура и стратегия фирм и их конкуренция в туристской индустрии.

На формирование и развитие конкурентных преимуществ дестинаций влияет состояние не только каждой из указанных выше детерминант в отдельности, но и всей их совокупности.

На рисунке 1 представлены детерминанты конкурентных преимуществ туристического рынка в модели «национального ромба» М. Портера.

Отрасли, поддерживающие

туристскую ^—индустрию

Государство

индустрии

Рисунок 1 - Детерминанты конкурентных преимуществ туристического рынка в модели «национального ромба» М. Портера

В контексте обсуждаемых вопросов конкурентоспособности дестинаций, формирование которых обусловлено наличием туристских ресурсов, выдвинутые М. Портером в концепции конкурентных преимуществ положения являются развитием экономической теории. Так, в соответствии с теорией абсолютных преимуществ [33], такое абсолютное преимущество каждой страны - выступающей в роли дестинации -определяется наделенностью страны соответствующими ресурсами - в данном случае туристскими ресурсами. Абсолютное преимущество в виде туристских ресурсов позволяет территории выходить на туристический рынок и успешно конкурировать с другими участниками рынка [4]. Вместе с тем, согласно принципу сравнительных преимуществ Д. Рикардо (см.: [53]), дестинация должна специализироваться на производстве товаров и услуг, производство которых экономически более целесообразно, по сравнению с производством аналогичных товаров и услуг в других странах и регионах.

Согласно концепции конкурентных преимуществ М. Портера [39], факторные условия предусматривают следующее:

- людские ресурсы, подразделенные на отдельные профессионально-квалификационные группы;

- природные ресурсы, в том числе географическое положение дестинации, климатические условия территории;

- капитал с учетом особенностей финансирования в туристской индустрии;

- научно-информационный потенциал, включающий накопленные страной как дестинацией научные и практические знания, связанные с созданием туристского продукта и оказанием туристических услуг;

- туристическая инфраструктура.

Основные с точки зрения конкурентоспособности факторы дестинация не получает изначально как данность, а создает в ходе целенаправленной созидательной деятельности [9]. Эти факторы должны эффективно использоваться. Большое значение при этом имеют темпы их создания, а также механизмы совершенствования.

Факторы подразделяются на базисные и развитые, а также на общие и специализированные. В контексте туризма конкуренция дестинаций первоначально происходит на основе базисных факторов, то есть на основе природных ресурсов дестинации в виде туристских ресурсов. Конкурентоспособность дестинации, основанная на базисных факторах, то есть на природных туристских ресурсах, недолговечна, поскольку на туристический рынок, как правило, выходят другие дестинации с аналогичными, но более доступными или более дешевыми туристскими ресурсами. Примером конкурентоспособности дестинации на основе базисных факторов является конкуренция дестинаций, ориентированных на пляжный отдых. Природными туристскими ресурсами в виде побережья моря или океана располагает большое число дестинаций (Турция, Египет, Испания, Краснодарский край и др.).

Для обеспечения дальнейшей конкурентоспособности дестинация должна на основе базисных факторов создать развитые факторы, воспроизведение которых другими дестинациями является более сложным и затратным. Развитые факторы должны быть специализированными, то есть отвечать потребностям и задачам развития туристской индустрии данной дестинации [41]. В контексте преимущественной роли развитых факторов, по сравнению с базовыми, в повышении конкурентоспособности дестинации недостаток базовых факторов может рассматриваться, с одной стороны, как слабость, поскольку снижает возможности дестинации для первоначального выхода на туристический рынок. С другой - недостаток базовых факторов при взвешенной, хорошо продуманной стратегии развития может рассматриваться и как сильная сторона, то есть фактор дополнительного стимулирования создания развитых факторов, которые при отсутствии или недостатке базовых факторов должны быть созданы с особенной тщательностью и продуманностью. Дополнительные усилия по созданию развитых факторов обусловливают более высокий уровень конкурентоспособности [16].

Согласно М. Портеру, набор - или совокупность - факторов, которыми обладает дестинация в определенный момент времени или в определенный период, безусловно,

имеет значение для определения уровня ее конкурентоспособности. Однако более существенным с точки зрения конкурентоспособности является не набор базовых и развитых факторов, а скорость и эффективность их создания и обновления.

Показатели, характеризующие условия спроса на туристические услуги в дестинации, играют существенную роль в вопросе определения уровня конкурентоспособности дестинации. Исследованиями показано, что, наряду с объемом спроса на туристические услуги в данном регионе, важны качество оказания туристических услуг [6; 19] и их соответствие перспективным тенденциям спроса на мировом туристическом рынке [3; 47]. Конкурентное преимущество получают дестинации, уделяющие особое внимание развитию индивидуальности и поддержанию уникальности собственного туристского продукта [13; 32]. Например, привлекательность Байкальского туристического региона определяется свойствами акватории озера Байкал [56] (в том числе необыкновенно высоким уровнем чистоты и прозрачности воды), в связи с чем на государственном уровне принимаются меры по реализации комплекса мер, направленных на охрану окружающей среды на Байкальской природной территории [46].

Состояние, уровень развития отраслей, поддерживающих туристскую индустрию в дестинации, степень их кооперации, успешность их взаимодействия с предприятиями туристской индустрии составляют важный показатель конкурентного преимущества той или иной дестинации [5; 7]. В аспекте взаимодействия отраслей, поддерживающих туристскую индустрию, важным является сформулированный М. Портером «кластерный» подход [38], в соответствии с которым конкурентоспособностью обладают не отдельные отрасли, а группы отраслей, называемые кластерами, в которых компании интегрированы как по горизонтали, так и по вертикали и имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного территориального пространства. Отечественные и зарубежные исследования показали эффективность кластерного подхода к изучению вопроса конкурентоспособности дестинации [1; 21; 60].

Структура и стратегия фирм и их конкуренция в туристской индустрии в совокупности представляют собой важные конкурентные преимущества дестинации, особенно с учетом того факта, что стратегии и менеджмент компаний, несмотря на взаимопроникновение культур и методов ведения бизнеса, обладают определенными национальными особенностями и различиями в деловой культуре [20]. Внутриотраслевая конкуренция рассматривается как катализатор всей системы факторов.

На конкурентоспособность дестинации на туристическом рынке оказывают влияние случайные события (природные явления катастрофического характера, военные действия в регионе, политические кризисы), последствия которых могут быть оценены

как положительные или отрицательные в зависимости от повышения или снижения уровня конкурентоспособности. Примерами случайных событий, оказавших негативное воздействие на конкурентоспособность дестинации, являются цунами в Японии [40], политическая нестабильность в странах Ближнего Востока [35]. Примерами случайных событий, оказавших положительное воздействие на конкурентоспособность дестинации, является саммит АТЭС во Владивостоке [42]. Одним из наиболее знаменитых событий, оказавших влияние на развитие туризма в Перу, является случайное обнаружение в 1911 г. «потерянного города» Мачу-Пикчу, который в 1981 г. был объявлен ЮНЕСКО «историческим наследием человечества», а в 2007 г. был внесен в список семи новых чудес света [30].

Современные представления о роли туризма в развитии общества и национальной экономики [15; 18; 37] вносят определенные коррективы в основные положения концепции М. Портера о конкуренции. М. Портер отводит государству роль катализатора и занимает позицию, согласно которой роль государства должна быть косвенной, поскольку прямое вмешательство государства оказывает негативное воздействие на конкуренцию [37]. Государству, таким образом, в концепции М. Портера не была отведена роль детерминанты ромба.

Однако нельзя не признать, что туристская индустрия в своей основе базируется на наличии туристских ресурсов, расположенных на территории определенного государства и являющихся, как правило, собственностью государства, охраняемой государством; федеральные и местные органы власти регулируют возможность доступа к туристским ресурсам, принимают решение о финансировании мероприятий по сохранению туристских ресурсов, в том числе реставрационных работ. Таким образом, государство фактически создает законодательный и бюджетный базисы функционирования туристской индустрии. В связи с этим признано необходимым развитие государственно-частного партнерства в сфере туризма как одной из наиболее эффективных форм концентрации ресурсов власти, бизнеса и местного населения [57; 62].

В аспекте туристской индустрии представляется важным тезис М. Портера о том, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов, в контексте обсуждаемых вопросов - продуктивность использования туристских ресурсов на уровне дестинации, в качестве которой может выступать страна или регион страны.

Источником или предпосылкой конкурентных преимуществ в сфере туризма является наличие туристских ресурсов на некой территории. Однако сам факт наличия туристских ресурсов при отсутствии возможности посещения их туристами не вовлекает территорию в экономическую деятельность, а представляет лишь культурно-

историческую ценность в ее социально-культурологическом аспекте. Наличие туристских ресурсов, относящихся к группе неиспользуемых, создает потенциальную возможность возникновения конкурентных преимуществ территории и ее конкурентоспособности. Для вовлечения туристских ресурсов в экономическую деятельность необходимо создание на территории туристической инфраструктуры, обеспечивающей доступ туристов к туристским ресурсам, и оказание возмездных туристических услуг. Таким образом, реальные конкурентные преимущества территории заключаются, во-первых, в наличии туристских ресурсов, во-вторых, в их ограниченности и своеобразии, и в-третьих, в наличии инфраструктуры, обеспечивающей доступ к туристским ресурсам. Именно совокупность этих факторов - наличия, своеобразия и доступности - превращают туристские ресурсы в конкурентные преимущества. Вместе с тем каждый из факторов данной совокупности сам по себе генерирует то или иное конкурентное преимущество, вклад которого определенным образом способен повышать конкурентоспособность дестинации. Например, степень своеобразия или редкости определенного туристского ресурса способна повышать его привлекательность и способствовать увеличению туристского потока; наличие хорошо развитой транспортной инфраструктуры и необходимого количества средств размещения соответствующего качества способствует увеличению туристского потока.

Вклад конкурентных преимуществ в конкурентоспособность субъекта туристического рынка может быть оценен по целому ряду признаков или оснований [24] :

- уровню воздействия преимуществ, то есть дифференциации преимуществ по мега-, макро-, мезо-, микроуровням;

- отношению преимуществ к объекту исследования, рассматриваемых как внешние или внутренние;

- периоду существования преимущества или степени устойчивости преимущества во времени, дифференцирующей преимущества как постоянные (или устойчивые), временные (или периодические), разовые;

- силе конкурентного преимущества, дифференцирующей конкурентные преимущества как абсолютные или относительные;

- возможности воспроизведения преимущества конкурентами, то есть подразделению конкурентных преимуществ на уникальные (не подлежащие воспроизведению или невозможные для копирования), трудновоспроизводимые, легковоспроизводимые;

- значимости конкурентного преимущества с точки зрения ее критичности или несущественности для конкурентоспособности;

- форме представления конкурентных преимуществ, что означает материальный или нематериальный характер преимуществ;

- степени управляемости преимуществами, проявляющейся в дифференциации конкурентных преимуществ на формируемые целенаправленно и возникшие случайно, то есть неуправляемые;

- фактам воздействия конкурентных преимуществ, рассматриваемым как реальные (зафиксированные, действующие в настоящее время) и потенциальные (значимые в стратегическом плане).

При рассмотрении конкурентных преимуществ в туризме необходима предварительная дифференциация их по уровням. В концепции конкуренции туризма [26] рассматриваются четыре основных уровня - мега-, макро-, мезо- и микроуровень. В зависимости от уровня в качестве конкурентов рассматриваются различные группы субъектов экономической деятельности. Работами отечественных исследователей обосновано, что на мегауровне в конкуренции в сфере туризма участвуют крупные географические регионы, на макроуровне - страны, на мезоуровне конкурентами выступают регионы страны, туристические дестинации, на микроуровне участниками конкуренции являются предприятия туристской индустрии и туристские продукты [27; 29]. Показано наличие иерархической зависимости конкурентоспособности в сфере туризма [28]. Это означает, что конкурентоспособность субъекта экономической деятельности, функционирующего в рамках определенного уровня, может быть обеспечена только при условии наличия конкурентоспособности субъекта экономической деятельности на более высоком уровне. Таким образом, условием конкурентоспособности отдельного предприятия туристской индустрии (на микроуровне) является сформированная конкурентоспособность туристской индустрии данной дестинации (на мезоуровне), конкурентоспособность которой возможна при условии конкурентоспособности туристкой индустрии страны (на макроуроне) [24]. При этом формируется синергический эффект, формирующий новые системные свойства туристской индустрии. Таким образом, конкурентоспособность дестинации обусловлена не только уровнем конкурентоспособности предприятий туриндустрии данного региона, но и уровнем конкурентоспособности страны на туристическом рынке.

Если рассматривать формирование и развитие конкурентных преимуществ дестинации в аспекте отнесения к одной из двух основных концепций устойчивого конкурентного преимущества (Sustainable Competitive Advantage - SCA) [44; 45], то есть концепции защищенного позиционирования на рынке [51; 52], или концепции уникальной ресурсной базы [10], то могут быть выявлены основные пути развития дестинации. Так, в

случае выбора концепции защищенного позиционирования на рынке конкурентное преимущество туристической дестинации базируется на выборе узкоспециализированной рыночной ниши и развитии по пути специализации, то есть продвижения специфического вида туризма [43; 63]. Например, испанская провинция Астурия предлагает туры так называемого «погружения» в быт и профессии прошлых веков, предлагая туристам в течение нескольких дней пожить в качестве шахтера, пастуха или золотоискателя в атмосфере, традициях и условиях прошлых веков [31]. В случае выбора концепции уникальной ресурсной базы конкурентные преимущества дестинации как субъекта экономической деятельности обеспечиваются уникальными туристскими ресурсами. Примерами такого варианта служит тур в Коста-Рику, в ходе которого туристы имеют возможность принять участие в сборе кофе на плантации, или тур в США «Охота за торнадо», в ходе которого в течение недели туристам показывают не менее пяти торнадо [59].

Наиболее существенным фактором развития туристической дестинации является формирование стратегических конкурентных преимуществ.

Туристические дестинации, расположенные на разных территориях, обладают определенными различиями, обусловленными их географическим положением, историко-культурным прошлым, наличием туристских ресурсов, количеством и сохранностью туристских ресурсов, социально-экономическим положением региона, уровнем жизни населения, степенью развитости туристической инфраструктуры, имиджем и другими факторами [2; 5]. Различия, присущие дестинациям, могут иметь как положительный, так и негативный характер с точки зрения организации туризма. Положительно окрашенные отличия конкретной дестинации от других дестинаций называют преимуществами дестинации. Преимущества дестинации подразделяются на две большие группы:

- сравнительные преимущества, полученные дестинацией вследствие ее природно-географического расположения, являются невоспроизводимыми, бесконечно продолжительными во времени и статичными;

- конкурентные преимущества, полученные в результате развития человеческого капитала и интеллекта, являются ничем не ограниченными по своей природе и динамичными [55].

Сочетание в одной дестинации и сравнительных, и конкурентных преимуществ усиливает конкурентоспособность дестинации в экономическом пространстве.

В процессе развития туристического рынка формируются новые конкурентные условия и наблюдается тенденция смещения приоритетов от использования сравнительных преимуществ дестинации к использованию конкурентных преимуществ

дестинации, поскольку конкурентные преимущества, в отличие от сравнительных, характеризуются динамичностью.

Конкурентные преимущества туристической дестинации подразделяют на первичные и вторичные. Первичные конкурентные преимущества представляют собой существующие туристские ресурсы, которые в дальнейшем могут быть использованы и которые при их грамотном содержательном и экономическом использовании могут создать конкурентное преимущество дестинации, что в дальнейшем ведет к повышению эффективности функционирования туристской индустрии дестинации.

Вторичные конкурентные преимущества представляют собой преимущества, созданные на базе имеющихся первичных преимуществ путем привлечения дополнительных средств. Наиболее очевидным вторичным конкурентным преимуществом является создание или расширение, совершенствование туристической инфраструктуры дестинации.

На рисунке 2 представлена дифференциация преимуществ дестинации.

- Туристские - Туристическая

ресурсы инфраструктура

Рисунок 2 - Дифференциация преимуществ дестинации

Конкурентоспособность дестинации рассматривается как положение дестинации на туристическом рынке, обусловленное туристскими ресурсами, рекреационным потенциалом, социально-экономическими факторами, отражаемое посредством показателей, объективно характеризующих состояние и его динамику в условиях рынка [54].

Современные представления о конкурентоспособности туристической дестинации предусматривают три вида конкурентоспособности дестинации: существующую, реально достижимую и потенциальную [28]. Под существующей конкурентоспособностью

дестинации понимают тот уровень конкурентоспособности, которым конкурентная дестинация обладает в данный, текущий, момент или период времени. Под реально достижимой конкурентоспособностью дестинации понимают тот уровень конкурентоспособности, который может быть достигнут в определенном, обозначенном периоде времени с учетом необходимых финансовых и материальных затрат. Речь идет о способности туристской индустрии, функционирующей в рамках данной дестинации, производить и предлагать на туристический рынок региона, страны, мира конкурентоспособные туристские продукты, обеспечивая при этом окупаемость в заранее определенный с помощью расчетов период времени затрат на создание данной туристической дестинации, ее дальнейший экономический рост при условии обеспечения занятости местного населения в течение длительного периода времени и сохранения или увеличения уровня реальных доходов местного населения. В основе определения реально достижимой конкурентоспособности дестинации лежит экономическое обоснование стратегических путей ее развития с учетом ресурсной базы. Концепция формирования реально достижимой конкурентоспособности предусматривает предварительное построение целевого конкурентного профиля дестинации, создание проекта формирования реально достижимой конкуренции с учетом того, на каком этапе жизненного цикла находится данная дестинация, а также оценку затрат на достижение нового уровня конкурентоспособности. При этом следует принимать во внимание тот факт, что затраты на достижение нового уровня конкурентоспособности, как правило, характеризуются мультипликативным эффектом, так как экономические результаты деятельности дестинации с более высоким уровнем конкурентоспособности демонстрируются не только на хозяйствующих субъектах туристического рынка дестинации, но и на других предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность на данной территории, а также на благосостоянии местного населения [12; 55].

Под потенциальной конкурентоспособностью дестинации понимают тот уровень конкурентоспособности, которого конкретная дестинация может достичь в перспективе.

На рисунке 3 представлены виды конкурентоспособности туристической дестинации.

Возникновение конкуренции на мезоуровне, то есть на уровне дестинации, обусловлено развитием въездного и внутреннего туризма [25]. Оценка конкурентоспособности на мезоуровне необходима в связи с тем, что туристские ресурсы различных видов, различной доступности и различной привлекательности распределены по территории страны, региона, мира неравномерно, в то время как для определения позиционирования туристической дестинации на туристическом рынке и принятия

решения о стратегии развития дестинации необходимо располагать объективной информацией о туристическом потенциале, которым дестинация обладает в данный, текущий, момент времени или период времени, а также о возможности, путях и методах преобразования туристического потенциала дестинации в реальное конкурентное преимущество.

о о а: »о о о о с о о

м ф

§

а: §

Затраты

Существующая конкурентоспособность

Реально достижимая конкурентоспособность

Ресурсная база + Стратегия

Текущий момент Будущий запланированный

В р е м я

Неопределенный момент

Рисунок 3 - Виды конкурентоспособности туристической дестинации

Конкурентоспособность дестинации необходимо рассматривать во взаимосвязи с жизненным циклом дестинации [8]. В зависимости от того, на каком этапе своего развития, своего жизненного цикла находится туристическая дестинация, определяются пути и способы повышения ее конкурентоспособности. Так, в случае, если туристическая дестинация находится на этапе ее формирования и ее привлекательность еще не очевидна или не сформирована, то необходимы существенные финансовые затраты, в том числе на создание туристского продукта дестинации, на стимулирование интереса к данной территории и ее туристских ресурсов, на привлечение туристского потока. В случае туристической дестинации с уже сформированной высокой привлекательностью и устойчивым туристским потоком повышение конкурентоспособности дестинации целесообразно осуществлять путем развития туристической инфраструктуры до уровня, соответствующего высокой привлекательности дестинации. Диверсификация же привлекательности в случае, например, изменения целевого сегмента туристского потока (расширение молодежного туризма, или создание привлекательности для VIP-клиентов, или переход от экзотических туристских продуктов к массовым и наоборот) требует модернизации инфраструктуры, изменения имиджа, разработки новых туристских продуктов; при этом необходимо заранее предусматривать период временного снижения

туристского потока, то есть предусматривать необходимость и привлечения дополнительного финансирования, и снижения доходов туристской индустрии дестинации. Важным является обязательная привязка стратегического развития дестинации и повышения ее конкурентоспособности к конкретному объему необходимого финансирования и конкретному временному интервалу [22].

В настоящее время в исследованиях уделяется большое внимание кластерной концепции конкурентоспособности территории [11; 58]. В аспекте изучения развития туристкой индустрии данная концепция рассматривает конкурентоспособность дестинации во взаимосвязи туристской индустрии с другими отраслями, то есть с формированием кластера взаимосвязанных отраслей [36].

На развитие туризма в дестинации оказывают влияние локализованные центры туристского спроса, отражающие состояние рынков сбыта туристических услуг, конкуренты в виде других дестинаций, местные не туристские отрасли, конкурирующие с туристской индустрией за кадровые, материальные и финансовые ресурсы, инвесторы и финансово-кредитные организации, административно-политические органы территории и общественные организации, организаторы и посредники в сбыте туристского продукта дестинации, в роли которых выступают туроператоры, турагентства, глобальные системы бронирования. Находясь в тесной связи с территорией, они образуют геоэкономические системы туризма, границы которых не всегда точно идентифицированы и могут претерпевать измерение в процессе функционирования тех или иных субъектов хозяйственной деятельности в условиях свободного рынка. В связи с этим наблюдается частичное географическое наложение рынков сбыта товаров и услуг, центров-доноров инвестиций, регионов-поставщиков кадровых ресурсов, что, по мнению ряда исследователей, формирует поля конкуренции (или зоны конкуренции) между дестинациями [50]. На число туристских посещений дестинации влияет не только объем туристского спроса в отправляющих регионах, но и наличие других дестинаций, способных выступать в качестве конкурентов и оказывать влияние на распределение и перераспределение туристских потоков в свою пользу. Таким образом, дестинация, центры туристского спроса и конкуренты рассматриваются как главные элементы геоэкономической системы, внутри которой происходит конкуренция. Конкуренция является важным условием эффективного функционирования и развития дестинации.

Список литературы

1. Александрова, А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизмы функционирования / А. Ю. Александрова // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. - 2007. - № 2. - С. 51-61.

2. Багдасарян, К. А. К вопросу о конкурентоспособности отрасли туризма / К. А. Багдасарян. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2011/XIV/uch_2011_XIV_00010.pdf. -Загл. с экрана.

3. Барометр международного туризма ЮНВТО. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://media.unwto.org/ru. - Загл. с экрана.

4. Бизнес // Толковый словарь : англ.-рус. / пер. с англ. под общ. ред. Осадчей И. М. - М. : «ИНФРА-М» : Изд-во «Весь Мир», 1998. - 760 с.

5. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа. -Нью-Йорк : Изд. Организации Объедин. Наций : Всемир. Турист. Организация, 2002. -108 с.

6. Гамов, В. Г. Менеджмент качества и оценка соответствия в туризме / В. Г. Гамов, Н. В. Старичкова. - М. : Феникс : Высш. образование, 2007. - 288 с.

7. Гвозденко, А. А. Логистика в туризме : учеб. пособие / А. А. Гвозденко. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 255 с.

8. Геворгян, А. С. Повышение конкурентоспособности туристской дестинации на основе развития малого предпринимательства (на примере города Сочи) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. С. Геворгян ; [Место защиты: Соч. гос. ун-т]. - Сочи : [Б. и.], 2011. - 246 с.: ил. - РГБ ОД, 61 12-8/761.

9. Градобитова, Л. Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера : учеб. пособие / Л. Д. Градобитова ; МГИМО МИД РФ, Каф. междунар. экон. отношений и внешнеэкон. связей. - М. : Междунар. отношения, 1996. - 97 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Грант, Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии / Р. М. Грант // Вестник СПбГУ. Сер. 8. - 2003. -Вып. 3, № 24. - С. 47-75.

11. Губайдуллина, Ф. С. Международный опыт кластерной политики в промышленно развитых странах / Ф. С. Губайдуллина // Современная конкуренция : науч. практ. журн. - 2010. - № 4 (22). - С. 54-68.

12. Гуляев, В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. - М. : Финансы и статистка, 2003. - 304 с.

13. Иванов, И. С. Особенности управления качеством турпродукта в условиях персонализации систем дистрибуции / И. С. Иванов // Сборник научных статей и материалов Международной научно-практической конференции. - М. : МГИИТ, 2010. -

14. Интервью с советником по туризму ПосольстваТурции в России // Тур 1. -2002. - № 5.

15. Квартальнов, В. А. Туризм и отраслевые системы / В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистка, 2001. - 358 c.

16. Конкурентоспособность территорий : материалы XV Всерос. форума молодых ученых с междунар. участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - "ПУТЬ НАВСТРЕЧУ"» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) : в 9 ч. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 3 : Направления: 3. Человек в современном мире. 5. Экологизация экономического развития. 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса. - 305 с.

17. Кочергина, Е. Ю. Конкурентный ромб Портера: успешное позиционирование Украины на рынке ЕС / Е. Ю. Кочергина // Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф., 29 авг. 2012 г. - Новосибирск : Изд. «Сиб. ассоциация консультантов», 2012. - С. 22-28.

18. Кузнецов, Ю. В. Туризм как социальный феномен конца ХХ - начала XXI века / Ю. В. Кузнецов // Труды Академии туризма. - СПб., 1997. - Вып. 2. - С. 93-101.

19. Львова, Т. В. Влияние качества туристских услуг, предоставляемых на территории дестинации, на экономику региона / Т. В. Львова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. II Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак., Москва, 20 апр. 2007 г. - М. : РИБ «Туризм», 2007. -336 с. - С. 321- 323.

20. Льюис, Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию : пер. с англ. / Р. Д. Льюис. - М. : Дело, 1999. - 440 c.

21. Молчанова, В. А. Оценка степени развития кластеров и успеха кластерных инициатив в туризме / В. А. Молчанова. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2231-2012-04-23-12-07-08. - Заг. с экрана.

22. Морозов, М. А. Предпринимательство и конкуренция в туризме : монография / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - М. : РосНОУ, 2010. - 136 с.

23. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме : учебник / М. А. Морозов. - 5-е изд. - М. : Изд. центр «Академия», 2009. - 288 с. - (Высш. проф. образование).

24. Морозова, Н. С. Классификация конкурентных преимуществ в туризме / Н. С. Морозова // Вестник Российского нового университета: экономика. - 2011. - № 2. - С 4549.

25. Морозова, Н. С. Конкурентоспособность российских дестинаций / Н. С. Морозова // Вестник Российского нового университета: экономика. - 2011. - № 2. - С. 214-217.

26. Морозова, Н. С. Концепция конкурентоспособности в туризме / Н. С. Морозова // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития : тр. Восьмой Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МГУС, 2006.

27. Морозова, Н. С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме : монография / Н. С. Морозова. - М. : РосНОУ, 2011. - 264 с.

28. Морозова, Н. С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме : дис.....д-ра экон. наук / Н. С. Морозова. - Сочи : [Б. и.], 2012. - 335 с.

29. Морозова, Н. С. Формирование конкурентной среды в туризме / Н. С. Морозова // Вестник российского государственного торгово-экономического университета. - 2011. -№ 12 (60). - С. 100-106.

30. Найдена неизвестная ранее дорога к Мачу-Пикчу. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2012/07/10/203177.html. - Загл. с экрана.

31. Необычный туризм в Испании. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: /www.espanarusa.com. - Загл. с экрана.

32. Новиков, В. С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие / В. С. Новиков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.intacadem.ru/statji/novikov-v.s.-haraktemye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie.html. - Загл. с экрана.

33. Носова, С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова. - М. : Кнорус, 2008. - 383 с.

34. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135 (с изм. и доп.). -Электрон. текстовые дан. // ГАРАНТ : информ.-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12148517/. - Загл. с экрана.

35. Обострение конфликта негативно скажется на динамике туризма в Египет. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1997806. - Загл. с экрана.

36. Портер, М. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер ; пер. с англ. И. Минервина. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 464 с.

37. Портер, М. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер ; пер. с англ. И. Минервина. - 4-е изд. - М. : «Альпина Паблишер», 2011. -454 с.

38. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Изд. дом «Вильямс», 2001. - 495 c.

39. Портер, М. Международная конкуренция : Конкурентные преимущества стран / М. Портер. - М. : Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

40. После цунами количество туристов в Японии сократилось на треть. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2012/01/20/64226593.html. - Загл. с экрана.

41. Решетников, Д. Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси / Д. Г. Решетников // Белорусский экономический журнал. - 2002. -№ 2. - С. 108-116.

42. Саммит АТЭС может повысить туристическую привлекательность Дальнего Востока. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://travel.ria.ru/news/20120830/226710979.html. - Загл. с экрана.

43. Сапелко, С. Н. Формирование стратегий рыночного позиционирования и

продвижения туристско-рекреационных дестинаций : дис.....канд. экон. наук : 08.00.05 /

С. Н. Сапелко. - СПб. : [Б. и.], 2011. - 171 с. - РГБ ОД, 61 11-8/2266.

44. Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова. - Электрон. текстовые дан. // Фундаментальные исследования. Экономические науки : науч. журн. - 2011. - № 8 (ч. 2). - С. 449-454. - Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7798385. - Загл. с экрана.

45. Скурихина, Т. Г. Механизм управления качеством человеческих ресурсов организации оптовой торговли / Т. Г. Скурихина, П. Ю. Видмер // Управление персоналом. - 2007. - № 19. - С. 43-45.

46. Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://baikal.irkobl.ru/. - Загл. с экрана.

47. Собхи, М. Современные тенденции мирового рынка туристических услуг / М. Собхи. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/natural/VKhNU/Ekon/802/08msosow.pdf. - Загл. с экрана.

48. Тарасенок, А. И. Геоэкономика туризма : пособие / А. И. Тарасенок. - Минск : Четыре четверти, 2009. - 211 с.

49. Тарасенок, А. И. Индекс приоритетности рынка сбыта турпродукта дестинации / А. И. Тарасенок, З. Н. Тарасенок // Экономическое образование и современные

педагогические технологии. Экономика и предпринимательство: сб. науч. работ. - Вып. 3 / редкол. В. Л. Цыбовский [и др.] ; под общ. ред. В. В. Шевердова, И. С. Солодуха. -Минск : БГПУ, 2009. - С. 168-172.

50. Тарасенок, А. И. Туристская дестинация как объект исследований геоэкономики туризма / А. И. Тарасенок // Экономическое образование и современные педагогические технологии. Экономика и предпринимательство : сб. науч. работ. - Вып. 2 / под общ. ред. В. В. Шевердова, Л. М. Специан. - Минск : БГПУ, 2008. - С. 160-167.

51. Траут, Дж. Новое позиционирование / Дж. Траут. - СПб. : Питер, 2003. - 192 с.

52. Траут, Дж. Позиционирование: битва за умы / Дж. Траут, Э. Райс. - СПб. : Питер, 2006. - 272 с.

53. Тур, А. Н. История экономический учений : учеб. пособие для вузов / А. Н. Тур, Г. А. Шмарловская, Е. Е. Лебедько ; под общ. ред. Г. А. Шмарловской. -

5-е изд., стер. - Минск : Новое знание, 2006. - 340 с. - (Экон. образование).

54. Университетские чтения - 2011, 13-14 января 2011. - Часть XIV : Секции 3-4 симпозиума 3. - Пятигорск : ПГЛУ, 2011. - 187 с.

55. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли : учеб. пособие / Д. С. Ушаков. -Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ» : Феникс, 2010. - 446 с.

56. Царева, Н. В. Формирование Байкальского туристического региона как основа его комплексного развития / Н. В. Царева // Известия ИГЭА. - 2009. - № 1 (63). - C. 5759.

57. Царева, Н. Государственно-частное партнерство в сфере туристских услуг. Региональные особенности : монография / Н. Царева. - Germany. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 132 с.

58. Ширихина, Е. Ю. Кластерный подход в туризме / Е. Ю. Ширихина // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 361-362.

59. Экстравагантные туры для неординарных людей. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://turist.rbc.ru/article/13/09/2010/211821. - Загл. с экрана.

60. Novell, M. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience / M. Novell, B. Schmitz, T. Spencer // Tourism Management. - 2006. - Vol. 27. - Р. 1141-1152.

61. Porter, M. Competitive Advantage of Nations / M. Porter. - N. Y. : Free Press, 1990. - 2nd. ed. - N. Y. : Free Press, 1998. - 896 p.

62. Rubies, E. B. Improving public-private sectors cooperation in tourism : A new paradigm for destinations / E. B. Rubies // Tourism Review. - 2001. - Vol. 56 (3/4). - P. 38-41.

63. Zorin, A. I. Destination within context UNESCO / A. I. Zorin, I. V. Zorin. - M. : RMAT, 2011. - 92 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.