Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ М. ПОРТЕРА ДЛЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ М. ПОРТЕРА ДЛЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е., Карева А.О.

В настоящее время существует действительная угроза динамизму экономик развитых стран и, в частности, экономике Германии, поэтому необходимо выявление национальных конкурентных преимуществ для стимулирования экономики. В данной статье проведён анализ факторов конкурентоспособности Германии, существующих в настоящее время, выявлены основные особенности текущей стадии развития экономики страны, отмечены проблемы, с которыми сталкивается экономика Германии, и которые препятствуют повышению конкурентоспособности страны. Ключевые слова: конкурентоспособность, экономический рост, конкурентное преимущество, глобальная конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPLOYMENT OF M. PORTER'S THEORY FOR THE ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE GERMAN ECONOMY

Nowadays there is no denying of the fact that economies of the developed countries don't reach high growth rates, Germany is also among them that is why it is important to determine the main competitive advantages of the country for the stimulating of the growth. In this article you can find the analysis of competitive advantages that exist now in Germany, the main characteristic features of the modern stage of the development of the country, the problems that prevent the country from the fast growth are also underlined.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ М. ПОРТЕРА ДЛЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ»

УДК 338.001.36

A.E. Vikulenko, A.O. Kareva

THE EMPLOYMENT OF M. PORTER'S THEORY FOR THE ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE GERMAN ECONOMY

Nowadays there is no denying of the fact that economies of the developed countries don't reach high growth rates, Germany is also among them that is why it is important to determine the main competitive advantages of the country for the stimulating of the growth.

In this article you can find the analysis of competitive advantages that exist now in Germany, the main characteristic features of the modern stage of the development of the country, the problems that prevent the country from the fast growth are also underlined.

Keywords: competitiveness, economic growth, competitive advantage, global competitiveness.

А.Е. Викуленко1, А.О. Карева2

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ М. ПОРТЕРА ДЛЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ

В настоящее время существует действительная угроза динамизму экономик развитых стран и, в частности, экономике Германии, поэтому необходимо выявление национальных конкурентных преимуществ для стимулирования экономики. В данной статье проведён анализ факторов конкурентоспособности Германии, существующих в настоящее время, выявлены основные особенности текущей стадии развития экономики страны, отмечены проблемы, с которыми сталкивается экономика Германии, и которые препятствуют повышению конкурентоспособности страны.

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономический рост, конкурентное преимущество, глобальная конкурентоспособность.

Германия - высокоразвитая страна, по объёму ВВП по текущему обменному курсу (3 363,4 млрд долл. США3) Германия занимает первое место в Европе и четвёртое в мире после США, Китая и Японии.

Темп роста ВВП в 2015 г. составил 1,7 %, что является хорошим показателем для развитых стран, но значительно ниже темпов роста развивающихся стран. Так, например, у Китая темп роста ВВП в 2015 г. составил 6,9 % по отношению к предыдущему году, а у главного на протяжении многих лет конкурента экономики Германии, у Франции, аналогичный показатель ниже и находится на уровне 1,3 %.

Германия остаётся лидером среди других европейских стран, поскольку она обладает определёнными национальными и отраслевыми конкурентными преимуществами. Однако для динамичного и успешного развития недостаточно развивать только традиционные отрасли. Необходимо искать новые факторы конкурентоспособности, создавать новые конкурентные преимущества.

Германия является одной из наиболее развитых стран Европы и мира. Большой рывок в развитии страна совершила после Второй мировой войны. С конца XIX в. страна активно развивает промышленность, её экономика носит инновационный характер. Германские компании известны благодаря производству большого ассортимента товаров высокого качества. В конкурентной борьбе они обычно опираются именно на эти факторы, а не на минимизацию издержек.

В рейтинге Доклада "Глобальная конкурентоспособность 2016-2017" Германия занимает 5 место из 138 стран. Несмотря на то, что индекс глобальной конкурентоспо-

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg

E-mail: Viku20078@rambler.ru

2 Карева А.О., студентка 4 курса факультета Международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, г. Москва

Kareva A.O., 4-year student of the Faculty of International Economic Relations of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow

3 Статистические данные Всемирного Банка. Data. World Bank. Электронный ресурс: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2015&start=2005&view=chart&year_low_desc=true (дата обращения: 15.03.2017).

собности в этом периоде составил 5,6 по сравнению с 5,5 в предыдущем периоде, в 2016-2017 гг. Германии ухудшила свою позицию в общем рейтинге на 1 строчку1.

В своей работе "Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран" М. Портер указывает основные свойства страны, которые определяют её конкурентоспособность в той или иной отрасли, могут способствовать созданию конкурентного преимущества, а могут, наоборот, препятствовать его образованию. Таких свойств четыре: факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегия фирмы. Эти четыре свойства называются детерминантами, система детерминант - конкурентный "ромб". Можно изобразить взаимосвязь данных детерминант (Рис. 1):

Рис. 1 - Конкурентный "ромб"

Кроме того, для более полной характеристики экономик, также учитывают роль случая (случайные события) и действия Правительства.

Национальный "ромб" - система, компоненты которой взаимно усиливаются2. Каждый детерминант влияет на все остальные. Возможно развитие страны только за счёт одного-двух факторов, но устойчивого и динамичного роста экономики в таком случае не удаётся достичь. Так, например, развиваются страны богатые природными ресурсами, экономика которых по большей мере связана с сырьевым сектором. Для повышения конкурентоспособности страны необходимо развитие каждого детерминанта, преимущества в одном детерминанте могут усилить преимущества и в других.

Детерминант "параметры факторов" показывает наличие факторов производства в стране: рабочей силы, капитала, природных ресурсов, инфраструктуры. Наделённость страны факторами производства играет важную роль в развитии экономики. Согласно теории сравнительных преимуществ, разработанной ещё в конце XVIII - начале XIX в. Риккардо, страна должна специализироваться на производстве тех товаров, относительные издержки по которым наиболее низкие, т.е. для производства которых используются факторы производства, имеющиеся в этой стране в большом количестве. Факторы также можно разделить на людские ресурсы (количество и квалификация рабочей силы), физические ресурсы (полезные ископаемые, земельные участки, лесные ресурсы и др.), ресурс знаний (сумма научной и технической информации), денежные ресурсы (количество

1 Доклад "Глобальная конкурентоспособность 2016-2017". Global Competitiveness Report 2016-2017. Электронный источник: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-

2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

2 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.

и стоимость капитала), инфраструктура (транспортная система, система связи, система здравоохранения и т.д.).

Конкурентоспособность страны создают её корпорации. Компании, в свою очередь, могут повысить свою конкурентоспособность, например, за счёт низких издержек на оплату труда, свободного доступа к капиталу, наличия природных ресурсов и т.д.

Германия достаточно хорошо обеспечена природными ресурсами, на её территории залегают запасы железной руды, угля. Эти полезные ископаемые сыграли большую роль в развитии промышленности Германии. Уголь и до сих пор является важным ресурсом, использующимся в химической промышленности, он также является важной экспортной статьей. Однако в Германии добывают не все необходимые природные ресурсы. Это является фактором, благодаря которому в стране развиваются высокотехнологичные ресурсосберегающие технологии.

Важнейшим фактором производства в Германии является высококвалифицированная рабочая сила. Как известно, немцы - очень трудолюбивая, аккуратная, пунктуальная нация. Германия славится высоким уровнем образования в технической сфере.

Инфраструктура в Германии также хорошо развита, является высококачественной, хотя, по мнению М. Портера, и не создаёт конкурентных преимуществ в какой-либо отрасли промышленности.

Для страны важно не только наличие факторов. Значительную роль играет и способность создавать такие факторы. Главным механизмом образования факторов в Германии является система образования, с которой всё и начинается. В Германии существует большое количество университетов и высших профессиональных технических учебных заведений, т.е. технических колледжей. Германия отличается от других стран высоким уровнем образования именно по техническим специальностям, получать образование в технических колледжах очень престижно, такие учебные заведения зачастую выигрывают в конкурентной борьбе даже с университетами.

Система образования в Германии скорее децентрализованная, поскольку колледжи и университеты находятся в ведении федеральных земель. Там открываются такие учебные заведения, которые отвечают потребностям федеральной земли или отраслей промышленности, которые в ней развиты. Так, в Штутгарте и Ганновере университеты специализируются на автомобилестроении, в городах Дармштадт и Карлсруэ - на химическом машиностроении и т.д.

Система образования, особенно высшего, в Германии развита на высоком уровне. С ней активно конкурируют Соединенные Штаты Америки. По некоторым направлениям, в частности техническим, качество образования в Германии значительно выше. Кроме того, в Германии многие люди выбирают академическую карьеру, т.е. развитие в области образования, науки и техники.

Значительно слабее в Германии развито образование в области менеджмента, маркетинга (в связи с тем, что в Германии долгое время была запрещена и ограничена реклама), и это значительно сказывается в настоящее время на эффективности работы местных предприятий. В связи с этим германские корпорации часто нанимают на данные должности специалистов из-за границы, в особенности из Швейцарии, которая славится высоким качеством образования в области менеджмента.

Следующим механизмом образования факторов является система среднего профессионального образования. Всемирно известна германская система профессионального обучения, в которой обучающиеся одновременно получают профессиональные знания и учатся применять их на практике, работая на предприятии.

В Германии активно проводятся научные исследования в таких отраслях, как химия, медицина, металлургия. Результаты исследований часто являются основой для учреждения компаний, специализирующихся на производстве такой продукции, фирмы получают конкурентные преимущества. Научно-исследовательское объединение Max Planck Gesellschaft известно во всём мире. Также крупные инвестиции в разработки осуществляют германские компании.

В Германии существует нехватка отдельных факторов, но страна всегда пыталась добиться конкурентных преимуществ в связи с этим. Небольшие запасы природных ресурсов и отсутствие крупных колоний привело в Германии к развитию химической промышленности. Нехватка рабочей силы подтолкнула предприятия к автоматизации производства. Таким образом, недостаток некоторых видов ресурсов привёл к развитию ресурсосберегающих технологий.

Следующий детерминант конкурентного "ромба" - это условия спроса. Под ними понимается спрос на внутреннем рынке на товары и услуги, производимые отраслью. Условия спроса определяются объёмом и характером внутреннего спроса, структурой

внутреннего спроса и механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки1.

Внутренний рынок в Германии ёмкий. Об этом можно судить, в том числе, по размеру ВВП. Покупательная способность населения высокая. У Германии не было колоний, а внутренний рынок был уже насыщен, поэтому страна была вынуждена обеспечивать высокое качество продукции, чтобы удовлетворить спрос взыскательных заграничных потребителей. Это также явилось фактором, формирующим конкурентное преимущество страны. К тому же немецкие потребители являются чрезвычайно требовательными.

Условия спроса в медицинской отрасли являются в Германии очень высокими. Количество расходов на здравоохранение в Германии приближается к масштабам США. В Германии более 90 % населения участвуют в программе социального страхования.

В некоторых отраслях фактор спроса значительно ограничен: медленно растёт спрос на деловые услуги, мотивы престижного потребления у населения почти отсутствуют. Многие компании в сфере транспорта, электроэнергии и телекоммуникаций находятся под контролем государства. Это, как известно, сдерживает развитие, так как компании не участвуют в конкурентной борьбе.

Третий детерминант "ромба" - это наличие родственных и поддерживающих отраслей. Имеется в виду наличие внутри страны отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

Для Германии характерно наличие кластеров, т.е. сконцентрированных на одной территории группы взаимосвязанных организаций (научно-исследовательских институтов, предприятий, учебных заведений), которые повышают конкурентоспособность страны.

Многие кластеры развиваются постепенно. Например, вследствие наличия железа и производства стали в стране развились отрасли в области обработки металлов. Так как Германия специализируется в технических отраслях, продавцы и покупатели развивались одновременно, компании-покупатели находятся внутри страны. Многие успешные отрасли развивались из родственных отраслей.

Четвёртым детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является стратегия фирм. Фирма выбирает определённую стратегию, исходя из наличия и характера конкуренции внутри страны.

Основной частью немецких фирм являются компании малого и среднего бизнеса. В структуре компаний часто можно видеть черты иерархии и патриархальности. Часто владельцы стремятся контролировать все направления деятельности компании, взаимодействовать лично с подчинёнными и сотрудниками.

Поскольку основными компаниями Германии являются компании в технической отрасли, они сосредотачиваются на производстве и улучшении качества продукции, а не на сбыте.

Интересы работников в Германии защищают профсоюзы, однако их роль в последнее время сильно изменилась. Если ранее главными целями профсоюзов были обеспечение достойных условий труда, высоких зарплат, то сейчас профсоюзы - противник руководства компании. Это может привести к снижению производительности и эффективности работы.

Руководство германских компаний - это также, в основном, люди с техническим образованием, для которых целью является увеличение качества и эффективности. Фирмы активно взаимодействуют с клиентами, чтобы добиться соответствия характеристик продукции спросу. Соответственно, фирмы получают конкурентные преимущества не за счёт стоимости продукции, а за счёт качества и диверсификации продукции.

Многие немецкие компании ориентированы также и на международный рынок. Это связано с тем, что спрос на высокотехнологичную продукцию внутри страны быстро удовлетворяется, и компаниям необходимы новые рынки сбыта для реализации эффекта масштаба.

В стране широко распространены компании, которые контролирует одна семья, а также частные компании. Многие банки являются важными акционерами и участвуют в управлении. Тем не менее, всё более распространёнными становятся компании с большой численностью руководящего персонала, где большое количество акционеров и членов правления - финансисты, для которых не так важно качество продукции. Это приводит также к росту диверсификации в несмежных отраслях.

1 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.

На традиционных немецких рынках (автомобили, химическая промышленность, оптические товары, письменные принадлежности) существует конкуренция среди трёх-четырёх фирм на каждом рынке. Многие компании-конкуренты склонны к проведению слияний, к созданию союзов. Этот факт ослабляет конкурентные преимущества компаний Германии.

В Германии существует высокое неприятие риска, боязнь испортить репутацию. Это приводит к нежеланию создавать новые компании, предприятия, к медленному развитию новейших технологий. Рынок рисковых капиталов развит достаточно слабо. Без создания новых предприятий Германия сталкивается с проблемой высокого уровня безработицы.

Кроме основных четырёх детерминант конкурентного "ромба" выделяют и два других фактора: роль случая и роль правительства.

Роль случая - это также фактор, который может играть очень важную роль в развитии экономики страны. Под случаем понимаются "события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства". К таким факторам могут относиться изобретения, резкие изменения цен на ресурсы, крупные технологические сдвиги, значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплеск мирового или местного спроса, политические решения зарубежных правительств и войны1. Случай может кардинально изменить конкурентоспособность компаний и отраслей, случайные события иногда приводят к полному изменению "ромба".

Крайне сильное влияние на экономику Германии оказало участие в Первой и Второй мировых войнах. Эти события нанесли мощный урон промышленности, инфраструктуре, страна лишилась рынков сбыта, части своей территории, а также людских ресурсов. Во время войн и в период между ними Германию покинули крупные учёные. Однако данные события имели и свои положительные последствия. Страна должна была восстановить свои довоенные позиции в мировой экономике, а также опередить остальные страны путём быстрого развития, в первую очередь, промышленности. В связи с тем, что страна лишилась территории, богатой природными ресурсами, ей пришлось развивать наукоёмкие ресурсосберегающие технологии. Особый прогресс после Второй мировой войны намечался в производстве синтетических материалов. По итогам войны из страны вывозилось большое количество оборудования в страны-победители, поэтому германская экономика начала своё развитие практически с нуля.

По итогам Второй мировой войны Германия была разделена на 4 зоны, которые находились под контролем СССР, Великобритании, Франции и США. В 1949 г. образовались два государства: Германская Демократическая Республика (ГДР) и Федеративная Республика Германия (ФРГ). Эти два государства конкурировали друг с другом, особенно в области экономики.

Таким образом, Германия является ярким примером воздействия случая на изменение конкурентоспособности страны.

Роль правительства - это ещё один фактор, который оказывает влияние на конкурентоспособность страны, но пока не включается в конкурентный "ромб". "Действительная роль Правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта"2.

Основными инструментами, находящимися в распоряжении Правительства, являются субсидии, политика в отношении рынков капитала, налоговая политика, издание инструкций, стандартов производства.

Правительство также может быть крупным покупателем продукции, произведённой внутри страны (например, продукция авиакосмического приборостроения, телекоммуникации, товары для обеспечения армии). Однако если Правительство предъявляет чрезмерный спрос на такую продукцию, это может оказать и негативное влияние на конкурентоспособность отрасли, поскольку у неё не будет стимулов развиваться, повышать эффективность и выходить на внешние рынки.

В Германии Правительство не оказывает сильного влияния на развитие экономики и внешнеторговых отношений. Вмешательство государства в экономику умеренное. Германия отличается низким уровнем тарифов и пошлин, экономика страны открыта. В Германии нет специального органа, контролирующего внешнюю торговлю, она осуществ-

1 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - С. 167.

2 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - С. 169.

ляется германскими компаниями напрямую. Как отмечалось ранее, государство проводит активную политику в области образования и науки, исследований, стимулирует развитие научного потенциала и отдельных фирм.

Стандарты по защите окружающей среды в Германии - одни из самых высоких в мире, что также способствует появлению технологий, не наносящих вреда окружающей среде. Сильно зарегулирована в Германии сфера услуг. Это препятствует развитию отрасли и выходу на внешние рынки.

Таким образом, конкурентоспособность страны определяет состояние отдельных детерминант конкурентного "ромба". Германия хорошо наделена факторами производства, в особенности, трудовыми ресурсами, капиталом и ресурсом знаний, однако существует нехватка отдельных факторов, но страна всегда пытается добиться конкурентных преимуществ в связи с этим. В Германии ёмкий внутренний рынок, поэтому спрос на товары немецкого производства предъявляют как немецкие компании, так и население, однако значительная часть продукции идёт также на экспорт. Конкурентоспособность Германии определяет и наличие смежных, поддерживающих друг друга отраслей, особенно в химической промышленности и в машиностроении. Сильным толчком к развитию послужило поражение Германии во Второй мировой войне, которое стимулировало развитие как лёгкой, так и тяжёлой промышленности, так как страна стремилась догнать и перегнать остальные западные страны.

Список использованных источников

1. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. -М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.

2. Современная Германия: экономика и политика. Под ред. В.Б. Белова. - М.: ИЕ РАН, Издательство "Весь мир", 2015.

3. Булатов А.С. Национальная экономика: учебное пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.

4. Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. - М.: Проспект, 2012.

5. Кондратьев В., Егоров А., Аукуционек С. Оценки конкурентоспособности стран // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2.

6. Немчиков А.В. Конкурентная политика Европейского союза на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 3.

7. Доклад "Глобальная конкурентоспособность 2016-2017". Global Competitiveness Report 2016-2017. Электронный источник: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

8. Статистические данные Всемирного Банка. Data. World Bank. Электронный ре-сурс:http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2015&start=2005&view=c hart&year_low_desc=true (дата обращения: 15.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.