Научная статья на тему 'Актуальные фэшн-тенденции в коллекции Российского этнографического музея'

Актуальные фэшн-тенденции в коллекции Российского этнографического музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные фэшн-тенденции в коллекции Российского этнографического музея»

О. В. Калашникова

«Актуальные фэшн-тенденции в коллекции Российского этнографического музея»

Костюм сложился как неотъемлемая часть микромира человека на самых ранних стадиях возникновения человеческого общества. Как продукт создавшей его культуры, костюм отвечает сложившимся в ней художественным и эстетическим представлениям и реализуется в рамках искусства своего времени. Соединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм являет собой своеобразное зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме ее социальные, материальные и духовные особенности и достижения. Эта роль костюма сохраняется на всех этапах развития человеческого общества. Вестиментарная (костюмная) мода - социально значимое явление современности, обладающее высокими невербальными коммуникационными характеристиками, что делает актуальным обращение к ней, как инструменту трансляции культурных ценностей.

Сегодня, интерес к вестиментарной моде в России значителен. После более чем полувековой изоляции от цивилизованного мира страна формирует и развивает комплекс индустрий внешности, стремится к его соответствию международным требованиям. Одной из серьезных проблем на этом пути является отсутствие индивидуальности, проблема самоидентификации в глобальном мире. Стереотип «русской матрешки» одинаково преследует как европейских дизайнеров одежды, так и предпринимающих попытки создать «русскую» моду отечественных модельеров, в то время как российская художественная культура, например, первой четверти ХХ века оказала значительное влияние на европейское искусство в целом, и искусство костюма, в частности. Достаточно вспомнить эскизы театральных костюмов Леона Бакста, конструктивистские костюмы Родченко, Степановой или платья-интерпретации рушников Надежды Ламановой получившие гран-при на индустриальной выставке 1925 года в Париже и, соответственно, ориентализм Поля Пуаре или русский период в творчестве Габриэль Шанель, а позднее славянские коллекции Ива Сен Лорена, эксперименты Пьера Кардена или Жан-Поля Готье.

Приоритетная роль в формировании мировой вестиментарной моды принадлежит Европе с ее традиционными центрами во Франции, Великобритании и Италии. Международный успех основывается не только на глубоких корнях, богатой традиции, таланте дизайнеров, но и на ме-

тодике обучения, сочетающей новейшие технологические достижения и глубокое изучение истории костюма.

Программа, разработанная специалистами «Бюро тенденций» в сотрудничестве с научными сотрудниками Российского этнографического музея (далее РЭМ) направлена на формирование в Санкт-Петербурге информационного поля в области моды. В работе с молодыми художниками, дизайнерами костюма особое внимание уделяется вопросам современной интерпретации традиционного костюма.

Российский этнографический музей обладает уникальным по своему размеру (более 500 тысяч единиц хранения) и географическому разнообразию собранием костюмных комплексов и отдельных предметов традиционной одежды. Один из крупнейших этнографических музеев в мире хранит в своих фондах подлинные вещевые памятники и фотографии по традиционной культуре 157 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

Российский этнографический музей приветствовал инициативу «Бюро тенденций», и в декабре 2006 года в стенах музея на протяжении трех дней и во всех выставочных пространствах состоялась презентация программы «Антропология вещи». В рамках программы профессиональными фотографами моды была проведена фотосессия; последовавшая выставка получившихся фоторабот наглядно продемонстрировала степень современности элементов традиционного костюма и органичность их включения в современный костюмный комплекс методом комбинирования с дизайнерской одеждой. В один из дней программы прошла презентация выставки традиционной верхней одежды «Шубы, шубки, казакины...». Для ведущих дизайнеров костюма Петербурга был проведен круглый стол с хранителями и научными сотрудниками РЭМ: «Верхняя одежда: материал, крой, техника изготовления, семантика», на котором специалисты в области современного костюма смогли познакомиться с уникальными экспонатами из фондов музея. Для молодых модельеров и студентов музей открыл свои двери в вечернее время: в затемненных залах световые акценты были расставлены на определенных костюмах, экскурсия сопровождалась медиа-лекцией «Экзотика в современном костюме». Параллельно в других залах музея можно было ознакомиться с медиа-лекциями «Подиум как средство массовой коммуникации» и «Элементы костюма в мифологии». На протяжении 2007 года в музее регулярно проводились семинары «Актуальные фэшн-тенденции в коллекции РЭМ». В 2008 году в рамках программы «Антропология вещи» откроется выставка «Этноджинс». За последние несколько лет состоялись выставки: («Всем богам по сапогам» (2004), «Шапочное знакомство» (2005), «Шубы, шубки, казакины.» (2006), «Мир войлока» (2007).

Для достижения поставленных программой целей, изучение собственного исторического опыта необходимо, но не достаточно. Образовательные программы, в художественных и профессиональных учебных заведениях, которые готовят дизайнеров, также нуждаются в модернизации, чтобы соответствовать современному европейскому уровню.

Старейшей и самой известной школой моды в Санкт-Петербурге является кафедра дизайна костюма государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (Мухинское училище), на базе которой ежегодно проходит этап крупнейшего в России конкурса молодых дизайнеров БФ «Русский Силуэт» и фестиваль лучших дипломных проектов «Open Defence».

Сотрудничество Российского этнографического музея и СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, которое готовит: художников и дизайнеров широкого спектра специальностей, в том числе дизайнеров костюма, насчитывает не одно десятилетие. С 2GG8 года на ряде кафедр, в том числе, кафедре дизайна костюма, начался переход к болонской системе образования (бакалавриат - магистратура), в свете чего происходит расширение контактов с европейскими школами, в частности с Королевской Академией Искусств в Антверпене (Academie des Beaux-Arts) и Анвер-ской школой (Ecole La Cambre). Предполагается обмен учебными программами, методиками и технологиями, а также возможность поездок студентов и преподавателей в партнерские учебные заведения. Лучшие из студентов смогут получить приглашение для участия в ежегодном фестивале лучших дипломных проектов «Open Defence» в Санкт-Петербурге.

Научно-практическая часть программы «Антропология вещи» состоит из Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», которая, ежегодно, начиная с 1998 года, проходит в стенах Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна, также имеющем сильную кафедру дизайна одежды. Форум собирает специалистов различных направлений деятельности, объединенных общими интересами в области изучения теории и практики дизайна костюма. Особенностью этой конференции является теснейшее содружество учебных заведений высшей школы и крупнейших музеев России. Примечателен и тот факт, что из акции городского масштаба, она очень скоро стала федеральным и международным событием, на которое съезжаются молодые специалисты и маститые учёные. Отдельная секция конференция называется «Европейский мастер-класс». За истекший период в ней приняли участие: Paco Rabanne, Florence Muller, Nadine Gelas, Lydia Kamitsis, Martine Leuherpeur, Xavier Chaumette, Cederique Brochier и др. Ежегодно, к началу конференции публикуются материалы, что позволяет более эффективно про-

водить обсуждения, рассматривая вопросы прошлого, настоящего и будущего костюма.

Теоретическая составляющая программы «Антропология вещи» предусматривает работу с издательствами и редакциями специализированных периодических изданий. В стадии переговоров находится проект публикации русскоязычной версии «Международного словаря моды» (Dictionnaire international de la mode, Edition du Regard). С русской стороны партнером проекта выступает издательский дом «Славия», специализирующийся на книгах по искусству. Партнерские отношения сложились также с новым изданием «Теория моды», первым в России профессиональным журналом, представляющим в своих публикациях попытки осмысления процессов, происходящих в вестиментарной моде. Среди публикаций журнала особое место отведено статьям крупнейших специалистов в области изучения моды и костюма как, например, Christopher Breward - заместителя директора по научной работе британского музея Виктории и Альберта.

Существенно важным для реализации программы «Антропология вещи» являются постоянные контакты с такими крупными представителями модной индустрии России как лидер молодежной моды марка Extra и старейший и крупнейший в Петербурге дистрибьютер европейских дизайнерских брендов Day & Night. Организация стажировок для студентов модельеров, совместное проведение акций, направлены на стимуляцию интереса к явлению вестиментарной моды и воспитание вкуса отечественных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.