Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОМОГАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

Рост влияния экзистенциальных подходов является одной из признаваемых специалистами тенденций развития психологии первого десятилетия XXI века. Экзистенциальные, «философские» вопросы человеческого существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Целью настоящего исследования явилось выявление и анализ актуальных экзистенциальные проблемы в контексте субъективно-личностных отношений будущих помогающих специалистов. В исследовании приняли участие студенты Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) в количестве 34 человек Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) в количестве 32 человек, средний Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 - 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации - возраст 20 лет. В исследовании использовались: методика «Актуальность экзистенциальных проблем», модифицированная проективная методика Сакса-Леви «Незаконченные предложения»; феноменологическое интервью (Кораблина Е.П.). Для обработки полученных в исследовании данных использовались следующие методы: описательная статистика, сравнительная статистика (непараметрический критерий Манна-Уитни). Математическая обработка данных производилась с помощью пакета Статистика (SPSS Statistics 17.0). Результаты изучения актуальности экзистенциальных проблем показали, что наиболее выраженной экзистенциальной проблемой для обеих групп является «Смысл существования». В результате анализа субъективно-личностных отношений было выявлено, что отношение к жизни у студентов-социальных работников отличается большей традиционностью по сравнению со студентами-психологами. Феноменологический анализ высказываний студентов позволил определить два типа переживаний при установлении смысловых значений и отражения их в сознании в виде образов профессии и себя в ней и в жизни: «познающе-изменяющийся тип» характерный для студентов-психологов и «познающе-принимающий тип» характерный для студентов-социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT EXISTENTIAL PROBLEMS IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE-PERSONAL RELATIONSHIPS OF FUTURE SPECIALISTS IN HELPING PROFESSIONS

The growing influence of existential approaches is one of the recognized trends in the development of psychology in the first decade of the 21st century. Existential, "philosophical" questions of human existence are increasingly facing a person today, which to a large extent is a consequence of changes in the social context of human life. The purpose of this study was to identify and analyze actual existential problems in the context of the subjective-personal relationships of future helping specialists. The study involved students of the Institute of Psychology of the Russian State Pedagogical University named after V.I. A.I. Herzen (St. Petersburg), 34 people from the Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen (St. Petersburg) in the amount of 32 people, the average age is 20 years. The study used: the methodology "Relevance of existential problems", modified projective technique of Sachs-Levy "Incomplete sentences"; phenomenological interview (Korablina E.P.). To process the data obtained in the study, the following methods were used: descriptive statistics; comparative statistics (nonparametric Mann- Whitney test). Mathematical data processing was carried out using the Statistics package (SPSS Statistics 17.0). The results of studying the relevance of existential problems have shown that the most pronounced existential problem for both groups is "The meaning of existence." As a result of the analysis of subjective-personal relations, it was revealed that the attitude to life among students-social workers is more traditional than students-psychologists. Phenomenological analysis of students' statements made it possible to determine two types of experiences when establishing semantic meanings and reflecting them in consciousness in the form of images of the profession and oneself in it and in life: the "cognitive-changing type" characteristic of psychology students and the "cognitive- accepting type" characteristic of social worker students.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»



This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Korablina E.P., Pashkin S.B., Brazhnik E.I., Lisovskaya N.B., Abramova P.D., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-5-15

Принята 29.10.2021 | Accepted 29.10.2021

CURRENT EXISTENTIAL PROBLEMS IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE-PERSONAL RELATIONSHIPS OF FUTURE SPECIALISTS IN HELPING PROFESSIONS

Korablina E.P., Pashkin S.B., Brazhnik E.I., Lisovskaya N.B., Abramova P.D.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

АКТУАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Abstract. The growing influence of existential approaches is one of the recognized trends in the development of psychology in the first decade of the 21st century. Existential, "philosophical" questions of human existence are increasingly facing a person today, which to a large extent is a consequence of changes in the social context of human life. The purpose of this study was to identify and analyze actual existential problems in the context of the subjective-personal relationships of future helping specialists. The study involved students of the Institute of Psychology of the Russian State Pedagogical University named after V.I. A.I. Herzen (St. Petersburg), 34 people from the Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen (St. Petersburg) in the amount of 32 people, the average age is 20 years. The study used: the methodology "Relevance of existential problems", modified projective technique of

Аннотация. Рост влияния экзистенциальных подходов является одной из признаваемых специалистами тенденций развития психологии первого десятилетия XXI века. Экзистенциальные, «философские» вопросы человеческого

существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Целью настоящего исследования явилось выявление и анализ актуальных экзистенциальные проблемы в контексте субъективно-личностных отношений будущих помогающих специалистов. В исследовании приняли участие студенты Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) в количестве 34 человек Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) в количестве 32 человек, средний

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Sachs-Levy "Incomplete sentences"; phenomenological interview (Korablina E.P.). To process the data obtained in the study, the following methods were used: descriptive statistics, comparative statistics (nonparametric MannWhitney test). Mathematical data processing was carried out using the Statistics package (SPSS Statistics 17.0). The results of studying the relevance of existential problems have shown that the most pronounced existential problem for both groups is "The meaning of existence." As a result of the analysis of subjective-personal relations, it was revealed that the attitude to life among students-social workers is more traditional than students-psychologists. Phenomenological analysis of students' statements made it possible to determine two types of experiences when establishing semantic meanings and reflecting them in consciousness in the form of images of the profession and oneself in it and in life: the "cognitive-changing type" characteristic of psychology students and the "cognitive-accepting type" characteristic of social worker students.

Keywords: Existential problems, subjective-personal relations, helping specialists, phenomenology, phenomenological analysis, phenomenological interview.

REFERENCES

[1]

Grishina, N.V. Existential problems of a person as a life challenge. Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 12, 2011, no. 4, P. 109-116.

[2] Znakov, V.V. Theoretical foundations of the psychology of understanding the multidimensional world of man. Psychology Issues, 2014, No. 4, P. 1629.

[3] May, R. The Discovery of Genesis. M .: M .: Institute of General Humanitarian Research, 2014 .-- 192 p.

[4] Korablina, E.P., Vaknin, E.E., Abramova, P.D. Technologies of supervisory support in the professional training of psychologists // Applied technologies of professional psychological support: a collective monograph. / ed. E.P. Korablina, S. B. Pashkina, N.B. Lisovskaya / SPb .: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen. 2021 .-- 104 p.

[5] Kierkegaard S. The Sicknessunto Death / S. Kierkegaard. - Existential Approachin Psychology. Princeton University Press, 1941. - P. 25-29.

возраст 20 лет. В исследовании использовались: методика «Актуальность экзистенциальных проблем», модифицированная проективная методика Сакса-Леви «Незаконченные предложения»; феноменологическое интервью (Кораблина Е.П.). Для обработки полученных в исследовании данных использовались следующие методы: описательная статистика, сравнительная статистика (непараметрический критерий Манна-Уитни). Математическая обработка данных производилась с помощью пакета Статистика (SPSS Statistics 17.0). Результаты изучения актуальности

экзистенциальных проблем показали, что наиболее выраженной экзистенциальной проблемой для обеих групп является «Смысл существования». В результате анализа субъективно-личностных отношений было выявлено, что отношение к жизни у студентов-социальных работников отличается большей традиционностью по сравнению со студентами-психологами. Феноменологический анализ высказываний студентов позволил определить два типа переживаний при установлении смысловых значений и отражения их в сознании в виде образов профессии и себя в ней и в жизни: «познающе-изменяющийся тип» характерный для студентов-психологов и «познающе-принимающий тип» характерный для студентов-социальных работников.

Ключевые слова: Экзистенциальные проблемы, субъективно-личностные отношения, помогающие специалисты, феноменология, феноменологический анализ, феноменологическое интервью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Гришина, Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, 2011, №. 4, С.109-116.

[2] Знаков, В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека. Вопросы психологии, 2014, №2. 4, С. 1629.

[3] Мэй, Р. Открытие Бытия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. — 192 с.

[4] Кораблина, Е.П., Вакнин, Е.Е, Абрамова, П.Д. Технологии супервизорской поддержки при профессиональной подготовке психологов // Прикладные технологии профессионального психологического сопровождения: коллективная монография. / под ред. Е.П. Кораблиной, С.Б. Пашкина, Н.Б. Лисовской / СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. - 104 с.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[6] Bulgakov, S.N. Svet nevecherniy: Sozertsaniya i umozreniya/ Bulgakov, S.N.-M. : Republic, 1994 .-415 p.

[7] Berdyaev, N.A. The Kingdom of the Spirit and the Kingdom of Caesar / comp. and after. P. V. Alekseeva; prepare text and approx. R.K.Medvedeva. - M.: Republic, 1995.-- 383 p.

[8] Lazursky, A.F. Essay on the science of characters / A.F. Lazursky. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020 . - 345 p. - (Anthology of thought). Text: electronic // EBS Yurayt [site]. - URL: https://urait.ru/bcode/457069 (date of access: 14.08.2021).

[9] Lomov, B .F. Methodological and theoretical problems of psychology // Moscow: Nauka Publishing House. 1984.- 448 p.

[10] Korablina, E.P. Phenomenological analysis as a qualitative research method: Textbook // SPb .: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen. 2007.-- 23 p.

[11] Yalom, I. Existential psychotherapy / Translation from English T.S. Drabkina / M.: Independent firm "Class", 1999. - 576 p.

[12] Serov, N.V. Symbolism of color. - SPb .: Strata, 2015 . - 204 p.

[5] Kierkegaard S. The Sicknessunto Death / S. Kierkegaard. - Existential Approachin Psychology. Princeton University Press, 1941. - P. 25-29.

[6] Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. -М. : Республика,

1994. - 415 с.

[7] Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика,

1995. - 383 с.

[8] Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Антология мысли). Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL https://urait.ru/bcode/457069 (дата обращения 14.08.2021).

[9] Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии // Москва: Издательство «Наука». 1984.-448 с.

[10] Кораблина, Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования: Учебное пособие // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. - 23 с.

[11] Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной / М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 576 с.

[12] Серов, Н.В. Символика цвета. - СПб.: Страта, 2015. - 204 с.

Author Contributions. Korablina E.P.- research concept and design; Pashkin S.B.- research concept and design; Brazhnik E.I.- research concept and design; Lisovskaya N. B.- literature review, writing a text; Abramova P.D.-collection and processing of materials.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Korablina E.P. - SPIN ID: 2793-3094; ORCID ID 0000-0002-1171-5904

Research interests, number of main publications: the psychology ofprofessional activities, the psychological readiness offuture helpers to the profession, professional ethics and responsibility, published more than 200 publications of them 3 in WoS or Scopus, 23 in the Higher Attestation Commission and 5 in the materials of conferences.

Pashkin S.B. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying university, more than 200 publications were published, 3 in WoS, 25 in the Higher Attestation Commission and 30 in conference proceedings.

Brazhnik E.I. - SPIN ID: 2794-0355; ORCID ID 0000-0003-0971-0271

Research interests, number of main publications: Comparative education, social pedagogy in Russia and abroad, social work in Russia and abroad, published more than 200 publications of them in WoS or Scopus, 25 in the Higher Attestation Commission and 13 in the materials of conferences.

Lisovskaia N.B. - SPIN ID: 3966-7866; ORCID ID 0000-0001-6507-7680

Research interests, number of main publications: psychology of professional activity, psychology of professional formation and development, more than 130 publications were published, 26 in the Higher Attestation Commission and more than 30 in conference proceedings.

Abramova P.D. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Research interests, number of main publications: the psychology of professional activities, professional and psychological training of future help specialists, professional responsibility, published 6 publications of them 4 in the materials of conferences.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Вклад авторов. Кораблина Е.П.- концепция и дизайн исследования; Пашкин С.Б. - концепция и дизайн исследования; Бражник Е.И.- концепция и дизайн исследования; Лисовская Н.Б. - обзор литературы, написание текста; Абрамова П.Д.- сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Кораблина Е.П. - SPIN ID: 2793-3094; ORCID ID 0000-0002-1171-5904

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, психологическая готовность будущих помогающих специалистов к профессии, профессиональная этика и ответственность, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 23 в ВАК и 5 в материалах конференций.

Пашкин С. Б. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когнитивной сферы обучающегося вуза, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 25 в ВАК и 30 в материалах конференций.

Бражник Е.И. - SPIN ID: 2794-0355; ORCID ID 0000-0003-0971-0271

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Сравнительное образование, социальная педагогика в России и за рубежом, социальная работа в России и за рубежом, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 25 в ВАК и 13 в материалах конференций.

Лисовская Н.Б.- SPIN ID: 3966-7866; ORCID ID 0000-0001-6507-7680

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, психология профессионального становления и развития, опубликованы более 130 публикаций из них 26 в ВАК и более 30 в материалах конференций

Абрамова П.Д. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, профессиональная и психологическая подготовка будущих помогающих специалистов, профессиональная ответственность, опубликованы 6 публикаций из них 4 в материалах конференций.

For citation: Korablina E.P., Pashkin S.B., Brazhnik E.I., Lisovskaya N.B., Abramova P.D. CURRENT EXISTENTIAL PROBLEMS IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE-PERSONAL RELATIONSHIPS OF FUTURE SPECIALISTS IN HELPING PROFESSIONS // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №10. PP. 5-15. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-5-15.

Для цитирования: Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д. АКТУАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №10.С. 5-15. Бо1: 10.26787^Иа-2686-6846-2021-23-10-5-15.

Введение. Рост влияния экзистенциальных подходов является одной из признаваемых специалистами тенденций развития психологии первого десятилетия XXI века. Ее особенностью становится «переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия» [1], [2], что отвечает методологическим принципам экзистенциального направления, сторонникам которого «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего» [3]._

Экзистенциальные, «философские» вопросы человеческого существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Наиболее фундаментальное из них — переход от относительной стабильности общества к «текучей реальности» современности, для которой характерны рост неопределенности, снижение роли внешних детерминант поведения человека и соответствующее усиление внутренней детерминации, самодетерминации поведения человека, фактически осуществляемый им

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

выбор своего жизненного сценария и — как следствие — ответственность человека за свое собственное существование.

Предметом практической работы психологов всегда были психологические проблемы человека. Понятие

психологической проблемы, несмотря на его частое употребление, как правило, не определяется авторами учебников и словарей по психологии. Обычно под психологической проблемой понимается переживаемый человеком дискомфорт, испытываемые им затруднения, в общем, все то, что становится для него своего рода помехой в отношениях, деятельности, наконец, в обычной жизни и решении повседневных проблем [4].

Изменения, происходящие в социальной реальности, порождают новые проблемы в жизни людей, ставят новые задачи и приводят к изменению целей и приоритетов психологической работы, что порождает необходимость уточнения целей и задач психологической работы в практикоориентированных областях.

Цель настоящего исследования - выявить и проанализировать актуальные

экзистенциальные проблемы в контексте субъективно-личностных отношений

будущих помогающих специалистов.

В исследовании приняли участие студенты Института психологии - 34 человека, III курс, кафедра психологии человека, возрастной диапазон 19-25 лет, средний возраст 21 год; студенты Института педагогики - 32 человека, 11-1У курсы, кафедра воспитания и социализации, направление «Психология и социальная педагогика», диапазон 18-24 лет, средний возраст 20 лет.

Материалы и методы. Появление экзистенциального направления связывают с именем датского философа С. Кьеркегора [5], провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia - существование) как глубинную сущность «человеческого Я». С позиции С. Кьеркегора, экзистенция - это не

определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот - «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности -человек не рождается человеком, а становится им [5]. На дальнейшее становление экзистенциализма оказал значительное влияние немецкий философ Э. Гуссерль - основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальный результат самосозидания [6].

Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом - «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы» [7, с.16]; однако отказ человека от свободы - это также частный случай свободы. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. «Свобода есть не право, а обязанность» [7, с.325].

Для изучения актуальности экзистенциальных проблем использовалась методика «Актуальность экзистенциальных проблем», представляющая собой список из 16-ти проявлений экзистенциальных проблем: смысла, свободы, смерти и одиночества.

Проблема субъективных отношений личности впервые была поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским в связи с изучением характера [8]. Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. Б.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 9 ~

Ф. Ломов рассматривал данный феномен субъективно переживаемую позицию личности в социальном окружении, т.е. как отношение человека к себе, к миру и своему положению в нём [9].

В нашем исследовании особенности субъективно-личностных отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личности изучались с помощью модифицированной Е. П. Кораблиной и П. Д. Абрамовой проективной методики Сакса-Леви «Незаконченные предложения», позволяющей выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, его отношение к окружающим, своему прошлому и будущему, своим страхам и опасениям и своим жизненным целям [10]. Для прояснения отражения в сознании субъективно-личностных отношений

использовался метод феноменологического анализа.

Феноменология, как философская наука, идёт от традиций Локка, Юма и Канта. С психологической точки зрения феномен представляет собой проявление в сознании человека явлений объективной и субъективной реальности [10]. В работах немецкого философа Э. Гуссерля был дан всесторонний анализ разновидностей переживаний и их интерпретационных эквивалентов. В концепции, разработанной Э. Гуссерлем, обращается внимание на близкие каждому человеку смыслы, мысли и умозаключения, отражённые в его сознании

[10]. Методологически феноменология, согласно П. Рекёру, предполагает постижение феномена через его описание, рефлексию, редукцию, фиксацию индивидуального человеческого опыта [10]. Применение феноменологического анализа как качественного анализа исследования переживания и установления смысловых значений позволяет конкретизировать осознание своей роли в будущей профессии у

исследовании студентов-

полученных в использовались описательная

принимавших участие в студентов-психологов и социальных работников.

Для обработки исследовании данных следующие методы: статистика, сравнительная статистика (непараметрический критерий Манна-Уитни). Математическая обработка данных производилась с помощью пакета Статистика (SPSS Statistics 17.0).

Результаты и обсуждение. После обработки данных, полученных в результате проведения методики «Актуальность экзистенциальных проблем», с помощью сравнительного анализа с использованием

непараметрического критерия Манна-Уитни была обнаружена тенденция, что наиболее актуальной экзистенциальной проблемой студентов является проблема смысла (таблица 1).

Таблица 1

Актуальность экзистенциальных проблем у студентов-психологов и студентов-

социальных работников

Table 1

The relevance of existential problems in psychology students and social worker students

Шкалы методики «Актуальность экзистенциальных проблем» Подгруппа студентов Среднее значение U Манна-Уитни Уровень значимости Р < 5%

Scales of the methodology "Relevance of existential problems" Subgroup of students Average value MannWhitney U test P-value < 5%

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Жизнь-смерть Life - death Студенты-психологи Psychology students 1,77 536,5 0,93

Студенты-социальные работники Social Work Students 1,9

Общение-одиночество Communication-loneliness Студенты-психологи Psychology students 1,95 519,5 0,76

Студенты-социальные работники Social Work Students 1,95

Смысл-бессмыслие Meaning-nonsense Студенты-психологи Psychology students 2,41 490,5 0,49

Студенты-социальные работники Social Work Students 2,54

Свобода-несвобода (безопасность) Freedom-non-freedom (security) Студенты-психологи Psychology students 2,12 470 0,34

Студенты-социальные работники Social Work Students 2,27

В книге «Экзистенциальная психотерапия» Ирвин Ялом определяет смысл как «ощущение значения, целостности, связности» [11, с. 473]. На основании этого можно сказать, что для студентов, принявших участие в исследовании, важно нахождение и понимание цели их деятельности, осознание её важности и значимости.

После обработки данных, полученных в результате проведения методики

«Незаконченные предложения», с помощью сравнительного анализа с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни было обнаружено значимое на уровне р<5% различие между группами студентов по показателю «Отношение к жизни» (таблица 2).

Таблица 2

Особенности субъективно-личностных отношений у студентов-психологов и студентов-

социальных работников

Table 2

Features of subjective-personal relations among psychology students and social workers

Шкалы методики «Незаконченные предложения» Scales of the methodology "Incomplete sentences" Подгруппа студентов Subgroup of students Среднее значение Average value U Манна-Уитни MannWhitney U test Уровень значимости Р < 5% Significance level P-value < 5%

Отношение к себе Attitude to myself Студенты-психологи Psychology students 0,46 461,5 0,28

Студенты-социальные работники 0,48

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Social Work Students

Отношение к жизни Attitude to life Студенты-психологи Psychology students 0,46 387,5 0,04

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,62

Отношение к общению Attitude to communication Студенты-психологи Psychology students 0,84 465,5 0,20

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,88

Отношение к свободе Attitude to freedom Студенты - психологи Psychology students 0,3 543,5 1,00

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,29

Отношение к смыслу жизни Attitude to meaning of life Студенты-психологи Psychology students 0,92 524 0,75

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,93

Отношение к ответственности Attitude to responsibility Студенты-психологи Psychology students 0,9 465,5 0,18

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,92

Отношение к профессии Attitude to profession Студенты-психологи Psychology students 0,91 460,5 0,15

Студенты-социальные работники Social Work Students 0,95

Высказывания студентов по показателю «Отношение к жизни» были обработаны с помощью качественного анализа (таблица 3), который помог выявить следующую тенденцию в разнице субъективно-личностного отношения к жизни у участников исследования: обобщая высказывания респондентов, можно описать

отношение к жизни у студентов-психологов как профессионально-практическое,

направленное на саморазвитие, познание и помощь окружающим и внесение вклада в развитие общества; в свою очередь отношение к жизни у студентов-социальных работников можно описать как традиционное.

Таблица 3

Содержательная матрица высказываний студентов по показателю «Отношение к

жизни»

Table 3

A meaningful matrix of students' statements by the indicator "Attitude towards life"

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Начало предложения Start of the offer Студенты-психологи Psychology students Студенты-социальные работники Social Work Students

Я существую на этой земле, чтобы... I exist on this earth to ... Развиваться самостоятельно и помогать развиваться другим Develop independently and help others develop Жить Live

Я счастлив(а), если. I am happy if ... Мои близкие (семья/друзья) здоровы My loved ones (family / friends) are healthy Рядом семья и мои близкие My family and my loved ones are near

Жизнь для меня. Life for me ... Это путь This is the way Приключение Adventure

Когда я понимаю смысл того, что делаю. When I understand the meaning of what I am doing... Я чувствую себя мотивированным (-ой) I feel motivated Мне становится легче это делать It becomes easier for me to do it

Определяя цвет своей профессии, студенты-психологи, заинтересованные в её получении и дальнейшей работе по специальности, выбирают синий и зелёный цвета. В своей книге «Символика цвета» Н.В. Серов связывает данные цвета с ростом, спокойным или нейтральным настроением, восстановлением [12].

Студенты-социальные работники, серьёзно настроенные на обучение, окрашивают свою профессию в спокойные пастельные тона или светлые цвета - чаще

всего в жёлтый, который Н.В. Серов соотносит с жизнеутверждением,

позитивным мышлением, чувственностью, стабильностью и интеллектуальным поиском [12].

Анализ феноменологического

интервью позволил выделить три аспекта: образ профессии для студентов-психологов и студентов-социальных работников, образ освоения профессии помогающего специалиста и образ существования в жизни (таблица 4).

Таблица 4

Содержательная матрица высказываний студентов по феноменологическому интервью

Table 4

A meaningful matrix of students' statements on phenomenological interviews

Вопросы Интервью Questions interview Студенты-психологи Psychology students Студенты-социальные работники Social Work Students

Образ профессии / Profession image

Какой цвет Вы выберете для Вашей будущей профессии? What color will you choose for your future profession? Синий/зеленый Blue; green Желтый Yellow

Какие качества необходимы помогающему специалисту? Объективность, ответственность, умение слушать Любовь к людям/к детям, толерантность, стрессоустойчивость

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

What qualities are needed for a helping specialist? Objectivity, responsibility, listening skills Love for people / for children, tolerance, stress resistance

Образ освоения профессии помогающего специалиста / The way of mastering the profession of a helping specialist

Что Вас привлекает в процессе обучения? What attracts you in the learning process? Познание себя и окружающего мира, применение полученных знаний в профессии Knowledge of yourself and the world around you, application of the knowledge gained in the profession Новые знания, общение New knowledge, communication

Что Вы делаете для освоения будущей профессии? What are you doing to master your future profession? Чтение основной и дополнительной профессиональной литературы, посещение курсов и семинаров, работа/волонтерство в профессиональной или смежной сфере Reading basic and additional professional literature, attending courses and seminars, work / volunteering in a professional or related field

Образ существования в профессии / Way of being in the profession

Что важно для Вас в жизни? What is important to you in life? Гармония, самореализация Harmony, self-realization Семья и близкие Family and loved ones

Каковы Ваши планы на будущее? What are your plans for the future? Продолжение обучения и работа в выбранном направлении Continuing education and work in the chosen direction Создание крепкой семьи Building a strong family

Чему Вы хотите научиться для достижения успеха? What do you want to learn to be successful? Самоорганизации, выносливости, самоконтролю, коммуникативным навыкам и т.д. Self-organization, endurance, self-control, communication skills, etc.

Выводы. Студенты-психологи представляют специалиста-психолога как спокойного, ответственного и умеющего слушать человека, который не останавливается на достигнутом в саморазвитии и самопознании. Студенты-социальные работники

представляют специалиста в своей области позитивным и жизнерадостным, любящим и принимающим такими, какие они есть, окружающих взрослых и детей, стрессоустойчивым.

Образы освоения профессии помогающего специалиста в обеих группах респондентов похожи: и студенты-психологи, и студенты-социальные

работники в процессе обучения ориентируются на получение новой профессиональной информации, познание окружающего мира и себя в нём, а так же на имеющиеся возможности применения полученных знаний на практике.

Образ существования в жизни несколько перекликается с показателем «Отношение к жизни» в методике «Незаконченные предложения». Так у студентов-психологов образ существования более интеллектуализирован, строится вокруг рабочего процесса, развития и самореализации в профессии. В свою очередь у студентов-социальных работников

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

центральным аспектом существования является семья - нынешняя и будущая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом результаты изучения актуальности экзистенциальных проблем показали, что наиболее выраженной экзистенциальной проблемой для обеих групп является «Смысл существования».

В результате анализа субъективно-личностных отношений было выявлено, что отношение к жизни у студентов-социальных работников отличается большей

традиционностью по сравнению со студентами-психологами.

Феноменологический анализ

высказываний студентов позволил определить два типа переживаний при

установлении смысловых значений и отражения их в сознании в виде образов профессии и себя в ней и в жизни: «познающе-изменяющийся тип»

характерный для студентов-психологов и «познающе-принимающий тип» для студентов-социальных работников.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ подготовки помогающих специалистов путём формирования их профессионального сознания, мышления и идентичности в контексте осознания экзистенциальных проблем и субъективно-личностных отношений.

Corresponding Author: Pashkin Sergey Borisovich - Professor at the Department of Psychology of Professional Activities, The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St. Petersburg, Russian Federation

E-mail: sergejjpashkin@mail.ru

Ответственный за переписку: Пашкин Сергей Борисович —профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-

Петербург, Российская Федерация

E-mail: sergejjpashkin@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.