Научная статья на тему 'Актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики'

Актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природные ресурсы / экологическая безопасность / экологический баланс / ущерб / природоохранные мероприятия. / natural resources / environmental safety / environmental balance / damage / environmental protection actions.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дегтярев Юрий Анатольевич

В работе рассмотрены актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики. Дан краткий обзор деятельности Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР за последние 5 лет, намечены пути решения основных экологических проблем Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дегтярев Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual ecological problems of the Lugansk People’s Republic

The paper considers the current environmental problems of the Lugansk People’s Republic. A brief overview of the activities of Ministry of Natural Resources and Environmental Safety of the LPR over the past 5 years is given, ways to solve the main environmental problems of the Republic are outlined.

Текст научной работы на тему «Актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики»

УДК 502.03:504.05(477.61)

Дегтярев Ю. А.

(Министерство природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР,

г. Луганск, ЛНР, mprlnr@mail.ru)

АКТУАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В работе рассмотрены актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики. Дан краткий обзор деятельности Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР за последние 5 лет, намечены пути решения основных экологических проблем Республики.

Ключевые слова: природные ресурсы, экологическая безопасность, экологический баланс, ущерб, природоохранные мероприятия.

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. Природные ресурсы, наряду с трудовыми и материальными, являются важнейшим фактором развития общественного производства. Конституция Луганской Народной Республики определяет землю и природные ресурсы как основу жизни народов и декларирует право граждан на благоприятную окружающую среду [1].

Вопросы охраны, использования, воспроизводства природных ресурсов, что давно уже определено как рациональное природопользование, вопросы состояния окружающей среды — это не что-то отрешенное, к чему можно относиться с формулой «еще не время». Это каждодневные проблемы, по серьезности отношения к решению которых судят в том числе и о возможности руководства Республики влиять на повседневные проблемы. В этом плане население реагирует очень чутко.

Экологические вопросы способны объединить самые иногда противоречивые массы общества, мобилизовать их на решение внутренних проблем, помочь в патриотическом воспитании молодежи. Да и просто как люди, мы в ответе за то, что передадим будущим поколениям, нашим детям, внукам.

Постановка задачи. С момента начала военных действий и блокады Донбасса в Республике создана, что называется, «с ну-

ля» система охраны окружающей среды. Вопросов много, и все они касаются основных сфер экологической деятельности. Это и вопросы государственного механизма регулирования и финансирования решения экологических проблем в ЛНР, и вопросы регулярного мониторинга состояния атмосферного воздуха и водных объектов Республики, и вопросы охраны лесных насаждений от пожаров и ведения лесокультурной деятельности, и вопросы утилизации токсичных отходов и многие другие. Чтобы понять и классифицировать по рангу важности эти вопросы, их необходимо детально изучить. В связи с этим целью настоящей работы стало изучение как можно более полного перечня экологических проблем Республики на основе обзора деятельности Минприроды ЛНР за последние 5 лет.

В качестве объекта исследования рассматривалось состояние окружающей среды региона.

Предметом исследования определены актуальные экологические проблемы Луганской Народной Республики.

Методика исследования. При выполнении работы использовались методы системного анализа. Данные обрабатывались методами математической статистики.

Изложение материала. Луганская Народная Республика получила в наследство территорию с чрезвычайно высоким уровнем техногенного воздействия, а сегодня

эта ситуация усугубляется еще и непрекращающимися боевыми действиями.

За прошедшие годы для сохранения экологического баланса региона сделано следующее: заложены основы экологического законодательства, налажена рыбохо-зяйственная деятельность, восстанавливаются уничтоженные войной и пожарами леса, созданы предприятия по переработке отходов, восстановлены системы экологического мониторинга и надзора.

В 2019 году указом Главы Луганской Народной Республики утверждена «Концепция государственной политики в сфере экологической безопасности и рационального природопользования Луганской Народной Республики на период до 2023 года» [2], которая формирует механизм экологической безопасности как составной части национальной безопасности Республики и учитывает экологические тенденции мирового сообщества.

В результате военных действий, начиная с 2014 г., экологическому состоянию региона нанесен колоссальный ущерб, определить полный размер которого нам еще предстоит. Мы не готовились к войне и не хотели ее, поэтому в части комплексной методологии расчета ущерба, нанесенного войной, есть проблемы. Мы пока не можем подсчитать ущерб в полном объеме, но даже предварительные расчеты ужасают.

Пожарами, возникшими из-за обстрелов на территории Республики, были уничтожены лесные насаждения и лесные молодняки на площади 4,1 тыс. га, из них за период 2015-2020 годов восстановлено 600 га.

По трем уничтоженным участкам леса уже рассчитан ущерб на сумму почти 30 млн руб., в том числе на особо охраняемой территории парка-памятника «Острая Могила», расположенного в границах города Луганска, где только от гибели деревьев ущерб составил более 2,5 млн руб. На небольшой площади заповедного объекта в 98 га 70 % территории подверглись обстрелу (только разрывов «Градов» и «Смерчей» зафиксировано 143). Погибли 1782 дерева (рис. 1, 2).

Рисунок 1 Лесной пожар в ЛНР в результате обстрела

Рисунок 2 Последствия лесного пожара

Мы подсчитали, что для восстановления 3,5 тыс. га уничтоженных лесных насаждений Республике необходимо около 10 лет. При выполнении этой задачи в ускоренном режиме за 1-2 года потребуется вложить 104 млн российских рублей.

Значительный ущерб в ходе военных действий нанесен и водным биоресурсам. Только на двух водных объектах — «Пер-возвановское водохранилище» и «Еленов-ский пруд» общая сумма нанесенного ущерба составила почти 81 млн руб.

С целью защиты Конституционных прав граждан ЛНР выполненные нами расчеты направлены в Генеральную прокуратуру Луганской Народной Республики для предъявления претензии государству Украина о возмещении нанесённого водным биоресурсам и лесному хозяйству Республики ущерба. Работы по систематизации данных и расчету нанесенного ущерба окружающей среде Республики продолжаются. Эту кропотливую работу,

требующую серьезных обследований и расчетов, необходимо довести до конца.

На сегодня одной из проблем является состояние поверхностных и подземных вод в бассейне реки Северский Донец. В 2017 году класс качества реки Северский Донец в сравнении с 2012, 2013 и 2016 годами изменился с 3-го («умеренно загрязнённая») — на 4-й («загрязнённая»). Основными причинами этого можно назвать недостаточную очистку сточных вод, сбрасываемых предприятиями, находящимися на подконтрольной Украине территории, и отсутствие водообмена.

Учитывая постоянную нехватку денег для обеспечения работы канала Днепр-Донбасс, водообеспечение стоком р. Северский Донец осуществляется по остаточному принципу, что негативно влияет на гидрологический режим реки, её качественные характеристики, в том числе в трансграничном створе с Россией.

Чтобы поддержать гидрологический режим реки Северский Донец, в Республике ежегодно проводится расчистка русел рек от заторов и поддержание берегов в надлежащем экологическом состоянии (рис. 3).

Такие масштабные работы на малых и средних реках не проводились со времен Советского Союза. Невзирая на локальность проводимых работ, они доказали свою результативность для бассейна реки в целом.

Рисунок 3 Расчистка затора из мусора на р. Лугань

Конечно, это вопрос скорее политический: загрязнение украинской стороной рек, уничтожение лесов и животного мира можно отнести к разряду «климатической войны» с далеко идущими негативными экологическими последствиями.

Непросто придумать новую систему охраны окружающей среды. Есть международные принципы, где всё чётко предусмотрено: мониторинг, организация рационального природопользования через систему разрешений и экономических механизмов, природнадзор. Понятно, что работы очень много, но чтобы развиваться, надо работать.

Внедренная в Республике система экономического стимулирования направлена на минимизацию накопления отходов, сокращение объемов забора свежей воды, уменьшение сбросов и выбросов загрязняющих веществ.

Проводить эффективную экологическую политику довольно трудно даже в условиях развитой экономики. А во время военных действий, экономической блокады, сложного периода восстановления предприятий на решение экологических проблем просто не хватает средств.

Законодательно установлено, что в Луганской Народной Республике финансирование природоохранных мероприятий осуществляется за счет Государственного и местных бюджетов, средств предприятий и других средств.

Если подходить объективно, то из всех этих источников финансирования уже работает финансирование мероприятий за счет средств предприятий. Предприятия же в свою очередь заинтересованы финансировать мероприятия только крайне необходимые для них. Начиная с 2014 года, затраты предприятий на охрану окружающей среды в Республике неуклонно росли, в 2019 году почти достигли довоенного уровня и были только на 8 % меньше аналогичных затрат в 2013 году. Прогноз на 2020 год еще более оптимистичный.

За счет средств инвесторов в Республике решаются вопросы переработки отхо-

дов, создания предприятий по выращиванию малька рыб.

На официальном сайте Минприроды ЛНР размещен сформированный пакет инвестиционных предложений по решению первоочередных экологических проблем Республики. Мы оказываем всю необходимую помощь в реализации экологических проектов и делаем все возможное для привлечения инвестиций в экологическую сферу деятельности, как основы для ее развития.

Но, к сожалению, ни одно предприятие экономически не заинтересовано в решении общегосударственных проблем, не приносящих им прибыли, а механизм государственного финансирования решения этих проблем пока недостаточно эффективен.

К нам постоянно поступают запросы от администраций городов и районов, ведомств о необходимости финансирования проведения мониторинга состояния окружающей среды, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, работ по поддержанию гидрологического режима рек, воспроизводству лесов, поддержанию биоразнообразия. Понятно, что эти важные для Республики мероприятия инвестиционно непривлекательны для предприятий и реализовывать их можно только за счет средств госбюджета.

Нами разработан ряд проектов природоохранных программ [3], которые сейчас проходят процедуру согласований. Но невозможно решить все проблемы за счет целевых государственных программ — они носят ограниченный характер и по срокам, и по направлениям, не учитывают необходимость решения нескольких задач одновременно, да и, честно говоря, гарантий их полного финансирования нет.

В существующих экономических условиях целесообразно рассмотреть возможность формирования экологического фонда за счет отчисления части средств от налогов и сборов за загрязнение окружающей среды и от штрафных санкций. Распределение средств фонда должно осуществляться на законодательно утвержден-

ный перечень природоохранных мероприятий, позволяющих достичь определенного экологического эффекта.

Такая система экономического стимулирования природопользования существовала в Российской Федерации до 2008 года и может быть эффективна в экономических условиях Республик до осуществления ими полной рецепции российского законодательства.

ЛНР и ДНР имеют схожие экономические и экологические проблемы, вызванные войной, находятся в зависимости друг от друга и не смогут решать экологические проблемы региона без организации четкого взаимодействия.

Понимая это, 30 июля 2019 года Правительство Донецкой Народной Республики и Совет Министров Луганской Народной Республики подписали «Меморандум о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды». Безусловно, мы только начали тесное сотрудничество, и нам предстоит еще немало сделать вместе и начинать нужно с унификации законодательной и нормативной базы, системы управления в природоохранной сфере и экономической кооперации, так как не всегда законодательство республик имеет единые принципы и подходы к обеспечению совместной экологической безопасности.

Например, разные законодательные подходы республик к трансграничному перемещению опасных отходов делают невозможным их перемещение через границу что, как следствие, делает невозможным развитие кооперационных связей по переработке этих отходов.

Сложившаяся ситуация еще раз подтверждает необходимость согласования вопросов, связанных с рецепцией природоохранного законодательства Российской Федерации как основного способа интеграции Республик, унификации структур и полномочий природоохранных органов Республик и приведение их в соответствие со структурами и полномочиями природоохранных органов Российской Федерации.

Для своевременного реагирования на возникающие экологические угрозы и их предупреждение необходимо развивать единую систему экологического мониторинга на территории Донбасса и граничащих с ним территорий России.

Организацию мониторинга целесообразно разделить на два уровня:

1. Базовый уровень, формирующий единую информационную систему экологического мониторинга Донецко-Донского региона, в котором будет определён четкий перечень компонентов окружающей среды и загрязняющих веществ, подлежащих контролю.

2. Дополнительный уровень, в который войдет контроль компонентов, характерных для конкретного региона.

Библиографический список

Это позволит формировать достоверный прогноз изменения состояния окружающей среды как для региона в целом, так и для отдельных территорий при минимальных финансовых затратах.

Выводы. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что диалог между нашими республиками в конкретных экологических делах и проектах — это не краткосрочная кампания. Проблема охраны природы носит перманентный характер. Она не принадлежит к числу мероприятий, исчерпывающихся однократным исполнением. Это долгосрочная экологическая стратегия на началах сотрудничества и партнерства.

1. Конституция Луганской Народной Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glava-lnr.info/dokumenty/konstituciya.

2. Концепция государственной политики в сфере экологической безопасности и рационального природопользования Луганской Народной Республики на период до 2023 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mprlnr.su/news/1471-sovremennaya-politika-luganskoy-narodnoy-respubliki-v-sfere-ohrany-atmosfernogo-vozduha.html.

3. Программа социально-экономического развития Луганской Народной Республики на период до 2023 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovminlnr.ru/docs/ 2019/12/26/12.pdf.

© Дегтярев Ю. А.

Рекомендована к печати к.т.н., доц. каф. МЧМ ДонГТИПроценко М. Ю., зам. министра природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР Бойко Е. М.

Статья поступила в редакцию 12.06.2020.

Degtyarev Yu. A. (Ministry of Natural Resources and Environmental Safety, Lugansk, LPR, mprlnr@mail. ru)

ACTUAL ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

The paper considers the current environmental problems of the Lugansk People 's Republic. A brief overview of the activities of Ministry of Natural Resources and Environmental Safety of the LPR over the past 5 years is given, ways to solve the main environmental problems of the Republic are outlined.

Key words: natural resources, environmental safety, environmental balance, damage, environmental protection actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.