Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ И РИСКИ / ЕДИНОЕ МИГРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИФИКАЦИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демиденко Дмитрий Павлович, Харламов Сергей Олегович

В статье рассматриваются основные положения проекта Концепции миграционной политики Союзного государства, приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства. В статье определены основные цели, задачи, принципы миграционной политики, а также условия формирования и ожидаемые результаты её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE UNIFIED MIGRATION POLICY OF THE UNION STATE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the main provisions of the draft Concept of the migration policy of the Union State of Russia and Belarus, priority areas and priorities for the development of the Union State. The article defines the main goals, objectives, principles of migration policy, as well as the conditions for the formation and some expected results of its implementation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-348-351 © Демиденко Д.П., Харламов С.О., 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дмитрий Павлович Демиденко,

заместитель начальника ГУВМ МВД России, генерал-майор полиции

ГУВМ МВД России (101000, Москва, Чистопрудный б-р, д. 12А, стр. 1);

Сергей Олегович Харламов, начальник кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения проекта Концепции миграционной политики Союзного государства, приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства. В статье определены основные цели, задачи, принципы миграционной политики, а также условия формирования и ожидаемые результаты её реализации.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционные угрозы и риски, единое миграционное пространство, унификация миграционного законодательства, Союзное государство.

CURRENT ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE UNIFIED MIGRATION POLICY OF THE UNION STATE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

Dmitriy P. Demidenko,

Deputy Head of the Main Directorate for migration of the MIA of Russia,

Major General of the police

Main Directorate for migration of the MIA of Russia (101000, Moscow, Chistoprudniy boulevar, d. 12А, str. 1);

Sergey O. Kharlamov, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article discusses the main provisions of the draft Concept of the migration policy of the Union State of Russia and Belarus, priority areas and priorities for the development of the Union State. The article defines the main goals, objectives, principles of migration policy, as well as the conditions for the formation and some expected results of its implementation.

Keywords: migration policy, migration threats and risks, common migration space, unification of migration legislation, Union State.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Демиденко Д.П., Харламов С.О. Актуальные аспекты реализации единой миграционной политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):348-51.

В соответствии с пунктом 1.4 Плана меропри- разработке Концепции миграционной политики Со-

ятий по формированию единого миграционного юзного государства.

пространства на территориях государств-участ- Совместным Приказом МВД России и Респу-

ников Договора о создании Союзного государства блики Беларусь № 760 от 12 ноября 2018 года в со-

на 2017-2020 года, утвержденного постановлени- став рабочей группы по разработке Концепции го-

ем Совета Министров Союзного государства от сударственной миграционной политики Союзного

16 июня 2017 г. № 21 и пунктом 3.1 Приоритетных государства Республики Беларусь и Российской Фе-

направлений и первоочередных задач дальнейшего дерации были включены представители Московско-

развития Союзного государства на 2018-2022 годы, го университета МВД России имени В.Я. Кикотя из

утвержденных постановлением Высшего Государ- числа профессорско-преподавательского состава:

ственного Совета Союзного государства от 19 июня начальник кафедры конституционного и муници-

2018 г. № 3 предусмотрен комплекс мероприятий по пального права, полковник полиции С.О. Харламов,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, д.ю.н., профессор А.С. Прудников, доцент кафедры конституционного и муниципального права, к.ю.н., подполковник полиции В.С. Дурнев.

В 2018-2019 годах активно велась работа по подготовке проекта Концепции миграционной политики Союзного государства.

С 13 по 15 мая 2019 года в Туле было проведено в XVIII заседание Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики Союзного государства, подготовке Протокола заседания и утверждению положений Концепции миграционной политики Союзного государства. Заседание прошло с участием первого заместителя Министра внутренних дел России генерал-полковника полиции А.В. Горового, губернатора Тульской области А.Г. Дюмина, начальника ГУВМ МВД России генерал-лейтенанта полиции В.Л. Казаковой, представителей МИД России, ФСБ России. Со стороны Республики Беларусь в мероприятии приняли участие заместитель министра МВД Республики Беларусь генерал-майор милиции Н.А. Мельченко, начальник Департамента гражданства и миграции МВД республики Беларусь полковник милиции А.Ю. Бегун, члены делегации Республики Беларусь, представители Высших органов Союзного государства.

Концепция миграционной политики Союзного государства (далее - Концепция) была разработана в соответствии с Планом мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017-2020 годы1, а также в соответствии с Приоритетными направлениями и первоочередными задачами дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы2.

Концепция направлена на достижение целей создания Союзного государства, а также формирование в государствах - участниках Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники) необходимых условий и правовых основ для функционирования единого миграцион-

1 Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. № 21.

2 Утверждены постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 19 июня 2018 г. № 3.

ного пространства и принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства.

Общие положения Концепции миграционной политики Союзного государства заключаются в следующем:

1. Предмет Концепции, ее определение и значение, цели и задачи принятия концепции, правовые предпосылки и основы, взаимосвязь с Договором о Евразийском экономическом союзе.

2. Позитивная роль Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства. Констатация его полной реализации, что открывает возможность перехода к единому миграционному пространству Союзного государства и проведению единой миграционной политики в отношении граждан третьих стран.

3. Основные понятия (единое миграционное пространство, единая миграционная политика, гармонизация миграционного законодательства, унификация миграционного законодательства, согласованная миграционная политика, пограничная политика, визовая политика, иммиграционная политика, политика натурализации).

4. К условиям формирования миграционной политики, согласно положениям Концепции, относят:

1. Геополитическое расположение Союзного государства (ЕАЭС, СНГ, «дальнее зарубежье») и глобальные миграционные процессы.

2. Миграционную ситуацию и основные тенденции миграционных процессов в государствах-участниках.

3. Факторы, влияющие на характер миграционных процессов:

а) стимулирующие;

б) сдерживающие.

4. Миграционные угрозы и риски безопасности:

а) внешние (незаконная миграция, неконтролируемые миграционные потоки, массовая миграция);

б) внутренние (административные правонарушения и преступные деяния, санитарно-эпидемиологическая и социокультурная безопасность населения).

5. Обоснование и вывод о необходимости проведения единой миграционной политики.

Цели миграционной политики подразделяются на:

- углубление интеграции государств - участников в области экономического, социального, гуманитарного сотрудничества и в сфере безопасности посредством создания единого миграционного пространства;

- формирование благоприятных условий и предпосылок для принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства.

Среди задач миграционной политики выделяют:

- обеспечение безопасности внешних границ Союзного государства;

- формирование единого визового пространства;

- создание на территории Союзного государства единого миграционного режима пребывания и проживания граждан третьих стран;

- реализация единых подходов в вопросах предоставления гражданства;

- определение единого порядка, формы и перечня мер по защите лиц, ищущих убежище на территории Союзного государства;

- укрепление взаимодействия по вопросам предупреждения, пресечения и минимизации негативных последствий, связанных с пребыванием и проживанием на территории Союзного государства граждан третьих стран.

Принципы миграционной политики представляют собой:

- общепризнанные принципы международного права;

- принципы Союзного государства;

- учет национальных интересов государств-участников;

- координация и взаимодействие органов государственной власти государств-участников, органов Союзного государства;

- ресурсная обеспеченность мер по реализации миграционной политики; Реализацию задач миграционной политики осуществляется по следующим направлениям:

- в области обеспечения реализации прав и свобод граждан государств-участников и граждан третьих стран в сфере миграции:

обеспечение и защита прав граждан государств-участников и граждан третьих стран в области тру-

да и занятости, социального обеспечения и социальной защиты;

сближение законодательства государств-участников по исполнению международно-правовых обязательств в области защиты лиц, ищущих убежище на территориях государств-участников, и практики его применения;

согласование действий по формированию институтов и созданию механизмов социальной и культурной адаптации граждан третьих стран;

принятие согласованных мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Союзного государства граждан третьих стран;

обеспечение гражданами третьих стран, независимо от правового статуса, уровня доходов и иных обстоятельств, равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных;

- в области управления миграционными процессами на территории Союзного государства:

сближение законодательства государств-участников о въезде, выезде, транзитном проезде и пребывании (проживании) граждан третьих стран на территории государств-участников;

создание условий для беспрепятственного передвижения по территориям государств-участников граждан третьих стран, имеющих право легального въезда и пребывания на территории каждого из государств-участников;

сближение законодательства государств-участников, регулирующих вопросы выдачи виз;

взаимодействие компетентных органов по вопросам визовой политики, включая заключение международных договоров в области взаимных поездок граждан государств-участников с третьими странами;

проведение мониторинга и прогнозирования миграционной ситуации на территориях государств-участников;

согласование политики в части предоставления статуса беженца и иных форм международной защиты гражданам третьих стран на территориях государств-участников;

проведение согласованной политики по противодействию незаконной миграции, борьбе с противоправными деяниями в сфере миграции;

формирование единой системы учетов в сфере миграции;

совершенствование механизмов обмена информацией между компетентными органами государств-участников о нахождении граждан третьих стран и их перемещении по территории Союзного государства;

- в области обеспечения социально-экономического развития, повышения благосостояния и уровня жизни населения государств-участников:

содействие академической мобильности студентов, педагогических и научных работников государств-участников;

совершенствование межгосударственного межведомственного взаимодействия по вопросам согласования миграционной политики с политикой занятости государств-участников в целях совершенствования доступа граждан государств-участников на общий рынок трудовых ресурсов;

создание условий для эффективного использования общего трудового потенциала государств-участников;

создание и развитие механизмов привлечения на территорию Союзного государства высококвалифицированных специалистов, ученых, научных сотрудников, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на рынке труда государств-участников;

- в области обеспечения безопасности: приведение к единому стандарту процедур и

регламентов безопасности выдачи документов для въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда, а также связанных с пересечением внешней границы Союзного государства;

согласование требований к защищенности документов, позволяющих идентифицировать личность граждан государств-участников и граждан третьих стран;

организация обмена информацией о беженцах и гражданах третьих стран, ищущих убежище на территориях государств-участников;

совершенствование межгосударственного межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;

унификация порядка, автоматизация технологий миграционного контроля;

согласование мер правового регулирования, включая применение ограничений, запретов на

въезд, оснований нежелательного пребывания и иных форм административного принуждения в отношении граждан третьих стран;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расширение использования биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и осуществления административных процедур в сфере миграции;

проведение совместной информационной и разъяснительной работы с гражданами третьих стран и их работодателями в целях предупреждения нарушений законодательства государств-участников;

взаимодействие в области повышения контроля за трудовой миграцией и противодействия незаконной трудовой деятельности.

Приведем примерную структуру плана мероприятий первого этапа реализации Концепции миграционной политики Союзного государства:

Вводная часть

1. Единая пограничная политика

2. Единая визовая политика

3. Единая иммиграционная политика

4. Единая политика натурализации

5. Единая политика в области предоставления убежища и международной защиты

6. Согласованная политика противодействия незаконной миграции, борьбы с правонарушениями и криминальными деяниями в сфере миграции

7. Согласованная политика в области внешней трудовой миграции

8. Международное сотрудничество

9. Совершенствование механизм иммиграционного контроля.

Литература

1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // СПС КонсультантПлюс.

2. Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. .№ 3 «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» // СПС КонсультантПлюс.

3. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. . 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.