Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы'

Актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC CIVIL SERVICE / STATE POWER / EXECUTIVE BODIES / THE PROVISION OF PUBLIC SERVANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболь Татьяна Сергеевна, Тупотилова Кристина Григорьевна

В статье рассмотрены актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы, проведен анализ проблем развития, предложены направления его совершенствования. Отмечено, что государственная служба в Российской Федерации постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. Сущность государственной гражданской службы и процедуры, которые связаны с её прохождением, всегда под пристальным вниманием экономистов, юристов и правоведов. Задача данного исследования сравнение российской и мировой практики развития института государственной гражданской службы. При проведении исследования применялись методы: анализ и синтез, дедукции и индукции, обобщение. В процессе исследования было выявлено, что в России в настоящий момент существуют ряд проблем, которые препятствуют развитию государственной гражданской службы, но есть попытки принятия мер по ее совершенствованию. Результатами исследования является рассмотрение общих принципов развития института государственной гражданской службы России с учетом российской и мировой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF STATE CIVIL SERVICE

The article discusses the current aspects of the development of the institution of state civil service, analyzes the problems of development, suggests directions for its improvement. It is noted that public service in the Russian Federation is a constantly evolving complex phenomenon designed to fulfill the functions of the state. The main task of public service is the unity of the federal state through the systematic use of constitutional and organizational principles. The essence of the state civil service and the procedures that are associated with its passage are always under the scrutiny of economists, lawyers and lawyers. The objective of this study is to compare Russian and world practice of developing the institution of public civil service. When conducting the research, the following methods were used: analysis and synthesis, deduction and induction, generalization. The study revealed that in Russia now there are several problems that impede the development of the state civil service, but there are attempts to take measures to improve it. The results of the study are consideration of the general principles of development of the institution of the state civil service of Russia, considering Russian and world practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы»

УДК 330.5.051

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Соболь Татьяна Сергеевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

e-mail: tsobol@muiv.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва,

Тупотилова Кристина Григорьевна,

магистрант факультета экономики и финансов, e-mail: 70132267@online.muiv.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье рассмотрены актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы, проведен анализ проблем развития, предложены направления его совершенствования. Отмечено, что государственная служба в Российской Федерации - постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы - единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. Сущность государственной гражданской службы и процедуры, которые связаны с её прохождением, всегда под пристальным вниманием экономистов, юристов и правоведов. Задача данного исследования - сравнение российской и мировой практики развития института государственной гражданской службы. При проведении исследования применялись методы: анализ и синтез, дедукции и индукции, обобщение. В процессе исследования было выявлено, что в России в настоящий момент существуют ряд проблем, которые препятствуют развитию государственной гражданской службы, но есть попытки принятия мер по ее совершенствованию. Результатами исследования является рассмотрение общих принципов развития института государственной гражданской службы России с учетом российской и мировой практики.

Ключевые слова: государственное управление, государственная гражданская служба, государственная власть, органы исполнительной власти, положение о государственных служащих

ACTUAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE

OF STATE CIVIL SERVICE

Sobol T.S.,

candidate of economic sciences, Associate Professor, Associate Professor at the department of urban economy and services, e-mail: tsobol@muiv.ru, Moscow Witte University, Moscow,

Tupotilova K.G.,

master of economics and finance, e-mail: 70132267@online.muiv.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article discusses the current aspects of the development of the institution of state civil service, analyzes the problems of development, suggests directions for its improvement. It is noted that public service in the Russian Federation is a constantly evolving complex phenomenon designed to fulfill the functions of the state. The main task ofpublic service is the unity of the federal state through the systematic use of constitutional and organizational principles. The essence of the state civil service and the procedures that are associated with its passage are

always under the scrutiny of economists, lawyers and lawyers. The objective of this study is to compare Russian and world practice of developing the institution ofpublic civil service. When conducting the research, the following methods were used: analysis and synthesis, deduction and induction, generalization. The study revealed that in Russia now there are several problems that impede the development of the state civil service, but there are attempts to take measures to improve it. The results of the study are consideration of the general principles of development of the institution of the state civil service of Russia, considering Russian and world practice. Keywords: public administration, public civil service, state power, executive bodies, the provision of public servants

DOI 10.21777/2587-554X-2019-4-87-95

Введение

Государство представляет собой сложную систему для борьбы с социальными противоречиями, достижениями общественного компромисса, учета и координации интересов разных групп населения, приведения в жизнь решений, которые будут поддерживать все социальные слои.

Назначение государства - служить обществу, управлять социальными и экономическими процессами, разрешать существующие противоречия и конфликты. Государственная служба в Российской Федерации - постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы - единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. Сущность государственной гражданской службы и процедуры, которые связаны с её прохождением, всегда имели пристальное внимание юристов и правоведов. Именно поэтому выбранная тема является актуальной. Задача исследования - сравнение российской и мировой практики развития института государственной гражданской службы.

1. Основы института государственной гражданской службы

Государство рассматривается как система, управляющая всем обществом с согласия общества. Поэтому главным атрибутом государства, способом его функционирования является государственная власть. Она представляет объединяющую силу, организующую и принуждающую действовать сообразно установленным правилам. Своим влиянием она охватывает абсолютно всех лиц, проживающих на территории государства.

Государственная власть осуществляется с помощью комплекса учреждений, органов, образующих государственный аппарат (механизм). Механизм государства выполняет следующие объективные функции: управляет обществом; обладает властными полномочиями и монополией на принуждение; принимает обязательные для исполнения решения, закрепленные в актах; состоит из определенного слоя людей, для них деятельность в государственном аппарате является профессией1.

Механизмом государства является структурно оформленная система методов государственного воздействия на процессы общества.

Важнейшее место в механизме государства занимают государственные органы. Государственный орган - это структурно обособленная часть государственного аппарата, которая обладает самостоятельными решениями возложенных на него государством функций2.

Учитывая основные функции государственной власти: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную, внутри государственного механизма (аппарата) проводится разделение органов государственной власти на государственные органы законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти. Данная система органов государственной власти, которая основана на принципах разделения властей, является конституционно верной [3, с. 172].

1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

2 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/

Несмотря на то, что органы всех трех ветвей государственной власти призваны в равной степени реализовывать функции государства, необходимо отметить, что ключевую роль в государственном управлении играют государственные органы исполнительной власти. В некоторых случаях органы государственного управления и государственные органы исполнительной власти применяются как синонимы.

Для того чтобы определить, действительно ли система органов исполнительной власти образует систему органов государственной власти и эффективно ли государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, необходимо определить сущность системы государственных органов исполнительной власти.

В действующем законодательстве отсутствует прямое закрепление понятия «органы исполнительной власти», однако из смысла этого термина вынесем, что определен круг субъектов публичных правоотношений, через которых страна реализует свои функции как государства [8, с. 198].

Основная функция органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, исполнение государственного бюджета, программ социального и экономического развития, а также оперативное решение различных вопросов, входящих в компетенцию государственных органов исполнительной власти.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

- руководящие органы, или органы общей компетенции (Правительство Российской Федерации, правительство субъектов Российской Федерации);

- органы государственной администрации, или органы специальной компетенции (министерства и иные ведомства).

Федеральные органы исполнительной власти указанных уровней образуют систему органов исполнительной власти, возглавляет которую Правительство Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции Российской Федерации исполнительная власть в стране осуществляется Правительством Российской Федерации. Законодательная основа деятельности Правительства Российской Федерации помимо Конституции Российской Федерации составляют Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и определенные другие нормативно-правовые акты3.

Основная функция Правительства Российской Федерации заключается в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и контроле за их деятельностью. К федеральным органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии и другие федеральные органы исполнительной власти. Именно указанные органы образует систему федеральных органов исполнительной власти, определяемую Президентом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что система федеральных органов исполнительной власти, несмотря на закрепленные конституционные основы ее функционирования, неоднократно подвергалась реформированию. Так, после вступления в действие Конституции Российской Федерации 1-м Президентом Российской Федерации неоднократно принимались указы о серьезных коррективах в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Анализ указанных актов показывает, что модернизации системы органов власти и государственного управления, как правило, не происходило; изменения состава и статуса органов исполнительной власти в целом сводились к упразднению одних групп федеральных органов исполнительной власти и образованию других, а также изменениям иерархии и подчиненности министерств и ведомств.

Любые федеральные органы исполнительной власти, являясь структурными элементами системы федеральных органов исполнительной власти, уполномочены реализовывать возложенные на него функции. В идеале функции федеральных органов исполнительной власти не должны дублироваться,

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №° 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №° 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №° 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

а образуемая совокупность функций, подчиняющаяся единому замыслу системы федеральных органов исполнительной власти, дает новый мультиплицирующий результат - реализуется интегральная функция государственной власти в целом за счет эффекта межведомственных связей и взаимодействий.

Таким образом, от правильности определения роли и места структурных элементов в системе федеральных органов исполнительной власти зависит эффективность реализации функций государственной власти, как каждого отдельного федерального органа исполнительной власти, так и системы федеральных органов исполнительной власти в целом.

Осуществление государственной власти посредством реализации функций федеральными органами исполнительной власти возможно лишь в рамках системы, эффективность же ее функционирования стоит в прямой зависимости от построения ее на основе принципов целостности, устойчивости, иерархичности, соподчиненности общим целям, а именно: осуществление государственного управления в закрепленных сферах жизни государства и общества.

В этой связи можно полагать, что реформирование органов исполнительной власти должно производиться на основе единых правовых, методологических и организационных началах. Изменение же структуры одного из элементов системы федеральных органов исполнительной власти без соответствующего анализа и оценки влияния этого процесса на характер взаимосвязей между отдельными структурами может привести к нарушению и тем самым снижению эффективности функционирования системы в целом.

Однако именно такой точечный, скорее интуитивный, нежели научно обоснованный, подход к реформированию системы федеральных органов власти прослеживается с момента принятия Конституции Российской Федерации.

2. Анализ проблем развития института государственной гражданской службы

Проводимая административная реформа в Российской Федерации, ставя своей основной целью укрепление вертикали власти, во многом следуя ей, не учитывала характер функциональных связей между элементами государственной власти, и как следствие, укрепление одних элементов и связей системы приводило к практически не понятому и почти не отслеживаемому разрушению других.

Примером тому может служить проводимая в рамках административной реформы реформа государственной гражданской службы.

Реформа государственной гражданской службы является важной вехой в реализации стратегии государственного строительства. Созданы необходимые ее правовые, организационные и финансово-экономические основы. При этом необходимо выявить ряд проблем.

Во-первых, отсутствие на федеральном уровне системы необходимых нормативно-правовых актов. В 2003-2005 гг. было принято значительное количество нормативно-правовых актов, несогласованных решений по важнейшим вопросам, которые нашли отражение в федеральном законодательстве о государственной гражданской службе.

Во-вторых, ряд важнейших нормативно-правовых актов принимались не своевременно, долго находились на стадии согласования, что в итоге привело к затягиванию сроков реформы государственной службы и неурегулированности многих острых практических вопросов реализации уже принятых нормативных правовых актов.

В-третьих, незавершенность системы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации, законодательного регулирования государственно-служебных отношений. Незавершенность прослеживается до сих пор [4, с. 39].

В-четвертых, основы права по отдельным видам федеральной гражданской службы урегулированы разными нормативно-правовыми актами страны, которые могут не соответствовать друг другу [4, с. 45].

Таким образом, с задачами создания системной нормативной правовой базы, в полной мере обеспечивающей выполнение возложенных на государственную гражданскую службу задач и функций в согласии с Конституцией России и общепризнанными нормами, принципами международного права не справлялись, корректировали с опозданием и нарушением системности.

На развитие системы государственного управления значительное воздействие оказала проводимая административная реформа. Основные направления совершенствования системы государственного управления обозначены в системе концептуальных и нормативных правовых документах [2, с. 300].

Система органов исполнительной власти, которая имеет три уровня, была закреплена лишь в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»4.

Современная концепция административной реформы предусматривает следующие направления и систему мер по ее реализации:

- осуществление комплекса мер по внедрению в деятельность любого органа исполнительной власти процедур, принципов по управлению результатами;

- разработку и введение в действие стандартов государственных и муниципальных услуг;

- формирование и введение в деятельность регламентов административных и электронных административных уровней;

- рост эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

- совершенствование антикоррупционного законодательства и правоприменения, последовательное и решительное применение мер антикоррупционной защиты в наиболее пораженных коррупцией сферах деятельности;

- создание механизмов по досудебному обжалованию и административному судопроизводству (административной юстиции);

- завершение процессов выявления и исключения избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, снижение административной и бюрократической нагрузки на экономику;

- реформирование системы органов контрольно-надзорного значения, развитие системы для аутсорсинга административно-управленческого процесса;

- совершенствование структуры и механизмов деятельности федеральных органов территориального уровня исполнительной власти;

- обеспечение открытости, прозрачности и информационной доступности органов исполнительной власти, развитие эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества.

Административные стандарты и регламенты являются нормативно-правовой базой в регулировании услуг государственного управления.

3. Направления развития института государственной гражданской службы

В быстро меняющихся современных экономических условиях большое внимание необходимо уделять повышению эффективности государственной гражданской службы в интересах государства и современного гражданского общества. В настоящее время система государственной гражданской службы нуждается в преобразованиях для избавления от существующих недостатков. Проблемы в данной системе существуют на законодательном и структурном уровнях, мешают функционированию системы государственной гражданской службы на нормальном уровне.

Совершенствование государственного аппарата любого современного государства включает в себя неотъемлемые показатели: количество государственных служащих и объем средств, выделяемый на их содержание.

На наш взгляд, необходимо уделить особое внимание вопросам кадровой политики в современной системе государственной гражданской службы. Для решения существующих кадровых проблем на государственной службе необходимо наладить качественную кадровую работу.

Как отмечают многие ученые, кадровая политика - это сложный и многогранный процесс, который включает в себя совокупность правил, норм, устанавливающих и определяющих направлений работы с персоналом, используя современные кадровые инструменты в системе государственной гражданской службы [1, с. 39].

4 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/

С целью повышения результативности и эффективности кадровой политики в системе государственной службы, необходимо уделять особое внимание формированию резервов кадрового обеспечения, причем они должны быть взаимосвязаны между собой (это касается федеральных кадровых резервов с кадровыми резервами субъектов Российской Федерации). Эта мера даст возможность создания системы единого реестра профессиональных государственных гражданских служащих, а также использования разных кадровых технологий. Особенное внимание, на наш взгляд, необходимо уделять внимание проведению конкурсов по включению в кадровые резервы на государственной гражданской службе [6, с. 152].

Важно, кроме этого, необходимо заниматься созданием и внедрением методики работы с кадровым резервом на краткосрочные или среднесрочные перспективы, закрепляя при этом соответствующее положение в нормативных правовых проектах и программах по развитию государственной гражданской службы.

Следует отслеживать постоянно изменяющиеся условия и искать лучшие методы, которые смогут приблизить совершенствование системы государственного гражданского управления. С этой целью необходимо регулярно проводить мониторинг всех протекающих процессов в системе государственного управления и незамедлительно совершенствовать систему государственной гражданской службы.

Например, проведенный анализ численности государственных гражданских служащих, отраженный в таблице 1, показывает, что наблюдается устойчивая тенденция к ее снижению, что является положительным фактором.

Таблица 1 - Численность государственных гражданских служащих России, тыс. чел.

Категория служащих 2014 г. 2017 г Изменения 2017 г. к 2014 г., %

Установленная численность государственных гражданских служащих, тыс. чел. 1124,3 1455,0 29

Количество государственных гражданских служащих на 10 тысяч населения России 77,0 102,0 32

Гражданские служащие федеральных государственных органов, тыс. чел. 278,2 248,0 -11

Региональных органах, тыс. чел. 256,1 246,0 -4

Органах местного самоуправления, тыс. чел. 532,1 498,0 -7

Источник: Панова, Е.А. Современные кадровые инструменты в системе государственной гражданской службы /Е.А .Панова, Н.Н. Опарина //Государственное управление. Электронный вестник. -2018. - № 4. - 234 с.

За 2014-2017 гг. в федеральных государственных органах численность гражданских служащих сократилась на 11 %, в региональных органах - на 4 %, в муниципальных органах - на 7 % [5, с. 127].

Анализируя зарубежный опыт, можем с полной уверенностью отметить, что на сегодняшний день количество государственных гражданских служащих в России не является высоким и тем более рекордным. Согласно статистическим данным, в нашей стране численность государственных служащих на 10 тыс. жителей в два, а то и в три раза меньше, чем в других странах, например в таких как США, Германия, Франция, Норвегия, Румыния и т.д.

Анализируя данные (таблица 2) можно отметить, что в Румынии на 10 тысяч жителей приходится примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии - около 300, в США - около 350, во Франции - 400 госслужащих5.

Таблица 2 - Число служащих на 10 тысяч жителей страны

Страна Число служащих, чел.

Румыния 250

Германия Около 300

Норвегия Около 300

США Около 350

5 Российский бизнес-телеканал [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b9 8f2 (дата обращения: 06.10.2019).

Франция

400

Источник: Российский бизнес-телеканал [Электронный ресурс]. Ь20/8с4е0Ь98/2 (дата обращения: 21.10.19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cb

Развитие института государственной гражданской службы в других странах интересна с точки зрения выявления достоинств, которые стоит позаимствовать и недостатков, которые стоит избежать в системе государственной гражданской службы РФ. Считаем, что более показательной и даже образцовой является китайская система развития государственной гражданской службы.

Создание современной формы китайской государственной службы связано с принятием в ходе 2-го заседания Постоянного бюро Государственного Совета КНР (Правительства КНР) 24 апреля 1993 г. документа «Временное положение о государственных служащих» [7, с. 3]. Оно составляет 18 глав и 83 статей, а структурой документа являются все основные группы по трудовым взаимоотношениям в работе государственной службы. Ее основные главы содержат положения, в которых описываются права и обязанности, категории должностей, порядок найма и оценки работы государственных чиновников и прочие аспекты их деятельности.

Следует указать, что именно с этого момента государственные служащие были выведены из общей категории «кадры» («ганьбу»). Теперь же к категории государственных служащих относятся только лица, занимающие должности в административном аппарате. Под действие данного законодательного документа попадают работники государственных органов управления любого уровня, кроме обслуживающего персонала.

Об особенных моментах кадровой политики Китая пишет ряд авторов. К примеру, китайский ученый И. Лю описывает необходимость по установлению четко определенного порядка роста и снижения государственных служащих в должностях. Поэтому ученый особо указывает, что за последнее время при продвижении госслужащих, стали в большей мере учитываться следующие критерии: компетентность, принципы одновременного взаимодействия моральных качеств и деловых способностей. Назначения часто осуществляются вследствие личных достоинств и успехов в практической работе. Обсуждение кандидатов на государственные должности происходит коллегиальным согласованием. Государственные служащие, которые получили повышение, обязаны проходить специальное обучение.

Конфуцианская этика, которая легла в основу бюрократии рациональности в Китае, в общем, является социально-политической формулировкой, относящейся к патримониальной этике. За счет оперирования определениями по родству (понятий сыновей почтительности, отеческой заботы и др.) данная этика возвышает их на следующий категориальный уровень повыше - заботы верховного властителя о своих подданных и заботы подданных о государстве.

Заключение

В настоящее время система государственной гражданской службы нуждается в преобразованиях для избавления от существующих недостатков. Проблемы в данной системе существуют на законодательном и структурном уровнях, мешают функционированию системы государственной гражданской службы на нормальном уровне.

В процессе исследования было выявлено, что в России в настоящий момент существует ряд проблем, которые препятствуют развитию современной государственной гражданской службы.

Изначально, проводимая административная реформа в Российской Федерации, ставя своей основной целью укрепление вертикали власти, во многом следуя ей, не учитывала характер функциональных связей между элементами государственной власти, и как следствие, укрепление одних элементов и связей системы приводило к практически не понятому и почти не отслеживаемому разрушению других. К этой проблеме добавились: отсутствие на федеральном уровне системы необходимых нормативно-правовых актов; затягивание принятия ряда новых важнейших нормативно-правовых актов, что привело к затягиванию сроков реформы государственной службы и неурегулированности многих

острых практических вопросов реализации уже принятых нормативных правовых актов; незавершенность системы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Таким образом, с задачами создания системной нормативной правовой базы, не справлялись, корректировали с опозданием и нарушением системности.

Согласно мнению авторов статьи, в настоящее время, с учетом современных особенностей развития института государственной гражданской службы, необходимо большое внимание уделять повышению ее эффективности в интересах государства и современного гражданского общества через показатели: количество государственных служащих и объем средств выделяемый на их содержание. Постоянно искать новые меры с целью совершенствования кадровой политики государственной гражданской службы с учетом российской и мировой практики.

Список литературы

1. Авдеева Л.В. Кадровые технологии в системе государственной гражданской службы РФ // Экономика и управление в XXI в.: тенденции развития. - 2016. - № 26. - 201 с.

2. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 328 с.

3. Бушуева Н.В., Герасимова Л.М. Социальная ответственность государства: зарубежный опыт, проблемы и перспективы. Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии материалы V Международной научно-практической конференции / под редакцией А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. - 2018. - С. 171-179.

4. Ерзылева И.А. Проблемы управления государственной гражданской службой Российской Федерации // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3-4. - 159 с.

5. Панова, Е.А. Современные кадровые инструменты в системе государственной гражданской службы / Панова Е.А., Опарина Н.Н. // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. -№ 4. - 234 с.

6. Суптело Н.П. Проблемы использования человеческого капитала в экономике России // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты: материалы IX Международной научной конференции 28 марта 2013 г. / отв. ред. Руденко Ю.С., Семенов А.В. Ч. 1. - М.: Новые печатные технологии, 2013. - С. 151-154.

7. Чэнь Чжэньмин Система государственной службы на повороте -тенденция реформы и развития системы государственной службы в Китае и в Западе, и их сравнения / Вестник Сямэньского университета (полоса философии и общественной науки). - 2017. № 2. - С. 2-10.

8. Ярчук Г.А. Особенности развития института государственной гражданской службы. - М.: РГГУ, 2018. - 231 с.

References

1. Avdeeva L.V Personnel technologies in the system of state civil service of the Russian Federation // Economics and management in the XXI century: development trends. - 2016. - № 26. - 201 s.

2. Administrative reform in Russia. Scientific and practical manual / ed. Naryshkina S.E., Khabrieva T.Ya. -M.: INFRA-M, 2016. - 328 s.

3. Bushueva N.V., Gerasimova L.M. Social responsibility of the state: foreign experience, problems and prospects. The growth potential of the modern economy: opportunities, risks, strategies. Materials of the V international scientific and practical conference / edited by A.V. Semenova, M.Ya. Parfenova, L.G. Rudenko. -2018.- S. 171-179.

4. Erzyleva I.A. Problems of management of the state civil service of the Russian Federation // Bulletin of scientific conferences. - 2015. - № 3-4. - 159 s.

5. Panova, E.A. Modern personnel tools in the system of state civil service / Panova E.A., Oparina N.N. // Public administration. Electronic bulletin. - 2018. - № 4. - 234 s.

6. Suptelo N.P. Problems of using human capital in the Russian economy // «Innovative development of Russia: conditions, contradictions, priorities.» Part 1. - Materials of the IX International Scientific Conference March 28, 2013 / rev. ed. Rudenko Yu.S., Semenov A.V. - M.: New printing technologies, 2013. - S. 151-154.

7. Chen Zhenming. The civil service system on the turn - the trend of reform and development of the public service system in China and the West, and their comparison / Bulletin of Xiamen University (a strip of philosophy and social science). - 2017. - № 2. - S. 2-10.

8. Yarchuk G.A. Features of the development of the institution of public civil service. - M.: RGGU, 2018. - 231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.