УДК 35.08
Аипова Е.А., магистрант Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, г.Саранск
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию современных проблем института государственной гражданской службы в России. На данном этапе процесс развития данного института набирает новые обороты совершенствования и оптимизации как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровне. Существуют и проблемы повышения оперативности организации государственной гражданской службы, которые порождают исследования в данной сфере.
Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, система государственной службы, институт государственной службы, государственный служащий
Aipova E.A., master deggree student, National Research Mordovia State University, Saransk
INSTITUTE OF STATE CIVIL SERVICE IN RUSSIA: MODERN PROBLEMS
Abstract. This article is devoted to the study of modern problems of the institute of public civil service in Russia. At this stage, the development process of this institution is gaining new momentum of improvement and optimization both at the federal and regional, municipal levels. There are also problems of increasing the efficiency of the organization of the state civil service, which give rise to research in this area.
Keywords: public service, public civil service, public service system, public service institute, public servant
Для укрепления правовых основ института государственной гражданской службы недостаточно желания улучшить показатели работы данной сферы путем принятия различных законов, требуются актуальные и научно-обоснованные нормы, регулирующие весь комплекс государственных служебных отношений.
Государственная гражданская служба является одним из важнейших институтов, который обеспечивает механизм государственного управления. Его совершенствование происходило путем реформирования таких сфер как судебная, муниципальная, административная и др. В 2003 г. был принят Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации», что стало непосредственным итогом реализации административной реформы в нашем государстве [1]. Он регламентирует систему государственной службы, его основное назначение - регулирование вопросов, связанных с организацией и функционированием соответствующих аспектов. Закон выделяет следующие виды государственной службы: федеральная, гражданская, военная. К гражданской службе относится профессиональная деятельность по исполнению полномочий региональных и федеральных органов страны.
В последствии был принят Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который сразу после его принятия начали называть ГОСТом службы [2]. Законом устанавливаются организационные, правовые и финансово-экономические основы службы. Однако, по пришествию более 15 лет существования данного массива законодательства, можно обнаружить проблемы, касающиеся основных направлений развития института государственной гражданской службы.
На сегодняшний день опубликовано значительное количество монографических научных трудов и диссертационных исследований. Можно отметить, что актуальность исследований в этой сфере не утрачена и даже наоборот практически всеми современными исследователями проводится мысль о поиске направлений повышения эффективности государственной
гражданской службы. Так, В. А. Козбаненко считает, что перспективой развития государственной службы стала бы такая модель организации, которая создавала бы возможность эффективно обеспечивать функционирование российского государственного аппарата при его сформированной на сегодняшний день конституционно-правовой форме [4].
Б. Немцов отмечал, что реформа системы государственной службы должна проводиться с опорой на принципы эффективности, конкурентности и ответственности. Для указанного политического деятеля самым эффективным средством в сфере повышения и реформирования качества отечественной службы выступало введение в регулярную практику кадровых конкурсов, организуемых для целей приема на госслужбу. Кроме того, высокий потенциал признавался за увеличением денежного содержания госслужащих, а также созданием действенных механизмов по предупреждению и преодолению конфликтов интересов при прохождении службы [5].
А. В. Куянова указывает, что государственная служба должна быть построена по жесткой иерархии и централизации, отказе от любых контрактов и иных договорных отношений на государственной службе [3].
Можно сделать вывод, что авторами не достигнуто общего понимания в основных направлениях развития института государственной службы.
Еще одна проблема состоит в нормативном регулировании государственно-служебных отношений, а именно в соотношении служебного права и трудового регулирования, так как пока в них отсутствует последовательность. С. Поляков в свое время отмечал приоритет именно положений служебного права, приводя следующие доводы:
- во-первых, в качестве работодателя в служебных правовых отношениях выступает государство в лице государственных органов;
- во-вторых, состав государственных органов формируется за счет служащих и назначением этих органов служит решение задач и реализация функций государства;
- в-третьих, процесс прохождения службы предопределен особым характером содержания и осуществления служебной деятельности [6].
В дальнейшем, при использовании принятых судебных решений по конкретным делам, С. Поляков приходит к выводу, что никакого приоритета норм трудового права над нормами служебного права быть не может, так как предмет их регулирования не совпадает и они действуют в разных сферах [7]. Трудовые отношения и государственная служба - различные сферы правового регулирования, поэтому выбор соответствующих норм права должен определятся исходя из вида правоотношения (трудовые или служебные отношения).
Следует учитывать, что значимой проблемой является тот факт, что государственная служба еще не завоевала большого доверия граждан нашей страны. Можно выделить следующие факторы способствующих повышению общественного доверия:
- большая направленность государства на противодействие коррупции в деятельности государственной службы, а также пресечении коррупционных проявлений;
- повышение профессионализма и компетентности государственных служащих;
- патриотическое и нравственное воспитание государственных служащих;
- уважительное общение кадрового состава государственной службы между собой и с гражданами.
В 2017 году была внедрена идея по разработке оценки, умений и знаний, которые требуются при исполнении своих обязанностей служащими. В течении всего 2017 года в вузах открывались специальные центры по оценке соответствия кандидатов, государственных служащих квалификационным требованиям. Подобное мероприятие способствовало сделать службу более открытой.
Ученые указывают на сложность проблемы соотношения норм трудового и административного права, которую нужно решать при использовании изменения метода регулирования с помощью законодательного закрепления императивного метода и максимального отказа от диспозитивного.
Таким образом, можно сказать, что государственная служба интенсивно развивается и совершенствуется, но также существуют проблемы, которые стоят перед службой и требуют оперативного решения.
Библиографический список
1 О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ (с изм. и доп.).
- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (с изм. и доп.).
- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Куянова А. В. Правовые признаки государственного гражданского
служащего Российской Федерации // Административное и
муниципальное право. 2016. № 12. С. 969-973.
4 Козбаненко В. А. Правовые основы государственного управления.
Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС»,
2003. 320 с.
5 Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.
6 Поляков С. Регулирование служебных и трудовых правоотношений //
Российская юстиция. 1998. № 12. С. 23-25.
7 Поляков С. Возмещение вреда, причиненного при исполнении
обязанностей государственной службы // Российская юстиция. 1999. № 5.
С. 28.