Научная статья на тему 'К вопросу о формировании системы государственной службы в современной России'

К вопросу о формировании системы государственной службы в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ИНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / PUBLIC SERVICE SYSTEM / PUBLIC SERVICE TYPES / CIVIL SERVICE / MILITARY SERVICE / LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / OTHER FORMS OF PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларькина Анна Петровна, Свешникова Лариса Николаевна

Статья посвящена исследованию вопросов становления системы государственной службы в современной России. Рассмотрено значение Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в систематизации государственной службы, формировании нового служебного законодательства, а также проанализировано состояние нормативно-правовой базы основных видов государственной службы. Выражено мнение авторов к изменениям, осуществленным законодателем в видовой классификации государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларькина Анна Петровна, Свешникова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PUBLIC SERVICE SYSTEM FORMATION IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the issues of the civil service system formation in modern Russia. Particularly, the importance of the Federal Law «On the Russian Federation Civil service» in the public service system, the formation of new service laws are considered and the regulatory and legal framework for basic types of public service is examined. The author’s opinion to the changes made by the legislator in a specific classification of public service is expressed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании системы государственной службы в современной России»

106

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)

щего и последующего финансового контроля, так и, в большей степени, путем проведения контрольных мероприятий через специально созданные ими для этого органы - контрольно-счетные органы, которые, как отмечает М.В. Демидов, не только выявляют нарушения в использовании финансовых средств, но и дают оценку, насколько эффективно они были израсходованы [7].

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.

2. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: учеб. пособие. М., 2004. 272 с.

3. Демидов М.В. Внешний государственный финансовый контроль как форма реализации парламентского финансового контроля в России // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2. С. 12-16.

4. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации

деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32-36.

5. Демидов М.В. Конституционно-правовая ответственность исполнительной власти перед парламентом за распоряжение финансовыми ресурсами // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 17. С. 14-17.

6. Демидов М.В. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации: правовой статус и проблемы его унификации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 32-37.

7. Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 24-28.

8. Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций. М., 2002. 317 с.

9. Макаренко Е.В. Государственный контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 29 с.

10. Усатов Д#.Конституционно-правовые основы деятельности государственных контрольно-счетных органов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 30 с.

КАЗАКОВА Екатерина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: karyon.k@ gmail.com.

KAZAKOVA, Ekaterina Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 351

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А.П. Ларькина, Л.Н. Свешникова

Статья посвящена исследованию вопросов становления системы государственной службы в современной России. Рассмотрено значение Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в систематизации государственной службы, формировании нового служебного законодательства, а также проанализировано состояние нормативно-правовой базы основных видов государственной службы. Выражено мнение авторов к изменениям, осуществленным законодателем в видовой классификации государственной службы.

Ключевые слова: система государственной службы; виды государственной службы; гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба; иные виды государственной службы.

A.P. Larkina, L.N. Sveshnikovа. ON PUBLIC SERVICE SYSTEM FORMATION IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the issues of the civil service system formation in modern Russia. Particularly, the importance of the Federal Law «On the Russian Federation Civil service» in the public service

system, the formation of new service laws are considered and the regulatory and legal framework for basic types of public service is examined. The author's opinion to the changes made by the legislator in a specific classification of public service is expressed.

Keywords: public service system; public service types; civil service; military service; law enforcement authorities; other forms of public service.

Принятие Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [6] (далее - Закон о системе государственной службы РФ) имеет исторически важное значение в развитии отечественной государственной службы, в нем впервые была осуществлена систематизация государственной службы. В частности, в систему государственной службы законодателем были включены в качестве отдельных видов государственной службы: гражданская, военная, правоохранительная. Следует признать, что все они имели место и до придания им статуса самостоятельных видов государственной службы. Особенно четко просматривались элементы современной системы государственной службы в военной и правоохранительной сферах. Присущие им специфические функциональные обязанности обусловливали определенную самостоятельность и автономию, поэтому их служащие (сотрудники) всегда выделялись на общем фоне служащих других государственных органов, чего нельзя сказать в отношении гражданской службы, которая осуществлялась служащими органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование службы в них, как известно, не получило единого закрепления.

Следует признать, что значение Закона о системе государственной службы РФ не ограничивается только введением системы государственной службы с ее видовой классификацией. В нем также содержится целый ряд иных новаций, которые способствовали устранению многих противоречий в действующем служебном законодательстве, благодаря чему появилась определенность в вопросах правового статуса государственных служащих, учитывающих особенности, например, военной или правоохранительной службы.

Вместе с тем в юридической литературе высказываются суждения, содержащие критические оценки отдельных положений рассматриваемого Закона. Так, например, некоторые авторы отмечают, что действующее законодательство, с одной стороны, закрепляет общие положения государственной службы и отдельных его видов, а с другой - регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируясь на достижения наиболее эф-

фективных результатов от деятельности государственных работников путем установления особого статуса. Однако при всей логичности и легитимности подхода законодателя к рассматриваемым вопросам на практике наблюдается отсутствие системности в реализации общих принципов и целей государственной службы в Российской Федерации. Отдельные аспекты требуют уточнения и конкретизации. Ориентиром должны стать конституционные нормы, закрепляющие место и статус государственной службы в системе государственного управления, а не бессистемные, популистиче-ские меры [15].

Как показывает практика, деление государственной службы на виды и их законодательное закрепление в федеральном законе не является гарантией эффективного функционирования единой системы государственной службы страны. Обеспечение совершенной и полноценной системы государственной службы - процесс достаточно долгий и сложный, работа над которым продолжается в настоящее время. Правовое регулирование видов государственной службы, по замыслу законодателя, должно осуществляться федеральными законами, позволяющими учитывать особенности каждого из них. На настоящий момент подобным законом обеспечивается только гражданская служба [3], которая является для нашей страны сравнительно новым видом государственной службы и, соответственно, не имевшим ранее собственной законодательной базы. Военная и правоохранительная службы до сих пор не обеспечены отдельными федеральными законами, основывающимися на положениях Закона о системе государственной службы РФ. В настоящее время каких-либо активных действий в этом направлении даже не предпринимается.

Приходится констатировать, что в условиях затянувшейся работы над проектами федеральных законов о военной и правоохранительной службах произошли существенные изменения и в самой системе государственной службы. В июле 2015 г. из системы государственной службы выведена правоохранительная служба, заменена категорией «иные виды государственной службы» [1]. Данная поправка вступила в силу с 1 января 2016 г. Таким образом, в системе государственной службы Российской

108

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2(24)

Федерации уже нет такого вида государственной службы, как правоохранительная служба. Соответственно, принятие федерального закона о правоохранительной службе Российской Федерации под большим вопросом.

Произошедшие изменения в системе государственной службы пока в научной литературе комментируются сравнительно редко, причем с определенной долей осторожности. А.Г. Барабашев и В.Н. Прокофьев например, отмечают, что пока «.затруднительно делать выводы о том, насколько решение об исключении правоохранительной службы из структуры государственной службы может выступать оправданным шагом как по отношению к устоявшейся системе, так и к статусу ее служащих» [11, с. 18]. И в этом с ними, пожалуй, следует согласиться, так как слишком внезапно появилось это решение законодателя. Хотя, может быть со временем, будут выявлены и положительные последствия произведенных перемен.

Комментируемые изменения, на наш взгляд, являются свидетельством отсутствия у федерального законодателя четкой концепции по вопросам о видах федеральной государственной службы, продолжения дальнейших поисков наиболее оптимальной модели ее систематизации. Нет единства позиций по вопросам о видах государственной службы и в юридической науке. Если одни авторы активно обсуждают целесообразность выделения новых видов государственной службы, например, таких как дипломатическая, судебная и т.п., то другие предлагают установить закрытый перечень видов государственной службы. Так, по мнению М.Ю. Зенкова, в закрытый перечень следует включить: государственную гражданскую, военную, альтернативную гражданскую, правоохранительную, дипломатическую [13].

Представляется, что наиболее оптимальным все же является первоначальный вариант систематизации государственной службы, введенный федеральным законодателем. Он позволяет объединять в три отдельных вида государственную гражданскую, военную, правоохранительную службу с учетом их функционально-целевого назначения и условий несения государственной службы. Понятно, что при этом государственная служба в различных государственных органах имеет некоторые различия, обусловленные спецификой соответствующего государственного органа, направлениями его деятельности. Эти особенности вполне возможно урегулировать в федеральных законах о видах государственной службы. При этом допустимо выделение подвидов государственной службы. Например, у пра-

воохранительной службы в качестве подвида можно выделить правоохранительную службу в таможенных органах, органах полиции и т.п. В свою очередь, гражданская служба, в зависимости от органов государственной власти, в которых предусмотрены должности гражданской службы, так же может подразделяться на гражданскую службу в органах исполнительной власти, гражданскую службу в органах законодательной власти, гражданскую службу в органах судебной власти и т.п.

В противном случае «чехарда» по пересмотру видов государственной службы будет бесконечной. На настоящий момент уже нет правоохранительной службы, не исключается возможность растаскивания гражданской службы. Как известно, Судейское сообщество ведет активную деятельность по введению нового вида государственной службы для работников аппаратов судов и системы судебного департамента. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был разработан проект федерального закона «О судебной службе Российской Федерации» [10]. Соответственно, из гражданской службы попытаются вывести государственную службу в органах судебной власти.

В сложившейся ситуации федеральному законодателю необходимо активизировать деятельность по формированию нормативно-правовой базы каждого выделенного им вида государственной службы. Представляется, что затягивать решение данного вопроса дальше уже нельзя, и это подтверждается состоянием нормативно-правовых актов в сфере государственной службы, их разрозненным и многочисленным характером.

Исходя из двухуровневой структуры гражданской службы, ее нормативно-правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации, правовое регулирование гражданской службы субъектов Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Федерации.

Основными источниками гражданской службы являются федеральные законы и законы субъектов Федерации. На федеральном уровне помимо Закона о государственной гражданской службе служебные отношения регулируются целым рядом нормативно-правовых актов, среди них: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5]; Федеральный закон от 27.07.2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [9]; Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их расходам» [4] и другие.

Весьма значительное место в системе источников гражданской службы занимают указы Президента РФ. Будет верным подчеркнуть, что практическая организация и повседневное функционирование гражданской службы в настоящее время регламентируется именно указами главы государства. В юридической литературе это уже неоднократно отмечено как негативное явление, в связи с чем предлагается значительно сократить число подзаконных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и функционирования гражданской службы [14]. С данным предложением следует согласиться - действительно, отношения в сфере государственной службы в силу их особой важности должны регулироваться законами, а не подзаконными нормативно-правовыми актами. Предлагаемая при этом идея о целесообразности разработки Кодекса о государственной службе в Российской Федерации представляется вполне своевременной и подходящей. В частности, в нем следует четко прописать основы правового положения (статуса) государственного служащего. Таким образом, будет разрешена существующая проблема определения правового статуса гражданского служащего.

Для регламентирования военной службы, так же как и для регулирования служебных отношений на гражданской службе, предусмотрено принятие отдельного федерального закона, который пока еще не принят. Основными источниками военной службы в настоящее время являются: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [2], (регламентирующий процесс призыва граждан на военную службу, порядок поступления на службу по контракту, условия прохождения и увольнения с военной службы и др.), Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» [8]; Федеральный закон от 27.05.1998 г № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [7] и другие.

Государственная служба иных видов, и в частности государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью, регулируется различными разрозненными нормативными правовыми актами. Единого федерального закона, регламентирующего деятельность всех правоохранительных органов, осуществляющих функции правоохранительной служ-

бы, так и не успели принять. Его отсутствие негативным образом отражается на функционировании системы государственной службы России в целом. Представляется, что сейчас возникла острая необходимость в разработке и принятии соответствующего федерального закона. Как справедливо отмечается в юридической литературе, его отсутствие «...оставляет нерешенным основной вопрос института правоохранительной службы - определение государственных органов, в которых предусматривается прохождение правоохранительной службы Российской Федерации» [12, с. 133].

В заключение отметим, что в настоящее время продолжается процесс по формированию системы государственной службы Российской Федерации. Полагаем, что федеральному законодателю необходимо сохранить основные (классические) виды государственной службы: гражданскую, военную, правоохранительную. При этом необходимо предусмотреть возможность выделения подвидов государственной службы, с учетом специальных задач и особенностей организации службы в органах законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти. Все виды и уровни государственной службы должны быть связаны между собой и представлять единый и целостный государственно-правовой институт. Формирование единой системы государственной службы Российской Федерации на современном этапе во многом зависит от реформирования военной и правоохранительной службы. Не следует поэтому затягивать процесс принятия федеральных законов «О военной службе Российской Федерации», «О правоохранительной службе Российской Федерации».

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признания утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: федер. закон от 13.07.2015 г. № 262-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4388.

2. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1475.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.

4. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных

110

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)

лиц их расходам: федер. закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50 (ч. 4), ст. 6953.

5. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.

6. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22, ст. 2063.

7. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331.

8. Об обороне: федер. закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750.

9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.

10. О ходе подготовки проекта федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы и об оплате труда федеральных государственных служащих федеральных судов и системы Судебного депар-

тамента при Верховном суде Российской Федерации: постановление Президиума Совета судей РФ от 19.05.2014 г. №398 (Документ не опубликован). URL: http://base.garant.ru/70670392 (дата обращения: 06.06.2016).

11. Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Государственное и муниципальное управление. 2015. № 2. С. 7-28.

12. Ванюшин Я.Л. Законодательное регулирование правоохранительной службы Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 1 (4).

13. Зенков М.Ю. Правовые и организационные проблемы присвоения классных чинов гражданским служащим в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7.

14. Качушкин С.В. Конституционно-правовые основы государственной гражданской службы: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 48 с.

15. Харитонов И.К. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 40-44.

ЛАРЬКИНА Анна Петровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

СВЕШНИКОВА Лариса Николаевна - старший преподаватель кафедры административного и финансового права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

LARKINA, Anna Petrovna - Candidate Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

SVESHNIKOVA, Larisa Nikolaevna - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

УДК 343.98

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УСТАНОВЛЕНИЯ РОСТА ПРЕСТУПНИКА ПО СЛЕДАМ НОГ

Н.В. Максимов

В статье определяется, что при определении роста преступника по следам ног (обуви) следует учитывать такие факторы, как пол, возраст, телосложение и место проживания до восемнадцати лет, только тогда возможно установить рост, наиболее приближенный к реальному.

Ключевые слова: диагностика; криминалистический метод; следы ног; рост человека; преступник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.