С.Э. Арутюнова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются современные тенденции совершенствования института государственной службы Российской Федерации. Особо отмечается специфика правового статуса государственных служащих, их роль в управлении социально-экономической и административно-политической сферами, а следовательно, в укреплении российской государственности, реформировании гражданского общества, основанного на принципах демократии и права.
Ключевые слова: общество, государство, государственное управление, государственная служба, государственный служащий, правовая культура, правовое сознание, противодействие коррупции, открытость государственной службы.
S.E. Arutyunova
PUBLIC SERVICE AS A SPECIAL KIND OF STATE ACTIVITY
This article describes the main provisions of the current trends of improving public service institution of the Russian Federation. The article highlights the specific legal status of public servants. The dominant role in the management of social and economic and administrative and political spheres belongs to public servants, and consequently in the strengthening of Russian statehood, reforming of civil society based on the principles of democracy and the right.
Key words: society, state, governance, public service, public servant, legal culture, legal consciousness, combating corruption, openness of public service.
На сегодняшний день политико-правовое значение профессионального чиновничества заключается в том, что оно призвано качественно реализовы-вать, исполнять функции государства в самых различных сферах управления. Результаты выполнения государственных политических, экономических, социально-правовых функций определяются качественным состоянием всего государственного аппарата, главным образом, его кадрового потенциала. Государственная служба направлена на достижение общенациональных целей, выступает неотъемлемым элементом механизма реализации государственных задач и функций. Государственным служащим в связи с этим принадлежит важнейшая роль в управлении социально-экономической и административно-политической сферами, укреплении российской государственности, реформировании общества на принципах демократии и права.
Усилия государства по совершенствованию системы исполнительной власти в Российской Федерации и повышению эффективности ее функционирования являются одним из приоритетных направлений его деятельности. Очевидно, что в качестве одного из приоритетных направлений современного государственного строительства выступает плановое управление в системе государственной службы. Создание государством благоприятных условий для профессиональной подготовки кадрового потенциала и совершенствование в связи с этим правовых механизмов, повышение авторитетности статуса государственного служащего, обеспечение открытости в системе государственной службы в интересах развития гражданского общества, повышение степени социальной защищенности и должного уровня материального содержания, вне-
© Арутюнова Сусанна Эдуардовна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаков-ский филиал Саратовской государственной юридической академии); e-mail: [email protected] 41
дрение новых методов повышения мотивации, стимулирования и поощрения (персональная оценка руководителем деятельности каждого находящегося в подчинении государственного служащего), разработка и внедрение эффективных механизмов проведения кадровой политики для оптимизации кадрового состава государственных служащих предполагают применение рациональных методов отбора квалифицированных кадров.
Государственные служащие как представители власти зачастую наделяются весьма широкими управленческими полномочиями, а значит получают возможность административного усмотрения. Действия должностного лица по усмотрению должны быть четко ограничены законодательством, исключать вероятность использования вверенных ему государством полномочий в личных целях1. Реформирование института государственной службы рассматривается в качестве средства усиления авторитета власти. Как отмечает в связи с этим Ю.Н. Старилов, основные задачи всех реформ состоят, как правило, в следующем: преодоление коррупции в системе государственного управления; усиление начал дисциплинированности, порядка и законности в практике государственного аппарата; повышение «привлекательности» государственной деятельности; искоренение бюрократизма2.
В качестве ключевого инструмента публичного управления в правовом государстве рассматривается управленческое решение, оформляемое правовым актом, затрагивающим права и интересы людей как в социальной, так и в иных сферах жизнедеятельности3. Следовательно, повышение профессионализма в системе государственной управленческой деятельности представляет собой одно й из приоритетных направлений развития органов государственной власти всех 3 уровней.
^ Государственное управление, хотя и проявляется в системе всех ветвей пу-
| бличной власти, однако наибольшим образом находит свое выражение именно | в системе государственной служебной деятельности. Поэтому процессу совер-| шенствования статуса государственных служащих в системе государственного ° аппарата законодатель всегда должен уделять достойное внимание. Комплексные
0
| юридические исследования мер регулирования деятельности государственных | служащих представляются актуальными, поскольку с их помощью возможно >§ оказать благотворное влияние на развитие института государственной службы | как с правотворческой, так и с правоприменительной точки зрения. | На разных этапах существования государства и общества закономерно воз-
& никают те или иные проблемы в структуре управленческой деятельности, при '§ разрешении которых имеющихся средств и методов оказывается недостаточно. | Для современного периода развития Российского государства политико-правовая § значимость профессионального чиновника заключается в том, что его основное
1 призвание направлено на оперативное, качественное и своевременное исполне-| ние доверенных ему государственных полномочий. Вопрос профессиональной
ответственности государственного служащего - один из основных в дискуссиях о реформе системы государственного управления в современной России. Самосознание государственного служащего, ощущение принадлежности к конкретной социальной группе влияет на его поступки и выбор правильной модели поведения, что в итоге обеспечивает интересы общества по профессиональному 42 оказанию публичных услуг4.
В целях повышения эффективности государственной власти, обеспечения качественного современного государственного управления необходимо создание новой модели, ориентированной на прозрачный и понятный для общества результат работы. При этом основная роль принципов управления по результатам связана с определением и планированием приоритетов государственной политики в деятельности органов исполнительной власти5.
Система управления государственной службой продолжает оставаться разделенной между теми или иными ведомствами. Следовательно, управление осуществляется децентрализованно, на уровне кадровых служб отдельных федеральных и региональных органов власти, а значит, кадровая политика продолжает носить ярко выраженный ведомственный характер6. Исследование кадровых технологий на государственной службе также составляет предмет научных дискуссий. В настоящее время большинство кандидатов проходят процедуру конкурса, зачисляются в кадровый резерв и впоследствии по его итогам назначаются на вакантные должности государственной службы. Поскольку зачисление в кадровый резерв имеет место быть при достижении худших показателей, чем для победы в конкурсе, а выдвижение из резерва производится уже без конкурса, то существующий порядок приводит на практике к попаданию на государственную службу кандидатов с худшими профессиональными качествами.
Кроме того, решения конкурсных комиссий, как и аттестационных, создаваемых для проведения текущей оценки государственных служащих, в значительной степени являются достаточно формальными или субъективными7. По этой
В
причине реформирование всей системы государственного аппарата неотделимо т от политики противодействия коррупции. Ключевыми нормативными актами в С указанной сфере, принятыми за последнее время, выступают Указ Президента | РФ от 11 апреля 2014 г. «О Национальном плане противодействия коррупции к на 2014-2015 годы»8 и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. «Об основах обще- г
о
ственного контроля в Российской Федерации»9, главный смысл которых состоит д
а
в усилении роли общественности при отборе квалифицированных специалистов т
в
при замещении вакантных должностей государственной службы, а также при нн
о
определении профессионализма и компетентности государственных служащих ю при участии в заседаниях аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению д
и
требований к служебному поведению государственных служащих и урегулиро- с
к
ванию конфликта интересов по службе. Представляется, что подобным совершен- а ствованием законодательства государство пытается выявлять новые критерии | решения проблемы кадрового отбора в управленческом корпусе. ии
Следовательно, необходимо на практике развивать участие различных форм № общественного контроля, общественных экспертов в работе квалификационных 1
о
и аттестационных комиссий в целях гласного отбора кадров на вакантные долж- ~ ности государственной службы, т.е. отбора действительно квалифицированных 5 кадров для замещения должностей в органах государственной власти федерального и регионального уровней. Открытость кадрового отбора государственной службы - это основное условие обеспечения ее профессионалами. При этом, как справедливо отмечает А.А. Гришковец10, процедура отбора экспертов по своей природе также должна быть гласной, что, несомненно, предполагает их персональную ответственность (личное поручительство) за одобренную кандидатуру. 43
Автор поддерживает высказанное предложение, согласно которому антикоррупционная политика должна исключить попадание в число общественных представителей случайных людей. В качестве экспертов в работу комиссий должны входить специалисты, которые в своих научных трудах предлагают те или иные пути решения проблем организации государственной службы и противодействия коррупции.
Не следует забывать и о таком неотъемлемом элементе правового статуса государственного служащего, как его материальное содержание. Несмотря на то, что размеры денежного довольствия государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов неоднократно повышались в последние годы, их труд, по сравнению с трудом соответствующих специалистов в негосударственных организациях, недооценен. Представляется заслуживающей внимания точка зрения, согласно которой в целях обеспечения надлежащего уровня социальной защищенности государственных служащих, повышения мотивации к добросовестному и результативному исполнению ими своих должностных обязанностей необходимо пересмотреть существующую систему оплаты труда, исходя из принципов сбалансированности и дифференциации, в зависимости от показателей профессиональной деятельности11. Несомненно, актуальным также остается вопрос эффективности применения такого метода повышения мотивации труда государственных служащих, как достойный уровень его стимулирования и поощрения по итогам профессионального выполнения должностных обязанностей.
Таким образом, задача государства на современном этапе развития создавать для государственного служащего такую среду, которая будет пригодна для развития его профессиональных качеств и карьерного роста. Разумеется, решать обозначенные автором задачи необходимо в целях повышения престижа государственной службы, стимулирования притока в государственный аппарат квалифицированных кадров.
1 См.: МильшинЮ.Н. К вопросу о пределах административного усмотрения субъектами разрешительной системы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6. С. 53-54.
2 См.: Старилов Ю.Н. Административная реформа в России: на пути к «правовому» или «сильному» государству?//Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 1. С. 51.
3 См.: Конин Н.М., Маторина Е.И. Современные тенденции в государственном управлении //Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4. С. 33-34.
4 См.: Баянова М. Профессиональная идентичность государственных служащих // Государственная служба. 2014. № 2. С. 46.
5 См.: Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Александров О.В. Внедрение управления по результатам в рамках административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 28-29.
6 См.: Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы//Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 65-66.
7 См.: Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы//Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 74.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1729.
9 См.: Российская газета. 2014. 23 июля.
10 См.: ГришковецА.А. Государственная служба Российской Федерации: закономерный переход к новой стадии развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. №4. С. 29-31.
11 См.: Клименко А.В., Клищ Н.Н. Можно ли сэкономить на бюрократии?// Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. №3. С. 90-95.