УДК: 347.963
Титов Павел Михайлович,
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, ул. Корепина, 66, г. Екатеринбург, Россия, 620057, e-mail: titov1995@ya.ru ORCID 0000-0002-8362-4972
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Аннотация. Оперативно-розыскная деятельность является одним из ключевых инструментов правоохранительных органов, так как именно с деятельности оперативных подразделений начинается раскрытие и расследование преступлений. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ в ст. 1 закрепляет определение оперативно-розыскной деятельности - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, соблюдение законности, органы прокуратуры, прокурор, уполномоченный прокурор.
Titov Pavel Mikhailovich,
senior Lecturer of the Department of Operational and Investigative Activities of Internal Affairs Bodies Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law,
66 Korepina str., Yekaterinburg, Russia, 620057, e-mail: titov1995@ya.ru ORCID 0000-0002-8362-4972
CURRENT ASPECTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF OPERATIONAL
INVESTIGATIVE ACTIVITIES
Abstract. Operational investigative activity is one of the key tools of law enforcement agencies, since it is with the activities of operational units that the disclosure and investigation of crimes begins. The Federal Law "On Operational Search Activity" dated 12.08.1995 No. 144-FZ in Article 1 fixes the definition of operational search activity - this is a type of activity carried out publicly and secretly by operational units of state bodies authorized to do so by this Federal Law, within their limits powers by carrying out operational investigative measures in order to protect the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the security of society and the state from criminal encroachments.
Key words: operational investigative activity, prosecutor's supervision, compliance with the rule of law, prosecutor's office, prosecutor, authorized prosecutor.
Оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные сферы человека и гражданина, такие как права и свободы. Для надзора за оперативно-розыскной
деятельностью создан прокурорский надзор, который должен осуществляться своевременно, качественно и полноценно.
Важность места оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений отмечал в своей работе А. Ю. Винокуров [1, с. 3942]. При этом, роль оперативно-розыскной деятельности возрастает с каждым годом. Деятельность оперативных подразделений редко освещается в научных работах, статьях, литературе. Намного больше о такой деятельности пишется в изданиях, которые имеют определенный гриф секретности. Можно привести автором, которые освещали те или иные аспекты оперативно-розыскной деятельности:
A. Е. Вытовтов [2], В. Ф. Луговик [3],
B. Ю. Стельмах [4], П. М. Титов [5] и другие.
Помимо раскрытия и расследования преступлений самой разнообразной направленности важным элементом деятельности системы
правоохранительных органов является соблюдение законности при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принятии решений, связанных с необходимостью решения задач, предусмотренных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Прокурорский надзор в обозначенной сфере обеспечивает гарантию законности путем
своевременного реагирования на нарушения.
Специальные работники прокуратуры, а именно - уполномоченные прокуратуры, имеют право осуществлять прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью оперативных
подразделений правоохранительных
органов. Видится, что определение уполномоченному прокурору можно дать такое - это сотрудник прокуратуры, который является должностным лицом органа юстиции, уполномоченным в пределах своей компетенции, наделенной вышестоящим прокурор от имени Российской Федерации, осуществлять надзор за законностью действий и ведения документации оперативных
подразделений, обладающий допуском второй формы, а именно совершенно
секретным. Только в этом случаем он может осуществлять прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
В своей деятельности
уполномоченный прокурор
руководствуется:
1. Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ.
2. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ.
3. Указание Генерального прокуратура Российской Федерации № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов в целях осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».
Органами прокуратуры за 2021 год было выявлено 486,5 нарушений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», на устранение правонарушений было внесено более 150 тыс. требований, около 11 тыс. представлений1.
Сотрудники, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, ведущие дела оперативного учета и иные дела, применяют в своей деятельности, как гласные, так и негласные способы работы, которые, в свою очередь, могут нарушать или ограничивать права человека и гражданина. Отстаивать свои нарушенные права должным образом, в силу закрытости информации, гражданам не представляется возможно. В связи с этим прокурорский надзор является важным элементов выявления и восстановления нарушенных прав граждан.
Анализируя правоприменительную практику, можно привезти пример, что
1 Итоги совещания с участием прокуроров ряда субъектов по вопросам состояния прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. URL: https:// epp.genproc.gov.ru (дата обращения: 02.01.2023).
АО «Русский Строительный Банк» обратился в суд с иском о признании действий в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий незаконными в связи с тем, что оперативными сотрудниками были произведены оперативно-розыскные мероприятия, а именно обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств. В ходе указанных мероприятий были допущены
существенные нарушения прав и свобод граждан, организаций. Вместо оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств» осуществили обыск, который возможен только после возбуждения уголовного дела и в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Суд постановил удовлетворить данный иск1.
Далее хотелось бы рассмотреть следующие элементы предмета прокурорского надзора, которые на наш взгляд являются основополагающими, так как в научной среде нет единого мнения по аспектам, которые должны быть включены в предмет прокурорского надзора.
1. Надзор за делами оперативного учета. В случае выявления нарушений законодательства прокуроры обязаны в целях незамедлительного устранения и восстановления нарушенных прав, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и (или) иные акты прокурорского реагирования. В ходе изучения дел оперативного учета, следует проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования,
фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных
мероприятий, результатов оперативно-розыскной деятельности.
1 Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 апреля 2018 г. По делу № А55-39311/2012 г. URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 02.01.2023).
2. Проверка сведений о лицах, указанных в ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Сотрудники оперативных подразделений могут предоставлять уполномоченному прокурору сведения о лицах, только в случае письменного согласия данных лиц. В качестве исключения, они могут предоставлять информацию о таких лицах, в случае привлечения их к уголовной ответственности. Данные об этой категории лиц могут содержаться в документах различного формата, например:
- в оперативно-служебных документах;
- в учетно-регистрационных документах;
- в различные сообщениях, записках или делах.
При осуществлении прокурорского надзора, оперативным сотрудникам следует проявлять принципиальность и учитывать, что на прокуроров полностью распространяются требования Закона Российской Федерации
«О государственной тайне» от
21.07.1993 г. № 5485-1: доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим
государственную тайну, осуществляется в строгом соответствии со ст. 25 данного закона.
3. Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Существуют три категории оперативно-розыскных мероприятий: не требующие санкционирования, ведомственного санкционирования, судебного санкционирования. Уполномоченный прокурор может осуществлять проверку по всем оперативно-розыскным мероприятиям, независимо от санкционирования. Прокурору, осуществляющему надзор, следует обращать внимание на соответствие и исполнения плана оперативно-розыскного мероприятия, так же на сроки осуществления, законности осуществления оперативно-розыскного мероприятия.
Следует отметить, что в результате определения предмета прокурорского надзора, главным аспектом является исключения случаев «вторжения» в область деятельности ведомственного руководства или суда.
Таким образом, прокурорский надзор нуждается в постоянном
совершенствовании, так как
уполномоченные прокуроры,
осуществляющие надзор, по мнению граждан, являются гарантом соблюдения законодательства. В большинстве случаев проблемы осуществления прокурорского надзора связаны и с тем фактом, что отсутствуют четко выстроенные и установленные пределы и границы оценки прокурорами деятельности производимой оперативными сотрудниками. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности не входит в предмет прокурорского надзора. Любое вмешательство в процесс
непосредственного осуществления
оперативно-розыскной деятельности
может быть расценено, как превышение или злоупотребление должностными полномочиями со стороны прокурорских работников. Однако, надзирать за деятельностью органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
прокурор вправе, но круг полномочий в этой сфере значительно сокращен, в частности он не имеет права давать оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных оперативно-розыскных
мероприятий. Прокурорский работник не может проводить выемку или иные действия по поиску в служебных помещениях, с целью отыскания ненадлежащей документации.
Такой подход к надзору в сфере оперативно-розыскной деятельности
вполне оправдан ввиду негласного характера действий и мероприятий, осуществляемых в рамках
рассматриваемой деятельности.
Проблематика осуществления
прокурорского надзора за оперативно-
розыскной деятельностью весьма широка, присутствует множество пробелов, которые необходимо восполнить для наиболее результативной деятельности работников прокуратуры. Мы можем заметить, что система, которая существует в Российской Федерации на данный момент, малопродуктивна и слаба структурирована. Стоит обратить внимание даже на тот факт, что лица осуществляющим прокурорский надзор -это в основном лица, которые закончили гражданские вузы и не изучавшие в полном объеме оперативно-розыскную деятельность и всю ее специфику. Им в большинстве своем очень сложно в полной степени осуществлять
полноценную надзорную деятельность за оперативными подразделениями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2008. № 2-3. С.39-42.
2. Вытовтов А. Е., Россинский С. Б. Результаты оперативно-розыскной деятельности как средства доказывания в уголовном судопроизводстве. Москва : Юрлитинформ, 2021. 168 с.
3. Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: тотальный контроль или надзор за исполнением законов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3 (5). С. 129-135.
4. Стельмах В. Ю., Титов П. М. Результаты оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве : монография. Москва : Юрлитинформ, 2020. 344 с.
5. Титов П. М. Роль специальных оперативных подразделений в сборе и закреплении доказательств // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIV международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 162-164.