Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ДОГОВОР С ЗАЩИЩАЕМЫМ ЛИЦОМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МВД РОССИИ / РОСГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В. М., Назарова И. С.

В представленном исследовании раскрываются особенности правового регулирования осуществления войсками национальной гвардии личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, определяется место войск в указанном направлении. Выявляются особенности взаимодействия МВД России и войск национальной гвардии в случае привлечения войск к осуществлению органами внутренних дел Российской Федерации личной охраны, охраны жилища и имущества. Предлагаются меры, направленные на улучшение процесса личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты на уровне Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин В. М., Назарова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ATTRACTION OF FORCES AND MEANS TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION TO IMPLEMENT PERSONAL PROTECTION, PROTECTION OF HOUSING AND PROPERTY OF PERSONS AGAINST WHOM STATE PROTECTION MEASURES ARE APPLIED

The presented study reveals the specifics of the legal regulation of the implementation by the National Guard troops of personal protection, protection of the home and property of persons against whom state protection measures are applied, the location of the troops in the specified direction is determined. The peculiarities of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the National Guard troops in the case of involving troops in the implementation of personal protection, protection of housing and property by the internal affairs bodies of the Russian Federation are revealed. The measures aimed at improving the process of personal protection, protection of the home and property of persons against whom state protection measures are applied at the level of Rosgvardiya are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_79 УДК 34.096

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ Actual aspects of the legal regulation of the involvement of forces and means of the National Guard troops of the Russian Federation in the implementation of personal protection, protection of housing and property of persons against whom state protection measures are applied

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru ;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании раскрываются особенности правового регулирования осуществления войсками национальной гвардии личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, определяется место войск в указанном направлении. Выявляются особенности взаимодействия МВД России и войск национальной гвардии в случае привлечения войск к осуществлению органами внутренних дел Российской Федерации личной охраны, охраны жилища и имущества. Предлагаются меры, направленные на улучшение процесса личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты на уровне Росгвардии.

Abstract: The presented study reveals the specifics of the legal regulation of the implementation by the National Guard troops of personal protection, protection of the home and property of persons against whom state protection measures are applied, the location of the troops in the specified direction is determined. The peculiarities of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the National Guard troops in the case of involving troops in the implementation of personal protection, protection of housing and property by the internal affairs bodies of the Russian Federation are revealed. The measures aimed at improving the process of personal protection, protection of the home and property of persons against whom state protection measures are applied at the level of Rosgvardiya are proposed.

Ключевые слова: войска национальной гвардии; договор с защищаемым лицом; государственная защита; взаимодействие; МВД России; Росгвардия.

Keywords: National Guard troops; contract with the protected person; state protection; interaction; Ministry of Internal Affairs of Russia; Rosgvardiya.

Для цитирования: Шеншин В.М., Назарова И.С. Актуальные аспекты правовой регламентации привлечения сил и средств войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты //Право и государство; теория и практика. 2023. № 5(221). С. 79-81. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_79.

For citation: Shenshin V.M., Nazarova I.S. Actual aspects of legal regulation of attraction of forces and means of troops of the National guard of the Russian Federation to implem entation personal protection, protection of the home and property of persons in respect of whom state protection measures are applied// Law and state; theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 79-81. http;//doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_79.

Статья поступила в редакцию: 18.03.2023

О важности осуществления личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, свидетельствуют нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в данной области.

В юридической науке отмечается, что защита лиц государством имеет характерные признаки: 1) защита состоит из совокупности конкретных мер; 2) данные меры разнообразны (правовые, экономические, социальные, организационные и другие); 3) меры определяются и устанавливаются органами государственной власти; 4) меры осуществляются или применяются ведомствами, где проходят службу государственные служащие, или уполномоченными на то государственными органами; 5) действие отдельных мер, устанавливаемых и применяемых государством, может распространяться на граждан или сотрудников, членов их семей и других лиц»1. Особый характер деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации обусловлен их предназначением и состоит в защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с тем, что предмет настоящего исследования как таковой не подвергался анализу, автору представляется необходимым раскрыть особенности правового регулирования осуществления войсками национальной гвардии личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» сведения о военнослужащих (сотрудниках) войск национальной гвардии, выполнявших (выполняющих) специальные задания по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты (вьщелено нами - В.Ш., И.Н.), составляют государственную тайну. При этом указанным законом военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии предоставляется право применять лично или в составе подразделения (группы) оружие в случаях защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц органов публичной власти (часть 1 статьи 21). Боевую и специальную технику, состоящую на вооружении войск национальной гвардии, военнослужащие и сотрудники применяют для защиты граж-

1 Янбухтин, Р. М. Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите / Р. М. Янбухтин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - № 3(81). - С. 52-58. - БОЫ УККУБТ.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

дан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц органов публичной власти (подп. 2. части 1 статьи 22).

Из анализа указанных положений Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» вытекает, что на войска национальной гвардии возложено полномочие по защите граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц органов публичной власти. Обратимся к Положению о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, из которого следует, что Росгвар-дия осуществляет ряд полномочий в рассматриваемой нами сфере деятельности. Так, подпунктами 14 и 15 пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 предусмотрен ряд полномочий Росгвардии в сфере охраны и защиты объектов, должностных лиц и близких родственников этих лиц1 (выделено нами - В.Ш., И.Н.). Росгвардия организует участие войск национальной гвардии в пределах их полномочий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых ими объектов (подпункт 14 пункта 9); обеспечивает осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц войск национальной гвардии, подлежащих государственной защите, а также в отношении близких родственников этих лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 15 пункта 9). Соответственно, мы можем выделить специфику полномочий, возложенных на Росгвардию, проявляющуюся, в частности, в защите указанных объектов и лиц, подлежащих защите.

В развитие пункта 6 статьи 18 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» утвержден Порядок заключения договора с защищаемым лицом из числа военнослужащих войск национальной гвардии. Указанный Порядок регламентируется приказом Росгвардии от 11.08.2017 № 2662.

В том случае, когда в органы управления, соединения, воинские части, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии поступает постановление (определение) о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица для избрания мер безопасности, осуществляется подготовка проекта договора. Договор заключается в письменной форме между органом, осуществляющим меры безопасности, и защищаемым лицом. Акцентируем внимание на том, что договор от имени органа, осуществляющего меры безопасности, подписывается командиром (начальником, руководителем) органа, осуществляющего меры безопасности, или лицом, исполняющим его обязанности.

Таким образом, нам представляется, что рассмотренный порядок определяет процедуру заключения договора с защищаемым лицом из числа военнослужащих войск национальной гвардии, подлежащим государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Перейдем к анализу процедуры заключения договора с лицом, подлежащим государственной защите, либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности.

Представляет интерес предписание, содержащееся в части четвертой статьи 14 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации утвержден Порядок заключения договора с лицом, подлежащим государственной защите, либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности3.

Порядок определяет процедуру заключения с военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшими непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, сотрудниками Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также с их близкими, в отношении которых принято решение о применении мер безопасности, договора либо направления защищаемым лицам предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения их безопасности.

Основанием для заключения договора либо направления предписаний является принятое в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» решение о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица. В договоре определяются условия применения мер безопасности, а также права и обязанности органов управления, соединений, воинских частей, образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, обеспечивающих безопасность, и защищаемого лица при их применении.

Продолжая дискуссию о предмете исследования, авторам представляется необходимым остановиться на анализе Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2022 № 1215 «О порядке привлечения войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению органами внутренних дел Российской Федерации личной охраны, охраны жилища и имущества», которым установлен порядок привлечения сил и средств войск национальной гвардии к осуществлению личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты.

Привлечение сил и средств войск национальной гвардии осуществляется органами внутренних дел в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». МВД России при необходимости привлекает к осуществлению мер безопасности силы и средства оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, подразделений (органов), организаций войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии при осуществлении мер безопасности в районах их дислокации.

Силы и средства оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, подразделений (органов), организаций войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии привлекаются к осуществлению мер безопасности за пределами районов их дислокации по решению директора Росгвардии или уполномоченных им должностных лиц.

МВД России и его территориальные органы на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, а также по федеральным территориям при необходимости привлечения к осуществлению мер безопасности войск национальной гвардии направляют в соответствующий орган управления войск национальной гвардии (территориальный орган Росгвардии, организацию войск национальной гвардии) запрос на выделение сил и средств. В целях осуществления долгосрочных мер безопасности, а также координации действий по осуществлению мер безопасности могут разрабатываться совместные планы привлечения

1 Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

2 Приказ Росгвардии от 11.08.2017 № 266 «Об утверждении Порядка заключения договора с защищаемым лицом из числа военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

3 Приказ Росгвардии от 11.08.2017 № 267 «Об утверждении Порядка заключения договора с лицом, подлежащим государственной защите, либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности» // www.pravo.gov.ru

сил и средств войск национальной гвардии. Выделенные на основании запроса силы и средства войск национальной гвардии на период выполнения задач, связанных с осуществлением мер безопасности, переходят в оперативное подчинение должностному лицу органа внутренних дел, направившего запрос. Непосредственное управление указанными силами и средствами поручается должностному лицу органа внутренних дел, ответственному за применение и осуществление мер безопасности. Привлекаемые к осуществлению мер безопасности силы войск национальной гвардии, исходя из характера выполняемых задач, обеспечиваются оружием, боеприпасами, специальной техникой и специальными средствами, состоящими на вооружении войск национальной гвардии, и транспортом.

Остановимся также на Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.09.2022 № 1640 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым дополнен перечень уполномоченных органов, принимающих решения, являющиеся основаниями для включения информации в единый реестр запрещенных сайтов. Указанным актом предусмотрено, что МВД, МЧС, Минобороны, ФСИН, СВР России, ФСБ, Росгвардия, ФСО, ФТС принимают решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, содержащей сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» обеспечивается конфиденциальность.

Также Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2015 № 705 дополнено Правилами осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице и его имуществе при отсутствии угрозы посягательства на его жизнь, здоровье и имущество.

Следует согласиться с О.В. Нардиной, которая утверждает, что «Лица, получившие повреждение здоровья на военной службе, и реализовавшие в полном объеме свое право на получение определенной законом страховой суммы, могут при наличии оснований добиваться возмещения ущерба здоровью в полном объеме»1. Именно государство должно быть заинтересовано в укреплении правопорядка2.

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых актов позволяет определить место войск национальной гвардии в осуществлении личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, которое можно охарактеризовать как одно из ключевых в указанном направлении. Несмотря на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также Указе Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 речь о том, что войска национальной гвардии являются субъектом уголовного процесса не идет, в ходе проведенного исследования авторы представили аргументы в пользу выделения существенной роли войск национальной гвардии в механизме осуществлении личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, что, в том числе, подтверждается исследованием значительного перечня нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. Войска национальной гвардии не подменяют собой органы внутренних дел, а, наоборот, в тесном взаимодействии осуществляют обеспечение защиты указанных объектов от противоправных посягательств.

Считаем необходимым определить конкретных должностных лиц, отвечающих за обеспечение защиты указанных объектов. В МВД России указанный перечень лиц определен, а в войсках национальной гвардии такой перечень не утверждён, или же он имеется, но носит закрытый характер. Было бы верным в круг лиц, подлежащих защите, внести также близких родственников и лиц, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему3. Представляется целесообразным отдельным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации определить круг мер, применяемых при обеспечении личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты.

Важно, чтобы существующие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты, отвечали объективным требованиям общественного развития, от чего в значительной степени зависят и повышение эффективности деятельности государственных органов, и успешное противодействие преступности, и укрепление правопорядка в обществе, и защита прав и свобод ее граждан4. Таким образом, мы констатируем, что Росгвардия играет важную роль в механизме осуществления личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты раскрываются. Тенденции взаимодействия Росгвардии с МВД России в указанной сфере свидетельствует о положительной динамике правовой регламентации вопросов личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты раскрываются. Вместе с тем, отдельные вопросы требуют дополнительного нормативного регулирования и совершенствования. Библиогра фия:

1. Нардина, О. В. Защита жизни и здоровья лиц, участвующих в борьбе с терроризмом: обязательное государственное страхование / О. В. Нардина // Закон и право. - 2009. - № 4. - С. 94-96. - EDN KUCVXN.

2. Панов, С. Л. Правовые и организационные основы деятельности Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России / С. Л. Панов, А. В. Ревягин // . - 2011. - № 1(26). - С. 78-80. - EDN TFMHLF.

3. Пацин, А. О. Правовая основа, принципы и задачи обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите / А. О. Пацин // Современность в творчестве талантливой молодежи : Материалы научно-практической конференции молодых учёных, Иркутск, 26-27 марта 2015 года. Том Выпуск 16. -Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 90-97. - EDN TXAWKZ.

4. Янбухтин, Р. М. Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите / Р. М. Янбухтин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - № 3(81). - С. 52-58. - EDN YKKYST.

References:

1. Nardina, O. V. Protection of life and health of persons involved in the fight against terrorism: compulsory state insurance / O. V. Nardina // Law and Law. - 2009. -No. 4. - pp. 94-96. - EDN KUCVXN.

2. Panov, S. L. Legal and organizational bases of the activities of the Department for ensuring the safety of persons subject to state protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia / S. L. Panov, A.V. Revyagin // . - 2011. - № 1(26). - Pp. 78-80. - EDN TFMHLF.

3. Patient, A. O. The legal basis, principles and tasks of ensuring the safety of persons subject to state protection / A. O. Patient // Modernity in the work of talented youth : Materials of the scientific and practical conference of young scientists, Irkutsk, March 26-27, 2015. Volume Issue 16. - Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. - pp. 90-97. - EDN TXAWKZ.

4. Yanbukhtin, R. M. Legal regulation of social security of persons subject to state protection / R. M. Yanbukhtin // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - № 3(81). - Pp. 52-58. - EDN YKKYST.

1 Нардина, О. В. Защита жизни и здоровья лиц, участвующих в борьбе с терроризмом: обязательное государственное страхование / О. В. Нардина // Закон и право. -2009. - № 4. - С. 94-96. - ЕЭЫ КиСТХЫ.

2 Пацин, А. О. Правовая основа, принципы и задачи обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите / А. О. Пацин // Современность в творчестве талантливой молодежи : Материалы научно-практической конференции молодых учёных, Иркутск, 26-27 марта 2015 года. Том Выпуск 16. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 90-97. - ЕЭЫ TXAWKZ.

3 Панов, С. Л. Правовые и организационные основы деятельности Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России / С. Л. Панов, А. В. Ревягин // . - 2011. - № 1(26). - С. 78-80. - ЕЭЫ ТРМН1_Р.

4 Янбухтин, Р. М. Там же. - С. 52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.