Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ФАО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников А.Б., Зеленская А.М., Брык В.Ю.

В представленной статье рассматриваются актуальные аспекты глобальной продовольственной безопасности. Были определены взаимосвязь социально-экономических индикаторов продовольственной безопасности, а также риски и угрозы внешнего и внутреннего характера. Рассмотрены эффективно работающие продовольственные системы государств мира. Не остались без внимания и аспекты, решающие проблему продовольственной безопасности. В представленной статье также были рассмотрены новые меры по обеспечению глобальной продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников А.Б., Зеленская А.М., Брык В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF ENSURING GLOBAL FOOD SECURITY

The article discusses current aspects of global food security. The interrelation of socio-economic indicators of food security and external and internal risks and threats were determined. Food systems effectively working in certain countries worldwide were studied. The aspects that solve the food security issue have not been left out either. The given article also addressed new measures to achieve global food security.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-181-188

А.Б. Мельников - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A.B. Melnikov - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, FSBEI HE Kuban SAU;

А.М. Зеленская - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, annasel2001@yandex,

A.M. Zelenskaya - student, FSBEI HE Kuban SAU;

B.Ю. Брык - ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, bryk_viktoria@mail.ru, V. Yu. Bryk - student, FSBEI HE Kuban SAU.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ЕЗОПАСНОСТИ CURRENT ASPECTS OF ENSURING GLOBAL FOOD SECURITY

Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные аспекты глобальной продовольственной безопасности. Были определены взаимосвязь социально-экономических индикаторов продовольственной безопасности, а также риски и угрозы внешнего и внутреннего характера.

Рассмотрены эффективно работающие продовольственные системы государств мира. Не остались без внимания и аспекты, решающие проблему продовольственной безопасности. В представленной статье также были рассмотрены новые меры по обеспечению глобальной продовольственной безопасности.

Abstract. The article discusses current aspects of global food security. The interrelation of socioeconomic indicators of food security and external and internal risks and threats were determined. Food systems effectively working in certain countries worldwide were studied. The aspects that solve the food security issue have not been left out either. The given article also addressed new measures to achieve global food security.

Ключевые слова. продовольственная безопасность, экономическая доступность, оценка рисков, ФАО.

Keywords. food security, economic accessibility, risk assessment, FAO.

Ключевой из самых острых и глобальных проблем на настоящий момент является мировая продовольственная проблема. Она находит выражение в форме дефицита продуктов питания, который основывается на неблагоприятных природно-климатическими условиях, недостаточном развитии производительных сил, военных конфликтах или политических потрясениях. По данным Всемирного банка сегодня в мире 736 млн человек живёт менее чем на 1,9 доллар в день, такая сумма денежных средств не позволяет, прежде всего с точки зрения экономической доступности, удовлетворить все потребности человека. Но также существуют страны, где нет физической доступности к продовольственной базе. В связи с этим данной проблеме посвящены исследования современных отечественных и зарубежных исследователей, таких как Мельников А.Б., Трубилин А. И., и других [10].

Российская аграрная политика в большинстве своем опирается на задачи обеспечения и достижения продовольственной независимости, импортозамещения, физической и социально-экономической доступности продовольствия для населения.

За рубежом, в отличие от аграрной политики России и стран СНГ, продовольственная безопасность имеет другие акценты, которые ориентированы преимущественно на поддержание следующих направлений (рисунок 1).

Вместе с тем особый интерес вызывает единая аграрная политика стран Западной Европы, в частности, стран-членов Евросоюза. Рассматривая опыт зарубежных стран, мы имеем хороший пример применения аграрной политики. Их опыт показывает, как можно повысить эффективность практического использования сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также обеспечения стабильного функционирования внутренних и внешних продовольственных рынков [1].

Рисунок 1 - Зарубежное ориентирование в продовольственной безопасности

Рассматриваемая проблема является актуальной и требует значительного внимания со стороны властей, ученых-аграрников и экономистов. Иследование продовольственной проблемы человечества в научном ключе основывается глубоких исторических корнях, это прослеживается на всех этапах эволюции экономической теории, в трудах как классиков, так и современных ученых-экономистов. Значимость сельскохозяйственного производства для развития страны одним из первых отметил Ф. Кенэ. Франсуа Кенэ - французский экономист, основатель школы физиократов. Главная мысль его учения заключается в том, что истинным богатством нации выступает - продукт, производимый в сельском хозяйстве, а не деньги или золото.

Такая мысль коррелирует с той ситуацией, которая возникла сейчас в сфере глобальной продовольственной безопасности. Люди всех голодающих стран нуждаются в чистой воде и пище, которая должна составлять как минимум 2200-2400 калорий в день, а не в золоте или в каких-то других материальных ценностях, которые могли бы удовлетворить первичные потребности человека.

Т. Мальтус также внес значительный вклад в развитие теории продовольственной безопасности. Он считал, что ключевой и основной причиной бедности выступает быстрые темпы роста населения. Изучая труды разных философов и экономистов, Томас Мальтус заметил: демографический фон растет быстрее, чем государство может предоставить все необходимые продукты питания для полноценной жизнедеятельности населения. Рост населения планеты выражен геометрической прогрессией, при этом пищевые ресурсы - в арифметической [2]. В связи с этим он считал, что войны и голод - нужный процесс для цивилизации, для исторического развития, поскольку идет зачистка слабых, тех, кто не может обеспечить себя и свою семью и быть полезным в этом мире.

Такая мысль имеет должный отклик и в современном мире - страны с более высоким уровнем бедности имеют традиционный тип семьи, что сопровождается большой численностью ее членов. Обеспечить каждого члена такой семьи в условиях губительной экологии, неравной физической и экономической доступности продуктов питания не представляется возможным.

На самом деле, в настоящий момент иден достаточный уровень производства для того, чтобы обеспецить продовольствием все население, тем не менее более полутора миллиардов человек не имеют возможности кутить себе еду, отвечающую требованиям по содержанию ключевых питательных веществ, здоровое питание же, даже бо более низким расценкам, более чем трем миллиардам жителей планети становятся не по карману, что недопустимо. Люди, которые не имеют возможности приобритения здорового питания, проживают во всех уголках мира, что свидетельствует о глобализации данной проблемы.

Продовольственная проблема уже давно является мировой, а не только проблемой какого-либо конкретного государства. Многие научные труды содержат информацию о связи

продовольственной безопасности с национальной на основании связи социальной и экономической безопасности, представляющими собой ключевые элемнты национальной безопасности государства. Определив место взаимосвязи социально-экономических индикаторов продовольственной безопасности, следует отметить, что продовольственную безопасность как отдельную категорию выделяют и характеризуют ряд индикаторов, которые носят социально-экономический характер и значение (рисунок 2) [5].

Рисунок 2 - Взаимосвязь социально-экономических индикаторов продовольственной безопасности

Основываясь на популярных в практике и науке риски и угрозы внешнего и внутреннего характера, выделим, несколько, связаных напрямую с проблемами продовольственной безопасности. Внутрение угрозы подразделяются на ниже представленью группы:

1. Группа технико-технологических рисков:

- высокая степень зависимости от импортных поставок, в частности, племенного скота, семян для растениеводства, оборудования и современных машин;

- слабый уровень энерговооруженности производства сельскохозяйственых организаций;

- высокий уровень моральной и физической амортизации ключевых фондов производства в АПК.

2. Финансово-экономическая группа рисков и угроз:

- полное отсутствие или недостаточность собственных финансов у аграрных организаций;

- недоступность пользования заемных средств;

- высокие производственые издержки;

- низкая платежеспособность населения и, соответственно, спрос на агропродукцию в качестве сырья и продовольствия;

- недостаточный уровень конкурентоспособности производимой отечественной аг-ропродукции.

3. Группа организационно-правовых угроз:

- теневые процессы в АПК (финансово-кредитные и земельные отношения);

- отсутствие федерального закона о продовольственной безопасности;

- отсутствие условий для инновационного развития.

4. Группа социальных рисков и угроз:

- низкий уровень доходов значительной части населения, особенно в сельской местности;

- слаборазвитая социальная инфраструктура или ее отсутствие в сельских территориях;

- дефицит квалифицированных кадров;

- низкая привлекательность аграрного труда и жизни в сельской местности [3].

Из достаточно обширного объема возможных внешних угроз выделяется пять ключевых групп (рисунок 3).

Все перечисленные угрозы на рисунке 3 имеют прямое отношение к продовольственной безопасности, представляющей собой долю национальной безопасности.

Исследование вопроса продовольственной безопасности и решение соответствующих задачи с целью дальейшего обнаружения и устранения проблем заключается в рамках трех ключевых аспектах.

1-й аспект - обеспечение физической доступности продовольствия.

Обеспечение физической доступности продовольствия можно достигнуть с помощью осуществления поддержки регионов без локального производства продовольственной продукции, а также при помощи обеспечения розничной торговой сети предельно широким перечнем продуктов питания различных торговых марок и производителей.

Большим значением обладет организация услови для развития рынков сырья и продовольствия путем взаимодействия между регионами и лояльности логистических связей. Этот тренд будет связан с развитием торговых сетей, сводя к минимуму число торговых звеньев и развивая полноценный цикл производства и прямых продаж потребителям от сельскохозяйственных производителей.

2-й аспект - обеспечение экономической доступности продовольствия.

Экономическая доступность продовольствия достигается посредством уменьшения

уровня бедности. Другим способом может выыступить организация поддержки слоям населения, которые в этом больше нуждаются, а также повысить уровень конкуренции в области производства и реализации продуктов питания.

3-й аспект - обеспечение безопасности питания.

Для реализации ранее представленой тенденции нужно провесть комплекс следующих мероприятий:

- во-первых, своевременно осуществлять контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- во-вторых, осуществлять и контролировать сертификацию реализуемого сельскохозяйственного сырья и продовольствия и обеспечивать управление качеством;

- в-третьих, создавать предложения по осуществлению контроля за здоровьем населения, а также его последующнго улучшения;

- в-четвертых, повышать производительность труда путем различных способов влияния на исполнителя, и на предметы и средства труда.

Данные направления развития, будут способствовать росту продовольственной и экономической безопасности, а также будут гарантировать единое материальное благополучие на достаточном уровне [4].

Также существуют угрозы национальной продовольственной безопасности (рисунок 3) [5].

В целом следует подчеркнуть, что на практике органы государственной власти начинают уделять внимание проблемам продовольственной безопасности только в условиях какой-либо неустойчивости или в режиме переломных (переходных) периодов для общества, политики, экономики. Так, и в настоящее время наблюдаются некоторые изменения и преобразования в действующем механизме развития цивилизации и общества в связи с COVID-19.

Рисунок 3 - Угрозы продовольственной безопасности

При этом следует отметить, что не все изменения носят положительный характер. Некоторые приводят к негативным изменениям, «ломается» весь системный механизм социально-экономического развития. Все это порождает импульсивный рост социальной агрессии, которая может породить угрозу для жизнедеятельности субъектов всех уровней экономической системы.

Государственное, мировое развитие в настоящий момент обладают сложившейся и продуктивно работающей продовольственной системой. Примером может послужить опыт таких государств, как Германия, Франция, Швеция, Соединенные Штаты Америки, и других.

Основоположником развития правовой основы в сфере обеспечения продовольственной безопасности, контроля и управления развитием отрасли сельского хозяйства стала Швеция, еще в 1974 году принявшая Закон «О рационализации сельского хозяйства». Основным аспектом этого документа выступало обеспечение условий для конкуренции сельскохозяйственного производства с помощью обеспечения эффективных мер экономики для поддержки аграриям [5].

На законодательном уровне в середине прошлого в века Германии (1955 г.) был принят такой важный документ, как Закон «О сельском хозяйстве Германии». Целью данного документа является формирование экономических условий отсутсвия угрозы зависимости от третьих стран в сфере продовольственного снабжения.

Этот закон полностью регламентировал значение государства в области вопросов регулирования и решения проблемы обеспечения населения сырьём и продовольствием сельскохозяйственного происхождения. В Законе четко были прописаны стратегии по формированию и укреплению продовольственной безопасности. Из них особым значением обладали продовольственные фонды в форме стратегического элемента не только продовольственной, но экономической и национальной безопасности Германии.

Более протекционистским характером базы законодательства по вопросам продовольственной безопасности обладает США. С 1979 года в США был принята целый перечень нормативно-правовых актов в сфере регулирования продовольственной безопасности.

Что касается Российской Федерации, то до 2010 года в стране не было должным образом сформировано правовое поле для обеспечения продовольственной безопасности. Но все же в 2010 году была издана Доктрина о «Продовольственной безопасности РФ». И в настоя-

щий момент, к примеру, в Санкт-Петербурге действуют Закон «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге» (2015 г.) и ряд сопутствующих ему подзаконных актов; в Москве - Закон «О продовольственной безопасности города Москвы» (2006 г.); в Республике Татарстан «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» (2017 г.), и т.д. [6], [7], [8].

Продовольственную безопасность доктрина от 21.01.2020 N20 определяет в форме состояния, в ходе которого происходит обеспечение продовольственной независимости, появляются гарантии физической и экономической доступности продуктов для граждан в объемах, достаточных для здорового и активного образа жизни.

Учетывая накопленный опыт, оценок и анализа состояния продовольственной безопасности в мире, отдельных странах и регионах и с учетом рекомендаций данных международной агропродовольственной организации ФАО, которая представляет собой специализированную структуру ООН, можно выделить следующие меры по обеспечению глобальной продовольственной безопасности:

- повышение субсидирования пищевого и аграрного секторов, с уделением особого внимания странам с низким уровнем дохода, для отмены налогообложения по питательным пищевым продуктам;

- формирование благоприятных условий с целью привлечения инвестиций для развития ирригационной инфраструктуры, направленую на укрепление потенциала, обеспечивающего всесезонное производство овощной продукции и других товаров с высокой ценностью, что в дальнейшем обеспечит наличие большего объема питательных пищевых продуктов;

- рост финансирования разработок (НИР) и научных исследований, что даст возможность наращения производства питательных пищевых продуктов и снизижения их стоимости, расширения доступа к более современным технологиям, в особенности для мелких фермерских и семейных хозяйств, с целью поддержания рентабельности на необходимом уровне;

- улучшение дорожной сети гоударства, транспортной и рыночной инфраструктур может также положительно влиять на расширение финансовой доступности здорового питания.

- некоторые другие меры по обеспечению глобальной продовольственной безопасности [9].

Таким образом, государственное регулирование развития агропромышленного комплекса должно занимать ведущее место в обеспечении продовольственной безопасности. Государству необходимо играть ключевую роль в механизме по финансированию организаций агропромышленного комплекса. Это связано с тем, что финансовая политика государства направлена на стимуляцию роста эффективности производства сельского хозяйства, перестройку в структуре и проведение мероприятий по адаптации товаропроизводителей к деятельности в динамично изменяющейся рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддержание стратегически важных производств и объектов, создание условий для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынке, обеспечивать условия, критерии и параметры продовольственной безопасности стран и регионов, а также все эти меры должны помочь решить проблемы по обеспечению продовольственной безопасности во всех странах до 2030 года.

Источники:

1. Продовольственная безопасность: российский опыт и зарубежная практика: монография / Т.М. Яркова; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». -Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2019. - 192 с.: ил; 21 см. - Библиогр.: с. 166-176. - 500 экз. - ISBN 978-5-94279-469-9. - Текст: непосредственный.

2. Ревенко, Л. С. Аграрная политика Сербии в контексте обеспечения продовольственной безопасности: специальность: 08.00.14 - «Мировая экономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ревенко Лилия Сергеевна; Московский государствен-

ный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел Российской Федерации. - Москва, 2020. 2-16 с. - Библиогр.: с. 4-16. - Текст: непосредственный.

3. Мельников, Б.А. Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности России: специальность: 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Мельников Борис Александрович; Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. - Краснодар, 2018. 3 - 11 с. - Текст: непосредственный.

4. Водясов, П.В. Повышение доступности продовольствия для населения (на материалах Алтайского края): Специальность 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Водясов Павел Владимирович; Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. - Новосибирск, 2017. 4-9 с. - Текст: непосредственный.

5. Яркова, Т.М. Продовольственная безопасность: Россия и страны мира / Т.М. Яркова. - Текст: непосредственный // Аграрная Россия. - 2018. - №7. - С. 32-36.

6. Закон Республики Татарстан от 13 июля 2017 года № 53-ЗРТ «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Текст: электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 446461607.

7. Закон города Москва от 12 июля 2006 г. №39 «О продовольственной безопасности города Москвы» / КонсультантПлюс. - Текст: электронный. - URL:http://www.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req=doc&base=MLAW&n =74172#08123280404799995.

8. Закон Санкт-Петербурга от 16 декабря 2015 г. № 841-168 «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Текст: электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/537986171.

9. ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2020 год. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2020. Преобразование продовольственных систем для обеспечения финансовой доступности здорового питания. Рим, ФАО. https://doi.org/10.4060/ ca9692ru.

10.Трубилин А.И., Мельников А.Б., Михайлушкин П.В. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 3. С. 31-34.

References:

1. Food security: Russian experience and foreign practice: monograph / T.M. Yarkova; Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanish-nikov". - Perm: CPI "Prokrost", 2019. - 192 p.: il; 21 cm. - Bibliogr.: pp. 166-176. - 500 copies. -ISBN 978-5-94279-469-9. - Text: direct.

2. Revenko, L.S. Agrarian policy of Serbia in the context of ensuring food security: specialty: 08.00.14 - "World Economy": dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences/ Revenko Lilia Sergeevna; Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. - Moscow, 2020.2-16 p. - Bibliogr.: p.4-16. - Text: direct.

3. Melnikov, B.A. Priority directions of ensuring food security in Russia: specialty: 08.00.05 - "Economics and management of the national economy (economics, organization and management of enterprises, industries, complexes - agro-industrial complex and agriculture)": dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Melnikov Boris Alexandrovich; Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. - Krasnodar, 2018. 3 - 11 p. - Text: direct.

4. Vodiasov, P.V. Increasing the availability of food for the population (based on the materials of the Altai Territory): Specialty 08.00.05 - "Economics and management of the national economy (economics, organization and management of enterprises, industries, complexes - agro-industrial complex and agriculture)": dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Vodyasov Pavel Vladimirovich; Siberian Research Institute of Agricultural Economics. - Novosibirsk, 2017. 49 p. - Text: direct.

5. Yarkova, T.M. Food security: Russia and the countries of the world / T.M. Yarkova. - Text: direct // Agrarian Russia. - 2018. - No. 7. - pp. 32-36.

6. Law of the Republic of Tatarstan No. 53-ZRT dated July 13, 2017 "On food security of the Republic of Tatarstan" / Electronic Fund of Legal and regulatory and Technical Documentation. - Text: electronic. - URL: http://docs.cntd.ru/document/446461607.

7. The Law of the city of Moscow dated July 12, 2006 No. 39 "On food security of the city of Moscow" / ConsultantPlus. - Text: electronic. - URL:http://www.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req =doc&base=MLAW&n =74172#08123280404799995.

8. St. Petersburg Law No. 841-168 of December 16, 2015 "On ensuring food security and support of agricultural production in St. Petersburg" / Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documentation. - Text: electronic. - URL: http://docs.cntd.ru/document/537986171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO. 2020. The state of affairs in the field of food security and nutrition in the world - 2020. Transformation of food systems to ensure the financial accessibility of healthy nutrition. Rome, FAO. https://doi.org/10.4060/ca9692ru.

10.Trubilin A.I., Melnikov A.B., Mikhailushkin P.V. International Agricultural Journal. 2019. No. 3. pp. 31-34.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-188-195

П.В. Мельников - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), mel700@inbox.ru,

P.V. Melnikov - contender at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU).

АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА APPROBATION OF THE METHODOLOGY FOR COMPREHENSIVE ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL EDUCATION FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Аннотация. В статье рассматривается разработанная методика комплексного анализа эффективности функционирования муниципального образования для целей развития человеческого капитала, которая предполагает формулирование многоуровневых выводов и рекомендаций на основе сравнительного анализа. Объектами сравнительного анализа выступают муниципальные образования, объединенные системным признаком, которым в первую очередь может выступать административная или географическая принадлежность. Безусловно в основе выборки могут также находиться фундаментальные социальные, этнические, экономические или иные признаки, однако наибольшей результативности данной методики, выраженной прежде всего в значимости и системности выводов и рекомендаций, можно достигнуть в рамках решения задач регионального управления. Муниципальные образования, объединенные в рамках единого административного блока в рамках данной методики, являются как субъектами конкурентного взаимодействия, так и субъектами системного развития. Данное фундаментальное диалектическое противоречие определяет вариативность потенциальных решений по повышению устойчивости развития данных муниципальных образования, потенциально позволяющих достичь синергетического эффекта развития. Также, данный подход позволяет центрировать процесс реализации и контроля исполнения выработанной совокупности рекомендаций.

Abstract. The article deals with the developed methodology of a comprehensive analysis of the effectiveness of municipal education for the development of human capital, which involves the formulation of multilevel conclusions and recommendations based on a comparative analysis. The objects of the comparative analysis are municipalities, united by a system feature, which can be administrative or geographical affiliation in the first place. Of course, the sampling can also be based on fundamental social, ethnic, economic or other characteristics, but the greatest effectiveness of this methodology, expressed primarily in the relevance and consistency of conclusions and recommendations, can be achieved in the framework of regional management tasks. Municipalities, united in the framework of a single administrative unit in the framework of this methodology, are both subjects of competitive interaction and subjects of systemic development. This fundamental dialectical contradiction determines the variability of potential solutions to improve the sustain-ability of the development of these municipalities, potentially allowing to achieve a synergistic effect of development. Also, this approach allows us to centralize the process of implementation and control of the execution of the developed set of recommendations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.