Людмила Дрожжа Светлана Квардакова Игорь Хартоник
старший научный сотрудник Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы
завсектором Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы
консультант Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, кандидат физико-математических наук
Актуальные аспекты и развитие госрегистрации НИОК(Т)Р
На Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА) возложены обязанности по реализации процедуры государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОК(Т)Р) [1]. Институт обеспечивает также формирование государственного реестра НИОК(Т)Р, благодаря которому осуществляются учет, накопление и использование информации о работах и их эффективности. В рамках реестра формируется фонд научно-технических документов (фонд НТД), который состоит из направляемых в учреждение регистрационных и отчетных документов вместе с их электронными копиями.
Данные ресурсы используются для мониторинга результатов научно-технической деятельности, реализации государственной политики в инновационной сфере, предоставления доступа к неопубликованным сведениям и международного информационного обмена.
Система государственной регистрации НИОК(Т)Р) является одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности и реализации налоговой политики Республики Беларусь для субъектов хозяйствования и юридических лиц. В условиях необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых
для создания инновационных разработок в различных отраслях экономики, возрастает роль учета, накопления и конкретного применения информации о НИОК(Т)Р. Данные госреестра помогают проводить своевременную корректировку заданий целевых, комплексных и научно-технических программ, определять наиболее перспективные и наукоемкие проекты, осуществлять сравнительный анализ различных отраслей народного хозяйства, текущее планирование социально-экономического развития страны.
Государственная регистрация НИОК(Т)Р осуществляется по схеме, представленной на рис. 1.
В фондах государственного реестра по состоянию на первое полугодие 2010 г. насчитывалось 65 878 НИОК(Т)Р, а количество научно-технических (отчетных) документов составляло 50 613 комплектов. Отдел научно-методического обеспечения экспертизы программ, проектов и регистрации НИОК(Т)Р по данным государственного реестра проводит ежегодный анализ основных сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работах, прошедших государственную регистрацию в текущем году [2—4].
В соответствии с приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 06.08.2009 г. №219 «Об утверждении форм документов, связанных с государственной регистрацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» с 1 января 2010 г. в БелИСА прием регистрационных и информационных карт НИОК(Т)Р, рек-ламно-технических описаний и другой учетно-отчетной документации осуществляется в электронном виде. На рис. 2 представлена диаграмма динамики государственной регистрации НИОК(Т)Р
8000
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1-е полугодие
I Количество зарегистрированных работ
I Количество поступивших отчетных работ
Рис. 2. Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р за период 1999 г. — первое полугодие 2010 г.
за период 1999 г. — первое полугодие 2010 г.
Как видно на рис. 2, количество зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2009 г. несколько увеличилось по сравнению с 2008 г., однако практически в 2 раза ниже уровня 2006 г. Это объясняется тем, что завершаются задания по государственным программам, запланированным на пятилетний период. В процессе регистрации работ прослеживается цикличность: уровень подачи заявок, как правило, высок на начальной его стадии.
Данные результатов регистрации группируются по следующим основным показателям: основанию для выполнения работ, источникам и объемам финансирования, по видам деятельности и объектам новой техники, по секторам научной деятельности, по органам государственного управления (ведомственной подчиненности организаций — исполнителей НИОК(Т)Р), по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и др.
Например, наибольшее количество из общего числа зарегистрированных в
2009 г. работ выполнялось в отраслевом (34,18%) и академическом (34,12%) секторах, в вузовском — 29,13%, в негосударственном — 2,56%.
Обобщенные данные о государственной регистрации
Группировка данных по источникам финансирования НИОК(Т)Р за 2007—
2010 гг. (рис. 3) показала, что в прошлом году превалировали работы, выполняемые за счет государственного бюджета — 60,14%, из целевых бюджетных фондов — 16,37%, из средств местных бюджетов — только 2,89%. Из иностранных источников обеспечивалось 2,76%, из бюджета Союзного государства Беларуси и России — 4,4% работ, на долю
организаций-исполнителей, заказчиков, потребителей приходилось 19,32%.
Анализ показывает, что в 2009 г. доля работ, финансируемых из средств государственного бюджета, повысилась на 1,28%, при этом удельный вес НИОК(Т)Р, оплачиваемых из целевых бюджетных фондов, уменьшился на 1,83%. Организации-исполнители по отношению к 2008 г. выполнили на 1,53% больше ра-
бот, достигнув 6,15% (рис. 3). Такая же тенденция наблюдается и в отношении НИОК(Т)Р, финансируемых организациями-потребителями, работ, выполняемых за счет бюджетных ассигнований вузам, а также ведущихся за счет бюджета Союзного государства Беларуси и России. Динамика последних возрастает в связи с увеличением финансирования действующих научно-технических союзных программ и благодаря заданиям
перспективных исследований по новым программам на 2008—2012 гг. в области био- и нанотехнологий, космических исследований, информационных и телекоммуникационных технологий. Необходимо отметить, что в 2009 г. по сравнению с предыдущими годами в 2 раза повысились ассигнования из иностранных источников, которые были вложены в современные технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, ресурсосберегающие и энергоэффективные, а также инновационные исследования в области фармакологии и медицины. А вот удельный вес работ, финансируемых из местных бюджетов, хотя и незначительно, но сокращается.
Систематизация сведений об основаниях для выполнения НИОК(Т)Р за период 2007—2009 гг. (рис. 4) показывает,
Рис. 3. Распределение количества НИОК(Т)Р по источникам финансирования за 2007—2009 гг.
Рис. 4. Распределение количества НИОК(Т)Р по основаниям для их выполнения за период 2007—2009 гг.
что максимальное количество зарегистрированных в прошлом году работ выполнялось по договорам с организациями Республики Беларусь — 21,58%, по заданиям республиканских органов управления — 19,65%, в рамках государственных научно-технических программ — 12,51%.
В разрезе приоритетных направлений научно-технической деятельности за 2007—2009 гг. (рис. 5) основной объем финансирования в 2009 г. приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям изготовления конкурентоспособных товаров — 18%, по технологиям производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции — 12,13%, а по новым материалам и новым источникам энергии — 11,8%. Причем первые выросли на 3,5%, вторые — на 1,37%, третьи — на 1,43%. В 1,5 раза увеличилось количество НИОК(Т)Р в области медицины и фармации.
Основные направления развития автоматизированной системы государственной регистрации
Процедуры государственной регистрации реализуются с помощью разработанных в БелИСА автоматизированных программных систем, а именно:
• автоматизированной системы формирования государственного реестра НИОК(Т)Р (АС «Реестр»), предназначенной для хранения данных государственной регистрации, подготовки сведений о зарегистрированных проектах по запросам органов государственного управления, анализа научно-технической информации и др.;
• интегрированной автоматизированной системы обработки информации фонда научно-технических документов (АС «Фонд»), обеспечивающей
2007 В2008 2009
Рис. 5. Распределение количества НИОК(Т)Р по приоритетным направлениям научно-технической деятельности за период 2007—2009 гг.
АС «РЕЕСТР» АС «Научные кадры»
СЭД«ДЕЛО»
АС «ФОНД» АС «Электронное хранилище документов»
Рис. 6. Интегрированная автоматизированная система обеспечения государственной регистрации НИОК(Т)Р
хранение документов о результатах зарегистрированных проектов, подготовки сведений о результатах работ и др.; • системы электронного документооборота государственной регистрации (СЭД «Дело»), осуществляющей первичную обработку документов государственной регистрации — поступление, контроль сроков обработки, отправку на экспертизу и т.п.
Помимо этого в институте создан значительный задел для дальнейшего развития информационных технологий в деле государственной регистрации НИОК(Т)Р. В частности, разработан макетный образец интегрированной автоматизированной системы управления процессами научно-технических экспертиз — ИАС «Экспертиза». Система предназначена для оперативного проведения процедур экспертизы и совершенствования ее качества, упрощения документооборота. ИАС построена на базовом программном обеспечении СЭД «Дело» и использует накапливаемые в ее рамках документы государственной регистрации. Также в целях совершенствования системы учета и накопления информации о состоянии кадрового потенциала научно-технической сферы республики создана АС «Научные кадры», интегрированная с АС «Реестр». В ближайшее время ИАС «Экспертиза» и АС «Научные кадры» будут введены в опытную эксплуатацию. Кроме того, разработан макетный образец системы формирования, хранения и использования интегрированных информационных ресурсов государственной регистрации НИОК(Т)Р — электронное хранилище документов (АС ЭХД). Здесь содержатся концентрированные сведения о зарегистрированном проекте — от входящих документов, сопровождающих хронологический цикл их исполнения (результата экспертиз, изменения финансирования, сроков и
т.д.), до отчетов по конечным результатам. Технологическая база позволит повысить оперативность и снизить трудоемкость процессов государственной регистрации, по-новому проводить информационно-аналитическую работу, обеспечит требуемую ретроконверсию документов действующего фонда на бумажных носителях.
В ближайшее время планируется разработать организационно-правовой механизм для реализации новых возможностей системы регистрации с последующим введением его в действие. Полный цикл создания и внедрения интегрированной автоматизированной системы формирования, хранения, использования и защиты информационного ресурса государственного реестра НИОК(Т)Р будет завершен в 2011 г. Взаимодействие между автоматизированными системами обеспечения государственной регистрации НИОК(Т)Р приведено на рис. 6.
Функционирование государственного информационного ресурса о научно-технической деятельности — действенный инструмент в оценке инно-
Литература
вационного потенциала организаций, а также учете и контроле бюджетного финансирования, выделяемого государством на исследования и разработки. Дальнейшее развитие системы государственной регистрации НИОК(Т)Р особенно актуально в настоящее время в связи с принятием и реализацией таких важнейших государственных решений, как Закон Республики Беларусь от
10.11.2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации», указы Президента Республики Беларусь от
09.03.2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь и от 31.08.2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» и др. В связи с этим крайне необходимо дальнейшее совершенствование нормативного и организационно-методического обеспечения процессов государственной регистрации НИОК(Т)Р, ведения государственного реестра и фонда НТД, в том числе для решения задачи трансфера новейших разработок в практику.
1. Положение о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь №356 от 25.05.2006 г. (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 г. №328), постановление Совета Министров Республики Беларусь №1642 от 30.11.2007 г. об утверждении Перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Положение о порядке проведения экспертизы НИОК(Т)Р, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1283 от 30.09.2007 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь №1009 от 01.08.2009 г.).
2. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2008 года: Аналитический доклад / И.В. Войтов [и др.]. — Мн., 2009. С. 20—23.
3. Кратенок В.Е., Енин А.В., Славин Б.С. Система государственной регистрации НИОК(Т)Р: состояние и перспективы развития // Новости науки и технологий. №1, 2009. С. 27—31.
4. Кратенок В.Е., Енин А.В., Славин Б.С., Сущенко Е.Ф., Хартоник И.А. Система государственной регистрации НИОК(Т)Р как основа учета результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь // Новости науки и технологий. №1, 2008. С. 15—21.