Духовное и физическое здоровье нации
баты», «брифинг», пресс-конференция, анализ ситуаций (кейс-технологии), тренинги, интерактивные упражнения, дискуссии и т. д.
Резюмируя изложенное, мы имеем возможность сделать вывод о том, что равноправное партнерство студентов и преподавателей не только повлечет за собой создание такой общности, в
Р*7
которой каждый студент будет чувствовать себя умелым, знающим и способным вместе с другими участниками микрогруппы, сможет справиться с любой, поставленной преподавателем задачей, но и, несомненно, поможет преподавателю более справедливо выставить баллы, оценивая знания конкретного студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пастюк О. В. Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса // До-шшльна освгга. - Запорожье: Лшс-ЛТД. -2005. - № 4. - С. 27-35.
2. Соловейчик С. Л. Человек для человека // Первое сентября. - 1999. - № 53. - С. 4.
3. Шулешко Е. Е. Социоигровые подходы в педагогике / Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Бакатов.
- Красноярск: краевой ин-т усовершенств. учителей, 1990. - 116 с.
4. Шулешко Е. Е. Понимание Грамотности. Книга первая. Условия успеха / под ред. А. Русакова. - СПб: Образовательные проекты, 2011. - 298 с.
5. Коррупция в образовании России // Сайт Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Режим доступа: http://www. ozppou.ru/news/42-rokstories/245-2012-07-17-05-46-45.
- Дата обращения 24.10.2012.
Пастюк Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Статья поступила в редакцию
декан факультета менеджмента, экономики и сервиса Магаданского инсти- 24 ноября 2012 г.
тута экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, заслуженный педагог РФ, почетный работник образования г. Магадана
© О. В. Пастюк, 2012
УДК 616.98:578.833+616.9 - 036.22
АКТУАЛЬНЫЕ АРБОВИРУСЫ - ПАТОГЕНЫ НОВЫХ И ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ИНФЕКЦИЙ
В. К. Ястребов
ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора
Описаны эпидемиология и распространение основных видов арбовирусов, имеющих медицинское значение, за рубежом и в России.
Ключевые слова: арбовирусы, эпидемиология, распространение, эпизоотический и эпидемический процесс, мониторинг популяции
В 2012 году исполнилось 120 лет открытию вирусов русским ученым Д. И. Ивановским. Это знаменательное событие явилось тем «стартовым сигналом», с которого началось бурное развитие вирусологии, в том числе медицинской вирусологии, в результате чего было распознано много новых вирусов, имеющих значение в патологии человека и животных.
Первое экспериментальное доказательство существования новой группы возбудителей инфекционных заболеваний было получено нашим соотечественником - физиологом растений Дмитрием Иосифовичем Ивановским (1864 - 1920) при изучении мозаичных заболеваний табака. В результате изучения заболевания, описанного в 1886 г. Майером как мозаичная
т/-=
Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)
болезнь табака, Д. И. Ивановский и В. В. Половцев пришли к выводу, что оно представляет собой два различных заболевания. Одно из них - «рябуха» - вызывается грибком, а другое - неизвестного происхождения. Изучение мозаичной болезни табака было продолжено Ивановским в Никитском ботаническом саду под руководством академика А. С. Фамицына. Используя сок пораженного болезнью листа табака, профильтрованный через свечу Шамберлана, задерживающую самые мелкие бактерии, Ивановский вызвал заболевание листьев табака. Культивирование зараженного сока на искусственных питательных средах не дало результатов, Ивановский пришел к выводу, что возбудитель болезни имеет необычную природу - он фильтруется через бактериальные фильтры и не способен расти на искусственных питательных средах. Результаты работы Д. И. Ивановского были положены в основу его диссертации, представленной в 1888 г., и опубликованы в статье «О двух болезнях табака» в 1892 г. Этот год и считается годом открытия вирусов.
К настоящему времени науке известно огромное количество вирусов, которые подразделены на семейства и роды. В этой статье мы кратко коснемся тех вирусов, которые являются возбудителями болезней человека и животных. Вирусы циркулируют в природном очаге независимо от деятельности человека. Домашние животные и человек вовлекаются в эпизоотический и эпидемический процесс вторично. Человек, как правило, служит тупиком в цепи циркуляции природ-но-очаговых вирусов.
Вирусы подразделяются не только на таксономические группы, но и на экологические. Среди экологических групп наибольшее медицинское значение имеют арбовирусы.
Арбовирусы - экологическая группа вирусов, передающихся путем биологической трансмиссии восприимчивым позвоночным кровососущими членистоногими переносчиками. Важнейшими переносчиками или векторами арбовирусов являются комары, москиты, клещи иксодовые и арга-совые, реже мокрецы. При этом следует отметить, что эти кровососущие членистоногие не являются механическими переносчиками вирусов, а являются их промежуточным или иногда основным хозяином, способствуя сохранению вируса как биологического вида. В системе «вирус-членистоногие» возможно длительное сохранение вирусной популяции.
Арбовирусы - обширная экологическая группа вирусов, включающая не менее 500 вирусов. Число арбовирусов, способных вызывать заболевания у человека, приближается к 100 [3].
Ряд вирусов выделен отечественными учеными. В частности, в 2012 г. исполнилось 75 лет открытию вируса клещевого энцефалита на Дальнем Востоке России и 65 лет открытию вируса омской геморрагической лихорадки.
Наибольшее число арбовирусов, поражающих человека, сосредоточено в семействах тога-вирусов, флавивирусов и буньявирусов. Причем в семействе тогавирусов арбовирусами являются только вирусы рода альфавирусов. Этот род объединяет более 34 вирусов и постоянно пополняется новыми, негруппированными представителями.
Род альфавирусов включает 8 антигенных комплексов: группы венесуэльского, восточного и западного энцефалита лошадей, Трокара, Мид-дельбург, Ндуму, леса Семлики и леса Барма. Наибольшее медицинское значение имеют вирусы, относящиеся к первым трем группам, и распространенные преимущественно в Америке. На территории России выделены альфавирусы антигенных комплексов леса Семлики (Гета) и западного энцефалита лошадей (Синдбис, карельская лихорадка). Резервуаром альфавирусов в природе являются дикие птицы, лошади, приматы, переносчиками - соответствующие виды комаров.
Альфавирусы распространены на всех континентах. В России эпидемиологическое значение имеют вирусы лихорадки Синдбис и карельской лихорадки. Эти вирусы вызывают лихорадки с более или менее выраженными поражениями внутренних органов, с проявлениями артралгии и миалгии, сопровождаются сыпью. Впервые карельская лихорадка была зарегистрирована в Карелии в 1981 г. Позднее - в Вологодской и Смоленской областях России [2].
Возникновение вспышки карельской лихорадки объясняют заносом вируса из Африки перелетными птицами по восточноазиатскому миграционному руслу. Вирус Синдибис, выделенный первоначально в Египте в 1952 г., обнаружен в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Австралии, на Филлипинах [7], а в бывшем СССР - в Азербайджане и Таджикистане, в Астраханской области (2003), в Западной Сибири (в среднем течении р. Оби).
Род флавивирусов включает не менее 67 вирусов из 15 антигенных групп, относящихся к ар-бовирусам. Основное эпидемиологическое значение имеют флавивирусы антигенных комплексов клещевого энцефалита, японского энцефалита, желтой лихорадки, лихорадки денге.
В России основное распространение из вирусов антигенного комплекса клещевого энцефалита имеют два вируса: клещевого энцефалита (КЭ) и омской геморрагической лихорадки (ОГЛ).
Духовное и физическое здоровье нации
Вирус КЭ открыт в 1937 г. отечественным вирусологом Львом Александровичем Зильбе-ром в период работы комплексной экспедиции на территории Приморского и Хабаровского краев. Основными переносчиками и резервуаром вируса на территории нашей страны являются два вида иксодовых клещей: Ixodes persulcatus и I.ricinus. Для этих клещей характерен сложный жизненный цикл, в процессе которого происходит смена хозяев (имаго - яйцо - личинка - нимфа - имаго). Вирус сохраняется на всех фазах жизненного цикла клеща. В России заболевания клещевым энцефалитом регистрируются от Дальнего Востока до западных границ лесной зоны. Заражение человека вирусом КЭ происходит также при употребления в пищу сырого молока коз.
Открытие и изучение новой инфекционной болезни - омской геморрагической лихорадки является заслугой большой группы ученых, работавших вначале под руководством профессора Р. М. Ахрем-Ахремовича (Омский медицинский институт), Г. И. Нецкого (Омский институт эпидемиологии и микробиологии), а также научных сотрудников Омского ИЭМ А. В. Гагариной, А. А. Гавриловской. 14 июля 1947 г. М. П. Чумаковым с соавторами из лугового клеща Дермацен-тор ретикулятус выделен вирус, который получил название вируса ОГЛ. Заражение человека происходило после присасывания клеща. Первоначально сложилось мнение, что вирус ОГЛ передается человеку только трансмиссивным путем, но в дальнейшем были выявлены новые закономерности эпидемического процесса ОГЛ, представляющие интерес для проблемы арбови-русных инфекций в целом: установлены два типа эпидемических вспышек ОГЛ - трансмиссивные и нетрансмиссивные («ондатровые»).
Основное значение в циркуляции вируса ОГЛ среди позвоночных имеют интродуцирован-ные из Канады в XX веке ондатры и местный вид - водяная полевка, а также другие виды грызунов. У животных, за исключением ондатры, установлено латентное течение ОГЛ.
Научными сотрудниками Омского НИИ природно-очаговых инфекций разрабатывались и продолжают исследоваться практически все аспекты этиологии, эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики КЭ и ОГЛ в Сибири. С 1972 года сотрудниками института подготовлено 16 методических документов по КЭ, получено 11 патентов на изобретения по проблеме КЭ и ОГЛ [5].
Из вирусов антигенной группы японского энцефалита основное значение в патологии человека имеют вирус японского энцефалита и вирус лихорадки Западного Нила.
Р*7
Вирус японского энцефалита впервые выделен из мозга умершего человека в 1924 г. японским исследователем Хаяши. Это одно из самых тяжелых заболеваний, сопровождающихся летальностью в 20 - 80 % случаев. Японский энцефалит клинически проявляется в разных формах - от бессимптомной инфекции до тяжелейшего менингоэнцефалита. В СССР вирус обнаружен в 1938 г. Шубладзе, Смородинцевым и Неустрое-вым на Дальнем Востоке. В природе резервуаром вируса являются членистоногие, различные виды птиц, летучие мыши, крупный рогатый скот, свиньи, лошади. Человек является тупиком в цепи циркуляции вируса. Переносчики вируса - комары. Заболевание характеризуется выраженной летне-осенней сезонностью.
Вирус лихорадки Западного Нила (ЛЗН). Прототипный штамм вируса ЛЗН В956 впервые выделен в 1937 г. от лихорадящей женщины в провинции Западный Нил в Уганде. Затем вирус был выделен от больных людей в Африке, Индии, Европе. В большинстве случаев заражение ЛЗН протекает бессимптомно и сопровождается образованием антител. В клинически выраженных случаях наблюдается лихорадка 38 - 40 °С и генерализованная лим-фоаденопатия. Заболевание сопровождается миалгией, артралгией, головной болью, тошнотой, рвотой, в 50 % случаев наблюдается сыпь. Летальность достигает 10 %. По современным представлениям вирус ЛЗН является самым широко распространенным флавивирусом. Его ареал охватывает практически весь африканский континент, Юго-Западную и Южную Азию, Южную Европу, включая и некоторые ее центральные части, США, Канаду, страны Латинской Америки [6].
Исходя из многочисленных исследований, проведенных в СССР, ареал вируса ЛЗН охватывает Молдавию, Украину, Белоруссию, Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, юг европейской части России (ландшафтные пояса пустынь, полупустынь, степи, лесостепи и Западной Сибири). Первые данные по изоляции вируса от клещей в России получены в Астраханской области в 1963 г. и в Азербайджане (от черного дрозда и поползня), а позднее - от серебристой чайки и паразитирующих на ней клещей. Заболеваемость выявлялась в Казахстане и среднеазиатских республиках, на Украине, в Азербайджане, Астраханской области [1]. Впервые эпидемические события развернулись в 1999 г. на юге Волгоградской области, где число только лабораторно подтвержденных случаев ЛЗН достигло 500 человек.
ЙЁ/е
ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)
В России ареал вируса ЗН охватывает территории юга ее европейской части, регионы Сибири и Дальнего Востока.
В настоящее время выделяют, по меньшей мере, 7 предполагаемых генетических линий (генотипов) вируса ЗН. На территории Российской Федерации циркулирует преимущественно вирус ЗН I генотипа. В Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях обнаружен II генотип вируса ЗН. Штамм вируса ЗН IV генетической группы выявлен в Краснодарском крае.
Основными хозяевами вируса в природе являются птицы и, в меньшей степени, млекопитающие. Среди птиц основную роль в поддержании природных циклов циркуляции вируса ЗН играют представители водного (бакланы, лысухи, чомги, фламинго), околоводного (цапли, кулики, чайки и крачки) и наземного (врановые и голуби) экологических комплексов. Индикаторными видами птиц для изучения циркуляции вируса в природных биотопах являются бакланы, а в антропогенных - врановые. Среди млекопитающих в циркуляцию вируса могут включаться лошади, верблюды, грызуны, КРС и др. Выраженные клинические формы болезни с лихорадкой и возможным развитием менингоэнцефалита встречаются у лошадей.
Вирус ЗН, как и все арбовирусы, передается позвоночным хозяевам через укус при кровососа-нии членистоногими переносчиками. Основное эпидемиологическое значение имеют комары, по крайней мере, 60 видов.
Из семейства буньявирусов наибольшую актуальность для РФ имеют роды хантавирусов и
найровирусов. Хантавирусы являются этиологическими агентами тяжелых вирусных инфекций - геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Природным резервуаром хан-тавирусов являются различные виды грызунов, у которых инфекция протекает бессимптомно, но выделения которых содержат вирус в титре, достаточном для заражения людей аэрозольным и контактным путями. В РФ распространены серо-типы хантавирусов Добрава-Белград, Пуумала, Тула, Хантаан, Сеул, Хабаровск и Топографов (первые три - в европейской части страны и некоторых регионов Сибири; остальные - главным образом на Дальнем Востоке).
Среди представителей рода найровирусов наибольшее медицинское значение имеет вирус Крымской-Конго геморрагической лихорадки (ККГЛ). Начиная с 1999 г. резко обострилась эпидемическая ситуация по ККГЛ в Ростовской, Астраханской, Волгоградской областях, республиках Калмыкия и Дагестан, Ставропольском крае, что связано с ростом численности клещей-переносчиков [4].
Приведенные примеры показывают, что ар-бовирусы относятся к категории «новых и возвращающихся инфекций». Ареалы этих вирусов не ограничиваются местами их первого выделения из природных объектов или от больных людей, как правило, они охватывают целый ряд удаленных географических территорий, имеющих необходимые экологические предпосылки. Поэтому для мониторинга состояния популяций арбови-русов требуются систематические, квалифицированные полевые наблюдения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бутенко А. М. Эпидемиологическая характеристика лихорадки Западного Нила в Астраханской области / А. М. Бутенко, А. И. Ковтунов, А. Ф. Джаркенов [и др.] // Вопр. вирусол. - 2001. - № 4. - С. 34 - 35.
2. Львов Д. К. Атлас распространения возбудителей природно-очаговых вирусных инфекций на территории Российской Федерации / Д. К. Львов, П. Г. Дерябин, В. А. Аристова [и др.]. - М.: НПЦ ТМГ Минздрава РФ, 2001. - 193 с.
3. Медицинская вирусология: руководство / под ред. Д. К. Львова. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 656 с.
4. Москвитина Э. А. Изучение современного состояния природного очага Крымской геморрагической лихорадки в Ростовской области / Э. А. Москвитина, С. Ю. Водяницкая, Н. Л. Пичугина [и др.] // Проблемы
особо опасных инфекций: сб.науч.тр. - Саратов, 2004.
- № 1. - С. 34 - 37.
5. Ястребов В. К. Научные исследования по клещевому энцефалиту в Омском НИИ природно-очаговых инфекций // Эпидемиология и вакцинопрофилактика.
- 2010. - № 6. - С. 6 - 9.
6. Hayes E. B. Epidemiology and transmission dynamics of west Nile virus disease / E. B. Hayes, N. Komar, R. S. Nasci [et al.] // Emerg. Infect. Dis. - 2005. -Vol. 11. No. 8. - P. 1167 - 1173.
7. Weaver S. C. Family Togaviridae / S. C. Weaver, T. K. Frey, H. V. Huang [et al.] // Virus Taxonomy: Eight Report of the International Committee on Taxonomy of Viruses / C. M. Fauguet, M. A. Mayo, J. Maniloff, U. Desselberger, L. A. Ball (eds.). - Elsevier Academic Press, 2005. - P. 999 - 1008.
Ястребов Владимир Константинович - доктор медицинских наук, до- Дата поступления статьи в редакцию:
цент, заместитель директора по научной работе Омского НИИ природно- 15 ноября 2012 г.
очаговых инфекций
© В. К. Ястребов, 2012