Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль знаний / тестирование / информатизация образования / мобильные технологии / knowledge assessment / testing / informational support of education / mobile technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Г. Суслова

В статье рассмотрены вопросы организации контроля знаний обучающихся с использованием интерактивных инструментов оценивания на уроках английского языка в рамках средней общеобразовательной школы. Обсуждаются ключевые понятия, такие как текущий, итоговый контроль знаний, тестирование, модульное обучение. В статье описаны основные преимущества интерактивных инструментов оценивания и предпосылки к их использованию в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Г. Суслова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE ASSESSMENT TOOLS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the organization of students` knowledge control using interactive assessment tools in English lessons in secondary school. We discuss the key concepts, namely current, final knowledge control, testing, modular education. The article describes the main features of interactive assessment tools and conditions necessary for their use at secondary schools nowadays.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В.Г. Суслова, ассистент

Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-226-230

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации контроля знаний обучающихся с использованием интерактивных инструментов оценивания на уроках английского языка в рамках средней общеобразовательной школы. Обсуждаются ключевые понятия, такие как текущий, итоговый контроль знаний, тестирование, модульное обучение. В статье описаны основные преимущества интерактивных инструментов оценивания и предпосылки к их использованию в современной школе.

Ключевые слова: контроль знаний, тестирование, информатизация образования, мобильные технологии.

Стремительное экономическое и технологическое развитие мирового сообщества диктует свои условия, предоставляет все больше возможностей и обуславливает неизбежное погружение индивидуумов в виртуальное пространство, интернет-среду. С каждым годом интернет все больше и больше становится повседневной реальностью нашей жизни, в том числе и для множества российский школьников. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и различные интерактивные сервисы становятся неотъемлемым инструментом в процессе образования обучающихся.

ИКТ постепенно превращается в отдельную среду, где в будущем люди будут выстраивать личные и профессиональные взаимосвязи, делиться своими интересами и выражать себя различными способами. То, насколько хорошо им это удастся, благотворно повлияет не только на их личное состояние, но и на развитие всей страны. Именно поэтому на сегодняшний день мир задумался об информатизации системы школьного образования, в том числе и обучение иностранным языкам.

Актуальность внедрения интерактивных ресурсов в учебный процесс уже не вызывает никаких сомнений. Различные интернет-ресурсы представляют собой мощнейшую платформу для реализации информативно-предметной среды, образования, и контроля знаний, а также удовле-

творения интересов и потребностей обучающихся.

Одним из активно развивающихся и перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам является использование различных интерактивных интернет-сервисов для контроля уровня сформированности навыков и умений у обучающихся.

Контроль обучения осуществляется на всем протяжении обучения школьников и должен гарантировать целостность структуры знания, способствовать формированию мотивации к обучению, позволять отслеживать индивидуальные достижения каждого обучающегося. Современные образовательные технологии могут помочь улучшить качество образования и в полной мере осуществлять проверку и оценку знаний школьников. По словам И.Г. Захаровой, «они ориентированы на индивидуальность, неустойчивость возможность дистанционного образования, академическую мобильность обучающихся независимо от возраста и уровня знаний» [1].

Использование интерактивных инструментов оценивания возможно также и при модульном обучении. В методике преподавания модуль является одной из важнейших частей системы обучения в целом. Модульное обучение чаще всего применяется в средних общеобразовательных школах Российской Федерации. В частности,

учебные пособия по английскому языку, разработанные для обучающихся средней общеобразовательной школы и утвержденные Министерством образования РФ, рассчитаны именно на данную форму обучения.

По мнению А.Р. Артемова, «модульное обучение предусматривает жесткую структурированность преподаваемой информации и организованную работу обучающихся с полностью разработанными модулями» [2]. Необходимо, чтобы содержание модуля соответствовало изучаемой на предмете теме. Но в модуле, в отличии от темы, все измеряется и оценивается: выполненное задание, вовлеченность в учебный процесс, посещаемость уроков, начальный, текущий и итоговый уровни подготовки обучающихся. В модуле ясно изложены цели и задачи обучения, а также навыки и умения, которыми обучающимся предстоит овладеть в рамках данного модуля.

Обучающимся требуется овладеть рядом основных терминов, навыками и умениями, предусмотренными отдельным модулем, в том числе количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе данного материала составляются определённые упражнения, затрагивающие все виды работ, и выносятся на итоговую проверку после изучения модуля. Как правило, в модульной системе обучения в качестве контроля знаний используется тестирование.

За все задания без исключения при данной системе обучения обучающиеся получают определенное количество баллов, устанавливаются сроки выполнения (за вовремя выполненное задание обучающийся также вознаграждается дополнительными баллами). Основной принцип такого контроля - оценка качества знаний, навыков и умений с учетом систематичной активности обучающихся. По окончанию обучения на основе текущих оценок определяется одна общая, которая учитывается при выведении итоговых баллов по предмету.

Интерактивные инструменты контроля знаний обучающихся, такие как, например, Socrative (www.socrative.com) и Kahoot!

(www.kahoot.com) дают возможность дополнять тестирования текстами, изображениями, аудио и видеозаписями, а также полностью автоматизировать процесс проведения контрольного измерения.

Интерактивные инструменты имеют следующие преимущества:

- быстрая обработка информации;

- обеспечение сиюминутной обратной связью, дающей возможность обучающемуся сразу получать подтверждение правильности своего ответа, а учителю - реа-лизовывать поэтапный контроль действий обучающегося;

- повышенная мотивация обучающихся, поскольку при работе с электронным сервисом существует элемент неизвестности, появляется дух соперничества с электронным сервисом;

- значительная экономия времени и сокращение затрат на проведение тестирования [3].

Согласно П.В. Сысоеву, первое, что интерактивный инструмент оценивания позволяет решить, это «хранение самих заданий и создание тестов на их основе, то есть становится возможным обрабатывать первичный, исходный авторский материал, редактировать его, вносить дополнения; выбирать задания из электронной базы данных по определённым критериям и производить необходимую сортировку тестов» [4].

Второй пункт, реализуемый интерактивным инструментом оценивания, - регистрация обучающихся и подготовка к прохождению контроля знаний. Регистрация может быть как предварительной, так и непосредственно перед началом тестирования. Она включает заполнение на экране компьютера поля ввода, где необходимо указать индикационный номер, который заранее сообщит обучающемуся учитель. Получив необходимые сведения, система перенаправляет обучающегося на страницу с тестовыми заданиями.

Следующий этап - проведение тестирования. Чтобы начать работу, обучающийся обязан указать свой идентификационный номер, т.е. номер, полученный при регистрации. После этого ему предоставляется

тест с заданиями и инструкциями по их выполнению.

Завершение теста может быть как самостоятельным (после разрешения учителя обучающийся сам выходит из системы), так и принудительным (по истечению установленного учителем срока).

После выполнения заданий следует этап обработки информации и выведения оценок на экран. Компьютеризированная система позволяет производить статистический анализ информации, то есть, с одной стороны, предоставлять информацию об обучающихся, с другой - что является самым важным в ходе современного развития лингводидактического тестирования -собирать данные о качестве тестовых материалов.

В первом случае алгоритм анализа предполагает:

1. выбор объекта статистического анализа (субтеста);

2. определение количества тестируемых;

3. ранжирование обучающихся по количеству набранных баллов;

4. определение коэффициента правильных ответов на каждое из заданий теста;

5. построение графиков;

6. сравнение результатов тестирования по различным критериям.

Во втором случае статистический анализ осуществляется через:

1. определение минимального, среднего, максимального значения тестовых результатов;

2. установление уровня трудности;

3. анализ работы дистракторов, включающий определение частоты выбора ответов;

4. определение независимости тестирования [5].

Автоматизированное тестирование возможно при наличии специально разработанной программы, реализующей предложенную авторами информационно-педагогическую модель тестирования. Также использование интерактивных инструментов оценивания возможно при наличии у всех обучающихся соответствующего приложения на их мобильном устройстве. Тем самым, данные электронные сервисы позволяют выполнять тестовые задания в любое удобное время суток, не привязываясь к конкретному месту нахождения образовательного учреждения.

В рамках педагогической практики было опрошено 30 обучающихся на предмет актуальности внедрения интерактивных инструментов оценивания (ИИО) в процесс обучения на уроке английского языка. Анкетирование содержало шесть основных пунктов, с которыми обучающиеся могли либо согласиться, либо нет:

1. Использование ИИО повысило мою заинтересованность на уроке.

2. Викторины ИИО помогли мне заполнить пробелы в знаниях.

3. ИИО сделали урок увлекательнее.

4. Обратная связь ИИО помогла мне понять, в чем я испытываю трудности.

5. Использование ИИО помогло понять материал модуля лучше.

6. ИИО простые в использовании.

На графике приведены результаты анкетирования обучающихся (в соответствии с нумерацией вопросов) (рис).

На современном этапе образования контроль знаний является частью общей цели - разработать такую систему обработки и преподнесения материала, которая сможет повысить заинтересованность обучающихся в обучении и мотивировать их к дальнейшим успехам. Неотъемлемым фактором данной задачи является вовлеченность обучающихся в образовательный процесс и мгновенная обратная связь с преподавателем. Этому способствуют интерактивные инструменты формирующего оценивания. На данный момент, по мнению А.И. Иванова, «в образовательной среде тестирование является самым распространенном методом контроля знаний, который, как отмечает большинство исследователей, включает в себя тестовые методы, результаты тестирования и интерпретацию результатов тестирования» [6].

На сегодняшний день в сети Интернет существует большое количество бесплатных сервисов, позволяющих учителям разрабатывать авторские тестирования, направленные на оценку знаний обучающихся и уровень их языковой компетентности.

В заключение, стоит отметить, что с

технологий, в том числе мобильных приложений, осуществляется организованный контроль знаний без каких-либо финансовых, временных и физических затрат ни для учителя, ни для обучающихся. При использовании данных инструментов обучающиеся находятся в равных условиях, когда проходят тестирование и видят его результаты, полученные вне зависимости от субъективного отношения учителя к обучающимся. Их использование облегчает определение уровня знаний обучающихся, помогает установить обратную связь с каждым из них, дает возможность поэтапно отслеживать и корректировать подачу преподаваемого материала.

Главными достоинствами таких инструментов являются доступность, легкость в навигации, технологичность и возможность их использования без привязки к определенному месту нахождения. Полагаясь на личный опыт, мы можем с уверенностью заявить, что интерактивные инструменты оценивания, в частности электронные сервисы Socrative и Kahoot!, можно рекомендовать к использованию для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся.

помощью современных инновационных

Библиографический список

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2008. -192 с.

2. Артемов А.Р. Модульно-рейтинговая система / А.Р. Артемов, Н.С. Павлов, Т.А. Сидорова // Высшее образование в России. - 1999. - №4. - С. 121-125.

3. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - М.: Академия, 2009. - 137 с.

4. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационных Интернет-технологий: учеб.-метод. Пособие для учителей, аспирантов и студ. / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов-на-Дону: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.

5. Красильников В.А. Технология обработки тестовых заданий / В.А. Красильников // Среднее профессиональное образование. - 2000. - №9. - С. 38-39.

6. Иванов А.И. Формы и инструменты оценки образовательных достижений / А.И. Иванов // Директор школы. - 2008. - № 8. - С. 49.

THE RELEVANCE OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE ASSESSMENT TOOLS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

V.G. Suslova, Assistant Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. The article discusses the organization of students" knowledge control using interactive assessment tools in English lessons in secondary school. We discuss the key concepts, namely current, final knowledge control, testing, modular education. The article describes the main features of interactive assessment tools and conditions necessary for their use at secondary schools nowadays.

Keywords: knowledge assessment, testing, informational support of education, mobile technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.