Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупышева Мария Владимировна, Харитонова Мария Александровна

Обучение поколения Z в высшей школе должно быть адаптировано под его особенности, среди которых повышенная тревожность и отсутствие навыков долгосрочного прогнозирования. Данные черты снижают эффективность традиционного письменного контроля, уступая место более интерактивным игровым методам. Существуют инструменты, доказавшие свою эффективность для проведения текущего и промежуточного контроля, преимуществом которых является интуитивность их использования, а также сокращение времени подготовки и проверки работ обучающихся. Предлагаемые интерактивные инструменты контроля с использованием смартфона положительно сказываются на мотивации студентов, формируют правильное представление о собственном прогрессе и интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, что само по себе уже является приоритетным направлением развития современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT TOOLS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR HIGHER EDUCATION: CHALLENGES OF GENERATION Z

The article focuses on the effectiveness of traditional assessment tools applied in higher education for teaching generation Z, considering the fact that the new generation of students has its own characteristics, including increased anxiety and lack of long-term forecasting skills. These features, combined with the intuitive use of the Internet, reduce the effectiveness of traditional written tests, giving way to more interactive methods. The authors suggest a number of modern tools suitable for the formative and summative assessment in both classroom and remote learning, highly demanded during the pandemic: Quizlet multimedia cards, Learningapps small interactive modules, the Edpuzzle platform for video files, online testing services of Kahoot! and Class Marker, as well as Mentimeter interactive presentations service. The indisputable advantage of the listed applications is their intuitiveness, and therefore they do not require long training for using them, and they also can reduce the time spent on the preparation and evaluation of students' tests. The proposed interactive assessment tools imply an active use of smartphones by students and have a positive effect on their motivation, help them form a proper idea of their own progress and integrate digital technologies into the educational process, which in itself is already a priority for the modern education system.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ Z»

УДК 372.881.1

йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-143-153

ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ г

М. В. Пупышева, М. А. Харитонова

Московский государственный лингвистический университет, Москва

Обучение поколения Ъ в высшей школе должно быть адаптировано под его особенности, среди которых повышенная тревожность и отсутствие навыков долгосрочного прогнозирования. Данные черты снижают эффективность традиционного письменного контроля, уступая место более интерактивным игровым методам. Существуют инструменты, доказавшие свою эффективность для проведения текущего и промежуточного контроля, преимуществом которых является интуитивность их использования, а также сокращение времени подготовки и проверки работ обучающихся. Предлагаемые интерактивные инструменты контроля с использованием смартфона положительно сказываются на мотивации студентов, формируют правильное представление о собственном прогрессе и интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, что само по себе уже является приоритетным направлением развития современной системы образования.

Ключевые слова: инструменты контроля в высшей школе, информационные технологии в обучении, поколение 2, цифровая образовательная среда, обучение иностранному языку, нелингвистические направления подготовки.

На сегодняшний день целью высшей школы является не только передача определенного пласта информации, но и обеспечение соответствия выпускника квалификационному стандарту, определенному для каждого профиля подготовки Министерством высшего образования и науки РФ. В частности, обучающиеся по программам бакалавриата нелингвистических специальностей Московского государственного лингвистического университета должны овладеть профессиональной иноязычной коммуникативной компетенцией, позволяющей им осуществлять трудовую деятельность на изучаемых иностранных языках. Ориентация на профессиональную и коммуникативную составляющую предопределяет как выбор учебных материалов, так и особенности организации самого учебного процесса в целом [1, с. 49], включая выбор методов и инструментов контроля успеваемости.

Стоит отметить, что значительное влияние на организацию обучения оказывают психологические особенности нового поколения, известного в науке как поколение Ъ. Т. П. Лумпиева, А. Ф. Волков в своем анализе студентов-первокурсников вывели следующие отличительные характеристики представителей поколения Ъ [2]: повышенная тревожность и низкая стрессоустойчивость, индивидуалистичность, импульсивность, отсутствие навыков долгосрочного прогнозирования. Средний студент-первокурсник не обладает развитыми навыками самоорганизации в обучении, не ориентирован на длительную работу с большими объемами информации, испытывает трудности с выражением собственных мыслей на требуемом высшей школой уровне, при этом более чувствителен к внешнему подтверждению его достижений, а также обладает низким уровнем социальных навыков, низкой самооценкой и не уверен в себе [3, с. 209]. С другой стороны, стоит подчеркнуть стремление студентов к самостоятельности и независимости, а также их навыки в работе с информационными технологиями, в поиске и вычленении необходимой информации среди множества источников.

Эти и другие особенности привели к необходимости пересмотра как подачи материала (сокращение объема, придание ему яркости и «выпуклости», большая иллюстративность), так и средств контроля его освоения. Отсутствие навыка длительной и кропотливой работы с источниками и доступность онлайн-ресурсов, в частности электронных переводчиков, снижает эффективность многих традиционных методов контроля. С другой стороны, развитие интернет-технологий привело к созданию новых способов и инструментов для обучения и контроля, основанных на новейших достижениях, в частности на принципах облачных технологий [4, с. 48].

Смартфон - друг или враг преподавателя? «Что это у Вас под партой? Дайте сюда!» - фраза, знакомая любому недобросовестному студенту, и решение проблемы использования интернет-технологий во время текущего или промежуточного контроля. Несмотря на то, что данный авторитарный подход в обучении решает проблему на краткосрочной основе, он обладает очевидными недостатками. Прежде всего, данная ситуация приводит к негативному опыту от общения с преподавателем, а необходимость в постоянном контроле за действиями студентов отрицательно влияет на эмоциональный фон, в котором проходят занятия по дисциплине, что с учетом психоэмоциональных особенностей поколения Ъ может отразиться на дальнейшей мотивации студента к обучению в целом.

Необходимость в постоянном внешнем подтверждении своих успехов, а также развитые навыки в использовании интернет-ресурсов побуждают к подготовке практически идеальных переводов и тестовых заданий, не требующих от обучающихся приложения усилий, а потому не приводящих к активизации и закреплению необходимых лексических и грамматических единиц. Данные методы контроля чрезвычайно удобны для преподавателя по многим причинам, но, к сожалению, их эффективность нуждается в пересмотре. Кроме того, не следует забывать, что в современной высшей школе приоритет отдается, помимо получения профессиональных знаний, развитию навыков критического мышления, общения и сотрудничества. Исследователи утверждают, что одними из ключевых для будущих специалистов являются навыки, необходимые для принятия решения в ситуациях неопределенности: им нужно уметь определять проблему, анализировать контекст и применять полученные знания для принятия практических решений [5, с. 501-502]. Данные навыки не могут быть закреплены при помощи лишь традиционных письменных переводов в качестве инструмента контроля знаний.

Стоит подчеркнуть, что авторы не ставили своей целью отказ от традиционных письменных заданий, которые должны продолжать использоваться для закрепления определенных навыков и в качестве тренировочных упражнений под руководством преподавателя, однако их использование в качестве инструментов текущего и промежуточного контроля студентов нелингвистических специальностей ставится под сомнение.

Эффективной заменой переводам как инструмента контроля видится индивидуальное или групповое собеседование с преподавателем, а также фронтальный опрос, в особенности с учетом большей необходимости развития у обучающихся способностей к анализу и синтезу информации, а также к грамотному выражению собственных суждений. Данные формы устного контроля позволяют комплексно оценить полученные знания, а также соответствуют принципу коммуникативной направленности [1, с. 49], предполагающему развитие умения подготовленной и спонтанной речи на иностранном языке. Однако здесь следует обратить внимание на то, что монологическое высказывание не должно ограничиваться ответом заученного наизусть фрагмента текста, но должно включать в себя конкретные лексические и грамматические единицы, отработанные в теме. Студент должен излагать

мысли максимально естественно и без опоры на готовый текст, возможно, даже с большим количеством ошибок, чем допускается при письменном контроле.

Поднятая в статье проблематика не первый год обсуждается методистами и преподавателями, и особенно в период вынужденного перехода на дистанционное обучение, когда перечисленные выше традиционные методы контроля показали свою неэффективность как с точки зрения проверки знаний учащихся, так и своей трудозатратности. На данный момент существует ряд решений, которые не только не теряют свою эффективность из-за использования устройств связи, но и, наоборот, подразумевают активное их применение. Кроме того, перечисляемые платформы предоставляют обучающимся мгновенную обратную связь, одни - в сравнении с другими учащимися в группе, другие - в сравнении с предыдущими результатами конкретного студента, что помогает отследить собственный прогресс, повышая таким образом уровень мотивации и вовлеченности в образовательный процесс. Обратная связь дает возможность обучающемуся самостоятельно разработать стратегию по поиску и нахождению ошибок и повышает самоэффективность для решения в дальнейшем более сложных задач [6, с. 102-103]. Рассмотрим конкретные примеры использования данных инструментов в рамках обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, изучающих испанский язык с нуля с первого курса бакалавриата. В основу данных примеров вошел опыт работы в период перехода на дистанционное обучение из-за пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 г.

Предварительный (диагностический) контроль. Для осуществления предварительного контроля были использованы несколько интерактивных инструментов, среди которых наибольшую эффективность показали ОаББМагкег, Мепйшйег и КаЬоо1;!

Платформа С1аББМагкег является площадкой для онлайн-тестирования, однако обладает расширенным функционалом, позволяя создавать более разнообразные тестовые задания. Используя предоставленный инструментарий, были созданы комплекты заданий, позволяющие прозондировать уровень усвоения учащимися грамматических тем предыдущего семестра, связанных с новым материалом. Платформа позволяла создавать тесты с единственным или несколькими правильными вариантами ответа, задания на заполнение пропусков и нахождение взаимосвязей, а также возможность дать собственный ответ на заданный вопрос. Для обеспечения более комфортной работы за счет снижения неопределенности во время прохождения теста платформа позволяет обучающимся видеть всю необходимую информацию: потраченное и оставшееся время, номер вопроса и их общее количество и т. д. [4, с. 49].

Бесспорным преимуществом сервиса на данном этапе является предоставляемая аналитика по вопросам, темам и типам заданий, что существенно снижает трудозатратность процесса адаптации учебных материалов под конкретные нужды обучающихся. В рамках проведения предварительного контроля у студентов нелингвистических специальностей были отмечены несколько грамматических тем, требующих повторения в рамках предусмотренной программы, в частности: прямые и косвенные дополнения в сложных грамматических структурах; использование определенного артикля с притяжательными местоимениями; употребление прошедшего времени. Стоит подчеркнуть, что использование данного инструмента для предварительного контроля использовалось лишь для групп, продолжающих свое обучение: для диагностики студентов, обучающихся «с нуля», более эффективным представляется проведение групповой беседы.

Сервис Мепйше1ег был разработан для проведения интерактивных презентаций с возможностью организации дискуссий в связи с тем, что он создает систему интерактивных слайдов, позволяя включить в них все виды аудиовизуального контента [7, с. 396-397] и

различные инструменты контроля. В то время как лектор выводит ключевой слайд на экран, присутствующие получают соответствующее задание на экраны своих мобильных телефонов (в браузере или бесплатном приложении). Полученные ответы могут быть систематизированы в виде облака ключевых слов, графиков или диаграмм и выведены на экран непосредственно во время занятия. Таким образом, данный сервис может быть использован для предварительного контроля общего уровня подготовки обучающихся перед началом новой темы.

В нашей практике в начале занятия преподавателем задавалась серия общих вопросов на понимание новых лексических единиц профессионально ориентированного словаря, после чего ответы студентов выводились на экран и отводилось время на небольшую дискуссию, где они сами приходили к выводу о содержании темы. Аналогичным образом студенты выполняли и другие профессионально ориентированные задания: формулировали собственное определение новых терминов, вычленяли основные составляющие профессионально ориентированного текста и т. д. Визуализация ответов на экране позволяет провести более детальное обсуждение, дольше удерживать внимание на конкретном вопросе и не тратит время преподавателя на записывание ключевых моментов на доске. Как было сказано ранее, поколение Ъ отличается своей импульсивностью и отсутствием навыка грамотно формулировать свои мысли, а необходимость демонстрации своих суждений перед группой вынуждает обучающихся обращать внимание на свои ответы.

Еще одна платформа, обладающая потенциалом для проведения предварительного контроля, - КаЬоо^ Она представляет собой сервис онлайн-тестирования, созданного для «реализации концепции игрового обучения в школах и других учреждениях образования» [7, с. 397], предусматривающий использование интерактивного тестирования. В то время как на проекторе в аудитории показывается задание, студенты выбирают подходящий вариант ответа на экране своих мобильных устройств, получив доступ непосредственно во время занятия по дисциплине.

Данный сервис также был использован в качестве инструмента предварительного тестирования знаний студентов по новой профессионально ориентированной теме до ее непосредственного объяснения преподавателем. На экран выводились результаты каждого вопроса, и предлагалось сделать вывод, почему лишь один из ответов был верен. Таким образом, по окончании тестирования обучающиеся уже имели представление о содержании новой темы и могли с помощью преподавателя сформулировать основные положения, что существенно упрощало дальнейшую систематизацию и отработку. Использование КаЬоо^ в качестве инструмента диагностического контроля позволяет обучающимся проверить свою языковую интуицию, необходимую для использования иностранного языка в нестандартных ситуациях, отличных от моделируемых во время образовательного процесса.

Текущий контроль. Основным, однако не единственным инструментом текущего контроля в рамках изучения иностранного языка в период самоизоляции стал сервис карточек Quizlet, поскольку он позволяет закреплять полученные знания при помощи разнообразных заданий в режимах «заучивание», «письмо», «правописание», «тест» и «подбор». Данные режимы позволяют не только изучить новые единицы, но также отработать навыки правописания и восприятия иностранной речи на слух как непосредственно на занятии, так и во время самостоятельной работы обучающегося [8, с. 328]. Преподаватель может создавать тематические наборы лексики или использовать уже созданные ранее, формировать группу из своих студентов и отслеживать их прогресс. Кроме того, сервис предлагает аналитику по модулям и отдельным единицам, позволяя оценивать степень их усвоения.

В работе с обучающимися было предусмотрено два подхода: в то время как для начинающих преподаватель сам создает необходимый набор карточек с лексическими и грамматическими единицами, студенты старших курсов создают подобный модуль самостоятельно, под контролем преподавателя. Данный подход позволяет выявить сложные моменты, на которые следует обратить внимание во время занятия, а также подталкивает студентов разрабатывать навык дальнейшего самообразования за пределами образовательной среды.

Работа над модулем на платформе начиналась с первых занятий в рамках изучаемой темы, на которых студент знакомился с новыми единицами в режиме «карточек». В дальнейшем студентов просили последовательно выполнить «заучивание» (перевод с русского языка на иностранный в тестовом формате), «письмо» (написать перевод единиц самостоятельно), «правописание» (написать произнесенную диктором фразу). Перед фронтальным устным опросом по теме студенты проходили тест по модулю на платформе, результаты которого преподаватель мог отслеживать на сайте.

В ходе практики работы с сервисом Quiz1et мы пришли к выводу, что дополнительным преимуществом данного инструмента в сравнении с традиционным устным заучиванием слов является возможность для преподавателя обратить внимание на проблемные моменты, которые студенты часто упускают во время самостоятельной работы с вокабуляром. В частности, род существительных указывался при помощи артикля или согласования с прилагательным, а также создавались отдельные карточки с коротким предложением, содержащим пример употребления вызывающей сложность грамматической конструкции. Кроме того, наличие таких модулей для каждого урока позволило сократить время на презентацию новых единиц, уделяя в ходе контактной работы внимание лишь наиболее трудным аспектам, таким как тонкости перевода или сочетаемость конкретной лексической единицы.

Вторым по популярности использования в нашей практике стал Ьеагшп§аррв - платформа, предлагающая возможность создания интерактивных упражнений, также обладающая собственной обширной базой готовых модулей. Среди предлагаемых типов заданий -поиск пар, деление на группы и категории, идентификация элементов на изображении, вопросы с одним или несколькими вариантами ответа, заполнение пропусков и даже классические кроссворд и «виселица».

Данный сервис оказался полезен для поэтапного контроля освоения новых единиц: так, в начале работы над темой студентам давались более простые задания (деление на категории, поиск пар и др.), в дальнейшем сложность постепенно повышалась (вопросы с вариантами ответа, самостоятельное заполнение пропусков, вопросы с открытым ответом). После нескольких неправильных ответов платформа показывает обучающемуся правильный ответ и объяснение, а потому данные упражнения подходят и для самостоятельной работы. Кроме того, Ьеагшп§аррв был использован для дополнительных заданий в разноуровневых группах, что позволило эффективно использовать то время, когда преподаватель прорабатывал материал с более слабыми студентами. Используемый подход положительно сказывается на мотивации последних в связи с тем, что в силу в целом низкой самооценки у представителей данного поколения некоторые студенты боятся привлечь к себе внимание остальной группы, задавая уточняющие вопросы.

Другим инструментом текущего контроля является EdPuzz1e - инструмент для работы с видео, обладающий как браузерной версией, так и мобильным приложением. Платформа позволяет как выбирать из уже готовых видео с заданием и редактировать их, так и создавать их, используя предлагаемую базу роликов УоиТиЬе, \1шео, TED-Ed и др. или загружая

его самостоятельно. В предлагаемый инструментарий входят: добавление субтитров и заметок, в том числе голосовых, открытых и закрытых заданий тестового типа, озвучка ролика [9, с. 140]. Панель преподавателя также включает в себя статистику по вопросам, оценку работы обучающегося в процентах и баллах. Возможность автоматической проверки тестовых заданий экономит время преподавателя, а открытые вопросы позволяют проверить понимание увиденного, а также навыки изложения на иностранном языке.

Данный инструмент был использован в качестве контроля лексических навыков и умения аудирования в рамках самостоятельной работы студентов, показав особую эффективность во время организации обучения на дистанционной основе. Несмотря на то, что в качестве самостоятельного инструмента контроля платформа не обладает высоким потенциалом, так как не дает возможности охватить большой объем материала и предоставить несколько вариантов комплектов заданий, использование Edpuzzle позволяет отрабатывать перечисленные навыки в случае неустойчивого интернет-соединения или других трудностей технологического характера. Нельзя не отметить, что данный инструмент позволяет отрабатывать перечисленные навыки среди разноуровневых групп студентов: видео могут просматриваться необходимое для понимания количество раз, а оценка работы не содержит соревновательного элемента.

В рамках текущего контроля Mentimeter также представляет интерес, поскольку предлагает несколько полезных элементов, в том числе: анонимный опрос удовлетворенности, обратную связь в виде вопросов, которые студенты могут писать через приложение во время занятия или подготовки домашнего задания, ответы на понимание пройденного материала. Таким образом, данный сервис может быть использован не только для проведения контроля, но и для проверки понимания, а также вовлечения аудитории в процесс обучения благодаря возможности выражения своего мнения. В ходе работы с сервисом мы отметили, что наиболее оптимальное его применение - текущий контроль по завершении презентации новых грамматических единиц, а также обширных профессионально ориентированных тем. Преимуществами данной платформы является разнообразие предлагаемых интерактивных элементов, позволяющих быстро переключаться с освоения нового материала на его тренировку, возможность получения постоянной обратной связи от обучающихся, а также сокращение времени на подготовку к обсуждению в связи с тем, что ответы студентов сразу появляются на экране.

Возможности интерактивного тестирования во время и после презентации новых единиц были наиболее эффективны в случае грамматических тем, вызывающих у обучающихся наибольшую сложность, таких как различия в употреблении прошедшего времени, их согласование, введение в сослагательное наклонение в испанском языке. Обучающимся предлагалось выбрать правильный вариант и предложить свое объяснение, после чего результаты выводились на экран. Данные, полученные от студентов, помогли не только самим обучающимся сформулировать и лучше понять ключевые моменты, но и были использованы преподавателями для проведения самоанализа и выявления возможностей для повышения качества объяснения сложных тем.

Промежуточный контроль. Для проведения промежуточного контроля обучения студентов нелингвистических специальностей была использована платформа С^вМагк^г. На время дистанционного обучения платформа стала наиболее оптимальным инструментом всестороннего контроля усвоенного материала, поскольку позволяла комбинировать различные типы заданий, внедрять задания с изображениями, аудио и видео и допускала множество вариантов комплектов заданий. За счет возможности случайного выбора вопросов из базы и перемешивания ответов каждый обучающийся получал индивидуальный набор

тестовых заданий, что резко снижало возможность «коллективной» работы. Панель преподавателя позволяет загружать до пятидесяти вопросов за раз, существенно уменьшая тру-дозатратность подготовки данного вида контроля, а также анализировать как отдельные элементы (средняя успеваемость, наиболее проблематичные вопросы, успеваемость каждого студента), так и прогресс группы в целом. Каждый обучающийся также может просмотреть свои ответы, сравнить свою успеваемость со средней и отследить собственный прогресс, что положительным образом сказывается на мотивации и самоконтроле. Отдельно стоит упомянуть такую возможность, как отправка обучающемуся перечня вопросов, на которые был дан неправильный ответ: таким образом студент мог заранее провести самоанализ и задать интересующие его вопросы на занятии, что сократило временные затраты на раздачу материалов и презентацию результатов преподавателем.

В рамках промежуточного контроля сохранялись и традиционные инструменты, в частности устный индивидуальный и фронтальный опросы. Однако и в данном случае использовались перечисленные ранее интерактивные платформы - в качестве дополнительных инструментов для эффективного использования времени, отведенного для занятия. В то время как часть обучающихся отвечали преподавателю устно, остальные повторяли материал при помощи теста на платформе Quiz1et, после ответа студентам предлагались дополнительные упражнения на закрепление на сервисе Ьеагшп§аррв.

Недостатки интерактивных инструментов контроля. Несмотря на определенные преимущества, которые предоставляют интерактивные платформы в качестве инструментов контроля, они также не лишены своих недостатков. Основным фактором, который необходимо учитывать при работе с данными сервисами, является их времязатратность на начальных этапах, связанная с необходимостью адаптации существующих учебных материалов к онлайн-среде, однако в практике их использования были выделены и другие моменты, представленные ниже.

Во время работы с карточками Quiz1et стоит иметь в виду, что как любой алгоритм, он не учитывает вариаций перевода, считая за правильный только тот ответ, который был прописан заранее преподавателем, что осложняет работу, в частности, с синонимами и специальными знаками. Среди недостатков сервиса Quiz1et мы также отметили ограниченный функционал контроля настроек. Например, у преподавателя нет возможности удостовериться, что студент предоставляет ответы на задания именно на иностранном языке, а не на русском, поскольку платформа предусматривает обе опции.

Среди недостатков Edpuzz1e необходимо выделить трудоемкость подготовки заданий на базе платформы, связанную в том числе с ее нестандартным интерфейсом, а также ограниченный функционал мобильной версии, не позволяющий создавать и назначать задания.

Несмотря на общий положительный эффект, конкурентная составляющая КаЬоо^ не всегда является преимуществом: ориентированность балльной системы платформы не только на правильность, но и на скорость ответа может привести к невнимательности, а также снизить мотивацию более слабых обучающихся в группе. В практике применения сервиса мы также выделили следующие аспекты: тестовые задания должны быть сформулированы в максимально сжатой форме, так же как и ответы, а следовательно, контроль с помощью данного инструмента имеет упрощенный характер. Кроме того, использование данной платформы должно иметь поощрительный характер в связи с тем, что при регулярном использовании в рамках каждой новой темы интерес студентов к данной игровой форме постепенно снижается.

Платформа С1аББМагкег также обладает определенными недостатками: ее интерфейс сложно описать как интуитивно понятный для пользователей прежде всего для загрузки

тестовых заданий и вопросов, которая требует освоения собственного синтаксиса платформы. Расширенный функционал, в частности возможность загрузки больше одного вопроса за раз, доступен лишь по платной подписке. Кроме того, зачастую тестовая составляющая требует дополнительной проверки вручную в связи с тем, что алгоритм сравнивает ответ обучающегося с правильным вариантом, что вызывает сложности при использовании диакритических знаков, пунктуации или синонимов.

Ориентация Mentimeter на занятиях лекционного типа приводит к тому, что наиболее широкое использование сервис может получить лишь в группах мотивированных студентов с высоким уровнем владения иностранным языком, готовых к спонтанному высказыванию. Кроме того, из перечисленных сервисов Mentimeter наиболее требователен к техническому обеспечению аудитории в связи с тем, что ему нужно постоянное высокоскоростное подключение, большой экран, а также современное программное обеспечение.

Новое поколение обучающихся отличается от своих предшественников особыми психоэмоциональными чертами, влияющими как на привычный способ получения информации и методы работы с ней, так и на отношение к образованию в целом, в связи с чем преподавателям необходимо пересмотреть классический подход к используемым инструментам контроля. С развитием интернет-технологий и интеллектуальных систем традиционные письменные задания показывают все большую неэффективность в качестве средств контроля усвоения материала, уступая свое место новым технологиям. Перечисленные в статье инструменты позволяют эффективно и во многом автоматически контролировать как самостоятельную работу студентов (Quizlet, EdPuzzle), так и осуществлять текущий и промежуточный контроль (Kahoot!, ClassMarker), а также проверять внимательность и подготовку учащихся непосредственно на занятии (Mentimeter).

Кроме того, интерактивные средства контроля с активным использованием смартфона и элементом геймификации и конкуренции (интерфейсы приложений обычно напоминают игру, а результаты участников видны всем) положительно сказываются на мотивации студентов, формируют правильное представление о собственном прогрессе и интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, что само по себе уже является приоритетным направлением развития современной системы образования. Исследования показывают, что применение современных интерактивных платформ с системой мгновенной обратной связи существенно повышает навыки анализа и синтеза информации, а также высоко ценится студентами, которые отмечают лучшее понимание пройденного материала и более глубокие знания предмета [10, с. 77-78].

Следует отметить, что использование интернет-технологий также обладает и определенным набором недостатков, а потому не заменяет, а дополняет традиционный инструментарий преподавателя, позволяя более гибко подходить к учебному процессу, не снижая качества обучения. Возможность реализации контроля особенно полезна в случаях вынужденного отсутствия прямого контакта студент - преподаватель, что актуально в связи с возрастающим спросом на дистанционное образование.

Список литературы

1. Ивина Л. В., Мороз Н. Ю. Принципы обучения иностранному языку для специальных целей в зависимости от уровня иноязычной компетенции // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. Серия: Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 1 (790). С. 45-53.

2. Лумпиева Т. П., Волков А. Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов // Про-блеми i шляхи вдосконалення науково-методично! та навчально-виховно! роботи в ДонНТУ: збiрка праць V науково-методично! конференций Донецк: ДонНТУ, 2013. URL: http://ea.donntu.org:8080/ handle/123456789/21748 (дата обращения: 12.04.2021).

3. Yalgin i., Ozkurt B., Ozmaden M., Yagmur R. Effect of smartphone addiction on loneliness levels and academic achievement of z generation // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2020. Vol. 7, № 1. P. 208-214. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1242711.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

4. Золотарюк А. В., Фомичева Т. Л., Кижнер А. И. Модели взаимодействия преподавателей и студентов при реализации различных форм учебной деятельности // Известия Института инженерной физики. Серпухов: Ин-т инженер. физики, 2014. № 4 (34). С. 47-50.

5. Chernikova O., Heitzmann N., Stadler M., Holzberger D., Seidel T., Fischer F. Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2020. Vol. 90, № 4. P. 499-541. URL: https://doi.org/10.3102/0034654320933544 (дата обращения: 12.04.2021).

6. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77, № 1. P. 81-112. URL: https://doi.org/10.3102/003465430298487 (дата обращения: 12.04.2021).

7. Теслюк Н. П. Способы активизации интерактивного взаимодействия с аудиторией в процессе представления презентации // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. С. 395-398.

8. Гасова О. В. Использование программы «Quizlet» при обучении иностранному языку // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 16-й Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БНТУ, 2018. Т. 4. С. 328.

9. Диков А. В. Ресурсы интернета и обучение в социальных сетях // Народное образование. 2018. № 8-9 (1470). C. 135-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7resursy-interneta-i-obuchenie-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 12.04.2021).

10. Garrido Astray M. C., Santiago Gómez G., Márquez M. G., Poggio Lagares L., Gómez Garrido S. Impacto de los recursos digitales en el aprendizaje y desarrollo de la competencia Análisis y Síntesis // Educación Médica - 2019. Vol. 20 (2). P. 74-78. URL: http://www.sciencedirect.com7science/article/pii7S157518131830127X (дата обращения: 12.04.2021).

Пупышева Мария Владимировна, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет (ул. Остоженка, 38/1, Москва, Россия, 119034). E-mail: pupysheva.maria@gmail.com

Харитонова Мария Александровна, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет (ул. Остоженка, 38/1, Москва, Россия, 119034). E-mail: maria.tss@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 26.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-143-153

ASSESSMENT TOOLS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR HIGHER EDUCATION: CHALLENGES OF GENERATION Z

M. V. Pupysheva, M. A. Kharitonova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation

The article focuses on the effectiveness of traditional assessment tools applied in higher education for teaching generation Z, considering the fact that the new generation of students has its own characteristics, including increased anxiety and lack of long-term forecasting skills. These features, combined with the intuitive use of the Internet, reduce the effectiveness of traditional written tests, giving way to more interactive methods.

The authors suggest a number of modern tools suitable for the formative and summative assessment in both classroom and remote learning, highly demanded during the pandemic: Quizlet multimedia cards, Learningapps small interactive modules, the Edpuzzle platform for

video files, online testing services of Kahoot! and Class Marker, as well as Mentimeter interactive presentations service. The indisputable advantage of the listed applications is their intuitiveness, and therefore they do not require long training for using them, and they also can reduce the time spent on the preparation and evaluation of students' tests.

The proposed interactive assessment tools imply an active use of smartphones by students and have a positive effect on their motivation, help them form a proper idea of their own progress and integrate digital technologies into the educational process, which in itself is already a priority for the modern education system.

Keywords: assessment tools in higher education; information technology for teaching; generation Z; digital learning environment; foreign language teaching; non-linguistics majors.

References

1. Ivina L. V., Moroz N. Yu. Printsipy obucheniya inostrannomu yazyku dlya spetsial'nykh tseley v zavisimosti ot urovnya inoyazychnoy kompetentsii [Principles of teaching languages for specific purposes at different levels of language competence]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Obra-zovaniye i pedagogicheskiye nauki - Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 2018, no. 1 (790), pp. 45-53 (in Russian).

2. Lumpiyeva T. P., Volkov A. F. Pokoleniye Z: psikhologicheskiye osobennosti sovremennykh studentov [Genera-tyion Z: psychological features of modern students]. Zbirkaprac' Vnaukovo-metodichnoi konferencii "Problemi i shlyahi vdoskonalennya naukovo-metodichnoi ta navchal'no-vihovnoi roboti v DonNTU" [Collection of proceedings of V scientific and methodological conference "Problems and ways to improve scientific and methodological and educational work in DonNTU"]. 2013 (in Russian). URL: http://ea.donntu.org:8080/han-dle/123456789/21748 (accessed 12 April 2021).

3. Yalgin i., Ozkurt B., Ozmaden M., Yagmur R. Effect of smartphone addiction on loneliness levels and academic achievement of z generation. International Journal of Psychology and Educational Studies, 2020, vol. 7, no. 1, pp. 208-214. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1242711.pdf (accessed 12 April 2021).

4. Zolotaryuk A. V., Fomicheva T. L., Kizhner A. I. Modeli vzaimodeystviya prepodavateley i studentov pri realiza-tsii razlichnykh form uchebnoy deyatel'nosti [Models of interaction between teachers and students in the implementation of various forms of educational activities]. Izvestiya Instituta inzhenernoy fiziki, 2014. no. 4 (34), pp. 47-50 (in Russian).

5. Chernikova O., Heitzmann N., Stadler M., Holzberger D., Seidel T., Fischer F. Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 2020, vol. 90, no. 4, pp. 499-541. URL: https://doi.org/10.3102/0034654320933544 (accessed 12 April 2021).

6. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback. Review of Educational Research, 2007, vol. 77, no. 1, pp. 81-112. URL: https://doi.org/10.3102/003465430298487 (accessed 12 April 2021).

7. Teslyuk N. P. Sposoby aktivizatsii interaktivnogo vzaimodeystviya s auditoriyey v protsesse predstavleniya prezentatsii [Means of enhancing interaction with the audience in presentation delivery]. Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskiye aspekty. Lingvometodicheskiye problemy i tendentsii prepodavaniya inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Problems of modern higher education modernization: linguistic aspects. Linguometodic aspects and trends in teaching foreign languages in a non-linguistic University: materials of the V International scientific and methodological conference]. Minsk, 2019. Pp. 395-398 (in Russian).

8. Gasova O. V Ispol'zovaniye programmy "Quizlet" pri obuchenii inostrannomu yazyku [Using the "Quizlet" program in teaching a foreign language]. Nauka - obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike: materialy 16-y Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. Tom 4 [Science for education, production, economy: materials of the 16th International scientific and technical conference. Vol. 4]. Minsk, 2018. Pp. 328 (in Russian).

9. Dikov A. V. Resursy interneta i obucheniye v sotsial'nykh setyakh [Internet resources and learning in social networks]. Narodnoye obrazovaniye, 2018, no. 8-9 (1470), pp. 135-143 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/resursy-interneta-i-obuchenie-v-sotsialnyh-setyah (accessed 12 April 2021).

10. Garrido Astray M. C., Santiago Gómez G., Márquez M. G., Poggio Lagares L., Gómez Garrido S. Impacto de los recursos digitales en el aprendizaje y desarrollo de la competencia Análisis y Síntesis. Educación Médica, 2019,

vol. 20 (2), pp. 74-78. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S157518131830127X (accessed 12 April 2021).

Pupysheva M. V., Senior Lecturer, Moscow State Linguistic University (ul. Ostozhenka, 38/1, Moscow, Russian Federation,119034). E-mail: pupysheva.maria@gmail.com

Kharitonova M. A., Senior Lecturer, Moscow State Linguistic University (ul. Ostozhenka, 38/1, Moscow, Russian Federation,119034). E-mail: maria.tss@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.