Научная статья на тему 'Актуальность управленческого учета в страховании как объективная основа для повышения эффективности функционирования субъектов отрасли'

Актуальность управленческого учета в страховании как объективная основа для повышения эффективности функционирования субъектов отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВАНИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповал Елена Валентиновна, Хапугина Наталья Владимировна

В статье рассматривается актуальность управленческого учета в страховых организациях, для повышения эффективности функционирования субъектов отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE AS AN OBJECTIVE BASIS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE INDUSTRY SUBJECTS

The article discusses the relevance of management accounting in the insurance organizations to improve the efficiency of the industry subjects.

Текст научной работы на тему «Актуальность управленческого учета в страховании как объективная основа для повышения эффективности функционирования субъектов отрасли»

АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВАНИИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность управленческого учета в страховых организациях, для повышения эффективности функционирования субъектов отрасли.

Ключевые слова: управленческий учет в страховании, эффективность управленческого учета.

THE RELEVANCE OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE AS AN OBJECTIVE BASIS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE INDUSTRY SUBJECTS

Annotation. The article discusses the relevance of management accounting in the insurance organizations to improve the efficiency of the industry subjects.

Keywords: management accounting in the insurance, the effectiveness of management accounting.

Эффективность деятельности страховой организации в первую очередь зависит от принимаемых управленческих решений. Последовательности, актуальности и своевременности таких решений способствует четко организованная система управленческого учета.

Предпосылки разработки и внедрения управленческого учета у отечественного страховщика можно назвать первой особенностью, так как они обуславливают необходимость и целесообразность его применения. К ним можно отнести возросшие объемы страховых операций, принятие управленческих решений в условиях неопределенности и недостатка или неудовлетворительного качества обработки информации, готовность к его использованию менеджментом и службами автоматизации информационных систем управления. Например, при экстенсивном развитии страховой компании, задача сокращения сроков окупаемости открытых филиалов решается за счет стратегии лидерства в снижении затрат благодаря применению инструментов управленческого учета по обоснованию и взаимной увязке бюджетных планов выполнения объемов работ для ускоренного прохождения точки безубыточности и повышения рычага финансовой надежности. На практике при использовании учет-но-контрольных систем иногда наблюдается два сценария развития хода событий, либо слепое копирование западных подходов в управлении, либо почти полное их игнорирование, разработка собственных методов управления.

Причиной слепого копирования может быть не адаптированный к нашим условиям западный стиль управления. Это отличное знание финансового управления по западным рыночным стандартам, и при этом игнорирование особенностей нашего рынка и индивидуальности страховой компании. Другая крайность, когда ручной режим управления из-за выросших объемов страхового бизнеса и количества работающих становится неэффективным, требует изменения, например перехода с функционального управления на процессное, а эти изменения не проводятся [3]. При этом главным аргументом обычно выступает тезис о том, что раньше ничего из западных управленческих инструментов не приживалось и сейчас не приживется. Кроме того, при низкой средней убыточности около 20 % и высокой прибыльности, управление затратами, путем их группировки и структурированию, кальку-

УДК 657.1: 005 Е.В. Шаповал Н.В. Хапугина

Elena Shapoval Natalya Khapugina

© Шаповал Е.В., Хапугина Н.В., 2015

ляция цены и себестоимости, бюджетное планирование и анализ считаются просто не актуальными и не целесообразными. С другой стороны, инвестиционный интерес к ряду наших страховых компаний, который реализовался приобретением некоторых из них, неизбежно приводит к нам западную культуру управления. А вместе с ней англо-американские традиции предлагают в ликвидации разрыва между целями и стратегиями их достижение - концепцию управленческого учета; континентальные европейские традиции основаны на концепции контроллинга.

Системы контроллинга в страховой, перестраховочной компании включают себя три функциональные подсистемы - стратегического контроллинга, рискового контроллинга и финансового контроллинга. При этом в структуре этих подсистем в иерархической взаимозависимости главной является стратегический контроллинг, вторым по значимости идет операционный (в нашем случае рисковый совпадает с операционным, так как управление рисками одна из функций менеджмента и, с другой стороны, главная цель, миссия или предназначение страхования и перестрахования), и третьей - финансовый контроллинг, который также выполняет и финансовую и управленческую функции.

Деятельность страховой организации находится под воздействием внешних и внутренних факторов, которые влияют на систему страхового менеджмента. Построение системы управленческого учета страховой организации как информационного массива, вбирающего в себя данные определенной структуры и качества, определяется потребностями ее управления, которые зависят от внешних и внутренних факторов. Управление страховой организацией строится на сочетании частных интересов собственников страховой организации по увеличению доходов, уменьшению расходов, максимизации прибыли и общественных интересов, гарантом которых выступает государство. Мощным фактором, контролирующим страховую деятельность, является государственный надзор. Таким образом государством задаются конкретные цели и ограничения в системе управленческих ценностей собственников и менеджеров страховых организаций [2]. Социальный характер последствий неблагоприятных результатов деятельности страховых организаций вносит определенные коррективы в управленческий процесс через системы обязательных требований государства к размеру уставного капитала страховых организаций, их платежеспособности, финансовой устойчивости, контроля ценообразования.

Воздействующий механизм внутренних процессов страховой организации на управленческий процесс предопределяется спецификой деятельности страховой организации как финансового института. В деятельности страховой организации выделяют текущее, инвестиционное и финансовое направления, которые по своему составу аналогичны направлениям деятельности производственных предприятий, но по содержанию имеют свою специфику. На управленческий процесс страховых организаций оказывает влияние традиционная для них разветвленная сеть структурных подразделений, требующая особого подхода к разграничению полномочий и ответственности за результаты деятельности между центральным офисом и структурными подразделениями.

Под бизнес-процессом в страховой организации понимается совокупность определенного вида работ и операций, выполняемых страховщиком для оказания комплекса страховых услуг, имеющих определенную ценность для клиента [1]. Процедура страхования должна рассматриваться как совокупность бизнес-процессов, основные элементы которой представлены в табл.

Управленческий учет в своем развитии адаптирует разработанные смежными науками процедуры, инструменты и методы и разрабатывает собственные. В результате в настоящее время управленческий учет объединяет методы многих дисциплин, вариантность их использования в учете хозяйствующих субъектов зависит от решаемых управленческих задач [4].

Таблица

Элементы бизнес-процессов страховой организации

Бизнес-процесс Составляющие элементы

исследование и анализ рынка страховых услуг;

прогнозирование продаж;

организация системы сбыта;

1. Страховой маркетинг планирование продаж страховых продуктов; разработка системы стимулирования продаж; реклама и PR; оценка эффективности страхового маркетинга

отчет по исследованию страхового рынка;

разработка концепции нового страхового продукта и ее анализ;

актуарные расчеты для оценки перспективности разработанного страхового

2. Страховые продукты продукта для целевого сегмента; корректировка правил страхования; уточнение цены продукта, условий, бонусов; составление и реализация плана рекламной компании; передача разработанных страховых продуктов по каналам продаж

анализ организационной структуры страховой организации;

обобщение и анализ результатов маркетинговых исследований и собственных

представлений продавца страховых продуктов;

3. Продажи определение каналов продаж в зависимости от имеющихся возможностей организации; организация работы каналов продаж; оценка эффективности системы продаж

анализ поступившей заявки на согласование договора страхования;

идентификация, анализ и селекция рисков;

4. Андеррайтинг принятие решения о страховании и его условиях; разработка мероприятий по снижению принятых на страхование рисков; анализ страхового портфеля; разработка мероприятий по защите страхового портфеля

получение заявления на страхование и оформление/изменение договора;

согласование договора/дополнительного соглашения с отделом андеррайтинга и

юридической службой;

передача оформленного и согласованного договора продавцу;

5. Сопровождение ввод договоров страхования в информационную базу и их хранение в электрон-

договоров страхования ном и бумажном виде; организация указанного в договоре сервисного обслуживания при возникновении страхового события; пролонгация договора страхования/заключение дополнительного соглашения на внесение изменений

принятие заявления о страховом событии;

установление факта, причин и обстоятельств возникновения страхового случая;

6. Урегулирование проверка страхового случая на факт возможного страхового мошенничества;

убытков определение размера ущерба и суммы страхового возмещения; принятие решения о выплате и составление страхового акта; передача дела в бухгалтерию для осуществления страховой выплаты

Библиографический список

1. Об организации страхового дела в РФ: федер. закон от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Бобылев Д.В. Роль внутреннего контроля в повышении эффективного развития страхования // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (41). - С. 25-32.

4. Керимов В.Э. Управленческий учет - информационная база для формирования и реализации ключевых показателей деятельности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2013. - № 1 (55). - С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.