Научная статья на тему 'Методические основы внедрения управленческого учета в страховых организациях'

Методические основы внедрения управленческого учета в страховых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ / ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповал Елена Валентиновна, Хапугина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются основные этапы постановки управленческого учета в страховых организациях, эффективность функционирования системы управленческого учета. Проанализированы современные проблемы российского страхового рынка, влияющие на учетно-аналитическою систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE COMPANIES

The article discusses the methodological foundations of management accounting in the insurance organizations, efficiency of the management accounting system. The modern problems of Russian insurance market, influenced on accounting and analytical system, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методические основы внедрения управленческого учета в страховых организациях»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы постановки управленческого учета в страховых организациях, эффективность функционирования системы управлен-ческогоучета. Проанализированы современные проблемы российского страхового рынка, влияющие на ^четно-аналитическою систему.

Ключевые слова: управленческий учет, основные этапы постановки, оценка мероприятий, функции управленческого учета в страховой организации.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE COMPANIES

Annotation. The article discusses the methodological foundations of management accounting in the insurance organizations, efficiency of the management accounting system. The modern problems of Russian insurance market, influenced on accounting and analytical system, are analyzed.

Keywords: management accounting, introduction of the basics management accounting, evaluation of the effectiveness of interventions, functions of management accounting in the insurance organization.

Эффективность деятельности страховой организации по защите интересов физических и юридических лиц в первую очередь зависит от принимаемых управленческих решений. Последовательности, актуальности и своевременности таких решений способствует четко организованная система управленческого учета. Предпосылки разработки и внедрения управленческого учета у отечественного страховщика обуславливаются целью страхового дела по обеспечению защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев [2].

Начальным этапом постановки выделяют диагностику существующей учетно-аналитической системы, так как перед внедрением необходимо получить четкое представление об имеющихся инструментах управления. В то же время однократной диагностики недостаточно. На последнем этапе нужно провести повторную оценку эффективности функционирования управленческого учета, что позволит судить о результативности проведенных мероприятий. В большинстве методик при внедрении можно наблюдать акцентирование на самом процессе постановки, при этом они должны включать и оценку эффективности мероприятий, так как осуществление подобных проектов целесообразно лишь при условии получения ожидаемых эффектов.

Алгоритм постановки системы управленческого учета может быть применим в различных отраслях экономики как для внедрения управленческого учета, так и для его совершенствования.

Необходимо отметить, что для успешного внедрения системы управленческого учета на страховом предприятии должны быть выполнены такие важные предварительные шаги, как формулирование миссии и стратегии, описание бизнес-процессов. Это связано с тем, что внедряемая система управленческого учета должна давать управляющим информацию, позволяющую судить о степени достижения не только оперативных планов, но и стратегических целей.

Этапы внедрения (совершенствования) управленческого учета [1].

1 этап. Определение информационных потребностей лиц, принимающих решения. На данном этапе происходит определение состава пользователей информации управленческого учета характера

© Шаповал Е.В., Хапугина Н.В., 2015

УДК 657.1: 005 Е.В. Шаповал Н.В. Хапугина

Elena Shapoval Natalya Khapugina

Вестник Университетам» 3, 2015

информации, ее вида и частоты востребования, т.е. определение оперативных показателей, которые необходимо получить от производственных и финансовых служб.

2 этап. Оценка эффективности функционирования управленческого учета. В зависимости от направленности оценки выделяют следующие виды эффективности: потребностная (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам), результативная (отношение достигнутого результата к преследуемым целям), экономическая (отношение затрат к достигнутым результатам). Первые два вида эффективности можно объединить в эффективность функционирования, а последнюю определить как эффективность развития. Таким образом, оценка эффективности системы управленческого учета складывается из двух составляющих - оценки эффективности функционирования системы и эффективности ее внедрения (совершенствования).

3 этап. Оценка эффективности внедрения (совершенствования) управленческого учета. На данном этапе, исходя из утвержденных ранее направлений совершенствования управленческого учета, определяются конкретные мероприятия и просчитывается их стоимость, а также эффект от их осуществления.

4 этап. Разработка необходимой системы управленческого учета по элементам. На данном этапе для каждого элемента управленческого учета определяются лица, ответственные за его функционирование, перечень необходимой входящей информации для работы соответствующих сотрудников, содержание и сроки подготовки ими документации управленческого учета, а также порядок ее передачи установленным на первом этапе пользователям. В результате должны быть разработаны внутренние документы по управленческому учету.

5 этап. Внедрение управленческого учета. На данном этапе сначала происходит обучение сотрудников, ответственных за подготовку и интерпретацию информации управленческого учета, а затем персонала, задействованного в формировании экономической информации.

6 этап. Автоматизация управленческого учета. Если на предприятии уже существуют некоторые элементы управленческого учета и в настоящий момент происходит их совершенствование, то автоматизацию управленческого учета можно осуществлять одновременно с внедрением отдельных элементов. Если же организация внедряет управленческий учет с нуля, то сначала необходимо автоматизировать учетный процесс, затем внедрить механизмы планирования и анализа, а потом уже автоматизировать и их.

7 этап. Оценка эффективности функционирования системы управленческого учета. Это завершающий этап, который позволяет оценить результативность всех предпринятых на предыдущих этапах действий. Здесь, как и на втором этапе, рассчитывается показатель эффективности управленческого учета, и если он увеличился, то можно судить о целесообразности и своевременности осуще -ствленных мер.

Таким образом, предложенные системы позволяют осуществить не только внедрение управленческого учета, но и его постоянное совершенствование и применение для страховых организаций. Однако каждая организация обладает специфическими характеристиками. Поэтому, исходя из условий функционирования и целей управления, данные этапы могут быть дополнены или скорректированы. Тогда они будут носить индивидуальный характер, как и любая система управленческого учета.

Управленческий учет будет выполнять контрольную функцию, суть которой сводится, во-первых, к иллюстрации выполнения организационного плана (через систему бюджетирования) и оценке рентабельности каждой отрасли (подразделения) хозяйства; во-вторых, к предотвращению недостатков в работе, нерационального использования ресурсов и, следовательно, к сохранности средств организации.

Именно в системе управленческого учета формируется информация об издержках предпри-

ятия, которые являются одним из основных объектов управленческого учета. Управлять затратами возможно при условии их группировки и учета по видам, местам возникновения и центрам ответственности. Грамотно поставленный управленческий учет в страховых организациях позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и вовремя принимать управленческие решения для максимизации прибыли, эффективного использования денежных средств и улучшения финансового состояния предприятия. Самым важным требованием к получаемой информации является ее своевременность. Недостаточно просто внедрить управленческий учет, необходимо максимально автоматизировать его.

Систему управленческого учета каждое предприятие может ставить исходя только из своих целей и видения перспектив развития. Поэтому нет универсальной программы для управленческого учета. При внедрении системы управленческого учета предприятие сталкивается с такими проблемами, как формирование команды, необходимость обучения персонала, сопротивление коллектива нововведениям, установление сильных горизонтальных связей и переход на систему регулярного менеджмента. Однако результаты, полученные от внедрения системы управленческого учета в страховых организациях, зависят от разных факторов. В 2014 г. темп роста российского страхового рынка замедлился: по всем продуктам, кроме страхования жизни, темп роста не превысил 10 %, тогда как рынок страхования жизни вырос на 18 % за счет активного развития ипотечного кредитования. Однако этот сегмент занимает относительно небольшую долю в общем объеме добровольного стра-хования, поэтому он не окажет существенного влияния на развитие страхового рынка в целом. Основным фактором замедления роста является ухудшение экономической ситуации в стране. Кроме прямого влияния негативных ожиданий клиентов относительно возможного экономического спада, рост страхового рынка тесно связан с увеличением покупательной способности населения и объемов кредитования, которые, в свою очередь, напрямую зависят от экономического климата. Данные факторы необходимо учитывать как при диагностике и совершенствовании существующей учетно-аналитической системы, так и перед внедрением управленческого учета.

Библиографический список

1. Дейч В.Ю. Организация информационной системы управленческого учета // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 39. - С. 27-39.

2. Об организации страхового дела в РФ: федер. закон от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.