УДК 338.02
АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
© Горбатенко В. В., Катровский Ю. А., 2016
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрена актуальность управленческого учета для малого и среднего бизнеса, понятие об управленческом учете в целом. Также, проанализированы малые и средние предприятия, их достоинства и недостатки. В статье имеются ссылки на Федеральные Законы РФ, постановления Правительства РФ. Выявлена и обоснована необходимость ведения данного вида учета на предприятиях. На основе проделанного исследования авторами сформированы характеристики правильного ведения управленческого учета и была выявлена необходимость ведения управленческого учета на малых и средних предприятиях.
Ключевые слова: управленческий учет, малый и средний бизнес, финансирование, НДС, бухгалтерский учет, себестоимость.
современной экономике существует разделение на малый, средний и крупный бизнес. Что же такое малый,
Также, малые и средние предприятия выполняют множество других функций, полезных для экономики страны в целом, например, снижение безработицы, увеличение бюджета государства, раскрытие потенциала молодых
предпринимательства создаются новые рабочие места, и поддерживается рыночная конкуренция.
средний бизнес и в чем их особенности. Для нормального функционирования экономики страны малое и среднее предпринимательство имеет огромное значение, так как за счет такого рода
7 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 3 • 2016
работников, проводят социализацию населения и многое другое.
Существуют критерии разделения на малые и средние предприятия, такие как: численность работников должна быть от 101 до 250 человек для среднего и до 100 человек на малом предприятии, выручка субъекта от реализации без учета НДС за календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Также, Правительство РФ установило новые предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства. Постановлением от 13 июля 2015 г. № 702 установлено, что порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год без учета НДС для малых предприятий — 800 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей [1].
Существуют особенности, помимо критериев, определенных государством, которые отличают крупные предприятия от малых и средних. К таковым могут относиться: упрощенная форма управления предприятием, небольшой круг сбыта продукции, особый вид финансирования. Эти и другие особенности дают возможность небольшим фирмам конкурировать с крупными корпорациями.
У любого вида предпринимательства есть свои плюсы и минусы. Сначала разберемся с преимуществами малого и среднего бизнеса. К ним можно отнести: быстрое реагирование на смену ситуации в мире и на рынке, быстрый оборот денежных средств на предприятии, более разумное использование ресурсов, сниженный риск различных издержек.
Говоря о недостатках, следует упомянут зависимость малых и средних предприятий от крупных компаний; небольшое количество сотрудников, от чего страдает качество управления предприятием; еще один существенный недостаток малого предпринимательства — это настороженное отношение инвесторов и банков, к которым обращаются данные предприятия за кредитами для развития своего дела.
Ограниченный доступ к финансовым ресурсам, усиление конкуренции на рынке сбыта, а также другие негативные явления, характерные исключительно для предприятий малого и среднего бизнеса создают предпосылки для точного контроля по себестоимости продукции, и как следствии учета затрат [2].
На сегодняшний день малый и средний бизнес занимает около 70-80 % от общего числа предприятий в Европе, например, в США в данной области работает около 53 % всего работоспособного населения, в Японии — 71 %, а в странах Европейского союза в малом и среднем бизнесе задействована половина трудоспособного населения. В России же средний и малый бизнес
появился относительно недавно. В Российских компаниях дела шли успешно, и производство росло, так как денежных поступлений было в избытке, но после кризиса конкуренция резко возросла, и многие предприятия оказались банкротами, из-за недостатка опыта управления таким видом бизнеса. В отличие от российских компаний, европейские же предприятия смогли его пережить и приспособиться. Мы полагаем, что одним из факторов, которые могут принести успех в тяжелой экономической ситуации, будет вовлеченность руководителей в контроль затрат, и как следствие введение управленческого учета на предприятиях.
В самом широком понимании управленческий учет охватывает все аспекты деятельности предприятия.
«Управленческий учёт — система ведения записей о деятельности организации, позволяющая распределять ресурсы по видам деятельности, целевым программам и задачам; используется для принятия решений по оптимизации деятельности, обоснованию стоимости услуг, обеспечению контроля над результатами» [3].
Однако для предприятий малого и среднего бизнеса предусматривать инструменты в полном объеме для организации системы управленческого учета в большинстве случаев излишне. К тому же система бухгалтерского учета позволяет получить данные о составе затрат, и руководители полагаются при принятии решений на такие данные. Состав и структура данных в бухгалтерском учете определяются в соответствии с требованиями российского законодательства и в первую очередь должны соответствовать этим требованиям. Ответственным за ведение бухгалтерского учета определяется главный бухгалтер (ФЗ №402-ФЗ) или иное лицо, определенное в порядке, предусмотренном в законодательстве. Так как такие данные подлежат контролю со стороны государства (большинство налоговых платежей определяются на основании данных бухгалтерского учета) основной задачей бухгалтерии становится точность данных. Но задачи управленческого учета гораздо шире, и требуют несколько иного взгляда, в частности на затраты предприятия. Постановка любого учета часто относится к компетенции бухгалтерской службы предприятия, и при отсутствии четкого понимания у руководителя результата (необходимой информации для принятия решений) приводит к тому что система учета (любая) сформирована только основываясь на требованиях бухгалтерского учета. Различие в учете затрат в бухгалтерском учете и управленческом существенны, и методы учета затрат применяемые в бухгалтерском учете являются только частью управленческого учета затрат.
Ограничения, сформированные при таком подходе, негативно влияют на качество
№ 3 • 2016
Бизнес-образование в экономике знаний 8
предоставляемой руководителю информации. Достоверность такой информации неоспорима, но выводы об эффективности того или иного процесса, продукта могут быть ошибочны.
При определении необходимых элементов управленческого учета считается что бухгалтера должны принимать во внимание ситуацию на рынке, конкурентов и другие факторы внешней среды, то есть выполнять функции аналитиков. В средних и малых предприятиях аналитические функции выполняет руководитель, поэтому целесообразно используя знания рынка, тенденции, внутренние процессы на предприятии сформировать состав необходимых элементов управленческого учета. Многие руководители недооценивают важность такого учета, и традиционно весь учет определяется мнением главного бухгалтера, что в силу объективных причин не приносит должного эффекта.
При дефиците ресурсов и понимания того, что контроль затрат, а также распределение ресурсов в наиболее прибыльные продукты является одним из ключевых факторов для удержания позиций на рынке, наличие элементов систем управленческого учета залог успешного функционирования предприятия.
Изначально, при формировании концепций управленческого учета, само понимание такого учета применялось для учета и контроля затрат, и по настоящий момент в ряде стран сохраняется такой подход к управленческому учету.
Процесс принятия решений, быстрые коммуникации, отсутствие большой формализации процессов позволяет реализовать преимущества малых и средних предприятий в конкуренции с крупными компаниями, однако отсутствие достоверных данных могут такие преимущества нивелировать. И если в холдингах, как правило системы учета управленческого учета выстроены, отделены от бухгалтерского учета и постоянно совершенствуются то в небольших предприятия часто подменяются понятия оперативного и управленческого учета. Конечно, любые данные должны быть оперативны и достоверны, но состав и полноту должен определять руководитель.
Нельзя предложить универсальный рецепт для каждого предприятия, так как особенности рынков, организации бизнес процессов, структуры, характера бизнеса предполагает для каждого предприятия исключительный для него набор информации. К тому же стандартизованный учет это по сути своей бухгалтерский учет.
Понимание руководителем предприятия методов оценки себестоимости, инструментов по учету затрат дает возможность сформировать принципы учета, позволяющие именно этому предприятию получать все необходимые данные для принятия решений. Минимизировать затраты и предупреждать убытки предприятия связанные с неправильной загрузкой производства или некорректной оценкой себестоимости продукта.
Таким образом, управленческий учет на малом и среднем предприятии актуален в наши дни. Каким образом вести данный учет каждое предприятие решает по-разному. Практически всегда на предприятии имеются элементы управленческого учета, например, оперативный учет. Главное, что бы все элементы данной системы функционировали для достижения успеха компании. ■
1. . Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/ (Дата обращения: 30.08.2016)
2. Малый бизнес: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Jake & Kate Percy - URL: http://jkpersyblog.com/malyj-biznes-preimushhestva-i-nedostatki/ (Дата обращения: 30.08.2016)
3. URL:ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/cdoc ument/GlosElektrUchebnikAdminreforma_v1_2008_05_26.d oc (Дата обращения: 30.08.2016)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
URL: ar. economy.gov. ru/common/img/uploaded/cd ocument/GlosElektrUchebnikAdminreforma_v1_2008 _05_26.doc (Дата обращения: 30.08.2016)
Малый бизнес: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Jake & Kate Percy - URL: http://jkpersyblog.com/malyj-biznes-preimushhestva-i-nedostatki/ (Дата обращения: 30.08.2016)
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ - URL:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/ (Дата обращения: 30.08.2016)
The relevance of management accounting for small and medium-sized businesses
© Gorbatenko V., Katrovskii I., 2016
This article is about the relevance of management accounting for small and medium business and the concept of management accounting. Also, it analyses small and medium-sized enterprises, their advantages and disadvantages. The article includes links to the Federal Laws of the Russian Federation, decrees of the Government of the Russian Federation. Authors were identified the need of doing this type of accounting in working. On the basis of this study, the authors formed the characteristics of management accounting and identified the need for inclusion of management accounting in manufacturing.
Keywords: management accounting, small and medium business, financing, VAT, accounting, cost.
9 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 3 • 2016