Научная статья на тему 'Организация управленческого учета на предприятии малого бизнеса'

Организация управленческого учета на предприятии малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGERIAL ACCOUNTING / СБОР ИНФОРМАЦИИ / COLLECTION OF INFORMATION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / КОНТРОЛЬ / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленева Анастасия Владимировна

В работе выявлены слабые стороны системы управления на предприятии малого бизнеса, выявлено преимущество управленческого учета перед бухгалтерским с точки зрения менеджмента. Дано определение управленческому учету, определен его состав и формы сбора информации. Кроме того, в работе описаны основные этапы организации управленческого учета, выделены ответственные лица, высказаны предположения о вероятных проблемах, с которыми могут сталкиваться менеджеры, ответственные за ведение управленческого учета и исполнения планов, предложено решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управленческого учета на предприятии малого бизнеса»

компаниям выстраивать полноценные 3D модели клиентов, позволяющие прогнозировать их поведение и потребности.

Ожидается также появление нового поколения цифровых помощников, использующих технологии искусственного интеллекта для электронной коммерции. Задачей цифровых помощников будет оказание помощи покупателю при выборе из множества предложений.

Список литературы / References

1. Джалалов Ж.М. Стратегия совершенствования электронной коммерции и создание конкурентных преимуществ у интернет-магазинов. Молодой ученый. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru/ (дата обращения: 18.07.2018).

2. Савченко Н.К., Шакирова Ю.К. Электронная коммерция — инновационная форма ведения бизнеса // Молодой ученый, 2017. № 5. С. 235-238.

3. Казьмина И.В., Щеголева Т.В. Состояние и основные тенденции развития отечественной электронной торговли на основе информационных технологий // ЭКОНОМИНФО, 2017. № 1-2. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.07.2018).

4. Стародубова М. Будущее электронной коммерции: прогноз до 2026 года. Ecwid. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.ecwid.ru/ (дата обращения 27.07.2018).

5. Интернет-торговля (рынок России). TADVISER. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tadviser.ru/ (дата обращения 21.07.2018).

6. Интернет-торговля в России 2018. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.datainsight.ru/ (дата обращения 25.07.2018).

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

МАЛОГО БИЗНЕСА Зеленева А.В. Email: Zeleneva647@scientifictext.ru

Зеленева Анастасия Владимировна — студент, кафедра аудита и внутреннего контроля, экономический факультет, Институт магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в работе выявлены слабые стороны системы управления на предприятии малого бизнеса, выявлено преимущество управленческого учета перед бухгалтерским с точки зрения менеджмента. Дано определение управленческому учету, определен его состав и формы сбора информации. Кроме того, в работе описаны основные этапы организации управленческого учета, выделены ответственные лица, высказаны предположения о вероятных проблемах, с которыми могут сталкиваться менеджеры, ответственные за ведение управленческого учета и исполнения планов, предложено решение.

Ключевые слова: управленческий учет, сбор информации, анализ, планирование, прогнозирование, контроль.

THE ORGANIZATION OF MANAGERIAL ACCOUNTING ON SMALL

BUSINESS Zeleneva A.V.

Zeleneva Anastasia Vladimirovna — Student, DEPARTMENT OF AUDIT AND INTERNAL CONTROL, ECONOMICS FACULTY, INSTITUTE OF MAGISTRACY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG

Abstract: in work weaknesses of a management system on small business are revealed, the benefit of managerial accounting before accounting from the point of view of management is revealed. Definition is given to managerial accounting, its structure and forms of collection of information is determined. Besides, in work the main stages of the organization of managerial accounting are described, responsible persons are allocated, suggested about probable problems which the managers

responsible for conducting managerial accounting and execution of plans can face, the solution is proposed.

Keywords: managerial accounting, collection of information, analysis, planning, forecasting, control.

УДК 338

Ситуации, в которых руководитель предприятия малого бизнеса вынужден принимать управленческие решения «вслепую», не редкость. Основная причина такого подхода к решению вопросов кроется в низком качестве информации о собственном деле: несвоевременные и неполные отчеты о проделанной работе за определенный срок, искаженные отчеты о результатах деятельности, а порой и полное отсутствие информации о каком-либо секторе. В такой ситуации нередко руководителю приходится брать инициативу в свои руки и самостоятельно высчитывать показатели. В связи с этим возникает ситуация, при которой весь рабочий день тратится не на постановку и решение стратегически важных для компании задач, а на выведение формул (коэффициенты ликвидности, устойчивости, рентабельности и т.д.).

Тогда возникает вопрос: разве не может бухгалтерский учет полностью компенсировать информационный дефицит? Конечно, может. Однако нужно учитывать факт, что бухгалтерский учет направлен на удовлетворении внешних пользователей, а именно налоговых и прочих органов, и не ориентирован на главного участника процесса - руководителя. Опираясь только на бухгалтерский учет, предприниматель никогда не будет обладать целостной картиной деятельности, не сможет оценить перспективы развития и своевременно отреагировать на текущие изменения в работе. Тем более что бухгалтерский учет всегда строго подкреплен документацией, которая может задержаться у контрагента или элементарно потеряться, что не позволит отразит в отчете тот или иной факт хозяйственной деятельности.

Одним из наиболее эффективных способов решения проблем является внедрение управленческого учета. Именно регулярный, систематизированный управленческий учет позволяет минимизировать количество ошибок при ведении деятельности, оперативно их исправлять, если все-таки возникли.

Что такое управленческий учет и в чем его эффективность? Управленческий учет — это система сбора, обобщения и регистрации информации именно той, которая важна для принятия управленческих решений [1, с. 57].

Классический управленческий учет, хотя бы на зачатках, присутствует в любой организации малого бизнеса. С помощью неге рассчитывается, например, себестоимость продукции или любые другие затраты.

Не стоит забывать о том, что с помощью управленческого учета ведутся не только затраты предприятия. Его функционал намного шире: это еще и способ регулирования, планирования и прогнозирования деятельности компании. Общая схема построения учета в организации выглядит следующим образом. На первом этапе внедряется система обмена информацией (это может быть специально разработанная программа для внутреннего пользования, к которой допускаются все сотрудники, либо должностное лицо, которое самостоятельно эту информацию собирает по всем центрам ответственности). Следующий этап - проведение анализа и прогноз деятельности предприятия по определенным показателям, установленным руководством. И наконец, контроль за выполнением плана.

Какую информацию должен предоставлять управленческий учет: формирование себестоимости, оценка запасов, обоснование продажных цен, расчет доходов, расходов, прибыли.

На этапе анализа и прогнозирования определяются пути наиболее целесообразного использования ресурсов, оцениваются перспективы организации к ее дальнейшему росту и развитию, готовится информация о текущем ассортименте, объемах выпуска или продаж, прорабатывается инвестиционная политика.

В результате проделанной работы можно приступить к следующему этапу - планированию, на котором формируются прогнозные показатели, разрабатываются тактические и оперативные планы, а также готовятся данные для формирования стратегических планов развития организации. Планирование — один из наиболее важных этапов управленческого учета, поскольку на нем определяется дальнейшая стратегия развития.

Заключительным этапом цикла является контроль. Управленческий учет обеспечивает полный финансовый контроль над деятельностью организации, формирует собственную систему внутреннего аудита и жестко контролирует возможные отклонения в будущем.

Самым простым способом определить, нужен ли компании управленческий учет является подсчет приблизительной суммы денежных средств, которые организация теряет, если

контроль расходов приблизителен, процесс планирования отсутствует или имеет ситуационный характер, процесс принятия решений не оперативен, невозможно быстро найти необходимую информацию, бизнес непрозрачен. Если потерянная сумма значительно превышает сумму внедрения управленческого учета, то данное внедрение однозначно необходимо.

Если организация определилась с тем, что ей нужен управленческий учет, необходимо проделать подготовительную работу, а именно определить центры ответственности. Каждый такой центр имеет право самостоятельно принимать решение об управлении бюджетом, составлять собственную отчетность и выявлять отклонения от плановых показателей затрат. Наличие центров ответственности автоматически выявляет лицо, которое несет ответственность за свой сектор. Это повышает эффективность управленческого учета на предприятии в несколько раз.

Следующим важным организационным вопросов является определение лица либо структуры, на которую можно будет возложить обязанность ведения управленческого учета. В некоторых организациях именно на бухгалтера (или бухгалтерию) возлагается эта работа, исходя из экономии средств или нежелания поиска нового сотрудника. Однако практика показывает, что такое решение не является верным: бухгалтер использует одни и те же методы как для бухгалтерского, так и для управленческого учета, что не является правильным, как было выявлено ранее. Кроме того, снижается качество работы бухгалтера в связи с увеличением его должностных обязанностей.

Поэтому целесообразным было бы возложить эту обязанность на финансового директора (если таковой имеется), либо нанять дополнительного сотрудника.

Очевидно, что основная ответственность за внедрение управленческого учета лежит на руководителе предприятия, который в большей степени заинтересован в прозрачности своего бизнеса. Поэтому основными вопросами при постановке управленческого учета должны быть следующие:

1. Кто является основными потребителями данных управленческого учета?

2. Какие именно виды отчетов необходимы потребителям управленческого учета и в какие сроки?

3. Какая структура управленческого учета является наиболее подходящей для данной организации?

4. Какую именно методологию управленческого учета стоит внедрить?

Соблюдение вышеперечисленных этапов внедрения управленческого учета поможет обеспечить эффективность развития предприятия.

Необходимо помнить, что внедрение управленческого учета сопряжено с рядом проблем [3, с. 36]:

1. сложность в обучении и подборе специалистов;

2. неправильное понимание основ и методов управленческого учета;

3. трудности с техническим и программным обеспечением системы;

4. сопротивление работников компании любым нововведениям, связанным с увеличением их должностных обязанностей.

Тем не менее, вышеперечисленные проблемы не являются неразрешимыми. Терпение и грамотная стратегия руководителя помогут наладить новый процесс с минимальными потерями. И не стоит забывать, что основная работа еще впереди.

Список литературы / References

1. Валенцева Е.В. Подход к понятию современного управленческого учета и созданию информационной базы для построения его системы в организации / Е.В. Валенцева, Е.В. Терникова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 2. С. 56-61.

2. Костюкова Е.И. Информационное обеспечение процесса формирования бизнес-модели в системе управленческого учета/Елена Костюкова, Алексей Бобрышев // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 5. С. 35-46.

3. Степанчук А.А. Актуальные проблемы развития бюджетирования в малом бизнесе / А.А. Степанчук // Организатор производства. 2017. № 4. С. 32-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.