АКТУАЛЬНОСТЬ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Ш СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Петрова А. В.
Петрова Анастасия Владимировна - студент,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируются активность и степень мотивации к обучению на циклах повышения квалификации в рамках системы непрерывного медицинского образования среднего медицинского персонала.
Ключевые слова: аккредитация, непрерывное образование, федеральный аккредитивный центр, средний медицинский персонал....
RELEVANCE OF ADVANCED PROFESSIONAL CYCLES FOR SPECIALISTS WITH SECONDARY MEDICAL EDUCATION IN THE MODERN PERIOD
Petrova A.V.
Petrova Anastasia Vladimirovna - student, Federal State Budgetary Educational Institution ofHigher Education "Rostov State Medical University" of the Ministry of
Health of the Russian Federation, Rostov-on-Don
Abstract: the article analyzes the activity and degree of motivation for training in advanced training cycles within the framework of the system of continuous medical education ofparamedical personnel Keywords: accreditation, continuing education, federal accreditation center, nursing staff.
В настоящее время медицинские организации испытывают высокую потребность в квалифицированных специалистах, владеющих новыми компетенциями. [1]. По словам Министра здравоохранения В.И. Скворцовой перспективы развития здравоохранения в стране напрямую зависят от качества подготовки медицинских кадров.
Прохождение специалистами со средним медицинским образованием периодической аккредитации становится все более привычной и понятной процедурой, не требующей отрыва от профессиональной деятельности, доступной для всех работников здравоохранения и обеспечивающей единый государственный контроль за соблюдением всех нормативно-правовых актов и квалификационных требований при допуске к профессиональной деятельности.
В настоящее время работодатель может формировать образовательную траекторию с учетом реальных потребностей. Но существует и такая ситуация когда работодатель не участвует в обеспечении прохождения периодической аккредитации своими специалистами.
Использование дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность образования, создавая возможность поддерживать свой профессиональный уровень независимо от места нахождения и в удобное время. Использование симуляционных технологий позволяет получать и совершенствовать необходимые профессиональные умения и навыки.
Непрерывное образование отличает также персонификация - возможность выбора траектории профессионального развития, что обеспечивает получение компетенций, соответствующих индивидуальным потребностям и занимаемой должности специалиста [2].
Научится находить нужную информацию, постоянное самообразование, использование новых знаний в решении повседневных профессиональных задач - все это повышает качество оказания медицинских услуг населению, увеличивает безопасность пациентов. Однако это возможно лишь при безусловной трехсторонней поддержке специалиста со средним медицинским образованием со стороны государства, работодателя и обучающей организации.
Современные информационно-коммуникационные технологии безусловно могут быть использованы для повышения уровня профессиональной компетенции медицинских работников и быстрой актуализации их умений, навыков и знаний в области лечения инфекционных болезней.
Так сложившаяся эпидемиологическая ситуация поставила задачу в кратчайшие сроки организовать обучение медицинских работников по вопросам эпидемиологии, методам диагностики и профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19 [3].
В ГБОУДПОРО «ЦПК» в 2020 году в системе НМО проведено 421 цикл (11785 слушателей) повышения квалификации, что на 354 цикла больше чем в 2019 году (1609 слушателей в 2019 году). Значительное количество обучающихся связано не только с переходом в систему непрерывного образования, но также с приходом в нашу жизнь новой коронавирусной инфекции COVID -19.
В качестве инструмента непрерывного образования используются технические средства Портала, который является практически единственным информационным ресурсом, располагающим полным перечнем программ повышения квалификации, интерактивных образовательных модулей и образовательных мероприятий в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования
В данный момент уже не стоит вопрос о степени вовлеченности специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного образования. Все практикующие специалисты так или иначе задействуют в своем профессиональном обучении дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования через Портал
Наибольшее количество обучающихся в рассматриваемом периоде было на циклах актуальных в данный временной период в связи с эпидемиологической ситуацией, на которые был запрос на государственном уровне, по письменным распоряжениям Министерства Здравоохранения Ростовской области.
Так в 2020 году это были:
«Новая коронавирусная инфекция COVID-19 и вопросы эпидемиологической безопасности» 161 цикл
- 5198 слушателей
«COVTD-19: особенности оказания доврачебной медицинской помощи в неотложной и экстренной форме» 91 цикл - 2884 слушателей
В 2021 году на циклах данной направленности уже проучились:
«Новая коронавирусная инфекция COVID-19 и вопросы эпидемиологической безопасности» 62 цикла
- 1880 слушателей
«COVID-19: особенности оказания доврачебной медицинской помощи в неотложной и экстренной форме» 3 цикла - 63 слушателя
Актуальным в 2021 году были циклы: «Роль среднего медицинского персонала в профилактике патологии органов дыхания» - 9 циклов - 216 слушателей
«Роль среднего медицинского работника в профилактике и лечении инфекционных заболеваний» - 19 циклов - 539 слушателей
Также были востребованы циклы актуальные для большего количества специалистов со средним медицинским образованием:
«Сестринские технологии в практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием» - 21 цикл - 686 слушателей В 2022 году остаются актуальными циклы:
«COVID-19: особенности оказания доврачебной медицинской помощи в неотложной и экстренной форме» 18 циклов - 558 слушателей
Разработаны, утверждены и проведены циклы по запросу от учреждений здравоохранения Ростовской области:
«Эпидемиология и профилактика ИСМП» 99 циклов - 2974 слушателей «Эпидемиология, клиника и профилактика холеры» 94 цикла 2853 слушателей
Обучение на наиболее востребованных циклах проводилось под контролем администраций учреждений здравоохранения Ростовской области. Следовательно - реализовать большой объем образовательной активности без поддержки государственных учреждений и предприятий подведомственных Министерству здравоохранения Ростовской области невозможно.
На основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: подготовка медицинских работников должна включать непосредственное участие работодателя, который в настоящее время имеет возможность формировать образовательную траекторию своих сотрудников с учетом реальных потребностей, как самой организации, так и специалиста со средним медицинским образованием. Выбранная траектория обучения должна способствовать развитию специалиста, а не только для прохождения аккредитации. Необходимо обеспечить взаимодействие всех заинтересованных субъектов (министерства здравоохранения, медицинских организаций, специалистов со средним медицинским образованием, образовательных организаций) для реализации процесса подготовки медицинского персонала.
Список литературы /References
1. Михалева Е.А., Ильина М.Ю. Современное дополнительное профессиональное образование для средних медицинских работников как ресурс качественной медицинской помощи // методология и технология непрерывного профессионального образования 2022. №2 (10).
2. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубое В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анестезиология и реаниматология. 2016. № 61 (4). С. 253-256.
3. Кононенко А.А., Пичурина Н.Л., Водяницкая С.Ю., Логеин Ф.В., Баташее В.В., Тютюнькоеа Н.Г., Соболева Е.Г. Опыт внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения медицинских работников в условиях пандемии COVID-19. Медицинский вестник Юга России. 2022 - 13(4) - с. 122126.