Научная статья на тему 'Актуальность целеполагания современного образовательного процесса'

Актуальность целеполагания современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / GOALSETTING / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты целеполагания современного образовательного процесса, что позволило доказать актуальность проблемы целеполагания,разработатьклассификацию целей образовательной деятельности.Применение метода «дерево целей» позволило всесторонне раскрыть состав целей, их взаимосвязи и иерархию. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке образовательных программ, учебных планов, учебных занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF PURPOSE IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article presents the results of the goalsetting of the modern educational process which allowed proving the relevance of the goalsetting problem, There is a classification of the goals of educational activity is developed. Application of the «goal tree» method allowed describing the composition of goals, their relationship and hierarchy. The results can be used in the design of educational programs, curricula, training sessions

Текст научной работы на тему «Актуальность целеполагания современного образовательного процесса»

Логинова Н.А.

t* s

н

<

в о

го £

Б

о

о

г

w

a

с в

w ä

о р

П

УДК 339.5

актуальность целеполаганмя

современного образовательного процесса

Логинова Наталья Анатольевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры экономики таможенного дела, д.э.н., доцент, e-mail: loginova.79@mail.ru

В статье представлены результаты целепола-гания современного образовательного процесса, что позволило доказать актуальность пробле-мыцелеполагания,разработатьклассификациюце-лейобразовательнойдеятельности.Применениеме-тода «дерево целей» позволило всесторонне раскрыть состав целей, их взаимосвязи и иерархию. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке образовательных программ, учебных планов, учебных занятий

Ключевые слова: высшее образование; целеполага-ние; образовательный процесс; обучение

RELEVANCE OF PURPOSE

IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Loginova Natalya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Economics and Customs, Doctor of Economics, Docent, e-mail: loginova.79@mail.ru

The article presents the results of the goal-setting of the modern educational process which allowed proving the relevance of the goal-setting problem, There is a classification of the goals of educational activity is developed. Application of the «goal tree» method allowed describing the composition of goals, their relationship and hierarchy. The results can be used in the design of educational programs, curricula, training sessions

Keywords: higher education; goal-setting; educational process; training

Для цитирования: Логинова Н.А. Актуальность целеполагания современного образовательного процесса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 86-89.

Актуальность проблемы целеполагания образовательного процесса заключается в следующем: в известной к настоящему времени теории педагогики, в том числе дидактики, отсутствует достаточное обоснование целей образовательного процесса, что является существенным препятствием для обеспечения результативного управления деятельностью как непосредственно обучающихся и преподавателей, так и учебной работы в образовательной организации в целом; цели образовательного процесса являются базовыми условиями при обосновании их необходимости, специализации и мощности распространения на образовательную деятельность обучающихся; обобщающий показатель результативности целей образовательного процесса служит критерием оптимальности в модели выбора наилучшего варианта организации учебной работы; показатели результативных и обеспечивающих целей образовательного процесса являются исходными при формировании как конкретной образовательной программы, так и стратегии образовательной организации в целом; структурирование целей образовательного процесса позволяет обосновать необходимость создания соответствующего направления деятельности учебно-методического отдела образовательной организации для обеспечения ее самодостаточности на рынке образовательных услуг; уточненные цели образовательного процесса являются основой для разработки трехмерного баланса «потенциал образовательной организации - потребности работодателя - желание обучающихся».

Необходимо уточнить, что в настоящее время в литературе отсутствует развернутое и обоснованное определение понятия «цель». Так, в советском энциклопедическом словаре цель толкуется как «идеальное мысленное предвосхищение результатов деятельности» [1]. Ряд авторов рассматривает цель как мотив, направляющий человеческую деятельность [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Под целью образовательной деятельности автором данного исследования понимается совокупность последствий и причин (обеспечивающих или обуславливающих факторов), которые позволяют результативно функционировать и развиваться образовательной организации в целом при реализации образовательных программ различной направленности.

Конечной результативной целью образовательной деятельности является создание условий, обеспечивающих плодотворное развитие обучающихся на всех этапах образовательного процесса.

Исходя из вышеизложенного, автором разработана следующая классификация целей образовательной деятельности.

1. По наличию причинно-следственной связи между целями: 1) результативные цели - цели, отражающие результаты образовательной деятельности; 2) обеспечивающие (причинные) цели - цели, отражающие средства достижения результативных целей образовательной деятельности.

2. По источнику формулирования целей: 1) цели, отражающие потребности работодателей; 2) цели, отражающие потенциал образовательной организации; 3) цели обучающихся.

86

Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (72) 2019

3. По характеру потребностей общества: 1) цели, обеспечивающие материальные потребности общества; 2) цели, обеспечивающие духовные потребности общества.

4. По мероприятиям, обеспечивающим достижение целей: 1) цели, достигаемые за счет специализации образовательной деятельности; 2) цели, достигаемые посредством использования потенциала образовательной организации; 3) цели, достигаемые за счет совершенствования организационной структуры образовательной организации.

5. По преемственности целей: 1) универсальные цели - типовые цели образовательной деятельности, связаные с реализацией общеизвестной стратегии, представленной в действующей нормативной базе конкретного вуза; 2) специфические цели - цели, характерные для разрешения проблем образовательной деятельности вуза определенной профессиональной направленности.

6. По уровню иерархии целей образовательной деятельности: 1) локальные цели - достигаются на уровне образовательной организации; 2) глобальные цели - достигаются на уровне региона, страны.

7. По периоду достижения целей: 1) перспективные цели - направлены на долгосрочный период планирования образовательной деятельности (от 3 лет); 2) среднесрочные цели - предполагают достижение в пределах срока планирования от 1 года до 3 лет; 3) краткосрочные цели - предполагают достижение до 1 года.

8. По темпу развития образовательной организации: 1) интенсивные цели - цели, направленные на приложение больших усилий со стороны участников образовательной деятельности; 2) экстенсивные цели - напротив, предполагают уменьшение усилий со стороны участников образовательной деятельности (например, использование видеофильмов, презентаций, аудиокниг).

9. По обязательности достижения: 1) обязательные - предполагается непременное достижение данных целей в процессе осуществления образовательной деятельности; 2) желаемые цели -цели, которые являются предпочтительными для конкретной образовательной программы или образовательной организации, но необязательны для исполнения.

10. По критерию оптимальности в модели выбора наилучшего варианта достижения цели: 1) максимально возможная цель - предполагает установление максимального значения показателя, характеризующего степень достижения конкретной цели; 2) минимально возможная цель - предполагает наличие минимального значения показателя, выбранного в качестве критерия достижения цели.

Представленная классификация позволяет не только уточнить теоретические аспекты процесса целеполагания образовательной деятельности, но и выделить ключевые направления деятельности образовательной организации и систематизировать поставленные перед ней задачи.

Для целей данного исследования с использованием метода «дерево целей» проведем целепо-лагание образовательной деятельности, соответствующее реалиям функционирования и развития современной образовательной организации. Выбор метода исследования обусловлен широкими возможностями описания состава целей, их взаимосвязей и иерархии.

На рисунке представлено дерево целей образовательной деятельности, составленное на основании сопоставления результатов анализа проблем образовательного процесса [2; 3; 4; 8; 9], исследования влияния турбулентности информационной среды на результативность образовательного процесса [3; 4] и представлений участников образовательного процесса (обучающихся и преподавателей), установленные в результате опроса 549 студентов и 124 преподавателей организаций высшего образования Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Международного банковского института, Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета).

В разработанном автором «дереве целей» (см. рисунок) цель первого уровня - это создание условий, обеспечивающих результативное развитие обучающихся на всех этапах образовательного процесса. Все цели последующих уровней служат обеспечению данной цели.

Целеполагание образовательной деятельности осуществляется на федеральном и локальном уровнях. В настоящем исследовании автор акцентирует внимание на целеполагании образовательной деятельности только на локальном уровне - уровне организации высшего образования.

Цели, реализуемые в рамках аудиторной работы обучающихся, на рисунке выделены простой линией, самостоятельной - пунктирной.

Возвращаясь к обоснованным выше условиям результативного развития обучающихся, следует еще раз акцентировать:

На первом уровне целеполагание образовательной деятельности в рамках аудиторной работы должно базироваться на применении классических положений педагогики, в том числе дидактики, при проведении лекционных и практических занятий, целеполагание самостоятельной работы студентов способно актуализировать развитие креативного и творческого потенциала обучающихся.

На втором уровне выделены следующие цели: 2.1. - формирование и развитие познавательной деятельности; 2.2. - формирование и развитие когнитивной деятельности; 2.3. - формирование и развитии мотивации к обучению (учить учиться). Важно отметить, что достижение этих целей возможно только в рамках аудиторной работы, поскольку

1. Создание условий, обеспечивающих результативное развитие обучающихся на всех этапах образовательного процесса

2.1. Формирование и развитие познавательной деятельности

2.2.Формирование и развитие когнитивной деятельности

2.3. Формирование и развитие мотивации к обучению (учить учиться)

3.1. Развитие навыков познавательной деятельности на лекциях

3,2. Развитие навыков познавательной деятельности на практических занятиях

3.3. Развитие I навыков самостоятельной познавательной деятельности

3.4. Развитие внимания у обучаю шихся

3.5, Развитие

памяти у обучающихся

3.6. Развитие воображения

3.7. Развитие критического мышления

3.8. Повышение интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам (посредством применения наглядности, зани мательносги, интсракггивности)

3.9. Усиление мотивации к ¡самостоятельному! обучению

4.1. Разнитие

навыков умения работать с и»формацией

4.2. Развитие

навыков формулировки проблем

: 4,3. Развитие навыков решения прифессиина льных проблем

4.4. Развитие

навыков груинивош ¡гшимодекешия

4.5, Развитие

навыков разработки проектов

4.6. Овладение способами творческой деятельности

4.7. Развитие

хпризматически! о потенциала

4.В. Овладение приемами и техниками влияния на другихтодей

4.9, Умение работать и команде

4.10. Преодоление

личных комплексов

4.1 ]. Умение мотивирован других .иодей

4.12, Армирование социальных качеств

5.1. Применени е навыков ведения дискуссии

5.2. Работа в режиме

^нормирования»

5.3.

Использование технологии активного обучения

5.4.

Использовав ие методов взаимно! о обучения

5.5.

Использование

техник» нейтрализации конфликтов

5.6.

Использование интерактивных технолотий

5.7. Применение навыков презентации и ¿амонр^.клиаиин

5.8. Самодиш мостика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.9.

Использование

техники «:зврисгичесно1т> оптимизма»

5.10.

Использование различных

техник в зал мо деист ння на людей

5.11. Использование техники вербального взаимопонимания

5.12. Использова

ние технических учебных средств

5.13. Гармонизация

речевой функции (но возможности)

>

0

1

о со

»5 >

Целеполагание современного образовательного процесса

побудить к действию возможно только при личном общении преподавателя и обучающегося.

На третьем уровне выделены следующие цели:

3.1. - развитие навыков познавательной деятельности на лекциях; 3.2. - развитие навыков познавательной деятельности на практических занятиях; 3.3. - развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; 3.4. - развитие внимания у обучающихся; 3.5. - развитие памяти у обучающихся; 3.6. - развитие воображения; 3.7. - развитие критического мышления; 3.8. - повышение интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам (посредством применения наглядности, занимательности, интерактивности); 3.9. - усиление мотивации к самостоятельному обучению. Важно уточнить, что цели 3.1., 3.2., 3.4., 3.5., 3.8. ставятся для достижения результатов в рамках аудиторной работы, а цели 3.3., 3.6., 3.7., 3.9. - в процессе самостоятельной работы студентов.

На четвертом уровне выделены следующие цели: 4.1. - развитие навыков умения работать с информацией; 4.2. - развитие навыков формулировки проблем; 4.3. - развитие навыков решения профессиональных проблем; 4.4. - развитие навыков группового взаимодействия; 4.5. - развитие навыков разработки проектов; 4.6. - овладение способами творческой деятельности; 4.7. - развитие харизматического потенциала; 4.8. - овладение приемами и техниками влияния на других людей; 4.9. - умение работать в команде; 4.10. - преодоление личных комплексов; 4.11. - умение мотивировать других людей; 4.12. - формирование социальных качеств обучающихся. Важно уточнить, что цели 4.1., 4.4., 4.7., 4.8., 4.9., 4.12. ставятся для достижения при работе в аудитории, а цели 4.2., 4.3, 4.5., 4.6., 4.10., 4.11. - при организации самостоятельной работы обучающихся.

Для пятого уровня определены следующие цели: 5.1. - применение навыков ведения дискуссии;

5.2. - работа в режиме «нормирования»; 5.3. - использование технологии активного обучения; 5.4. -использование методов взаимного обучения; 5.5. -использование техники нейтрализации конфликтов;

5.6. - использование интерактивных технологий;

5.7. - применение навыков презентации и самопрезентации; 5.8. - самодиагностика; 5.9. - использование техники «эвристического оптимизма»; 5.10. -использование различных техник взаимодействия на людей; 5.11. - использование техники вербального взаимопонимания; 5.12. - использование технических учебных средств (слайдов, таблиц, фильмов, роликов и пр.); 5.13. - гармонизация речевой функции (по возможности). Важно уточнить, что цели 5.2., 5.3., 5.4., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9., 5.10., 5.11., 5.12., 5.13. ставятся для достижения при работе в аудитории, а цели 5.1., 5.5. - при организации самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, проведенное исследование показало, что на стратегическом и оперативном уровнях целеполагания образовательного процесса

приоритетной является аудиторная работа, а на тактическом уровне - самостоятельная. Данный тезис для преподавателя можно изложить следующим образом: «При проектировании образовательного процесса и его организации в границах конкретного занятия преподаватель должен исходить из максимизации возможностей аудиторной работы, а для повышения качества аудиторной работы, экономии времени на занятиях необходима результативная организация самостоятельной работы обучающихся». Изложение данного тезиса для организации высшего образования в целом следует представить так: «При проектировании образовательных программ и рабочих учебных планов необходимо с особой тщательностью подходить к планированию самостоятельной работы обучающихся, поскольку именно сознательная и глубокая проработка учебных материалов в индивидуальном порядке позволит достичь реализации стратегических целей образовательного процесса».

Библиографический список:

1. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1985. 897 с.

2. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования: монография / Н.А. Ананьева, С.Ф. Андрусенко, Н.А. Логинова и др. Saint-Louis, MO: Publishing House «Science& Innovation Center». 2013. 492 c.

3. Логинова Н.А. Информационно-предметное обеспечение учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: учеб.-метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 124 с.

4. Логинова Н.А. Теоретико-дидактические положения концепции «обучение действием» // Образование: опыт и перспективы развития / Чувашский республиканский институт образования. Изд-во: ООО «Издательский дом «Среда», Чебоксары. 2019. С. 63-71.

5. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013. 255 с.

6. Платонова Н.М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе. СПб.: СПбГУ, 2001. 157с.

7. Чистов Л.М. Экономическая наука как теория эффективного управления социально-экономическими системами. Результат развития марксовой экономической теории: учебник / Л.М. Чистов. СПб.: Астери-он. 2009. 696 с.

8. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. 210 с.

9. Логинова Н.А. Технологии активного обучения студентов: action learning // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. Том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2018. С. 276-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.