ПЕДАГОГИКА
PEDAGOGY
Методология педагогики Methodology of Pedagogy
УДК 37 ББК Ч 215
Наталья Леонидовна Коршунова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией методологии педагогики, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (Владивосток, Россия), e-mail: nlkor@mail.ru
Актуальность темы исследования и процедура её обоснования
В статье раскрывается понятие и структура актуальности темы педагогического исследования. Автор предлагает рассматривать характеристику актуальности темы как процедуру; структура актуальности при этом включает социальный, практический и научный аспекты. Социальная актуальность позволяет определить социальный «вес» выбранной для исследования темы, её значение для общества, связь темы с прошлым и настоящим широкой педагогической практики и науки о ней - педагогики, с социокультурным контекстом современности. В статье приведены примеры описания процедуры обоснования конкретной темы, приводятся примеры методологически корректного оформления этого пункта исследования на материале диссертационных работ. Особо требует внимания исследователя обоснование научной актуальности темы. Большая часть исследователей страдает перечислением длинного списка имен, начиная от периода древней истории. По мнению автора, перечень фамилий должен включать только тех, кто действительно оставил заметный след в деле изучения данной темы, и чьи работы были изучены автором диссертационного текста.
Ключевые слова: обоснование темы диссертационного исследования; актуальность темы; социальная, практическая и научная актуальность; актуальность направления.
Natalia Leonidovna Korshunova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Pedagogy Methodology Laboratory, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), e-mail: nlkor@mail.ru
Studies’ Topicality and the Procedure of its Reasoning
This article deals with the structure and meaning of the topicality of the theme of pedagogic studies. The topicality of the theme is proposed as a procedure based on the structure including social, practical, and scientific aspects. Social topicality provides social meaning of the research theme, i.e. its importance for a society, its connection with the past and the future, pedagogy, and sociocultural context. The article describes the procedure of topicality reasoning and gives the samples of the correct methodological appearance of this point of studies on the basis of dissertation works’ materials. Reasoning of scientific meaning of the research topicality is especially focused on. Analysis shows that some researchers prefer listing scientists’ names of different historic periods. In author’s opinion, the list of names should include only those researchers who have made a great contribution to the study of the problems of the research, whose works have been analyzed by the author of dissertation research.
Keywords: dissertation study theme; reasoning; theme topicality; social, practical and scientific topicality; topicality of the school of thought.
Начальный пункт каждой диссертации и соответственно каждого автореферата помечен рубрикой «Актуальность». Здесь даётся мотивировка выбора темы жанровой научной работы, и отсюда начинает разворачиваться её содержание, претендующее на завершенность после проведения исследования. Однако впервые с описанием актуальности соискатель сталкивается ещё на этапе выбора темы и подготовки такого важного документа, как «Обоснование темы диссертационного исследования» (по сути, представляющего собой проспект исследования). Часто за этим следует его презентация, что разумно и по традиции практикуется на многих педагогических кафедрах. Многолетний опыт руководства диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей показывает, что оформление актуальности даётся авторам с большим трудом, несмотря на наличие немалого числа учебных пособий по методологии педагогического исследования. Многословие, путаная логика, повторы, неоправданно большой перечень фамилий мыслителей и учёных, оставивших свой след в изучении наиболее близко связанных с темой диссертации вопросов, расплывчатость представлений о побудительных импульсах к разработке заявляемой темы со стороны социума, образовательной практики и педагогической науки -вот самый очевидный перечень недостатков, вызывающих обеспокоенность состоянием методологического базиса научно-поисковой деятельности в области педагогики на конкретном его участке и заставляющих заново обратиться к вопросу об актуальности, привести обновленные в связи с этим рассуждения.
В небольшой по объёму статье нет возможности подробно описать все факты и доводы, которые склонили автора к представленным ниже выводам, но в этом и нет нужды. Достаточно обратиться к имеющимся пособиям по методологии педагогического исследования В. В. Краевского, В. И. Загвя-зинского, А. М. Новикова, М. А. Галагузовой, чтобы получить обстоятельные сведения об актуальности темы педагогического исследования. Поэтому в данном вопросе нас будет интересовать преимущественно сухой остаток. Исключение составит тонкий слой новых представлений, что мы специально оговорим. Итак, что же необходимо знать начинающим исследователям по поводу актуальности избранной темы?
Характеристика актуальности темы предполагает процедуру обоснования. Обосновать тему - значит привести подкреплённые
доказательствами весомые научные доводы в её пользу, выстроенные в определённой системе. Тему можно считать обоснованной, если найдены убедительные аргументы, свидетельствующие о том, что исследование по избранной теме должно быть проведено безотлагательно, что данная тема - самая нужная и своевременная.
С определения актуальности, как правило, начинаются все книги и статьи. Сориентироваться в актуальности можно, изучив введение в тех литературных источниках, которые отобраны для работы над темой исследования. (При этом следует иметь в виду, что речь идёт именно об ориентирах, а не об окончательных выводах.) К этому разделу научных трудов нужно быть особенно внимательным. С одной стороны, их специальное изучение позволяет легче определиться с тем, как обстоят дела в области научных исследований по интересующей теме. Но, с другой стороны, здесь непременно следует учитывать время (век, год) и место (страна, регион) выхода в свет публикации. В противном случае исследователь может оказаться на ложном пути, приводя чьи-то заключения, за давностью лет утратившие свою значимость к данному периоду времени.
Встречается мнение, что обращение к классике способно привести к отрыву от современности, повернуть исследователя вспять от реальных проблем образования к его прошлому состоянию, что именно так и поступают многие, выбирая актуальность из старых разработок. Что можно сказать в ответ на такую точку зрения? Во-первых, во всем нужна разумная мера. Конечно, ограничиваться экскурсами в историю вопроса было бы неверно. Тем не менее изучение педагогического наследия прошлого совершенно необходимо уже хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипед заново; кроме того, знакомство с работами иных исторических периодов даёт ни с чем несравнимое ощущение движения времени в развитии той или иной научной проблемы - откуда оно начиналось, по каким векторам разворачивалось и куда привело в конце концов. Во-вторых, необходимо отличать просто работы, написанные в прошлые годы, от классических трудов. Классика потому и классика, что она вечно живая и развивающаяся. Многие научно-педагогические проблемы педагогики, давно ставшие классическими, не утрачивают своей вечнозелёной актуальности и по сей день. Однако для того, чтобы действительно не попасть впросак, не заблудиться во времени,
избежать эффекта «дежавю» и дать верный ответ на «вызов» эпохи, необходимо изучить достаточно большой перечень литературы, включив в него как труды, ставшие научной классикой, так и современные тексты.
В актуальности темы будем различать три её разновидности: социальную, практическую и научную актуальность. Они же выступают последовательными шагами в её обосновании. Выделение практической и научной актуальности темы давно стало научной традицией. На социальную актуальность обычно тоже указывали, но до сих пор она не была поименована. В этой статье мы впервые предлагаем рассматривать её как одну из составляющих актуальности темы наряду с практической и научной сторонами. Стремление вычленить и обозначить социальный аспект актуальности темы педагогического исследования вызвано переходом науки к третьему, постнеклассическому этапу в своём развитии, где осуществляется рефлексия над ценностно-целевыми структурами, в пределе выходящими за границы науки.
Выявить социальную актуальность темы - то же, что показать её значение для общественной жизни, частью которой является наука, в том числе педагогическая, и образование, причём значение - для современного состояния жизни социума. В деле обоснования социальной актуальности темы на первое место выходит обозначение научного направления. В литературе по методологии педагогики нам не удалось найти определение этого понятия, поэтому далее предлагаем собственную трактовку. Направление - категория, фиксирующая исторически сложившиеся характеристики общности педагогических явлений, объединённых относительным единством идейных ориентаций и принципов, соответствующих определённым периодам в развитии педагогической науки и педагогической практики.
Разные направления являются «узловыми пунктами» педагогического осмысления действительности. В предыдущие периоды центрирующими на педагогической почве были такие направления, как: программированное обучение, проблемное обучение, воспитывающее обучение, интернациональное воспитание, воспитание в коллективе, половое воспитание, комплексный подход в воспитании. В последующем их сменили новые: гуманизация образования, личностно ориентированный подход в образовании, профильное обучение, дифференцированное обучение, компьютеризация образования,
воспитание толерантности, экологическое воспитание, полиэтническое воспитание, гендерный подход в образовании и др. Среди направлений научного поиска есть такие, актуальность которых всегда «на пике» времени, не утрачивается с годами. К ним с полным правом можно отнести: содержание образования, методы обучения и воспитания, физическое воспитание, воспитание в семье, школьный учебник и др. Обоснование социальной актуальности темы редко опирается на какое-то одно направление, чаще всего их бывает два и более, и основаны они на принципах конкретизации или взаимообусловленности. Например: процесс информатизации образования и компетентностный подход, психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении и подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией школьников.
Отыскать «своё» научное направление бывает довольно непросто. Здесь логика поиска берёт своё начало от постановки проблемы, что само по себе тоже сопряжено с большими трудностями. Дело существенно облегчается, если аспиранту или соискателю предлагается готовая формулировка темы диссертационного исследования. Тогда направление (по крайней мере - ведущее), как правило, уже представлено в названии темы. Но нужно ещё провести процедуру его обоснования, что позволяет определить социальный «вес» выбранной для исследования темы, её мировоззренческую и инструментальную ценность в деле модернизации общества и его важнейшей подсистемы -сферы образования; установить связь темы с прошлым и настоящим широкой педагогической практики и науки о ней - педагогики, с социокультурным контекстом современности.
Главное в процедуре научного обоснования то, что она отражает в значительной (но не исключительной!) мере не столько действительное, сколько идеальное, желаемое положение дел, учитывающее возможности современной науки. Вместе с тем актуальность темы исследования определяется не только наукой. Обоснование - это способ рационального определения исходных посылок научного поиска, но сами посылки могут выходить за пределы науки.
В обосновании актуальности научного направления поможет чтение газетных статей, обращение к выступлениям политических деятелей, учёных и практиков, знакомство с нормативными документами Министерства образования и науки РФ. Актуальность
направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Она уже как бы задана, и нужно только найти верные слова для её выражения. Однако не следует понимать дело так, что требуется непременно ввести специальную рубрику для указания на выявленное направление исследования, при этом вдобавок выделить его наименование жирным шрифтом в форме слова или словосочетания, подчеркнуть или привлечь к нему внимание каким-то иным способом. Направление достаточно всего лишь обозначить понятийными средствами, контекстом, раскрывающим его смысл.
Приведём примеры. Вот как показана актуальность направления, в котором проводилось исследование, посвящённое выявлению и обоснованию комплекса условий воспитания у учащихся начальной школы отношения к образованию как к ценности1.
«В период перестройки духовных и социальных основ жизни граждан России, смены идеологических ориентиров происходит утверждение новых ценностей в социуме - процесс сложный и неоднозначный.
Не нуждается в специальных доказательствах решающая роль в этом системы образования, которая выполняет функцию воспроизводства и обогащения ценностной сферы и отдельного человека, и общества в целом. Однако образование в России сегодня так же, как и наука и культура, оказалось оттеснённым на второй план и отношение к нему как к приоритетной сфере уже долгие годы остаётся на уровне лозунгов и деклараций. То, что признаваемые приоритетными сферы политики и экономики в конечном счёте оказываются зависимыми от образования, не отрицается, но и не учитывается. В то же время международный опыт убедительно показывает, что отношение к образованию и его состояние имеют решающее значение для модернизации общества и его выживания.
Невостребованность образования как качества личности гражданина способствует процессу девальвации идей образования в сознании молодых».
Приведённый фрагмент указывает, что ведущее направление данного научного исследования - аксиологический подход в образовании, а подчинённая ему - категория отношения к образованию как к ценности, что подтверждают другие характеристики работы. Избранная категория безошибочно
1 Сазонова А. Н. Дидактические условия воспитания у учащихся начальной школы отношения к образованию как к ценности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
точно подвела к концептуальной базе исследования, в составе которой концепция содержания общего среднего образования (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), идеи реформирования отечественной системы образования (гуманизация, демократизация), концепция личностно ориентированного образования.
Другой пример даёт работа, посвящённая выявлению дидактических условий формирования познавательной активности учащихся профессиональных училищ2. В сокращённом и слегка преобразованном варианте обоснование актуальности направления принимает здесь следующий вид.
В государственных образовательных стандартах, квалификационных характеристиках, разработанных на основе требований к профессиональной деятельности рабочего, отмечается, что он должен иметь высокий уровень познавательной активности, способствующий всестороннему формированию личности, её адаптации в обществе и успешной профессиональной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах, стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, профессиональной мобильности, развитой познавательной деятельностью.
Высокое мастерство по приобретённой профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда, в настоящее время понимается как профессиональная компетентность. Речь идёт о подготовке рабочих профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе - не объём получаемой информации, а обучение умению творчески находить, усваивать её и пользоваться ею. Значимая роль отводится также формированию ценностной сферы учащегося как будущего рабочего. Она является регулятором социального поведения личности, где важное место занимает активная познавательная деятельность. Это имеет особое значение для системы начального профессионального образования, в которой обучается и воспитывается специфический контингент учащихся, многие из
2 Горшкова О. О. Дидактические условия формирования познавательной активности учащихся профессиональных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003.
которых представляют социально неблагополучные, маргинальные слои населения.
В данном случае ведущее направление научного поиска - компетентностный подход, а «внутри» него - формирование познавательной активности личности.
Обосновав социальную актуальность темы, следует переходить к обоснованию актуальности практической. Здесь необходимо показать, в чём состоит практическая потребность в изучении данной темы, какие недостатки в обученности, воспитанности учащихся вызывают беспокойство педагогической общественности, какие в связи с этим недостатки, слабые места обнаружены в образовательном процессе, которые приводят к указанным недостаткам в обученности и воспитанности. Таким образом, требуется дать оценку результатов педагогического процесса, с одной стороны, и дать оценку качества педагогического процесса - с другой.
Пример. Автор работы, посвящённой подготовке старшеклассников к семейной жизни, зафиксировав кризисное состояние современной российской семьи, называет в качестве эффективного инструмента для предотвращения дальнейшего его обострения воспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущей семейной жизни. Далее автор констатирует низкий уровень ценностного отношения к браку у молодёжи, что не может не вызывать тревогу у специалистов. При этом отмечается, что взгляды о должном брачно-семейном поведении формируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, часто деструктивных по содержанию. Те меры, которые предпринимались на государственном уровне, - путём введения «родительского всеобуча», введения школьного курса «Этика и психология семейной жизни», - несмотря на свою созидательную направленность, не обрели популярности среди старшеклассников и их родителей и, по сути, закончились неудачей, а проблема осталась нерешённой.
Следующий шаг - обоснование научной актуальности темы. Он напрямую связан с постановкой научной проблемы. Поставить проблему исследования - значит указать на пробел в науке: что ранее не было изучено, и что из этой области нужно изучить сегодня1. Актуальность проблемы, недостаточный уровень её разработанности определяют выбор
1 Подробнее см.: Здор Д. В., Коршунова Н. Л. Современные концептуальные представления о проблеме и цели педагогического исследования // Профессиональное образование. 2010. № 4. С. 13-15.
темы. Проблема должна найти отражение в теме.
В этой части работы требуется показать, в какой степени разработана тема в науке, какое освещение получила она в научной литературе, какие учёные внесли вклад в её исследование. Неправильным было бы приводить слишком длинный список имён, зачастую хронологически восходящий к периоду древней истории, за счёт числа мыслителей, работников науки, имеющих только косвенное отношение к соответствующей тематике, так сказать, «для порядка». Едва ли не в каждой диссертации авторы считают своим долгом причислить себя к сторонникам идей Бахтина, Библера, Щедровицкого, Роджерса, Маслоу, Франка, Ортега-и-Гассета, Гадаме-ра и др. Когда при встрече с таким широким спектром имён спрашиваешь аспиранта, какое конкретное значение для его исследования имеют работы того или иного автора и чем, к примеру, Библер отличается от Бубера, а Франк от Франкла, то в ответ слышишь нечто невразумительное. Во избежание подобного перечень фамилий должен включать только тех, кто действительно оставил заметный след в деле изучения данной темы и чьи работы были изучены автором диссертационного текста.
Обосновывая научную актуальность темы, особо следует выделить вопросы, нуждающиеся в дальнейшем анализе. Не лишне будет представить также информацию о том, в отношении каких вопросов научный поиск продолжается. И совершенно обязательно требуется обозначить область неизученного.
Ниже в качестве примера представлен фрагмент обоснования актуальности темы в науке в исследовании по воспитанию экологической культуры младших школьников2.
В разработку современных концептуальных основ экологического образования внесли вклад С. В. Алексеев, А. Н. Захлеб-ный, И. Д. Зверев, Т. В. Кучер, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, И. Н. Пономарёва, Л. П. Са-леева, А. П. Сидельковский, Г. П. Сикорская, И. Т. Суравегина, А. Е. Тихонова, Н. М. Чернова и др.
За последнее десятилетие проведен ряд диссертационных исследований, раскрывающих разные аспекты экологического образования. Некоторые из них посвящены проблеме воспитания экологической культуры у подростков, например: И. Л. Беккер исследует туристско-краеведческую деятельность
2 Игумнова Е. А. Воспитание экологической культуры младших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 1999.
подростков в условиях дополнительного образования; В. Н. Дикий - процесс общения подростков с природой; М. В. Шептуховский -природную среду как фактор воспитания подростков; В. Д. Иванов - внеклассную деятельность подростков. Однако проблема поиска эффективных путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков в образовательном процессе школы специально не исследовалась.
После описания состояния исследовательской активности в отношении выбранной темы делается вывод о её актуальности в целях дальнейшего научно-педагогического изучения.
Например, наличие нерешённой научной проблемы, исследовательский интерес к вопросам экологического образования, а также социальное значение экологической культуры человека и возросшие потребности педагогической практики в её формировании обусловили выбор темы диссертационной работы: «Содержание экологической культуры школьников и средства её формирования».
Актуальность темы диссертации - только один из блоков её каркаса в модусе описания и проекта, но эта конструкция - «несущая», и оттого, как она выполнена, зависит устойчивость и надёжность всего концептуального построения в целом.
Статья поступила в редакцию 10.09.2012