УДК 37.013
Шакирзянова С.Р.
начальник кафедры "Военной и физической подготовки" Таможенный институт Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов (г. Ташкент, Узбекистан)
АКТУАЛЬНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос влияния саморазвития курсантов при подготовке к будущей профессии на успеваемость и уровень обученности. Указывается ряд особенностей при проведении саморазвития курсантов.
Ключевые слова: саморазвитие, курсант, обученность, успеваемость.
Актуальность. Саморазвитие курсантов - очень важная часть процесса обучения, которая является связующим звеном занятия настоящего с прошедшим или будущим. Одним из основных условий успешного обучения является овладение навыками самостоятельной работы. [1]
Цель работы: заинтересовать курсантов, мобилизация сил, возможностей и способностей, сформировать упорства в достижении цели.
Задачи: сформировать творческую личность, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности человека, а творческая деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. [2]
Самостоятельная подготовка курсантов военных вузов — наиболее важная часть учебно-воспитательного процесса, целью которой является закрепление и совершенствование полученных знаний во время учебных дисциплин. Кроме того, именно во время самостоятельной подготовки курсанты могут подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, семинарам. Именно во время проведения самостоятельной подготовки существует реальная возможность каждого курсанта проявить свои творческие способности и правильно организовать себя и своих товарищей для полноценной и качественной работы. Согласно общепринятым положениям проведения самостоятельной подготовки, она проводится непрерывно и систематически. Так как только систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. [1]
Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях. Исключением из этого правила является только отсутствие по причинам, указанным в рапортах или по состоянию здоровья.
Каждый раз, проводя самостоятельную подготовку, курсанты сталкиваются со сложностями, которые продиктованы ограниченным временем подготовки и особенностями военного обучения. Даже в таких условиях возможен индивидуальных подход к решению возникших сложностей. Организуя правильную подготовку, можно добиться высокого уровня обученности и показателей качества образования. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого офицера. Воспитывая активность и самостоятельность курсантов, выполняется одна из главных задач современного образования —
формирование умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, а также формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения. [3]
При этом самостоятельная работа, реализуясь в качестве самостоятельной подготовки, является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя (курсового офицера), в ходе которой курсанты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Заключение. Качество образования в военном вузе напрямую зависит от качества подготовки к учебным занятиям, особенно на младших курсах во время изучения основных дисциплин, которые являются базовыми для специальных предметов на более старших курсах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Светличная, Н. К. "Интегральный подход в оценке функционального состояния занимающихся адаптивной и оздоровительной физической культурой." Материалы XXVI Международного научного Конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех (2021): 412-414;
2. Светличная, Н. К. "Адаптивная физическая культура и спорт." Т.,
«Узкитоб савдо нашриёт манбаа ижодийуйи (2021);
3. Каримов, В. В., and Ш. Х. Рузибоев. "Значение физических упражнений в борьбе с заболеваниями опорно-двигательного аппарата." Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования. 2020
Shakirzyanova S.R.
Customs Institute of Customs Committee under Ministry of Economy and Finance (Tashkent, Uzbekistan)
RELEVANCE OF CADETS' SELF-DEVELOPMENT IN PREPARATION
FOR THEIR FUTURE PROFESSION
Abstract: this article examines the issue of the influence of self-development of cadets in preparation for a future profession on academic performance and level of training. A number of features are indicated when conducting self-development of cadets.
Keywords: self-development, cadet, training, academic performance.