Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ / AUDITORY-SPEECH MEMORY / MOTOR ALALIA / FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-SPEECH MEMORY IN MOTOR ALALIA / OLDER PRESCHOOLERS WITH MOTOR ALALIA / AUDITORY-SPEECH MEMORY IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MOTOR ALALIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крецева К.А.

В статье предлагается анализ современных представлений о причинах, вызывающих недостаточную сформированность слухоречевой памяти у дошкольников, проанализирована взаимосвязь речевых нарушений при моторной алалии с недоразвитием слухоречевой памяти. Обозначена актуальность коррекционной работы по развитию слухоречевой памяти в старшем дошкольном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крецева К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-SPEECH MEMORY IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MOTOR ALALIA

The article offers an analysis of modern ideas about the causes of insufficient formation of auditory-speech memory in preschool children, and analyzes the relationship of speech disorders in motor alalia with underdevelopment of auditory-speech memory. The relevance of corrective work on the development of auditory-speech memory in the senior preschool period is indicated.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

УДК: 616.853-616.895.8-612.821.2

Крецева К.А. студент магистратуры 3 курса научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н.

доцент

Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Аннотация: В статье предлагается анализ современных представлений о причинах, вызывающих недостаточную сформированность слухоречевой памяти у дошкольников, проанализирована взаимосвязь речевых нарушений при моторной алалии с недоразвитием слухоречевой памяти. Обозначена актуальность коррекционной работы по развитию слухоречевой памяти в старшем дошкольном периоде.

Ключевые слова: слухоречевая память, моторная алалия, особенности развития слухоречевой памяти при моторной алалии, старшие дошкольники с моторной алалией, слухоречевая память у старших дошкольников с моторной алалией.

Kreceva K.A., master's degree student Muratova M.A., Ph.D. biol. sciences, associate professor

Southern Federal University Russia, Rostov-on-don

RELEVANCE OF THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-SPEECH MEMORY IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MOTOR ALALIA

Abstract: the article offers an analysis of modern ideas about the causes of insufficient formation of auditory-speech memory in preschool children, and analyzes the relationship of speech disorders in motor alalia with underdevelopment of auditory-speech memory. The relevance of corrective work on the development of auditory-speech memory in the senior preschool period is indicated.

Keywords: auditory-speech memory, motor alalia, features of the development of auditory-speech memory in motor alalia, older preschoolers with motor alalia, auditory-speech memory in older preschoolers with motor alalia.

Сформированная слухоречевая память у детей - это важный аспект их интеллектуального развития, обеспечивающий нормальное речевое общение и учебно-познавательную деятельность. Слухоречевая память обуславливает запоминание словесных инструкций, восприятие, удержание в памяти и безошибочное воспроизведение слухоречевой информации, полученной от учителя. Вследствие недоразвития слухоречевой памяти дети испытывают трудности в освоении школьной программы. Это обуславливает важность диагностики и, при необходимости, доразвития слухоречевой памяти перед началом школьного обучения.

Дети с системными нарушениями речи являются объектом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, которые демонстрируют, что у дошкольников с моторной алалией возникают трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой на слух [3; 5; 6; 9]. В школьном периоде как следствие возникают такие трудности, как: неполное восприятие и усвоение материалов урока, несформированность навыков понимания и удержания последовательности вербальных инструкций, трудности при пересказе, изложении текстов, ошибки в орфографии.

Проблема недостаточной сформированности слухоречевой памяти у дошкольников с моторной алалией заключается также и в неравномерном недоразвитии базовых психологических процессов (фонематическое восприятие, произвольное слуховое внимание, возможность удержания последовательности вербальных инструкций). Так, в экспериментальных исследованиях слухоречевой памяти детей с моторной алалией, многими авторами отмечается неравномерное развитие у детей экспериментальной группы разных видов слухоречевой памяти (кратковременной, долговременной, смысловой), неоднородные отклонения качественных показателей [4; 7; 9]. Так, участники экспериментальных групп показывают результаты в пределах нормы при обследовании кратковременной памяти, а при диагностике долговременной - ниже возрастной нормы. При этом некоторые дети больше склонны к искажениям слов при воспроизведении их ряда, что говорит о нарушении фонематического восприятия, чем к заменам (указывающим на несформированность приёмов запоминания) [4]. Соответственно, коррекционно-логопедическая работа будет более эффективной, если учитывать особенности каждого ребенка, что наиболее доступно на индивидуальных логопедических занятиях.

Разработкой затронутых в данной работе вопросов занимались многие известные авторы - психологи, дефектологи, педагоги. Вопросы развития памяти, в том числе и слухоречевой, хорошо освещены в работах А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, П.П. Блонского, В.С. Мухиной, Л.М. Веккера, Р. Клацки, П.И. Зинченко, З.М. Истоминой, А.С. Галанова и др. Исследованиями общего недоразвитие речи занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Л.С. Цветкова и др.

Нарушение памяти у детей с речевой патологией имеют вторичный характер, так как первичное нарушение речи может вызвать недоразвитие или нарушение процесса памяти, что проявляется в сужении объема запоминаемого речевого материала.

Моторная алалия - это такая речевая патология, при которой страдают как речевые, так и неречевые психические процессы [6].

В многочисленных исследованиях отмечается, что недостаточно сформированная речевая деятельность накладывает отпечаток на интеллектуальную сферу развития ребенка: отмечается недостаточная

устойчивость внимания, отставание в овладевании анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Что касается развития памяти, то влияние речевого недоразвития сказывается на отставании в формировании различных видов памяти неравномерно. У детей с моторной алалией оказывается относительно сохранной смысловая, логическая память, но снижена слухоречевая память. Это проявляется в следующих отклонениях:

1. страдает продуктивность запоминания слухоречевой информации;

2. дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность вербальных заданий;

3. наблюдаются большие трудности при выполнении движений по словесной инструкции;

4. неравномерность воспроизведения словесной конструкции с тенденцией к уменьшению количества слов;

5. при воспроизведении слухоречевой информации часты ошибки соскальзывания на побочные ассоциации;

6. невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти вербально заданного порядка слов.

Сравним конкретные показатели объёма и качества слухоречевой памяти на примере исследования, в котором были протестированы дети старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием (контрольная группа) и с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня» (экспериментальная группа) [4]. Анализ этого исследования позволяет дать следующую сравнительную характеристику показателей слухоречевой памяти детей нормального и отклоняющегося речевого развития:

1. Объём кратковременной слухоречевой памяти у детей с нормальным речевым развитием в среднем больше, чем у детей с недоразвитием речи. Так, в проанализированном исследовании первое воспроизведение ряда составило 3-5 слов в нормативной группе и 2-3 слова - в экспериментальной.

2. Продуктивность слухоречевой памяти у детей с нормативным развитием речи выше, чем у детей с недоразвитием речи (при втором и третьем воспроизведении дети с недоразвитием речи назвали 4-5 слов, а в нормативной группе - 6-7 слов).

4. Точность воспроизведения и прочность слухоречевой памяти у детей с недоразвитием речи ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. При воспроизведении ряда слов в анализируемом исследовании дети из экспериментальной группы допускали замены слов по звучанию, смысловые замены, как при первом, так и при отсроченном воспроизведении, что говорит о нарушении фонематического восприятия и несформированности приёмов запоминания.

5. В целом у детей с недоразвитием речи был выявлен более низкий уровень слухоречевой памяти, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, нарушение речи детей при моторной алалии существенно влияет на развитие слухоречевой памяти. Это проявляется в замедленном режиме усвоения, непрочности хранения и сложности

воспроизведения речевого материала. Страдает также переработка воспринимаемого материала. Опосредованные приемы запоминания малодоступны детям с моторной алалией: недоразвитие речи мешает выделить существенное, связать отдельные элементы и отбросить случайные ассоциации. Воспроизводя рассказ, ребенок повторяет отдельные слова, фразы, но не может своими словами изложить смысл или сюжетную линию. Дети с моторной алалией лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений, с трудом понимая внутренние логические связи и отношения или не выделяя их совсем. Дети плохо понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Особая актуальность развития слухоречевой памяти именно в старшем дошкольном возрасте обусловлена тем, что последующий школьный период обучения связан с высокой нагрузкой на психику ребенка и необходимостью запоминать большой объём информации на слух, удерживать в памяти чётко следовать речевым инструкциям. Нарушения слухоречевой памяти в старшем дошкольном возрасте являются фактором риска школьной неуспеваемости детей, следовательно крайне необходимо заниматься коррекцией и развитием слухоречевой памяти у детей подготовительной к школе группы.

Использованные источники:

1. Анаприюк Е.С. Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2011г.

2. Винникова Е. А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития: учеб. -метод. пособие. - Минск: БГПУ, 2013.

3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с

4. Исследование слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч. -практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 2(9)

5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. -320с.

6. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.

7. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144с.

8. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 316 с.

9. Чурсина Н.П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: Нейропсихологический подход: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.04/ Чурсина Надежда Павловна; [место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва 2005. - 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.