Учебно-воспитательный процесс
в учреждениях профессионального образования
Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 59-64. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):59-64.
УДК 37.012.85
А. С. Коповой, О. С. Ткачук, Д. А. Давыдов
Актуальность психолого-педагогического сопровождения обучающихся - владельцев оружия - в организациях
профессионального образования
Аннотация
В статье рассмотрена организация работы по психолого-педагогическому наблюдению за обучающимися образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в возрасте от 18 до 25 лет, которые владеют оружием или обращаются за получением лицензии на право владения им. Необходимость такой работы обусловлена тем, что доступ к оружию и владение им несут в себе риск его неправомерного применения. В статье отмечается, что многие виновники нападений на образовательные организации в России с целью совершения массовых убийств были законными владельцами огнестрельного оружия.
I Ключевые слова: «скулшутинг», психолого-педагогическое сопровождение, мониторинг, профилактика деструктивного поведения
Для цитирования: Коповой А. С., Ткачук О. С., Давыдов Д. А. Актуальность психолого-педагогического сопровождения обучающихся — владельцев оружия — в организациях профессионального образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 59-64.
A. S. Kopovoy, O. S. Tkachuk, D. A. Davydov
Relevance of psychological and pedagogical support of students -firearms owners in organizations of professional education
Abstract
The article considers the possibility of organizing preventive work and psychological and pedagogical supervision of students of educational institutions of secondary vocational and higher education aged 18 to 25 who own firearms or apply for a firearm license. The need for this work is due to the fact that access to firearms and possessing them add to the risk of their misuse. The article also notes that many of the perpetrators of attacks on educational organizations in Russia with the aim of committing massacres were the legal owners of firearms.
Keywords: school shooting, psychological and pedagogical support, monitoring, prevention of destructive behavior
For Citation: Kopovoy, A. S., Tkachuk, O. S. & Davydov, D. A. (2022). Relevance of psychological and pedagogical support of students — firearms owners in organizations of professional education. Innovative projects and programs in education, 2, 59-64 (In Russian)
Акты насилия в школьной среде, повлекшие гибель учеников или педагогов, неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Особое внимание общественности привлекают массовые убийства с применением огнестрельного оружия, когда нападающими являются учащиеся образовательной организации. Вид учебных учреждений варьируется от начальной школы до университетов. Подобные общественно опасные насильственные действия в зарубежной, а затем и в российской криминологии получили название school shooting, «скул-шутинг» (в пер. с англ. — стрельба в школах). Первый акт скулшутинга в России произошел в 2014 году в московской школе № 263. С этого времени число жертв нападений в российских образовательных учреждениях исчисляется десятками. Наиболее резонансные преступления, характеризующиеся значительным числом пострадавших, совершены в школе № 127 г. Перми, школе № 1 г. Ивантеевки, Керченском политехническом колледже, Амурском колледже строительства и коммунального хозяйства. В каждом случае использовалось либо планировалось к использованию холодное и огнестрельное оружие [5].
В настоящее время в значительной степени актуализировалась проблема организации работы с обучающимися — владельцами огнестрельного оружия. В России обучающиеся, которые владеют огнестрельным оружием, — это, как правило, студенты организаций профессионального образования. Возраст владения оружием для большинства желающих получить лицензию (разрешение) пересмотрен в сторону увеличения, до 21 года; владение оружием для отдельных категорий граждан возможно с 18 лет [1].
Необходимо отметить, что виновники ряда трагических событий последних лет (Керчь, Пермь, Казань), связанных со стрельбой в образовательных организациях, являлись законными владельцами охотничьего оружия, которое и использовалось ими при совершении нападения. Обучающиеся — владельцы огнестрельного оружия и обучающиеся, обратившиеся за получением лицензии на право владения оружием, должны стать объектом пристального внимания педагогов, педагогов-психологов и администрации образовательных организаций. Доступ к оружию является одним из определяющих факторов риска совершения актов скулшутинга в образовательных организациях.
В настоящее время профилактическая работа сводится к оснащению образовательных учреждений техническими средствами и системами безопасности, к ужесточению контрольно-пропускного режима в образовательных организациях, постоянному социально-психологическому мониторингу состояния обучающихся для выявления признаков девиантного поведения, к составлению паспортов безопасности учреждений, усилению государственного контроля за оборотом оружия и боеприпасов. И это, безусловно, правильно и необходимо. Но остаются вопросы раннего выявления несовершеннолетних, замышляющих совершение массовых нападений на общеобразовательные учреждения, и проведения с ними индивидуальной профилактической работы [3].
С целью раннего выявления рисков немотивированной агрессии и неправомерного применения оружия среди обучающихся образовательных организаций нами была разработана и апробирована карта наблюдения (табл.).
№ п/п Индикаторы наблюдения Количество баллов
Основные
1 Выражение ненависти к конкретному человеку, группе людей, организации, социальному слою (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 3 балла)
2 Публикация и (или) распространение в мессенджерах, социальных сетях, на форумах открытого доступа материалов об оружии, скулшутинге и скулшутерах, призывов к насилию, угроз, сообщений с датой, ключевой фразой или другим очевидным намеком на применение оружия (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 3 балла)
Карта наблюдения за обучающимися профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте от 18 до 25 лет, владеющими оружием или обратившимися за получением лицензии
на право владения оружием
ФИО обучающегося_____________________________________________
дата рождения_________курс, группа_____________________________
Коповой А. С., Ткачук О. С., Давыдов Д. А. Актуальность психолого-педагогического сопровождения обучающихся -владельцев оружия — в организациях профессионального образования
№ п/п Индикаторы наблюдения Количество баллов
3 Принадлежность к деструктивным сообществам (субкультуры, секты, общественно-политические организации экстремистской направленности) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 3 балла)
4 Изоляция от сверстников и их интересов и (или) игнорирование сверстниками (являлся изгоем, объектом буллинга, инициатором буллинга) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 3 балла)
5 Проявление аутоагрессии (самоповреждение — шрамирование, причинение вреда физическому здоровью, пирсинг) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 2 балла)
6 Конфликтный характер взаимоотношений с окружающими (сверстниками, педагогами, взрослыми) с проявлениями неконтролируемой физической, вербальной, опосредованной агрессии (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 2 балла)
7 Воспитание в семье, находящейся в социально опасном положении (члены семьи употребляют алкоголь и наркотики, члены семьи были осуждены за тяжкие преступления (при наличии информации), родители привлекались к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 2 балла)
8 Воспитание в семье, где родители используют жесткий авторитарный стиль воздействия (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 2 балла)
Дополнительные
1 Наличие во внешнем виде (на одежде, личных вещах, татуировках) деструктивной символики (элементов, логотипов, названий, брендов, торговых марок, имен и событий) или символики насильственного/ милитаристского содержания (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
2 Изменение эмоционального состояния, не свойственное обучающемуся: тревожность, апатия, раздражительность, враждебность, депрессивные состояния (включая суицидальное поведение) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
3 Демонстрирование склонности к риску, неоправданным и опрометчивым поступкам (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
4 Преувеличенные эмоциональные реакции, неадекватные ситуации, резкая смена настроения (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
5 Нервозность (выраженная, длительная, не носит ситуативный характер) (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
6 Наличие подписок в социальных сетях на паблики и группы, пропагандирующие или оправдывающие деструктивные сообщества с шок-контентом: убийства, самоубийства, происшествия, терроризм, пытки (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
7 Нежелание посещать образовательную организацию, негативное отношение к учебе (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
8 Рискогенные характерологические особенности, например мстительность, лживость, злопамятность и пр. (индикатор отсутствует — 0 баллов, индикатор выражен — 1 балл)
Карта позволяет систематизировать процесс наблюдения и своевременно выявить изменения, свидетельствующие о возникновении и развитии негативных тенденций в поведении обучающегося. Карта заполняется без участия обучающегося куратором группы во взаимодействии с педагогом-психологом и социальным педагогом.
Цель — выявление лиц, склонных к проявлению немотивированной агрессии среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в возрасте от 18 до 25 лет, которые стали владельцами оружия или обратились за получением лицензии на право владения оружием.
Карта наблюдения не относится к психодиагностическому инструментарию, она предназначена для систематизации сведений об обучающемся, который является владельцем оружия. На основе собранных данных, по приведенным в карте наблюдения индикаторам, может быть составлена программа работы с данной категорией обучающихся с целью профилактики неправомерного применения оружия.
Подсчитывается общая сумма баллов в зависимости от наличия основных и дополнительных индикаторов:
0-4 балла — риск проявления немотивированной агрессии отсутствует;
5-10 баллов — умеренная степень риска проявления немотивированной агрессии;
11-28 баллов — высокая степень риска проявления немотивированной агрессии.
Результаты обучающихся, набравших от 5 до 10 баллов, требуют дополнительной качественной интерпретации, исходя из значимости индикаторов и их сочетания. В случае если среди положительно оцененных индикаторов присутствует один и более из основного блока, требуется углубленный анализ поведения, личностных особенностей и жизненной ситуации обучающегося.
Вне зависимости от суммы баллов, выставленных обучающемуся по результатам заполнения карты наблюдения, педагог может оставить комментарий в форме существенной краткой характеристики с описанием рисков проявления обучающимся немотивированной агрессии.
В апробации карты приняли участие 22 испытуемых из числа студентов организаций среднего профессионального образования. Данной выборки вполне достаточно для получения представления об эффективности предложенного инструментария.
Цель апробации — определение достоверности и эффективности разработанной карты
наблюдения, направленной на выявление лиц, склонных к проявлению немотивированной агрессии, среди обучающихся организаций среднего профессионального и высшего образования в возрасте от 18 до 25 лет, являющихся владельцами оружия или обратившихся за получением лицензии на право владения оружием.
В результате получены следующие данные:
60% обучающихся включены в группу 0-4 балла — риск проявления немотивированной агрессии отсутствует;
30% обучающихся включены в группу 5-10 баллов — умеренная степень риска проявления немотивированной агрессии;
10% обучающихся включены в группу 1128 баллов — высокая степень риска проявления немотивированной агрессии.
В ходе проведения апробации были выявлены некоторые разночтения в содержании инструментария, которые были устранены. Результаты обучающихся, набравших от 5 до 10 баллов, требуют дополнительной качественной интерпретации, исходя из значимости индикаторов и их сочетания. В случае если среди положительно оцененных индикаторов присутствует один и более из основного блока, требуется углубленный анализ поведения, личностных особенностей и жизненной ситуации обучающегося.
К сожалению, в сложившейся практике выдачи разрешений на владение оружием обучающимся вузов и учреждений среднего профессионального образования мнение образовательной организации не учитывается и характеристики с места учебы не запрашиваются. В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 28 июня 2021 г.) для получения разрешения требуются: медицинские заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием и об отсутствии в организме наркотических и психотропных средств [2]; свидетельство о прохождении курсов по об-
Степень риска проявления немотивированной агрессии
Коповой А. С., Ткачук О. С., Давыдов Д. А. Актуальность психолого-педагогического сопровождения обучающихся — владельцев оружия — в организациях профессионального образования
ращению с оружием и акт о проверке знаний; заявление на оформление лицензии; акт о проверке условий хранения оружия. Некоторые этапы получения лицензии соискатель может пройти дистанционно через портал «ГОСУСЛУГИ». Нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие сотрудников медицинских учреждений и подразделений МВД, выдающих заключения соискателям лицензии и саму лицензию, с образовательными организациями, а также правил и механизмов, обязывающих информировать образовательные организации о наличии в контингенте обучающихся владельцев оружия и лиц, обратившихся за получением лицензии, в настоящее время в России нет. Отсутствие организованного и регламентируемого межведомственного взаимодействия по вопросам обмена сведениями о лицах — владельцах оружия из числа обучающихся между правоохранительными органами и администрацией образовательных организаций значительно снижает эффективность и своевременность адресной профилактической работы с данной категорией обучающихся в образовательных организациях.
Необходимо отметить, что наблюдение за владельцами оружия и лицами, подавшими заявку на получение права владения им, — не единственная мера (хотя и одна из важнейших) профилактики скулшутинга. Число социальных рисков в современном образовании только растет, что обусловлено множеством факторов, среди которых — экспансивное развитие информационного пространства и рост деструктивного контента в нем, трансформация характера социального взаимодействия и снижение роли в социализации традиционных социальных институтов [4]. На большинство процессов, провоцирующих возникновение деструктивного поведения в подростковой и молодежной среде, современное образование и научно-педагогическое сообщество не может повлиять, так как они носят глобальный системный характер, но организация контроля и раннего выявления признаков деструктивного поведения, в том числе среди обучающихся — владельцев оружия, остается важной задачей педагогов и педагогов-психологов образовательных организаций.
Список источников
1. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (ред. от 28.06.2021) //КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/ (дата обращения: 20. 03. 2022).
2. О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов: приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. №441н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2016 № 44430) //КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207761/ (дата обращения: 20. 03. 2022).
3. Борисова, Н. Ф. Скулшутинг — новая криминальная угроза обществу / Н. Ф. Борисова // Российский правовой журнал. — 2021. — № 1(6). — С. 125-129.
4. Коповой, А. С. Структура медиапотребления современного подростка / А. С. Коповой, Д. А. Давыдов, О. С. Ткачук // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 2(87). — С. 304-306. — DOI 10.24412/1991-5497-2021-287-304-306.
5. Суходольская, Ю. В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен / Ю. В. Суходольская // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. — 2020. — № 3(77). — С. 117-120.
References
1. Ob oruzhii: Federalnyi zakon ot 13 dekabria 1996 g. N 150-FZ (red. ot 28.06.2021) [On weapons: Federal Law of December 13, 1996 N 150-FZ (as amended on June 28, 2021)]. KonsultantPlius. Retrieved March 20, 2022, from http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/
2. O poriadke provedeniia meditsinskogo osvidetelstvovaniia na nalichie meditsinskikh protivopokazanii k vladeniiu oruzhiem i khimiko-toksikologicheskikh issledovanii nalichiia v organizme cheloveka narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh vesh-chestv i ikh metabolitov: prikaz Ministerstva zdravookhraneniia RF ot 30 iiunia 2016 g. №441n (Zaregistrirovano v Miniuste RF 25.11.2016 № 44430) [On the procedure for conducting a medical examination for the presence of medical contraindications to the possession of firearms and chemical and toxicological studies of the presence of narcotic drugs, psychotropic substances and their metabolites in the human body: order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated June 30, 2016 No. 441n (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 25, 2016 No. 44430). KonsultantPlius. Retrieved March 20, 2022, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207761/
3. Borisova, N. F. (2021). Skulshuting - novaia kriminalnaia ugroza obshchestvu [Schoolshooting — a new criminal threat to society]. Rossiiskii pravovoi zhurnal, 1, 125-129.
4. Kopovoy, A. S., Davydov, D. A. & Tkachuk, O. S. (2021). Struktura mediapotrebleniia sovremennogo podrostka [The structure of media consumption by a modern teenager]. Mir nauki, kultury, obrazovaniia, 2, 304-306. DOI 10.24412/1991-54972021-287-304-306.
5. Sukhodolskaya, Yu. V. (2020). Skulshuting kak samostoiatelnyi kriminologicheskii fenomen [Schoolshooting as an independent criminological phenomenon]. Vestnik Universitetaprokuratury RossiiskoiFederatsii, 3, 117-120.
Информация об авторах
Андрей Сергеевич Коповой1, Ольга Сергеевна Ткачук2, Денис Александрович Давыдов3
1 2, 3 Академия социального управления (АСОУ), Центр практической психологии образования, Москва, Россия
1 начальник Центра практической психологии образования, кандидат педагогических наук, доцент, kopovoy_as@asou-mo.ru
2 младший научный сотрудник Центра практической психологии образования, tkachuk_os@asou-mo.ru
3 научный сотрудник Центра практической психологии образования, davydov_da@asou-mo.ru
About the authors
A. S. Kopovoy1, O. S. Tkachuk2, D. A. Davydov3
1 ■ Academy of Public Administration, Head of the Center for Applied Psychology of Education, PhD in Education, Associate Professor, Moscow, Russia, kopovoy_as@asou-mo.ru
2 Academy of Public Administration, Junior Researcher of the Center for Applied Psychology of Education, Moscow, Russia, tkachuk_ os@asou-mo.ru
3 Academy of Public Administration, Researcher of the Center for Applied Psychology of Education, Moscow, Russia, davydov_da@ asou-mo.ru
P
P