Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1024
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / БЕСПРИЗОРНЫЕ / БЕЗНАДЗОРНЫЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холина Ирина Сергеевна, Краснослободцева Екатерина Анатольевна, Кулешов Георгий Николаевич, Чинарян Елена Олеговна, Смагин Андрей Андреевич

На сегодняшний день в России наблюдается усугубление проблемы безнадзорности несовершеннолетних граждан. Часто это является следствием других социальных проблем в обществе, прежде всего, речь о кризисе идеи семейных отношений, упадке нравственных ценностей, и, как следствие, увеличение количества рождаемых детей вне брака. Статья посвящена проблеме безнадзорных несовершеннолетних граждан, соблюдению их прав, а также профилактике безнадзорности. Автор исследует причины возрастания количества детей, которые остаются без надзора со стороны родителей и иных законных представителей, в нередких случаях эти дети становятся безнадзорными, к которым относятся как дети родителей, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими веществами, так и дети-сироты. В статье подробно освящены полномочия различных ведомств и учреждений, участвующих в профилактике безнадзорности несовершеннолетних в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холина Ирина Сергеевна, Краснослободцева Екатерина Анатольевна, Кулешов Георгий Николаевич, Чинарян Елена Олеговна, Смагин Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE PREVENTION OF NEGLECT OF MINORS

Today in Russia there is an aggravation of the problem of neglect of minors. Often this is a consequence of other social problems in society, first of all, we are talking about the crisis of the idea of family relations, the decline of moral values, and, as a result, an increase in the number of children born out of wedlock.The article is dedicated to the problem of neglected minors, the observance of their rights, as well as the prevention of neglect. The author explores the reasons for the increase of the number of children who are left without supervision by parents and other legal representatives, in frequent cases these children become neglected, which include both children of parents leading an antisocial lifestyle, abusing alcoholic beverages, drugs, and children orphans. The article analizes details of the powers of various departments and institutions involved in the prevention of juvenile neglect in Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Актуальность профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Холина Ирина Сергеевна,

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ E-mail: [email protected]

Краснослободцева Екатерина Анатольевна,

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ E-mail: KrasnoslobodtsevaEA @rgsu.net

Кулешов Георгий Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, АНО ВО «Московский международный университет» E-mail: [email protected]

Чинарян Елена Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общей юриспруденции, ФГБОУ ВО РГСУ E-mail: [email protected]

Смагин Андрей Андреевич,

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ E-mail: [email protected]

На сегодняшний день в России наблюдается усугубление проблемы безнадзорности несовершеннолетних граждан. Часто это является следствием других социальных проблем в обществе, прежде всего, речь о кризисе идеи семейных отношений, упадке нравственных ценностей, и, как следствие, увеличение количества рождаемых детей вне брака. Статья посвящена проблеме безнадзорных несовершеннолетних граждан, соблюдению их прав, а также профилактике безнадзорности. Автор исследует причины возрастания количества детей, которые остаются без надзора со стороны родителей и иных законных представителей, в нередких случаях эти дети становятся безнадзорными, к которым относятся как дети родителей, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими веществами, так и дети-сироты. В статье подробно освящены полномочия различных ведомств и учреждений, участвующих в профилактике безнадзорности несовершеннолетних в России.

Ключевые слова: несовершеннолетние, беспризорные, безнадзорные, правонарушения, профилактика, органы государственной власти.

На сегодняшний день в России наблюдается усугубление проблемы безнадзорности несовершеннолетних граждан. Часто это является следствием других социальных проблем в обществе, прежде всего, речь о кризисе идеи семейных отношений, упадке нравственных ценностей, и, как следствие, увеличение количества рождаемых детей вне брака.

Частой причиной безнадзорности детей является не благоприятный выбор женщин: на роль отцов они выбирают мужчин с судимостями, алкогольными и наркотическими зависимостями, либо же мигрантов без определённого места жительства. Зачастую такие отношения даже не оформлены юридически, у таких созданных семей существуют проблемы с жильём. В итоге создаётся почва для преступлений, которые совершают такие отчимы и сожители в отношении детей.

Рост уголовно наказуемых деяний в отношении несовершеннолетних растёт с каждым годом, как следствие дети уходят из мест проживания, занимаются бродяжничеством и становятся беспризорными. Скорее всего, такой уход мотивирован стремлением каждого отдельного несовершеннолетнего попыткой защитить себя от насилия, в отсутствие защиты от матерей и других совершеннолетних родственников.

Анализ резонансных происшествий с участием несовершеннолетних показывает, что к числу основных причин, способствующих преступным проявлениям в отношении детей, относятся семейное неблагополучие и игнорирование интересов ребёнка, несформированность психики подростков и отрицательное влияние окружения, дефицит знаний у несовершеннолетних об этике ненасилия.

Проблемы защиты несовершеннолетних действительно представляет собой огромную важность для государства, поэтому вопрос защиты детей - среди национальных приоритетов РФ. Необходимость разработки особой государственной политики для благополучного и безопасного детства была озвучена Президентом страны в его посланиях Федеральному Собранию [8].

Основа нормативно-правового регулирования проблемы безнадзорности несовершеннолетних заложена общепризнанными международными нормативными документами, а в России ее устанавливает специальный Федеральный закон № 120 от 09.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9].

Этот федеральный закон является главным и всеобъемлющим юридическим документом, закладывающим принципы, понятия и определения, связанные в проблемой безнадзорности. В част-

5 -о

сз

<

см см

ности, мы бы хотели обратить внимание на то, как в законе разграничивают понятия «несовершеннолетний», «безнадзорный», и «беспризорный». Согласно закону:

• «несовершеннолетний» - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

• «безнадзорный» - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

• «беспризорный» - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [9].

Проблема безнадзорности детей имеет серьезные последствия, поскольку такие граждане при достижении ими возраста совершеннолетия зачастую становятся преступниками, наносят экономический и социальный вред обществу, при этом сами не живут полноценной счастливой жизнью, не пользуются своими конституционными правами. Для решения данной проблемы необходим комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности направлена, главным образом, на выявление первопричин и ситуаций, из-за которых несовершеннолетние становятся безнадзорными и потом беспризорными, и, соответственно, на устранение этих причин. Для реализации этих действий используются различных методы - не только юридические, но и педагогические, экономические, и пр. Большая роль в профилактике отведена профильным ведомствам социальной опеки: именно их силами проводится профилактическая работа на индивидуальной основе с конкретными семьями, имеющими большие риски безнадзорности детей.

Профилактика безнадзорности имеет несколько основных направлений.

Во-первых, как уже было упомянуто выше, это выявление и устранение первопричин безнадзорности.

Во-вторых, необходимость обеспечения соблюдения прав и свобод несовершеннолетних, которые им полагаются по закону.

В-третьих, работа с теми несовершеннолетними, которые уже оказались без дома и защиты, а значит, находятся в уязвимом и даже опасном положении. Их реабилитация, возвращение в социум необходимы не только самим несовершеннолетним, но и обществу в целом.

Комплекс мер и мероприятий по профилактике должен быть не только юридически правомерным, основанным на нормативно-правовых документах, но и учитывать этику и принципы гуманности. Это подразумевает, что все демократические права несовершеннолетних должны быть обеспечены, а именно индивидуальный подход к проблемам конкретного несовершеннолетнего гражданина, с соблюдением конфиденциальности не только

обстоятельств его жизни, но и защитой его персональных данных. Такой обоесторонний подход должны соблюдать ведомства, учреждения и иные третьи стороны и их должностные лица всех уровней - от органов местного самоуправления до НКО, фондов, общественных инициативных групп.

На самом деле, в решение проблемы безнадзорности вовлечены действительное большое число ведомств и сторон. Среди них:

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органы управления социальной защитой населения;

• федеральные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

• органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

• органы опеки и попечительства;

• органы по делам молодежи;

• органы управления здравоохранением;

• органы службы занятости;

• органы внутренних дел;

• учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Рассмотрим место и функции комиссий по делам несовершеннолетних, которые зачастую являются первыми, кто сталкивается с безнадзорными беспризорными гражданами на практике.

Комиссии по делам несовершеннолетних призваны координировать действия других ведомств и учреждений, участвующих в системе профилактики проблемы безнадзорности и вытекающей из этого проблемы правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, комиссия проводит работу по установлению и устранению причин безнадзорности, обеспечивает представительство интересов и прав несовершеннолетних граждан в органах власти, а также занимается реабилитацией таких граждан, а именно их социальной и педагогической ориентацией, разъяснению их уязвимого социального положения. Чаще всего комиссии сталкиваются с такими нарушениями прав несовершеннолетних граждан, как дискриминация по отношению к ним, проявление насилия (как физического, как и психологического), грубого обращения, эксплуатации. Комиссии являются неотъемлемой частью системы органов управления соцзащитой граждан. В целом же соцзащита уполномочена нормативно-правовой системой на выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работу с конкретными семьями, в которых дети нуждаются в государственной защите, оказывают им помочь в получении социальных услуг.

Зачастую работа органов социальной защиты населения регулируется дополнительными локальными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, правительство Саратовский области разработало специальное Постановление, регулирующее порядок взаимодействия участников системы профилактики

безнадзорности и работы с семьями [5]. Похожий нормативно-правовой акт действует в Свердловской области, где регулируется межведомственное взаимодействие учреждений для выявления и учета детей, находящихся в уязвимой социальной ситуации [3].

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних также ведут специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К таким учреждениям относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

2) социальные приюты для детей;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Если посмотреть на граждан, которые попадают в такие учреждения, то среди них несовершеннолетние следующих категорий:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Следующие участники системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которую мы рассмотрим - Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:

- осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиант-ным поведением;

- ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

- разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование

законопослушного поведения несовершеннолетних;

- выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

Важным этапом работы с детьми, оставшимися без защиты родных семей, является поиск для них приемных родителей или же опекунов. Этой работой уполномочены заниматься Органы опеки и попечительства. В этих органах заинтересованные в свои семьи приёме детей граждане и имеющие на это основания и права, согласно установленным процедурам, могут запросить согласие и оформить необходимые документы. Помимо этого, Органы опеки занимаются переводом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другие учебные организации, решают вопросы по изменению форм обучения, и отчислениям из образовательных организаций. Особенностью работы Органов опеки является то, что они уполномочены на решение вопросов, связанных с имущественными правами несовершеннолетних детей.

Дополнительно вопросами по делам безнадзорных детей занимаются Органы по делам молодежи. Согласно Федеральному закону, их деятельность также четко регламентирована, эти организации занимаются следующими вопросами:

- участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участвуют в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних [9]. Поскольку безнадзорные несовершеннолетние

зачастую сталкиваются с проявлениями насилия, особенно важен вопрос охраны здоровья таких детей, своевременного оказания им медицинской помощи, организации медицинских осмотров. В связи с этим Федеральный Закон регламентирует обязательный перечень обязательств учреждений системы здравоохранения перед безнадзорными р несовершеннолетними: Д

- ведут круглосуточный прием и содержание Ч

т

в медицинских организациях заблудившихся, К подкинутых и других детей в возрасте до четы- ё рех лет, оставшихся без попечения родителей у или иных законных представителей; А

- осуществляют медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

- обеспечивают выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних.

Чтобы предотвратить криминализацию несовершеннолетних, оставшихся без надзора, необходимо еще до наступления ими совершеннолетнего возраста проводить большую педагогическую работу, направленную на профессиональную ориентацию. Задача государства - показать таким детям, что у них есть права и возможности к реализации себя в профессии, трудовом устройстве. Профориентация, по мнению экспертов является действующим инструментом социализации детей, оставшихся без попечения родителей, это доступный инструмент, имеющий развитый нормативно-правовой базис, кроме того, является гуманным средством помощи в становлении личности у подростков [2].

Особенно чувствительной считается тема вовлечения сотрудников органов внутренних дел в профилактике безнадзорности несовершеннолетних граждан. Федеральный Закон довольно подробно регламентирует функции органов внутренних дел, которые:

- на основании приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» установлено, что данное подразделение МВД проводит индивидуальную профилактическую работу:

- в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям, либо к потреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или употреблению одурманивающих веществ, или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности

по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [4]. Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел РФ.

В служебное помещение территориального органа МВД России доставляются несовершеннолетние, в том числе:

- самовольно ушедшие из специальных учреждений;

- направляемые в центр временной изоляции несовершеннолетних;

- безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в медицинские организации;

- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- заблудившиеся и подкинутые;

- самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений;

- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении.

В систему ОВД входят Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей могут быть помещены несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, т.е. беспризорные.

Все чаще звучат предложения экспертов о создании отдельных подразделений по вопросам безнадзорных несовершеннолетних в системе правоохранительных органов РФ, поскольку работа с несовершеннолетними требует от сотрудников специальной квалификации, в том числе психологической подготовки, особой профессиональной этики, высоких моральных стандартов [7].

В особенно сложных ситуациях, когда ситуация безнадзорности привела несовершеннолетних к совершению преступлений, к работе с ними привлекаются учреждения уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних, такие, как следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции, которые осуществляют отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа:

- осуществляют медицинское обеспечение несовершеннолетних, получение ими образования, принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в индивидуальной профилактической работе с ними.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, совершившие уголовный проступок и нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

Перечисленные нами органы и ведомства призваны решать проблему несовершеннолетних граждан, оказавшихся без надзора и без заботы со стороны родителей, опекунов. Очевидно, что все эти ведомства имеют достаточно полномочий для решения широкого круга вопросов, касающихся профилактики преступности малолетних граждан, имеют возможности для оказания им помощи от лица государства. Но также становятся очевидными и проблемы этой системы: ее чрезмерная бюрократизация, пересечение смежных функций, недостаточная прозрачность во взаимодействии, не ясность в иерархии подчинения, как следствие, приводящие к низкой эффективности.

На профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД за 2021 год состояло более 250 тысяч граждан, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей и ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. Значительное число таких родителей не работают, употребляют спиртные напитки, имеют судимость.

Основной задачей, стоящей перед любым обществом, является воспитание подрастающего поколения, способного создать более совершен-

ное и процветающее государство. Вместе с тем проблема защиты и поддержки прав несовершеннолетних на сегодняшний день не только не теряет своей актуальности, но становится все более острой.

Жертвами преступлений в первом полугодии 2021 года стали 62 000, в 2020 г. -44 000 несовершеннолетних, из них более 60% (61,1%) - дети от 1 года до 13 лет. Погибло от преступных посягательств почти 15 000 лиц в возрасте до 18 лет [1].

В структуре преступности в отношении детей 60% (58,8% или 33 666) занимают уголовно наказуемые деяния против семьи и несовершеннолетних, глава 20 Уголовного кодекса РФ.

Значительное число уголовно наказуемых деяний в отношении детей совершается незрелыми в социальном плане людьми, неготовыми к исполнению родительских обязанностей. Поэтому все большую актуальность в настоящее время приобретает тема ответственного родительства.

Достаточно часто в практической деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за реально существующей угрозы его жизни или здоровью. Как правило, такие ситуации складываются вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями или лицами их заменяющими. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав занимают значительный временной промежуток. Судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены.

Оперативной мерой административного воздействия на родителей (одного из них) является изъятие ребенка из семьи с целью защиты его прав и интересов. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, отобрание ребенка у родителей возможно в следующих случаях:

- при лишении родительских прав обоих родителей (п. 5 ст. 71);

- при ограничении родительских прав обоих родителей (п. 4 ст. 74);

- если судом установлено, что ни родитель, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п. 2 ст. 68);

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77) [6]. Один из «вызовов» сегодняшнего времени -

дестабилизация общественно-политической обстановки, в том числе путем вовлечения молодежи в проведение несогласованных публичных

5 -о

сз

<

мероприятий. Предпринимаются попытки: сделать из несовершеннолетних сакральные жертвы и развернуть очередную антироссийскую кампанию. Как правило, в такую противоправную деятельность вовлекаются дети из неблагополучных семей, находящие на улице. Ведь данная категория детей психически и морально не устойчивы, им чужды понятия, которые прививаются в семье, такие как «чувство долга», «ответственность», и самое главное, им чужды понятия «что такое хорошо и что такое плохо», так как пример в семье у них, как правило, - противоположный.

Статистика преступлений, а именно динамика за последние несколько лет говорят о сохраняющейся проблеме безнадзорных и беспризорных детей, несмотря на усилия со стороны законодателя и профильных ведомств, что не может не вызывает беспокойство. Нельзя не заметить, что тема защиты детства в целом несколько сошла с актуальной политической повестки Правительства на фоне экономических потрясений ковидного и постко-видного периода. Как следствие можно прогнозировать рост числа беспризорных детей и рост числа преступлений, совершенных ими.

Тем не менее, задача по профилактике безнадзорности детей все ещё стоит перед профильными ведомствами, а значит, им следует продолжать применять те инструменты и методы, которые у них есть в работе. В случае если государственное финансирование на эти цели будет урезано, мы считаем, что специализированным органам и комиссиям нужно будет сфокусировать свое внимание конкретно на недопущении роста числа безнадзорных несовершеннолетних в стране.

Проанализируем возможные причины того, что профилактика безнадзорности на сегодняшний день не столь эффективна, как того ожидает от нее общественность.

Первая причина, по нашему мнению, состоит в слабом взаимодействии между различными органами, элементами правовой и судебной систем, федерального и регионального уровней. Мероприятия по профилактике безнадзорности требуют гибкой и тесной коммуникации различных органов власти, дело по каждому несовершеннолетнему передается из одного ведомства в другое, при этом кросс-функциональное и межведомственное сотрудничество, и взаимодействие тормозится не только отсутствием эффективных каналов коммуникации, но и наложением действий различных нормативно-правовых документов.

Вторая причина состоит в низкой эффективности работы самих органов власти, вовлеченных в профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Зачастую их работа сводится к подсчету статистики беспризорных и безнадзорных детей, фактически строится на констатации фактов 5= беспризорности граждан и на этом останавлива-— ется. У сотрудников этих органов нет установлен-^ ных показателей достижения конкретных целей ^ (КР1) по тому, сколько безнадзорных несовершен-Ц нолетних обрели место жительство, для сколь-

ких из них отстояли соблюдение конституционных прав, сколько беспризорных детей обрели семьи или же хотя бы были бы накормлены. Более того, малоэффективная работа государственных органов не приводит к снижению преступности среди подростков, напротив, год от года несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения семей и опеки, привлекают внимание организованных преступных групп и часто бывают вовлечены в их ряды. Даже учет несовершеннолетних, которые покинули образовательные учреждения и нигде не обучаются, не всегда ведется корректно. Как итог у вышестоящих органов власти нет достаточных данных, на которые можно было бы опереться, чтобы оценить масштаб проблемы, рассчитывать меры поддержки или же подготовить новые законопроекты по решению проблемы.

Третья причина в повсеместном несоблюдении действующих Законов, которые законодатель установил для регулирования проблемы безнадзорных несовершеннолетних. Сотрудники комиссий по профилактике безнадзорности и работе с несовершеннолетними преступниками имеют возможность нарушать действующие нормативно-правовые документы по отношению к несовершеннолетним, могут проявлять профессиональную халатность, но при этом остаются безнаказанными. Их работа зачастую не только низкооплачиваемая, но и не имеет должной поддержки со стороны общества в целом. Социум не просто не выказывает должного уважения к соцработникам, осуществляющим опеку над детьми, которые были им брошены, но и не обеспечивает их никакими мерами поддержки, гарантиями, возможностями повышения профессиональной квалификации. Еще один пример - нарушение законов по обеспечению защиты детства редко становится объектами внимания СМИ, о не потому, что проблема безнадзорности несовершеннолетних решена, а скорее из-за повсеместности нарушений правовых норм в этой области всеми участниками. Между тем, полное соблюдение Федерального Закона № 120 всеми сторонами на всех уровнях принятия и исполнения решений уже станет эффективным шагом в решении проблемы безнадзорности несовершеннолетних.

Четвертая причина, по нашему мнению, заключается в неэффективности, а скорее даже отсутствии такого важного элемента в профилактике безнадзорности несовершеннолетних, как качественные, современные пункты заботы о беспризорных детях, куда они могли бы быть направлены после того, как взяты на учет комиссией. Такие приюты должны быть лицензируемыми, в случае не государственной формы собственности, и это должно быть отдельными от детских домов учреждениями. Нормативно-правовой базы для создания сети таких приютов заботы на сегодняшний день нет. Между тем, обязательно требует пояснения порядок направления и содержания таких несовершеннолетних в воспитательных домах нового типа.

Решение этих четырех проблем, препятствующих эффективной профилактике проблемы безнадзорных детей, не является исчерпывающим, однако, основополагающим. Дополнительными мерами могли бы стать обмен опытом по формам работы с несовершеннолетними безнадзорными детьми с зарубежными коллегами, внедрение новых подходов, обеспечение большей прозрачности данной сферы, и в целом развитие институт семьи и ответственного родительства. Как показывает практика и статистика, лица, которые ранее были лишены родительских прав, но вновь были допущены к воспитанию своих детей, чаще всего не меняют подходов к воспитанию, сохраняя антиобщественный образ жизни, что приводит к новым страданиям их детей. Данный аспект проблемы также мог бы стать объектов внимания как органов по опеке, так и законодателей.

В заключение анализа проблемы безнадзорных несовершеннолетних хотелось бы отметить, что явление безнадзорности и беспризорности находится в зоне ответственности взрослых граждан, а именно, родителей и лиц, на которых были возложены обязательства опекунов, их неисполнения своих прямых обязанностей, нарушения, таким образом, законов РФ. Поскольку корень проблемы беспризорности именно ненадлежащее исполнение законодательства родителями, то следует, в первую очередь, реализовывать профилактические работы сначала со взрослыми гражданами, а не только с несовершеннолетними. Вынуждают детей идти на антиобщественные поступки именно взрослые граждане, которые сознательно или же нет провоцируют еще больший рост малолетней преступности. По нашему мнению, работа по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних должна начинаться с работы с малоимущими и социально не защищенными взрослыми гражданами.

Таким образом, в данной статье были проанализированы нормативно правовой базис профилактики безнадзорности несовершеннолетних граждан, особенности работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, роль территориальных органов МВД и других ведомств, проблемы в реализации мер и мероприятий по профилактике безнадзорности. Проанализировав данную проблему, мы пришли к выводу, что решению ситуации должны способствовать, с одной стороны, строгое и неукоснительное соблюдение существующих нормативно-правовых актов в сфере защиты детства, их доработка и усовершенствование. С другой стороны, необходимо объединение усилий государственных ведомств с гражданским обществом, его более активная позиция в отношении инспектирования, интереса и освещения проблем беспризорных детей. С учетом социальной важности проблемы забота о безнадзорных детях в интересах и государства, в лице законодательных и исполнительных органов, и в интересах социума в лице каждого его гражданина.

Литература

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 года. С. 41.

2. Панова А.И. Профориентация как средство социализации несовершеннолетних в России / А.И. Панова, Е.А. Логинова, Н.Е. Калинина // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 27-32.

3. Постановление Правительства Свердловской области от 02.04.2020 г. N 188-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 07.04.2020.

4. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 (ред. от 31.12.2018 г.) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 г. № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. 17 марта.

5. Приложение к постановлению межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 25.09. 2019 г. № 4/5 // https://adminemr.ru/ -Официальный сайт администрации Ершовско-го муниципального района.

6. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

7. Тищенко И.В., Меняйло Л.Н., Панфилова О.В. Роль органов внутренних дел в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей // ППД. 2015. № 3. С. 56-58.

8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.

9. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару-

5 -а

сз

<

шений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3177.

THE RELEVANCE OF THE PREVENTION OF NEGLECT OF MINORS

Kholina I.S., Krasnoslobodtseva E.A., Kuleshov G.N., Chinaryan E.O., Smagin A.A.

RSSU, Moscow International University

Today in Russia there is an aggravation of the problem of neglect of minors. Often this is a consequence of other social problems in society, first of all, we are talking about the crisis of the idea of family relations, the decline of moral values, and, as a result, an increase in the number of children born out of wedlock. The article is dedicated to the problem of neglected minors, the observance of their rights, as well as the prevention of neglect. The author explores the reasons for the increase of the number of children who are left without supervision by parents and other legal representatives, in frequent cases these children become neglected, which include both children of parents leading an antisocial lifestyle, abusing alcoholic beverages, drugs, and children orphans. The article analizes details of the powers of various departments and institutions involved in the prevention of juvenile neglect in Russia.

Keywords: minors, homeless, neglected, offenses, prevention, public authorities.

References

1. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, FKU "Main Information and Analytical Center". The state of crime in Russia in January-December 2021. S. 41.

2. Panova A.I. Vocational guidance as a means of socialization of minors in Russia / A.I. Panova, E.A. Loginova, N.E. Kalinina // Pedagogical experience: from theory to practice: materials of the Intern. scientific-pract. conf. (Cheboksary, April 30, 2017) / editorial board: O.N. Shirokov [et al.] - Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2017. - P. 27-32.

3. Decree of the Government of the Sverdlovsk Region of April 2, 2020 N 188-PP "On approval of the Procedure for interdepartmental interaction between bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency, as well as other organizations located on the territory of the Sverdlovsk Region, to identify and record minors and families in a socially dangerous situation, organizing individual preventive work with minors and families in a socially dangerous situation" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2020.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 10/15/2013 No. 845 (as amended on 12/31/2018) "On approval of the Instructions for organizing the activities of units for juvenile affairs of the internal affairs bodies of the Russian Federation" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 02/06/2014 No. 31238) // Bulletin of normative acts of federal executive authorities. 2014. March 17.

5. Appendix to the resolution of the interdepartmental commission on juvenile affairs and the protection of their rights of the Saratov region of 25.09. 2019 No. 4/5 // https://adminemr.ru/ - Official website of the administration of the Ershovsky municipal district.

6. Family Code of the Russian Federation "of December 29, 1995 No. 223-FZ (as amended on August 4, 2022) (as amended and supplemented, effective from September 1, 2022) // Collection of Legislation RF, January 1, 1996, No. 1, Article 16.

7. Tishchenko I.V., Menyailo L.N., Panfilova O.V. The role of internal affairs bodies in identifying children left without parental care // PPD. 2015. № 3. pp.56-58.

8. Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 No. 761 "On the National Strategy for Action in the Interests of Children for 2012-2017" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/04/2012. No. 23. Art. 2994.

9. Federal Law of June 24, 1999 No. 120-FZ (as amended on July 14, 2022) "On the fundamentals of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency" // Collected Legislation of the Russian Federation. 06/28/1999. N 26. Art. 3177.

СЧ CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.