Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Ольга Алексеевна

В статье рассмотрена история становления системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Определены основные элементы системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. На основе полученных данных предложены меры по совершенствованию системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PREVENTION OF HOMELESSNESS AND NEGLECT OF MINORS

The article considers the history of the formation of the system of prevention of homelessness and neglect of minors. The main elements of the system of prevention of homelessness and neglect of minors are defined. Based on the data obtained, measures are proposed to improve the system of prevention of homelessness and neglect of minors.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.97 DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-150-152

ББК 67.51 © О.А. Смирнова, 2021

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ольга Алексеевна Смирнова,

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: olga.gold.bebi.00@mail.ru

Научный руководитель: преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, капитан полиции К.Е. Мараев

Аннотация. В статье рассмотрена история становления системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Определены основные элементы системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. На основе полученных данных предложены меры по совершенствованию системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Ключевые слова: детская беспризорность, безнадзорность, профилактика, воспитание.

HISTORY OF PREVENTION OF HOMELESSNESS AND NEGLECT OF MINORS

Olga A. Smirnova,

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: olga.gold.bebi.00@mail.ru

Research supervisor: Professor of the Department of Criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs

of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Police Captain K.E. Maraev

Abstract. The article considers the history of the formation of the system of prevention of homelessness and neglect of minors. The main elements of the system of prevention of homelessness and neglect of minors are defined. Based on the data obtained, measures are proposed to improve the system of prevention of homelessness and neglect of minors.

Keywords: homelessness for children, neglect, prevention, education.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Смирнова О.А. История становления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Криминологический журнал. 2021;(1): 150—152.

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности всегда были и остаются важнейшими проблемами любого общества, значимость которых на сегодняшний день начинает возрастать в виду увеличения числа детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей. Социальные проблемы детской беспризорности и безнадзорности как часть истории давно интересуют многих зарубежных исследователей (Ф. Арьес (1962), Дж. Поллок (1983, 1987), Дж. Хейвуд (2001)). Также ряд европейских ученых активно занимаются вопросами детской беспризорности и безнадзорности в Советской России (Д. Штурман (1988), Л. Холмс. (1992), Л.А. Киршен-баум (2001)). А, к примеру, произведения Алана Болла посвящены жизни бездомных детей 1920-х гг. Д. Штурман исследует влияние идеологических факторов на школьное образование детей в Советской России 1920-1930-е гг. Л. Холмс изучал функцию трудового воспитания в советской школе. Оригинальный аспект проблемы — выживание детей в

условиях постреволюционной России, а также вопрос эмиграции развивается в работах М. Йовано-вича (2001) и В.Д. Зимина (2004). М. Иованович раскрыл некоторые общие тенденции бездомности российских детей в 1920-1940-е гг. в условиях эмиграции. В.Д. Зимина изучает проблемы самосохранения детей русской эмиграции в 1920-1930-е гг. В России исследователи 1920-х гг. поднимали в своих статьях детскую беспризорность как социальную проблему (П. Люблинский, 1929) [1, с. 19-34]. Однако, изучение литературы того периода показывает, что существующие работы указывают только на проблемное поле, поскольку основное внимание уделяется изучению преступности, а бездомность рассматривается только в контексте хулиганства среди детей [3, с. 76].

Современные российские исследователи уделяют значительное внимание проблемам бездомности, безнадзорности и девиации детей [4, с. 87]. Если верить источникам, можно проследить тенденцию

-^рг-

отсутствия ярко выраженной беспризорности и безнадзорности детей во времена Руси, так как существовала родовая община с традициями заботиться о сиротах сообща всем миром. Тем не менее, при образовании государства образовалась и политика заботы об осиротевших детях, т.е., уже при Иване Грозном был выпущен Патриарший приказ [5], регулирующий деятельность сиротских домов, а в Стоглавом соборе регламентировалась работа училищ для обучения детей грамоте и богадельни для «сирых и немощных». В последующие годы развитие системы призрения активизировалось в годы правления Екатерины II, при которой был создан прототип современного детского, так называемого «воспитательного» дома и множественные приюты. Более того, продолжала развиваться в вопросе безнадзорности и беспризорности детей русская церковь, главной задачей которой стало не только обеспечение крова над головой и пропитания сиротам, но и осуществляла функции лечения, воспитания и начального образования детей, оставшихся без попечения родителей. Октябрьская революция, Гражданская война, голод 1920-х гг. стали источником огромных масс бездомных и безнадзорных детей. Из этих исторических событий вытекает первый этап борьбы с бездомностью. Необходимость борьбы с бездомными во многом была обусловлена тем, что в то время, когда все старые традиции, привычные верования и этические нормы были разрушены революцией, а новые были еще на этапе становления не только взрослые, но и представители подрастающего поколения встали на путь преступности (И.И. Хани-пова, 2013). А.О. Эдельштейн, описывая состояние детской преступности в середине 1920-х гг., подчеркнул, что «нынешняя армия бездомных детей — это в лучшем случае, армия хулиганов, а в худшем, более серьезных преступников». «Борьба с бездомностью — это борьба с настоящим и прежде всего с будущим хулиганством» (А.О. Эдельштейн, 1927). Задача воспитания «нового» человека, формирования его нравственных качеств и мировоззрения была возложена на детские образовательные учреждения [2, с. 40].

Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (председатель А.В. Луначарский, 1919), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (Дет-комиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский,

1921), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924) [6, с. 94]. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности [6, с. 112].

В 1926 г. приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». В годы Великой Отечественной войны органами милиции совместно с партийными и комсомольскими органами были предприняты решительные шаги в борьбе беспризорностью. Значительную помощь в борьбе с беспризорными и безнадзорными детьми обеспечивала комсомольская организация города. 7 августа 1942 г. указом ЦК ВЛКСМ было издано постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью» в соответствии с которым члены-комсомольцы занимались поиском детей, проводили систематические обходы подростковых концентраций (вокзалы, пристани, городские рынки и базары), выявляли беспризорных детей, отправляя их в приемные центры, проводили разъяснительные беседы с родителями бездомных детей. В 1945 г. комсомольские и партийные организации, органы НКВД совместно с органами милиции выявили более 1 млн беспризорных и безнадзорных детей по всей стране.

В поисках путей решения проблем бездомности и безнадзорности в годы войны советские и партийные органы в очередной раз вернулась к идее возрождения института патронажа. Однако, какая работа не проводилась бы данным институтом, число детей, взятых под патронаж, не сопоставимо с числом бездомных детей, которые остались на улице. В 1952 г. решением Совета Министров СССР органам МВД было предоставлено право трудоустраивать на промышленные предприятия, транспорта и сельского хозяйства бывших беспризорных и безнадзорных детей, которые в данный момент находились в детских домах, а также приемниках-распределителях. По инициативе партийных органов над детскими учреждениями было установлено шефство трудовых коллективов, таких, как заводы «Бакинский рабочий», имени лейтенанта Шмидта, «26 Бакинских комиссаров», «Парижская Коммуна» и др. Особо остро стоял вопрос о детской

№ 1 / 2021 - Криминологический журнал - 151

беспризорности и безнадзорности в годы перестройки, и именно тогда был создан Советский Детский Фонд имени В.И. Ленина, главной задачей которого являлось оказание всесторонней помощи несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам, а также детям-инвалидам [8, с. 67]. Созданная в 1987 г. организация продолжает свою деятельность и сейчас под названием Российский Детский Фонд. Его главные достижения — это семейные детские дома и программа «Теплый дом» для оказания материальной и моральной поддержки детским учреждениям [9, с. 50].

Решить проблему беспризорности и безнадзорности невозможно без комплексных мер, направленных на проведение мероприятий в области профилактики детской безнадзорности и беспризорности с соблюдением общих принципов такого рода деятельности и приоритетом индивидуального подхода, гуманного отношения, соблюдения и обеспечение реализации прав, свобод и интересов ребенка, а также совершенствования важнейших правовых средств, призванных обеспечивать должное состояние законности во всех сферах жизни общества и государства [11]. Необходимо улучшать экономическую ситуацию в стране, поощрять те семьи, в которых забота о воспитании детей является важнейшей ценностью родителей, а также помогать неблагополучным семьям в воспитании детей.

Библиографический список

1. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный Сад. 2003. №1. С. 19-34.

2. Гонеев А.Д., ЛифинцеваН.И., ЯлпаеваН.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

3. Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы. М., 1993.

4. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. М.: Интеллект-Центр, 2001.

5. Устинова И.А. «Книги Патриарших приказов 1625-1649 гг».: Палеографическое описание; Российская акад. наук, Ин-т российской истории. М., 2011.

6. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / Сост. Н.И. Еременко. Волгоград.

7. Козырин М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2002. С. 49-50.

8. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. Покров, 2004.

9.МартыноваМ.С. Социальная работа с детьми группы риска. М.: Социальный проект, 2004.

10. Ткач Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов национальной безопасности России // Социальное обеспечение. 2002. № 001. C. 18-23.

11. Мараев К.Е. Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 228-231.

Bibliographic list

1. Maksimov L.N. Organizatsiya raboty s bespri-zornymi det'mi v 1920-e gody // Neskuchnyy Sad. 2003. №1. S. 19-34.

2. Goneev A.D., Lifintseva N.I., Yalpaeva N.V. Os-novy korrektsionnoy pedagogiki: Ucheb. posobie / Pod red. V.A. Slastenina. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 1999.

3. Gorshenin L.G. Podrostok, kharakter, problemy. M., 1993.

4. Deti ulitsy. Obrazovaniye i sotsial'naya adaptat-siya beznadzornykh detey. M.: Intellekt-Tsentr, 2001.

5. UstinovaI.A. «Knigi Patriarshikh prikazov 16251649 gg».: Paleograficheskoye opisaniye; Rossiyskaya akad. nauk, In-t rossiyskoy istorii. M., 2011.

6. Deyatel'nost' sotsial'nogo pedagoga v obrazova-tel'nom uchrezhdenii / Sost. N.I. Eremenko. Volgograd.

7. Kozyrin M. Osnovy sistemy profilaktiki beznad-zornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh // Ros. yustitsiya. 2002. S. 49-50.

8. Koshkina VS. Beznadzornost' kak sotsial'noye yavleniye // Materialy Pokrovskikh pedagogicheskikh chteniy 2004-2005. Pokrov, 2004.

9. Martynova M.S. Sotsial'naya rabota s det'mi gruppy riska. M.: Sotsial'nyy proyekt, 2004.

10. Tkach N. Detskaya beznadzornost' i besprizornost' kak odin iz faktorov natsional'noy bezopasnosti Rossii // Sotsial'noye obespecheniye. 2002. № 001. C. 18-23.

11. Marayev K.E. Pravovyye sredstva obespecheniya zakonnosti i effektivnosti v sfere gosudarstvennykh za-kupok // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 3. S. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.