Научная статья на тему 'Актуальность проблемы сравнения ценностных ориентаций подростков России и Франции'

Актуальность проблемы сравнения ценностных ориентаций подростков России и Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконь О. А.

В статье рассматриваются проблема сравнительного анализа ценностных ориентаций подростков России и Франции с позиции её актуальности в связи с глобализиционными процессами, происходящими в современном мире, с целью более глубокого понимания и переосмысления проблем современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы сравнения ценностных ориентаций подростков России и Франции»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СРАВНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ РОССИИ И ФРАНЦИИ

© Белоконь О.А.*

Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

г. Иркутск

В статье рассматриваются проблема сравнительного анализа ценностных ориентаций подростков России и Франции с позиции её актуальности в связи с глобализиционными процессами, происходящими в современном мире, с целью более глубокого понимания и переосмысления проблем современных подростков.

В условиях обострения глобальных проблем современного мира, взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов, интернационализации экономики и науки, все возрастающей интеграции культур, создания единого образовательного пространства изменяется общее видение мира и усложняются отношения к действительности в целом. Происходит распад ментальных пространств, смысловых полей и проекций многих подсистем общества [7], меняются и ценностно-ориентационные установки, в связи с социальными переменами в России. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение опыта систем отношений в разных сферах общественной жизни, в разных областях научных знаний, в том числе и в образовании.

Прорыв к новому обществу возможен через развитие самопонимания личности, преодоление инерции мышления в познании мира, организацию условий воспитания и активизацию поиска новых подходов с целью выхода за пределы старых стереотипов. Изучение в сопоставительном плане мирового педагогического опыта становится все более актуальным, представляет значительный теоретический и практический интерес.

В отечественной педагогической науке (Е.И. Бражник, З.И. Васильева, Б.Л. Вульфсон, В.С. Гершунский, С.И. Гессен, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, А.И. Пискунов, К.Д. Ушинский и др.) накоплен большой опыт преодоления замкнутости в рамках образовательных систем разных стран. Объектом постоянного внимания ученых-компарати-вистов являлись не только зарубежные системы школьного обучения, образовательная политика (В.И. Андреев, Ю.С. Алферов, Б.Л. Вульфсон, В.А. Капранова, В.Я. Пилиповский, А.К. Савина и др.), но и роль и функции органов управления образованием (И.М. Курдюмов, Л.И. Писарев и др.), модернизация образования и развитие интеграционных процессов (Е.И. Бражник, В.А. Мясников и др.), подготовка учителей (Г.А. Андреева, В.Б. Гаргай, Е.Б. Лысова и

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин.

др.), медиаобразование (А.А. Журин, Л.А. Иванова, С.Н. Сухой, А.В. Федоров,

А.В. Шариков и др.), качество образовательных систем (М.А. Чошанова), сопоставительный анализ форм и методов гражданского воспитания (И.А. Би-жова, А.Р. Нурутдинова и т.д.), исследовался опыт социализации молодежи (Т.В. Егорова, Р.А. Свиридов и др.).

Последнее десятилетие снижается интерес компаративистов к количественным показателям в образовательном процессе и активизируется стремление изучить опыт воспитания личности, формирования отношения к миру, окружающим людям, к самому себе, способности обучающихся конструировать свой внутренний мир на основе ориентаций в мире ценностей, традиций той или иной страны.

Проблема влияния общества, реальной истории, языка, национальных традиций, содержания образования на поле личной автономии человека, определенность позиции личности, мировосприятие школьника не может не интересовать исследователей.

Понятие «ценности» и «ценностные ориентации» в плане исследования представляют собой благодатную почву для ученых философов, социологов, психологов и, конечно же, педагогов. Большое количество работ по педагогике так или иначе представляет собой исследование ценностных ориентаций в разных областях и сферах. Так, среди работ по педагогике можно назвать диссертации Е.Ф. Ященко «Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся: на примере литературно-художественного развития» (Челябинск, 1996), Е.В. Звягиной «Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций» (Магнитогорск, 2006), Л.Х. Гатиевой «Формирование ценностных ориентаций молодежи национальной республики в современных социально-педагогических условиях» (Карачаевск, 2006), Л.Ю. Ивановой «Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личного потребления (Социально-педагогический аспект) (Москва, 1991). Однако работ, связанных с раскрытием особенностей ценностных ориентаций у современных подростков России и Франции в сопоставительном плане не находим.

Опыт, в частности, такой страны, как Франция, представляет определенный интерес для разработки концепции формирования мировоззренческих позиций, так как Франция, во-первых, является одной из европейских стран, долгое время влиявшая на образ жизни и формировавшая взгляды на окружающий мир многих стран, в том числе и России. Во-вторых, целью французского школьного образования на протяжении длительного периода является личность цивилизованного и демократического общества, устремленная к истине, с чувством ответственности, собственного достоинства, способная к активному самопроявлению.

Близка российской приверженность французской школы интеллектуальному образованию, обучению на принципах осознанной мотивации, по-ликультурному воспитанию в духе толерантности и гражданственности.

Несмотря на постоянный интерес России к французской системе образования, недостаточно исследований сопоставительного плана, позволяющих выявить условия формирования ценностных ориентаций современного подростка. Анализ научной литературы и современной практики позволил выявить следующие объективно существующие противоречия:

- между высоким интересом в педагогике к компаративизму, изучению практики обучения и воспитания в различных странах и регионах мира и сложившейся практикой традиционной ориентации на ценности национальных образовательных систем;

- между потребностью общества (социума) в воспитании достойного гражданина с российской идентичностью ценностных ориентаций и отсутствием обновленных методов, способов воспитания в отечественной школе.

Эти противоречия актуализируют значимость проблемы: какие условия необходимы для создания системы ценностных ориентаций. Данная проблема способствовала обращению внимания на изучение опыта воспитания во Франции и России и выявлению общего и особенного в ценностных ориентациях подростков.

В связи с актуальностью исследования возникла необходимость решения следующих задач:

1. Определить сущность ценностных ориентаций современных подростков (на примере России и Франции).

2. Выявить социально-педагогические условия (содержание образования, формы и методы воспитания, национальные и семейные традиции формирования ценностных ориентаций, обеспечивающие общее и особенное в ценностных ориентациях подростков Франции и России.

3. Выявить объективные основания для сравнительного анализа ценностных ориентаций подростков двух стран.

4. Проанализировать и сравнить общие и особенные черты содержательного наполнения ценностных ориентаций подростков Франции и России.

Методологическую базу исследования составляют фундаментальные положения и подходы в области философии, культурологи, психологии, педагогики, аксиологии:

- системный подход, отражающий наличие разных видов ценностей и зависимости их от культуры и национальных особенностей страны (В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, И.В. Блауберг, М.А. Винокуров,

Э.В. Ильенков, А.Д. Карнышев, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарьян, В.С. Поликарпов и др.),

- аксиологический подход, рассматривающий культуру как систему ценностей (Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова, С.Л. Лапероуз, А.Б. Не-велев, В.Н. Сагатовский, А.И.Титаренко и др.),

- компаративизм как основание диалога культур в освоении и формировании системы ценностей и развития личности (М.М. Бахтин,

В.С. Библер, Г. Бередей, Б.Л. Вульфсон, А. Векслиар, М. Дебесс, А.Н. Джуринский, Е.Н. Кузьмина, З.А. Малькова, Б. Холмз, и др.),

- философские и общенаучные идеи о педагогическом процессе, его закономерностях и принципах, где единство и взаимосвязь всех сторон духовной жизни являются основой развития ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов личности (Е.Н. Бонда-ревская, Д.А. Леонтьев, Н.В. Липкань, Н.С. Малякова, А.В. Серый, И.В. Федосова, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Н.Е. Щуркова и др.).

Таким образом, мы определили для себя следующее:

Цель исследования: выявить и охарактеризовать сущность и особенности Ц.О, подростков разных стран и выявить социально-педагогические условия их формирования.

Предмет исследования: социально-педагогические условия, способствующие формированию Ц.О. подростков России и Франции.

Задачи исследования:

1. Определить сущность Ц.О. подростков России и Франции

2. Выявить социально-педагогические условия (содержание образования, формы и методы воспитания, национальные и семейные традиции формирования отношения к миру), обеспечивающее общее и особенное в Ц.О. подростков России и Франции.

3. Выявить объективные основания для сравнительного анализа Ц.О. подростков двух стран.

4. Проанализировать и сравнить общие и особенные черты содержательного наполнения Ц.О. подростков России и Франции.

Список литературы:

1. Брунер Дж. Культура образования / Брунер Джером; [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]; Моск. Высш. шк. Социальных и экономических наук. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с. - (Образование: мировой бестселлер).

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 432 с.

4. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.

5. Дольто Ф. На стороне подростка. - Екатеринбург, 2010. - 424 с.

6. Платонов Ю.П. основы этнической психологии: учебн. пособие. -СПб.: Речь, 2003. - 452 с.

7. Сайко Э.В. Человек как субъект культуры / Э.В. Сайко. - М.: Наука, 2002. - 446 с.

6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 369 с.

ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» © Качалов В.В.*

Ставропольское президентское кадетское училище, г. Ставрополь

В нашем быстро изменяющемся мире мы стоим на пороге революционных преобразований в образовании. Мы не представляем урока без межпредметных и метапредметных связей. Появляются новые предметы, происходят коренные изменения в программах основных предметов. В статье затрагиваются вопросы, касающиеся предмета «Технология». Место этого предмета в образовательном процессе и направления его развития.

Двадцать первый век вошел в нашу жизнь резкими переменами, происходящими в обществе. Они произошли не только в политической жизни общества, но и в производственных отношениях, а также в повседневной жизни людей. Научно-технический прогресс обязывает проводить коренные преобразования во всех отраслях нашей жизни. В наши дни на производстве появилось много новой современной техники, работающей на основе самых последних разработок и технологий. В промышленном производстве оборудование работает на основе компьютерных программ, связанных с высокоточным технологическим оборудованием. Промышленные товары выпускаются из материалов, полученных на основе современных разработок в области химии, физики, биологии. В стране сейчас происходит переход от старых энергоемких, нерентабельных производств к новым экономически выгодным, прибыльным производствам. Старые производственные процессы уходят в небытие. Вместе с ними отпадает необходимость в работниках обслуживающих эти производства. Появляются разработки, позволяющие производить целые комплексные процессы на автоматизированном труде без участия в нем человека. Поэтому на производство должны уже сейчас прийти люди, владеющие компьютерными технологиями, знающие не только современное производство и оборудование, но и опережающие в своих знаниях то, что поставляет нам промышленность. Ситуация в учебном процессе по предмету «Технология» в настоящее время находится в таком же положении, как и положение в промышленном производстве. Учебные программы, отточенные до совершенства, направленные на старые производственные

* Преподаватель технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.