Научная статья на тему 'Актуальность проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в высшей школе'

Актуальность проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1910
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОХОД / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС / ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

Современное российское общество переживает сложный период не только в экономической, но и в духовно-нравственной сфере. Утрата стержневой роли традиционных ценностей, преемственности поколений приводят к возникновению кризисных явлений в обществе. В статье раскрывается острая проблема духовно-нравственного воспитания в вузе. Автор анализирует социальные и психологические причины падения нравов современного студенчества. Вместе с тем, в статье обосновываются крайняя заинтересованность общественности и потребность государства в успешном решении общих задач не только образования, но и воспитания молодого поколения. Исследователи все чаще говорят о необходимости возрождения духовно-нравственного наследия, без чего невозможно представить будущее страны. Воспитание является одной из ведущих функций не только образовательных учреждений, но и всего общества. При этом не существует одного какого-либо социального института, отвечающего за решение воспитательных задач, а общие проблемы неизбежно приводят к поиску путей взаимодействия. Обращение к прежнему положительному опыту, традициям, интеграция ресурсов светских, религиозных и общественных организаций открывают возможности для реализации крупных социально-образовательных проектов, способствующих решению проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance and realization problems of moral education at high school

The modern Russian society is going through a difficult period, not only in economic but also in spiritual and moral sphere. The loss of traditional values ’ crucial role and continuity of generations lead to crisis phenomena in our society. The article reveals the acute problem of spiritual and moral education at universities. The author analyzes social and psychological reasons for the moral decline of modern students. However, the article explains the extreme interest of the public and the state ’s need for the successful solution of common problems not only of education, but also upbringing of the younger generation. The researchers talk more often about the necessity to revive spiritual and moral heritage, it is impossible to live without. The upbringing is one of the most important functions of educational institutions and the whole society. There isn’t any social institute, which is in charge of these upbringing assignments, and the common problems lead to a searching of interaction ways. The use of former positive experience and traditions, integration of resources by soviet, religious and social organizations open opportunities for realization of large-scale social and educational projects, promoting the problem ’s solution of spiritual and moral upbringing of the young generation.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в высшей школе»

Е.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Современное российское общество переживает сложный период не только в экономической, но и в духовно-нравственной сфере. Утрата стержневой роли традиционных ценностей, преемственности поколений приводят к возникновению кризисных явлений в обществе. В статье раскрывается острая проблема духовно-нравственного воспитания в вузе. Автор анализирует социальные и психологические причины падения нравов современного студенчества. Вместе с тем, в статье обосновываются крайняя заинтересованность общественности и потребность государства в успешном решении общих задач не только образования, но и воспитания молодого поколения. Исследователи все чаще говорят о необходимости возрождения духовно-нравственного наследия, без чего невозможно представить будущее страны. Воспитание является одной из ведущих функций не только образовательных учреждений, но и всего общества. При этом не существует одного какого-либо социального института, отвечающего за решение воспитательных задач, а общие проблемы неизбежно приводят к поиску путей взаимодействия. Обращение к прежнему положительному опыту, традициям, интеграция ресурсов светских, религиозных и общественных организаций открывают возможности для реализации крупных социально-образовательных проектов, способствующих решению проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное наследие, воспитательный компонент, интегративный поход, общественный запрос, традиционное образование, взаимодействие.

Очевидный общественный запрос отражён в послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. Президент подчеркнул, что общественность обеспокоена содержанием образовательного процесса, главная задача которого - давать знания и воспитывать нравственного человека. Приводя слова академика Б.Т. Лихачёва, Президент отметил важность сохранения глубины и фундаментальности отечественного образования, его нравственной основы, определяющей жизнеспособность общества в целом: экономическую, государственную, творческую1.

Духовно-нравственное состояние современной молодежи, да и всего российского общества, переживающего затяжную ра-

дикальную трансформацию, уже давно беспокоит общественность. Среди насущных проблем можно выделить следующие: не-сформированность социальной и коммуникативной компетентности, интеллектуальная пассивность, клиповое мышление2, искаженная социально-нравственная позиция, ослабление патриотических чувств, вовлеченность молодых людей в тоталитарные секты, террористические и экстремистские организации, разного рода зависимости и прочее.

Одна из причин падения нравов видится в современной реформе образования, в том числе высшего. С каждым годом духовно-нравственному воспитанию в вузах уделяется все меньше внимания. Повсеместно констатируется факт, что высшее обра-

зование из ценности превратилось в услугу. Усиление приоритета формулы «образование = услуга» на деле оборачивается резким снижением качества образования и полным отсутствием воспитательного момента. Повсеместно в образовательной среде пропагандируются снижение требовательности, толерантность, терпимость, которые на деле подменяются равнодушием и безразличием. В такой неопределенной духовно-нравственной атмосфере становится особенно трудно ориентироваться, выбирать приемлемые морально-нравственные установки и конструктивные жизненные стратегии.

К сожалению, к решению кадровых вопросов, составлению учебных планов, «рас-часовке» дисциплин руководство вузов подходит лишь с прагматической точки зрения. Сокращение количества часов, отводимых на изучение гуманитарных дисциплин, полное исключение из планов индивидуальной работы преподавателей со студентами также отражаются на духовно-нравственном состоянии обучающихся. Воспитательный компонент уходит на второй план, превращается в набор непоследовательных культурно-массовых мероприятий, а зачастую и в формальную сводку отчетов «преподавателей-кураторов».

Студентам во все времена было нелегко. При этом студенты младших курсов самые уязвимые. Юношеский максимализм, непризнание авторитетов, импульсивность, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершаемых поступков делают подрастающее поколение особенно восприимчивым к абсолютно любым социальным явлениям и примерам -как положительным, так и отрицательным. По сравнению с другими возрастными группами населения нашей страны молодежь наиболее сильно подвержена деструктивным влияниям: укрепляются безразличие к прошлому страны, незаинтере-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сованность в ее будущем, незнание причинно-следственных связей происходящих в обществе событий, неумение анализировать.

В успешном решении задач воспитания и образования молодежи сегодня заинтересованы все: сами молодые люди, желающие быть успешными и востребованными в обществе и в профессии, получить высокооплачиваемую работу и реализовать свой творческий потенциал; родители, которые хотят, чтобы их дети стали счастливыми людьми, образованными и воспитанными; компании, предприятия и организации, успешность которых во многом зависит от наличия высококвалифицированных и ответственных специалистов; государство, которое в молодом поколении хотело бы видеть надёжную, прочную опору России, способную не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития.

Формула «образование = услуга», по мнению автора, остается для отечественной образовательной сферы и всего российского общества навязанной извне. Одной из приоритетных задач высшей школы автору видится искреннее и ответственное содействие взращиванию не только квалифицированного специалиста, владеющего всеми компетенциями, прописанными в стандартах и рабочих программах, но и здоровой в духовном и нравственном отношении личности в лучших традициях отечественного образования. Личности, усвоившей такие базовые ценности, как вера и совестливость, сохранение человеческого и профессионального достоинства, честность, мужественность и патриотизм, ответственность, сострадание и терпение, следование высоким этическим идеалам, уважение и почитание родителей, наставников, любознательность, традиционная семья и верность, трудолюбие, здоровый образ жизни. Нельзя забывать, что молодежь - это «передняя линия» в борьбе за бу-

По сравнению с другими возрастными группами населения нашей страны молодежь наиболее сильно подвержена деструктивным влияниям: укрепляются безразличие к прошлому страны, незаинтересованность в ее будущем, незнание причинно-следственных связей происходящих в обществе событий, неумение анализировать.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

дущее и самого человека. И, безусловно, от взрослых наставников зависит, какое поколение придет им на смену, сможет ли оно сохранить свою идентичность, сберечь и приумножить то духовное и материальное наследие, которое досталось им от предков, или превратится в толерантных цивилизованных «Иванов, не помнящих родства». В настоящее время в российском обществе явно ощущается дефицит нравственных авторитетов, носителей не только глубоких знаний, но и духовности, чувства собственного достоинства и ответственности перед обществом3. И сейчас все чаще в педагогическом сообществе говорят о необходимости возрождения духовно-нравственного наследия, без которого невозможно будущее страны.

Столетиями роль точки опоры в духовно-нравственных вопросах играла Церковь. Церковь обладает традицией, пониманием того, что было в прошлом, и как традиция связана с нравственной природой человека. Церковь как традиционное начало играет свою важную роль в сохранении общественной нравственности. Нравственность, нравственные законы и задачи являются точкой соприкосновения, где и светское образование, и религия могут взаимодействовать4. Вузовская общественность, заинтересованная в решении стоящей перед ней сложной

и многогранной задачи воспитания молодежи, имеет возможность опираться на накопленный положительный опыт духовных школ и стремление студенчества быть активным участником общественной жизни и культурных мероприятий.

В сложившейся ситуации острым представляется вопрос поиска точки соприкосновения, некоего «моста», обеспечивающего безболезненное взаимодействие светских и религиозных структур в решении общего вопроса духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Основополагающими принципами которого должны стать искренность, открытость и терпение, ненавязывание внешних форм, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к духовно-нравственному развитию.

Интегративные образовательные и социокультурные процессы стали фактом нашей действительности, определяющим формирование личности в новых цивилиза-ционных условиях5. Наиболее эффективным методом взаимодействия вузов и Церкви представляется совместная разработка и реализация образовательных, воспитательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность. Формат мероприятий должен быть привычным для со-

временной молодежи, но при этом сами мероприятия - наполнены духовно-нравственным содержанием.

Положительная тенденция усматривается в стремлении вузов к сотрудничеству с отделами по делам молодежи РПЦ, одной из задач которых является оказание помощи общественным и государственным организациям в проведении воспитательных программ, опирающихся на традиционное духовно-нравственное образование молодежи.

В числе проектов - молодежные форумы, семинары, конференции, проведение Дня семьи, любви и верности, программы по профилактике абортов, поддержке семьи, организации общения межу православными и неправославными молодыми людьми6, привлечение студенчества к участию в волонтёрских социальных проектах, активное вовлечение в такие важные сферы, как образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных.

Ярким примером успешного взаимодействия Церкви, государства и общества на ниве духовно-нравственного воспитания являются Сретенские балы. Подобные мероприятия не просто развлечение для молодежи и не только шанс выйти за рамки современной суеты, погрузившись в возвышенную атмосферу бала XIX века, но и прекрасная возможность расширить свой кругозор, пообщаться, найти новых знакомых. Также целью мероприятия является возрождение культурных традиций, укрепление у молодежи чувства патриотизма. Программа балов обычно подготавливается с учетом традиций и культурных особенностей мероприятий подобного рода: заблаговременно разучиваются старинные бальные танцы (вальсы, мазурки, кадрили), готовятся костюмы, программа вечера.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в основе взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания должно лежать, прежде всего, единое, согласованное понимание ценностей, составляющих содержание и цель воспитания в условиях современного российского общества. Достижение такого понимания и признание его

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

всеми сторонами взаимодействия является необходимым залогом совместного проектирования и реализации программ воспитательного воздействия. В рамках интеграции традиций и ресурсов вузов, религиозных и общественных организаций появляется возможность для качественного совершенствования инфраструктуры воспитания. Становится возможной реализация крупных социально-образовательных проектов, способствующих не только духовно-нравственному воспитанию, но и социализации обучающихся, 'jjj

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации

B.В. Путина Федеральному Собранию, Москва, Кремль, 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http ://www.mid. ru/foreign_policy/news/-/as-set_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2541648 (дата обращения: 25.09.2017).

2. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2017. № 2 (26).

C. 5-11.

3. Егоров Е.В. О влиянии гуманитарного образования на духовно-нравственное состояние современного общества // Дамаскин. 2014. № 1. Нижний Новгород: Глагол. С. 18-23.

4. Вера и наука - взаимодействие на благо России: материалы встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с российскими учеными в г. Сарове Нижегородской области 1 августа 2016 г. // Дамаскин. 2016. № 4 (37). Нижний Новгород: Глагол. С. 5-19.

5. Астафьева Н.Г. Интеграция ресурсов науки, образования и общества как фактор духовно-нравственного развития личности в условиях единого воспитательного пространства // Духовно-нравственное воспитание в системе среднего и высшего образования: традиции и инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 окт. 2016 г., Тамбов.

6. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Рус. Православ. Церковь, Мисси-он. отд. Моск. Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 25.09.2017).

THE RELEVANCE AND REALIZATION PROBLEMS OF MORAL EDUCATION AT HIGH SCHOOL

E.V. Kuznetsova, Docent, Candidate of Pedagogy, N.A. Dobrolyubova State Linguistic University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected]

The modern Russian society is going through a difficult period, not only in economic but also in spiritual and moral sphere. The loss of traditional values' crucial role and continuity of generations lead to crisis phenomena in our society. The article reveals the acute problem of spiritual and moral education at universities. The author analyzes social and psychological reasons for the moral decline of modern students. However, the article explains the extreme interest of the public and the state's need for the successful solution of common problems not only of education, but also upbringing of the younger generation. The researchers talk more often about the necessity to revive spiritual and moral heritage, it is impossible to live without. The upbringing is one of the most important functions of educational institutions and the whole society. There isn't any social institute, which is in charge of these upbringing assignments, and the common problems lead to a searching of interaction ways. The use of former positive experience and traditions, integration of resources by soviet, religious and social organizations open opportunities for realization of large-scale social and educational projects, promoting the problem's solution of spiritual and moral upbringing of the young generation.

Key words: spiritual and moral upbringing, spiritual and moral heritage, upbringing component, integrative approach, public demand, traditional education, interaction.

References

1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V Putina Federal'nomu Sobraniyu, Moskva, Kreml', 1 dek-abrya 2016 g. [The message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly, the Kremlin, Moscow, December 1, 2016.]. URL: http ://www. mid. ru/foreign_policy/news/-/as-set_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2541648 (accessed: 25.09.2017).

2. Endovickij D.A., Bubnov YU.A., Gajdar K.M. Aktual'nye problemy vospitaniya molodezhi v sovre-mennoj Rossii [Actual problems of education of youth in modern Russia] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vy-sshego obrazovaniya. 2017. № 2. S. 5-11.

3. Egorov E.V O vliyanii gumanitarnogo obrazovaniya na duhovno-nravstvennoe sostoyanie sovre-mennogo obshchestva [On the impact of Humanities education on the spiritual and moral state of modern society] // Damaskin №1 (26) mart 2014 g. Nizhnij Novgorod: Izdatel' NP PC «Glagol». S.18-23.

4. Vera i nauka - vzaimodejstvie na blago Rossii. Materialy vstrechi Svyatejshego Patriarha Mosko-vskogo i vseya Rusi Kirilla s rossijskimi uchenymi

v g. Sarove Nizhegorodskoj oblasti 1 avgusta 2016 g. [Faith and science - interaction for the good of Russia: materials of the meeting of his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia Kirill with the Russian scientists in Sarov in Nizhny Novgorod region on 1 August 2016] // Damaskin №4 (37) dekabr' 2016 g. Nizhnij Novgorod: Izdatel' NP PC «Glagol». S. 5-19.

5. Astaf'eva N.G. Integraciya resursov nauki, obrazovaniya i obshchestva kak faktor duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti v usloviyah edinogo vospitatel'nogo prostranstv [Integration of resources of science, education and society as a factor of spiritual and moral development of personality in terms of a unified educational spaces] // Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme srednego i vysshego obrazovaniya: tradicii i innovacii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii 12 oktyabrya 2016 g., Tambov.

6. Koncepciya missionerskoj deyatel'nosti Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Russkaya Pravoslavnaya Cerk-ov', Missionerskij otdel Moskovskogo Patriarhata [The concept of missionary activities of Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/220922.html (accessed: 25.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.