Научная статья на тему 'Актуальность принципов японской эстетики в современном дизайн-проектировании одежды'

Актуальность принципов японской эстетики в современном дизайн-проектировании одежды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2765
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ ЭСТЕТИКА / МОНО-НО АВАРЭ / ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ИСКУССТВО ЯПОНИИ / ДИЗАЙН ЯПОНИИ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Успенская Марина Александровна

В статье рассматриваются принципы японского искусства, которые отражают разные аспекты эстетической категории моно-но аварэ. Каждый принцип подробно охарактеризован — показано, каким образом эстетика моно-но аварэ на него повлияла, какое он получил развитие в современном искусстве и дизайне Японии. Данные принципы актуальны для современного дизайн-проектирования модной одежды. © Успенская М. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность принципов японской эстетики в современном дизайн-проектировании одежды»

УДК 7.013 УСПЕНСКАЯ М. А.

Актуальность принципов японской эстетики в современном дизайн-проектировании одежды

В статье рассматриваются принципы японского искусства, которые отражают разные аспекты эстетической категории моно-но аварэ. Каждый принцип подробно охарактеризован — показано, каким образом эстетика моно-но аварэ на него повлияла, какое он получил развитие в современном искусстве и дизайне Японии. Данные принципы актуальны для современного дизайн-проектирования модной одежды.

Ключевые слова: японская эстетика, моно-но аварэ, проектно-художественные принципы, искусство Японии, дизайн Японии, дизайн-проектирование одежды.

USPENSKAY M. A.

RELEVANCE OF THE PRINCIPLES OFJAPANESE AESTHETICS IN MODERN DESIGN, DESIGNING CLOTHES

This article is about principles of Japanese art that reflect different aspects of the category mono-no avare. Each principle is described in detail — it is shown how the aesthetics of mono-no avare affected it and how the principle has evolved in contemporary art and design in Japan. These principles are topical for modernfashion design.

Keywords:Japanese aesthetics, mono-no avare, design and art principles, art, Japan, Japanese design, design-designing clothes.

Успенская

Марина

Александровна

магистрант УралГАХА e-mail: moorre@list.ru

Японская эстетика включает в себя ряд категорий, аккумулирующих духовные ценности культуры Японии. Одной из основополагающих в японской эстетике является категория моно-но аварэ. Концепция аварэ возникла в период Хэйан (794-1185). Тогда Япония освобождалась от влияния Китая и Кореи, и в стране возник большой интерес ко всему национальному, в том числе к синтоизму, который призывал верить в то, что в каждой вещи заключено свое божество — ками. Категория моно-но аварэ достигла своего завершения в хэйанской литературе, но, по мнению японских и зарубежных исследователей (Нумано Мицуёси, Хисамацу Сэнъити, И. А. Борониной, Т. П. Григорьевой и др.), ее влияние прослеживается в культуре Японии до сих пор. Под влиянием представлений о мо-но-но аварэ в японской культуре сформировался ряд проектно-художественных принципов, о которых говорят ученые:

1 Принцип совмещения, а не замещения.

2 Принцип единства красоты и пользы.

3 Принцип непостоянства и изменчивости.

4 Принцип ненамеренности и спонтанности.

5 Принцип соучастия и незавершенности. Рассмотрим подробнее их влияние на искусство и дизайн Японии.

Принцип совмещения, а не замещения

Словосочетание моно-но аварэ можно перевести как «печальное очарование вещей», однако данный перевод не отражает всей сложности данного понятия. Во-первых, следует отметить, что слово моно — «вещь» здесь выступило как предельно широкое понятие, обозначая собой и человека, и любое явление, и предмет. Мысль об одухотворенности природы и даже любого предмета, созданного человеком, основывается на синтоистских верованиях. Она стирает границу между человеком и его окружением без разделения на одушевленный и неодушевленный мир. Это рождает чувство единства с окружающим миром, которое и стремится отразить моно-но аварэ. Кроме того, по мнению Т. П. Григорьевой, чьи работы стали основополагающими для отечественных интерпретаций японской культуры, слово моно отражает представления японцев о целостности или единстве мира, так как все в мире можно назвать этим словом. При этом следует отметить, что представления о единстве мира тесно связаны в словосочетании моно-но аварэ с еще одним понятием японской культуры — гармонией «неслиянного единства» или гармонией «ва» [1, 2]. С точки зрения моно-но аварэ, все пребывает в этом «неслиянном единстве»,

© Успенская М. А., 2013

91

Иллюстрация 1. Проект Shell архитектурного бюро ARTechnic archite. 2008 г. URL: http://nnm.ru /blogs/patriarch_/ proekt_ shell_arhitekturnogo_byuro_ artechnic_archite/

Иллюстрация 2. Работа Норико Эмбе. 2008 rURL:http://www.arhinovosti.ru/2008/ 11 /08/vystavka-vtoraya-priroda-second-nature-tokio-yaponiya/

Иллюстрация 3. Йоджи Ямамото, слева направо: брючный костюм, осень - зима 1984 г.; брючный костюм, осень - зима 1986 г. История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. М., 2003.

ничто не должно затмевать или замещать другое. Т. П. Григорьева пишет о японском искусстве: «...не было замещения, а было совмещение» [1, 2].

В литературных произведениях периода Хэйан, формировавших представления о моно-но аварэ, часто акцентировалось внимание на принципе совмещения, а не замещения. Явственнее всего этот принцип выражался в отношении к китайской культуре, перед которой испытывали благоговение, но при этом китайский стиль тоже ценился только тогда, когда не затмевал японский. Принцип не замещения, а совмещения касается всех сторон жизни и выражается даже на уровне чувств. Моно-но аварэ вызывает чувство восторга, но восторга с оттенком грусти.

Данный принцип получил широкое распространение в традиционной и современной японской архитектуре и дизайне. Устройство традиционного японского дома всегда предполагало стирание границ внешнего и внутреннего пространств, в нем обязательно создавалась промежуточная переходная зона, необходимая для осуществления единства с природой. Кроме того, в архитектуре Японии традиционно есть стремление вписать постройку в ландшафт, а современные технологии и материалы позволяют максимально синтезировать архитектуру с природой (Иллюстрация 1). В современной архитектуре и дизайне данный принцип часто выражается в неразрывной связи с многовековой

эстетической и философской традицией Японии, в синтезе национального и интернационального. Принцип совмещения, а не замещения может выражаться и даже на уровне формы и пластики, что демонстрируют собой работы дизайнера Норико Эмбе (Иллюстрация 2).

В дизайне одежды данный принцип часто применяет в своих коллекциях дизайнер Йоджи Ямамото. Он совмещает концепцию японского костюма с элементами западного костюма, добиваясь также совмещения разной пластики на уровне формы (Иллюстрация 3).

Принцип единства красоты и пользы

Моно-но аварэ выступает не только как критерий красоты, но также и как критерий истинности. «Если произведение не содержит моно-но аварэ, оно не истинно», — отмечает Т. П. Григорьева [1]. Только вещь, которая не противоречит моно-но аварэ, может считаться правильной и истинной. Для этого она должна соответствовать всеобщей гармонии, которая заложена в моно-но аварэ, а следовательно, естественному порядку вещей. Естественный порядок и единство человека и окружающего мира требуют от вещи целесообразности, другими словами — практичности. Этим объясняется принцип единства красоты и пользы, который присутствует в искусстве Японии.

Примером может служить то, как солнечный свет в традиционных японских постройках служит не только для естественного освещения, но, рассекая пространство на части, создает и декоративный эффект. Интерпретируя данную традицию японских построек, авторы проекта Kawana house создали стеклянную крышу и регулируемые жалюзи на потолке, добившись поразительного эффекта игры света и тени (Иллюстрация 4).

В японском дизайне также применяется принцип единства красоты и пользы. Одноразовая посуда из экологически безопасных материалов «Wasara» является классическим примером того, как он проявляется на практике (Иллюстрация 5).

Японский дизайн одежды отличается концептуальным подходом, но при этом все равно стремится к практичности. Дизайнер Иссей Мияке, несмотря на то, что известен как один из радикальных новаторов, считает футболку и джинсы идеальным видом одежды и значительное количество времени посвящает разработке одежды, необходимой для повседневной жизни и подходящей для массового производства (Иллюстрация 6).

Принцип непостоянства и изменчивости

Смысл словосочетания моно-но аварэ, формируясь, изменялся с течением времени. Это отно-

Иллюстрация 4. Kawana House. 1987- 1992 гг. URL: Иллюстрация 5. Одноразовая посуда Иллюстрация 6. Часть кол-

http://www.fosterandpartners.com/ Projects/0411/ из экологически безопасных материалов лекии Иссея Мияке. 1978 г

Default.aspx компании «Wasara». URL: http://igrow.com. URL: http://www.etoya.ru/pro_

ua/view_post.php?id=25 fashion/2011 /7/28/18003/

сится, в первую очередь, к слову аварэ. В классической антологии японской поэзии, начиная с VIII в., чувство аварэ могло быть вызвано, к примеру, жалобным пением птиц. Позже чувство аварэ становится тесно связанным в литературе с осознанием непостоянства и бренности всего сущего. В «Записках от скуки» Урабе Канаеси пишет «В мире заме-

чательно именно непостоянство». В литературе периода Хэйан осознается изменчивость мира и неповторимость каждого момента, что становится источником чувства моно но аварэ. В искусстве Японии рождается принцип непостоянства и изменчивости.

В архитектуре, согласно, к примеру, Хироси Хара, можно создать

особую среду в доме с учетом места, времени года, климата. Например, снег может задавать определенные условия для света, поэтому стекло в интерьере или поверхность стен могут быть обработаны так, чтобы возникал эффект тумана. Вследствие такого подхода архитектура порой становится аморфной и двусмысленной, она начинает походить на пере-

Иллюстрация 7. Хироси Хара. Shima House в Токио. URL: http://book.uraic.ru/project/c onf/txt/005/archvuz26_pril/34/template_ article-ar=K21-40-k26.htm

Иллюстрация 8. Двигающаяся ваза от Айсолейшн Юнит. 2008 г. URL:

http://www.arhinovosti.ru/2008/12/28/dv

igayushhayasya-vaza-ot-ajjsolejjshn-

yunit-isolation-unit-tokio-yaponiya/

Иллюстрация 9. Платье Рей Кавакубо, весна - лето 1984 г. История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. М., 2003.

менчивые природные явления — облака, туман, радугу и мираж, считает Хироси Хара (Иллюстрация 7). Цель такого подхода — создать изменчивую архитектуру, «когда формы появляются, чтобы исчезнуть» [6].

Стремление к реализации этого принципа приводит к тому, что у предмета предусматривается трансформируемость его формы. В современном дизайне и архитектуре Японии трансформируемость находит широкое применение (Иллюстрация 8).

В дизайне костюма принцип изменчивости и непостоянства может быть реализован разными путями. В костюме Рей Кавакубо 1984 г., представленного в Музее Киото, некоторые части рукава не пришиты к основе, что позволяет сделать форму изделий постоянно изменяющейся при ходьбе или дуновении ветра (Иллюстрация 9). Концепт дизайнерской одежды «132 5» 2010 г. от Иссея Мияке развивает данный принцип через идею трансформируемости. Коллекция представляет собой плоские, двухмерные платья, рубашки и брюки, которые можно разворачивать и носить.

Принцип ненамеренности и спонтанности

В период Хэйан в японской литературе сформировался особый жанр дзуйхицу, буквально «вслед

Иллюстрация 10. Изображение бамбука в стиле живописи суми-ё. URL: http://www.liveinternet.ru/users/lya_

bella/post191736629/

за кистью». Писать «следуя кисти» означало, повинуясь движению души, записывать все, что приходит на ум. Дзуйхицу в значительной степени сформировали представления о моно-но аварэ и выявили еще один принцип данной эстетической категории — ненамеренность и спонтанность. Дзуйхицу отличались фрагментарностью повествования, отсутствием плана и порядка. Здесь, скорее, главенствовало не желание проанализировать и логично изложить ход событий, а естественно отразить действительность. Принцип ненамеренности и спонтанности в японском искусстве тесно связан с представлениями о творчестве как «нетворчестве» [5]. «Вслед за кистью» означало не сотворить, а выявить, уловить движения души и природы.

«Нетворческий метод» проявился во всех областях искусства и ремесла. Считалось, что нет совершеннее метода, чем метод самой природы, и вершина искусства — сама природа. В творческом акте человек должен уподобиться ей, и в его руках прекрасное должно непроизвольно «вырастать», спонтанно «рождаться». Принцип ненамеренности и спонтанности можно проиллюстрировать японской живописью в стиле суми-е (Иллюстрация 10). Здесь видно, что спонтанность рисунка выражается в значитель-

Иллюстрация 11. Диван <^га^» от Макио Хасуике. 2007 г.

ной степени через асимметричную композицию. В изобразительном искусстве, а затем и в дизайне асимметричная композиция становится проводником данного принципа и создает иллюзию природных форм. Это видно на примере дивана <^га^», созданного Макио Хасуике в 2007 г. (Иллюстрация 11).

Принцип ненамеренности и спонтанности определяет не только композиционное решение, но и конструкцию и даже технологию изготовления изделия. Яркий пример — платье из коллекции Йоджи Ямамото 1998 г., изготовленное без использования какого-либо кроя и швов, абсолютно примитивным методом скручивания и связывания материи (Иллюстрация 12).

Принцип соучастия и незавершенности

В литературе периода Хэйан возникает тенденция не сообщать

о сокровенных чувствах прямо, а выражать их через намек. Намек предполагает соучастие или встречную работу мысли читателя, только тогда он может постигнуть всю красоту момента, «грустное очарование вещей». «Красоту может различить только тот, кто мысленно завершил незавершенное», — подчеркивает Т. П. Григорьева [1]. Склонность к намеку становится со временем традиционной для японского искус-

Иллюстрация 12. Платье Йоджи Ямамото, весна - лето 1998 г. История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. М., 2003.

Иллюстрация 13. Пейзаж. Тоё Сэссю. Ок. 1481 г. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэссю

Иллюстрация 14. «Искусственная Топография» («Artificial Topography») от Руюме Фуд-жики (Ryumei Fujiki). 2012 г. URL: http://www. arhinovosti.ru/2012/02/26/«iskusstvennaya-topografiya»-«artificial-topography»-ot-ruyume-fudzhiki-ryumei-fujiki-yaponiya/

Иллюстрация 15. Показ коллекции A-POC Иссея Мияке в 1999 г. URL: http:// bigbigbigthings.com/2009/11 /big-in-japan/

ства. В живописи она может выражаться через незавершенность картины, через незначительную занимаемую площадь изображения на листе (Иллюстрация 13). В широко известном «Кратком изложении законов японской живописи» Тоса Мицуоки (XVII в.) советует: «Оставляй белое пространство и заполняй его значительным молчанием». Таким образом реализуется принцип соучастия и незавершенности.

В дизайне данный принцип может проявить себя через вариативность, которая в данном случае будет стремиться к бесконечности в силу неопределенности или формы, или назначения предмета, т. е. незавершенности либо формальной, либо смысловой. Необычный мягкий и рельефный изнутри контейнер, который может считаться и арт-объектом, и функциональным предметом мебели или даже своеобразным жилым пространством под названием «Искусственная Топография», созданный Руюме Фуд-жики в 2012 г., служит тому примером. В данном контейнере человек сам определяет место, где и в какой позе ему лучше расположиться, дизайнером это не определено (Иллюстрация 14).

В дизайне одежды безразмерная вязаная труба, созданная Иссеем Мияке в 1999 г. на основе соединения современных компьютерных

технологии с традиционными методами вязания, также отражала данный принцип. Предполагалось, что женщина могла вырезать из этой трубы любую нужную форму для получения желаемого платья (Иллюстрация 15).

Заключение

Сегодня зарождение новой науки, построенной на парадигме нелинейности, и формирование представлений о мире как о множестве систем, не обладающих стабильностью, побуждает дизайнеров и архитекторов применять авангардистские, по сути, приемы в области формообразования. В свете данной тенденции перечисленные принципы японского искусства оказываются как никогда актуальными для дизайна. Взятые на вооружение при дизайн-проектировании модной одежды, они будут представлять большой потенциал для формообразования, а также конструктивного и технологического решения одежды.

Список использованной литературы

1 Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.

2 Классическая японская проза XI-XIV веков. М., 1988.

3 История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. М., 2003.

4 Бреславец Т. И. Поэзия Мацуо Басё. URL: http://kritika-haiku. livejournal.com/3235.html.

5 Малинина Е. Е. Философско-мировоззренческие принципы дальневосточного искусства. URL: http://www.nsu.ru / education / japanart/1_l1.htm.

6 Пьянкова М. С. Японские принципы организации предметно-пространственной среды. URL: http:// book.uraic.ru/project / conf/txt / 0

05 / archvuz26_pril/34/template_ article-ar=K21-40-k26.htm.

7 Серегин O. Цельность и стремление к гармонии. URL: http://www. hse.ru/news/recent/28060117.html.

8 Kawana house. URL: http://www. fosterandpartners.om / Projects/ 0411 /Default.aspx.

9 Краткая литературная энциклопедия: моно-но аварэ. URL: http:// feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke9 / ke9-5421.htm.

10 Быстрова Т. Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне. Екатеринбург, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.