Научная статья на тему 'Актуальность применения тестов в преподавании истории музейного дела в УдГУ'

Актуальность применения тестов в преподавании истории музейного дела в УдГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / МУЗЕИ / СТУДЕНТЫ-ИСТОРИКИ / ВХОДНОЙ ТЕСТ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Ольга Алексеевна

В статье представлены возможности использования входного теста в преподавании курса «История музейного дела в России» как оценки уровня знаний студента-историка, определена актуальность применения такой формы опроса студентов для популяризации историко-культурного наследия России и Удмуртии. На основе проводимых тестовых заданий, дан опыт методики проведения, шкала оценивания и результаты ответов студентов. Анализ тестовых ответов позволяет автору обозначить перспективы использования тематических тестов при организации учебного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения тестов в преподавании истории музейного дела в УдГУ»

УДК 378:069.01(045)

О.А. Казанцева

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В УДГУ

В статье представлены возможности использования входного теста в преподавании курса «История музейного дела в России» как оценки уровня знаний студента-историка, определена актуальность применения такой формы опроса студентов для популяризации историко-культурного наследия России и Удмуртии. На основе проводимых тестовых заданий, дан опыт методики проведения, шкала оценивания и результаты ответов студентов. Анализ тестовых ответов позволяет автору обозначить перспективы использования тематических тестов при организации учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: история музейного дела, музеи, студенты-историки, входной тест, оценка знаний, популяризация историко-культурного наследия.

В современной методике преподавания высшей школы для повышения качества знаний студентов большое значение имеют не только теоретические знания и практические навыки учащихся, но тестовый мониторинг начальных и усвоенных знаний. При этом, тестовые задания для студентов, как показатель определенных знаний по дисциплине, является не только методом контроля преподавателя, но и одним из элементов мотивации студентов к систематическим знаниям.

В чтении курса «История музейного дела в России» в Институте истории и социологии (ИИиС) Удмуртского государственного университета (УдГУ) важную роль играют визуальные образы, в том числе, просмотр фрагментов видеосюжетов по истории создания экспозиций, уникальных экспонатов музеев. Видеоматериалы используются не только как демонстрационный материал, но и как форма для создания диалога преподавателя со студентами при обсуждении увиденного на учебных занятиях [2, с. 356-364].

Важность использования преподавателями музеев и учебных музейных кабинетов в процессе преподавания дисциплин по музеологии в вузе уже неоднократно подчеркивалась автором статьи [3, с. 107-111]. Так, на примере Удмуртского государственного университета была представлена роль музеев вуза в научно-образовательном пространстве, как ресурса для науки, образования, но и воспитательной работы, в конечном итоге, -повышении музейной культуры всего вузовского сообщества [4, с. 91-95]. Для того, чтобы определить уровень начальных, текущих и итоговых знаний студентов по курсу «История музейного дела в России», используются оценочные способы проверки знаний в форме входного теста.

В течение 2013-2014, 2017-2018 учебных годов для студентов очной формы обучения (бакалавры) 3 курса ИИиС на первом учебном занятии предлагались тестовые задания, содержащие тематические вопросы по дисциплине «История музейного дела в России». Тестовое задание по своей струк-

Казанцева Ольга Алексеевна - доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук (Ижевск), [email protected]

Актуальность применения тестов в преподавании..

туре состояло из нескольких тематических блоков и соответствовало программе читаемой дисциплины. В содержательном плане некоторые вопросы были рассчитаны на эрудицию студента, но основная масса заданий охватывала понятийный аппарат дисциплины, персоналии в истории музейного дела, знаменитые музеи.

В первый блок по теме «Университетские музеи» в задание входило шесть вопросов. Студенту необходимо было выбрать правильный ответ из числа предлагаемых вариантов (каждый ответ на вопрос оценивался 1 баллом).

1. Первый в мире университетский музей появился в ... (продолжить фразу). Варианты ответов: а) XVII в. б) ХУШ в. в) XIX в. г) не знаю.

2. Первый университетский музей появился в России в .... (продолжить фразу). Варианты ответов: а) Москва б) Санкт Петербург в) Казань г) не знаю.

3. Назовите количество музеев в Удмуртском государственном университете. Варианты ответов: а) 5, б) 7, в) 9, г) не знаю.

4. В ИИиС тоже работают музеи (учебные кабинеты), определите сколько их. Варианты ответов: а) 4, б) 2, в) 3, г) не знаю.

5. Университетский музей - это учреждение .... (продолжить фразу). Варианты ответов: государственное, ведомственное, общественное, не знаю.

6. Цель университетских музеев состоит в том, чтобы... (продолжить фразу). Варианты ответов: иметь экспонаты, которые можно использовать в учебном процессе; хранить экспонаты; иметь коллекции для развития научных исследований вуза; не знаю.

Отметим, что при выборе студенту предлагался ответ - «не знаю». Для преподавателя данный ответ являлся своеобразным сигналом на пробелы в знаниях студента и стимулом к действию - на что в дальнейшем обучении надо обратить внимание (возможно, поручить студенту сообщение, доклад, презентацию, объяснить на лекции понятие и т.д.). Целесообразно в дальнейшем при изучении дисциплины на занятиях в аудитории обращать внимание студентов на тестовые ошибки.

По теме «Основные понятия курса «История музейного дела в России» обучающимся предлагалось дать определение следующим понятиям (вопрос 7): музей, музейная сеть, фонды музея, экспозиция и выставка (5 баллов).

По теме «Знаменитые музеи России» (вопрос 8) студенты указывали 10 самых известных музеев России (5 баллов), по теме «Музеи Удмуртии» (вопрос 9) - 10 самых известных музеев Удмуртии (5 баллов).

По теме «Знаменитые личности в истории музейного дела России» (вопрос 10) предлагалось определить, кто из предложенного списка деятелей отечественной культуры внес вклад в развитие музеев России: Румянцев Н.П., Щукин С.И., Бахрушин А.П., Забелин И.Е., Уваров А.С., Строганов А.С., Третьяков С.М., Алабин П.В., Тенишева М.К. (9 баллов).

И, наконец, последнее задание касалось знания директоров современных музеев: Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Русский музей, Третьяковская картинная галерея, Национальный музей им. К. Герда Удмуртской Республики (5 баллов).

Ответы студентов оценивались в баллах (общее количество составляет 35 баллов).

Цель теста для студента состояла в умении за определенный промежуток времени (не более 10 минут) показать свои знания и общую эрудицию в области музейного дела России и Удмуртии. Для преподавателя основная цель тестовых заданий заключалась не только в определении уровня подготовки студента к освоению дисциплины, но и возможной корректировке знаний студента в области музеологии, выработке определенной индивидуальной траектории обучения для каждого студента, в ликвидации «незнания» за период общения в рамках курса в течение учебного семестра.

В методическом плане отметим, что тестовые задания предлагаются на занятиях в аудитории, не занимают много времени у студентов, могут использоваться преподавателем выборочно при изучении и проверке знаний по определенным темам дисциплины, так как соответствуют содержанию читаемой дисциплины. Результаты анализа ответов на предложенные задания преподаватель сообщает студентам на следующем занятии (в баллах). Итоги тестовых заданий можно использовать в качестве дополнительного балла при аттестации обучающихся в учебном семестре. Участниками теста являлись 14 студентов-историков (бакалавров), соотношение девушек и юношей равное.

О.А. Казанцева

Результаты тестовых заданий и комментарии к ним.

Тема «Университетские музеи». Вопрос 1. Продолжить предложение из предлагаемых вариантов и выбрать правильный ответ о том, где появился первый в мире университетский музей. Правильных ответов - 1, не верных - 13 ответов. Этот вопрос из области кругозора студента и представляется, что, обучаясь в высшей школе, полезно знать, когда и где появился первый университетский музей.

Вопрос 2. Предлагалось назвать первый университетский музей в России из числа предложенных. Правильных ответов - 4, не верно - 7, не знаю - 3. Большинство отвечавших выбрали Петербургский, а не Московский университет.

Вопрос 3. Назовите количество музеев в Удмуртском государственном университете. Правильных ответов - 3, не верно - 2, не знаю - 9. На университетском сайте указаны не все учебные музейные кабинеты, сложно найти информацию, по мнению студентов.

Вопрос 4. Назвать количество музеев (учебных кабинетов) в ИИиС, ответ указать цифрой. Правильных ответов - 7, не верно - 7. Сомнения студентов в количестве музеев объясняют такой результат.

Вопрос 5. Дать определение, что такое университетский музей из предложенных вариантов. Правильных ответов - 5, не верно - 9. Слабое понимание того, что музеи в вузах имеют ведомственную принадлежность.

Вопрос 6. Дать определение следующим понятиям: музей, музейная сеть, фонды музея, экспозиция и выставка. Правильных ответов - 5, не верно - 9. Ответ предполагал выбор нескольких вариантов ответов. Студенты не четко представляют себе содержание фондов музея.

Вопрос 7. Тема «Знаменитые музеи России». Написать 10 самых известных музеев России, тема «Музеи Удмуртии» - указать 10 самых известных музеев Удмуртии.

Одна студентка обозначила 12 музеев России из 10, два человека назвали 9 и 7 музеев, три человека назвали 4 музея, один студент указал 5 музеев, остальные - в интервале от одного до трех знаменитых музеев России. По одной студентке назвали 8 и 7 музеев Удмуртии из 10, остальные -от двух до пяти.

Вопрос 8. Тема «Знаменитые личности в истории музейного дела России». Определить, кто из предложенного списка деятелей отечественной культуры внес вклад в развитие музеев России: Румянцев Н.П., Щукин СИ., Бахрушин А.П., Забелин И.Е., Уваров А.С., Строганов А.С., Третьяков С.М., Алабин П.В., Тенишева М.К.

Интересно, что пять человек (третья часть тестируемых) отметили половину фамилий из предложенного списка, чаще упоминая Н.П. Румянцева, А.С. Строганова и С.М. Третьякова. На самом деле, все указанные деятели имеют отношение к истории музейного дела в России, другое дело, что конкретный вклад студенту оказался не известен.

Вопрос 9. Назвать директоров современных музеев: Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Русский музей, Национальный музей им. К. Герда Удмуртской Республики, Третьяковская картинная галерея. Правильных ответов - 1, не знаю - 13 ответов. На самом деле, посетители современных музеев редко интересуются, кто руководит учреждениями. Между тем, настоящим открытием для студентов является факт, что, например, Музеи Московского Кремля возглавляет дочь первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина, Е.А. Гагарина.

Таким образом, анализ тестовых заданий бакалавров позволяет сделать следующие выводы [5; 6].

1. Большинство студентов представляют себе, что такое музей и понимают, какую роль он выполняет в обществе. На уровне собственных представлений студенты могут дать ответ, что такое музейная сеть, выставка, экспозиция, фонды.

Высший результат - 35 баллов за выполнение тестового задания не удалось набрать никому из студентов, но средний уровень знаний в области музейного дела показали 10 человек (числовой интервал от 12 до 18 баллов). Четыре студента имеют оценочные показатели теста на уровне выше средних (от 23 до 27 баллов). Интересно, что трое из числа именно этих студентов затем успешно продолжили свое образование в магистратуре.

Наибольшие затруднения при ответах на тест у студентов вызывают вопросы, связанные с конкретными лицами (указать фамилии директоров музеев, деятелей отечественной культуры, внесших наибольший вклад в музейное дело России).

2. Общая эрудиция студента. Как правило, студенты, которые посещают музеи, ездят (или ездили) в туристические поездки по Удмуртии,

Актуальность применения тестов в преподавании...

городам России во время или до обучения в вузе справляются с такими тестами успешнее, чем не имеющие такого опыта. Кроме того, важной составляющей знаний о музеях России является участие студента в учебной (музейной) практике, их ответы отличаются по качеству и количеству названных музеев.

3. Уровень музейной культуры студента. Знание знаменитых музеев России и Удмуртии расширяет кругозор студента, повышает его знания о музеях, укрепляет интерес к культурному наследию. Теоретический интерес порождает и практические действия - желание побывать в музее.

4. Результаты ответов тестовых заданий позволяют преподавателю не только определять уровень подготовки слушателей курса, осуществлять текущий контроль знаний, но и корректировать индивидуальные достижения студентов в области музейного дела России и Удмуртии в процессе освоения дисциплины. Для преподавателя очевид-

на перспектива использования тестовых заданий в выборочном (а не в полном) варианте, при изучении отдельных тем по курсу для текущего контроля знаний или в период аттестации как инструмент оценки знаний студентов в учебном семестре.

5. Как показывает практика, применение тестов по дисциплине «История музейного дела в России» - перспективный способ заинтересовать студентов историей, состоянием и деятельностью университетских музеев вуза, в котором студент обучается. Знание устройства и работы университетских отечественных музеев позволяет студенту осознать, что фонды музеев являются частью историко-культурного наследия России, важным источником для выполнения научных исследований, курсовых студенческих работ, а музейные экспозиции - местом получения новых знаний, эмоций и отдыха от учебной деятельности, а также потенциальным местом будущей работы [1; 5; 6].

Список использованных источников и литературы

1. Казанцева О.А. История музеев Удмуртского государственного университета. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011. 192 с.

2. Казанцева О.А. Применение видеоматериалов в обучении студентов-историков (на примере курсов по музеологии) // «Классический университет: история и современность»: Матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Удм. госуд. ун-та (Ижевск, 3-4 февр. 2016 г.). Ижевск: Издат. центр «Удмуртский университет», 2016. С. 356-364.

3. Казанцева О.А. Роль музеев Удмуртского государственного университета в учебном процессе вуза // Музеи Евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного процесса:

Материалы II Междунар. науч.-методич. конф. (Томск, 25-29 сентября 2016 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 107-111.

4. Казанцева О.А. Роль музеев Удмуртского государственного университета в научно-образовательном пространстве вуза // Стратегическое развитие музея как центра науки, культуры, образования: сб. науч. тр. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. С. 91-95.

5. Тестовые задания для студентов (бакалавры) 3 курса очной формы обучения ИИиС // Личный архив О.А. Казанцевой, 2013-2014 учебный год.

6. Тестовые задания для студентов (бакалавры) 3 курса очной формы обучения ИИиС // Личный архив О.А. Казанцевой, 2017-2018 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.