Научная статья на тему 'Круглый стол «История Удмуртии как научное направление и учебная дисциплина в системе профессионального образования: стратегии развития»'

Круглый стол «История Удмуртии как научное направление и учебная дисциплина в системе профессионального образования: стратегии развития» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ УДМУРТИИ / КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORY OF UDMURTIA / DEPARTMENT OF HISTORY OF UDMURTIA / REGIONAL STUDIES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова О. М.

Публикуются материалы круглого стола, прошедшего в Удмуртском государственном университете 8 июня 2011 г., где учеными, преподавателями, музейными и архивными работниками обсуждались актуальные проблемы развития региональной историографии.Have discussed topical issues of regional historiography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «История Удмуртии как научное направление и учебная дисциплина в системе профессионального образования: стратегии развития»»

_

И с т О р И Я, А р Х Е О л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я

УДК 930(471.51)

круглый стол «история удмуртии как научное направление и учебная дисциплина в системе профессионального образования: стратегии развития»

Публикуются материалы круглого стола, прошедшего в Удмуртском государственном университете 8 июня 2011 г., где учеными, преподавателями, музейными и архивными работниками обсуждались актуальные проблемы развития региональной историографии.

Ключевые слова: история Удмуртии, кафедра истории Удмуртии, региональные исследования, профессиональное образование.

В апреле 2011 г. в Удмуртском государственном университете была создана кафедра истории Удмуртии, что послужило информационным поводом для круглого стола, проведенного вновь созданной кафедрой совместно с Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН. Его тема - «История Удмуртии как научное направление и учебная дисциплина в системе профессионального образования: стратегии развития».

Многолетняя история Удмуртии потребовала своего осмысления как научного направления и как учебной дисциплины в системе профессионального образования. За десятилетия ее дисциплинарного существования сформировалось сообщество исследователей, активно развивающих различные аспекты регионального исторического знания. В рамках тематических научных конференций и в научной литературе обсуждаются основные проблемы истории Удмуртии. Сегодня региональное историческое знание социально значимо для формирования гражданской ответственности, толерантности молодого поколения и современного методологического плюрализма как основных тенденций и стратегий развития региональной истории.

Особое внимание организаторы предложили уделить следующим вопросам: 1. История Удмуртии в системе высшего профессионального образования как проявление его гуманитаризации. 2. История Удмуртии как учебная дисциплина. Учебное, методическое обеспечение дисциплины. Компетенции Федеральных образовательных стандартов и возможность изучения истории Удмуртии

в системе профессионального образования (ВПО, СПО). 3. История Удмуртии в вузовском междисциплинарном контексте. 4. История Удмуртии в контексте российской национальной истории и как локальная история. 5. История Удмуртии как исследовательское направление в вузе.

Старкова Н. Ю., к.и.н., декан исторического факультета УдГУ: Уважаемые коллеги, позвольте начать наше собрание, которое во многом носит экспериментальный характер, но судя по научному уровню собравшихся здесь, безусловно, актуальное и вызывающее интерес не только исторического факультета, а гораздо более широко представленных организаций и структур. Весной на историческом факультете произошли некоторые структурные изменения - была создана новая кафедра - истории Удмуртии, которой предстоит определить стратегию своего развития и, естественно, опереться на поддержку и заинтересованность научных учреждений Республики. Консолидацией таких усилий и должен послужить наш круглый стол, тема которого нас всех сегодня объединила. Позвольте представить заведующую кафедрой истории Удмуртии исторического факультета УдГУ, доктора исторических наук, профессора Мельникову Ольгу Михайловну.

Мельникова О. М., д.и.н., зав. кафедрой истории Удмуртии УдГУ: Я признательна всем, кто откликнулся на наше приглашение участвовать в работе круглого стола, и думаю, есть смысл расширить тему, о которой говорила Надежда Юрьевна. Конечно, создание кафедры - новой в структуре исторического факультета - было поводом, но есть и объективная логика развития регионально-исторического знания, которая на сегодняшний момент требует консолидации в решении значимых проблем всех специалистов, работающих у нас в республике. Как вы знаете, предмет «История Удмуртии» давно вошел в учебные планы нашего вуза (подавляющее большинство присутствующих здесь - выпускники исторического факультета УдГУ), и вы знаете, что традиционно корифеи, отцы-основатели нашего факультета, активно развивали разные аспекты региональной истории, в особенности социально-экономические. Но в связи с созданием университета (вот уже юбилейная дата приближается) факультет активно занимался подготовкой научных кадров в научных и образовательных учреждениях России и Советского Союза по различным направлениям исторического знания, так что многие специалисты, работающие на факультете, активно подключились к реализации исследовательских программ, которые они освоили, обучаясь в аспирантуре научных и учебных учреждений страны. За многие годы структура факультета изменилась, в том числе и благодаря такой высококвалифицированной подготовке кадров. Сегодня исторический факультет УдГУ является одним из лидеров в историческом образовании в стране. Но при этом, к сожалению, тематика региональной истории, истории Удмуртии, предметно абсолютно размылась между разными структурными подразделениями истфака и шире -в масштабах университета, поскольку этими аспектами занимаются наши коллеги и в Институте искусств и дизайна, и на факультете удмуртской филологии, и ИСК. Аспекты, связанные с историей Удмуртии, интересуют и наших коллег на географическом факультете; и юристов, и экономистов, в той или иной степени пытающихся обсуждать и решать. И, как мне представляется, в определенном

смысле история Удмуртии сегодня переживает в нашем классическом университете некое состояние маргинализации. Она не может институироваться как целостное самостоятельное научное направление. Это, конечно, отражается и на том, как историческое знание по истории Удмуртии присутствует в учебном процессе.

Поэтому создание кафедры истории Удмуртии представляется проявлением намерений исторического факультета обозначить более ярко этот аспект исторических исследований: и как научное направление, и как учебную дисциплину. Это важно и в плане социальном. В таком многонациональном регионе, как наша республика, бесспорно, не только специалистам-историкам, но и вообще специалистам, выпускникам университета, необходимо владеть знаниями в области истории Удмуртии, представлять ее национально-культурную специфику, чтобы полнее реализовать себя профессионально. Знание истории Удмуртии значимо и для самопрезентации наших студентов и выпускников за пределами региона, что естественно в условиях современного мира. Для этого важно не только вести научные исследования, но и активно разрабатывать учебно-методические материалы.

По моей просьбе научная библиотека УдГУ на своем сайте в разделе «Информационные ресурсы» выложила имеющуюся в ее фондах литературу, касающуюся истории Удмуртии. Материалы систематизированы по разным аспектам, и очевидно, что раздел, касающийся учебных пособий, учебников, крайне скуден, затрагивает в основном частные вопросы. Безусловно, и они очень важны, но все-таки явно недостаточны, чтобы мы могли квалифицированно реализовывать идею гуманитаризации современного высшего профессионального образования с опорой на национально-региональные особенности.

УдГУ как классический региональный университет, председательствуя в международной Ассоциации финно-угорских университетов, должен стать примером изучения не только проблем финно-угорской филологии, литературоведения, национального художественного творчества, что успешно делают наши коллеги с факультета удмуртской филологии, Института искусств и дизайна, но и - истории Удмуртии.

И еще на один аспект я бы хотела обратить внимание. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах присутствует сегодня дисциплина «История». Прежде это была отечественная история, сегодня - просто история, включающая разные аспекты мировой и отечественной истории. Я проанализировала все ФГОС по направлениям подготовки в УдГУ. Практически везде компетенции студентов, которые предполагается вырабатывать в рамках дисциплины «История», требуют формирования знаний о региональных особенностях исторического процесса и традициях тех регионов, в которых студенты обучаются. Но, к сожалению, вы знаете, из ФГОС вообще исчезла рубрика «Дисциплины национально-регионального компонента». С этой точки зрения, мы должны, я думаю, вместе выработать общее понимание, а может быть, и общее решение - как через посредство дисциплины «История» поднимать проблемы региональной истории.

Мне видится, что, безусловно, и исследовательские, и учебные проблемы не могут быть решены вне консолидации исторического сообщества. Это касается, прежде всего, наших коллег из архива, поскольку именно архивы дают тот

богатейший материал, который пока не в полной мере востребован. я полагаю, что этот ресурс должен быть доступным в разных формах, и надеюсь, что мы сегодня об этом тоже поговорим. Кроме того, и студенческие изыскания могут быть полезны для формирования нового исторического источника - источника устной истории, который бы пополнил архивные хранилища.

Важнейшим образовательным ресурсом, как мне представляется, и не только образовательным, но и просветительским, выступают наши музеи, которых, к счастью, у нас не так мало во многих районах УР. И, конечно, Национальный музей Удмуртской Республики им. К. Герда.

Что касается самого исторического сообщества в регионе, то так сложилось, что каждый из нас, будучи специалистом в том или ином разделе истории Удмуртии, в большей степени вписан в тематический общероссийский национальный контекст, и для нас таким референтным сообществом являются коллеги в масштабах страны. Это - большая ценность, поскольку создается возможность единого видения истории России сквозь призму общего и особенного. Однако, что касается региона Удмуртии, то, специалистов по разным аспектам (этнология, археология, разные периоды отечественной истории) довольно много, но существует некая их локальная замкнутость внутри разделов и тем истории.

Немало сделано за последние годы в приумножении научной продукции по истории Удмуртии. Вы знаете, вышли трехтомное академическое издание «Истории Удмуртии» и два тома «Хрестоматии» к ним. Но мы должны решить, как быть дальше: как будет развиваться историческое сообщество в регионе, в какой мере мы можем реализовывать новые методологические подходы к истории на нашем материале, в чем вообще и как должна проявляться взаимосвязь решения проблем истории Удмуртии и российской национальной истории. Вот об этом, я бы хотела, чтобы мы сегодня повели наш разговор. И надеюсь, что время, которое мы здесь проведем, будет плодотворным. Предоставляю слово нашему коллеге, который принимал участие в обосновании темы круглого стола, - директору Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН.

Загребин А. Е., д.и.н., директор Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН: Уважаемые коллеги, хочется сказать, что состоялся факт легитимизации кафедры истории Удмуртии на историческом факультете УдГУ. Это давно ожидаемый и вполне логичный шаг, и то, что руководство университета сделало этот шаг, можно только приветствовать. Жаль, конечно, что это не было сделано ранее, потому что такая кафедра должна была быть с самого начала университетской жизни. Но препятствовали обстоятельства, которые сейчас, как мне кажется, преодолены.

В этом году академический институт и университет отмечают свое восьмидесятилетие - тоже символический момент; и на 80-м году своей работы мы создаем новое подразделение, которое должно, на мой взгляд, стать своеобразным мостом, который соединит академическую науку и вузовское образование на предмете, интересном для всех нас. Выражу свое мнение, и, думаю, это мнение моих коллег по академическому институту, что мы готовы сотрудничать и искать те направления и те проекты, которые продвинули бы вперед изучение

истории Удмуртии и, самое главное, - трансляция научных знаний, касающихся истории Удмуртии, истории удмуртского народа. То, что в нашем институте трудами коллектива и энергией Кузьмы Ивановича Куликова был создан трехтомник истории Удмуртии, это - важнейший шаг. И то, что в сотрудничестве с Комитетом по делам архивов при Правительстве УР появилась «Хрестоматия» по истории УР, - это те шаги, которые приблизили нас к сегодняшнему дню, и сейчас, мне кажется, у нас - хороший шанс, я бы даже сказал, замечательный шанс, реализовать программы учебного характера и, прежде всего, создать вузовский учебник по истории Удмуртии. Мне кажется, об этом мы тоже должны с вами говорить. Благо, что школьные учебники трудами, прежде всего, сотрудников нашего института, уже изданы. Есть база, на которой можно расти.

Мельникова О. М.: Я предоставляю слово Владимиру Емельяновичу Владыкину, поскольку создание кафедры состоялось во многом его хлопотами, многие годы он был поборником этой идеи.

Владыкин В. Е., д.и.н., профессор кафедры этнологии и регионоведения УдГУ: Действительно, я чувствую себя сегодня счастливым, потому что свершилось. Мы лет пять говорили об этом, хлопотали об этом, боролись за это, пока, наконец, плод не созрел. Плод созрел. Чего это нам стоило, мы сейчас не будем раскрывать - оставим за сценой. И то, что сегодня мы присутствуем здесь, - это уже первое расширенное, в общем-то, заседание кафедры истории Удмуртии. Причем новая завкафедрой, профессор Мельникова, начинает это заседание так серьезно, как это и нужно делать. Теперь относительно того, что представляет собой история Удмуртии. Это наш дом, здесь мы все живем, поэтому знать вообще свой дом, свое хозяйство во всех проявлениях - долг каждого порядочного хозяина. Когда говоришь, например, с болгарами о ходе Шипкинской операции, они говорят с точностью до дня. Армяне, живущие среди нас в качестве подрабатывающих, если с ними поговоришь, историю армянского государства представляют очень неплохо. Это - культурные люди. Мы же, вспоминая великого Александра Сергеевича, который - «наше всё», «ленивы и нелюбопытны». Очень часто нас куда-то тащит - в заморские неведомые края, а вот то, что происходит у себя, на своей улице, в своем доме, мы как-то абстрагируем и представляем, что это - не история. А это всё и есть история, и мы - участники исторического процесса. И несем ответственность за эту историю, и, кажется, здесь наш профессиональный и социальный долг: если быть историком, надо участвовать в этом процессе. Я даже скажу такую вещь: любой историк-профессионал должен быть историком Удмуртии. Поймите меня правильно. Это просто необходимо. Для меня прекрасный пример - Василий Евгеньевич Майер. Прекрасный германист, и у него есть несколько работ по истории Удмуртии. Это исследования об истории удмуртской общины, о становлении письменности и целый ряд других. Майер - настоящий ученый. Мне кажется, что как историк он выполнил свой долг перед Удмуртией.

Теперь о том, чем мы, историки, благодаря созданию кафедры будем заниматься, кто этим будет заниматься и как развивать это направление. В конце концов, в данный момент мне это кажется неважным. А вот то, что Ольга Михайловна предоставила нам в качестве шпаргалочки, мне кажется, что это уже

продуманно, серьезная вещь. Дальше сама жизнь покажет. Я так полагаю, что каждый должен сейчас решить, какую толику исторического меда принесет он своей деятельностью вот в этот улей. Это крайне важно. Когда мои студенты-этнографы, особенно на первом курсе, интересуются папуасами, Полинезией, они едут мысленно туда, а я их приглашаю все-таки сюда и объясняю очень просто. Здесь источниковая база. Здесь наша родина. Здесь заниматься историей Удмуртии гораздо сподручнее, легче, чем, скажем, папуасами. Там - другие источники. Надо воспользоваться преимуществом того, что у нас здесь под рукой. У нас великолепные архивы, прекрасные идеи, наконец, есть такое великолепное сообщество, где можно резонировать, можно проверять свои мысли - так ли ты вообще мыслишь, так ли ты делаешь. А в конечном итоге, завершая, скажу: история Удмуртии должна быть неразрывной, неотъемлемой частью всемирного исторического процесса. Если мы это будем так рассматривать, значит, нас ждет успех. Если мы будем местечково ограничиваться своими примерами, своими оградами, своими заботами, это обречено на стагнацию. Поэтому нужно шире рассматривать историю Удмуртии и с точки зрения цельности, полезности и почаще проводить такие совместные заседания, проверять свои мысли.

И последнее. Я не знаю, как отнесутся к этому присутствующие, я сразу бы хотел, чтобы это была не только история Удмуртии, а кафедра истории и культуры Удмуртии, потому что жизнь заставит, мне кажется, рассматривать эти аспекты в комплексе, едино. Культура немножечко шире. И уж совсем-совсем последнее. Когда мы делаем то, за что мы беремся, когда будут читаться курсы истории Удмуртии на разных факультетах, в разных институтах, у нас должна быть важная задача: чтобы это было студентам интересно, чтоб не вызывало отторжения, чтобы не было омерзения, чтобы человек понял, что это его история, что она проходит через него. Вообще, нужно, чтоб на кафедре были специалисты, подготовленные, я так полагаю, лучше, чем на других кафедрах. И с точки зрения источников, и в языковом смысле, и в культурном; нравственно, наконец, и так далее.

Мельникова О. М.: Владимир Емельянович Владыкин сказал о том, что курс «История Удмуртии» будет читаться не только для историков. Это действительно так. У нас в УдГУ принято решение о том, что, в связи с переходом на новые стандарты образования, по всем направлениям подготовки такой курс необходимо ввести для всех факультетов. Я признательна коллегам на целом ряде факультетов (это - физико-энергетический факультет и факультет информационных технологий, журналисты, географы, факультет удмуртской филологии), которые оперативно такое решение приняли и ввели этот курс в свои рабочие учебные планы в социально-гуманитарном разделе. Мне кажется, это стратегически значимое решение - включить историю Удмуртии в гуманитарную составляющую при подготовке любого специалиста. Большинство наших выпускников остается работать в регионе, и важно, чтобы владение историко-культурной спецификой позволяло им принимать верные решения, реализуя себя в своей профессии. В связи с тем, что мы заговорили об истории Удмуртии как учебной дисциплине, предоставляю слово профессору Аркадию Андреевичу Тронину - самому опытному из коллег, сегодня присутствующих и связанных с преподаванием истории Удмуртии. Как вы знаете, его профессиональная

биография по существу охватывает значительную часть профессиональной исторической науки в Удмуртии.

Тронин А. А., д.и.н., профессор кафедры новейшей истории России УдГУ:

Я бы хотел высказать два тезиса, которые нам необходимо иметь в виду, когда мы говорим о работе вновь созданной кафедры. Первый - организационного характера -уже затронул Алексей Егорович. В Удмуртии надо скоординировать работу по изучению истории и культуры, как говорил Владимир Емельянович. Сейчас существуют у нас два основных центра по изучению истории УР: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН и Удмуртский университет. Но, кроме этого, во всех вузах УР работают специалисты, занимающиеся историей Удмуртии. Есть Общество историков-краеведов... Но ведь кто-то должен синхронизировать, скоординировать их работу. Есть у нас в УР Минобрнауки. Но какой наукой наше министерство руководит, я до сих пор не знаю. Может быть, там надо чиновника посадить, который бы консолидировал эту работу. Я не знаю, как решить данную проблему в пределах республики. Тут всем понятно, почему я говорю о необходимости координации, -дело заключается во втором тезисе. Мы занимаемся историей Удмуртии каждый сам по себе, сидим каждый внутри своей темы, иногда достаточно узкой, а ведь есть значительное число тем и проблем в истории Удмуртии, которые требуют сегодня разрешения. Например, Анатолий Иванович Суханов многие годы занимался историей рабочего класса. А сегодня кто рабочим классом занимается? Мы даже термин «рабочий класс» стесняемся произнести. Когда говорят наши политики, президент, премьер-министр, они говорят о «квалифицированных кадрах», а не о рабочем классе. О рабочем классе сегодня ни слова никто не говорит, а он есть или нет? Не выяснили. А выяснить надо, в конце концов, что такое рабочий класс. Такая же проблема с историей современной промышленности. Об истории села еще есть исследования. Г. А. Никитина - наследница традиций в изучении крестьянства, и Н. В. Пислегин этой же тематикой занимается. По крайней мере, в области изучения села, крестьянства есть группа ученых. А историей рабочих и промышленности не занимается сегодня почти никто.

И еще такой интересный момент. Меня могут не все понять. Я хочу сказать, что история Удмуртии - это история всех ее народов. Речь идет, в частности, и о русской культуре, и о русском населении республики. Занимаются ли его историей? А русский народ-то живет в республике? Его культура должна изучаться у нас? Как будто русскую культуру не надо опекать, как будто не надо уделять ей внимания. Она сама по себе живет и выживет, да, а вот только удмуртскую культуру лелеять надо. Это ошибочное мнение. Я думаю, с любой культурой надо нянчиться. Это должно делать и государство, и Минобрнауки. Это выглядит как одно из направлений, Ольга Михайловна, которое Вам в своей работе надо учитывать.

Мельникова О. М.: Мне представляется, что история Удмуртии как наука у нас развивается скажем так, рывками. В каких-то проблемных областях есть исследования, по целому ряду аспектов публиковались архивные материалы, сборники исследований, монографии. Например, в прошлом году по кафедре истории и археологии первобытного общества мы начали спонтанно проект, который уже выливается, я так понимаю, в долгосрочный проект исторического факультета.

На кафедре за многие годы было выполнено много выпускных квалификационных работ о памятниках истории культуры отдельных районов УР. В частности, моя студентка М. Н. Бодалева написала такую работу по Шарканскому району. Мы нашли поддержку администрации этого района, выделившей средства, и опубликовали замечательный каталог «Памятники истории и культуры Шарканского района Удмуртской Республики как источник по истории края». В этом году И. Г. Шапран со своей студенткой Еленой Ларионовой опубликовала такое исследование по Завьяловскому району. Поэтому в области истории Удмуртии, я полагаю, немало и структурных исторических проблем, и проблем в области локальной истории. Я бы хотела обратиться к Ирине Григорьевне Шапран, которая многие годы ведет курс «Историческое краеведение» для студентов-историков.

Шапран И. Г., к.и.н., доцент кафедры археологии и истории первобытного общества УдГУ: Проблема публикации каталогов памятников истории и культуры УР, о которой сказала Ольга Михайловна, требует своего разрешения, и оно возможно уже в ближайшее время. Полагаю, что к этой работе необходимо активно привлекать студентов, тем самым продолжая традиции формирования исследовательского сообщества. Благо, что потенциал наших студентов, несмотря на наши постоянные сетования, что они слабее тех, с которыми мы работали раньше, довольно велик. Систематизация памятников истории и культуры как направление наших исследований свидетельствует о том, что есть хорошие студенты, и есть смысл с ними работать, и главное - они наиболее активно откликаются на ту тематику, которая лично их затрагивает. Думаю, что эту тему нам следует продолжать.

Второй аспект, который следует развивать и который лично мне интересен (думаю, что интересен и другим исследователям), - это история изучения нашей родной истории, что тоже назрело. Историографические работы - еще одно направление, которое имеет смысл развивать: настала пора систематизировать знания, которые наукой уже наработаны. В дополнение к темам, о которых говорил Аркадий Андреевич, это - те, что назрели: каталогизация памятников истории и культуры по административным районам и изучение собственно истории изучения родной республики. Думаю, что работа, которая в этом направлении уже проводится, свидетельствует о перспективности его разработки.

Мельникова О. М.: Из того, что мы только что услышали, речь идет об осмыслении не только историографических источников, ведь мы обладаем огромным количеством исторических источников. И сегодня архивы активно осваивают электронные формы представления информации, чтобы они стали более доступными для исследователей. Мне хотелось, чтобы наши коллеги-архивисты рассказали о том потенциале, который еще не в полной мере востребован профессиональным историческим сообществом и студентами.

Ушакова Е. М., директор ЦДНИ УР: Я тоже хочу начать с того, что создание кафедры истории Удмуртии - безусловно, знаковое событие не только в развитии исторических наук в УР, но и вообще в истории УР. Мы, архивисты, только рады этому. Если говорить о нашем архиве, который я представляю, -Центре документации новейшей истории УР - могу привести статистику обращений студентов к нашим фондам: в 2009 год - 3 студента, в 2010-м к нам

не пришел ни один. В текущем году за первое полугодие к нашим фондам для написания курсовых и выпускных квалификационных работ к нам обратились, к сожалению, только 2 студента. Полагаю, что эта статистика весьма показательна и настораживает: история Удмуртии крайне редко становится предметом студенческих исследований. И это при том, что архивы УР, в том числе и Центр документации новейшей истории УР, обладают значительным и далеко еще не до конца востребованным и не использованным историческим потенциалом. В последнее время, как и в целом по стране, мы переходим на методики оцифрования, автоматизации документной информации. Из последних изданий хочу напомнить, что в прошлом году, к юбилею Победы, мы выпустили мультимедийный сборник архивных документов «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны». В отличие от бумажных архивов, здесь документы может увидеть каждый за своим личным компьютером: не посещая читального зала архива, посмотреть, как этот оригинал выглядит в действительности. Из последних изданий уже упоминались «Хрестоматия по истории Удмуртии» и целая серия сборников по истории Удмуртии, но если ориентировать работу студентов вообще, и особенно новых студентов, на архивные фонды, то в первую очередь, на мой взгляд, их нужно знакомить с архивными справочниками. В частности, в 2011 г. наш архив издал «Путеводитель по фондам и документам личного происхождения», которые находятся на хранении в нашем архиве. В ближайшее время предполагаем выложить электронную версию этого путеводителя на нашем сайте архивной службы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы переиздать свой путеводитель по основным фондам архива, изданный 10 лет тому назад.

Как вы знаете, Центр документации новейшей истории - это бывший пар-тархив. Он содержит архив Удмуртского обкома партии, документы фондов и организаций, которые действовали на нашей территории с 1918 по 1991 год. Но на самом деле хронологические рамки документов, хранящихся в архиве намного шире. Это уже и начало XIX в., благодаря личным фондам, которые поступают к нам на хранение, и вплоть до 2010 г. Сейчас мы активно работаем с документами современных политических партий, общественных движений и т.п.

Если говорить о «советском периоде» УР, то в комплексе документов очень много сюжетов, которые можно плодотворно изучать по нашим фондам. Он не очень востребован. Сейчас мы готовим новый путеводитель по основным фондам архива, предполагая его издать в будущем году. Мы планируем, что там будет отражен целый комплекс архивных фондов (1800) партийных организаций, первичных ячеек, первичных парторганизаций ВЛКСМ, всевозможных ведомств и др. Никем ранее (ни нами, ни исследователями) он активно в научный оборот не включался. По сути это еще непаханое поле. В новом издании путеводителя мы предполагаем проанонсировать состав этих фондов и надеемся, что наш читальный зал наконец-то заполнится исследователями.

И еще один такой момент, на который я бы хотела обратить внимание. Безусловно, все ученые, все историки, которые серьезно занимаются историей Удмуртии, понимают, что невозможно изучать историю Удмуртии, основываясь только на документах удмуртских государственных архивов. Значительный объем документов хранится в федеральных государственных архивах, отчасти - региональных. Это составляет некоторую проблему неполноты источников наших

удмуртских архивов. Может быть, еще и потому, что наш город Ижевск никогда не был центром губернии, территория нынешней Удмуртии была провинцией Вятской губернии. В свое время Комитет по делам архивов при Правительстве УР и архивисты были инициаторами принятия программы выявления документов по истории Удмуртии за пределами ее современной территории. К сожалению, сегодня эта программа не реализуется. Когда мы совместно с учеными УдГУ и Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН готовим какие-то свои сборники, то занимаемся выявлением документов других архивов, но происходит это эпизодически, а хотелось бы при создании кафедры истории Удмуртии объединить свои усилия и пополнять коллекцию документов по истории Удмуртии и вне ее пределов. Это - очень важный аспект.

Конечно, мы всех ждем в наших читальных залах, архивы всегда открыты для сотрудничества. В принципе, если говорить о студентах, представления об архивах и о том, какими богатствами они обладают, студенты истфака получают, приходя к нам на архивную практику. Во время объемных экскурсий, мы читаем им лекции о составе документов, но, наверное, все-таки студенты как подрастающее поколение, требуют определенного направления, можно, мне кажется, выработать какие-то темы курсовых, выпускных квалификационных работ, по которым целенаправленно можно студентов к нам направлять. Мы будем знать, что студент может получить по этой теме, найти в нашем архиве все ответы. Здесь, мне кажется, нам нужно поработать на базе архивов, может быть какие-то совместные семинары провести, более узко обсуждать эти проблемы. Конечно, хотелось бы пожелать кафедре и ее руководителю успехов. Надеемся, что наша наука от этого только приобретет.

Еще последний момент. На мой взгляд, все-таки я себя отношу к историкам советского периода, раз я работаю в таком архиве, есть много проблем очень знаковых в истории страны и, конечно же, в истории Удмуртии, которые, к сожалению, сейчас изучаются только на краеведческом уровне. Активно работают краеведы по истории населенных пунктов и истории Великой Отечественной войны, но ведь это все-таки краеведы, другой уровень. Хочется, чтобы на эти проблемы больше обращали внимания профессиональные историки. В свое время мы хотели издать документы по истории коллективизации сельского хозяйства, так и не удалось, и исследователей по этой теме мы в своем читальном зале тоже не видим. Хотелось бы, чтобы названные темы как-то прозвучали и получили какую-то разработку.

Васильева О. И., заместитель директора ЦГА УР: У меня более краткое выступление. Центральный государственный архив УР более зрелый, более богатый фондами и документами, чем ЦДНИ УР. Мы никогда не жаловались на отсутствие интереса к нашему архиву, но я пару штрихов добавлю. Вы, наверное, знаете, что мы переехали в новое здание: в старом здании у нас была проблема маленького читального зала, который работал в системе предварительной записи, теперь же мы принимаем всех желающих, приходите. И специально, обдумывая нашу встречу, я сегодня спустилась в читальный зал, посмотреть, кто работает с документами архива. Это - бабушки и дедушки, которые занимаются своей родословной; это - специалисты Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН, а вот

преподавателей исторического факультета я в нашем читальном зале не увидела. К сожалению, они редко бывают в архиве. Думается, это симптоматично как свидетельство того, в какой мере региональное историческое сообщество обращается к истории Удмуртии. Хочу сказать, что, прежде чем направлять студентов в наши архивы, не мешало бы и самим преподавателям истфака выбирать время и чаще заглядывать туда. В этом смысле я поддерживаю свою коллегу в том, что уровень исторических исследований зависит, прежде всего, от квалификации профессиональных историков, а не от студентов. Развивать науку будут не студенты своими курсовыми работами, а историки-профессионалы.

Никитина Г. А., д.и.н., ведущий научный сотрудник Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН: Курс «Истории Удмуртии» как учебную дисциплину можно построить по принципу краеведческой дисциплины. В этом плане Аркадий Андреевич Тронин и другие коллеги правильно сказали, что кафедра должна стать консолидирующим центром, стягивающим к себе краеведческое движение в Удмуртии. А это и музеи республиканского уровня, и даже архивы, но в первую очередь - школьные, сельские, районные музеи, которые зачастую не знают, чем заниматься, как работать и где искать. Сотрудничество с ними, определение направления и задач собирательской и исследовательской работы для кафедры может стать неиссякаемым и постоянно пополняющимся резервом ресурсов, новых знаний, в том числе для преподавания дисциплины «История Удмуртии» как учебного предмета.

Однако краеведческий подход, наверное, упростит как содержательное, так и исследовательское пространство курса. Считаю так, потому как уверена, что современные и будущие условия жизни в обществе требуют от студентов умения адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию, к принятию парадигмы плюрализма и толерантности, к участию в общественных процессах для выработки активной гражданской позиции, которая предполагает отношения гражданина с обществом не в патерналистском, а в партнерском ключе. Регионоведческий подход позволит молодым людям представить/рассмотреть Удмуртию как вполне самостоятельный регион, обладающий физико-географическим, демографическим, конфессиональным, этническим, социально-экономическим и политическим ресурсами, спецификой расселения, особенностью региональной идентичности и т.д.

Идентичность региональная, этническая, политико-гражданская, а также их соотношение - одна из актуальнейших проблем современных историко-этнографических исследований. К сожалению, у нас в республике эти уровни идентичности пока не разрабатывались. А уже пора. Беседы с аудиторией однозначно подводят к мнению о том, что студенты-удмурты более склонны к региональной идентификации, тогда как студенты-русские - к гражданской. Но ни один из этих уровней не отменяет этническую идентификацию. Уверена, научные поиски в этом направлении могут привести к интересным и важным результатам с точки зрения теории и практики.

На мой взгляд, можно, и даже нужно, взглянуть на Удмуртию как один из регионов компактного проживания финно-угорского населения (удмурты, бесермяне, марийцы), имеющего непосредственное отношение к понятию

«финно-угорский мир», начало легитимному и организационному оформлению которого было заложено именно в нашей республике. На I Всероссийском съезде финно-угорских народов, созванном по инициативе ассоциации «Удмурт ке-неш» в мае 1992 г. в Ижевске, делегаты решили провести I Всемирный конгресс финно-угорских народов в декабре этого же года в столице Коми Республики Сыктывкаре. Возможно, в тот момент сами организаторы форума с исчерпывающей ясностью не осознавали того, что с этого события начнется новая эпоха финно-угорского мира, представляющего собой не только один из институтов гражданского общества, но и форму народной демократии. А это, в свою очередь, актуализирует проблему межрегиональных и международных связей Удмуртии и народов, ее населяющих.

Выделяя «финно-угорский мир», я не противоречу Аркадию Андреевичу, высказавшему тревогу о русских нашей республики, которые действительно пока не находятся в фокусе научного внимания региональных гуманитариев. Финно-угорская проблематика, так или иначе, выводит и на русский, и на тюркоязычный «миры». Мне кажется, в целом для России это большая проблема. А между тем, проблемы межэтнической толерантности (и интолерантности), воспитания патриотизма и гражданской ответственности во многом могут быть решены именно через анализ, исследование и соответственно - обсуждение их со студентами. Мы должны не только воспитывать их, но и знать их мнение, позицию по этим чрезвычайно злободневным вопросам. Необходимо студентам объяснить, например, почему сегодня в России находятся люди, пугающие финно-угорским миром другие народы. Возможно, потому, что этот мир представляет собой транснациональное движение, «выходящее» за пределы России. И здесь сама собой появляется новая проблема: вертикаль «федеральный Центр - регионы».

С точки зрения регионоведения перспективным видится взгляд на Удмуртию как на одну из составляющих Приволжского федерального округа, не забывая при этом о ее традиционной укорененности в истории, экономике и культуре Уральского региона. Наконец, интересно, на мой взгляд, посмотреть на наш регион как на географическое пространство, имеющее с точки зрения деятельности людей какую-либо социальную ценность и значимость. Проще говоря, представляет ли наша республика (или - будет ли представлять в среднесрочной перспективе) объект геополитических притязаний, хотя бы в рамках концепции евразийства. А, возможно, и с точки зрения запасов энергоносителей и пресной воды. Насколько я могу судить, в советские годы Удмуртия была объектом геополитического внимания и по некоторым природным ресурсам, и по специализации в сфере ВПК. Мне кажется, это достаточно интересно и достойно специального научного внимания.

Последнее: я надеюсь, что когда кафедра обзаведется сетью единомышленников из музеев, архивов, академических центров и других ВУЗов, когда она окрепнет, будет решен и вопрос об определении границ Удмуртии в пределах Вятской губернии. Согласитесь, традиционная закавыченная ссылка на четыре «удмуртских» уезда приняла слишком «затяжной» характер.

Мельникова О. М.: Очень интересны Ваши идеи, Галина Аркадьевна. Они актуальны с точки зрения развития нашего регионального сообщества. Поэтому еще более остро встает проблема формирования региональной идентичности.

А это, среди прочего, возможно и с помощью материалов по истории Удмуртии, включенных в учебный процесс. Переход на систему двухуровневого образования требует концептуального обоснования образовательной модели в целом и каждого из уровней в особенности. Создание кафедры истории Удмуртии и явилось ответом на необходимость нового уровня осмысления общегуманитарной составляющей в подготовке бакалавра, магистра, в системе СПО. Рост внимания в мире и российском обществе к национально-региональным проблемам, воспитание в студентах чувства патриотизма и толерантности требуют использования разных ресурсов, в том числе образовательных. Усложнение социальной жизни в условиях межкультурных взаимодействий требуют от выпускника университета понимания разноплановых процессов, происходящих в современном мире. Невежество, к сожалению, является причиной многих проблем, в том числе и национальных.

Важно, чтобы выпускник университета осознавал: его образовательная, а чаще всего и профессиональная деятельность осуществляется в конкретном социальном пространстве, каковым является Удмуртская Республика. Формирование у студентов профессиональных компетенций должно сочетаться с прочными представлениями о своеобразии исторического развития своей «малой родины» в ее тесной связи с историей России, хотя новые стандарты осложняют реализацию этих идей на практике. Как я уже говорила, дисциплины национально-регионального компонента исчезли из ФГОС. Но общие компетенции разных направлений подготовки ориентируют на формирование региональной и российской национальной идентичностей, и в этом смысле дисциплина «История», которая сейчас вводится в стандарты образования, требует переосмысления.

Замостьянова Т. В., к.и.н., зав. кафедрой истории российской государственности ИжГТУ: Уважаемые коллеги, я наверное буду больше говорить об образовательном процессе, о преподавании исторических дисциплин в техническом вузе. Если раньше, стандарты второго поколения предполагали некоторое единообразие, и мы читали курсы отечественной истории в объеме 34 часов лекций, 34 часов семинаров и 17 часов - элективный курс, то сегодня занятия элективного курса аннулированы. Стандарты третьего поколения, вы знаете, прописаны с точки зрения компетентностного подхода, и сверху нам была продиктована матрица, в которой уже был заложен блок, и вторгаться туда мы не имеем права. Предписано: 32 часа лекций и 16 часов практических занятий. Итого - 48 часов. Элективный курс ликвидирован, а там был региональный компонент. Вы уже сказали, Ольга Михайловна, мы будем читать историю или историю России, либо отечественную историю. Итого мы сегодня должны подготовить 7 разных вариантов рабочих программ, потому что по разным направлениям велика разница в объеме самостоятельной работы и в зачетных единицах, которые сегодня этой болонской системой предусмотрены. Раньше мы региональный компонент включали в преподавание нашего курса. Конечно, курс мы читаем с древнейших времен и до наших дней. Представьте, мы бежим галопом по Европам, естественно, хотя и в лекционных материалах стараемся дать аспекты истории Удмуртии, и особенно - на семинарских занятиях. У нас разработаны доклады, сообщения, в методических пособиях отражена литература, поэтому все, что можно, мы делаем.

Что сегодня? Конечно, пока, на данный момент, мы будем обсуждать эту проблему, мы взяли историю УР XX века, поскольку на кафедре есть специалисты по этому периоду. Это выпускники исторического факультета УдГУ, у которых защищены диссертации по модернизационным процессам, истории промышленности Удмуртии в годы Первой Мировой войны. Ольга Геннадьевна Зубкова -специалист по проблемам местного самоуправления в 1990-е - нач. 2000-х гг., Марина Владимировна Кручинская изучает Советы, переходный постсоветский период, поэтому мы решили взять эти проблемы, и, возможно, в виде каких-то небольших сообщений они будут представлены на семинарских занятиях. Может быть, какой-то объем работы мы возьмем и в лекционный материал. Для выживания, мы, видя ту перспективу, которая нависла над нами, 6 лет назад открыли специальность «Государственное и муниципальное управление». Вот где поле работы! Ольга Геннадьевна сейчас расскажет, как мы стараемся работать в этой области; все наши выпускные квалификационные работы, проекты базируются на материалах, в том числе, и по истории Удмуртии. Пока мы еще в состоянии раздумья и размышления. Конечно, будем работать над этой проблемой.

Зубкова О. Г., к.и.н., доцент кафедры истории российской государственности ИжГТУ: Я полагаю, что развитие направления «Государственное и муниципальное управление» дает нам шанс развивать отдельные аспекты истории Удмуртии. В соответствии с новым учебным планом нам удалось поставить в раздел «Дисциплины по выбору», предусмотренных Федеральным стандартом, две такие дисциплины: «УР как субъект РФ» и «Теория и практика федерализма», в рамках которых, безусловно, предусматривается региональный компонент. И мы возлагаем надежду на кафедру «История Удмуртии», что это будет детально разработанная учебная дисциплина и мы тоже будем черпать информацию для наших учебных курсов. И еще я хотела подарить кафедре истории Удмуртии 3 монографии, которые написали коллеги нашей кафедры на основе диссертаций, защищенных в диссертационном совете исторического факультета УдГУ.

Уваров С. Н., к.и.н., зав. кафедрой отечественной истории, социологии и политологии ИжГСХА: Коллеги, хотелось продолжить рассуждения об истории России и истории Удмуртии в контексте учебного процесса. В нашем вузе, конечно, схожие проблемы с теми, о которых сказала Тамара Владимировна. В учебных планах Ижевской ГСХА сегодня нет дисциплины «История Удмуртии», хотя раньше она существовала среди курсов по выбору. Поэтому сюжеты по истории Удмуртии мы включаем в действующий курс «Отечественная история». Например, изучая период Ивана Грозного, рассматриваем присоединение удмуртов к российскому государству и его значение. Изучаем Великую Отечественную войну - касаемся вклада Удмуртии в Победу. Мы понимаем, насколько это важно: наши выпускники в основной своей массе здесь родились, выросли, работают в Удмуртии, и нужно, чтобы они имели представления об истории того региона, где они живут и трудятся. В этом году мы будем работать по новым стандартам, тем не менее очень надеемся, что изучение истории Удмуртии в контексте общенациональной истории нам удастся продолжить.

Хочу сказать еще и о том, что к научным исследованиям по истории Удмуртии мы стараемся активно привлекать студентов. С их помощью наша кафедра

ведет сбор воспоминаний. В частности, для меня и моих коллег значимой темой исследований в последнее время стала история сельского хозяйства Удмуртии послевоенного периода. Это актуально и с точки зрения осмысления его современного состояния, и вполне логично ввиду специфики нашей академии. Уже накопилось столько воспоминаний, собранных нашими студентами, что я думаю об издании монографии на этой основе. Надеюсь, что мы будем плодотворно сотрудничать. Поздравляю исторический факультет, историческую науку с открытием кафедры истории Удмуртии.

Фирулева Л. Д., к.и.н., доцент кафедры истории и политологии УдГУ: наша кафедра также обеспечивает курсы истории на разных факультетах УдГУ. Мы сталкиваемся сегодня с теми же проблемами, о которых говорили наши коллеги из других вузов. Конечно, мы будем использовать любые возможности включения материалов по истории Удмуртии в общий курс истории.

Ившин В. Г., к.ю.н., директор ИПСУБ УдГУ: Во-первых, спасибо за приглашение к участию в работе «круглого стола», во-вторых, должен сказать, что, будучи студентом УдГУ, в свое время, в конце 1970-х годов изучал историю Удмуртии. Преподаванию истории на юридическом факультете (теперь в Институте права, социального управления и безопасности) уделяется первостепенное значение: наряду с юридическими дисциплинами, читаются большие по объему курсы истории Отечества, истории государства и права России и зарубежных стран. Их преподают профессора Т. П. Евсеенко, В. А. Чиркин, Е. Ф. Шумилов. Я согласен с уважаемым Евгением Федоровичем Шумиловым, который высказал пожелание читать не историю государственности Удмуртии, а историю удмуртского народа. Студенты хорошо воспринимает эти курсы. Рейтинг преподавателей истории среди студентов ИПСУБ очень высок.

Создание кафедры истории Удмуртии - это уже свершившийся факт, и мы должны ввести преподавание дисциплины «История Удмуртии» в полном объеме. Обучение в бакалавриате сокращается до 4 лет, так что надо искать новые формы преподавания дисциплин регионального компонента, включая магистратуру. И, конечно, читать этот курс, считаю, должны профессионалы. Это бесспорно. Также необходим единый методологический подход к преподаванию дисциплины «История Удмуртии».

Кудрявцев А. Ф., к.г.н., декан географического факультета УдГУ: История и география, как никакие другие науки, весьма близки. Как сказал один французский географ: «География - это история в пространстве, а история - это география во времени». Связи между географией и историей более чем естественны для географов, а де-факто историко-географические исследования на нашем факультете проводятся уже давно. Для нас более чем естественны исследования общества и его территориальной структуры в контексте изменений во времени. Поэтому мы только приветствуем этот свершившийся факт - открытие кафедры истории Удмуртии. В наших учебных планах давно читается курс «География Удмуртии», где мы обращаемся и к историческим сюжетам. Мы готовы интегрировать историков в наши учебные планы, готовы принять их на факультете, чтобы студенты имели возможность получать знания по истории своего региона и своего народа на качественно высоком уровне.

Есть у нас и свои пожелания (и, очевидно, их надо выслушать историкам от представителей других факультетов): историю Удмуртии надо читать сквозь призму потребностей конкретного направления подготовки, потому что в каждой профессии есть свои нюансы, которые важно учитывать. Каковы пожелания географов? Прежде всего, если иметь в виду, что главным предметом изучения географии - экономической, социальной или, как сейчас говорят, общественной -является территориальная организация общества, то нам очень хотелось, чтобы она рассматривалась в историческом контексте. Важно обратить внимание на процесс формирования территориальной организации общества на различных этапах исторического развития. Желательно акцентировать внимание на таких этапах развития общества в Удмуртии, как доаграрный, аграрный, индустриальный. Как говорил классик, общества отличаются друг от друга не тем, что производится, а тем, как производится. Можно добавить, что доиндустриальные и индустриальные общества отличаются друг от друга не только тем, как они производят, но и своей территориальной организацией. У каждой эпохи в истории Удмуртии - своя территориальная организация общества. И хотелось бы, чтобы новая кафедра могла профессионально донести до студентов специфику исторического развития нашего региона.

Горбушина Г. В., зам. декана факультета удмуртской филологии УдГУ: Изучение удмуртской филологии в отрыве от истории, археологии, этнографии удмуртского народа невозможно. Уже сегодня на факультете читается курс «История и культура удмуртского народа». Мы понимаем, что при изучении курса истории удмуртской литературы нам необходим курс и истории Удмуртии, в первую очередь потому, что литературный процесс тесно взаимосвязан с историей страны, историей Удмуртии. Мы приветствуем открытие кафедры и ищем возможности, чтобы этот курс предшествовал нашему курсу - «История удмуртской литературы».

Байметов В. А., к.психол.н., декан факультета журналистики УдГУ: Изучение истории Удмуртии, безусловно, значимо для Республики, для высшего профессионального образования. У нас на факультете есть удмуртское отделение, мы его всеми правдами и неправдами сохраняем, хотя, конечно, многие выпускники у нас - к счастью или к сожалению - уезжают в Москву и Санкт-Петербург, где трудоустраиваются довольно успешно. Тем не менее наши выпускники должны быть ориентированы прежде всего на наш регион, и историю Удмуртии, и географию Удмуртии, безусловно, должны знать, чтобы грамотно их освещать все происходящие процессы. Я хотел бы сказать по поводу роли такого компонента, как возможные направления научной деятельности вновь созданной кафедры. Считаю, что кафедра должна свою роль сыграть в деле популяризации научного исторического знания. И на уровне краеведческом, конечно, публикации должны быть... Выскажу непрофессиональное мнение о том, что существующие публикации краеведов, грубо выражусь, напоминают ситуацию «кто в лес, кто по дрова», и это происходит, как мне кажется, от недостатка какого-то систематического представления об удмуртской истории. Есть, конечно, объективные трудности, потому что, я так понимаю, историки до сих пор до конца не договорились по проблемам присоединении (вхождения)

Удмуртии к России, и, может, никогда об этом не договорятся. Важно, чтобы исторический компонент был представлен в нашей региональной прессе (СМИ, на радио), и здесь, мне кажется, кафедра истории Удмуртии такую роль должна сыграть. Мне бы хотелось Ольгу Михайловну в этом смысле призвать (понятно, что сейчас у нее нагрузка колоссальная) и нацелить на активность. Чем можем -мы поможем, как говорится, чтобы быть открытыми к СМИ, их мы тоже постараемся подтянуть. К сожалению, приходится констатировать, что сами они к этому тоже не очень много проявляют интереса. Есть, мне кажется, с их стороны какое-то недопонимание важности этих процессов. У нас телеканалы и интернет-порталы пишут: «Сегодня день системного администратора», или еще какой-то праздник. Но нет дат по истории Удмуртии, эта информация широко не публикуется. Конечно, есть календарь памятных дат, конечно, грифа ДСП там нет, но фактически это брошюрка как для служебного пользования. Я думаю, что она должна стать настольной книгой для каждого педагога и в школе, и в вузе, и для тех, кто работает с молодежью, и многие для себя хотели это иметь.

Рупасова М. Б., заместитель директора Национального музея УР им. Ку-зебая Герда: Во-первых, я и присутствующая здесь коллега - заместитель директора архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Е. Г. Замараева как представители всего музейного сообщества рады, что нас воспринимают как полноправных партнеров в системе высшего профессионального образования, потому что, чего греха таить, и в архивах число студентов уменьшилось, и в музеях сегодня посетители - это школьники и, с пугающим нарастанием, - детские сады. С одной стороны, это обнадеживает. Но сами понимаете, что уровень музейного предложения тоже тогда меняется - становится несколько другим. Мы больше превращаемся в территорию интересного досуга, нежели неформального образования, поэтому мне хочется сказать по этому поводу.

Вспомнилось хорошо забытое старое: в свое время за руку привел нас в каждый музей города Ижевска, в каждый архив, в краеведческий отдел национальной библиотеки, наш корифей Александр Александрович Александров. То есть некоторое намерение должно быть; должна существовать система, которая бы работала на это. Надо рассматривать сегодня как образовательный ресурс не только те музеи, которые прозвучали. Две недели тому назад на расширенной коллегии Министерства культуры УР была заслушана и одобрена концепция развития музейной сети. К сожалению, приглашенные туда коллеги из Минобрнауки не пришли, хотя образовательный аспект деятельности этой сети был там одним из приоритетных. Сегодня музеи могут предложить целую серию своих методик. Я даже сейчас об этом не говорю, потому что, понятно, что, как и архив, музей -это собрание локальных историй, историй повседневности, то, что наполняет современность человеческим фактором. И с этим можно работать, и очень интересно. Но чтобы это все заработало, необходимо преодолевать не только интересы своих направлений исследований, о чем говорилось. У нас появятся еще межведомственные барьеры, потому что для выхода на уровень каких-либо программных документов и соглашений необходимы часы, ставки и - финансы. У нас проявятся интересы разных ведомств - культуры и образования. Мы с этим столкнулись, когда музейное сообщество стало локомотивом развития культурно-

познавательного туризма. И до сих пор спорим, чья программа - министерства культуры или министерства туризма должна быть принята и профинансирована. В результате пока не профинансирована ни одна, и сегодня именно музейные сети работают с локальными брендами и для туризма, и для образования, объединяя краеведов и предлагая образовательные методики.

Мне кажется, что сейчас, на первых порах, наш музей как методический центр может собрать все предложения заинтересованных лиц и организаций. Условно говоря, музей для высшей школы можно рассматривать как ресурс по части исследовательской деятельности, по части организации практик, потому что практики мы давно проводим не только с историками; у нас и дизайнеры, и факультет социальных коммуникаций - культурологи, и географы, и биологи, и журналисты. И удмуртская филология с литературным нашим музеем работала. Вот для практики мы очень много чего предоставляем, вопрос: как это транслировать на музейную сеть? Мне кажется, нужно пересмотреть не только работу с кафедрами. Это должен быть некий единый сетевой проект: высшей школы Удмуртии и музейной сети Удмуртии. Для системы общего образования мы предложили проработать программу, которую назвали 25 путешествий по Удмуртии. Она предполагает, что в течение школьного обучения школьник побывает в каждом районе и познакомится с его особенностями. Мы не изобретали велосипед - такая программа с замечательным названием «Финский дом» работает в Финляндии: в ней заложены определенные часы, и все приезжающие знают, с чем они имеют дело. Пусть еще не каждый район УР готов должно представить свои достопримечательности, но в большинстве районов наработки у нас уже сейчас есть. Мы можем собрать и предложить вам подобные проекты.

Считаю, что нам нужно выходить и дальше - на уровень какого-то межведомственного соглашения. Может быть, с Удмуртским университетом отработать пилотный проект, который бы транслировался на другие вузы. Дальше - по части стандартов и часов. Сегодня посещение музеев со студентами - чаще всего инициатива одного педагога, понимающего это все. Я могу пока привести только один пример системы работы с ИжГТУ (а не с Университетом, к сожалению) в лице Е. Г. Ренева, который регулярно приводит к нам своих студентов на основе серий замечательных образовательных методик. Вот тут как раз понятно, что на образовательные стандарты мы вряд ли можем замахиваться. Музейные образовательные методики не всегда могут туда вписываться. Со школой мы столкнулись с некоторым недопонимаем процесса.

И последнее. В последнее время мне часто приходится повторять старую китайскую пословицу, наверное, потому что она имеет отношение к системе образования - вузовской и музейной: «Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне -и я запомню. Дай мне сделать - и я пойму». Не в обиду вербальному высшему образованию, «дай мне сделать» - это вот про нас, музейщиков. Два часа, проведенных в музее, могут дать больше для восприятия и эмоциональных переживаний. А эмоциональная память работает гораздо дольше. В этом смысле мы готовы предоставить наши возможности, и, еще раз говорю, выйти на уровень поначалу какого-то соглашения, далее - программы. Обращаю ваше внимание: пока нет ни одной межведомственной Программы: музеи + образование. Именно

на уровне программы, финансируемой двумя ведомствами. Если мы это сделаем, мы опять будем впереди планеты всей.

Иванова М. Г., д.и.н., ученый секретарь Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН:

В общем, из сегодняшнего разговора получается, что все выступают за широкое преподавание истории Удмуртии в региональных вузах, у всех есть к этому желание. Иное дело, что насколько достаточно будет выделено часов по факультетам для изучения этого курса. С другой стороны, многое говорилось и о направлениях исследований, которые необходимо нам вести. Но вопрос состоит еще и о подготовке учебника для вуза. Мне довелось работать над созданием учебных материалов для учителей («История удмуртского народа» (2004)), где я обобщала материалы. В 1994 г. издана «История Удмуртии» - учебник для школ, потом, мы издали академическое издание «История Удмуртии» В каждой работе все материалы по-новому подавались. Я не могу сказать, что эти работы абсолютно удачны. Если «История удмуртского народа» был первым опытом, в каких-то сюжетах научно-популярный, в каких-то - научной, археологической, то существует проблема извлечения исторического знания из археологических источников, остающаяся по-прежнему актуальной. Когда мы готовили школьный учебник по «Истории Удмуртии», приходилось осуществлять палеодемографические, социально-экономические и этнокультурные реконструкции. Естественно, что не все они абсолютно бесспорны для столь далеких эпох. И когда мы в учебнике для школ начинаем давать эти материалы очень упрощенно, то это вызывает нарекания со стороны представителей научного сообщества. Естественно, что подготовка самих учебников, а очевидно, это - первоначальная задача для создаваемой кафедры, конечно, будет очень сложной. Что же касается академической «Истории Удмуртии», то сегодня это издание признается весьма удачным опытом изложения региональной истории. Фактически научное сообщество Удмуртии оказалось первым, кто осуществил такого рода издание в России с учетом новых исследовательских подходов в исторической науке. Практически все три тома мы делали вместе с преподавателями УдГУ, поэтому, естественно, полагаю, что и при подготовке вузовских учебников этот опыт будет учтен.

Лигенко Н. П., д.и.н., ведущий научный сотрудник Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН: Я полагаю, что на данном этапе уровень развития общественных наук, отражающих историю и культуру Камско-Вятского региона, позволяет качественно преподавать «Историю Удмуртии» в вузе. В распоряжении преподавателей и студентов имеется трехтомное издание «Истории Удмуртии», приложение в виде «Хрестоматии по истории Удмуртии», учебные пособия для школ, хрестоматии по истории городов и заводских поселков Удмуртии, монографические исследования по различным, широкого круга, проблемам, научные сборники статей, диссертационные исследования и др. На мой взгляд, перед написанием учебника по истории Удмуртии для вузов необходимо сделать паузу с целью исследования важных, слабоизученных проблем в истории Удмуртии. Обратимся к опыту историков 1980-х гг., когда, ввиду того, что двухтомник «Истории Удмуртии» (1952-1958) значительно устарел, как и сегодня, встал вопрос о создании «Истории Удмуртии». Авторский коллектив УдНИИ не смог выполнить тогда эту задачу, поскольку многие проблемы были не исследованы и возникла необходимость углубленно и более широко изучить узловые проблемы аграрной истории, промышленного

развития, товарно-денежных отношений, органов местного самоуправления и др. В 1965 г. при секторе истории УдНИИ совместно с преподавателями кафедры отечественной истории УдГУ были созданы проблемные советы по советскому и дореволюционному периодам истории Удмуртии. Были подведены итоги развития историографии, выявлены малоизученные и неисследованные проблемы истории региона. Для дальнейшей более продуктивной работы по отдельным проблемам были созданы авторские коллективы. Возникла необходимость в создании координационного комитета для систематизации научных тем, которые рекомендовались бы в качестве докторских, кандидатских, дипломных работ и др. Председатель этого комитета, заместитель директора УдНИИ по науке Н. П. Павлов, последующие годы успешно претворял в жизнь поставленные советами задачи. По важнейшим узловым проблемам были выпущены монографические исследования, написаны докторские и кандидатские диссертации и т.д. Спорные, дискуссионные вопросы активно обсуждались на заседаниях проблемных советов.

Мне представляется, что и на данном этапе подготовки учебника стоит начать с создания координационного совета и организации проблемных советов, с обсуждений дискуссионных вопросов в целях выработки единой точки зрения на ряд спорных проблем. Авторским коллективам необходимо обратиться к историографии Удмуртии, выявить наименее изученные проблемы. В результате такой работы вычленится и авторский коллектив учебника для Вузов.

Малышев М. Ю., к.и.н., проректор УдГУ по стратегическому планированию и работе с территориальными подразделениями: Я думаю, что то, что сегодня происходит здесь, - это очень важно. Ваши мнения еще раз убеждает меня и декана исторического факультета Надежду Юрьевну Старкову в правильности решения Ученого Совета УдГУ о создании кафедры истории Удмуртии. Когда мы убеждали Ученый Совет - Владимир Георгиевич Ившин помнит это совещание, и Владимир Александрович Байметов и Андрей Федорович Кудрявцев тоже помнят, - задача была сложной сама по себе. И прежде всего в том, чтобы объяснить, что на сегодняшний день задача, стоящая перед новой кафедрой, очень важная - объединительный процесс всех, кто занимался своим нужным и сложным профессиональным делом. И то, что сегодня собрались здесь и представители исторической науки, и архивисты, и музейщики, и наши коллеги из других вузов, факультетов, - это очень важно. И важно то, что это событие все-таки свершилось, и мы как историки часто смотрим вглубь - и вдаль. Здесь присутствуют те, кто на том Ученом совете, в апреле, голосовал за создание кафедры, что, я думаю, и послужило отправным моментом для деятельности кафедры истории Удмуртии. Сегодня мы обсудили явные задачи, стоящие перед кафедрой, и поняли, что ее деятельность будет продуктивна только в совместных действиях всего исторического сообщества, которые оно, несомненно, предпримет. И еще раз хочу напомнить, что, наверное, основная задача историков Удмуртии - это позиционирование всего этого направления в нашей республике, за ее пределами и за пределами нашей страны. Очень важно говорить о том, что мы есть. Я думаю, что нашими совместными усилиями кафедра начнет обрастать людьми, своими ресурсами, и мы, естественно, со стороны администрации УдГУ будем всегда поддерживать это направление. И я хотел бы еще раз пожелать, прежде всего, и кафедре, которую

возглавляет Ольга Михайловна, - замечательного будущего. Потому что начало, мы видим, - очень хорошее. В то же время я хотел бы сказать, что и на историческом факультете в этом году происходят значимые события: юбилейная дата у нас -80 лет Удмуртскому государственному университету, - 80 лет Аркадию Андреевичу Тронину, 333 года Сарапулу и Глазову, 90 лет столице. И то, что в этом году у нас открылись две замечательные кафедры: истории Удмуртии и этнологии и регионоведения, получившей статус академической и возглавляемой преемником профессора Владимира Емельяновича Владыкина Алексеем Егоровичем Загре-биным, дает нам надежду на то, что история Удмуртии как учебная дисциплина и исследовательское направление получит новый импульс развития.

Мельникова О. М.: Уважаемые коллеги, я думаю, что всех тем, которые можно обсуждать по истории Удмуртии, мы еще не исчерпали, и я думаю, что на следующий год мы запланируем большую конференцию, чтобы собрать все историческое сообщество, работающее в предметном поле истории Удмуртии. Надеюсь, что ваш отклик на сегодняшнее мероприятие дает нам надежду на сотрудничество в будущем. Большое спасибо!

Поступила в редакцию 15.03.2012

Round work table: «History of Udmurtia as a scientific area and academic discipline in professional education: strategies of development».

There is a group of materials of round work table, held at the Udmurt State University, June 8, 2011, where historians of Udmurtia - researchers, teachers, museum and archive staff -have discussed topical issues of regional historiography.

Keywords: history of Udmurtia, department of history of Udmurtia, regional studies, professional education.

Материалы круглого стола подготовлены О. М. Мельниковой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.