Научная статья на тему 'Актуальность применения форм дистанционного обучения в системе общего образования на примере уроков искусства и мировой художественной культуры'

Актуальность применения форм дистанционного обучения в системе общего образования на примере уроков искусства и мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1792
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOOC / ИСКУССТВО / ART / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинова Дарья Сергеевна, Вершинина Ольга Антоновна, Петунина Елизавета Андреевна

В данной статье внимание обращается к актуальной проблеме современного мира дистанционному обучению с использованием массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Основная задача обосновать и аргументировать актуальность применения МООС как дополнительного ресурса в образовании современного школьника на примере уроков искусства и МХК. Самообразование при помощи дистанционного обучения становится очень популярным в настоящее время. В статье отмечены возможные преимущества и недостатки подобной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анкудинова Дарья Сергеевна, Вершинина Ольга Антоновна, Петунина Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения форм дистанционного обучения в системе общего образования на примере уроков искусства и мировой художественной культуры»

Белгородчине», состоящем из трех этапов: ответов на вопросы по краеведению, прохождения туристического маршрута и игры в краеведческое лото. Результаты показали и хорошие знания, и сплоченность команды. Прекрасное выступление закончилось красочным театрализованным путешествием в историю города Белгорода от древних времен до сегодняшнего дня в задании «Визитка». Ребята вернулись в центр победителями, и радость от их победы разделили все: и дети, и специалисты центра, не только подготовившие это замечательное выступление, но и указавшие ценностный жизненный ориентир своим воспитанникам.

Воспитание любви к Родине начинается с малого: с любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края, бережного отношения ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к своему Отечеству.

Литература

1. Осыков Б. И. Родное Белогорье. Учебное пособие по краеведению. Харьков: Издательство Кентавр, 1997. 87 с.

ACTUALITY OF FORM OF E-LEARNING IN COMMON EDUCATION AT THE LESSONS OF ART AND WORLD ART CULTURE Ankudinova D.1, Vershinina O.2, Petunina E.3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСКУССТВА И МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Анкудинова Д. С.1, Вершинина О. А.2, Петунина Е. А.3

'Анкудинова Дарья Сергеевна / Ankudinova Dana — магистрант;

2Вершинина Ольга Антоновна / Vershinina Olga — магистрант;

3Петунина Елизавета Андреевна / Petunina Elizaveta — магистрант, кафедра культурологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в данной статье внимание обращается к актуальной проблеме современного мира - дистанционному обучению с использованием массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Основная задача - обосновать и аргументировать актуальность применения МООС как дополнительного ресурса в образовании современного школьника на примере уроков искусства и МХК. Самообразование при помощи дистанционного обучения становится очень популярным в настоящее время. В статье отмечены возможные преимущества и недостатки подобной практики.

Abstract: this article is addressed to the urgent problem of the modern world. This problem is education by e-learning and massive open online courses (MOOC). We are talking about the relevance of the application of MOOC as an additional resource for students in modern school for art and world culture lessons. This practice is known as self-education by e-learning, it is becoming very popular nowadays. The advantages and disadvantages of this practice are found in the article. Also the specifics of MOOC are disclosed.

Ключевые слова: MOOC, искусство, дистанционное обучение. Keywords: MOOC, the art, e-learning.

Открытое образование - актуальная тема для современного мира в эпоху перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Традиция получения образования «раз и навсегда» стремительно уходит в прошлое, сегодня культивируются идеи непрерывности и доступности образования широким массам. В настоящее время постоянной изменчивости и мобильности, человеку необходимо уметь приспосабливаться к новым условиям, поддерживать и обновлять свои знания и умения, чтобы оставаться в числе успешных специалистов.

«Модель открытого образования можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации, развитию его способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования информационного общества», - считают ведущие российские деятели в области открытого образования [1, с. 20].

Открытому образованию присущи такие черты, как открытость будущему, что означает способность образовательного процесса адаптироваться к новым формам и технологиям работы; свободный доступ к информационным ресурсам; свобода выбора стратегии образования, при которой индивид становится субъектом, самостоятельно организующим собственный процесс образования с учётом индивидуального расписания и различных особенностей работы; личностная ориентированность процесса обучения как основа для успешной реализации идей открытого образования [2]. В условиях открытого образования ключевым фактором, влияющим на деятельность субъектов образовательного процесса, становятся информационно-коммуникационные технологии, современные технические и компьютерные средства, обеспечивающие различные виды дистанционного обучения.

Система открытого образования вбирает в себя новые подходы и формы работы. Примером тому могут послужить стремительно набирающие популярность формы дистанционного обучения - массовые открытые онлайн-курсы, так называемые MOOC (massive open online courses) [5]. Образовательными организациями активно разрабатываются авторские курсы, появляется всё больше платформ для работы с таким продуктом.

Цель данной статьи - актуализация применения новых форм дистанционного обучения (в частности, массовых открытых онлайн-курсов) в системе общего образования на примере уроков искусства и МХК.

Массовые открытые онлайн-курсы - широко распространяющаяся форма открытого образования в наши дни. Они представляют собой серии из коротких видеолекций с дополнительными материалами к изучению, тестами и иными заданиями промежуточной аттестации, возможностью получения подтверждённого сертификата о прохождении и усвоении того или иного курса. Как любая форма работы, они имеют свои плюсы и минусы. Исключительным достоинством онлайн-курсов является возможность прослушать лекции лучших преподавателей ведущих мировых университетов, однако, при этом доступность общения с преподавателем непосредственно снижается, так как отдельные курсы набирают сотни тысяч слушателей, отвечать всем ведущие не смогут физически [3]. Поэтому действуют и сообщества студентов в виде форумов и обсуждений в сети. Онлайн-курсы предоставляют возможность самостоятельно организовывать процесс обучения в зависимости от того, где и когда удобно учиться. Но этот же факт требует от пользователей самодисциплины и постоянной мотивации к учёбе.

Основное преимущество таких курсов в том, что человек может самостоятельно определить собственную образовательную траекторию в зависимости от личных интересов и потребностей. Почему бы не использовать возможности системы онлайн-курсов в системе школьного образования? Однако, заменить школьные предметы онлайн-курсами не представляется реальным, так как, какими достоинствами они бы не обладали, большинство задач, стоящих перед общим образованием, невозможно решить не в стенах школы. Но такая система могла бы стать отличным ресурсом в изучении школьных предметов (в частности - МХК, искусство), дополняющим урок и дающим возможность углублённого изучения темы и предмета.

В большинстве своём курсы, так или иначе включающие в себя искусство, направлены на практическое применение теоретических знаний и метапредметный подход. Курсы, связанные с культурой и искусством, разрабатывают не только образовательные организации, но и другие организации, ведущие образовательную деятельность - например, музей современного искусства в Нью-Йорке имеет несколько активных курсов на Coursera [4].

Целевой аудиторией онлайн-курсов, как правило, являются студенты и люди, желающие повысить свои профессиональные навыки и качества. Однако данную технологию можно применить и к школьному образованию. Она может стать отличным дополнительным механизмом для реализации индивидуального подхода к обучающимся. Главной задачей учителя станет правильное и эффективное применение потенциала онлайн-курсов в интеграции с традиционными уроками.

Можно предположить несколько вариантов работы с массовыми открытыми онлайн-курсами в рамках школьных предметов, связанных с искусством:

• изучение материала онлайн-курса в качестве домашнего задания;

• выполнение промежуточных заданий и тестов онлайн-курса как формы контроля усвоенных знаний;

• использование онлайн-курса в качестве дополнительного материала для углублённого изучения темы;

• использование возможностей онлайн-курса в самостоятельной творческой и проектной деятельности обучающихся;

• подбор материала с учетом интересов каждого из обучающихся в освоении программы по искусству.

В заключение необходимо отметить, что современные инновационные процессы не стоят на месте, в связи с этим традиционная система получения знаний постепенно устаревает и становится не эффективной и менее интересной для школьника. Система дистанционного обучения, в данном случае - массовые открытые онлайн-курсы, является одной из форм интерактивной работы со школьником и позволяет:

• более подробно углубиться в тематику того или иного времени, направления, стиля культуры;

• разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию для обучающегося;

• проводить контроль полученных знаний;

• позволяет разнообразить как форму классной, так и домашней работы.

Литература

1. Ключкин А. Как изменить мир и заставить миллионы полюбить алгебру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studymooc.org/podrobno-mooc/kak-izmenit-mir/ (дата обращения: 13.01.2017).

2. Образование: Сокрытое сокровище /Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 1997. С. 40-41.

3. Основы открытого образования: Т. 1. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. Москва: НИИЦ РАО, 2002. С. 20.

4. Coursera. [Электронный ресурс]: Д. Коллер, Э. Ын, Р. Левин [и др.]. Режим доступа: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 20.12.2016).

5. MOOC-List. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mooc-list.com/ (дата обращения: 19.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.