Научная статья на тему 'Актуальность применения факторинга в целях повышения финансовой устойчивости предприятия'

Актуальность применения факторинга в целях повышения финансовой устойчивости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1877
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПОСТАВЩИК / ПОКУПАТЕЛЬ (ДЕБИТОР) / ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялина М. М.

Финансовая устойчивость предприятия формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. На сегодняшний день управление финансовой устойчивостью является важной задачей менеджмента каждого предприятия, одним из инструментов которого является факторинг. Именно факторинг позволяет покрывать риски поставщика риск неоплаты или несвоевременной оплаты поставок покупателями, а также эффективно управлять дебиторской задолженностью, поставщик же при этом может сосредоточить усилия на развитии компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения факторинга в целях повышения финансовой устойчивости предприятия»

2. Барыкин С.Е., Лукинский В.В. Модели управления запасами материальных и финансовых ресурсов в логистической системе корпорации // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1. - С. 231-238.

3. Карпунин С.А. и др. Модели управления запасами на основе интеграции финансового и материального потоков в цепях поставок / С.Е. Барыкин, В.В. Лукинский, С.А. Карпунин // Аудит и финансовый анализ. - 2012. -№ 1. - С. 103-113.

4. Барыкин С.Е. Логистическая система управления финансами корпорации: монография / С.Е. Барыкин. - СПб.: Политехника, 2007. - 171 с.

5. Барыкин С.Е. Модели взаимодействия потоков микрологистической системы / С.Е. Барыкин, С.А. Карпунин // Аудит и финансовый анализ. -2010. - № 6.

6. Зайцев Е.И. Информационные технологии в управлении эксплуатационной эффективностью автотранспорта / СПбГИЭА. - СПб., 1998. - 227 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

8. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года.

9. Юзвишин И.И. Основы информациологии: учебник. - издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Международное издательство «Ин-формациология»; «Высшая школа», 2000. - 517 с.

10. Вальтух К.К. Использование модели межотраслевого баланса в курсе политэкономии капитализма: науч.-метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 191 с.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРИНГА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Ялина М.М.*

Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва

Финансовая устойчивость предприятия формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. На сегодняшний день управление финансовой устойчивостью является важной задачей менеджмента каждого предприятия, одним из инструментов которого является факторинг. Именно факторинг позволяет покрывать риски поставщика - риск неоплаты или несвоевременной оплаты поставок покупате-

* Магистрант.

лями, а также эффективно управлять дебиторской задолженностью, поставщик же при этом может сосредоточить усилия на развитии компании.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, дебиторская задолженность, поставщик, покупатель (дебитор), факторинг.

Эффективность и устойчивость экономической системы, как мировой, так и национальной, зависит от финансового состояния всех хозяйствующих субъектов, которые она в себя включает. Проблема повышения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий и организаций актуальна уже на протяжении многих лет. Особенно остро этот вопрос встает в период экономических кризисов. Предыдущая волна кризиса 2008 года привела к общей финансовой нестабильности в стране, а также повлекла за собой череду банкротств, при этом негативные последствия затронули даже финансово устойчивые компании. Сегодня вопрос повышения финансовой устойчивости актуален как никогда ранее - состояние российской экономики имеет негативные тенденции: рост инфляции, усиление волатильности рубля, замедление экономического роста, снижение покупательной способности населения, превышение темпов роста цен над доходами населения, кризис ликвидности и многое другое позволяет говорить о второй волне мирового экономического кризиса. При этом большинство российских компаний сравнительно недавно оправилось от последствий кризиса 2008 года. Все это вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности функционирования и финансовой устойчивости предприятий в современных условиях.

Финансовая устойчивость предприятия представляет собой наиболее емкий, концентрированный показатель, отражающий степень безопасности вложения средств в это предприятие, а управление финансовой устойчивостью является важной задачей менеджмента на всем протяжении существования предприятия с целью обеспечить независимость от внешних контрагентов (внешняя финансовая устойчивость - устойчивость отвечать по своим долгам и обязательствам) и рациональность покрытия активов источниками их финансирования (внутренняя финансовая устойчивость) [2].

Каждое предприятие является составляющей соответствующей подсистемы, которая входит в другую более крупную подсистему, и так далее до уровня национальной экономики и мировой в целом. С этой точки зрения, предприятие опирается на имущественную основу своей деятельности, формируемую в процессе реализации отношений собственности [5, с. 196], которые распространяются в том числе и на средства в расчетах.

Поэтому на каждое предприятие, как единицу мировой экономической системы, оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов.

Постоянно изменяющаяся внешняя среда компании и нестабильность, присущая рыночной экономике, острая конкурентная борьба, снижение ос-

новных показателей доходности бизнеса, увеличение рисков (операционные, рыночные, залоговые), - все это вызывает необходимость у компаний, предприятий, банков заниматься поиском и внедрением новых инструментов современного менеджмента, чтобы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе добиваться ликвидности, рентабельности, заданного уровня прибыльности и финансовой устойчивости. Факторинговое обслуживание - достаточно молодой инструмент управления дебиторской задолженностью, при этом наиболее популярный среди хозяйствующих субъектов.

В международной практике факторинг используется в качестве дополнительного источника финансирования, инструмента эффективного управления дебиторской задолженностью. Важной задачей менеджмента каждой современной компании является поиск оптимальных источников фондирования бизнеса, а факторинг - это способ незамедлительного получения платежа сразу после отгрузки товара и оказания услуги, что является особенно удобным для компаний, предоставляющих отсрочку своим покупателям (торговые предприятия, сети, дилеры). На данный момент факторинг также активно используется в коммерческой практике в качестве дополнительного обеспечения. Дебиторская задолженность - это наиболее ликвидный актив предприятия после наличных денежных средств, а, следовательно, правильное его использование может значительно улучшить финансовые показатели компании и способствовать поддержанию финансовой устойчивости на заданном уровне.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

3 квартал 2010 3 квартал 2011 3 квартал 2012 Зквартал 2013 3 квартал 2014

Рис. 1. Оборот участников российского рынка факторинга за 9 мес. 2014 г., млрд. руб.

Факторинг - это комплекс финансово-коммерческих услуг, оказываемых со стороны финансового агента клиенту, ведущему торговую деятельность

на условиях отсрочки платежа. Теоретические аспекты по факторингу рассматривались в трудах российских ученых М.В. Леднева, И.Е. Покаместова: «Факторинг - услуга для быстрорастущих компаний, позволяющая им быть уверенными в своем завтрашнем дне» [3, с. 86]. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. отметили, что: «Факторинг - достаточно новый вид услуги в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами» [1, с. 224].

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) оборот российского факторинга по итогам 9 месяцев 2014 года составил 1 трлн. 457 млрд. рублей. В январе-сентябре 2014 года оборот российского факторинга увеличился на 146 млрд. рублей по сравнению с январем-сентябрем 2013 года (+11 %), оборот рынка в 3 квартале 2014 г. составил около 471 млрд. рублей, увеличившись на 5 % по сравнению с предыдущим кварталом 2014 года. По сравнению с 3 кварталом 2013 года (473 млрд. рублей) в 3 квартале текущего года оборот снизился незначительно.

В российском законодательстве понятия «факторинг» не существует, применяется понятие «финансирование под уступку денежного требования». При этом специальное законодательства, которое бы регулировало взаимоотношения контрагентов факторинговых операций также пока не было принято, основным регулирующим документом является Гражданский Кодекс РФ, в соответствии с которым: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование». В факторинговой сделке участвуют 3 субъекта: поставщик (клиент), покупатель (дебитор) и фактор (факторинговая компания или банк). Факторинг применяется при использовании отсрочки во взаиморасчетах поставщика и покупателя, а также при желании покупателя оплачивать товар по мере его реализации, а поставщик при этом не имеет возможности и финансовых ресурсов для отвлечения из оборота достаточных для этого денежных средств».

Если говорить о преимуществах, которые получает компания, используя факторинг, то в первую очередь это отсутствие залогового обеспечения. В отличие от кредитования, где в большинстве случаев обязательно материальное залоговое обеспечение, при факторинге нет необходимости предоставлять какой-либо залог. Во-вторых, финансовое состояние и качество финансовой отчетности в меньшей степени влияют на положительное решение вопроса при факторинге, чем при кредитовании. Факторинговая компания в большей степени интересуется качеством и диверсификацией деби-

торской задолженности Поставщика. В-третьих, факторинговое финансирование осуществляется по факту поставки товара Дебиторам, погашение же факторингового финансирования осуществляется Дебиторами в момент оплаты отгруженного товара (гибкая схема работы). В-четвертых, более «гибкое» и постоянное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет быстрыми темпами увеличивать товарооборот компании. В-пятых, при совместном использовании факторингового финансирования риски неплатежа Покупателя переносятся на факторинговую компанию. И соответственно забота об обеспечении своевременного поступления отплат за отгруженный товар не обременяет Поставщика (отсутствие рисков неплатежей). Все это способствует ускорению оборачиваемости, уменьшению суммы расходов, повышению эффективности использования имеющихся оборотных активов, а в конечном итоге к повышению финансовой устойчивости. Следовательно, факторинг влияет на улучшение показателей финансовой отчетности компании:

1. Баланс компании.

- Дебиторская задолженность превращается в денежные средства без увеличения обязательств компании.

2. Отчет о прибылях и убытках.

- Рост выручки благодаря использованию дополнительных оборотных средств и выходу на новые рынки и, как следствие, увеличение чистой прибыли.

- Снижение цены закупки за счет возможности более ранней оплаты своим Поставщикам.

- Сокращение убытков, вызванных неплатежами Покупателей (Дебиторами).

Рассмотрим влияние факторинга на основные финансовые показатели компании при планировании финансово-хозяйственной деятельности. Продажа дебиторской задолженности (ДЗ) и получение денежных средств от Фактора, которые впоследствии используются в соответствии с целями компании, позволяет увеличивать размер денежных средств на расчётных счетах и в кассе. При этом размер дебиторской задолженности уменьшается вследствие ее продажи (уменьшение на сумму уступленной (проданной) дебиторской задолженности). Кредиторская задолженность (КЗ) автоматически снижется, так как у компании появляются свободные денежные средства в связи с продажей ДЗ. Иными словами, у компании появляется возможность уменьшения КЗ на сумму досрочных оплат / предоплат поставщикам в размере полученных средств от продажи ДЗ. Стоит отметить, что факторинговое финансирование при этом не отображается в качестве заемных средств, не искажая при этом финансовую отчетность и структуру баланса (факторинговое финансирование отображается в составе внереализационных расходов). От использования факторинга у компании появляются сво-

бодные денежные средства, которые она может направить на поддержание необходимого объема оборотного капитала, на увеличение товарного либо на увеличение основных средств и нематериальных активов.

Показатель Влияние факторинга Описание Причины

Финансовый рычаг (Leverage) 1 Характеризует финансовую устойчивость компании Факторинговое финансирование не отражается в качестве заемных средств

Оборачиваемость дебиторской задолженности [в днях) 1 Длительность оборота дебиторской задолженности Уменьшение средней величины дебиторской задолжен ности

ROE (Рентабельность собственного капитала) Í Характеризует эффективность деятельности компании Рост чистой прибыли

ROA (Рентабельность активов) Í Характеризует эффективность использования инвестиционного капитала Рост оборачиваемости активов (в частности ДЗ). Уменьшение проблемной ДЗ.

Рис. 2. Влияние факторинга на финансовые показатели

Все вышеперечисленное неизбежно ведет к росту продаж компании за счет увеличения скорости оборачиваемости ДЗ и привлечения новых покупателей без дополнительных рисков. Все риски факторинговая компания берет на себя, в том числе компания имеет возможность обезопасить себя от проблемной дебиторской задолженности (риск неплатежей покупателей). Себестоимость (закупочная / производственная) товара может быть снижена за счет предоставляемых поставщиками скидок за ранние платежи по отгрузкам либо платежи в срок без просрочек. Все это ведет к увеличению валовой и чистой прибыли компании, за счет которой возможно наращивание объемов производства, расширение рынка сбыта либо увеличение резервов. Кроме того, денежные средства могут быть использованы в счет уменьшения задолженности по кредитам, наличие и большой размер которых прямым образом влияет на финансовую устойчивость компании.

Итак, финансовая устойчивость предприятия формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия, являясь индикатором кризисного финансового состояния. С этой точки зрения нельзя не согласиться с авторами [4, с. 196], указывающими, что факторинг является одним из действенных способов финансового оздоровления предприятия.

В последнее время в расчетах между поставщиками и покупателями стал активно использоваться товарный кредит (отсрочка в оплатах за поставленный товар). Однако вместе со всеми преимуществами его использования возникают риски неплатежей и мошенничества, что напрямую может оказать негативное влияние на финансовое положение предприятия и привести его к банкротству. Именно поэтому изучение вопроса повышения финансовой устойчивости предприятия с использованием факторинга видится автору столь актуальным. Факторинг позволяет покрывать риски поставщи-

ка - риск неоплаты или несвоевременной оплаты поставок покупателями, а также эффективно управлять дебиторской задолженностью, поставщик же при этом может сосредоточить усилия на развитии компании.

Список литературы:

1. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Факторинг: учеб. пос. - М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.

2. Кован С.Е. Финансовая устойчивость и её оценка для предупреждения банкротства предприятия / С.Е. Кован, Е.П. Кочетков // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 15.

3. Леднев М.В., Покаместов И.Е. Факторинг: учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2011. - 86 с.

4. Теория и практика управления финансовой деятельностью: монография / В.В. Колмаков, В.В. Коокуева, Н.В. Линдер, А.Г. Полякова, А.В. Тра-чук, Е.Г. Чапкина, В.С. Шалаев; под ред. А.Г. Поляковой; МЭСИ. - М.: Ист Консалтинг, 2013. - 196 с.

5. Управление собственностью как экономической основой пространственного развития: сущность, концептуальные основы, механизм / А.Г. Полякова, В.В. Колмаков. - Тюмень, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.