Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ АЛ-ФАРАБИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ АЛ-ФАРАБИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Духовность / нравственность / гуманизм / любовь / воспитание / личность.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иманбаев Аскарбек Аширалыулы

В статье анализируются актуальность нравственной философии альФвраби в современном развитии казахского общества. Целью статьи заключатся в том, что нравственные идеалы человека которые отразил в своих произведениях аль-Фараби, дает переосмыслить, каждому современному человеку, духовно-нравственнык ценности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ АЛ-ФАРАБИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

47 О

Б01 10.24412/2709-1201-2024-470-473 УДК 17:1(091)

АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ АЛ-ФАРАБИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ИМАНБАЕВ АСКАРБЕК АШИРАЛЫУЛЫ

Старший преподаватель кафедры философии и политологии Таразского регионального университета им. М. Х. Дулати, Тараз, Казахстан

Аннотация: В статье анализируются актуальность нравственной философии аль-Фвраби в современном развитии казахского общества. Целью статьи заключатся в том, что нравственные идеалы человека которые отразил в своих произведениях аль-Фараби, дает переосмыслить, каждому современному человеку, духовно-нравственнык ценности жжизни.

Ключевые слова: Духовность, нравственность, гуманизм, любовь, воспитание, личность.

Выдающийся мыслитель Востока Абу Наср аль-Фараби в своем творчестве размышлял о духовных ценностях в общечеловеческом масштабе. Особенность, оригинальность, самобытность и спецефичность его философского наследия заключается в том, что он синтезировал философсие мысли Запада (Древняя Греция: Платон и Аристотель) с философской культурой Востока (Южного Казахстана, Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока).

Некоторые исследователи считают, что у философии аль-Фараби нет самостоятельной философской мысли и, что он является лищь комментатором философии Аристотеля. Если так однобоко подходить к философскому творчеству аль-Фараби, то из всей мировй классической философии нужно отбросить всех мыслителей и оставить лищь Платона, Р. Декарта и И. Канта, остальных мыслителей считать только комментаторами философих мыслей, предшествующих философов. Не оспарим тот факт, что аль-Фараби комментировал философские труды греческих философов Платона и Аристотеля, но также следует отметить, что он ссылаясь на философкие труды этих философов, дополнил их философию своими собственными, оригинальными философскими мыслями, в особенности в нравственной, социально-политической и эстетической философских аспектах.

Очень точно отметил факт комментирования ал-Фараби, философии предшествующих мыслителей, доктор философсих наук М. С. Бурабаев: «... По существу, комментирование как философия, ставшая в-себе и для-себя предметом, есть явление философского самосознания, выраженного в особенной форме...Тем самым комментирование - это философия, имеющая своим предметом мысль в качестве такого философского учения, школы или традиции, которые логически обосновывают в себе богатство всеобщего родового мышления и, следовательно, развивают субъективную сторону позновательного процесса и предмета познания философии». [1, с. 4]

Надо отметить то обстоятельство, что в период жизни и творчества аль-Фараби, «Второго учителя Востока», наиболее чисто философской, содержательной и философско глубокой, стоящих у истоков формирования философских размышлений, систематизаторами философских проблем, были выдающийся мыслители Древней Греции Платон и Аристотель.

Ал-Фараби в своем философком размышлении, вобрал в своем учении все ценное, что было в предшествующих философских системах, из них наиболее актуальными сегодня являются социально-этические, социально-политические и эстетические его наследие.

Вся философия ал-Фараби пронизано чувством ЛЮБВИ (хотя эту категорию он не употреблял в своих философсих рассуждениях), любви к Родине, к природе, к человеку, к

прекрасному, к науке, к мудрости. Чувство любви не подвластно времени и пространству, она пронизывает всю историю человеческого взаимоотношения. Если даже человек на рациональном уровне не осознает, то на бессознательном, человек всегда ощущает это чувство, чувство ЛЮБВИ. Ощутив это чувство, человек будет подлинно СЧАСТЛИВЫМ (счастье является главной социально-этической категорией в этическом учении аль-Фараби). Именно это чувство обогараживает человека, придает ему духовно -нравственные отношения ко всему, что окружает его.

Аль-Фараби сумел раскрыть не простую взаимосвязь, казалось бы, разнородных явлений, остроту и драматизм человеческих отношений». Таким образом, через творчество Аристотеля, аль-Фараби осознает свое собственное «Я», на основе которого уникальная особенность и целостность человека становится объектом его рефлексии и деятельности.

В результате этой рефлексии у негопо проблеме нравственного человека, возникает особая «третья природа», для которого характерно действие человека в обществе, причем новая структура человека в результате такого процесса подчиняется как рациональным, так и иррациональным аспектам, проявляют себя то, как множество относительных персон, то, как целостная личность.

Аль-Фараби не пытается дать определение человеку, а пытается дать детальный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и добродетелей. Он пытался выявить их нравственную природу и определить их - как любовь, справедливость, нравственность, доблесть, мужество и т.д.

Эти ценности необходимо прививать в нашем обществе, чтобы воспитать гармоничного, духовно-нравственного человека. В этом заключается главный смысл преемственности философских мыслей наших предков и современного развития общества.

Различают следующие дихотомии: материальные и духовные принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, агрессивный и рецептивный (послушный), любовный и ненавистный типы характера, экзистенциальные и художественные идеи, и аль-Фараби стремился найти способы разрешения дихотомий человеческого существования.

Показать перспективы свободного, гармоничного развития личности основанного на любви, рассматривает символику духовного как приоритетной над материальной ценностью, вводит понятие любовь (счастье) как связующее звено между духовностью индивида и социальной жизни общества.

По философу устранение противоречий в человеке, зависит от социальных условий жизни людей, соотносится с построением общества, основанного на принципах гуманизма, активизации индивида посредством методов гуманистического управления, распространения нравственно-этических ориентаций.

Разрешение экзистенциальной дихотомии, он связывает со способностью человека к любви, вера и осознание своего собственного бытия. В процессе гармоничного сочетания человеческой сути происходит изменение человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, в заинтересованности единения с обществом, по аль-Фараби, становится превалирующим в отличии от обладание бытием, к новой гуманистической ценности.

Ведь современный «человек настолько изменил окружающую природу, что для того, чтобы выжить в ней он должен изменить себя». Развивая свои материальные потребности, трансформируя их, человек много изменил к худшему: неуправляемое развитии личности, отыскивая возможности дальнейшего нравственного прогресса, сменяющего нынешний регресс.

В чем же заключается нынешний регресс, а тем, что плоть и разум стремится удовлетворить свои потребности - потребности собственности. Это и приводит к абсурдности человеческой жизни.

Детерминистский и иррациональный взгляд человека на жизнь - это объективные исторические законы. Из этих двух указанных аспектов ал-Фараби предлагает выбрать «золотую середину», т.е. человек внутри себя должен отыскать высшую силу, которая должна править человеком.

Этой силой, если проследить творчество аль-Фараби, является ЛЮБОВЬ. Именно в любви, биологически неизмененного человека отыскивается потенциал, выживание и созидание в современном технократическом мире. И эта ценность позволит освободиться каждому отдельно взятому человеку от духовной деградации. Для этого не надо следовать одному идеалу, доминирующему в обществе, а каждому человеку, как этого придерживался в своей жизненной позиции философ, необходимо отыскивать свое собственное понимание гуманности, ценности, которое будет доминировать в человеке. И, только тогда человек и общество будет нравственным и свободным.

Это является главной проблемой современного общества, ибо «в наш век - пишет Тойнби - главным в сознании общества является осмысление себя, как части более широкого универсума, тогда, как особенностью, общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». [2, с. 7]

Эту проблему очень четко поставил в своем творчестве ал-Фараби, который исходил из того, что видение жизни должно исходить из реальных гуманистических установок сознания и поведения человека, из четкого определения смысла того, для чего человеку надо жить дальше. Эти личностные установки хотя и зависят существенно от социальных условий, но оказывают и обратное воздействие на них.

Гуманизм (любовь к человечеству) определяет, по аль-Фараби, меру человеческой жизни, в которой биологическое диалектически соединено с социальным, этическим, гуманистическим ее пониманием. Эта мера тесно связана с оптимальной реализацией сущностных сил человека, и следовательно, не сама по себе длительность индивидуальной жизни окажется целью человека и общества, а именно развитие нравственных ценностей человеческой природы как самоцель, т.е. степень причастности личности к общественной жизни и ее участия в реализации идеи духовного развития человека будут определять индивидуальные параметры жизни человека.

Это предполагает качественное изменение как общих представлений о ценностях, о смысле жизни, соотношении в ней индивидуального и общественного, так и изменении отношения к жизни в социально-этических, нравственно-гуманистических аспектах.

Процесс духовно-культурной преемственности - это не стремление к западным ценностям, а основываясь на прогрессивные традиции народа найти свой своеобразный путь развития (это естественно, не касается достижения науки, развитие новой технологии).

В определенные периоды развития государства: в науке, производстве, искусстве были кризисы, потому, что в них преобладала засилье посредственности, личность заставляли подстраиваться «под всех», нередко ломая его, губя талант.

В истории нашего государства это имело как теоретическую, так и практическую основу, в данное время, анализируя все пробелы недавнего прошлого, знаем, что это было заблуждением, ошибкой, когда стираются все грани особенностей культурных и духовных достижении народов.

Различия между людьми, культурными ценностями, накопленные народами существуют объективно. Необходимость понимания многообразия духовно-культурных ценностей представляет собой общественное богатство нашего государства. Потому, что культурная, духовная история народа есть всегда история их индивидуального, специфического развития.

Знание философских идей отечественных мыслителей, очень важно для современной молодежи в целом это формирует прогрессивное общественное сознание, а так же духовную идентичность народа.

Наше государство, после приобретения независимости, совершая экономические и политические реформы, не уделяло должного внимание на духовно-нравственное воспитание молодежи, потому что на государственном уровне не было воспитательного процесса.

Какой же есть выход из создавшего положения, по моему мнению, выход есть: «Разум», «Справедливость» и «Духовность» - вот главные моральные категории, которые должны быть приоритетными в сознании общества. И, поэтому своевременным является реформа, совершаемая в духовной сфере нашего общества. Эти ценности актуальны сегодня, когда наше государство ставит главную цель: духовного обновления общественного сознания казахского народа, что имеет отражение в стратегической программе нашего государства «Рухани жацгыру», где главной идей является - позитивное решение проблемы формирование и воспитание нового поколения.

Главным критерием современного человека является критично мыслящая личность, которая должна основываться на мудрости, на ценностях своих предков, а если этих качеств нет у человека это просто подражатель, просто исполнитель чужих, не имеющих ценностей идей. Человек, обладающий этими качествами (духовности, мудрости, нравственности), может смело реализовывать свои идеи в жизни, воплотить их на практике, только тогда он будет осмысливать себя и свое предназначение в обществе. И только тогда индивид будет проявлять себя как «... самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех, есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли».[2, с. 22]

В заключении, можно констатировать тот факт, что человеческая культурная жизнь -это сплошной поиск истины. И для каждого периода человеческой истории характерна своя интерпретация истины. Нам необходимо понять, что философская мысль может достичь своих целей лишь тогда, когда она находится в постоянном поиске. Анализируя те или иные философские воззрения, мы не постигаем истину в последней инстанции, пытаясь решить проблему, обязаны отнестись предельно критически к собственным обобщениям и выводам, рассматривая их как материал для дальнейших размышлений и на основе этого выработать объективно истинных, и новых для нас жизненно важных вопросах, каким, несомненно являются и вопросы духовно-нравственных проблем человека, которую исследовал в своем творчестве мыслитель ал-Фараби.

Ал-Фараби делает для нас доступным те бескрайние горизонты по нраственной проблеме человека, которые в творческом полете видны ему одному. Нравственные идеалы человека он отразил в своих произведениях, тем самым дает переосмыслить каждому человеку духовно-нравственнык ценности жизни. И эти духовно оживляющие соки, философских идей ал-Фараби, должны впитать в себя и руководствоваться ими в жизни.

1. М.С. Бурабаев, А.М. Амребаев. Шакарим Кудайбердиев: жизнь и взгляды. Журнал «Вестник» АН КазССР 1991 № 11 с. 17

2. И. Т. Фролов. О человеческом в человеке. М.: Политиздат:1991

3. Аль-Фараби. Иторико-философские трактаты. Изд. «Наука». Алма-Ата. 1985

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.