Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И «НРАВСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)'

ФИЛОСОФИЯ И «НРАВСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / нравственность / идеальное общество / исторический процесс / национальная культура / гуманизм / справедливость. / power / morality / ideal society / historical process / national culture / humanism / justice

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — M. К. Рахимшикова, Д. А. Хавазметова

В данной статье рассматривается нравственный облик власти с позиции философского анализа. По мнению авторов, современные проблемы, обусловленные со сложными процессами в сфере политики, ставят на повестку дня ряд вопросов, как социально-правовых, так и нравственнополитических. Особенно важным является становление нового государства на фоне создания фундаментального и эффективного управления на основе формирования «нравственной власти». В статье поставлен вопрос «Нравственная власть: утопия или реальная возможность?» и проведен анализ исторического процесса человеческой жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — M. К. Рахимшикова, Д. А. Хавазметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the moral image of power from the standpoint of philosophical analysis. According to the authors, modern problems, caused by complex processes in the sphere of politics, put on the agenda a number of issues, both social and legal, and moral and political. Particularly important is the formation of a new state against the background of the creation of fundamental and effective management based on the formation of "moral power". The article raises the question "Moral power: utopia or a real possibility?" and analyzed the historical process of human life.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И «НРАВСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»

ФИЛОСОФИЯ И «НРАВСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» (ФИЛОСОФСКИЙ

АНАЛИЗ)

M. К. Рахимшикова, Д. А. Хавазметова

Кандидат философских наук, доцент Южно-Казахстанского университета

имени М. Ауезова, Шымкент, Казахстан магистр гуманитарных наук Шымкентского университета, Шымкент, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается нравственный облик власти с позиции философского анализа. По мнению авторов, современные проблемы, обусловленные со сложными процессами в сфере политики, ставят на повестку дня ряд вопросов, как социально-правовых, так и нравственно-политических. Особенно важным является становление нового государства на фоне создания фундаментального и эффективного управления на основе формирования «нравственной власти». В статье поставлен вопрос «Нравственная власть: утопия или реальная возможность?» и проведен анализ исторического процесса человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: власть, нравственность, идеальное общество, исторический процесс, национальная культура, гуманизм, справедливость.

ABSTRACT

This article examines the moral image of power from the standpoint of philosophical analysis. According to the authors, modern problems, caused by complex processes in the sphere of politics, put on the agenda a number of issues, both social and legal, and moral and political. Particularly important is the formation of a new state against the background of the creation of fundamental and effective management based on the formation of "moral power". The article raises the question "Moral power: utopia or a real possibility?" and analyzed the historical process of human life.

Keywords: power, morality, ideal society, historical process, national culture, humanism, justice

В настоящее время растет потребность созданию нового, более совершенного общества. Об этом мечтали великие корифеи Востока и Запада. Несмотря на это

April, 2022

51

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-51-55

формирование нового, справедливого типа государства остается не до конца

конструирования модели государственного устройства, в котором преобладали бы этические нормы, способствующие преобразованию общественно-политического континуума.

Современные проблемы, обусловленные со сложными процессами в сфере политики, ставят на повестку дня ряд вопросов, как социально-правовых, так и нравственно-политических. Особенно важным является становление нового государства на фоне создания фундаментального и эффективного управления на основе формирования «нравственной власти». Последние события, которые произошли в мире, заставляет нас задуматься о стереотипах мышления существующей власти, и их нравственном состоянии. Сколько бы мы не исследовали уровень демократии в мире, человечество до сих пор не достигло реального, подлинного гуманизма. Ученый Водолазов Г.Г. в статье «Нравственная политика: утопия или реальная возможность?» приходит к выводу, что «нравственная политика есть самая эффективная политика». [1, 227] Автор данного исследования упоминает о таких важных феноменах, как «реальный гуманизм», «гуманистическая политика» и др. Профессор Г.Г.Водолазов предлагает изменить существующие парадигмы. Уместно вспомнить определение Э.Кассирера: «Человек - символическое животное». За всю свою историю человек создал, разработал столько знаний, что он находиться в своем запутанном лабиринте. Данный лабиринт существует и в политической системе. Факт то, что человечество преодолело уже не один этап интеллектуального развития, понимая смысл исторического процесса.

Отсюда и задаемся вопросами: возможно ли создания нравственной власти? или же, «Нравственная власть: утопия или реальная возможность». Сколько бы мы не утверждали о том, что нравственно-интеллектуальная элита в состоянии решить основные вопросы по восстановлении социальной справедливости в обществе и именно они смогут осуществить нравственную политику в стране - все это сложное явление.

В данном случае, каждый народ должен ориентироваться и опираться на свою национальную историю, культуру и философию. Творческий потенциал национальной философии ориентирован на определенную систему ценностей, а также, на изучение истоков

решенной проблемой. В силу этих обстоятельств идет процесс

April, 2022

национальной философии, онтологии, сознания, культуры, религии и другие.

Кроме того, в период технологической модернизации в мире происходят беспрецедентные события. Вот уже более 10 лет Запад использовал политику двойных стандартов и демонстрировал антигуманную политику в отношении Восточных стран. Реальное действие Западных стран в сфере политических и военных действий отражало то, что Западные страны защищали только свои интересы. Нравственный облик власти запада - антигуманный, который не выдерживает никакого оправдания. Если рассмотреть с позиции философии, правительства должны обладать такими моральными качествами, которые могли бы им позволить обеспечить реализацию прав миллионов простых людей на жизнь, свободу и стремление к счастью. Исходя из этого нас, философов интересует вопрос в контексте морали: каково поведение правителей в целом и «магнатов» власти? Данный вопрос имеет значение в обществе. Это ключевой вопрос, который был поставлен со времен античности. История свидетельствует великим преступлениям, совершаемым правителями. Кром того, существует факты - обнаружение дуализма в моральном поведении и более высокого уровня преступности среди правителей, по сравнению с управляемыми.

К сожалению, в настоящее время существует во власти идеология двойных стандартов морали. Данная идеология охотно допускают тот факт, что моральное поведение правителей неэтично, безнравственно и криминально, если судить с позиции законов. Однако моральные качества власти и правителей не должно оцениваться особыми привилегиями. Хотя существуют дозволенность правителям некоторые противозаконные действия во имя процветания нации или народа. В данной статье мы рассматриваем не взаимосвязь морали и политики, а взаимосвязь морали и философии. Философия как сфера, исследующая, в первую очередь, проблему человека и взаимоотношения между людьми, она направлена на поиск основ достижения подлинного счастья в мире.

Естественно, существует ряд проблем в сфере философии. Философия -это не только универсальная, уникальная научная дисциплина, но и она является практикой повседневной жизни, способной преобразовать общества. Основная миссия философии заключается не только в ознакомлении многообразием существующих в мире интеллектуальных течений, но и она способствует диалогу культур. Таким образом, стимулируя интерес к мышлению и

April, 2022

53

конструктивному обмену мнениями, она содействует созданию «нравственного общества», в котором лучше соблюдается категорический нравственный императив И.Канта.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию человеческого капитала, науки, образования, социальной и гуманитарной сфер человеческого общества. Среди этих наук место философии в формировании «интеллектуальной нации» или «нравственной власти» огромное. Из истории развития философской мысли мира можно понять, что стремление к философии вырастает из духовной потребности, из забот и тревог человека. С точки зрения обыденного, повседневного сознания данная наука «бесполезна», потому что она не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя воплотить в гражданской жизни, даже ни в технике. «Есть много наук, более полезной, чем философия, но нет науки, более прекрасной, чем она» - писал Аристотель в «Метафизике». Философия - это мир свободного творчества, способствующая к рефлексии. Философия - есть стратегия человеческой деятельности, стремящаяся совершенствованию общества и человека.

Вот уже более 2,5 тысяче лет в историческом процессе человечества философия играет немаловажную роль. Фигуры философов в исторической арене - нередко трагические. Казни, тюрьмы - очень знакомые нам страницы многих философских биографий. Философы во все времена человеческой истории старались донести до умов существующей власти единственную правду - правду, которая носит объективный характер. Власть - должна нести ответственность перед миром и народом.

Не просто так излагали великие ученые мира о добродетельном правителе. Платон, Аристотель и аль-Фараби видели будущее идеального общества с деятельностью мудрейшего философа. Социально-политические концепции философов востока были детерминированы потребностью создания нового более совершенного общества, конструирования модели государственного устройства, в котором преобладали бы этические нормы, способствующие преобразованию общественно-политического

континуума. [2,62] Великие мыслители рассматривали все сферы человеческой жизнедеятельности в единстве. А государственное устройство рассматривали как единение правителя и населения, скрепленной общей целью, и одной идеей. Также по размышлениям аль-Фараби, политический лидер путем нравственного совершенствования ведет народ к счастью.

April, 2022

54

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-51-55

Аль-Фараби создал образ, воплощавший такие категории как «добродетельный», «благоразумный», «справедливый» и т.д. Политический лидер представлен идеалом, намеренным воспитывать народ, заботиться о его настоящем и будущем, указывать ему наиболее приемлемый путь.

Нам надо помнить то, что духовное наследие великого мыслителя стало предметом исследования со стороны многих мыслителей. Не смотря на это, в научном творчестве Абу Насра аль-Фараби существуют еще много неосмысленных и непознанных тайн. Самое главное, в его книге «Трактат о жителях добродетельного города» заложен фундамент обновления, преобразования общества. Данный трактат имеет историческую ценность для всех времен человеческого развития. В нем обоснована оригинальная концепция ученого о новой форме государственного устройства. Ведь концепция «добродетельного города» может служить в качестве путеводителя при осуществлении новых реформ в обществе, так как она является теоретической основой создания идеального гражданского общества.

REFERENCES

1. Водолазов Г.Г. Нравственная политика: утопия или реальная возможность? Вестник МГИМО Университета, -2010, -№4. - С. 227.

2. Азербаев А.Д. Онтологическое единство нравственности и политики в философии аль-Фараби. Диссертация на соискание степени доктора (PhD) -Астана: ЕНУ имени Гумилева, 2017. - 150с.

3. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.