Научная статья на тему '2020. 03. 021. Сулейменов П. Философская основа концепции аль-фараби "добродетельный город". Suleimenov P. The philosophical basis of Al-Farabi’s concept of ‘virtuous city’ // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 147-157'

2020. 03. 021. Сулейменов П. Философская основа концепции аль-фараби "добродетельный город". Suleimenov P. The philosophical basis of Al-Farabi’s concept of ‘virtuous city’ // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 147-157 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / СЧАСТЬЕ / УТОПИЯ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / АЛЬ-ФАРАБИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 03. 021. Сулейменов П. Философская основа концепции аль-фараби "добродетельный город". Suleimenov P. The philosophical basis of Al-Farabi’s concept of ‘virtuous city’ // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 147-157»

стоящих друг от друга, можно упомянуть о том, что Хайдеггер говорит о «стоянии вне ничто», в то время как Гвардини - о «призыве в существовании»: «Корни моего существования находятся в святой мистерии, в которой Бог хочет, чтобы я в ней был» (с. 20-21).

Статья интересна еще и тем, что показывает отношение философа к философу, значение которого некоторые круги пытались и пытаются опорочить, спекулируя на его деятельности в период господства идеологии тоталитаризма в ее наиболее агрессивной и оголтелой форме германского нацизма.

Хлебников Г.В.

2020.03.021. СУЛЕЙМЕНОВ П. ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ АЛЬ-ФАРАБИ «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ГОРОД». SULEIMENOV P. The Philosophical Basis of Al-Farabi's Concept of 'Virtuous City' // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. -Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 3. - P. 147-157.

Ключевые слова: идеал; счастье; утопия; добродетель; Аль-Фараби.

Автор - Пиримбек Сулейменов из Казахского национального университета им. Аль-Фараби (Республика Казахстан, Алматы) -посвятил свою статью философскому анализу «Трактата о взглядах жителей добродетельного города» философа аль-Фараби, чье полное имя - Абу Насер ибн Мухаммед аль-Фараби Узлах ибн Тархан. Его родиной является древний город Отрар (территория современного Казахстана), который арабы называли Бараб-Фараб, поэтому имя Абу Наср аль-Фараби означает «Абу Наср из города Фараб». Иногда его называли просто Тархани. Абу Наср начал свое образование в раннем возрасте в своем родном городе Отра-ре, а затем переехал в Хорасан. Позже, чтобы улучшить свои знания, он отправился в Багдад - культурный центр арабского мира, -где учился у высокообразованных людей. Например, он изучал медицину и логику под руководством христианского ученого Юханны Ибн Хайлана, естественные науки и греческий язык - у известного переводчика Абу Башара Матты. Также известно, что у аль-Фараби были хорошие отношения со знаменитым ученым Абубакаром бин Сираджем. Аль-Фараби учил его логике, а сам изучал у него астрономию. Аль-Фараби был в основном самоучкой

и при этом успешным человеком. Он сосредоточился на греческой науке и философии, а также на богатом наследии Аристотеля и Платона. К Аристотелю он составил множество комментариев, из-за чего получил звание «Учитель Востока» и почетное прозвище «Второй учитель» (с. 147).

Аль-Фараби также оставил множество собственных произведений, например: «Книга о законах», «Книга об определении и классификации наук», «Книга о смысле философии», «Книга о том, что нужно знать для изучения философии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» («Kitab Ara' Ahl al-Madinah al-Fadilah») и мн. др. «Трактат о взглядах...» был написан в Египте в 948 г. В нем аль-Фараби, находясь под влиянием идей Платона о правильной социальной структуре, законодательном праве и правильном мнении граждан, рассматривает с философской точки зрения идеальное общество, которое он назвал добродетельным городом, или Мадиной Фадила (с. 149). Мыслитель широко обсуждает средневековые арабские идеи о государстве, лидерстве и законе. В то время как арабские философы не делали различий между государством и властью и рассматривали эти понятия как синонимы, он вводит между ними философское различие.

Идеи аль-Фараби о совершенных и несовершенных городах основаны на теории идеального общества и типах обществ Платона и Аристотеля. Синтез греческой философской традиции с мусульманской политикой повлиял на все части арабо-мусульман-ской философии. Аль-Фараби дает следующее определение добродетельного города: «Город, в котором каждый сотрудничает, чтобы обрести счастье, - это добродетельный город; и общество, в котором все люди сотрудничают, чтобы достичь счастья, - добродетельное общество» (с. 149). Философ сравнивает добродетельный город с телом здорового человека, «все органы которого работают совместно, чтобы обеспечить жизнь тела и сохранить жизнь человека» (там же). По сравнению с городом-государством Платона и идеальным государством Аристотеля добродетельный город аль-Фараби состоит из пяти сообществ: добродетельные, ораторы, оценщики, воины и богатые. Так что: добродетельные - мудры, благоразумны, они думают об основных вопросах и являются носителями религии; ораторы - это лингвисты, поэты, музыканты, писцы и все те, кто занимается подобной работой. Оценщики -

бухгалтеры, инженеры, врачи, астрономы и подобные им. Воинами являются солдаты, стражи и даже бандиты. Богатые люди - это те, кто захватывает городскую недвижимость, например фермеры, скотоводы, торговцы и все, кто занимаются подобной деятельностью (с. 150).

В добродетельном городе аль-Фараби есть не только духовное неравенство, но и неравенство богатства. Причем философы своим бытием в нем разделяют человеческое общество примерно на две категории: полное и неполное. Все общества делятся на три типа сообществ: большие, средние и маленькие. Большое сообщество охватывает всех людей, населяющих Землю. Среднее сообщество представлено знающим населением, а наименьшая единица представляет собой конкретный город и семью. Аль-Фараби также различал четыре неполных общины - городской квартал, улицу, дом и деревню. Несмотря на то что последняя не является частью города, это неполное сообщество обслуживает город. Человек может достигнуть самого высоко уровня развития и благополучия только в городе (с. 151). Сам мыслитель жил в крупных городах свой современности и посещал крупнейшие города - культурные центры своего времени: Ташкент, Самарканд, Бухару, Багдад, Исфахан, Тегеран, Дамаск, Алеппо, Ашкелон, Каир и др.

Аль-Фараби проповедует совершенство, указывая, что «счастье является самой достойной, самой большой и самой зрелой добродетелью» (с. 154). Но только люди добродетельного города могут иметь право преследовать совершенство, и только добродетельные могут получить доступ к счастью. Основное отличие добродетельных городов от других - это строгий порядок и культура людей, их добрая воля, благосостояние и мудрость правителей. Поэтому аль-Фараби утверждает, что существование таких городов имеет прямое отношение к добродетельности их правителей. Причем он не исключает применения насилия в совершенном, равно как в несовершенном городе.

Как утверждает Мехди Санай, если рассматривать добродетельный город аль-Фараби как нереальную общественную мечту, он должен быть описан как утопическая доктрина. Однако необходимо различать утопические и другие специфические аспекты его учения. В работах разных авторов описаны различные проявления идеального общества. Мечта об утопии, как и мечта об иде-

альных общественных связях, является частью общей духовной жизни человечества. Она включает в себя все религиозные верования, этические и правовые теории, систему образования - другими словами, любые знания и творчество, которые присутствуют в жизни человека. Трудно представить себе период в истории человечества, когда оно не мечтало бы о земном рае. Появление утопии в духовной жизни не случайно, для него есть социально-исторические причины (с. 155).

В заключение Сулейменов отмечает, что научное наследие аль-Фараби оказало большое влияние на развитие политической мысли всего человечества. Именно он подчеркнул важность морали в политике и понял, что многие социальные, политические и этические требования добродетельного города относятся и к его верховному правителю. Эти идеи могут быть широко использованы при внедрении новых идей в современную политологию.

Гранин Р. С.

2020.03.022. НЕМЕТ Т. ПОЗДНИЙ СОЛОВЬЁВ. ФИЛОСОФИЯ В ИМПЕРСКОЙ РОССИИ.

NEMETH Th. The Later Solov'ev. Philosophy in Imperial Russia. -URL: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-3-030-20611-6 (Last downloaded: 02.04.2020)

Ключевые слова: всеединство; поздняя философия Вл. Соловьёва; мистическое знание; онтологическое заблуждение; нравственная философия; предельный контекст; стыд; жалость.

Аннотация. Статья представляет собой размышление по поводу вышедшей в прошлом году книги американского исследователя Томаса Немета, посвященной рассмотрению позднего творчества Вл. Соловьёва. В статье дается высокая оценка труду Немета, раскрываются важнейшие положения этой книги, а также делается попытка сформулировать основную исследовательскую гипотезу, которая легла в основу этого труда. Утверждается также, что поздний философский проект Вл. Соловьёва представляет собой наименее изученную сторону его творчества, если не крупнейшее из «белых пятен» историографии русской философии в целом. Делается вывод, что книга Немета - первый шаг в сторону систематического изучения позднего Вл. Соловьёва, вероятно, после вто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.