Решетневс^ие чтения. 201б
обеспечит достижение целей предприятия, его эффективное развитие.
Библиографические ссылки
1. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : моногр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.monographies.ru/en/book/ section?id=3766 (дата обращения: 10.08.2016).
2. Чуньков Ю. И. Экономическая теория. [Электронный ресурс]. URL: http://thelib.ru/books/yu_i_ chunkov/ekonomicheskaya_teoriya_chast_3_globalizaciya _i_socializm-read-2.html (дата обращения: 10.08.2016).
3. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. П. Гон-чаренко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2015. 487 с.
4. Потемкин В. К. Инновационный менеджмент в кадровой работе : учеб. пособие. СПб. : СПбГУЭФ, 2003. С. 24.
5. Бичеев М. А. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для дистанц. обучения [Электронный
ресурс]. URL: http://www.sapanet.ru/UMM_1/2445/ In_Men.pdf (дата обращения: 10.08.2016).
References
1. Agarkov S. A., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. Innovative management and state innovation policy. Monograph. [Electronic resource]. URL: http://www. monographies.ru/en/book/section?id=3766.
2. Chun'kiv Y. I. Economic theory. [Electronic resource]. URL: http://thelib.ru/books/yu_i_chunkov/ ekonomicheskaya_teoriya_chast_3_globalizaciya_i_socia lizm-read-2.html.
3. Innovation management : academic textbook for undergraduate / under the General editorship of L. P. Gon-charenko. 2nd ed. Rev. and extra. M. : Urait, 2015. 487 p.
4. Potemkin V. K. Innovation management in personnel work : Proc. allowance. SPb. : Spbguef publ., 2003. P. 24.
5. Bicheev M. A. Innovation management : textbook. the manual for the remote. teaching [Electronic resource]. URL: http://www.sapanet.ru/UMM_1/2445/In_Men.pdf.
© Касымова Н. Ю., Гостева О. В., 2016
УДК 331
АКТУАЛЬНОСТЬ НОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКТОРСКОГО ТРУДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЯ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО МАКЕТА
Е. Р. Керемецкая
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Для космических предприятий актуален вопрос о сокращении цен и сроков вывода высокотехнологичных изделий на рынок. Следуя из этого, приоритетной задачей обеспечения производительности труда конструктора следует считать создание модели нормирования труда конструкторов при разработке ЭМИ.
Ключевые слова: электронный макет изделия (ЭМИ), конструкторский труд, нормирование труда.
THE STANDARDIZATION OF DESIGNER WORK ELEMENTS WHILE DEVELOPING A PRODUCT IN THE ENVIRONMENT OF ELECTRONIC LAYOUT
E. R. Keremetskaya
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
For space industry the issue to reducing prices and the output timing of high-tech products to the market is significant. The priority task to ensure a designer productivity should be to create a model of designer work regulation in the development of electronic simulation device.
Keywords: the electronic layout products, design work, labor regulation.
Конкуренция среди разработчиков космических вательно, к производительности труда на предприяти-аппаратов (КА) накладывает все возрастающие требо- ях. Одним из эффективных способов сокращения дли-вания к срокам разработки изделий и их цене, следо- тельности этапов жизненного цикла изделия является
Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях.ракетно-космической отрасли
внедрение в производство технологии создания электронного макета изделия (далее ЭМИ) [1].
Традиционная технология создания космического аппарата в упрощенном виде такова: в зависимости от первоначального замысла и от исходных требований заказчика разрабатываются структурная схема и компоновка, определяются главные характеристики будущего изделия. Затем наступает очередь отдельных узлов, подбираются или проектируются основные агрегаты, детали, узлы и связки, затем создается физический макет КА в натуральную величину. Все это предъявляется заказчику, и он решает, стоит ли работать дальше. Стадия создания физического макета весьма трудоемка, требует больших затрат времени и денег [2].
При разработке любого сложного изделия существует необходимость в тщательной отработке документации перед началом единичного или серийного изготовления. В случае разработки космического аппарата эта необходимость подчеркивается невозможностью ремонта и обслуживания аппарата после запуска. Одним из способов такой отработки является макетирование изделия, которое может проводиться как в процессе разработки изделия, так и уже на этапе его отработки. В случае разработки космического аппарата целями данных работ, как правило, является следующее:
- проверка правильности конструктивных решений, заложенных в конструкторской документации (КД);
- отработка монтажа и демонтажа бортовой аппаратуры;
- отработка монтажа бортовой кабельной сети и пневмогидрокоммуникаций;
- проверка технологичности изготовления и сборочных работ;
- контроль зоны размещения конструкции изделия;
- оценка достаточности зазоров между комплектующими изделия, элементами конструкции, в том числе подвижными;
- проверка удобства работы с приборами при испытаниях;
- оценка массовых и центровочных характеристик.
В процессе макетирования обычно выявляется необходимость коррекции конструкторской документации. Результатом макетирования является выдача заключения о готовности к изготовлению штатного изделия. Процесс проведения макетирования весьма долгосрочный и дорогостоящий. Он может начинаться сразу после запуска КД на элементы КА, подлежащие макетированию, и завершиться уже в процессе сдачи изделия в эксплуатацию. В настоящее время при разработке КА стараются совместить различные виды испытаний на 1-2 образцах. Например, образцы для статических и динамических испытаний, как правило, удовлетворяют условиям проведения макетирования. Часть задач макетирования возможно отработать уже на летном изделии [3].
С развитием компьютерных технологий в области трехмерного моделирования появилась возможность начать макетирование до начала изготовления изде-
лия. Новый метод построен на принципе создания единой электронной модели. На начальном этапе конструктор задает параметры, определяющие функциональные характеристики изделия: принадлежность и способ применения, назначение, траекторию полета, длительность функционирования, основные технические требования, некоторые специфические функции. Затем на основе этих параметров компонуются основные агрегаты, детали, узлы и проектируются связи между ними. В принципе, так конструкторы работали и раньше, но теперь единая информационная модель виртуального изделия объединяет всю информацию об изделии и всех его деталях, а это позволяет выявить ошибки и недоработки на более ранних этапах и, следовательно, уменьшает общее время изготовления изделия. Работа с электронным макетом изделия также дает еще и экономический выигрыш. Стоимость каждого изменения в конструкции от этапа к этапу возрастает, поэтому важнее всего максимальное количество вариантов проработать на ранних стадиях, до стадии рабочего проектирования. Например, при изменении конструкции даже одной детали на стадии подготовки производства придется заменить и сопряженные с ней детали, оснастку, инструмент и, в конечном счете, весь технологический процесс. Если же говорить об изменениях, возникающих уже на стадии эксплуатации готового КА, то затраты становятся весьма ощутимы, дорогостоящие детали уходят в брак, срываются сроки, повышаются сроки разработки изделия [2].
Применять электронный макет изделия в процессе создания КА, очевидно, весьма актуально и выгодно для предприятий ракетно-космической отрасли. Сформированная модель нормирования труда конструкторов при разработке цифрового макета изделия, основанная на модернизации существующих принципов нормирования труда конструкторских подразделений, позволит произвести расчет трудоемкости работ на 3D-моделирование деталей и узлов космических аппаратов.
Серьезной проблемой обоснованности рассчитанной трудоёмкости является сложность и многообразие задач и видов работ, их неповторяемость, уникальность, сложность, наличие инновационной составляющей и определенные организационно-технические условия. При более детальном рассмотрении определение трудозатрат в области трехмерного моделирования позволит более детально планировать процесс изготовления космических аппаратов, более точно составлять рабочие планы и графики изготовления. Величина затрат труда оказывает влияние на себестоимость изделия, сроки вывода продукции на рынок, на повышение эффективности работы ракетно-космического предприятия в процессе его деятельности и, как следствие, на конкурентные преимущества над другими участниками рынка [4].
Также нормирование труда конструкторов при создании электронного макета изделия позволит более эффективно организовать работу, вести учет эффективности труда и контролировать загрузку конструкторских подразделений.
Целевая функция модели нормирования труда ОКР заключается в установлении оптимального соот-
Решетневские чтения. 2016
ношения величины затрат труда на получение определенного его результата. При этом следует выделить критерии нормирования и предложить эффективный метод, который можно использовать на практике [5].
Таким образом, для формирования модели нормирования труда конструкторов при разработке цифрового макета изделия, необходимо:
- выбрать методы нормирования труда при разработке ЭМИ;
- определить порядок разработки норм труда на создание 3D-модели;
- разработать методику нормирования этапов создания ЭМИ;
- разработать норматив на создание шаблонных, повторяющихся деталей и узлов при создании ЭМИ.
Библиографические ссылки
1. Лихачев М. В. Методика нисходящего проектирования космического аппарата // Вестник СибГАУ. 2015. № 2. С. 423-429.
2. URL: https://m.nkj.ru/archive/articles/3912/.
3. Космодемьянский Е. В. Особенности процесса создания трехмерной модели конструкции космического аппарата дистанционного зондирования // Известия СамНЦ РАН. 2011. № 1(2). С. 312-317.
4. Карякин А. М., Грубов Е. О. Подход к определению трудоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в энергетике с помощью нечетких экспертных оценок // Вестник ИГЭУ. 2012. № 3. С. 55-60.
5. Керемецкая Е. Р. Проблемы нормирования конструкторского труда при разработке электронного макета космического аппарата // Актуальные пробле-
мы авиации и космонавтики : сб. материалов Между-нар. науч.-практ. конф. / СибГАУ. 2016.
References
1. Metodika niskhodyashchego proektirovaniya kosmicheskogo apparata [Methodology of top-down design of spacecraft] / M. V. Likhachev // Vestnik SibGAU. 2015. № 2. S. 423-429.
2. URL: https://m.nkj.ru/archive/articles/3912/.
3. Osobennosti protsessa sozdaniya trekhmernoy modeli konstruktsii kosmicheskogo apparata distantsion-nogo zondirovaniya [The specific features to develop 3D model in spacecraft designing of remote sensing] / E. V. Kosmodem'yanskiy // Izvestiya SamNTs RAN. 2011. № 1 (2). S. 312-317.
4. Podkhod k opredeleniyu trudoemkosti nauchno-issledovatel'skikh i opytno-konstruktorskikh rabot v energetike s pomoshch'yu nechetkikh ekspertnykh otsenok [Approach to determine labour intensity of research and development in electric power sector with fuzzy expert evaluation] / A. M. Karyakin, E. O. Grubov // Vestnik IGEU. 2012. № 3. S. 55-60.
5. Keremetskaya E. R. Problemy normirovaniya konstruktorskogo truda pri razrabotke elektronnogo maketa kosmicheskogo apparata [The issues in regulating design labour while developing spacecraft simulation device]//Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki", SibGAU, 2016.
© Керемецкая Е. Р., 2016
УДК 331
ВКЛАД СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В. Е. Ксензова, А. Д. Вильдайс Научный руководитель - С. М. Самохвалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В настоящее время все большее число промышленных предприятий ракетно-космической отрасли первостепенной задачей ставят определение и поиск способов достижения такого уровня квалификации сотрудников, который обеспечил бы высокий уровень промышленной безопасности.
Ключевые слова: промышленная безопасность, системный подход, охрана труда, трудовой потенциал.