Научная статья на тему 'Актуальность научных исследований студентов в контексте развития современного общества'

Актуальность научных исследований студентов в контексте развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS RESEARCH / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ / TECHNOLOGICAL REVOLUTIONS THEORY / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова М.А.

В статье рассмотрен глобальный социально-экономический контекст с точки зрения теории технологических революций. Обоснована значимость научно-исследовательской деятельности в формировании современного конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ RESEARCH IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY DEVELOPMENT

Global social and economical context is analyzed in the article from the point of view of the technological revolutions theory. The role of students research is shown as an important aspect of training competent engineer.

Текст научной работы на тему «Актуальность научных исследований студентов в контексте развития современного общества»

УДК 378.016

М.А. Федорова, Ы.А. Fedorova, e-mail: sidorova_ma79@mail.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

АКТУАЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

STUDENTS' RESEARCH IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY DEVELOPMENT

В статье рассмотрен глобальный социально-экономический контекст с точки зрения теории технологических революций. Обоснована значимость научно-исследовательской деятельности в формировании современного конкурентоспособного специалиста.

Global social and economical context is analyzed in the article from the point of view of the technological revolutions theory. The role of students research is shown as an important aspect of training competent engineer.

Ключевые слова: научная деятельность студентов, глобализация, технологические революции, экономика знаний

Key words: students research, globalization, technological revolutions theory, knowledge economy

Мировой социально-экономический, политический и культурный контекст современной сферы образования и науки характеризуется двумя определяющими тенденциями: глобализацией и переходом от постиндустриального общества к экономике знаний.

Будучи первоначально экономическим, сегодня термин «глобализация» означает процесс не только всемирной экономической и политической, но и культурной интеграции и унификации. Это объективный процесс, который носит системный характер и охватывает все сферы жизни общества. Это впервые в истории делает возможным существование единого мирового сообщества. Центральной движущей силой процесса глобализации является система высшего образования и науки, которая, в свою очередь, претерпевает изменения, вызываемые происходящими в мире процессами.

Как справедливо отмечают исследователи процесса глобализации, «формирование новых социокультурных ценностей, разделяемых большинством стран, входящих в мировое сообщество, таких как цивилизованный свободный рынок и гуманизация общественных отношений, не только меняют структуру высшего образования, расширяя подготовку экономистов, менеджеров, гуманитариев, ... но и меняют всю его парадигму, переходя от сциентизма к гомоцентризму» [1].

Основным технологическим прорывам индустриальной эпохи человечество обязано, «"талантливым механикам", прекрасно разбиравшимся в технике, но имевшим слабое представление о науке и не интересовавшимися теоретическими проблемами своего времени». Это и А. Белл, и Т. Эдисон, и Г. Маркони, которые не были знакомы с открытиями и исследованиями профессиональных физиков и математиков [2]. Как отмечает В.Л. Иноземцев, сегодня, напротив, «теоретическое исследование предшествует изобретению; главным условием новаторства становится углубление соответствующей теоретической дисциплины и приумножение знаний о свойствах материи. Среди важнейших направлений фундаментальной науки, определивших возможности современных технологий, следует назвать физику и математику, биологию и психологию, и так далее» [3].

На смену постиндустриальному обществу приходит экономика знаний (knowledge economy), или общество знаний (knowledge society). Термин "экономика знаний" был введен Ф. Махлупом в 1962 году. Сейчас экономику знаний определяют как высший этап развития постиндустриальной и даже инновационной экономики. Основными факторами ее развития являются знания и человеческий капитал. Принято считать, что экономика знаний сформирована в США и частично в странах ЕС. Основами экономики знаний принято считать инновационную систему, информационное общество (а на более высокой ступени - общество знаний), непрерывное образование, государственную инновационную политику.

В работе В.Л. Макарова выделены три принципиальные особенности экономики знаний.

1. Дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.

2. Доступность знания всем без исключения. Если в традиционных экономических системах собственник продукта при его передаче меняется, то о знаниях сказать этого нельзя: владелец, передавая, не теряет их.

3. Знания по своей природе - это информационный, а не материальный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает [4].

Принципиально новым является то, что в экономику стали включать не только сами технологии, а весь механизм производства знаний, т.е. экономика знаний - это не только производства, но и университеты, и фундаментальная наука, и система коммуникаций, и патентная система, и прикладная наука, а также исследования и разработки.

Если постиндустриальной экономике соответствует информационное общество, то экономика знаний предполагает развитие общества знаний, которое по своей природе намного шире и богаче информационного общества. К особенностям общества знаний относят также равный доступ к образованию и возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий [5: 13]. Поэтому формирование экономики знаний предполагает рост затрат на все виды образования. Для всей системы высшего образования это означает возрастающую роль науки и научной деятельности не только как системы знаний, но и как средства развития человеческого капитала.

В связи с переходом к экономике знаний многие страны столкнулись с необходимостью менять свою систему и объем доступа к образованию, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие всего общества.

Содержание происходящих в мире изменений иногда описывается в терминологии технологических революций. Так, П. Щедровицкий выделяет три революции:

Первая - полная информатизация, создание информационных моделей объектов, позволяющее выполнять с ними различные операции во много раз быстрее. Это позволяет снизить издержки на реальные пробы и ошибки. Эта же тенденция меняет рынок образования и услуг (доступ к ресурсам через Интернет). В лингвистике, например, такой моделью становится корпусная лингвистика - методология, основанная на программном обеспечении, которое позволяет за секунды обработать некоторый массив текстов с учетом различных параметров.

Вторая - новые материалы: композитные, гибридные, с управляемыми свойствами. Их развитие сильно изменяет такие отрасли, как автомобиле-, авиа- и судостроение.

Третья - роботизация и внедрение «умных сред», в которых «машина помогает вам оптимизировать решение: будь то энергетика, медицина или водное обеспечение для современного города» [6].

В.В. Овчинников говорит о шести технологических революциях, или укладах, при этом четыре, по его мнению, уже состоялись и заключались в том, что «предметы конкуренции (знания, технологии) служили целям простой замены человеческого труда двигательной силой машин (воды, пара, электричества и углеводородов) [7].

Толчком к началу пятой технологической революции ученый считает изобретение американскими физиками В. Шокли, Дж. Бадином и У. Брэттеном в1956 году транзистора. В это время «предмет конкуренции стал служить целям развития доселе неизвестных интеллектуальных сил массовой автоматизации производства, проектирования изделий и управления предприятием. .. .В такие действия стал закладываться совершенно иной способ преобразования ресурсов в интеллектуальную силу, который получил название облачного от слов doud imputing (облачные вычисления)» [7]. Предметами конкуренции становятся каталоги знаний и технологий т.н. глобальный технологический ресурс.

Шестая технологическая революция, по мнению В.В. Овчинникова, будет основана на использовании интеллектуальных сил человека: «При переходе мировой экономики к шестому технологическому укладу произошел системный сбой, выразившийся в истощении кредитного ресурса. Этот сбой привел к краху мировой финансовой системы и рынка инвестиций. Теперь на развалинах старой модели возникают очертания новой модели, ориентированной на средства улучшения инвестиционной привлекательности и других параметров жизненного цикла производителей с помощью системных инновационных прорывов. Иными словами, кредит как двигательная сила экономики уступил место интеллектуальной силе, направленной на конвергенцию высоких технологий» [6].

Влияние происходящих в мире процессов на систему высшего образования в целом и научного образования в частности представлено в работах [8: 38 - 62, 9, 10, 11]. По нашему мнению, социально-экономический контекст еще раз подтверждает актуальность подготовки фундаментально и научно образованного специалиста, обладающего высоким уровнем базового образования и способного перестроиться для технологического прорыва.

Библиографический список

1. Зорников, И. Н. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования [Электронный ресурс] / И. Н. Зорников, Л. П. Волкова // Электронные образовательные ресурсы для развития общественных и гуманитарных наук в вузах Центрально-Черноземного региона России. - Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/inzor1.htm (дата обращения: 25.01.2012)

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М., 1999.

3. Fromm, E. The Sane Society / E. Fromm. - L., 1991. - 124 p.

4. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / В. Л. Иноземцев. - М. : Логос, 2000. - 304 с. - Режим доступа: http://val--s.narod.ru/postin_3.htm (дата обращения: 31.01.2014).

5. Макаров, В. Л. Экономика знаний: уроки для России [Электронный ресурс] / В. Л. Макаров // Наука и жизнь. - 2003. - № 5. - Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/2874/ (дата обращения: 26.01.2012).

6. Higher education, Research and Innovation: Changing dynamics. Report on the UNESCO Forum on HE, Research and Knowledge 2001-2009 / ed. V.L. Meek, U. Teichler, M.-L. Kearney // Kassel, 2009. -242 p .

7. Щедровицкий, П. Три технологические революции будущего [Электронный ресурс] / П. Щедровицкий // Аккредитация в образовании. - 28.01.2013. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/tri_tehnologicheskie_revolyutsii_buduschego.html (дата обращения: 31.01.2014).

8. Овчинников, В. В. Анатомия глобальных технологических революций [Электронный ресурс] / В. В. Овчинников // Сайт С. П. Курдюмова. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/economy/ anatomiya-globalnyx-texnologicheskix-revolyucij-ovchinnikov (дата обр.: 31.01.2014).

9. Федорова, М. А. Вовлечение: основы педагогической системы подготовки студентов технического вуза к научной деятельности / М. А. Федорова, А. М. Завьялов. - Омск : ОмГТУ, 2012. - 148 с.

10. Федорова, М. А. Мировой социально-экономический контекст научного образования / М. А. Федорова, А. М. Завьялов А.М. // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2013. - № 4. -C. 7-10.

11. Fedorova Maria The development of young researchers' communication skills (глава коллективной монографии) // Modern approaches to LSP: selected issues in teaching adults at higher educational level. Monograph- Poland. - May, 2013. - P.19-33.

12. Fedorova, Maria. Developing supportive scientific environment for technical university students // Динамика научных исследований. Педагогические науки : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - Вып. 8.. - Sp. z o.o. Przemysl , Poland)"Nauka I studia". - P. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.