Научная статья на тему 'Актуальность методики подготовки артистов балета Л. П. Сахаровой: к 95-летию педагога-новатора'

Актуальность методики подготовки артистов балета Л. П. Сахаровой: к 95-летию педагога-новатора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. П. Сахарова / Пермское хореографическое училище / педагог-новатор / педагогические принципы / Московское хореографическое училище / Большой театр / Пермский театр оперы и балета. / L. P. Sakharova / Perm State Ballet School / innovative teacher / pedagogical principles / Moscow Ballet Academy / the Bolshoi Theater / Perm Opera and Ballet Theater.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гендова Марья Юрьевна, Соснина Дарья Николаевна

Статья посвящена особенностям подготовки артистов балета Людмилой Павловной Сахаровой — педагога классического танца и художественного руководителя Пермского государственного хореографического училища (1956–2007). Основу исследования составляет системно-аналитический подход, воссоздающий педагогическую систему Л. П. Сахаровой и раскрывающий объективность ее педагогических достижений — новаторских для 1970–1980-е гг. и перспективных для балетной педагогики XXI в. Ключевые тезисы подтверждены воспоминаниями учениц, иллюстрирующих ключевые аспекты метода Л. П. Сахаровой. Особую ценность представляют материалы, касающиеся сценического периода жизни артистки балета Л. Сахаровой, поскольку, во-первых, именно сценический опыт и опыт наставников оказался бесценным для становления личности будущего педагога Л. Сахаровой, а во-вторых, эта сторона жизни Сахаровой часто оставалась за скобками любых публикаций о ней. Впервые педагогическая система Л. П. Сахаровой анализируется в трех плоскостях: на локальном уровне — обучение воспитанников в балетном зале, на мезоуровне — развитие педагогического мастерства коллег-единомышленников и макроуровне — обосновывающем причины всероссийского признания Пермского хореографического училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relevance of L. P. Sakharova’s Methods of Training Ballet Dancers: to the 95th Anniversary of the Teacher-innovator

The article is devoted to the peculiarities of the methods of ballet dancers training of Lyudmila Pavlovna Sakharova — a teacher of classical dance of the Perm State Ballet School (1956–2007). The research is based on an analytical approach that recreates the pedagogical system of L. P. Sakharova and reveals the objectivity of her pedagogical achievements, which were innovative for the 1970s and 1980s and continue to be relevant and promising for ballet pedagogy of the XXI century. The key theses are confirmed by the memoirs of the students illustrating the main aspects of L. P. Sakharova's method. Of particular value are the materials concerning the stage period of the ballet dancer L. Sakharova’s life because, firstly, it was the stage experience and the experience of mentors that proved invaluable for the formation of the future teacher’s personality; secondly, this side of her life was often neglected in publications about the teacher. For the first time, the pedagogical system of L. Sakharova is analyzed in three planes: at the local level — teaching pupils in the ballet class, at the meso level — development of pedagogical skills of like-minded colleagues and at the macro level — justifying the factors of recognition of the Perm Ballet School.

Текст научной работы на тему «Актуальность методики подготовки артистов балета Л. П. Сахаровой: к 95-летию педагога-новатора»

Гендова Марья Юрьевна, кандидат искусствоведения, библиотекарь Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой

Gendova Maria Yurievna, Ph. D. (Arts), librarian of the Vaganova Ballet Academy

E-mail: avrorka196@yandex.ru

Соснина Дарья Николаевна, кандидат психологических наук, педагог классического танца, директор Пермского государственного хореографического училища

Sosnina Darya Nikolaevna, Ph. D. (Psychology), teacher of classical dance, Director of the Perm Ballet School

E-mail: sosninadn@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ АРТИСТОВ БАЛЕТА Л. П. САХАРОВОЙ:

К 95-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА

Статья посвящена особенностям подготовки артистов балета Людмилой Павловной Сахаровой — педагога классического танца и художественного руководителя Пермского государственного хореографического училища (1956-2007). Основу исследования составляет системно-аналитический подход, воссоздающий педагогическую систему Л. П. Сахаровой и раскрывающий объективность ее педагогических достижений — новаторских для 1970-1980-е гг. и перспективных для балетной педагогики XXI в. Ключевые тезисы подтверждены воспоминаниями учениц, иллюстрирующих ключевые аспекты метода Л. П. Сахаровой. Особую ценность представляют материалы, касающиеся сценического периода жизни артистки балета Л. Сахаровой, поскольку, во-первых, именно сценический опыт и опыт наставников оказался бесценным для становления личности будущего педагога Л. Сахаровой, а во-вторых, эта сторона жизни Сахаровой часто оставалась за скобками любых публикаций о ней. Впервые педагогическая система Л. П. Сахаровой анализируется в трех плоскостях: на локальном уровне — обучение воспитанников в балетном зале, на мезоуровне — развитие педагогического мастерства коллег-единомышленников и макроуровне — обосновывающем причины всероссийского признания Пермского хореографического училища.

Ключевые слова: Л. П. Сахарова, Пермское хореографическое училище, педагог-новатор, педагогические принципы, Московское хореографическое училище, Большой театр, Пермский театр оперы и балета.

THE RELEVANCE OF L. P. SAKHAROVA'S METHODS OF TRAINING BALLET DANCERS: TO THE 95TH ANNIVERSARY OF THE TEACHER-INNOVATOR

The article is devoted to the peculiarities of the methods of ballet dancers training of Lyudmila Pavlovna Sakharova — a teacher ofclassical dance of the Perm State Ballet School (1956-2007). The research is based on an analytical approach that recreates the pedagogical system of L. P. Sakharova and reveals the objectivity of her pedagogical achievements, which were innovative for the 1970s and 1980s and continue to be relevant and promising for ballet pedagogy of the XXI century. The key theses are confirmed by the memoirs of the students illustrating the main aspects of L. P. Sakharova's method. Of particular value are the materials concerning the stage period of the ballet dancer L. Sakharova's life because, firstly, it was the stage experience and the experience of mentors that proved invaluable for the formation of the future teacher's personality; secondly, this side of her life was often neglected in publications about the teacher. For the first time, the pedagogical system of L. Sakharova is analyzed in three planes: at the local level — teaching pupils in the ballet class, at the meso level — development of pedagogical skills of like-minded colleagues and at the macro level — justifying the factors of recognition of the Perm Ballet School.

Key words: L. P. Sakharova, Perm State Ballet School, innovative teacher, pedagogical principles, Moscow Ballet Academy, the Bolshoi Theater, Perm Opera and Ballet Theater

«Педагог — явление важное, значительное и справедливое. Потому что педагогика — профессия благородная и... неблагодарная.

Так ли часто вспоминают о труде учителя?»

Б. Львов-Анохин [24]

Людмила Павловна Сахарова (1926-2012) — легенда балетной педагогики XX в. (рис. 1). Несмотря на очевидную близость времени, когда она делилась знаниями с воспитанницами, о педагогическом методе народной артистки СССР, заслуженном учителе РСФСР, лауреате государственной премии им. М. И. Глинки, обладателе Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени почти ничего не известно.

12 сентября 2021 г. Людмила Павловна Сахарова отметила бы свое 95-летие. Это достаточно весомый повод, чтобы попытаться понять феномен педагогики Сахаровой, чьей «судьбе было угодно, чтобы она, коренная москвичка, попала в Пермь и осталась» [23, с. 6].

Родившись в 1926 г. под сводами Донского монастыря в семье служащих1, в 1937 г. Люся Сахарова поступает в Московское хореографическое училище в класс

1 Отец, Павел Иванович Сахаров, работал по партийной линии в пищевой промышленности. До войны возглавлял один из детских санаториев в Крыму. Погиб в 1942 г., защищая Родину. Мама — Мария Александровна — была домохозяйка и

Рисунок 1. Людмила Павловна Сахарова

Рисунок 2. Л. И. Рафаилова (фото предоставлено Московской Государственной Академией хореографии)

Л. И. Рафаиловой (рис. 2, 3)2.

Безоблачное детство и первые шаги в балете омрачит Великая Отечественная война. Однако, как покажет время, военные тяготы и лишения лишь закалят характер будущего педагога-новатора. В Победном 1945 г. Людмила Сахарова окончит хореографическое училище по классу педагога М. А. Кожуховой (рис. 4)3 и будет зачислена в кордебалет Большого театра.

К сожалению, достаточного количества материалов об артистическом периоде Сахаровой обнаружить не удалось, что лишь подтвердило выдвинутый в 1980-х гг. тезис о том, что «ее артистическая биография практически забыта, <...> а напрасно. Феномен Школы Сахаровой в большей степени восходит к театру Сахаровой. <...> О том, какой она была балериной, сказать важно, чтобы понять принципы ее педагогического

Рисунок 3. Преподаватель классического танца Л. И. Рафаилова с ученицами 1 класса (1937). Л. Сахарова — пятая слева (фото предоставлено Московской Государственной Академией хореографии)

метода» [9, с. 49-50]. Попробуем в нескольких штрихах восстановить творческую жизнь артистки в послевоенной Москве.

В Большом театре Л. Сахарова (рис. 5) прослужит два театральных сезона — 1945-1947 гг. Срок довольно малый, но и за это короткое время ей удастся прочувствовать броский, чуть раскрепощенный (в сравнении с ленинградским) стиль московской сцены.

Танец молодой артистки отличался строгостью формы и изысканностью подачи, что позволяло участвовать в основных балетах театра — «Лебединое озеро», «Красный мак», «Дон Кихот», «Жизель», «Тарас Бульба»; выходить в хореографических картинах опер «Хованщина», «Иван Сусанин», «Черевички», «Май-

отлично шила. Умерла в Москве в 1983 г. Своим необычным местом рождения — Донской монастырь — Людмила Сахарова обязана истории нашей страны. В 1920-1930-е гг. из-за сложного квартирного вопроса в Москве семьи расселяли в бывших монашеских кельях Донского монастыря, закрытого в 1918 г. [15].

2 Рафаилова Лидия Иосифовна (1913-1977) — ведущий педагог младших классов Московского хореографического училища 1930-1970-х гг.

3 Кожухова Мария Алексеевна (1897-1959) — балерина, окончила Санкт-Петербургское Императорское Театральное училище (класс К. М. Куличевской, выпуск 1915), педагог Ленинградского хореографического училища (1919-1933), педагог классического танца в Московском хореографическом училище (1933-1959), заслуженная артистка РСФСР.

79

Рисунок 4. М. А. Кожухова (фото предоставлено Московской Государственной Академией хореографии]

Рисунок 5. Людмила Сахарова в сценическом образе, фото середины 1940-х гг. (из семейного архива внучки Л. Сахаровой — Д. Н. Сосниной; публикуется впервые)

досторожности» (1945), «Барышне-крестьянке» и «Ромео и Джульетте» (1946), «Пламени Парижа» (1947) [3; 6]. Внушительный репертуарный лист свидетельствует о сотворчестве с ведущими балетмейстерами времени — Л. Лавровским, В. Вайноненом, Р. Захаровым [8].

За период службы в Большом театре Сахарова получила возможность соприкоснуться на сцене с работой признанных мастеров танца — Е. Гельцер, О. Ле-пешинской, М. Семеновой, Г. Улановой, А. Радунским, А. Ермолаевым, В. Преображенским; увидела первые шаги талантливой одноклассницы — Р. Стручковой и начинающей балерины М. Плисецкой. Однако бытовая неустроенность и желание танцевать больше, заставили артистку балета Большого театра в 1947 г. отправиться на Урал (см. подробнее [4]).

На сцене Молотовского (Пермского) театра образованная и отлично выученная танцовщица с яркой индивидуальностью сумеет «пошатнуть» по сути консервативную категорию — амплуа, быстро завоевав зрительское признание [9] (рис. 6). В послужном списке солистки балета закрепятся партии как классического репертуара — Одетта («Лебединое озеро»), Повелительница дриад («Дон Кихот»), так и диаметрально противоположные — характерные, к примеру, партия цыганки Мерседес («Дон Кихот»). Особой удачей станут образы, стилистически созданные на стыке академической прозрачности и народной характерности — Уличная танцовщица («Дон Кихот»), испанка Лауренсия («Ла-уренсия»); а также образы, предполагающие умение передавать сложную анималистическую пластику — ящерка-девица Медной горы Хозяйка («Каменный цветок») и Птица («Милица»).

Рисунок 6. Людмила Сахарова (первая справа) — солистка балета Молотовского театра оперы и балета (из архива внучки Л. Сахаровой — Д. Н. Сосниной; публикуется впервые)

ская ночь»; участвовать в постановочных репетициях и премьерных показах первого послевоенного балета «Золушка» (1945), а также «Раймонде» и «Тщетной пре-

Калейдоскоп партий на сцене Прикамья (1947-1953) подчеркнул, что умение не бояться и не оглядываться, желание творить и искать, анализировать и сопоставлять — отличительные свойства характера Сахаровой, которые позволят достаточно быстро заявить о себе

80

как о перспективном педагоге Пермского хореографического училища.

О Сахаровой-педагоге впервые на весь Советский Союз заговорят после триумфального успеха ее учениц Н. Павловой4 и О. Ченчиковой5 на II Международном конкурсе артистов балета в Москве (1973)6.

За полвека служения профессии (1956-2007) ею выпущено несколько десятков балерин, среди них народные артистки РСФСР и РФ — Н. Павлова, О. Ченчикова, Л. Кунакова, Т. Предеина, Е. Березина, Н. Балахничева и другие. Созвездие талантливых танцовщиц, вышедших из класса этого педагога и признанных во всем мире, заставляет задуматься над вопросом: «В чем суть феномена педагогики Людмилы Павловны Сахаровой?».

Очевидно, что ответ кроется в многоуровневой конструкции ее уникальной педагогической системы, выходящей за пределы балетного зала и предполагающей высокие требования к себе, воспитанницам и окружающей их социокультурной среде.

Одним из ключевых факторов педагогики Л. Сахаровой являлось ее умение всю жизнь «носить плащ ученика» и не стесняться этого. Разъясняя свою позицию, Сахарова настаивала: «Каждое занятие в чем-то обогащает педагога, что-то прибавляет к его знаниям, опыту. Например, последний раз я учила пятый класс пять лет тому назад, и, если сегодня, через пять лет, снова придя в пятый класс, буду учить по-старому, значит, за прошедшие годы я как педагог не росла, ни о чем не думала, не анализировала. Такого не может быть!» [13, с. 5]. Способность чутко воспринимать опыт коллег, умело адаптируя его к уровню подготовленности обучающихся, большая редкость и прямое проявление критического мышления на практике. Такой подход к работе был обусловлен личностными качествами Людмилы Сахаровой: с одной стороны, ее постоянной потребностью в саморазвитии , а с другой — апеллированием к памяти тех, кто воспитал в ней профессионала.

Среди школьных наставников Сахаровой оказались лучшие мастера Московской балетной школы. Ей посчастливилось заниматься в классе Н. И. Тарасова7. Значительное профессиональное влияние Тарасов ока-

зал на Люсю Сахарову в период эвакуации Московского училища в волжский городок Васильсурск (1943-1945). Из воспоминаний Р. Стручковой известно, что «Тарасов и его жена в те трудные месяцы заменили нам родителей» [2, с. 39-40]. В суровые будни войны Тарасов не дал вычеркнуть детей из профессии: он наладил быт в неприспособленном для балета Васильсурске, осваивал учебную программу, готовил госпитальные концерты. Наставник помог выпустить новогоднюю литературно-хореографическую сказку «Елка Деда Мороза»8, сюжет которой был понятен неподготовленному к балету зрителю — на сцене воплощались мечты оживших елочных игрушек, мечтающих о мире. В этой постановке Люсе Сахаровой доверили сольную партию — образ жизнерадостной птички-игрушки — Канарейки [8]. От Тарасова-педагога Сахарова унаследовала несколько технических приемов, свойственных мужскому классическому танцу, которые затем успешно внедрила в женские классы. К примеру, осмыслив биомеханику вращений в больших позах, она, за мягкой манерой исполнения, умело скрыла противоестественную женскому началу динамику сильной (взрывной) подачи, необходимую для стабильного исполнения стремительных вращений.

От Кожуховой переняла убеждение о том, что важнейшие качества артиста балета — выносливость и силу — вырабатывают исключительно на уроках классического танца [10].

Третьим мастером-наставником оказалась Е. Н. Гей-денрейх9. «Я считаю, мне необыкновенно повезло: встретить на своем пути Екатерину Николаевну — пример <...> педагога уникальной эрудиции, прекрасно знающего свое дело, обладающего высоким художественным вкусом. Добрый и интеллигентный человек, Гейденрейх, была предельно требовательна и кучащимся, и к себе» [14, с. 51-52].

Обладая умением видеть человека, Гейденрейх ощутит в солистке Л. Сахаровой необходимые для педагога качества: способность многократно показывать и объяснять, действовать не по шаблону и добиваться результата. В 1957 г. основательница Пермского хореографи-

4 Павлова Надежда Васильевна (р. 1956) — балерина, народная артистка СССР, педагог-репетитор ГАБТ, воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1974 г.). В выпускном классе в возрасте 16 лет стала обладательницей Гран-При II Московского международного конкурса артистов (1973).

5 Ченчикова Ольга Ивановна (р. 1956) — балерина, народная артистка РСФСР, педагог-репетитор Мариинского театра, воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1974 г.). В выпускном классе стала обладательницей Серебряной награды II Московского международного конкурса артистов (1973).

6 Чуть ранее, в 1967 г, путь в большой балет Л. Сахарова дала Г. Рагозиной, подготовив ее в 1968 г. для IV Международного конкурса артистов балета в Варне, где танцовщица удостоилась Первой премии. Рагозина Галина Алексеевна (р. 1947) — балерина, педагог-репетитор, воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1967 г.), солистка Пермского театра оперы и балета. В начале 1970-х эмигрировала за рубеж.

7 Тарасов Николай Иванович (1902-1975) — артист балета, педагог Московского хореографического училища, заслуженный артист РСФСР. Основатель кафедры хореографии ГИТИСа (1946), соавтор А. Вагановой по учебной киноленте «Методика классического танца» (1947), автор учебника «Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971).

8 Спектакль поставлен К. Голейзовским на музыку К. Потапова в декабре 1942 г. [2, с. 37].

9 Гейденрейх Екатерина Николаевна (1897-1982) — выпускница Санкт-Петербургского Императорского Театрального училища (класс К. М. Куличевской, выпуск 1915 г.). Балерина императорской эпохи, методист Ленинградского училища, в 1942 г. осуждена по ложному доносу, направлена в Усольлаг. В 1943 г. начала работать с воспитанниками эвакуированного Ленинградского хореографического училища. В 1945 г. возглавила Молотовское (ныне Пермское) хореографическое училище.

ческого училища пригласит танцовщицу преподавать в училище [14, с. 53]. В результате главный постулат Гейденрейх — «не думать, что метод преподавания раз и навсегда определен, постоянно стремиться к совершенствованию» [25, с. 10] — найдет в лице начинающего педагога Л. Сахаровой будущее. Отныне ключевое место в жизни Сахаровой будет отведено детям и профессии.

Из интервью Г. Рагозиной: «Я попала к Людмиле Павловне лет в одиннадцать. В ней всегда кипела какая-то вечная энергия, которую она старалась передать нам. Людмила Павловна приходила к нам на урок как на праздник, у нас даже настроение менялось. Одета она была всегда очень красиво, ее отличало какое-то удивительное чувство цвета» [18, с. 19]. Сахарова помнила, что воспитывать нужно собственным примером, безупречной следует быть во всем — в демонстрационном показе, в манере общения, в одежде. Стремясь повести класс за собой, опиралась на целеполагающий вопрос каждого урока: «Как строить занятие так, чтобы ученицам было доступно и комфортно (!) освоить задачу урока, встроенного в канву всей программы обучения?». Без сомнения, в него оказалось заложено зерно будущего проблемно-поискового подхода, что для 1960-1970-х гг. выглядело новаторски.

Людмила Павловна всегда умела видеть предел личностного горизонта ученика в профессии, словно каждый раз, входя в новый класс, отвечала для себя на вопрос — «кто перед ней — будущая артистка кордебалета, корифейка, солистка или потенциальная балерина?». Этот чуткий настрой на ученика — концептуальная специфика педагогики Л. Сахаровой. Выбранная лич-ностно-ориентированная позиция позволяла педагогу учить не на себя, создавая удобную модель для театра, а исследовать личность подопечного, погружаясь в его физическую и психическую природу. Те, кто попадали на ее уроки, сразу ощущали неповторимый сахаров-ский стиль: «Ее класс больше походит на своеобразную творческую лабораторию и — шире — на своеобразную хореографическую труппу, где каждому дано право собственного голоса, где нет безмолвных исполнителей, а есть творцы своей судьбы» [9, с. 46].

Как удавалось этого добиться, позволяет понять анализ сохранившихся уроков Л. П. Сахаровой и воспоминания учениц (рис. 7).

Основным правилом класса Людмилы Павловны было ее умение работать во время урока принципиально со всеми воспитанницами. В редких интервью Сахарова подчеркивала: «Никогда никого в классе не выделяю. Напротив, всем ставлю равные условия. Каждая ученица должна работать с максимальной отдачей. Огромное значение в процессе учебы играет практика. Вот, к примеру, мне необходимо подготовить ученицу к выступлению. Я не скрываю своего выбора. Выбор падает на лучшую. Другие видят, что мое решение справедливо, и это заставляет их подтянуться — предела

Рисунок 7. Л. Сахарова с ученицами на уроке классического танца (фото из архива внучки Л. Сахаровой Д. Н. Сосниной, публикуется впервые)

совершенства нет» [9, с. 51].

Свою систему она строила на дифференцирован-но-деятельностном подходе, предполагающем активную и одномоментную работе всех учениц класса, при постоянном озвучивании замечаний педагога. При этом градус предъявляемых требований к воспитанницам разнился, выстраиваясь сообразно горизонту возможностей каждой, но обязан был восприниматься как аксиома. В этой дифференциации проявлялось честное отношение к себе, к профессии, к ученице.

Особый стиль уроков педагога отчетливо проступал в нюансировке исполнения движений, в методе формирования облика танцовщицы. Об этом говорит Ю. Н. Петухов10: «С Людмилой Павловной я повстречался в репетиционном зале в момент, когда мы вместе с Надей Павловой, тогда, как и я — воспитанницей училища, готовились к смотру-конкурсу в Киеве (1971). К конкурсу нас готовила мощная бригада профессионалов экстра-класса — худрук училища, педагог мужского классического танца, человек у которого мне посчастливилось учиться — Юлий Иосифович Плахт, и Людмила Павловна Сахарова — женский педагог классического танца, отличающаяся зорким взглядом, педагогическим чутьем и бесстрашием. Это, последнее качество — бесстрашие, а также умение (!) экспериментировать, особое упорство и воля — то, что привнесла в балетную педагогику Сахарова, почерпнув это из спорта. В те годы Людмила Павловна, параллельно с работой в училище, успевала заниматься и с художественными гимнастками. Эта полярная работа давала ей огромный толчок к поиску. Сахарова брала у гимнасток и принципы воспитания, и некоторые тренировочные моменты. При этом, что важно, внедряла их в балет умело и с пользой. Структура ее педагогики основана на академической выучке формы и воспитании сильного характера. Ее ученицы отличались

10 Петухов Юрий Николаевич (р. 1953) — воспитанник Пермского хореографического училища (класс Ю. И. Плахта, выпуск 1972 г.), народный артист РФ, балетмейстер, заведующий кафедрой балетмейстерского образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

82

колоссальным терпением и выносливостью, не лишены были и способности проникать в глубину сценического образа, создавать поэтику танца. Если говорить о чисто технических аспектах, то их всегда отличали хорошо укрепленные ноги. Ее воспитанницы, даже в рутинных моментах, оставались подтянуто-вытянутыми. Манера держать руку наверху — в III позиции у них была немножко горделивая. Людмила Павловна, чуть уходя от канона, учила девочек держать руку в III позиции так, чтобы была открыта голова. Для этого девушки немного больше привычного раскрывали плечо, ключицы, чуть приоткрывали локоть и освобождали верх корпуса. Эта находка Сахаровой, по тем временам, давала возможность наслаждаться красивым профилем аккуратной балетной головки (сегодня такое положение руки уже никого не удивляет, а тогда это был вызов). Сочетание горделивых рук, полуприкрытых ресниц и подтянутости делали девушек похожими на юных богинь, красивых и неприступных. Думаю, что по складу характера, заданиям и темпу уроков Сахарова сильно опередила свое время. Сегодня по своему масштабу она сопоставима с фигурами признанных мастеров, воспитывающих Олимпийских чемпионов, — Ирины Виннер, Татьяны Тарасовой, Татьяны Покровской»11.

Смелость привнесения нового — включение приемов художественной гимнастики в устоявшуюся систему ведения балетного урока — характеризовало Сахарову как педагога-новатора, способного «бросить перчатку» и в конечном итоге выиграть. О несомненной пользе необычного содружества вспоминает Г. Рагозина: «Ее растяжки в наши ежедневные уроки пришли оттуда — из гимнастического зала. <...> В наших танцах немало связано с тем, что она давала нам, беря из гимнастики. В пятнадцать лет мы у Людмилы Павловны делали и двойные и тройные пируэты» [18, с. 19].

Поиск диалога между балетом, консервативным по своей природе, и напористым спортом иллюстрировало умение педагога работать в пространстве интегрированного подхода. Последний привносил эффект развития, позволяя серьезно расширять возможности подопечных. «Фирменный» большой шаг Н. Павловой, позже получивший ироничное название «six o'clock»i2 стал, по сути, технологическим достижением педагога Л. Сахаровой, поскольку все ученицы ее классов обладали отменным шагом и умели им пользоваться. Из гимнастики педагог-новатор взяла приемы, развивающие стопу, формирующие сильный подъем и предельно

напряженный, чувствующий пол, голеностоп.

На своих уроках Сахарова не оставляла без внимания согласованность работы взгляда, головы, верха корпуса и рук. В классе неукоснительно соблюдался закон — воспитать культуру «поющих рук». Как отмечает З. Мартина", «в ее уроках всегда присутствовало разнообразие положений рук, их непривычные переходы. При этом не было излишка. Она укоренила мысль о том, что именно руки придают завершенность сценическому образу, углубляют его "адресность"»^.

Рассуждать о культуре воспитания рук не целесообразно без осознания важности такой черты, как музыкальность. Сформировать артиста балета, владеющего внешней и внутренней (духовно-осмысленной) техникой, можно только при пристальном внимании к музыкальному сопровождению урока и культуре музыкального воспитания. Емкая фраза Л. Сахаровой весомое тому подтверждение: «Первая в классе, после педагога, музыка!» [20].

Среди составляющих педагогики Сахаровой важное место отводилось «въедливости» в работе над малейшими неточностями. «Для Людмилы Павловны, — отмечает Н. Балахничева!5, — процесс работы выглядел как священнодействие. Она любила движение делить на мелочи, а затем разбирать каждый нюанс без устали» [18, с. 19]. Стенограммы уроков Л. Сахаровой сохранили эту фантастическую тщательность: «Я прошу — сядь, а ты плюхаешься. Я прошу руку вперед, да не от плеча, а от лопатки, а ты что вытворяешь? Ты все делаешь приблизительно. Меня это не устраивает. Ты должна сделать правильно!» [21, с. 18].

Сахарова, помимо ремесла танцовщицы, учила воспитанниц главному — умению работать на пределе и за пределом своих возможностей (рис. 8). Е. Щеглова" вспоминает: «На репетициях и во время урока Людмила Павловна отличалась неиссякаемой работоспособностью, порой увлекаясь работой допоздна. В минуты маленьких пауз мы видели, как в окнах интерната гасили свет на этаже маленьких воспитанниц — они готовились ко сну, а мы еще продолжали репетировать, и нам было интересно О)»".

На уроках она не давала рассредоточить внимание и потерять интерес к происходящему — замечание, сказанное одной девочке, требовало мгновенного переноса на исполнение каждой ученицы. В результате исподволь формировался навык самоконтроля и самодисциплины [13, с. 5]. Из воспоминаний Е. Ники-

11 Из личной беседы с Ю. Н. Петуховым август 2021 г.

12 Умение танцовщицы без видимых усилий поднимать и удерживать ногу высоко — на 165-175 градусов, имитируя циферблат часов, когда стрелки отбивают 18 ч.

13 Мартина Звездана Геннадиевна (р. 1973) — воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1991 г.), артистка Михайловского театра, педагог историко-бытового танца в Академии танца Бориса Эйфмана.

14 Из личной беседы с Мартиной З. Г. Июнь, 2021 г.

15 Балахничева Наталия Геннадьевна (р. 1974) — воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1993 г.), прима-балерина театра «Кремлевский балет» (Москва), народная артистка РФ (2010).

16 Щеглова Елена Николаевна (р. 1968) — выпускница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1986 г.), народная артистка рес. Татарстан, педагог классического танца.

17 Из личной беседы с Щегловой Е. Н. июль, 2021 г.

Рисунок 8. Л. Сахарова на репетиции с ученицей Н. Павловой _ _

форовой!8: «Людмила Павловна воспитывала в нас умение слышать, думать, смотреть и анализировать. Она требовала, чтобы мы ни минуты не простаивали. Стремилась привести нас к единому знаменателю, отмечая, что только тогда проявляется стиль. Сейчас, начав преподавать, чаще мысленно обращаюсь к Людмиле Павловне. Теперь точно знаю, что для результата нужен энергетический посыл от педагога, который уловят дети. В чем он? В эмоциональной речи, в настойчивости, четких и вовремя сказанных замечаниях»!9.

Анализировать урок классического танца Л. Сахаровой, без понимания специфики ее учебно-танцевальных комбинаций, невозможно. Они представляют собой выверенный комплекс балетных движений, всегда обладающих и четкой учебной задачей, и наделенных художественным смыслом. В результате в комбинациях проступают ее восприятие искусства и понимание требований, что предъявляло время к современному танцовщику.

При поверхностном знакомстве комбинации казались незамысловатыми. Однако при внимательном погружении будничность тренажа уходила, уступая место логике конкретного урока, внутреннему рисунку

и динамике самой комбинации, набирающей силу постепенно от начала и до финальной точки урока. В каждом моменте, отдельно взятом задании виделось движение мысли наставницы, визуализируемой и в согласованной работе каждого участка тела ученицы, и в мимолетной фиксации позы, которая ставила смысловые акценты, не прерывая единой ткани музыкально-танцевальной фразы. К середине урока прыжками и пальцами он наполнялся особым — «отанцовывающим» — вовлечением пространства танцевального зала внутрь самой комбинации. В результате на уроке Сахаровой возникало главное — танец, наполненный осмысленностью. Ее ежедневный тренаж становился «маленьким вступлением в мир большого балета. Шаг за шагом. День за днем» [22, с. 41]. Коротко о важности обучения танцу как образу мысли Л. Сахарова скажет: «Главное — научить танцевать», и тут же отметит, что сегодня из театра исчезает «органичная танцевальность»20, танец превращается в безликость. Возможно, такая ситуация кроется в хаотичности репертуарного вопроса — «какой репертуар исполняют воспитанники?» (рис. 9).

Рисунок 9. Л. Сахарова с ученицами после репетиции

К репетициям Сахарова относилась придирчиво, тщательно подбирая вариации или па-де-де с учетом индивидуальности исполнительницы. Предпочитала воспитывать на шедеврах классического наследия [12].

Пытаясь понять педагогику Людмилы Сахаровой, важно помнить — система не может быть сужена до формата урока, она обладает надплатформенными компонентами.

И первым из них оказывается умение одномоментно воспитывать танцовщиц и прививать девочкам интерес к преподаванию. На каждом уроке Сахарова учила видеть

18 Никифорова Елена Эдуардовна (р. 1983) — воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 2006 г.), солистка балета Михайловского театра, педагог центра классического балета для детей (СПб).

19 Из личной беседы с Е. Никифоровой июнь, 2021 г.

20 Это меткое словосочетание было произнесено Л. П. Сахаровой на обсуждении итогов международного конкурсного состязания артистов балета в Москве в 1989 г., когда педагог сетовала на то, что женское начало, академизм и понимание актерской задачи уходят из танца, превращая его в механическое исполнение набора заданных pas [5, с. 37].

84

ошибки и воспитывала способность показать верное или неверное исполнение: в этом проступал аналитический подход в работе. К примеру: «Куда поворот возьмешь, покажи?! (ученица показывает правило исполнения). А, ты куда берешь? <....> Покажи еще раз» [20].

Или такой момент: «Девочки, теперь покажите, где у вас всего больше устали мышцы рук и ног. Только честно. (Ученицы показывают). — А вы, голубушки, сказали неправду (обращается к двум воспитанницам). — У вас мышцы не должны болеть тут, потому что вы делаете неправильно» [21, с. 18]. Крайний пример демонстрирует ориентацию на здоровьесберегающий подход в работе. Из беседы с Д. Сосниной21: «Если танцовщица была травмирована, то Людмила Павловна рекомендовала продолжать приходить в класс и работать только руками. Занимаясь в щадящем формате, ученица получала возможность сосредоточиться на тщательной проработке корпуса, рук, головы, а также всех музыкальных нюансах комбинации. В результате ноги воспитанницы отдыхали, а остальной физический аппарат и мыслительная активность находились в работе»22.

Заметим, что упомянутый аналитический подход оказывался полезным уже при поступлении в театр. Ученицы Сахаровой «вписывались в любой творческий коллектив: их не надо было "подгонять" под стиль труппы. Они легко встраивались на культивируемую театром хореографическую образность. А все потому, что Сахарова учила их профессии» [9, с. 54]: «Снабжала технической оснасткой на долгую театральную карьеру. Обучала думать, а не механически вторить педагогу» [11, с. 16], репетитору, партнеру, веяниям времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим надплатформенным компонентом являлась тяга к поиску нового. Во-первых, при Л. Сахаровой появилась дисциплина «балетная гимнастика», о чем речь велась выше. Во-вторых, она приветствовала «пластическое "иноязычие". Культивировала широту, художественную терпимость, позволяла ученицам приобщаться ко всем направлениям театрального танца» [11, с. 17]. На практике это привело к появлению учебной дисциплины «современный танец (модерн)». Вместе с Е. Панфиловым — балетмейстером, воспринимавшимся балетным сообществом в начале 1990-х гг. крайне настороженно, Сахарова создала коллектив, который иронично именовали «театром строгого блюстителя академического канона и "дилетанта"» [1, с. 55]. Данный поступок спровоцировал недоумение коллег. Однако Л. Сахарова четко обозначила позицию педагога-исследователя, ориентирующегося на актуальный запрос профессии: «Меня не поражает, что я пригласила Панфилова. Я просто поняла, что это нужно пермской школе. <...> Ничего удивительного в этом не нахожу. Просто живу в нашем времени и вижу, что хореогра-

фия сейчас несколько иная, чем много лет назад» [19, с. 11]. Первый творческий продукт необычного тандема появился в 1995 г.: интригующая постановка «Метаморфозы» (музыка П. Чайковского, А. Адана, Л. Делиба, М. Огинского и композиции «Dead can dance» и «Daddy has hanced») — двухактный спектакль в исполнении воспитанников Пермского училища и артистов театра современного танца Е. Панфилова. «Главным сюжетом стал драматизм взаимоотношений двух пластических стилей, двух мироощущений: классики и модерна, гармонии и дисгармонии, безмятежного покоя и смятенного отчаяния. <...> Спектакль заставлял испытывать разнообразнейшую гамму эмоций и ощущений, за исключением одного — скучно не было» [1, с. 56]. С лучшими ученицами в 1987 г. она совершила турне по ряду городов США, посетив уроки специалистов современных техник танца в театре штата Гарлема (Нью-Йорк) и крупнейшем музыкальном центре страны — Джульярдской школе (Нью-Йорк) [16, с. 43].

Рассуждая о многогранности педагогики Сахаровой, включающей в себя как сугубо методические аспекты, так и мировоззренческие, отметим, что именно она включила выступление пермских танцовщиков в афишу культурной программы 0лимпиады-802з [25, с. 5]. Этот факт следует рассматривать как важнейший результат ее культурной политики — Сахаровой удалось не только добиться всесоюзного признания мастерства пермских танцовщиков, но привести школу к новому статусу — с 1980-х гг. в отношении Пермского хореографического училища исчезло понятие «периферия».

Сегодня Пермская школа — это третье федеральное учебное образовательное учреждение нашей страны в области профессионального хореографического образования со своими традициями, которые поддерживала и закладывала Л. Сахарова.

Среди первых — формирование педагогического коллектива из выпускников школы. Сегодня свое мастерство передают новым поколениям ученицы Л. П. Сахаровой — Д. Н. Соснина, Е. Н. Щеглова, О. В. Коротаева, И. Б. Козынцева, И. В. Стеблецова и другие. Чтят в коллективе традицию методических объединений. Истоки традиции восходят к Е. Гейденрейх, а развитие связано с именем Л. Сахаровой. «Прямо и откровенно <...> мы обсуждаем рядовые уроки и анализируем результаты экзаменов. Екатерина Николаевна всегда говорила, что подробный разбор важен не только для того педагога, чью работу обсуждают, но и для тех, кто ее разбирает» [13, с. 5].

К числу того, что заложено Л. Сахаровой, отнесем традицию проводить научно-практические конференций по вопросам хореографии. Крупнейшая в бытность Сахаровой состоялась в 1981 г.: тогда с докладами вы-

21 Соснина Дарья Николаевна (р. 1978) — воспитанница Пермского хореографического училища (класс Л. П. Сахаровой, выпуск 1996 г.), солистка балета, кандидат психологических наук, педагог классического танца, директор Пермского хореографического училища (с 2018 г. по настоящее время).

22 Из личной беседы с Д. Н. Сосниной, август 2021 г.

23 В начале 1980-х гг. совмещала должность художественного руководителя училища и руководителя балетной труппы Пермского театра, определяя курс балетной политики Прикамья.

ступили представители хореографических училищ Москвы и Ленинграда, сотрудники ГИТИСа, института физической культуры им. П. Лесгафта, института питания детей и подростков, центрального института травматологии и ортопедии [9, с. 107].

Завершая разговор о Людмиле Павловне Сахаровой, заметим, что ее вклад в современную систему подготовки артистов балета является колоссальным и подлежит дальнейшему осмыслению. Выработанная ею педагогическая концепция представляет собой сложноорга-низованную концентрическую систему, охватывающую несколько уровней и построенную на личностно-ори-ентированном и аналитическом подходах, приемах педагогического сотрудничества и критического мышления. Сутью педагогики Л. Сахаровой являются ее

высказывания: «Надо чувствовать именно сегодняшний день и применительно к тому строить урок, добиваясь результата сегодня, думать о будущем» [17, с. 14]; «педагогу нужны многие качества. Но любовь к детям, желание их выучить, слабых и сильных — прежде всего» [7, с. 2]. Методика Л. П. Сахаровой чтится в стенах родной для нее Пермской школы. А главные постулаты триады Сахаровой — трудолюбие, беззаветное служение профессии и умение мыслить в танце — опробованы временем, и если в 1970-1980-е гг. они выглядели новаторскими, то сегодня в условиях цифровизации и определенного духовно-ценностного тупика, просматривающегося на сценических подмостках, выглядят не только актуальными, но и приоритетными для балетной педагогики XXI в.

Литература

1. Барыкина Л. Театр на двоих // Балет. 1995. № 1-2. С. 55-56.

2. Беляева-Челомбитько Г. Раиса Стручкова. М.: Балет, 2002. 223 с.

3. Большой театр Союза ССР (историко-архивная справка). URL: http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s01/e0001412/ index.shtml (дата обращения 15.08.2021).

4. Гендова М. Ю. Пермское хореографическое училище — уникальное дитя военного лихолетья // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 2 (8). С. 65-73.

5. Главное — научить танцевать // Советский балет. 1989. № 6. С. 36-38.

6. Грошева Е. Большой театр Союза СССР. М.: Музыка, 1978. 396 с.

7. Давлекомова С. Пермское гран па // Смена. 1986. № 19 (1425). С. 1-2.

8. Исайчев А. Н. Людмила Сахарова в Москве // ACADEMIA: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2019. № 2 (48). С. 26-28.

9. Коробков С. Путь в большой балет: семь уроков в Пермском хореографическом училище. Пермь: Пермское книжное издательство, 1989. 142 с.

10. Леонова М. К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970). М.: МГАХ, 2008. 216 с.

11. Луцкая Л. Рейтинг Людмилы Сахаровой // Музыкальна жизнь. 1996. № 5-6 (893-894). С. 16-18.

12. «Поклон учителю», документальный фильм о Л. П. Сахаровой (реж. Ф. Слидовкер. 1984). URL: https://www.youtube. com/watch?v=39Jlhs9z_Oc (дата обращения 10.06.2021).

13. Сахарова Л. Балерине нужен характер (беседу вела Н. Шереметьевская) // Советская культура. 1980. № 88 (5408). С. 5.

14. Сахарова Л., Коловарский П. Воспитатель воспитателей (очерк о Е. Н. Гейденрейх) // Советский балет. 1982. № 6. С. 51-53.

15. Сахарова Л. П. Личное дело (из архива Пермского государственного хореографического училища).

16. Сахарова Л. П. Мир нужен детям // Советский балет. 1987. № 5. С. 43.

17. Сахарова Л. П. Надо чувствовать сегодняшний день // Балет. 2003. № 1. С. 14.

18. Создавая будущее балета // Балет. 1996. № 1. С. 18-19.

19. Тихоновец Т. Я живу в нашем времени (интервью с Л. П. Сахаровой) // Пермские новости. 1994. № 36 (199). С. 11.

20. «Урок танца» документальный фильм о Л. П. Сахаровой (режиссер П. Печенкин. 2006). URL: https://www.youtube.com/ watch?v=WgdP167-Nlw&t=342s (дата обращения 27.06.2021).

21. Фукалова Н. Наши современницы: Мастер (очерк о Л. П. Сахаровой) // Театральная жизнь. 1975. № 21. С. 16-18.

22. Чернова Т. Детский возраст // Балет. 2005. № 5-6 (136). С. 40-43.

23. Чернова Т. Людмила Сахарова о себе, своих учениках, своей школе // Балет. 2000. № 106. С. 6-9.

24. Шереметьевская Н. Продолжая традиции школы // Музыкальная жизнь. 1982. № 5 (583). С. 10.

25. Эльяш Н. Уральская Терпсихора // Советская культура. 1980. № 64 (5384). С. 5.

References

1. Barykina L. Teatr na dvoih [Theater for two] // Balet [Ballet]. 1995. № 1-2. Pp. 55-56.

2. Bе¡yaeva-CHe¡ombit'ko G. Raisa Struchkova [Raisa Struch-kova]. M.: Ballet, 2002. 223 p.

3. Bol'shoj teatr Soyuza SSR (istoriko-arhivnaya spravka) [The Bolshoi Theater of the USSR (historical and archival reference)]. URL: http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s01/ e0001412/index.shtml (Access date: 15.08.2021).

4. Gendova M. Yu. Permskoe horeograficheskoe uchilishche — unikal'noe ditya voennogo liholet'ya [Perm Ballet School as a unique

child of military hard times] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of the Saratov Conservatoire. Issues of Art]. 2020. № 2 (8). Pp. 65-73.

5. Glavnoe — nauchit' tantsevat' [The main thing is to teach dancing] // Sovetskij balet [Soviet ballet]. 1989. № 6. Pp. 36-38.

6. Grosheva E. Bol'shoj teatr Soyuza SSSR [The Bolshoi Theater of the USSR]. M.: Muzyka, 1978. 396 р.

7. Davlekomova S. Permskoe gran pa [Perm gran pa] // Smena [Smena]. 1986. № 19 (1425). Pp. 1-2.

8. Isajchev A. N. Lyudmila Saharova v Moskve [Lyudmila

Sakharova in Moscow] // ACADEMIA: Tanets. Muzyka. Teatr. Obrazovanie [ACADEMIA: Dance. Music. Theatre. Education]. 2019. № 2 (48). Pp. 26-28.

9. Korobkov S. Put' v bol'shoj balet: sem' urokov v Permskom horeograficheskom uchilishche [The way to the Big Ballet: seven lessons at the Perm Ballet School]. Perm': Permskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989. 142 p.

10. Leonova M. K. Iz istorii Moskovskoj baletnoj shkoly (19451970) [From the history of the Moscow Ballet School (1945-1970)]. M.: MGAH, 2008. 216 p.

11. Lutskaya L. Rejting Lyudmily Saharovoj [Lyudmila Sakharo-va's rating] // Muzykal'na zhizn' [Musical Life]. 1996. № 5-6 (893-894). Pp. 16-18.

12. «Poklon uchitelyu», dokumental'nyj fil'm o L. P. Saharovoj (rezh. F. Slidovker. 1984) [«Bow to the Teacher», a documentary about L. P. Sakharova (directed by F. Slidovker. 1984)]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=39Jlhs9z_Oc (Access date: 10.06.2021).

13. Saharova L. Balerine nuzhen harakter (besedu vela N. Sheremet'evskaya) [A ballerina needs character (interviewed by N. Sheremetevskaya)] // Sovetskaya kul'tura [Soviet culture]. 1980. № 88 (5408). P. 5.

14. Saharova L., KolovarskijP. Vospitatel' vospitatelej (ocherk o E. N. Gejdenrejh) [Educator of educators (an essay on E. N. Heydenreich)] // Sovetskij balet [Soviet Ballet]. 1982. № 6. Pp. 51-53.

15. Saharova L. P. Lichnoe delo (iz arhiva Permskogo gosudarst-vennogo horeograficheskogo uchilishcha) [Personal profile (from the archive of the Perm State Choreographic School)].

16. Saharova L. P. Mir nuzhen detyam [Children need peace] // Sovetskij balet [Soviet Ballet]. 1987. № 5. P. 43.

17. Saharova L. P. Nado chuvstvovat' segodnyashnij den' [It is necessary to feel the present day] // Balet [Ballet]. 2003. № 1. P. 14.

18. Sozdavaya budushchee baleta [Creating the Future of Ballet] // Balet [Ballet]. 1996. № 1. Pp. 18-19.

19. Tihonovets T. Ya zhivu v nashem vremeni (interv'yu s L. P. Saharovoj) [I live in our time (interview with L. P. Sakharova)] // Permskie Novosti [Perm News]. 1994. № 36 (199). P. 11.

20. «Urok tantsa» dokumental'nyj fil'm o L. P. Saharovoj (re-zhisser P. Pechenkin. 2006) [«Dance lesson». Documentary about L. P. Sakharova (directed by P. Pechenkin. 2006)]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=WgdP167-Nlw&t=342s (Access date 27.06.2021).

21. Fukalova N. Nash sovremennitsy: Master (ocherk o L. P. Saharovoj) [Our contemporaries: The Master (an essay on L. P. Sakharova)] // Teatral'naya zhizn' [Theatrical life]. 1975. № 21. Pp. 16-18.

22. Chernova T. Detskij vozrast [Children's age] // Balet [Ballet]. 2005. № 5-6 (136). Pp. 40-43.

23. Chernova T. Lyudmila Saharova o sebe, svoih uchenikah, svoej shkole [Lyudmila Sakharova about herself, her students, her school] // Balet [Ballet]. 2000. № 106. Pp. 6-9.

24. Sheremet'evskaya N. Prodolzhaya traditsii shkoly [Continuing the traditions of the school] // Muzykal'naya zhizn' [Musical life]. 1982. № 5 (583). P. 10.

25. Elyash N. Ural'skaya Terpsihora [The Ural Terpsichore] // Sovetskaya kul'tura [Soviet culture]. 1980. № 64 (5384). P. 5.

Информация об авторах

Марья Юрьевна Гендова E-mail: avrorka196@yandex.ru

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой»

191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2

Дарья Николаевна Соснина E-mail: sosninadn@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермское государственное хореографическое училище» 614000, Пермь, ул. Петропавловская, 18

Information about the authors

Maria Yurievna Gendova E-mail: avrorka196@yandex.ru

Federal State Educational Institution of Higher Education «Vaganova Ballet Academy»

191023, St. Petersburg, 2 Architect Rossi Str.

Darya Nikolaevna Sosnina E-mail: sosninadn@mail.ru

Federal State Budgetary Professional Educational Institution

«Perm Ballet School»

614000, Perm, 18 Petropavlovsk Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.