Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ НА ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА АРТИСТКИ БАЛЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ЛИДИИ МУРОМСКОЙ (ЧУПЯТОВОЙ)'

ПОРТРЕТ НА ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА АРТИСТКИ БАЛЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ЛИДИИ МУРОМСКОЙ (ЧУПЯТОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ТАНЦОВЩИЦА / БАЛЕРИНА / БАЛЕТ / БЕНЕФИС / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лизунов Павел Владимирович

Статья посвящена артистке балета Л. Н. Муромской (Чупятовой). После окончания курса балетного отделения Петербургского театрального училища в 1906 г. она была принята в балетную труппу кордебалета Императорского Мариинского театра. Она танцевала вместе с такими «звездами» русского балета, как М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, А.Я. Ваганова, В.Ф. Нежинский и др. В 1912 г. Муромская стала первой танцовщицей Мариинского театра. До звания балерины, т. е. получении высшего разряда в иерархии российских театров балета оставался только один шаг. Этого последнего отрезка творческого пути пройти ей не удалось по многим причинам. В 1920 г., в возрасте 32 лет она покончила с собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTCARD PORTRAIT: LIFE AND FATE ARTISTS OF THE IMPERIAL MARIINSKY BALLET THEATER LYDIA MUROMSKAYA (CHUPYATOVA)

The article is dedicated to the ballet dancer L.N. Muromskaya (Chupyatova). After completing the course of the ballet department of the St. Petersburg Theater School in 1906, she was accepted into the ballet troupe of the corps de ballet of the Imperial Mariinsky Theater. She danced with such «stars» of Russian ballet as M.F. Kshesinskaya, A.P. Pavlova, T.P. Karsavina, A.Ya. Vaganova, V.F. Nezhinsky and others. In 1912, Muromskaya became the first dancer of the Mariinsky Theatre. There was only one step left before the title of ballerina, i.e., obtaining the highest rank in the hierarchy of Russian ballet theaters. She did not manage to go through this last segment of her creative path for many reasons. In 1920, at the age of 32, she committed suicide.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ НА ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА АРТИСТКИ БАЛЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ЛИДИИ МУРОМСКОЙ (ЧУПЯТОВОЙ)»

ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРА FROM THE HISTORY OF THE THEATRE

Портрет на почтовой открытке: жизнь и судьба Артистки балета Императорского Мариинского театра Лидии Муромской (Чупятовой)

DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-113-121

©Лизунов Павел Владимирович

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске, Российская Федерация e-mail: pavelvl@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена артистке балета Л. Н. Муромской (Чупятовой). После окончания курса балетного отделения Петербургского театрального училища в 1906 г. она была принята в балетную труппу кордебалета Императорского Мариинского театра. Она танцевала вместе с такими «звездами» русского балета, как М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, А.Я. Ваганова, В.Ф. Нежинский и др. В 1912 г. Муромская стала первой танцовщицей Мариинского театра. До звания балерины, т. е. получении высшего разряда в иерархии российских театров балета оставался только один шаг. Этого последнего отрезка творческого пути пройти ей не удалось по многим причинам. В 1920 г., в возрасте 32 лет она покончила с собой.

Ключевые слова: Императорское С.-Петербургское театральное училище, танцовщица, балерина, балет, бенефис, Мариинский театр.

Postcard Portrait: Life and Fate Artists of the Imperial Mariinsky Ballet Theater Lydia Muromskaya (Chupyatova)

DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-113-121

©Pavel V. Lizunov

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, branch in Severodvinsk, Russian Federation e-mail: pavelvl@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to the ballet dancer L.N. Muromskaya (Chupyatova). After completing the course of the ballet department of the St. Petersburg Theater School in 1906, she was accepted into the ballet troupe of the corps de ballet of the Imperial Mariinsky Theater. She danced with such «stars» of Russian ballet as M.F. Kshesinskaya, A.P. Pavlova, T.P. Karsavina, A.Ya. Vaganova, V.F. Nezhinsky and others. In 1912, Muromskaya became the first dancer of the Mariinsky Theatre. There was only one step left before

the title of ballerina, i.e., obtaining the highest rank in the hierarchy of Russian ballet theaters. She did not manage to go through this last

segment of her creative path for many reasons. In 1920, at the age of 32, she committed suicide.

Key words: Imperial St. Petersburg Theater School, dancer, ballerina, ballet, benefit performance, Mariinsky Theater.

/-

FOR CITATION: Lizunov P. V. Postcard Portrait: Life and Fate Artists of the Imperial Mariinsky Ballet Theater Lydia Muromskaya (Chupyatova) // HISTORY AND MODERN PERSPECTIVES. 2022. Vol. 4. №4. P. 113-121. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-113-121

Даже далекие от балета люди слышали имена русских танцовщиц конца XIX — начала ХХ вв., как Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Агриппина Ваганова. Это были выдающиеся балерины, чьи имена стали легендой не только русского, но и мирового балета, им посвящено большого количества статей, книг, мемуаров и фильмов. Но таких, как они, единицы. На много больше было артисток балета, даже очень популярных в свое время, чьи имена сейчас мало кому известны. Среди них — Лидия Николаевна Муромская (Висса-рионова, Чупятова).

Рис. 1. Л.Н. Муромская. Фонд фотографий и репродукций.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. 1911.

Fig. 1. L.N. Muromskaya. Fund of photographs and reproductions.

St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. 1911.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде 497 отложились документы Дирекции императорских театров. Пожалуй, это одна из наиболее хорошо сохранившихся архивных коллекций. В фонде отложилось более 48 тыс. единиц хранения, в том числе личные дела служащих театров, от великих артистов до скромных рабочих сцены. Среди прочих имеется дело «О службе артистки балетной группы Лидии Чупятовой, в театре — Муромской, 1906-1920 гг.». В него вошли обязательный формулярный список о ее службе в Мариинском театре, свидетельства о ро-

ждении и крещении, справки о болезнях, документы о поездках на гастроли и отдых за границу, приказы дирекции театра об изменении статуса и зарплате артистки, а также о взысканиях, выговорах и штрафах за разговоры во время выступлений, опоздания на репетиции, неявку на спектакли и др.

РОЖДЕНИЕ И УЧЕБА В ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

Из документов следует, что Лидия Виссарионовна Вис-сарионова родилась 2 апреля 1888 г. в Петербурге, вероисповедания — православная, крещена была 13 апреля 1888 г. в Исаакиевском кафедральном соборе. Родители: мать — мещанка города Ржева Тверской губернии, девица Мария Михайловна Чупятова 25 лет; отец -указан не был.

Восприемниками при крещении ребенка были отставной полковник Генерального штаба Виссарион Виссарионович Комаров и тихвинская мещанка девица Дарсия Николаевна Неменская. Комаров был известен не только как военный, но и журналист, публицист и издатель1. Ему Лидия Муромская была обязана своими первой фамилией Виссарионова и отчеством Виссарионовна. Как правило, внебрачным детям при записи их рождения получали отчество своего крестного отца и фамилию одинаковую с отчеством2. Схожесть фамилии и отчества давало основание предполагать, что человек незаконнорожденный.

В 1898 г. в 10-летнем возрасте Лидия Виссарионова (Чупятова) поступила в Императорское С.-Петербургское театральное училище, в которое попасть было весьма сложно. Сначала ее приняли на годичный испытательный срок, на следующий год испытание было продолжено еще на один год, и только в 1900 г. она была зачислена ученицей3. Прошений о поступлении в училище подавалось до двухсот, а принималось шесть-восемь человек4. Приемные испытания включали медицинский осмотр, затем художественный. По воспоминаниям известной балерины Елены Михайловны Люком, которая училась тремя класса младше Виссарионовой (Чупятовой), на последнем испытании девочек выстраивали в одну линию и заставляли поочередно бегать. Отобранные девочки шли в одну сторону, не прошедшие испытаний — в другую5.

Комаров Виссарион Виссарионович (1838-1907) — русский журналист, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., полковник русской армий. Еще во время службы в армии он постоянно публиковался на страницах «Русского инвалида», «Военного сборника», «Голоса» и «Московских ведомостей». В 1871 г. вышел в отставку в чине полковника и занялся публицистической и издательской деятельностью. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Комаров состоял при русской армии на Дунае, находился при Плевне, участвовал в походе за Балканы. Свидетельство // РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 362. Л. 5-6. Прошение // РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 4978. Л. 2-2об. Материалы по истории русского балета / Сост. М. Борисоглебский. Т.

2. Прошлое Балетного отделения Петербургского театрального учили-

ща ныне Ленинградского государственного хореографического учили-

ща. 1888-1918. Л.: Ленинградское государственное хореографическое училище, 1939. С. 142; Петербургская газета. 1910. № 231. Из мемуаров Е.М. Люком // Материалы по истории русского балета. Т.

2. С. 143-145.

4

«Театральное училище того времени, - писала Е.М. Люком, - походило на пансион или институт для благородных девиц». У девочек, вспоминала она, «были форменные шерстяные платья василькового цвета, доходившие почти до пола, белые пелеринки и черные передники»6. По торжественным случаям одевались белые передники. Первые годы учебы цвет танцевальных платьев у всех был одинаковый — серый. Одежда для улицы состояла из коричневых суконных тальм (накидок на плечи), салопов на лисьем меху с собольими воротниками, черных атласных на вате капоров и черных плисовых сапог на белом барашке. Все это, по мнению девочек, делало их похожими на богаделок. Так воспитанниц училища дразнили на улице питерские мальчишки. Ученицы старших классов носили летние и зимние пальто из синего сукна, черные плюшевые шапочки зимой и синие фетровые — весной7.

Учебный день в Театральном училище распределялся строго: подъем в 8 утра, умывание по пояс холодной водой, затем горничные причесывали девочек. После туалета они подходили к воспитательницам, делали книксен и поворачивались, чтобы те видели, как те выглядят. Только после этого девочки могли идти пить чай. Затем начинался урок танцев, после которого следовал завтрак, а за ним прогулка в сад. Идти должны были чинно, по парам, впереди и сзади их шли воспитательницы, а в середине шагал еще швейцар для безопасности. С 13 часов начинались общеобразовательные предметы. Оценки на экзаменах ставились по 12-баль-ной системе, при получении оценки 7 балов «торжественно» исключали из училища за неуспеваемость8.

В четверг и воскресенье воспитанников, кто был занят в спектаклях, могли посещать родственники. В субботу вечером детей могли забрать домой. В 20:30 был ужин, а затем вечерняя процедура умывания. Младшие ложились спать в 21 час, старшим разрешалось посидеть до 22:30. Мальчики и девочки жили на разных этажах и почти не виделись друг с другом. Лишь в старших классах дважды в неделю, по вечерам, были уроки «поддержки» с партне-ром9. Летом воспитанников вывозили на дачу в Царское Село или на Каменный остров. Обучение в Театральном училище длилось 8-9 лет.

С апреля 1904 г. в возрасте 16 лет еще ученицей училища Лидия Виссарионова (Чупятова) стала участвовать в спектаклях на театральной сцене10. 9 апреля 1906 г. воспитанниками Императорского театрального училища были представлены два выпускных спектакля «Сон в летнюю ночь» и «Принц садовник» (по сказке Г.Х. Андерсена «Свинопас»). Чупятова танцевала во втором спектакле Эрмину, воспитанницу принцессы Эльги, Glissade de la dame, passe pied вместе с выпускником Исаевым11. Этот спектакль, в котором вместе с и выпускниками Театрального училища танцевали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, был сыгран в Мариинском театре еще несколько раз12.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Репертуар сезона 1908-1909 г. // Ежегодник Императорских театров. 1909. Вып. 3. С. 90.

11 Спектакль учащихся в Императорском С.-Петербургском театральном училище // РГИА. Ф. 498.Оп. 1. Д. 5415. Л. 14 — 18; Ежегодник Императорских театров. Сезон 1905-1906 гг. СПб., 1906. С. 136-137.

12 Принц садовник: балет в 1 акте (представлен в 1-й раз на сцене Мари-инского театра 28-го октября 1907 г.): либретто (по сказке Г.Х. Андерсена «Свинопас») В.Я. Светлова / музыка А.А. Давидова; постановка К.М. Куличевской. СПб.: Издание Типографии Императорских С.-Петербург-

ских театров (Главного управления Уделов), 1907.

Рис. 2. Выпускная группа воспитанниц Санкт-Петербургского Императорского театрального училища. 1906 г.

Fig. 2. Fund of photographs and reproductions. St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. 1906.

После окончания курса балетного отделения Театрального училища 1 июня 1906 г. она была принята в балетную труппу кордебалета Мариинского театра с годовым жалованием 600 руб. в год, по 50 руб. в месяц.

В 1906 г. Лидия Виссарионова (Чупятова) обратилась с прошением в Собственную его императорского величества канцелярию с просьбой закрепить за ней отчество родного отца Николаевна и сценическую фамилию Муромская. Согласно действовавшему законодательству, фамилия могла быть изменена только по высочайшему повелению. В прошении она указывала, что уже давно пользуется этим отчеством и фамилией Чупятова, под которыми все и знают ее. 18 декабря 1906 г. ей было разрешено впредь именоваться по фамилии Муромская и отчеству Николаевна. Вероятно, на выбор сценической фамилии повлияла имя героини пьесы А.В. Су-хово-Кобылина «Свадьба Кречинского» Лидочки Муромской.

РОДНОЙ ОТЕЦ ЛИДИИ МУРОМСКОЙ

Родным отцом ее был Николай Васильевич Минин (18501936?), младший из пяти сыновей тульского помещика, отставного гвардии штаб-ротмистра, действительного статского советника Василия Петровича Минина (1805-1874), считавшего себя потомком «нижегородского гражданина» Козьмы Минина в восьмом колене, и Екатерины Егоровны, в девичестве Михель13. Трижды (в 1838-1840, 1845-1846, 1853-1855 гг.) В.П. Минин избирался предводителем дворянства Чернско-го уезда и дважды (в 1859-1861 и 1865-1874 гг.) — Тульской губернии [Цуриков: 380]. Он был личностью необычный, особенно в глазах крестьянских детей, которые о своем господине они вспоминали: «А у нас барин был, большой барин, важный генерал Минин. ...Жара, не дай Бог... А барин наш, сердешный, тучный был господин, так что же ты думаешь, в что ни на есть зимнем мундире, а на голове здоровый чугун медный, а на ём сверху индюх сидит, тоже небось литой, фунтов, должно, пять, медь начищенная блестит, на солнце раскаляется, а ён идет, краснишшай весь, а терпит». По-видимому, так дети представляли своего барина, одевавшего иногда свой парадный кирасирский мундир и медную каску с орлом [Цуриков: 91-92]. Близкие полагали, что умер он от сильнейшего расстройства, после того как Александр II не утвердил его в должности предводителя дворянства.

13 Чернопятов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. Т. III-(XII). Родословец. Материалы. Ч. VI. М., 1909. С. 382.

Николай Минин окончил Императорский Александровский лицей14 с чином губернского секретаря. В возрасте 21 года он поступил на службу во II отделение собственной его императорского величества канцелярии, с причислением к оному сверх штата, с обязанностью пробыть в гражданской службе не менее четырех лет15. В 1871 г. высочайшим приказом по II отделению Минин был произведен в коллежские секретари, в 1876 г. — определением Правительствующего сената был произведен за выслугу в титулярные советники с жалованием 175 руб. в месяц.

19 мая 1877 г. Минин уволился с гражданской службы в отставку, чтобы принять участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. За боевые заслуги он был награжден знаком отличия Военного ордена Св. Георгия. После окончания войны вышел в отставку звании подпоручика.

Официально Н.В. Минин был женат на Евгении Павловне, в девичестве Соколовой (1850-?), в браке с которой родились трое детей: две дочери Екатерина (1872), Евгения (1873) и сын Александр (1877)16.

После увольнения из армии Минин служил управляющим имениями писателя А.В. Сухово-Кобылина в Чернском уезде Тульской губернии, был его секретарем и первым биографом. В 1920-х гг., несмотря, по его собственному признанию, на «неумение и неспособность и непривычку писания» он взялся за перо, чтобы записать все, что он знал о жизни драматурга17. Заметки и наброски Минина «Для биографии Сухово-Кобыли-на» и другие его записи хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом).

В 1887 г. Минин оставил службу у Сухово-Кобылина и обосновался в Петербурге, где на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы открыл «Русскую фотографию»18. В 1892 г. он продал фотоателье и устроился на службу в общество Александровского сталелитейного завода. Позднее был агентом Бельгийского международного общества электричества и Никополь-Мариупольского акционерного горно-металлургического общества.

Одно время Минин принадлежал к близкому окружению известного коллекционера Павла Яковлевича Дашкова (1849-1910), был управляющим его имения, его секретарем и, по словам художника А.Н. Бенуа, его спутником в разных «ночных авантюрах». Минина считали одним из двух-трех «des habitués» (завсегдатай), исполнявших при Дашкове «роль, которую в старом домашнем быту играли домочадцы и приживальщики; они были выдрессированы "подавать реплики" хозяину, наводить разговор на нужные темы и главное, следить за тем, чтобы гости пили» [Бенуа: 326-327]. Винный погреб Дашкова славился на весь Петербург, также как его застолья и длившиеся часами заседаниями. К «завсегдатаям» Дашкова, Бенуа также причислял историка И.Н. Бо-жерянова и генерала А.А. Несвецевича.

14 Памятная книжка лицеистов. Издание собрания курсовых представителей Императорского Александровского лицея. 1811. 19 октября. 1911. СПб., 1911. С. 86.

15 Формулярный список о службе Минин Николай Васильевич, статский советник 1874 г. // РГИА. Ф. 1261. Оп. 5. Д. 100.

16 Метрическая книга церкви Святой мученицы царицы Александры при Императорском Александровском лицее 1870-1879 // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 351Б. Л. 39, 71, 136.

17 Дело Сухово-Кобылина / Составители, подготовка текста В.К. Селезнева и Е.М. Селезневой; вступительная статья и комментарии В.М. Селезнева. М.: Новое литературное обозрение, 2002. (Россия в мемуарах). С. 485-486.

18 Справочная книга о лицах с.-петербургского купечества и других зва-

ний, получивших с 1-го ноября 1886 по 1 февраля 1887 г. свидетельства

и билеты по 1 и 2 гильдиям на право торговли и промыслов в 1887 год.

СПб., 1887. С. 697; Адресная книга города С.-Петербурга на 1892 г. /

Под ред. П.О. Яблонского. СПб.: Лештуковская паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1892. Ст. 649.

Мать Муромской — М.М. Чупятова во время допросов в ОГПУ называла Н.В. Минина своим мужем и отцом своей единственной дочери. Из ее ответов следователю явствует, что в 1917-1918 гг., они жили все вместе по адресу ул. Рако-ва, д. 4/5, кв. 6. Родом своих занятий до и после революции она назвала — домохозяйка, образование — низшее19. После революции 1917 г. Минин был помощником заведующего Рукописным отделом Библиотеки Академии Наук СССР.

АРТИСТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА ЛИДИИ МУРОМСКОЙ

Начинающим артисткам балета, как правило, предстоял длинный и долгий путь через все этапы сценической карьеры. В 1910 г. Муромская была переведена из кордебалета в корифейки с окладом 840 руб., в 1911 г. была зачислена во вторые танцовщицы с жалованием 1100 руб., в 1912 г. стала первой танцовщицей с увеличением оклада до 1200 руб.20 Только после этого можно было «лелеять мечту о звании балерины», т. е. получении высшего разряда в иерархии российских театров балета. Оно соответствовало статусу этуали, примы-балерины, первой солистки и т. д., существовавшее в других странах. Этого последнего отрезка творческого пути пройти ей не удалось по многим причинам: из-за сложившихся обстоятельств, из-за недостатка техники, из-за отсутствия таланта. В русских театрах всегда было лишь несколько балерин, как правило, от двух до трех-пяти. Так, в 1912 г. в Мариинском театре было 3 артистки со статусом балерины (О. Преображенская, М. Кшесинская и А. Павлова), 8 первых танцовщиц, 18 вторых танцовщиц, 50 корифеек и 12 кордебалета21.

Согласно существовавшим в балете правилам, срок службы танцовщиц ограничивался 18 годами. Многие служительницы Терпсихоры всю свою театральную жизнь танцевали в кордебалете, где тоже была своя иерархия. Вся первая линия кордебалета блистала драгоценностями, полученными от богатых поклонников. Для некоторых из них балет был не самым главным в жизни. «У воды», т. е. в «глубоком кордебалете», танцевали и те, кто рано устроил свою семейную жизнь и не мечтал о богатом покровителе. Не мало было и тех, кто пребывал в поисках более выгодных содержателей. К последним можно отнести и Лидию Муромскую.

В первый сезон 1906-1907 гг. службы в театре Муромская участвовала 22 раза в 8 балетах и 33 раза в 5 операх. В следующем сезоне 1907-1908 гг. она принимала участие 24 раза в 8 балетах и 10 раз в 2 операх. В сезоне 1911-1912 гг. поучаствовала в балетах — 30 раз, в одной опере — 1 раз, в одном дивертисменте — 1 раз22.

Театральный художник А.Н. Бенуа, в своих воспоминаниях называл Муромскую (в тексте ошибочно — Муромцева. — Авт.) «балериной-красавицей» [Бенуа: 327]. Другой известный художник К.А. Сомов также называл ее «красавицей-танцовщицей» [Сомов: 478].

По мнению знатоков балета, «одаренная прекрасной внешностью, Муромская пользовалась успехом в величественных русских танцах, так называемых боярских».

19 Протокол допроса Чупятовой М. М., произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 4 июля 1930 г. // Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области (далее — Архив УФСБ). Д. П-51010. Т. 1. Л. 165.

20 Формулярный список о службе... // РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 362. Л. 2-4.

21 Весь Петербург на 1913 г. Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. СПб.: Товарищество А. С. Суворина «Новое время», 1913. Ст. 54.

22 Список артистов Императорских театров // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1906-1907 гг. СПб., 1907. С. 18; Список артистов Императорских театров // Ежегодник Императорских театров. Сезон 19071908 гг. СПб., 1908. С. 18; Список артистов Императорских театров // Приложение к Ежегоднику Императорских театров. Сезон 1911-1912 гг. СПб., 1913. С. 90-91.

Из ее мимических ролей, лучшими признавались королева в «Спящей красавице», принцесса в «Лебедином озеро», любимая жена паши в «Корсаре»23. Весьма эффектными были ее роли в балетах «Конек-горбунок», «Пробуждение Флоры», «Шопениана» в постановке Михаила Михайловича Фокина. В спектакле Фокина «Франческа да Римини» Муромская исполняла партию Семирамиды [Красовская: 569]. Танцевала Муромская в балетах «Жизель» (невеста графа Альберта), «Раймонда» (графиня Сибилла, тетка Раймонды), «Фея кукол» (русская крестьянка), «Арлекинада» (добрая фея, нотариус), «Дочь фараона» (Нева), «Дон Кихот» (герцогиня), «Пахита» (contredanse), «Эрос», «Египетские ночи» и др.

Рис. 3. Л.Н. Муромская. Балет «Конек-горбунок». Фонд фотографий, репродукций и негативов Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Конец 1901 — начало 1910 гг.

Fig. 3. L.N. Muromskaya. «Konyok-gorbunok». Fund of photographs and reproductions. St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Late 1901 — early 1910.

Рис. 4. Оборотная сторона открытки с портретом Л.Н. Муромской. Фонд фотографий, репродукций и негативов Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Конец 1901 — начало 1910 гг.

Fig. 4. The reverse side of the postcard with a photograph of L.N. Muromskaya. Fund of photographs and reproductions. St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Late 1901 — early 1910.

Рис. 5. Л.Н. Муромская. Балет «Пробуждение флоры».

Фонд фотографий и репродукций. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Конец 1901 — начало 1910 гг.

Fig. 5. L.N. Muromskaya. Ballet Awakening Flora. Fund of photographs and reproductions. St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Late 1901 — early 1910.

С 1909 г. Муромская регулярно на сцене Мариинского театра участвовала в юбилейных и прощальных бенефисах известных артистов балета, а также ежегодных знаменитых «бенефисах кордебалетных артистов и артисток», сначала как танцовщица кордебалета, а затем в качестве солистки с отдельными партиями. Она принимала участие в 1909 г. в прощальном бенефисе балерины О.О. Преображенской, в 1911 г. юбилейном спектакле, посвященном 20-летней службе на императорской службе М.Ф. Кшесинской и др.24

Муромская танцевала вместе с такими «звездами», принимавшими участие в этих спектаклях, как М.Ф. Кшесин-ская, А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, А.Я. Ваганова, В.Ф. Нежинский и др. «Бенефисы кордебалета» давались, как правило, в конце каждого года, ноябре или декабре. Обыкновенно они привлекали публику из различных слоев петербургского общества. Несмотря на чрезвычайно завышенные цены, билеты разбирались нарасхват, так что за две-три недели перед спектаклем все места в театре были расписаны и выкуплены25. Так, газета «Обозрение театров» 11 декабря 1911 г. сообщала: «Сегодня в балете «большой день». Несмотря на сумасбродные цены, билеты все проданы»26.

Своими успехами «бенефисы кордебалета» были обязаны в первую очередь репутации самого кордебалета, танцы, движения, позы, техника и группировки которого со времен Мариус Петипа считались образцовыми и невероятно красивыми, поражающими воображение своей синхронностью. Участие в представлении сразу целого ансамбля выдающихся солистов, которого нельзя было увидеть всех вместе

Бирюч Петроградских Государственных театров. Сборник статей под ред. А.С. Полякова. Пг., 1921. С. 414; Материалы по истории русского балета Т 2 С 172

Хроника // Обозрение театров. 1909. 29 ноября. № 919. С. 18; Обозрение театров. 1911. 13 февраля. № 1319. С. 22.

Волынский А.Л. Бенефис кордебалета // Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 1915. 7 декабря. № 15255; Волынский А.Л. Бенефис кордебалета // Статьи о балете. СПб.: Гиперион, 2002. С. 171-173. Обозрение театров: Ежедневная газета с программами и либретто с.-петербургских театров. 1911. 11 декабря. № 1601. С. 14, 20.

на обычном спектакле, придавало невероятную привлекательность «бенефисам кордебалета» среди публики.

В бенефисном спектакле кордебалета, состоявшемся 11 декабря 1911 г., кроме объявленных балетов «Шопениа-на», «Привал кавалерии» и «Феи кукол», состоялся большой дивертисмент. В программу вошли два классических танца — «Русская» (Кшесинская), «Мазурка» (Герд и Муромская), «Матлот» (Шерер) и «Рапсодия» Ференца Листа в исполнении всего кордебалета27. Муромская также участвовала в мимической сцене балета «Фея кукол» в роли русской крестьянки. В оценке критика «очень хорошо танцевали г-жа Муромская и г. Васильев русскую»28. Из-за большой программы бенефис закончился в первом часу ночи29.

Исключением из правил стал бенефисный спектакль, состоявшийся 2 февраля 1914 г. Его сроки неоднократно переносили. Выбранный бенефициантами балет «Спящая красавица» не смогли дать по ряду причин: не успели подготовить костюмы и декорации, откладывали из-за болезни балетмейстера Н.Г. Легата. В конце концов, «Спящую красавицу» заменили на «Талисман» поставленный М.И. Петипа еще в 1880-х гг. и переделанный заново Легатом в 1910 г. Украшением этого спектакля стало исполнение роли Нириты Кшесинской30. Муромская танцевала партию Амравати, повелительницы духов, мать Нирити31.

В воспоминаниях Кшесинской балету «Талисман» уделено не одна страница. По упоминанию «Талисман» (14 раз) уступает лишь «Спящей красавице» (25 раз). По словам балерины, она очень любила выступать в «Талисмане». «Хотя в этом балете, — писала Кшесинская, — отсутствовали выразительные драматические сцены, но зато были великолепно поставленные Легатом танцы, которые в каждом акте вызывали бурю аплодисментов. Кшесинская в своих мемуарах вспоминает о бенефисе кордебалета «Талисман», который состоялся как раз 2 февраля 1914 г.

Публику в фантастическом спектакле «Талисман», как сообщал репортер «Обозрения театров» «изумляла красота костюмов», сделанных по рисункам художника князя А.К. Шервашидзе (1867-1968). Декорации к спектаклю были выполнены художником О.К. Аллегери (1866-1954)32.

Газета «Обозрение театров» сообщала: «Зал Мариинского театра имел необычайно блестящий вид. Роскошные туалеты спорили один с другим изяществом и драгоценными бриллиантовыми парюрами, которыми большинство было украшено. В партере — море белоснежных, сверкающих пластронов фраков и смокингов, блестящие военные мундиры дополняли эффектную картину»33. Сбор от бенефиса составил 16 300 руб.34 Другая газета «Театр и жизнь» указывала сумму в 16 600 руб.35

Чествование бенефициантов состоялось после 2-го акта. «Хозяйке» бенефиса артистке Инне Неслуховской (18891981) преподнесли ящик с серебряным сервизом, ящик со столовым серебром, золотой лорнет, кольцо с крупным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Обозрение театров. 1911. 8 декабря. № 1598. С. 12.

28 П. М-й. Балетные заметки Бенефис кордебалета // Обозрение театров. 1911. 13 декабря. № 1603. С. 8; Бывший. Балет // Театр и искусство. 1911. № 51. С. 995.

29 Там же. С. 9.

30 -ш. К сегодняшнему бенефису кордебалета // Обозрение театров. 1914. 2 февраля. № 2342. С. 14-15.

31 Театр и жизнь. Еженедельный литературно-художественный журнал. 1914. 2 февраля. № 264. С. 24-25.

32 Хроника // Обозрение театров. 1909. 29 ноября. № 919. С. 18.

33 П. М-ш. Балетные заметки. Бенефис кордебалета // Обозрение театров. 1914. 4 февраля. № 2344. С. 13.

34 Хроника // Обозрение театров. 1914. 4 февраля. № 2344. С. 16.

35 Бенефис кордебалета // Театр и жизнь. Ежедневная иллюстрирован-

ная газета. 1914. 1 февраля. № 263. С. 5.

солитером, браслет с рубинами и бриллиантами, ящик с хрусталем, отделанным серебром и пять роскошных цветочных корзин. Кшесинская получила 11 роскошных корзин с цветами, две хрустальные вазы с инкрустациями из серебра, наполненные «снопами чудных роз». Муромская получила в подарок три роскошных корзины цветов, бриллиантовое кольцо и венок. Все остальные 30 участников спектакля также получили различные подарки36.

Сама Матильда Кшесинская для своего бенефиса, приуроченного к 25-летнему юбилею артистической деятельности, состоявшегося 23 февраля 1916 г., также выбрала «Талисман». Ее партнером был Владимиров, производивший фурор в роли Гения Вихря, который выбегая из-за кулис нес балерину на руках. Театральный критик Юрий Беляев писал, что Владимиров влетает на сцену, предлагая Кшесинскую «зрителям, словно бокал шампанского»37. Традиционно Муромская исполнила партию Амравати, мать Нирити [Кше-синская: 172-172, 234, 251-252].

В 1916 г. Л.Н. Муромская снялась в роли красавицы Мод в фильме «Полудевы» по одноименному роману Марселя Пре-во, обличающий нездоровую сексуальную жизнь светских женщин Парижа. Фильм был снял известным кинорежиссером М.Н. Мартовым (Фрейберг) (1880-1930) на Каменноостровской киностудии А.Е. Хохловкина (1878-1941)38. Критики холодно оценили игру балерины и фильм в целом. Московский журнал «Проэктор», посвященный кинематографии и редактируемый М.А. Браиловским писал: «Героиня романа — Мод, в исполнении госпожи Муромской, вышла не столько „полудевой", сколько в предостаточной мере „старой девой"». Рецензент отмечал, что фильм грешит большим количеством недостатков, беспомощностью в изображении парижан и «парижской жизни», те же «аристократы, не умеющие носить фрака»39.

Впрочем, были и положительные отзывы о фильме и ее героине. Газета «Столичная молва» от 25 января (07 февраля) 1916 г. сообщала: ««Полудевы» Марселя Прево на экране. Эту фильму вчера показали на «закрытом просмотре». Французский романист шестидесятых годов и не смел мечтать даже о перевоплощении своих героев в бесплотные фигуры, пропускаемые через проекцию кинематографического аппарата. Но явился режиссер и воскресил тайны парижских салонов и эксцентричную героиню Мод, и графа Максима де-Шантель... В техническом отношении картина сделана очень хорошо. Это единственная русская фильма, куда режиссер ввел фигуры-силуэты, придав картине оригинальность и выявив своеобразие замысла. Из артистов заслуживают внимания г-жа Муромская и г. Гарин (Дмитрий Дмитриевич Гарин-Виндинг — Авт.), выступившие в главных ролях. В общем фильма смотрится с интересом»40. В Российской государственной библиотеке в каталоге Изоматериалов сохранилась афиша фильма «Полудевы», созданная художником М. Кальмансоном.

28 апреля 1917 г. в Малом зале консерватории состоялся хореографический вечер (бенефис) Л.Н. Муромской по случаю 10-летия ее артистической деятельности41. «Петроградская газета» на первой полосе крупными шрифтом анонсировала вечер Муромской за две недели до его начала,

36 Обозрение театров. 1914. 4 февраля. № 2344. С. 11-13.

37 Кшесинская М. Ф. Воспоминания. / Пер. с французского Л. Папилиной. Смоленск: Русич, 1998. С. 172-172, 234, 251-252.

38 Сине-фоно. 1916. № 5-6. С. 83.

39 Критическое обозрение // Проэктор: Двухнедельный журнал, посвященный интересам кинематографии. 1916. № 9. С. 15; Ковалова А.О. Avenue du cinema: Невский проспект (1896-1917 годов) // Сеанс. Ровесники. 2010. № 41-42.

40 Столичная молва. 1916. 25 января (07 февраля).

41 Театральное обозрение. 1917. 28 апреля. № 3409.

а также опубликовала небольшое интервью с ней: «Пробыв в театральном училище восемь лет, — сказала нам Л.Н. Муромская, — я поступила на сцену, на оклад в 50 руб. в месяц, и не пользовалась у начальства покровительством. Только случайные обстоятельства, как например, болезнь одной из танцовщиц, выдвигали меня вперед; несмотря на всякие препятствия и на страшную рутину нашей бывшей казенной сцены, любовь к искусству поддерживала меня к дальнейшей работе по улучшению техники танца. Утешением мне служили постоянные выступления в концертах и летние гастрольные поездки по России и заграницей, где меня всегда радушно принимали. На сцене Мариинского театра я танцевала в балетах: «Дочь Фараона» (танец Невы), «Щелкунчик» (восточный танец), «Фея кукол» (танец русской куклы), «Клеопатра» (роль царицы Клеопатры), «Спящая красавица» (роль королевы) и во многих других. Прошло десять лет непрерывного служения искусству, и я рада, что этот счастливый для меня день совпал с великим днем освобождения России, и я желала бы громко выразить мое безграничное восхищение нашим Временным правительством. Существует обычай подносить артистам цветы... Но мне бы приятнее было, чтобы цветочные подношения, если они будут, были бы заменены табаком или другими, нужными для наших дорогих воинов подарками42.

В день бенефиса «Петроградская газета» сообщала: «Сегодня артистка государственной балетной труппы Л.Н. Муромская справляет 10-летний юбилей своей службы на цене Мариинского театра. В устраиваемом ею, по этому случаю, художественно-хореографическом вечере. талантливая артистка выступит в танцах: малороссийском, русском, мазурке, менуэте и вакханалии»43.

В юбилейном концерте, состоящем из двух отделений, приняли участие известные русские и иностранные артисты. Балерина Т.П. Карсавина в первом отделении танцевала с А.Н. Обуховым вальс Шопена и во втором — знаменитый танец Китри с кастаньетами из балета «Дон-Кихот», вызвавший гром аплодисментов и был повторен по просьбе публики три раза. Ю.Н. Седова исполнила с В.А. Семеновым танец весны, который повторили «на бис» еще раз. Исполненная Седовой и Рышковым с русская пляска заставила смеяться весь зал и также была повторена. Американская колоратурная певица мисс Берта Кровфорд имела «большой успех и много бисировала». В бенефисе участвовали лирическое сопрано В. И. Пионтковская, театральная актриса Е.А. Корчагина-Александровская и др.

На следующий день после бенефиса Муромской в нескольких городских газетах были опубликованы рецензии на прошедшее торжество. Так, «Петроградская газета» отмечала: «Состоявшийся вчера в малом зале консерватории юбилейный, художественно-хореографический вечер артистки государственной балетной труппы Л.Н. Муромской собрал полный зал и прошел с большим успехом. Встреченная шумными, несмолкаемыми аплодисментами, юбилярша в течение всего вечера была предметом оваций публики. Все исполненные ею танцы: малороссийский, русский, менуэт, мазурка и вакханалия были повторены». Л.Н. Муромская получила много корзин с сиренью, розами, орхидеями, родо-дендрами и лилиями и две вазы из серебра. Председатель Государственной думы М.В. Родзянко подарил Муромской свой портрет, в серебряной вызолоченной рамке. Музыкант, балалаечник В.В. Абаза передал ей ценное подношение от теа-

тральных поклонников. После ее русского танца состоялся аукцион одетой в национальный сарафан куклы, пожертвованной Муромской. Оцененная первоначально в 5 руб., кукла поднялась в цене до 350 руб., и была куплена промышленником и меценатом С.Г. Лианозов44. Весь сбор от вечера, весьма солидный, Муромская отдала в распоряжение М.В. Родзянко.

Газета «Петроградский листок» с легкой доли критики писала о бенефициантке: «Видная, красивая, с добрым русским лицом, с плавными движениями, чуть-чуть флегматичная; ее в течение последних лет на нашей образцовой сцене заставляли изображать разных королев и знатных невест. Она пробовала играть, но больше блистала бриллиантами, чем мимикой. Значительно реже появлялась Л.Н. Муромская в характерных танцах... Прошло десять лет. И вот вчера мы увидели юбиляршу сразу и в малороссийском танце, и в мазурке, и в менуэте и русской. Задорности в малороссийском не было, в мазурке налицо и нежность (соответствующая музыка Венявского) и изящество, в менуэте — стильность, а русская — действительно русская.»45.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АРТИСТКИ МУРОМСКОЙ

У Муромской, как у многих артисток балета, было много поклонников. Одним из них, был художник Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1955), с которым летом 1908 г. она ездила в Париж. Шмаров показал своей спутнице самые известные и красивые места города богемы и влюбленных. В своем дневнике художник записал: «Париж каким-то головокружительным показался ей. .Париж как-то обаятельно прекрасен в тихие вечера, когда звуки утихают, и издали слышится дыхание Парижа» [Цит. по: Кривцова: 148]. Там Муромская познакомила Шмарова с Кшесинской. Об этой встрече Шмаров оставил следующую запись: «Вчера познакомился с Кшесинской, бывшей любовницей царя. Она пригласила бывать у нее. Очень мило, очень мило улыбалась, все время позировала»46. Поездка Муромской в Париж в 1908 г. была связана с ее гастролями. Заграничные гастроли Муромской были также в 1909, 1911, 1914 гг.

Поклонником Муромской был полковник Кавалергардского полка граф Дмитрий Михайлович Граббе (1874-1927). Он стал отцом ее единственного сына Михаила, родившегося в 1912 г. Граф признал ребенка и разрешил ему носить свою фамилию и отчество.

Некоторое время Муромской покровительствовал табачный фабрикант, директор товарищества табачной фабрики «Богданов А.Н. и К°» Николай Александрович Богданов. В театральных кругах даже полагали, что она вышла за него замуж47. За ней ухаживал также табачный торговец Георгий Гаврилович Семенов.

По утверждению матери Муромской, у ее дочери было много разных драгоценных украшений, подаренные разными поклонниками, в том числе А.А. Богдановым, Г.Г. Семеновым и др. Наиболее ценными были большие желтые бриллиантовые серьги величиной «в двугривенный» (18 карат) в оправе из белого металла. Об этих серьгах, по словам матери, «говорили все в Петербурге и в балете», а братья Н.Г. и С.Г Легат даже нарисовали карикатуру Муромской с этими серьгами.

42 Бинокль. Беседа с Л.Н. Муромской. К 10-ти летнему юбилею ее артистической деятельности // Петроградская газета. 1917. 23 апреля. № 93.

43 Петроградская газета. 1917. 28 апреля. № 97.

44 Юбилейный вечер Л. Н. Муромской // Петроградская газета. 1917. 29 апреля. № 98.

45 К. Юбилейный спектакль артистки Л. Н. Муромской Петроградский листок.1917. 29 апреля. № 104.

46 Там же.

47 Бирюч Петроградских Государственных театров. Сборник статей под ред. А. С. Полякова. Пг., 1921. С. 414; Материалы по истории русского балета. Т. 2. С. 172.

Кроме того, у артистки были «серьги жемчужные с бриллиантами кругом, брошь длинная (палочка) с бриллиантами и жемчугом поочередно, часы золотые с бриллиантами, два больших колье с крупными камнями, одна монограмма из букв Л. М. из крупных бриллиантов... темно-платиновый браслет с бриллиантами, который... был припаян на ноге»48.

Во второй половине 1914 г среди поклонников Муромской появляется известный петербургский банкир и биржевик З.П. Жданов, с которым она познакомилась в петербургской конторе торгового дома «С. Кафталь и Г. Гандельман» и на несколько лет связала свою судьбу. Банкир купил Муромской дачу в Петергофе, а в 1917 г. — дом в Петрограде на углу Знаменской и Кирочной улиц49.

В начале июня 1918 г. Жданова разыскивала Петроградская ЧК по делу «Каморра народной расправы над евреями». Он же скрывался на квартире Муромской. После ареста банкира, артистке делались предложения о помощи в его освобождении за деньги, о которых она сообщила в ВЧК. Она добилась свидания с председателем Петроградской ЧК Г.И. Бокия, которому сообщила о предложениях шантажистов. На квартире Муромской, когда вымогатели пришли за деньгами, они были арестованы.

Второй раз Жданов был арестован в ноябре 1919 г. С октября 1918 г. бывший банкир скрывался на хуторе «Зверино», недалеко от станции «Чаща». Вместе со Ждановым на хуторе жили Муромская и ее несовершеннолетний сын Михаил50. Уехать в деревню предложила Муромская. Она полагала, что, если они останутся в Петрограде, Жданов не утерпит и снова примется за свои «старые дела» и будет снова подвергнут аресту.

Муромская после второго ареста Жданова вернулась в Петроград. Не имея средств к существованию, она решила вернуться на сцену Мариинского театра, который стал называться Академическим театром оперы и балета. В театральных кругах считали, что Муромская еще весной 1918 г. покинула Россию и прожила в Стокгольме51.

Через полгода, 17 апреля 1920 г., Жданов был освобожден. После его возвращения в Петроград Муромская объявила о разрыве их отношений. К этому времени она официально вышла замуж за Николая Ефимовича Королёва, бывшего управляющего генерал-лейтенанта Дмитрия Яковлевича Дашкова (1853- ?). Встреча со Ждановым закончилась бурным выяснением отношений [Лизунов: 222-260].

Муромская неоднократно жаловалась Королёву на то, что в театре ведутся разговоры о том, что она состоит агентом ВЧК, и коллеги сторонятся ее. Муромская полагала, что эти слухи дело рук Жданова, желавшего ей отомстить. Она сильно изменилась внешне, замкнулась в себе. Здоровье Муромской быстро расшатывалось, она боялась всего, ее страшили тишина, темнота, тени52. Целыми днями она лежала в постели и курила. Вместе с Королёвым Муромская увлеклась спиритизмом и черной магией. Муромская пыталась вернуться на театральную сцену, раз танцевала, но очень скверно и публика проводила ее молчанием. Желая вернуть ее к прежнему состоянию, Королёв приручил ее к морфию.

Муромская попыталась покончить с собой, уверяя потом, что совершенно ничего не помнит, как это произошло, оч-

48 Архив УФСБ. Д. П-51010. Т. 1. Л. 168.

49 Там же. Л. 104-104 об.

50 В советское время Михаил написал стихотворение, посвященное Сталину под названием «Рапорт Вождю», которое было опубликованным в одной из газет. Позже был репрессирован и сослан. После смерти Сталина реабилитирован. Умер в Ленинграде около 1987 г.

51 Бирюч Петроградских Государственных театров. Пг., 1921. С. 414; Материалы по истории русского балета. Т. 2. С. 172.

52 Архив УФСБ. Д. П-51010. Т. 1. Л. 87 об.

нувшись на полу с обрывком шнура от вентилятора. Однако через несколько дней, 4 октября 1920 г, она повесилась на проводе электрической лампы, висевшей над ее кроватью. Художник К.А. Сомов в своих дневниках записал: «Сег[од-ня] удавилась красавица-танцовщица Муромская». По его воспоминаниям, в тот день была ужасная погода, «при ветре и снеге» [Сомов: 478].

Так закончился земной путь артистки балета Л.Н. Муромской. Ей было всего 32 года. По утверждению родственников Л.Н. Муромская была похоронена на Литературных мостках Волковского кладбища, но где именно находится могила они, к сожалению, не знают.

Сохранилось значительное количество фотографий, открыток и портретов Л. Н. Муромской. Часть ее фотографий содержится в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, часть — в Центральном государственном архиве кинофотофоно-документов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.), часть — в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, часть — у ее потомков. Большая часть фотографий Муромской, выполненных в виде черно-белых почтовых открыток, были сделаны в ателье К.А. Фишера, арендовавшего в 1906 г. на 12 лет «Фотографию Императорских театров в здании Мариинского театра».

Хорошо известен замечательный портрет Муромской художника Николая Дмитриевича Кузнецова (1850-1929) под названием «Головка в кичке с m-lle Муромской (балерина)» (1907). Картина написана маслом на холсте, ее размеры 21,5x16,5, хранится она в частном собрании в Одессе. Ее можно увидеть на сайтах53. С этого портрета также была сделана цветная почтовая открытка.

Рис. 6. Почтовая открытка. Кузнецов Н.Д. «Головка в кичке с m-lle Муромской (балерина)» (1907).

Fig. 6. Post card. Kuznetsov N.D. «Head in kichka with m-lle Muromskaya (ballerina)» (1907).

Менее известен не законченный портрет Муромской в кокошнике, написанный Михаилом Викторовичем Рун-дальцовым (1871-1935) не ранее 1914 г. Картина написана маслом на картоне, размером 45,5x35,0. Сейчас она находится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/3259969/ post176012095 http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kuznecovND/img/7 (Дата обращения: 18.03.2020 г.)

53

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5 кн. Кн. 4-5. Изд. 2-е, дополненное. М.: Наука, 1990.

2. Ковалова А. О. Avenue du cinema: Невский проспект (1896-1917 годов) // Сеанс. Ровесники. 2010. № 41-42. С. 283-304.

3. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ в. Хореографы. 2-е изд. СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. 655 с.

4. Кривцова М. А. Павел Дмитриевич Шмаров: к биографии художника // Из истории Воронежского края. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2010. Вып. 17. С. 137-152.

5. Кшесинская М. Ф. Воспоминания. / Пер. с французского Л. Папили-ной. Смоленск: Русич, 1998. 416 с.

6. Лизунов П. В. Захарий Жданов: судьба «короля биржевых спекулянтов» // Экономическая история: ежегодник. 2006. М.: РОССПЭН, 2006. С. 222-260.

7. Сомов К. А. Дневник. 1917-1923. М.: Дмитрий Сечин, 2017. 923 с.

8. Цуриков Н. А. Прошлое. М.: Новое литературное обозрение, 2006. (Россия в мемуарах). 441 с.

REFERENCES:

1. Benua A.N. My memories. In 5 books. Book. 4-5. Ed. 2nd, supplemented. M.: Nauka, 1990. 743 p.

2. Kovalova A.O. Avenue du cinema: Nevsky Prospect (1896-1917) // Seance. Novelists. 2010. № 41-42. P. 283-304.

3. Krasovskaya V. M. Russian Ballet Theatre of the Beginning of the 20th Century. 2-th ed. St. Petersburg: Lan': Planet of Music, 2009. 655 p.

4. Krivtsova M. A. Pavel Dmitrievich Shmarov: to the biography of the artist // From the history of Voronezh region. Voronezh: Publishing house of Voronezh. uni-tat, 2010. Vol. 17. P. 137-152.

5. Kshesinskaya M. F. Memories. / Per. from French by L.Papilina. Smolensk: Rusich, 1998. 416 p.

6. Lizunov P. V. Zakhary Zhdanov: Fate of «King of Stock Speculators» // Economic History: Yearbook. 2006. MOSCOW: ROSPAN, 2006. P. 222260.

7. SomovK. A. Diary. 1917-1923. Moscow: Dmitry Sechin, 2017. 923 p.

8. Tsurikov N. A. The Past. Moscow: New Literary Review, 2006. (Russia in Memoirs). 441 p.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 90%.

Рецензент: Запарий В. В., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ, профессор кафедры истории России, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ).

Статья поступила в редакцию 10.11.2022, принята к публикации 30.11.2022 The article was received on 10.11.2022, accepted for publication 30.11.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лизунов Павел Владимирович, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры истории, философии и права гуманитарного института Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ), Архангельск-Северодвинск, Российская Федерация, ID РИНЦ: 77711, SPIN-код: 8523-3466, https:// orcid.org/0000-0002-6658-8500, e-mail: pavelvl@mail.ru

ABOUT THEAUTOR

Pavel V. Lizunov, Dr. Sci. (Hist.), Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, branch in Severodvinsk, Russian Federation, Author ID: 77711, SPIN-Code: 8523-3466, https:// orcid.org/0000-0002-6658-8500, e-mail: pavelvl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.