Научная статья на тему 'ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ (ТВОРЧЕСТВО Н. Л. СЕМИЗОРОВОЙ)'

ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ (ТВОРЧЕСТВО Н. Л. СЕМИЗОРОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / ГИТИС / БОЛЬШОЙ ТЕАТР / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / ЖЕНСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / РЕПЕТИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BALLET / GITIS / BOLSHOI THEATER / CLASSICAL DANCE / PEDAGOGY / TEACHING METHODS / CHOREOGRAPHY / FEMALE PERFORMANCE / STAGE PRACTICE / TUTORING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рибель А.А.

В жизни каждой профессиональной балерины наступает переломный момент, когда заканчивается танцевальная карьера и предстоит уход с большой сцены. Но открывается другой, не менее значимый и ответственный, путь, новое русло хореографического творчества - преподавание, подготовка следующей плеяды артистов большого балета. Ярким примером такого мастерства является балетное творчество Н. Л. Семизоровой. Блестящая артистическая карьера прима-балерины Большого театра сменилась педагогической деятельностью. Сегодня Народная артистка Российской Федерации, профессор кафедры хореографии Н. Л. Семизорова является одним из ведущих специалистов балетмейстерского факультета ГИТИСа по методике преподавания классического танца, а также театральным педагогом-репетитором Большого театра. Педагогический метод Н. Л. Семизоровой складывался в течение многих лет преподавательской и сценической работы. Ее учебные занятия являются образцом методической грамотности и педагогического мастерства. В настоящее время балерина развивает традиции Русской классической школы, сохраняя преемственность своих великих наставниц - Г. С. Улановой и М. Т. Семеновой. В настоящей статье проанализированы показательные фрагменты занятий Н. Л. Семизоровой, дана характеристика учебного процесса и методов обучения в ее классе, отражены взгляды балерины на современный балет и процесс подготовки молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXECUTIVE TO PEDAGOGICAL SKILLS (NINA SEMIZOROVA’S CREATIVE WORK)

In the life of every professional ballerina, there comes a moment when the dance career ends, and leaving the big stage is becoming a life-changing moment. However, another way opens up, no less significant and responsible - the transition to a new direction of choreographic creative work - the teaching and training of the next generation of ballet dancers. A striking example of such skill is the ballet art of N. L. Semizorova. Prima Ballerina brilliant artistic career of the Bolshoi Theater was replaced by highly professional teaching activity. Today, the National Artist of the Russian Federation, Professor of the Choreography faculty N. L. Semizorova is one of the leading experts in the teaching of classical dance at the GITIS choreographer department and a theater teacher-tutor of the Bolshoi Theater. The pedagogical method of N. L. Semizorov was formed over many years of teaching and stage work. Training sessions of N. L. Semizorova are a model of methodical literacy and pedagogical skills. N. L. Semizorova continues and develops the traditions of the Russian classical school, while maintaining the continuity of its great mentors G. S. Ulanova and M. T. Semenova. The author of the article (student of N. L. Semizorova) has presented several illustrative fragments of the lesson, described the educational process in general and in particular, reflected the views of N. L. Semizorova on the learning process of young professionals and modern ballet.

Текст научной работы на тему «ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ (ТВОРЧЕСТВО Н. Л. СЕМИЗОРОВОЙ)»

УДК 7.071

ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ (ТВОРЧЕСТВО Н. Л. СЕМИЗОРОВОЙ)

Рибель А. А.1

1 Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, 6125009, Россия.

В жизни каждой профессиональной балерины наступает переломный момент, когда заканчивается танцевальная карьера и предстоит уход с большой сцены. Но открывается другой, не менее значимый и ответственный, путь, новое русло хореографического творчества — преподавание, подготовка следующей плеяды артистов большого балета. Ярким примером такого мастерства является балетное творчество Н. Л. Семизоровой.

Блестящая артистическая карьера прима-балерины Большого театра сменилась педагогической деятельностью. Сегодня Народная артистка Российской Федерации, профессор кафедры хореографии Н. Л. Семизорова является одним из ведущих специалистов балетмейстерского факультета ГИТИСа по методике преподавания классического танца, а также театральным педагогом-репетитором Большого театра. Педагогический метод Н. Л. Семизоровой складывался в течение многих лет преподавательской и сценической работы. Ее учебные занятия являются образцом методической грамотности и педагогического мастерства. В настоящее время балерина развивает традиции Русской классической школы, сохраняя преемственность своих великих наставниц — Г. С. Улановой и М. Т. Семеновой.

В настоящей статье проанализированы показательные фрагменты занятий Н. Л. Семизоровой, дана характеристика учебного процесса и методов обучения в ее классе, отражены взгляды балерины на современный балет и процесс подготовки молодых специалистов.

Ключевые слова: балет, ГИТИС, Большой театр, классический танец, педагогика, методика преподавания, хореография, женское исполнительство, сценическая практика, репетиторская деятельность.

FROM EXECUTIVE TO PEDAGOGICAL SKILLS (NINA SEMIZOROVA'S CREATIVE WORK)

Ribel A. A.1

1 Russian Institute of Theatre Arts (GITIS), Maly Kislovsky lane, 6, Moscow, 125009, Russian Federation.

In the life of every professional ballerina, there comes a moment when the dance career ends, and leaving the big stage is becoming a life-changing moment. However, another way opens up, no less significant and responsible - the transition to a new direction of choreographic creative work - the teaching and training of the next generation of ballet dancers. A striking example of such skill is the ballet art of N. L. Semizorova.

Prima Ballerina brilliant artistic career of the Bolshoi Theater was replaced by highly professional teaching activity. Today, the National Artist of the Russian Federation, Professor of the Choreography faculty N. L. Semizorova is one of the leading experts in the teaching of classical dance at the GITIS choreographer department and a theater teacher-tutor of the Bolshoi Theater. The pedagogical method of N. L. Semizorov was formed over many years of teaching and stage work. Training sessions of N. L. Semizorova are a model of methodical literacy and pedagogical skills. N. L. Semizorovа continues and develops the traditions of the Russian classical school, while maintaining the continuity of its great mentors G. S. Ulanova and M. T. Semenova.

The author of the article (student of N. L. Semizorova) has presented several illustrative fragments of the lesson, described the educational process in general and in particular, reflected the views of N. L. Semizorova on the learning process of young professionals and modern ballet.

Keywords: ballet, GITIS, Bolshoi Theater, classical dance, pedagogy, teaching methods, choreography, female performance, stage practice, tutoring.

Учитель танцев - это не работа, а призванье И путь к возвышенной мечте! Не зря по нежным лицам струйки пота Прокладывают тропку к красоте...

Алексей Резников.

Рис. 1. Нина Семизорова

Вначале был танец. Изящество, легкость, поэзия ног. Необычный и прекрасный вид сценического искусства, балет вот уже несколько веков вызывает восхищение у миллионной армии своих поклонников.

Прима-балерина Большого театра, виртуозная танцовщица Нина Семизорова, много лет блиставшая на главной сцене страны, после завершения артистической карьеры начала заниматься не менее значимым и ответственным творчеством - преподаванием.

Сегодня народная артистка Российской Федерации, профессор кафедры хореографии Н. Л. Семизорова является одним из ведущих специалистов балетмейстерского факультета ГИТИСа по методике преподавания классического танца, а также театральным педагогом-

репетитором Большого театра. Весь жизненный путь балерины есть тесное переплетение сценического и педагогического мастерства. Вот уже более двадцати лет Н. Л. Семизорова занимается плодотворной работой на кафедре ГИТИСа по подготовке педагогических кадров и действующих артистов балета Большого театра, представляющих нашу страну на мировой сцене.

Большую роль в становлении балерины сыграли учителя-наставники.Тольковсовокупностизнаний,заложенныхпредшествуюш;ими поколениями, логически выстроенной цепочке преемственности, было возможно развитие ее педагогического мастерства. Анализируя творческую деятельность, необходимо выделить главные фигуры педагогов-методистов-практиков, у которых Семизорова училась, и благодаря которым выстроилась ее собственная система преподавания. Среди них: Г. Н. Кириллова, Г. С. Уланова, М. Т. Семенова и А. М. Мессерер. Г. Н. Кириллова - народная артистка УССР, директор Киевского хореографического училища, класс которой закончила Н. Л. Семизорова, как и все его педагоги, были учениками А. Я. Вагановой и имели большой сценический опыт. «Одна школа, одна плеяда. Уже позднее я поняла, насколько это важно», - вспоминает Н. Л. Семизорова.

После победы на III Международном конкурсе артистов балета (1977) талантливую танцовщицу пригласила работать в Большой театр Г. С. Уланова, которая оставалась ее педагогом-репетитором в течение многих лет: «Галина Сергеевна работала со мной с самого начала и до тех пор, пока она находилась в театре, до последнего дня... [1]. Моя последняя ученица — теперь единственная — Нина Семизорова. Семнадцатый год она у меня», — говорила Г. С. Уланова в своем последнем интервью [2].

Будучи лучшей из лучших учениц, Н. Л. Семизорова старалась впитать все наставления, не упустить ни одного рабочего момента великого мастера: «Галина Сергеевна учила понимать и принимать, пропускать через себя, проживать создаваемый образ. Все репетиции у нее проходили как спектакли, с такой же требовательностью к выразительности как на сцене» [3].

Семизорова сумела перенять от Улановой все секреты ее мастерства, и в первую очередь, выразительность танца: «На мой взгляд, среди других Галину Сергеевну выделяла какая-то своя аура, которая сопровождала ее ив жизни, и на сцене. Лучезарная... Она словно излучала сияние, трогательное и непорочное, несла духовное очищение... Посмотрел — и словно живой воды напился.» [3].

Встреча с еще одной великой балериной и выдающимся педагогом народной артисткой СССР Мариной Тимофеевной Семеновой стала значительным событием в творческой биографии Семизоровой, которое сыграло, наверное, самую важную роль в ее становлении как педагога. По классу М. Т. Семеновой она закончила педагогический факультет ГИТИСа (1989). «...Педагогикой надо начинать заниматься, будучи в расцвете своей танцевальной карьеры...» [4, с. 56], — не раз говорила опытный педагог своим лучшим ученицам. Следуя этому, Семизорова совмещала учебу с работой в Большом театре.

«Уже первая встреча с М. Т. Семеновой открыла мне богатство классического танца. Каждый ее урок был совершенно не похож на другой. Давая примеры своими классами от одного уровня к другому, она считала, что два раза один и тот же урок повторять нельзя. У Семеновой все было строго по правилам, строилось на безупречной выучке, где техника являлась средством, заставляющим современно зазвучать классическую форму, наполнить романтическую роль свежим звучанием» [4, с. 59]. У А. Я. Вагановой М. Т. Семенова переняла традиции классического балета, наполнив их жизнью, живым ощущением времени, и передавала их своим ученицам. Особенное внимание уделялось рукам — port-de-bras. Все это находит отражение в методических приемах Н. Л. Семизоровой. Кроме того, все двадцать три года сценической работы в Большом театре Нина Львовна занималась у М. Т. Семеновой в «классе усовершенствования» — классе повышенного технического мастерства.

Нельзя не отметить еще одну выдающуюся личность, оставившую существенный след в формировании собственной системы Н. Л. Семизоровой, — народного артиста СССР, педагога-балетмейстера и автора книг по методике танца Асафа Михайловича Мессерера. Во время учебы в ГИТИСе Н. Л. Семизорова посещала объединенные занятия мужского и женского класса А. М. Мессерера в Большом театре, отмечая для себя особенности его метода: «У него была совершенно другая постановка урока. Такой урок великолепно готовил артиста балета для трудного репетиционного дня и последующего вечернего спектакля. Это тоже отложилось где-то в моем сознании и имеет сейчас продолжение» [5]. «Стройность, последовательность, логика должны господствовать в балетном классе с начала и до конца» [6, с. 287], — писал А. М. Мессерер. «Он выработал свою методологию уроков классического танца, где каждый урок имел свою задачу, тему, свое лейтдвижение» [7, с. 126].

М. Т. Семенова и А. М. Мессерер — две гениальные личности, которые разными дорогами вели своих учеников к одной цели. Это словно две ветви одного древа — древа искусства классического танца. «Каждый из них внес свою лепту в мое сознание, кто-то в меньшей степени, кто-то в большей.» [8], — говорит Н. Л. Семизорова. В этом, наверное, и есть «секрет» великих педагогов, имеющих свою уникальную методику, свой подход, свой взгляд, несмотря на единую программу и требования к технике. Эти необычайно колоритные фигуры наложили серьезный отпечаток на создание собственной методической линии Н. Л. Семизоровой. Их педагогическое наследие органично вплелось, продолжает жить и развиваться в методике благодарной ученицы.

В 1996 году Н. Л. Семизорова была приглашена преподавать в ГИТИСе методику классического танца; так началась ее педагогическая деятельность. Несмотря на большую занятость в репертуаре Большого театра, балерина приняла предложение, так как эта работа была ей интересна. К тому же «педагогический коллектив, в который она попала, был «близок ей по духу» [8].

Талант Н. Л. Семизоровой заключается в том, чтобы учить искусству танца, делать доступным для своих воспитанниц то, чем владеет она сама в совершенстве. Базируясь на школе А. Я. Вагановой, впитав в себя все уроки ее знаменитых учениц, дополняя и обогащая это личными наработками, Н. Л. Семизорова создает свою систему обучения. Ее педагогический метод складывался в течение многих лет преподавательской и сценической работы. В системе Н. Л. Семизоровой прослеживается непрерывное развитие и научно обоснованная последовательность учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к общему, — таковы рабочие принципы поступательного развития танцевальной техники и художественного сознания учащихся.

«Методика классического танца — эта наука, которая охватывает большой четырехсотлетний этап и всю логику эволюции движений классического танца от простейших его форм до самых виртуозных сочетаний в процессе подготовки и воспитания будущего артиста балета» [7, с. 68]. Следует выделить элементы универсальности обучения классическому танцу, которые активно использует в своей работе Н. Л. Семизорова:

- постановка урока, ориентированная на развитие мотивации обучения;

- целевой показ и объяснение движений и комбинаций классического танца;

- обучение специальной технике владения собственным телом;

- воспитание самоконтроля и самообучения.

Чем богаче арсенал методов и приемов, которыми владеет современный педагог, тем ярче и многограннее его мастерство. Прогресс хореографического искусства начинается с творчества, открытия новых методов, форм организации обучения классическому танцу на основе синтеза традиционных методов с элементами современности.

Каждому уроку Н. Л. Семизоровой присущи объективный подход и высокий профессионализм. Основой преподавания она, как любой методист, считает программу обучения в целом. В ней нет мелочей, материал надо готовить на построение всего тела: на стопы, на укрепление тазобедренного сустава, на руки, постановку корпуса и головы. «А когда мои выпускники будут работать самостоятельно, тогда уже необходим индивидуальный подход в зависимости от того, кто перед ними стоит. Сейчас я вижу перед собой не учеников, а будущих педагогов и учу их работать с разным контингентом. Правила существуют, их никто не будет менять, это как азбука в русском языке. Искусство не определяется весом и не отмеряется сантиметрами» [9].

Одним из важных моментов урока Н. Л. Семизоровой является показ, имеющий серьезное значение для построения комбинаций, так как многие ученики лучше воспринимают информацию визуально. «Мне нужно учитывать все», — говорит Н. Л. Семизорова. Обязательна обратная связь: педагог должен убедиться, что понят учениками, поправить ошибки и вновь пояснить некоторые моменты. Н. Л. Семизорова не жалеет своего времени, долго и кропотливо работает с учениками над каждым движением. Важным в обучении Н. Л. Семизорова считает мотивацию; именно она дает высокие результаты. Классы Н. Л. Семизоровой разнообразны, насыщенны, многое построено на вращении: вращение со всех точек зала, с двух ног, с одной ноги, с повтором пируэта, с разных позиций. Движения чередуются с многочисленными переходами, дополняются перегибами корпуса и поворотами головы.

И все-таки, самое главное в классе Н. Л. Семизоровой — отработка выразительности, которая совершенствуется в старших классах. «Я хочу, чтобы у моих учениц были хорошие выразительные руки, чтобы

они владели port-de-bras в разных формах» [10]. Выразительность имеет первостепенное значение, потому что это характер, определяющий танец. В женских образах — это в первую очередь тема красоты: мягкая женственность, грациозные позы, тонкая одухотворенность образа. Н. Л. Семизорова учит видеть эту красоту, вобрать ее в себя и передать в танце. Впитав все указания великих наставников, Н. Л. Семизорова имеет свой подход в области координации движений, раскрепощения корпуса, выразительности рук, которые определяют характер ее танца. Большое внимание педагог уделяет спине: «если спина танцовщицы не отвечает на интонации тела в каждом движении, не участвует в кантилене переходов из одной фазы в другую. Когда танцуют только руки и ноги, танец остается мертвым, в выразительности скрывается импульс жизнедеятельности танца» [4, с. 58]. «Вздох под лопатками», — постоянно повторяет она своим ученицам.

Большое внимание Н. Л. Семизорова уделяет музыкально-хореографической форме Adagio. Adagio — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и их разнообразной связью. Основная цель Adagio в учебном процессе — развить физическую выносливость, устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при исполнении движений.

Нам представляется необходимым дать подробную характеристику хореографических комбинаций Adagio, сочиненных Н. Л. Семизоровой.

ÁDAGIO на середине зала (2 класс)

Музыкальный размер 4/4, preparation на половину такта. Исходное положение: V позиция, ерaulement croise, правая нога спереди. Руки в подготовительном положении. Голова повернута в сторону правого плеча.

На preparation исполняется поворот на 1/8 часть круга в положение en face работающая нога (правая) открывается в сторону II позиции и закрывается в I позицию, руки открываются во II позицию. Первый такт: «вздох под лопатками» grand plie по I позиции с малой формой первого port de bras. Второй такт: releve на полупальцы, руки сохраняют II позиции, на третью четверть V позиция ерaulement croise. Третий такт: поворот на 1/8 часть круга в положение en face, battement developpe вперед на 90°. Четвертый такт: demi-rond en dehors

до положения a la seconde, на третью четверть — работающая нога опускается на носок, на четвертую четверть — II позиция. Пятый такт: grand plie по II позиции с малой формой первого port de bras. Шестой такт: releve по II позиции, на третью и четвертую четверть — приемом battement tendu закрыть в V позицию ерaulement croise. Седьмой такт: battement developpe в сторону (a la seconde). Восьмой такт: demi-rond en dehors, на третью четверть — опустить ногу, закрыть в V позицию ерaulement croise. Девятый такт: поворот в 8 точку зала ерaulement effacee, battement developpe вперед на 90°, большая поза effacee вперед (при закрытом положении рук). Десятый такт: раскрыть руки, закрыть работающую ногу в V позицию ерaulement effacee. Одиннадцатый такт: battement developpe в сторону, большая поза ecartee назад. Двенадцатый такт: на первую четверть — нога опускается на носок, третью четверть — закрывается в V позицию, руки сохраняют положение. Тринадцатый такт: четвертое port de bras (на первую четверть рука из III позиции открывается во II позицию, на четвертую четверть — руки фиксируют положение alongee). Четырнадцатый такт: задняя нога открывается приемом battement tendu pointe, поза IV arabesque. Пятнадцатый такт: фиксируем позу. Шестнадцатый такт: руки переводятся во II позицию, на третью и четвертую четверть работающая нога и руки закрываются в исходное положение.

ÁDAGIO на середине зала (4 класс)

Музыкальный размер 4/4, preparation на половину такта. Исходное положение: V позиция, ерaulement croise, правая нога спереди. Руки в подготовительном положении. Голова повернута в сторону правого плеча.

На preparation исполняется поворот на 1/8 часть круга в положение en face работающая нога (правая) открывается в сторону II позиции и закрывается в I позицию, руки открываются во II позицию. Первый такт: «вздох под лопатками» grand plie по I позиции с малой формой первого port de bras, на третью и четвертую четверть — через «легкий подъем на полупальцы» закрыли в V позицию en face. Второй такт: battement developpe в сторону (a la seconde), руки на II позиции на третью и четвертую четверть - demi-rond en dedans, большая поза сгoisee. Третий такт: tour lent en dedans «сохраняем позу». Четвертый такт: releve в позе croisee, на третью четверть — поворот на 1/8 часть круга в положение en face, на четвертую четверть — battement developpe в

сторону (a la seconde). Пятый такт: tour lent a la seconden dedans. Шестой такт: первая четверть — demi plie, вторая четверть — soutenu, третья четверть — ерaulement croise, «вздох» руками в направлении II заниженной позиции приемом allongee, четвертая четверть — закрыть руки, V позиция. Седьмой такт: battement developpe назад в 3 точку зала класса, поза I arabesque, на третью четверть — перевод рук, поза II arabesque. Восьмой такт: demi plie в позе II arabesqurnpas de bouree. Девятый такт: battement tendu назад на plie, round de jambe par terre dedans до малой позы effacee. Десятый такт: round de jambe par terre en dehors на plie, на четвертую четверть releve на полупальцы в позу IV arabesque.

Приведенный выше подробный анализ таких сложных комбинаций, как Adagio является необходимым, так как выявляет главное — основу педагогического стиля Н. Л. Семизоровой.

В классе Н. Л. Семизоровой всегда ощущается особая атмосфера. Здесь царит предельная собранность, ответственность за каждый шаг, каждое движение, серьезнейший творческий подход ко всему происходящему, строгая дисциплина, какая-то всеобщая мобилизация душевных и физических сил.

Еще одна, очень важная мысль Н. Л. Семизоровой в том, что практика в театре, должна быть обязательной. Такой студент уже знает задачи театра, имеет представление о всевозможных танцевальных направлениях, имеет большой опыт работы с разными балетмейстерами. Все это расширяет кругозор будущего педагога, учит стилевому подходу к вариациям. «Если студенты уже практикуются, и у них есть свои воспитанники — это хорошая возможность проверить теорию на практике. Другим сложнее. С ними приходится тщательно отрабатывает комбинации в классе» [9].

Одновременно с преподаванием в ГИТИСе все эти годы Н. Л. Семизорова как педагог-репетитор ведет плодотворную работу в ведущих московских театрах. С 1999 года — в театре «Кремлевский балет», а в 2009 году — вновь в Большом театре, но уже в другом статусе — в качестве балетмейстера-репетитора. «Считаю, что мне очень повезло, свершилось чудо, сбылась заветная мечта, говорят, что нельзя в реку войти два раза, а я вошла.» [11], немного в другом образе, но не менее, а может быть и более значительном, чем прежде.

Следует отметить, что методы преподавания классического танца в ГИТИСе кардинально отличаются от репетиционных занятий с артистами балета в театре, так как задачи стоят разные. Педагогическая

деятельность в институте в своей основе имеет направление подготовки педагогов-хореографов: здесь идет обучение студентов методике классического танца, а в театре даются уроки уже состоявшимся артистам балета — подготовка к выступлению на сцене в конкретном репертуаре. «Это совершенно разные формы преподавания», — говорит Н. Л. Семизорова. Тем не менее, отмечает она, взаимосвязь между ними очевидна.

Н. Л. Семизорова утверждает, что построение комбинаций в тренажном классе театра и в учебном классе ГИТИСа пересекаются. По ее мнению, это один тип построения урока, только на разном уровне. В ГИТИСе начинают с первого класса и до выпускного, то есть от простого к сложному, а в театре существует только сложный класс. Все это со стороны Н. Семизоровой подверглось серьезному анализу, систематизировалось в стройную методическую систему. И такое, можно сказать «параллельное» преподавание в ВУЗе и в театре положительно сказывается на развитии и совершенствовании ее методики.

В Большом театре Н. Л. Семизорова выстраивает свои репетиционные уроки так, что они способствуют совершенствованию эмоциональной выразительности и максимальному развитию тела танцовщицы. У своих учениц она вырабатывает мягкость и силу p^, непринужденную и поэтичную пластику рук, добивается максимальной одухотворенности, дает корректные советы и комментарии. Такую школу проходят все ведущие артисты театра, поэтому техника в классе Н. Л. Семизоровой динамичная, очень точная, насыщенная многочисленными чередующимися элементами. В настоящее время на сцене Большого театра блистают ее воспитанницы: Кристина Кретова, Мария Александрова, Мария Аллаш, Нина Капцова, Мария Виноградова, Дарья Хохлова, Ангелина Карпова, Анна Окунева, Янина Париенко, Дарья Бочкова.

Педагогические взгляды Н. Л. Семизоровой, сформированные в тесной связи с театральной практикой, являются закономерным продолжением и развитием традиций русской балетной школы. В системе ее обучения определенно вырисовывается индивидуальный стиль, основой которого является строгая продуманность учебного процесса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное — стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Она учит понимать самую сущность форм классического танца. Развивающая лучшие свойства русской танцевальной школы (кантиленность, гармоничность, одухотворенность), ее работа

направлена на совершенствование техники и выразительности классического танца.

Огромное значение Н. Л. Семизорова придает музыкальному сопровождению урока. «Велика и глубока роль музыки в балете. Она -ваш источник вдохновения, помощник в осмыслении хореографии. И когда вы выходите на сцену, именно музыка питает эмоционально и поддерживает. <...> .при этой поддержке и мысли, и тело — все начинает вести себя более гармонично, слитно, в унисон с режиссурой постановки» [9], — наставляет она своих учениц. На занятиях Н. Л. Семизорова использует как классическую музыку, так и музыку современных авторов, которая имеет новую выразительность, существенно влияющую на исполнение. Музыкальное сопровождение строится так, что в заданном рисунке движениями создаются нюансы от певучести к четкому ритму. «Любой звук: мягкий, тихий или громкий, динамичный — надо отражать в танце. Надо понимать музыку, которую исполняешь» [9]. Н. Л. Семизорова сравнивает музыку с «зерном», обозначающим истину, которая заложена в классической музыке и поэтому вечной, и неподвластной разрушению временем, из которой вырастает прекрасное пластическое содержание, рождается танец.

Каждая школа, согласно убеждениям Н. Л. Семизоровой, является живым организмом, а не догмой. «Со временем, в какой-то степени, меняется все, в том числе и преподавание в связи с накопленным опытом, в связи с изменяющимся современным репертуаром театра. Сейчас я даю материал немного иначе, чем раньше: больше конкретных примеров на отработку тех или иных движений, стараюсь очень точно и понятно изъясняться. Раньше у меня на уроках было больше эмоций (наверное, связанных с моей сценической деятельностью), а сейчас это ушло на второй план. Больше конкретных замечаний из опыта работы, собственных наблюдений» [10]. «Мне, конечно, все еще нравится танцевать. Но в последнее время я стала чувствовать удовлетворение от успехов своих учениц» [12], — говорит Н. Л. Семизорова.

К классическому танцу надо относиться не только как к выработанному веками канону. В процессе эволюции и смены поколений классический танец тоже претерпевает определенные изменения, развивается поступательно, обогащаясь новыми веяниями. Век скоростей, технократический прогресс коснулся всех сторон нашей жизни, в том числе и искусства. «Изменились люди, приходящие в театр, меняется их отношение к происходящему на сцене. Мнения здесь весьма противоречивые, как у критиков современного балета, так

и педагогов-балетмейстеров» [10], — размышляет Н. Л. Семизорова о сегодняшнем дне.

«Конечно же, спустя годы многое поддаётся переосмыслению, меняется восприятие, взгляды на жизнь в частности и в целом. Театр — это тоже живой организм, в нем отражается время. Со временем меняется пантомима и пластика, спектакли становятся динамичнее, другой танцевальный язык, много новых вариаций. Это и есть развитие, движение вперед, даже если не всё и не всем нравится. И мы, педагоги, должны это учитывать в своей работе» [9]. Современность хореографического искусства — это, прежде всего, современность хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

В своих многочисленных интервью Н. Л. Семизорова поднимает вопрос о важных проблемах современного балета. Сегодня существует много разных школ. Идет заметное совершенствование техники танца, в пластическую языковую структуру стали входить элементы художественной гимнастики, поэтизированной бытовой пластики. Но все-таки танец — это искусство, а не спорт. «И сколько бы артист ни сделал пируэтов, какие бы прыжки ни показал, если это не окрашено красками выразительности или характером вариации, это теряет всяческий интерес. Исполнение должно быть живое» [3].

«Главное, что всегда отличало все русское театральное искусство — в нем "жила мысль". Я должна, прежде всего, научить развитию образа, именно, оно привлекает внимание зрителей. В чем особенность искусства балета? Оно производит полноценное впечатление только тогда, когда все в нем сделано идеально. Только тогда балет будет вызывать у зрителей глубокие эмоции»[1], — говорит Н. Л. Семизорова.

Зритель всегда ждет красоты. По мнению Н. Л. Семизоровой, создать на сцене атмосферу поэзии, чистоты и нежности, как Г. С. Уланова, гораздо сложнее, чем исполнить какой-то бравурно-характерный номер. Для роли злодея найти краску в сто раз легче, чем для лирического персонажа. Агрессия может возбуждать зал, но только подлинная красота завораживает. Чтобы сделать что-то для души, очистить человека и общество, необходима тяжелая работа. Балет тогда интересен, когда исполняется на грани возможностей. Если этого нет, представление становится скучным. Чтобы зрителю было интересно, артистам необходимо «выложиться» и физически, и эмоционально.

Н. Л. Семизорова считает, что в искусстве балета нельзя ставить какие-либо запреты и выдвигать апробированные пути в отношении взаимодействия изобразительного и выразительного начала. Мерилом тут всегда останутся талант хореографа, его способность к творческой гармонии. Прогресс хореографического искусства начинается с творчества, открытия новых методов, форм организации обучения классическому танцу на основе синтеза традиционных методов с элементами современности. Поэтому, чем богаче арсенал методов и приемов, которыми владеет современный педагог, тем ярче и многограннее его мастерство.

Название «классический танец» говорит за себя: основы его незыблемы. И это факт! Нет ничего более красивого и совершенного, чем танец классический, сохранивший свое великолепие через века. Поэтому старая школа жива и, конечно же, будет жить вечно, как вечны красота и гармония. И только в тесной связи старых и современных традиций возможно процветание этого высокого искусства.

И надо отметить, несмотря ни на что, система хореографического образования в России остается одной из лучших в мире, так как стабильно демонстрирует высокий уровень подготовки специалистов-хореографов. Наша классика уже стала страницей мировой истории, которую изучают и продолжают исполнять не только в России. Мы этим гордимся и свято чтим свои традиции. «Классическая школа еще очень долго останется фундаментом балета и классического профессионального танца, фундаментом и основой настоящей хореографии», [10] — считает Н. Л. Семизорова.

«Обучение танцевальной технике и воспитание творческой личности должно идти в единой системе учебно-воспитательного процесса, организуемого педагогом, личность которого весьма значительно влияет на становление личностных качеств учащихся. В процессе непрерывного обучения важен учет всех звеньев последовательного профессионального образования, координирующую роль в котором осуществляет педагог» [6, с. 127]. Современный педагог классического танца должен выполнять высокую и сложную, многоплановую и психологически тонкую роль, нести своим ученикам только добро, красоту и любовь. Именно таким примером является Н. Л. Семизорова, уроки которой стали образцом методической грамотности для молодых специалистов, решивших посвятить себя искусству женского классического танца. Ученицы Н. Л. Семизоровой сегодня свободно танцуют на

больших российских и зарубежных сценах, на которых когда-то блистала и она сама, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира

Н. Л. Семизорова считает, что секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Она учит нести хореографические образы, отражающие в себе ключевые моменты жизни, высокой взволнованной приподнятости. Необыкновенно красивая и выразительная техника классического танца представляет собой объемный и достаточно сложный для изучения и освоения материал. Поэтому только опытный педагог способен руководить этим процессом. Н. Л. Семизорову по праву можно назвать «педагогом от Бога».

В течение всей жизни Н. Л. Семизорова своим танцем утверждала и несла публике морально высокую и эстетически прекрасную миссию классического танца, а сейчас учит этому великому мастерству молодое поколение. Огромный профессиональный опыт со временем осмысленный и систематизированный является бесценной базой ее педагогической деятельности и дает подлинно проникновенное понимание ее учеников.

Педагогика Н. Л. Семизоровой, как в принципе, наверное, и всех мастеров, преданных своему делу, ценна тем, что она всегда в движении, не отстает от хода и развития балетного искусства. И в этом его сила, жизненность.

Преподавательская деятельность Н. Л. Семизоровой полностью соответствует требованиям времени, так как обеспечивает стабильность подготовки артистов балета, прочную базу, овладев которой, танцовщики могут исполнять хореографию любых жанров. Профессор кафедры хореографии Н. Л. Семизорова — незаурядная личность, гордость российского балета. Ее танец отвечает самой сущности русского балета, как искусства большого содержания, высокой лирики и героики. Педагог-профессионал и хранитель великой традиции, своим созидательным трудом она пишет «учебник жизни», в котором каждая страница является уроком, где можно найти ответы и решения на многие вопросы, волнующие молодое поколение хореографов.

Учитель, пред именем твоим... (отзывы учеников) (рис. 2)

Рис. 2. Н. Л. Семизорова с ученицами РАТИ-ГИТИС. 2011 год

Кажется, это было совсем недавно, юная Нина Семизорова дебютировала на кремлевской сцене в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». Но время летит — и сегодня педагог-репетитор Нина Львовна Семизорова сама с волнением следит за тем, как танцуют на той же сцене ее юные воспитанницы-молодые солистки театра «Кремлевский балет».

Кристина Кретова:

«Я пришла в театр неопытной и о своей профессии знала очень мало. Лучшего преподавателя и наставника в работе не могу себе пожелать. Нина Львовна стала для меня не просто учителем. Она стала мне близким человеком. Дай Бог ей сил и здоровья! Она для меня родной человек! Эта женщина обладает уникальным даром притяжения. Если б не Н. Л. Семизорова, я бы, наверное, не состоялась как балерина. Именно Нина Львовна посоветовала мне пойти в институт. Здесь, в балетных залах РАТИ Н. Л. Семизорова особенно строга, требует четкого выполнения методических правил школы классического танца. А как эти знания помогают в театре!» [2].

Алла Окунева:

«Я считаю этот класс лечебным. Н. Л. Семизорова говорит, что если что-то болит, приходи в класс и занимайся так, чтобы перестало болеть. Часто я вижу, что артисты после травм у Н. Л. Семизоровой быстро восстанавливаются, приходят в форму буквально за неделю. Я всегда очень стараюсь, иногда чересчур. Нина Львовна мне даже говорит, что не нужно так стараться, что я должна как при массаже: вытянула коленку, согнула, расслабилась, а постоянное напряжение— мешает» [12].

Мария Виноградова:

«От Нины Львовны исходит такая энергетика!!!... Я не могу это описать, но все мы, ее ученики, это чувствуем»[12].

Дарья Хохлова:

«Мы уже работаем пятый год. Я пробовала посещать и другие классы, но только у Н. Л. Семизоровой с самого утра заряжаешься позитивом, хорошим настроением, силами и дополнительной энергией, которая доходит до каждой клеточки пальчиков ног и до кончиков пальцев рук. Лично для меня класс Нины Львовны — такая школа, которая позволяет мне классический репертуар танцевать, словно с другой ступеньки» [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалова Е. Нина Семизорова: В русском театральном искусстве главное — мысль // Вечерний Красноярск. 2012. № 48. С. 3-5 [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/article/351800 (дата обращения: 10.05.2019).

2. Володченков Р., Иноземцева Г. Нина Семизорова: ее уроки -откровение // Балет. 2008. № 1. С. 10-11.

3. Семизорова Н. Монологи о себе (в эфире 28.01.2011) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2dpegquvgBQ (дата обращения: 15.05.2019).

4. Семизорова Н. Учитель — выдающаяся балерина М. Т. Семенова // Кафедра хореографии ГИТИСа. Методика преподавания хореографических дисциплин. М.: ГИТИС. 2003. Вып. 2. С. 56-59.

5. Мессерер А. Уроки классического танца. СПб.: Лань. 2004. С. 260-270.

6. Валукин Е. Комплексная система обучения мужскому классическому танцу // Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: ГИТИС, 1992. С. 56-57.

7. Валукин М. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2007. 248 с.

8. Галина У. Одиночество богини (опубликовано 12.02.2012). [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=4xOcWS45G8k (дата обращения: 26.04.2019).

9. Рибель А. А. Из интервью Семизоровой Н. Л. 19.05.2016: неопубликованный документ // Архив А. А. Рибель.

10. Рибель А. А. Из интервью Семизоровой Н. Л. 15.04.2017: неопубликованный документ // Архив А. А. Рибель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Павленко С. Н. Семизорова: На балетной сцене все видно, как в зеркале // Красноярский рабочий. 1.08.2003. С. 6-7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasrab.com/archive/2003/08/01/22/view_ article (дата обращения: 25.04.2019).

12. Билет в Большой. Сюжет о Народной артистке России Нине Семизоровой (в эфире: 13.04.2012) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fzmYPZqqXko (дата обращения: 10.05.2019).

REFERNCES

1. Konovalova E. Nina Semizorova: V russkom teatral'nom iskusstve glav-noe — my'sr // Vechernij Krasnoyarsk. 2012. № 48. S. 3-5 [E4ektronnyxj resurs]. URL: https://newslab.ru/article/351800 (data obrashheniya: 10.05.2019).

2. Volodchenkov R., Inozemceva G. Nina Semizorova: ee uroki — otkrovenie // Balet. 2008. № 1. S. 10-11.

3. Semizorova N. Monologi o sebe (v efire 28.01.2011) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2dpegquvgBQ (data obrashheniya: 15.05.2019).

4. Semizorova N. Uchitel" — vy'dayushhayasya balerina M. T. Semenova // Kafedra xoreografii GITISa. Metodika prepodavaniya xoreograficheskix dis-ciplin. M.: GITIS. 2003. Vy'p. 2. S. 56-59.

5. Messerer A. Uroki klassicheskogo tancza. SPb.: Lan'. 2004. S. 260-270.

6. Valukin E. Kompleksnaya sistema obucheniya muzhskomu klassicheskomu tanczu // Problemy' naslediya v xoreograficheskom iskusstve. M.: GITIS, 1992. S. 56-57.

7. Valukin M. E'volyuciya dvizhenij v muzhskom klassicheskom tance. M.: GITIS, 2007. 248 s.

8. Galina U. Odinochestvo bogini (opublikovano 12.02.2012) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4xOcWS45G8k (data obrashheniya: 26.04.2019).

9. Ribel" A. A. Iz interv'yu Semizorovoj N. L. 19.05.2016: neopublikovanny'j dokument // Arxiv A. A. Ribel'.

10. RibeV A. A. Iz interv'yu Semizorovoj N. L. 15.04.2017: neopublikovanny'j dokument // Arxiv A. A. Ribel'.

11. Pavlenko S. N. Semizorova: Na baletnoj scene vse vidno, kak v zerkale // Krasnoyarskij rabochij. 01.08.2003. S. 6-7 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.krasrab.com/archive/2003/08/01/22/view_article (data obrashheniya: 25.04.2019).

12. Bilet v Bol'shoj. Syuzhet o Narodnoj artistke Rossii Nine Semizorovoj (v e'fire: 13.04.2012) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=fzmYPZqqXko (data obrashheniya: 10.05.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Рибель А. А. — anna1329@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Ribel A. A. — anna1329@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.