Научная статья на тему 'ЛАЗАРО КАРРЕНЬО: К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛАЗАРО КАРРЕНЬО: К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЗАРО КАРРЕНЬО / КУБИНСКАЯ ШКОЛА БАЛЕТА / ЛЕНИНГРАДСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ КУБЫ / КУБИНСКИЙ ТАНЦОВЩИК / ПЕДАГОГ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА / КУБА / LAZARO CARRENO / CUBAN NATIONAL BALLET SCHOOL / VAGANOVA LENINGRAD ACADEMIC CHOREOGRAPHIC SCHOOL / CUBAN NATIONAL BALLET / CUBAN DANCER / TEACHER / CUBA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сакамото Де Мясников Ф. М. Т.

Статья посвящена творческой жизни кубинского танцовщика и педагога балета Лазаро Карреньо, обладателя звания «Мэтра» и высшей награды для артистов на Кубе (медали «За национальную заслугу в области культуры»), блестящего танцовщика, лауреата международных балетных конкурсов, педагога классического и дуэтно-классического танца, среди учеников которого ведущие солисты мировых балетных театров (Хосе Мануэл Карреньо, Карлос Акоста и многие другие). Прослеживается его творческий путь от начала обучения балету в Национальной школе искусств Кубы и Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой до становления ведущим солистом Национального балета Кубы и приглашенным солистом многих театров. Затрагивается его педагогическая и репетиторская деятельность в различных театрах и хореографических учебных заведениях мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAZARO CARRENO: ON THE 50TH ANNIVERSARY OF CREATIVE ACTIVITY

This article is dedicated to the creative life of Cuban dancer and ballet teacher Lazaro Carreno, holder of the title «Maestro» , and the highest award for artists in Cuba the medal for «National Merit in the Field of Culture» . A brilliant performer, recognized by many international ballet competitions, ballet teacher and classic dance duets (pas de deux), his legacy includes the development of soloists such as Jose Manuel Carreno (American Ballet Theatre), Carlos Acosta (The Royal Ballet) and many international figures. The author traces his career from the beginning at the National Arts School of Cuba and the Leningrad Academic Choreographic School A.Ya. Vaganova becoming a pillar of excellence for the Cuban National Ballet and a guest star with many companies all over, influencing his pedagogical career through the Old and New Worlds.

Текст научной работы на тему «ЛАЗАРО КАРРЕНЬО: К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 792.8

ЛАЗАРО КАРРЕНЬО: К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сакамото де Мясников Ф. М. Т.1

1 Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского — Михайловский театр, пл. Искусств, д. 1, 191186, Санкт-Петербург, Россия.

Статья посвящена творческой жизни кубинского танцовщика и педагога балета Лазаро Карреньо, обладателя звания «Мэтра» и высшей награды для артистов на Кубе (медали «За национальную заслугу в области культуры»), блестящего танцовщика, лауреата международных балетных конкурсов, педагога классического и дуэтно-классиче-ского танца, среди учеников которого ведущие солисты мировых балетных театров (Хосе Мануэл Карреньо, Карлос Акоста и многие другие). Прослеживается его творческий путь от начала обучения балету в Национальной школе искусств Кубы и Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой до становления ведущим солистом Национального балета Кубы и приглашенным солистом многих театров. Затрагивается его педагогическая и репетиторская деятельность в различных театрах и хореографических учебных заведениях мира.

Ключевые слова: Лазаро Карреньо, Кубинская школа балета, Ленинградское Академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, Национальный балет Кубы, кубинский танцовщик, педагог классического танца, Куба.

LAZARO CARRENO: ON THE 50TH ANNIVERSARY OF CREATIVE ACTIVITY

Sakamoto de Myasnikov F. M. T.1

1The St. Petersburg Mussorgsky State Academic Opera and Ballet Theatre - Mikhailovsky Theatre, Iskusstv sq., 1, Saint-Petersburg, 191011, Russian Federation.

This article is dedicated to the creative life of Cuban dancer and ballet teacher Lazaro Carreno, holder of the title «Maestro» , and the highest award for artists in Cuba the medal for «National Merit in the Field of Culture» . A brilliant performer, recognized by many international ballet competitions, ballet teacher and classic dance duets (pas de deux), his legacy includes the development of soloists such as Jose Manuel Carreno (American Ballet

Theatre), Carlos Acosta (The Royal Ballet) and many international figures. The author traces his career from the beginning at the National Arts School of Cuba and the Leningrad Academic Choreographic School A.Ya. Vaganova becoming a pillar of excellence for the Cuban National Ballet and a guest star with many companies all over, influencing his pedagogical career through the Old and New Worlds.

Keywords: Lázaro Carreño, Cuban National Ballet School, Vaganova Leningrad Academic Choreographic School, Cuban National Ballet, Cuban dancer, teacher, Cuba.

ХХ век для балета — это время появления не только новых танцевальных жанров и направлений, большого количества выдающихся артистов, педагогов и хореографов, но и возникновения новых хореографических школ, в том числе и в «Новом Свете». Одной из таких школ стала Национальная школа балета имени Фернандо Алонсо на Кубе (Escuela Nacional de Ballet Fernando Alonso). Кубинская школа балета имеет давние и прочные связи с русским балетом: в числе отечественных педагогов балета, обучавших кубинских танцовщиков, были: Н. П. Яворский, А. А. Федорова, М. М. Фокин, М. М. Мордкин, Дж. Баланчин, А. Н. Обухов, А. И. Вильтзак, а также И. И. Юшкевич, Л. А. Фокин, Е. Клеменская, А В. Леонтьева, А. М. Плисецкий, Г. С. Уланова, В. И. Цаплин [1; 2]. Кубинская школа балета была прославлена множеством выдающихся артистов балета и педагогов, в том числе — Лазаро Карреньо, отмечающий в 2019 году 50-летие творческой деятельности.

Лазаро Карреньо — кубинский артист балета, один из первых ведущих танцовщиков [2], а в последствии, и педагог-репетитор Национального балета Кубы (Ballet Nacional de Cuba), лауреат международных балетных конкурсов [3], педагог классического и дуэтно-клас-сического танца в Кубинской национальной школе балета, приглашенный педагог, репетитор, хореограф и советник в различные крупных зарубежных балетных труппах и школах1. За успехи в области балета, как исполнителю и педагогу, ему было присвоено звание «Мэтр» (Maître) (1976), а также он был удостоен высшей награды для артистов на Кубе - медали «За национальную заслугу в области культуры» (1983) [4] (см.: рис. 1 на вклейке между с. 82 и 85).

1 Кафедра танца Алисии Алонсо Мадридского университета «Комплутенс» (Universidad Complutense de Madrid), Национальная балетная школа Канады (National Ballet School of Canada), Американский театр балета (American Ballet Theatre) и др.

Лáзаро Ролáндо Каррёньо Вйньяс2 (Lazaro Rolando Carreño Viñas) родился на Кубе 30 января 1952 года в городе Фоменто провинции Санкти-Спиритус (Sancti-Spirítus) [5]. Его отец Хосе Мануэль Карреньо (Jose Manuel Carreño) был управляющим сахарным заводом, а мать Делия Виньяс (Delia Viñas) — домохозяйкой. Лазаро был младшим из одиннадцати братьев.

Карреньо начал обучаться классическому балету в 1962 году в Национальной школе искусств «Кубанакан» (Escuela Nacional de Artes — ENA Cubanacan)3. Его первым педагогом классического танца была знаменитая прима-балерина Национального балета Кубы Жозефина Мендес (Josefina Mendez) — одна из «четырех драгоценностей Кубинского балета», по определению известного английского критика А. Хаскелла [6, p. 105]. Следует отметить, что Лазаро был в числе первых учеников новой школы, которой еще только предстояло обрести известность в мире балета. В 1964 году, после двух с половиной лет обучения в Национальной школе искусств, молодой Лазаро получил стипендию от Совета по Культуре Кубы на обучение в Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (далее - ЛАХУ) [7], в котором провел следующие четыре (с 1964 по 1968) года [5] (см.: рис. 2 на вклейке между с. 82 и 85).

Его первым педагогом по классическому танцу в ЛАХУ была ученица

A. Я. Вагановой Анна Петровна Бажаева, у которой он проучился один год. Затем два года Лазаро учился у Виктора Михайловича Тулубьева (ученика

B. И. Пономарева, солиста Малого Ленинградского государственного оперного театра (далее — МАЛЕГОТ), и последний год—у Семена Соломоновича Каплана (ученика В.И. Пономарева, солиста Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (далее — ГАТОБ). Дуэтно-классическому танцу он учился у Адоля Сагмановича Хамзина (ученика

A. И. Пушкина, солиста МАЛЕГОТа); актерскому мастерству — у Татьяны Ивановны Шмыровой (ученицы А Я. Вагановой, солистки ГАТОБа); характерному танцу — у Георгия Пантелеймоновича Конищева (ученика

B. И. Пономарева и А. В. Лопухова, артиста балета ГАТОБа).

Его одноклассниками значатся: Александр Александрович Степин (солист театра «Хореографические миниатюры», заслуженный тренер РФ, педагог), Андрей Иванович Гарбуз (солист ГАТОБа), Людмила Ивановна Семеняка (солистка Большого театра, балетмейстер, педагог, народная артистка СССР), Галина Сергеевна Мезенцева

2 К сожалению, в открытых источниках крайне мало информации о творческой судьбе Лазаро Карреньо. Автор статьи имел честь и удовольствие лично познакомиться с Маэстро и представить в данной статье ранее не опубликованную информацию.

3 Сегодня это Национальная школа балета имени Фернандо Алонсо.

(солистка ГАТОБа, педагог, народная артистка РСФСР), Владимир Афанасьевич Колесников (солист ГАТОБа). Безусловно, не только атмосфера одной из старейших в мире школ балета, но и люди, которые непосредственно окружали Лазаро, оказали огромное влияние на становление будущего солиста Национального театра Кубы.

В 1968 году Л. Карреньо возвратился на Кубу в Национальную школу искусств, которую закончил через год как артист балета, по классу профессора Рамоны Де Саа Белло (Ramona de Saá Bello) и Фернандо Алонсо (Fernando Alonso). Его выпускной спектакль состоялся на острове Пинос (Pinos), где на тот момент воспитанники школы проходили обязательную трудовую практику.

После окончания учебы в 1969 году Лазаро Карреньо был принят в состав Балета Камагуэй (Ballet de Camaguey) в качестве артиста кордебалета [2]. Вскоре молодого танцовщика заметили и стали занимать в сольных партиях. Он исполнял Юношу в «Шопениане», Pas de trois и «Белое адажио» из «Лебединого озера», солиста в «Махисимо» (Majísimo), «Чапаеве» и др. В то время он танцевал в основном с Сильвей Маричал (Silvia Manchal) [2], которая была не только прима-балериной Балета Камагуэй, но и солисткой Национального балета Кубы. Уже в театральном сезоне 1970/1971 годов Лазаро присоединился к Национальному балету Кубы как артист кордебалета. В 1974 году он стал солистом, а с 1976 — ведущим солистом [6] этой балетной труппы.

За 30 лет артистической карьеры в Национальном балете Кубы (с 1970 по 1999 годы) Лазаро исполнил весь классический репертуар, включая партии: Франца («Коппелия») (см.: рис. 3 на вклейке между с. 82 и 85), принца Дезире и Голубой птицы («Спящая красавица»), Альберта («Жизель»), Базиля («Дон Кихот»), Юноши («Шопениана»), Джеймса («Сильфида»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Жана де Бриена («Раймонда»), Grand-Pas («Пахита»), Филиппа («Пламя Парижа»), Pas de deux Чайковского, Pas d'esclave («Корсар»), Актеона (pas de deux Диана и Актеона из «Эсмеральды»).

Анализ творчества Карреньо обнаруживает уникальный случай, когда классический премьер исполняет в балете два противоположных образа, тем самым демонстрируя разнообразие актерских возможностей. Речь идет о балетах «Тщетная предосторожность» (Колен и Ален), «Лебединое озеро» (принц Зигфрид и Шут), в которых он показал себя актером редчайшего диапазона. Неслучайно персонажи Лазаро Карреньо до сих пор «живы» в памяти зрителей. Безусловно, такой талант есть не у

каждого танцовщика. В истории балета подобной способностью к перевоплощению обладал разве что Владимир Васильев. Конечно, основой была и остается виртуозная техника, которая позволяет играть разными балетными красками. Благодаря редкому дару передавать Другому свой энтузиазм, восхищение от танца артист сразу стал кумиром гаванской публики.

Проявившаяся в юности тяга к характерному танцу вылилась в блестящее исполнение характерных партий, например половец («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), Испанский танец из «Лебединого озера». К этому можно добавить сугубо кубинский репертуар, где талант, страсть и энергия проявились во всей полноте. Это - «Ритмикас» (Rítmicas) и «Гамлет» (Hamlet) — хор. Иван Тенорио (Ivan Tenorio); «Махисимо» (Majisimo) — хор. Хорхе Гарсиа (Jorge Garcia); «Покинутая Дидона» (Dido abandonada) — хор. Алисии Алонсо, Эскамильо в «Кармен» и Эл Гуйхи в «Эл Гуйхи» (El Guiji) — хор. Альберто Алонсо; солист в «Сесилии Вальдес» (Cecilia Valdés) — хор. Густаво Геррера (Gustavo Herrera); солист «Время вне памяти» (Tiempofuera de la memoria) и Отелло в «Прологе к трагедии» (Prólogo para una tragedia) — хор. Брайан Макдональд (Brian McDonald), «Имахенес» (Imágenes) хор. Мения Мартинес и Хоакин Ванегас (Menia Martinez, Joaquin Banegas) и др.

Артистическое амплуа Лазаро охватывает также и сложнейшую инструментальную хореографию: партия солиста («Тема с вариациями»), «Фестиваль цветов в Чинзано», Pas de deux («Весенние воды»); Pas de deux («Grand pas classique» на музыку Д. Обера) и другие. Таким образом, диапазон репертуара Лазаро охватывал классические спектакли, современные постановки и отдельные номера4 [8; 9].

Лазаро был первым исполнителем номеров современной хореографии, впоследствии ставших шедеврами кубинского балета, среди них: «Плáсмасис» (Plásmasis)5, «Река и лес» (El rio y el bosque)6, «Канто Виталь» (Canto Vital)7 (см.: рис. 4 на вклейке между с. 82 и 85).

4 Эскамильо в «Кармен» и Эл Гуйхи в «Эл Гуйхи» (El Guiji) — хор. Альберто Алонсо; солист в «Сесилии Вальдес» (Cecilia Valdés) — хор. Густаво Геррера (Gustavo Herrera); солист «Время вне памяти» (Tiempo fuera de la memoria) и Отелло в «Прологе к трагедии» (Prólogo para una tragedia) — хор. Брайан Макдональд (Brian McDonald). «Имахенес» (Imágenes) хор. Мения Мартинес и Хоакин Ванегас (Menia Martinez, Joaquin Banegas) и многие другие.

5 Впервые исполнил вместе с Каридой Мартинес (Caridad Martinez).

6 Партнершей была Мария Элена Льоренте (хореограф номера Альберто Мендес (Alberto Mendez)) [10].

7 Вместе со знаменитыми кубинскими танцовщиками Хорхе Эскивелем (Jorge Esquivel), Андресом Вильямсом (Andres Wiliams) и Орландо Сальгадо (Orlando Salgado). Хореография Азария Михайловича Плисецкого [6].

За время своей артистической карьеры Лазаро Карреньо неоднократно выступал в качестве приглашенного солиста в таких театрах и компаниях, как: Национальный балет Мексики (Ballet Nacional de Mexico), Американский театр танца Элвина Эйли (Alvin Ailey Dance Theatre), Международный балет Каракаса (Ballet Internacional de Caracas), Муниципальный театр Рио-де-Жанейро (Ballet del Teatro Municipal de Río), Муниципальный театра Сантьяго-де-Чили (Ballet del Teatro Municipal de Santiago de Chile) [4].

Л. Карреньо танцевал практически со всеми балеринами Национального балета Кубы. Среди его партнерш можно назвать: Жозефину Мендес (у которой он начинал учиться балету), Алисию Алонсо (Alicia Alonso), Аврору Бош (Aurora Bosch), Мирту Пла (Mirta Pla), Лойпу Араухо (Loipa Araujo), Марию Элену Льоренте (Maria Elena Llorente), Офелию Гонсалес (Ofelia Gonzales), Росарио Суарес (Rosario Suarez), Ампаро Брито (Amparo Brito), Марту Гарсия (Marta Garcia), Каридад Мартинес (Caridad Martinez), Сильвию Маричал (Silvia Marichal), Лурдес Гомес (Lourdes Gómez), Розу Очоа (Rosa Ochoa) Алихайде Карреньо (Alyhaidee Carreño) и Мирту Гарсия (Mirta García). Кроме того, он выступал с иностранными балеринами: Дженнифер Губе (Jennifer Goubé)8, Арантхой Аргуэльес (Arantxa Argüelles)9, Сусаной Бенавидес (Susana Benavide), и Лаурой Урдапиллета (Laura Urdapilleta)10, Норой Эстевес (Nora Estévez), Аной Ботафого (Ana Botafogo) и Кристиной Мартинелли (Cristina Martinell)11, Сандрой Родригес (Zhandra Rodríguez)12 (см.: рис. 5 на вклейке между с. 82 и 85).

Балетные критики высоко оценивали танец Лазаро, отмечая, что он — «...превосходно выученный танцовщик (с точки зрения техники) и обладатель чудесной пластичности» [11, p. 12], а его «его широкие движения и великолепная техника вызывают мурашки на коже. Исполнение сочетает в себе искусство и физическую силу» [12, p. 13].

Творческая жизнь Лазаро не ограничивалась только выступлениями в театрах. Он победоносно выступал на международных

8 Прима-балерина Парижской национальной оперы {Opéra National de Paris).

9 Прима-балерина в Берлинской государственной оперы {StaatsoperBerlin) и Национального Классического балета Испании {Ballet Nacional de España Clásico).

10 Прима-балерины Национального театра танца Мексики {Compañía Nacional de Danza, Mexico).

11 Прима-балерины в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

12 Прима балерина Американского театра балета.

балетных конкурсах. Первый свой приз Л. Карреньо получил на V Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1970 году, где занял III место, за исполнение хореографической миниатюры «Плáшашс». При этом сам номер, поставленный кубинским хореографом Альбертом Мендесом, был удостоен I места, как лучшая современная хореография [8]. На фестивале имени Кати Поповой в Плевене в 1972 году он получил медаль и диплом участника. На II Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве в 1973 году, участвуя с номером «Река и лес», Лáзаро получил приз за артистизм [8]. Наталья Михайловна Дудинская отмечала, что ей «очень понравился номер современного балета «Река и лес» , где Лазаро Карреньо выступал со своей партнершей Марией-Еленой Льоренте13. Этот танец, основанный на движениях популярного танца, артисты интерпретировали с большой выразительностью и профессионализмом. Лазаро знал, как донести до публики идею танца, и я убеждена, что без идеи нет искусства вообще и балета в частности» (цит. по: [13, р. 36]). С этим же номером Лазаро участвовал в VII Международном конкурсе артистов балета в Варне, где занял II место, получил приз за артистизм [14]. В 1980 году он участвовал в Международном балетном конкурсе мадам Масако Ойя (Masako Ohya World Ballet Competition) в Токио, завоевав золотую медаль. Последний раз Лазаро участвовал в балетных конкурсах в 1983 году. Это был I Латиноамериканский конкурс балета и хореографии в Рио-де-Жанейро, где был награждён сразу двумя золотыми медалями — в сольном выступлении (премией имени Альдо Лотуфо) и в дуэте с Ампаро Брито [8].

Свою педагогическую деятельность Лазаро Карреньо начал еще танцовщиком Национального балета Кубы, в 1972 году как педагог-репетитор театра [7]. С 1986 по 1990 годы он был приглашен вести восьмой, последний, класс в кубинской Национальной балетной школе (Escuela Nacional de Ballet). С 1993 по 1996 годы, по просьбе Алисии Алонсо, он был приглашен в качестве педагога в Мадридский университет Комплутенсе (Universidad Complutense de Madrid) на кафедру танца Алисии Алонсо. В 1996 и 1997 годах был приглашенным педагогом классического и дуэтно-классического танцев и репетиром-постановщиком в Королевской консерватории танца в Мадриде (Real Conservatorio de danza de Madrid), где также занимался преподаванием классического репертуара, постановками различных классических pas de deux, включая Grand pas из балета «Раймонда» для хореографической мастерской консерватории. C 1998 по 2002 годы он работал при-

13 Мария-Елена не участвовала в конкурсе.

глашенным педагогом в Американском театре балета (American Ballet Theatre), где репетировал с такими знаменитыми танцовщиками как: Хосе Мануэл Карреньо (Jose Manuel Carreño), Хулио Бокка (Julio Bocca), Владимир Малахов, Ангел Корелла (Angel Corella) и др. В 2003-2008 годы был приглашен в качестве главного педагога и репетитора в Хьюстонский балет (Houston Ballet); в 2010 году - в качестве педагога классического танца в балетную труппу Ангела Корелла Балета Кастилии и Леона (Ballet Castilla y León). С 2012 года работает приглашенным педагогом классического танца в Бургосе в период проведения Международного хореографического конкурса «Бургос — Нью-Йорк» (Certamen Internacional de Coreografía Burgos — New York, Spain), проводит мастер-классы для студентов, артистов балета и хореографов (см.: рис. 6 на вклейке между с. 82 и 85).

Кроме того, Лазаро Карреньо проводил мастер-классы в различных балетных труппах и хореографических учебных заведениях: Рейнском оперном балете во Франции. (Opera del Rhin, Francia), Институте театра Барселоны (Instituto del Teatro de Barcelona), Национальном театре танца Испании в Мадриде (Compañía Nacional de Danza de Madrid), Канадской национальной танцевальной труппе (Canadian National Dance Company), Национальной балетной школе Канады (National Ballet School of Canada); Муниципальном театре Рио-де-Жанейро (Teatro Municipal de Rio de Janeiro), балетной труппе Лодзинской оперы (Ópera de Lodz, Polonia), «Королевском балете» (The Royal Ballet), Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) [4]. Эта практика проведения мастер-классов продолжается и поныне.

В последние годы маэстро Лазаро ангажирован как педагог-специалист в Профессиональную школу танца Кастилии и Леона (Escuela Profesional de Danza de Castilla y León), в Профессиональную школу танца Кастилии и Леона «Ана Лагуна» (Escuela Profesional de Danza de Castilla y León «Ana Laguna», Burgos, España) [15], где преподает классический и дуэтно-классический танцы в выпускных классах. Обучая юношей и девушек, маэстро принимает деятельное участие в подготовке выпускных спектаклей. Его тесное сотрудничество с Национальным балетом Кубы развивается по линии проведения мастер-классов, а также восстановления сошедших со сцены спектаклей [16].

Многогранность творческой личности Карреньо просматривается через его научно-методическую деятельность, связанную с подготовкой учебника по дуэтно-классическому танцу. Обобщение и систематизация собственного творческого опыта позволит воздать дань

памяти своим педагогам и артистам, с которыми ему довелось танцевать и общаться.

За время обширной педагогической деятельности Лазаро Карреньо воспитал целую плеяду выдающихся классических танцовщиков, выступающих по всему миру. Среди них [7]: Хосе Мануэль Карреньо (Jose Manuel Carreño)14 и Лиенц Чанг (Lienz Chang)15 - выпускники 1986 г.; Иисус Корралес (Jesus Corrales)16 - выпускник 1987 г.; Карлос Акоста (Carlos Acosta)17 и Луис Серрано (Luis Serrano)18 - выпускники 1991 г.; Юрий Яновский (Yury Yanowsky)19 - выпускник 1992 г.; Джоан Боада (Joan Boada)20 - выпускник 1993 г.

Будучи репетитором, Лазаро Карреньо подготовил Юрия Яновского для участия в XV Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1992 году, где тот завоевал серебряную медаль. Его воспитанник Хоакин де Луз (Joaquin de Luz) стал обладателем золотой медали на II Международном балетном конкурсе имени Нуреева в Будапеште в 1996 году.

Кубинская школа балета — одна из самых молодых в мире. Однако ее представители, как танцовщики, так педагоги и хореографы уже успели вписать свои имена в мировую историю хореографического искусства. Это стало возможным во многом благодаря культурным взаимодействиям с Россией. Кубинские артисты балета не только обучались у русских педагогов, оказавшихся в эмиграции после 1917 года в своей стране, но и приезжали с этой целью в СССР. Результатом межкультурных коммуникаций стало «взращивание» национальных кадров. Пятидесятилетняя творческая деятельность Лазаро Роландо Карреньо Виньяса - выдающегося танцовщика, превосходного испол-

14 Премьер Английского национального балета (English National Ballet), Королевского балета (The Royal Ballet) и Американского театра балета (American Ballet Theatre).

15 Премьер Национального балета Кубы и Марсельского Национального балета (Ballet National de Marseille). Ассистент Ролана Пети, педагог.

16 Ведущий танцовщик в Королевском балете Виннипега (Royal Winnipeg Ballet) и в Большом канадском балете Монреаля (Montreal's Les Grands Ballets Canadiens).

17 Лауреат международных балетных конкурсов, премьер Английского национального балета, премьер Балета Хьюстона, Лондонского Королевского балета.

18 Ведущий танцовщик в Майами-сити балете (Miami city ballet), художественный руководитель балета Монтеррея.

19 Ведущий танцовщик Бостонского балета (Boston Ballet).

20 Ведущий танцовщик в Балете Сан-Франциско (San Francisco Ballet).

нителя с «энциклопедичной» техникой классического танца, премьера, педагога формирует определенный этап в истории кубинского балета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сакамото де Мясников Ф. М. Т. «Кубинское чудо»: к 70-летию создания «Балета Алисии Алонсо» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 2 (55). C. 17-33.

2. Cabrera M. Orbita del Ballet Nacional de Cuba (1948-1978). La Habana: Ediciones Orbe, 1978. 148 p.

3. Garcia M. Cinco bailarines que hicieron futuro. Honor a quien honor merece! [Электронный ресурс]. URL: http://www.ellugareno.com/20r7/12/cinco-bailarines-que-hicieron-futuro.html?m=1 (дата обращения: 06.09.2019).

4. Lázaro Carreño [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecured.cu/ Lázaro_Carreño (дата обращения: 08.09.2019).

5. Характеристика Лазаро Карреньо // Архив Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Ед. хр. 256. 11 л.

6. Cabrera M. El ballet en Cuba: Apuntes Historicos. La Habana: Ediciones Cupulas, 2011. 364 p

7. Singer T. Fernando Alonso. The Father of Cuban Ballet. Florida: University Press of Florida, 2013. 240 p.

8. Cabrera M. BNC: medio siglo de gloria. La Habana: Cuba en el ballet, 1998. 279 p.

9. Noticias // Revista Cuba en el Ballet. 1976. Vol. 7. No 1. P. 44-49.

10. Cabrera M. Ballet Nacional de Cuba — Ficha Tecnica // Revista Cuba en el Ballet. 1973. Vol. 4. No 3. P. 6-29.

11. El Ballet Nacional de Cuba en su gira por Europa // Revista Cuba en el Ballet. 1979. Vol. 10. No 2. P. 2-14.

12. Bailarines cubanos en el extranjero // Revista Cuba en el Ballet. 1978. Vol. 9. No 1. P. 10-16.

13. Simon P. Teatro Bolshoi 1973: confrontación del ballet mundial // Revista Cuba en el Ballet. 1974. Vol. 5. No 1. P. 30-36.

14. VII International Ballet Competition - Varna 1974 [Электронный ресурс]. URL: https://varna-ibc.org/history/seventh-international-ballet-competition-varna-1974/ (дата обращения:10.09.2019).

15. Lazaro Carreno [Электронный ресурс]. URL: https://fuescyl.com/ k2-listing/item/1134-lazaro-carreno (дата обращения: 10.09.2019).

16. Покутний И. Молодые танцоры Национального балета Кубы дебютировали в «Лебедином озере» [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/3234627?fbclid=IwAR2bsd99Camn3_ hHBORiL8vqMvSv9JJORP5dVnnwEujk68-uidHqFBlqHx4 (дата обращения: 15.07.2019).

REFERENCES

1. Sakamoto de Myasnikov F. M. T. «Kubinskoe chudo»: k 70-letiyu sozdaniya «Baleta Alisii Alonso» // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2018. № 2 (55). C. 17-33.

2. Cabrera M. Orbita del Ballet Nacional de Cuba (1948-1978). La Habana: Ediciones Orbe, 1978. 148 p.

3. Garcia M. Cinco bailarines que hicieron futuro. Honor a quien honor merece! [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.ellugareno.com/2017/12/ cinco-bailarines-que-hicieron-futuro.html?m=1 (data obrashheniya: 06.09.2019).

4. Lázaro Carreño [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.ecured.cu/ Lázaro_Carreño (data obrashheniya: 08.09.2019).

5. Xarakteristika Lazaro Karren'o // Arxiv Akademii Russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoj. Ed. xr. 256. 11 l.

6. Cabrera M. El ballet en Cuba: Apuntes Historicos. La Habana: Ediciones Cupulas, 2011. 364 p

7. Singer T. Fernando Alonso. The Father of Cuban Ballet. Florida: University Press of Florida, 2013. 240 p.

8. Cabrera M. BNC: medio siglo de gloria. La Habana: Cuba en el ballet, 1998. 279 p.

9. Noticias // Revista Cuba en el Ballet. 1976. Vol. 7. No 1. P. 44-49.

10. Cabrera M. Ballet Nacional de Cuba — Ficha Tecnica // Revista Cuba en el Ballet. 1973. Vol. 4. No 3. P. 6-29.

11. El Ballet Nacional de Cuba en su gira por Europa // Revista Cuba en el Ballet. 1979. Vol. 10. No 2. P. 2-14.

12. Bailarines cubanos en el extranjero // Revista Cuba en el Ballet. 1978. Vol. 9. No 1. P. 10-16.

13. Simon P. Teatro Bolshoi 1973: confrontación del ballet mundial // Revista Cuba en el Ballet. 1974. Vol. 5. No 1. P. 30-36.

14. VII International Ballet Competition - Varna 1974 [E4ektronnyxj resurs]. URL: https://varna-ibc.org/history/seventh-international-ballet-competi-tion-varna-1974/ (data obrashheniya:10.09.2019).

15. Lazaro Carreno [E4ektronnyxjresurs]. URL: https://fuescyl.com/ k2-listing/item/1134-lazaro-carreno (data obrashheniya: 10.09.2019).

16. Pokutnij I. Molody'e tanczory' Nacional'nogo baleta Kubyx debyutirov-ali v «Lebedinom ozere» [E4ektronnyxj resurs]. URL: https://tass.ru/kul-tura/3234627?fbclid=IwAR2bsd99Camn3_hHBORiL8vqMvSv9JJORP5d-VnnwEujk68-uidHqFBlqHx4 (data obrashheniya: 15.07.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сакамото де Мясников Ф. М. Т. — [email protected] INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sakamoto de Myasnikov F. M. T. — [email protected]

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТАТЬЕ

Ф. М. Т. САКАМОТО ДЕ МЯСНИКОВ «ЛАЗАРО КАРРЕНЬО: К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рис. 2. Лазаро Карреньо выпускник Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой 1968 года

Карреньо в роли Франца 1ета «Коппелия» (1985)

Рис. 1. Маюми Сакамото и Лазаро Карреньо (Бургос, 2018)

Рис. 4. Фрагмент из балета «Канто Виталь» (хореография А. М. Плисецкого). Изображены (слева направо): Орландо Сальгадо, Лазаро Карреньо, Хорхе Эскивель, Андрее Вильямс

Рис. 5. Л. Карреньо Рис. 6. Л. Карреньо во время

с Н. Макаровой (Рио- мастер - класса в Американском

де-Жанейро, 1986) театре балета (Нью-Йорк, 2000)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.